Научная статья на тему 'Город Пафос на Кипре в римское время'

Город Пафос на Кипре в римское время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИПР / РИМСКИЙ ПЕРИОД / ПАФОС / ОСТРОВ / ИСТОРИЯ / ГОРОД / АРХЕОЛОГИЯ / CYPRUS / ROMAN PERIOD / PAPHOS / ISLAND / HISTORY / CITY / ARCHEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болгов Н.Н., Болгова А.М.

В работе предпринимается попытка дать общий очерк места и роли города Пафос на Кипре в истории острова в римский период. Отмечается, что в эллинистический и римский периоды Пафос был главным городом Кипра. В значительной степени это было связано с культом Афродиты Пафосской, распространенным по всему Средиземноморью. Существовало два города ПалеоПафос и Неа Пафос, разделенные Священной дорогой в 60 стадий длиной. Старый Пафос был религиозным центром, Новый центром гражданской администрации. В римский период были сооружены основные постройки Нового Пафоса Агора, Одеон, Асклепион в центральной части города, а также римский форум на юго-востоке. Характерная черта топографии города наличие крупных городских усадеб с мозаичными полами Дом Тесея (резиденция проконсула), Дом Диониса, Дом Орфея, Дом Эона. В IV-V вв. были возведены две крупные христианские базилики Хрисополитисса и Лимениотисса. Город стал важным центром христианской церкви. Это был конечный пункт маршрута апостолов Павла и Варнавы. Епископ Пафоса был участником I Вселенского собора. Серия землетрясений середины IV в. значительно повредила город. Это привело к переносу столицы острова в Саламин. Но Пафос остался важным центром и второй по значимости епархией Кипрской церкви, которая в 431 г. стала автокефальной. История Пафоса римского времени совершенно не изучена в российской историографии. Стимулом к написанию этой статьи стало проведение I летней историко-археологической школы на Кипре преподавателей и студентов НИУ «БелГУ» в сентябре 2018 г. и включение кипрской тематики в исследования научного направления НИУ «БелГУ» «Классическая и византийская традиция».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CITY OF PAPHOS IN CYPRUS IN ROMAN TIMES

The paper attempts to give a general outline of the place and role of the city of Paphos in Cyprus in the history of the island in the Roman period. It is noted that in the Hellenistic and Roman periods, Paphos was the main city of Cyprus. To a large extent it was associated with the cult of Aphrodite of Pathos, spread throughout the Mediterranean. There were two cities Paleo-Paphos and Nea Paphos, separated by a sacred road 60 stages long. Old Paphos was a religious center, New the center of the civil administration. In the Roman period, the main buildings of New Paphos were built Agora, Odeon, Asklepion in the central part of the city, as well as the Roman Forum in the south-east. A characteristic feature of the topography of the city is the presence of large urban estates with mosaic floors the House of Theseus (residence of the proconsul), the House of Dionysus, the House of Orpheus, the House of Aion. In the 4-5 centuries AD were built two major Christian basilicas Chrysopolitissa and Limeniotissa. The city became an important center of the Christian church. It was the final destination of the apostles Paul and Barnabas. Bishop of Paphos was a member of the I Ecumenical Council. A series of earthquakes in the middle of IV. significantly damaged the city. This led to the transfer of the capital of the island to Salamis. But Paphos remained an important center and the second most important diocese of the Cyprus Church, which became autocephalous in 488. The history of Paphos in Roman times is not studied at all in Russian historiography. The impetus for writing this article was the holding of the ISummer Historical and Archeological School in Cyprus for teachers and students of the BelSU National Research University in September 2018 and the inclusion of the Cyprus subject matter in the research of the scientific direction of Belgorod State University «Classical and Byzantine Tradition».

Текст научной работы на тему «Город Пафос на Кипре в римское время»

УДК 94 (393)

DOI 10.18413/2075-4458-2019-46-3-412-419

ГОРОД ПАФОС НА КИПРЕ В РИМСКОЕ ВРЕМЯ THE CITY OF PAPHOS IN CYPRUS IN ROMAN TIMES

Н.Н. Болгов, А.М. Болгова N.N. Bolgov, A.M. Bolgova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

e-mail: Bolgov65@mail.ru

Аннотация

В работе предпринимается попытка дать общий очерк места и роли города Пафос на Кипре в истории острова в римский период. Отмечается, что в эллинистический и римский периоды Пафос был главным городом Кипра. В значительной степени это было связано с культом Афродиты Пафосской, распространенным по всему Средиземноморью. Существовало два города - Палео-Пафос и Неа Пафос, разделенные Священной дорогой в 60 стадий длиной. Старый Пафос был религиозным центром, Новый - центром гражданской администрации. В римский период были сооружены основные постройки Нового Пафоса - Агора, Одеон, Асклепион - в центральной части города, а также римский форум на юго-востоке. Характерная черта топографии города - наличие крупных городских усадеб с мозаичными полами - Дом Тесея (резиденция проконсула), Дом Диониса, Дом Орфея, Дом Эона. В IV-V вв. были возведены две крупные христианские базилики - Хрисополитисса и Лимениотисса. Город стал важным центром христианской церкви. Это был конечный пункт маршрута апостолов Павла и Варнавы. Епископ Пафоса был участником I Вселенского собора. Серия землетрясений середины IV в. значительно повредила город. Это привело к переносу столицы острова в Саламин. Но Пафос остался важным центром и второй по значимости епархией Кипрской церкви, которая в 431 г. стала автокефальной. История Пафоса римского времени совершенно не изучена в российской историографии. Стимулом к написанию этой статьи стало проведение I летней историко-археологической школы на Кипре преподавателей и студентов НИУ «БелГУ» в сентябре 2018 г. и включение кипрской тематики в исследования научного направления НИУ «БелГУ» «Классическая и византийская традиция».

Abstract

The paper attempts to give a general outline of the place and role of the city of Paphos in Cyprus in the history of the island in the Roman period. It is noted that in the Hellenistic and Roman periods, Paphos was the main city of Cyprus. To a large extent it was associated with the cult of Aphrodite of Pathos, spread throughout the Mediterranean. There were two cities - Paleo-Paphos and Nea Paphos, separated by a sacred road 60 stages long. Old Paphos was a religious center, New - the center of the civil administration. In the Roman period, the main buildings of New Paphos were built - Agora, Odeon, Asklepion - in the central part of the city, as well as the Roman Forum in the south-east. A characteristic feature of the topography of the city is the presence of large urban estates with mosaic floors - the House of Theseus (residence of the proconsul), the House of Dionysus, the House of Orpheus, the House of Aion. In the 4-5 centuries AD were built two major Christian basilicas - Chrysopolitissa and Limeniotissa. The city became an important center of the Christian church. It was the final destination of the apostles Paul and Barnabas. Bishop of Paphos was a member of the I Ecumenical Council. A series of earthquakes in the middle of IV. significantly damaged the city. This led to the transfer of the capital of the island to Salamis. But Paphos remained an important center and the second most important diocese of the Cyprus Church, which became autocephalous in 488. The history of Paphos in Roman times is not studied at all in Russian historiography. The impetus for writing this article was the holding of the I

Summer Historical and Archeological School in Cyprus for teachers and students of the BelSU National Research University in September 2018 and the inclusion of the Cyprus subject matter in the research of the scientific direction of Belgorod State University «Classical and Byzantine Tradition».

Ключевые слова: Кипр, римский период, Пафос, остров, история, город, археология. Keywords: Cyprus, Roman period, Paphos, island, history, city, archeology.

В сентябре 2018 г. группа преподавателей, аспирантов и студентов Научного направления НИУ «БелГУ» «Классическая и византийская традиция» проходила стажировку в рамках I Летней историко-археологической школы на Кипре. Помимо ознакомления с античными и средневековыми памятниками, результатом школы стало рождение ряда идей и проектов, среди которых в первую очередь - осознанная необходимость изучения историографии истории античного и ранневизантийского Кипра1, а также его основных памятников. Среди последних основное внимание на начальном этапе привлек Пафос (Strab. XIV, VI, 2), который в течение многих столетий был главным городом острова и центром общеантичного культа Афродиты Пафосской [Renos Lavithis, 2008]. Его история в римский период совершенно не изучена в отечественной историографии, в отличие от зарубежной [Maier, Karageorghis, 1984, р. 250].

В 58 г. до н. э. Кипр стал римским владением, первоначально войдя в состав провинции Киликия. В последний период гражданских войн Антоний передал остров Клеопатре (до 31 г. до н. э.). В 22 г. до н. э. Кипр стал сенатской провинцией [Potter, 1995].

Собственно, городов под названием Пафос было два. Первый из них - Палео-Пафос, расположен на юго-западе острова, у легендарного места рождения Афродиты (скала Петра-ту-Ромиу), ныне поселение Куклия. Второй - Неа Пафос (Като Пафос) - расположен в 60 стадиях северо-западнее, там же находится и современный город Пафос.

На римском Кипре Палео-Пафос был известен прежде всего святилищем Афродиты. Палео-Пафос расположен на известняковом холме, в устье реки Диарризос, примерно в одной миле от побережья. Миф утверждает, что богиня Афродита родилась из морской пены и поднялась на скалу Петра-ту-Ромиу. Святилище расположено к востоку от современного поселка Куклия и окружено на западе и юго-западе эллинистическим и римским некрополями. Это святилище имеет одну из самых давних традиций культового поклонения на острове продолжительностью около 1600 лет.

Даже после основания Неа Пафоса в конце IV века до н. э. Палео-Пафос не потерял своего значения. Он оставался центральным местом поклонения Афродите в средиземноморском мире, и культовое поклонение продолжалось на этом месте, пока император Фе-одосий I не запретил все языческие богослужения в 391 г.

Современное строительство в поселке Куклия, к сожалению, значительно повредило памятники материальной культуры Палео-Пафоса. Тем не менее остается достаточно материалов, чтобы римские храмы можно было отделить от более ранних построек. Эти здания расположены в направлении восток/запад и находятся в северной части комплекса святилища.

Два здания, построенные приблизительно между концом I и началом II вв., соответствуют традиционному плану открытого двора для пафосского культа. Считается, что они были построены после землетрясения в 76/77 г., которое, возможно, вызвало некоторое разрушение комплекса святилища. Исследования римского святилища показывают, что здания окружают прямоугольный двор, возможно, оставленный открытым на запад-

1 В отечественной историографии о римском и ранневизантийском Кипре, насколько нам удалось установить, на 2019 год нет ни одной специальной работы, а об античном доримском - не более 30, включая две диссертации [Савельев, 1966; Петрова, 1975]. Римский период частично затронут в искусствоведческом издании «Города Кипра» [Коровина, Сидорова, 1973]. Интерес к древнему Кипру и археологическим исследованиям на нем в последнее время в России несколько оживился [Евдокимов, 2018].

ной стороне, и окруженный южной стоей, восточным крылом и северным залом. Считается, что в северном и южном залах проходили культовые трапезы для богини.

Храм с аниконическим изображением богини Афродиты (не антропоморфной), скорее всего, был перенесен из Старого Храма в новый римский храм. Во время праздников этот камень конической формы, который был символом богини плодородия, мазали благовонными маслами. Другие религиозные мероприятия включали в себя шествие из Нового города в святилище и некоторые формы храмовой проституции.

Святилище Афродиты в целом было одним из основных религиозных центров на Кипре с древнейших времен. Это место было известно и привлекало посетителей со всего Средиземноморья. При римлянах святилище пользовалось покровительством со стороны императорской власти, а несколько императоров даже посещали храм, включая Траяна и Тита. Император Тит посетил храм Афродиты по пути в Сирию. Оказавшись там, Тит пришел в восторг от щедрости святилища и вопросил жрецов о своих будущих начинаниях как императора. Первосвященник и сама богиня Афродита, предположительно, подтвердили благоприятное будущее правителя и его успешное путешествие в Сирию.

Храм в Палео-Пафосе был ведущим центром римского императорского культа на всем острове.

Важность святилища и его культов сохранила Палео-Пафос на карте и после основания Неа Пафоса. Неа Пафос официально был основан как город в 312 г. до н. э. при Ни-кокле, последнем царе Пафосского царства. Во II веке до н. э. город приобрел особое значение и стал столицей всего Кипра, сохранив это положение и при римлянах. Неа Пафос был расположен на юго-западном побережье Кипра, где сейчас находится Като Пафос. Это был один из самых богатых, если не самый богатый город римского Кипра. Пафос был одним из любимых городов Цицерона, выдающегося римского оратора и политика, видимо, по контрасту с остальной Киликией, где он был губернатором. Пафос получил несколько титулов при различных императорах. После землетрясения в 15 г. до н. э. он получил финансовую помощь от Августа и титул «Августа».

В Палео-Пафосе в 1960 г. в стене одного из домов была обнаружена надпись -клятва верности кипрского народа Тиберию [Mitford, 1960, с. 75-79].

В 66 г. Пафос получил название «Клавдия». Дополнительное имя Флавия, которое Пафос носил позднее (Paphos Augusta Claudia Flavia), было, очевидно, добавлено в результате восстановления города при Флавиях после того, как он пострадал от другого землетрясения. Именно в это время монетный двор был перенесен из Сирийской Антиохии в Пафос. Эти серебряные монеты, однако, чеканились недолго [Parks, 2004].

Пафос создал собственный календарь, называемый либо Имперским, либо Кипрским, где-то между 21 и 12 гг. до н. э. Это было сделано для восхваления Августа и императорской семьи. Наиболее вероятно, что календарь был создан в 15 г. до н. э., когда император предоставил средства для восстановления города после сильного землетрясения. Хотя он возник в Пафосе, он быстро стал популярным и доминировал в западных и северных районах Кипра, а также, возможно, и на южном побережье. Тем не менее это был не единственный календарь, используемый на всем острове. Другим был египетский (птоле-меевский) календарь, использовавшийся в Саламине, городе, который оставался верным своему птолемеевскому прошлому, а не империи.

Самое раннее описание Пафоса как столицы острова происходит из «Деяний апостолов» в Новом Завете, где Павел и Варнава остались в городе проповедовать новую веру римскому проконсулу Сергию Павлу, который затем обратился в христианство.

Римский Пафос достиг своего золотого века при династии Северов. В начале III в. в Неа Пафосе была освящена статуя императора Каракаллы. В течение года была воздвигнута и вторая статуя императора, в Палео-Пафосе. Надписи в старом городе говорят о том, что, кроме Афродиты, там поклонялись только римскому императору. Даже в новом городе сохранялось поклонение императору и лишь нескольким богам. Этими богами, скорее всего, были Афродита, Зевс Полий, Аполлон и Гера [Mitford, 1990]. Святилище Аполлона

находилось на юго-восток от города. Оно состояло из двух подземных камер - передней прямоугольной и задней круглой с куполом. Это святилище может быть одновременным с основанием Неа Пафоса.

Императорский культ в традиционном виде поддерживался в Пафосе как минимум до конца правления династии Северов. Надпись времен Каракаллы официально именует город «Пафос Себаста Клавдия Флавия, священная метрополия всех городов Кипра» [Mitford, 1947].

Неа Пафос был окружен башнями, расположенными через равные промежутки, и имел гавань. Хотя порт был небольшого размера, он был защищен двумя волнорезами и до сих пор исправен.

Топографический центр города (акрополь) находился в районе современного маяка, несколько севернее географического центра городища, и раскопки на этом месте пока невозможны. Рядом был расположен ряд важнейших памятников римского времени - Одеон (I-IV вв.), Асклепион, Агора. Одеон, хотя и поврежденный в более поздние века, частично восстановлен (11 рядов сидений из 25). Это был полукруг, состоящий из зрительного зала и сцены. Он был построен полностью из камня и обращен к агоре на восток. Асклепион находился сразу к югу от Одеона.

Прямоугольная агора была историческим общественным центром города с момента его основания и в большой мере сохранила эту роль даже после постройки более позднего римского форума в юго-восточной части городища.

В северо-восточной части городища, на холме, был построен крупный театр в ходе дальнейшего развития урбанизации Пафоса. Он был возведен на южном склоне холма и располагался так, чтобы зрители могли смотреть на весь город и в направлении гавани. Он вмещал примерно 8000-8500 чел. и представлял собой один из немногих случаев, когда вся община граждан могла собраться вместе [Green, 2004]. Орхестра находилась на плоскости между рядов скамей полукругом и зданием скенэ. От сцены и здания скенэ осталось совсем немного. Использование театра по назначению закончилось в конце IV в., возможно, после землетрясения в 365 г. В 1987 г. Трирским университетом здесь была заложена серия разведочных траншей, а большей частью театр был раскопан экспедицией Университета Сиднея в 1995 г.

Отличительная особенность города состоит в наличии в нем ряда крупных городских усадеб первых веков н. э. с сохранившимися мозаичными комплексами - Дом Диониса, Дом Тезея, Дом Эона, Дом Орфея, существовавшими до сер. IV в. [Nicolau, 1963; Daszewski, Michaelides, 2009].

Дом Тесея и Дом Диониса представляют собой большие и роскошные дома - это еще один признак того, что Пафос был очень богатым городом не только по масштабам Кипра.

Первый из них, Дом Тесея, был общественным зданием, которое, вероятно, принадлежало римскому правителю Кипра [Daszewski, 1977]. Он был назван в честь мозаики Тесея, убивающего Минотавра, которая была найдена в доме и датируется IV в. Дом расположен недалеко от гавани. Главный вход находится на востоке, а главная комната -в южном крыле вместе с банями. Большинство мозаик в целом относятся к III-V вв. Они были сильно повреждены, и раскопки дома, начатые в 1966 г., продолжаются.

Дом Диониса, с другой стороны, был частным домом, вероятно принадлежавшим очень состоятельному гражданину [Eliades, 1984; Элиадис, 2016]. Он получил название из-за частого появления этого бога на мозаичных полах и датируется 2-й пол. II в. Поверх мозаики в основных комнатах стены также были украшены красивыми узорами. Спальня и ванные комнаты находятся в восточном крыле дома, а кухня и мастерские - на западе. С южной стороны спальни находится рыбный пруд, «оборудованный нишами вокруг дна, чтобы служить убежищем для рыб в жаркую погоду». Раскопки дома начались в 1962 г.

Напротив дома Тесея находятся развалины здания, названного по расположенной к западу от входа мозаике домом Эона. Раскопки здесь ещё не завершены. Большая часть комнат была украшена напольными мозаиками с простым геометрическим узором. Лишь в

центральной комнате дома, служившей столовой и гостиной, была размещена мозаика с мифологическими сюжетами, датированная 2-й пол. IV в. Стены дома были украшены фресками; отдельные фрески восстановлены и размещены в археологическом музее Пафоса. Восстановлена и одна из стен; предполагается, что в её нише находилась скульптура. Дом назван по центральному изображению Эона - бога вечности, олицетворявшему правосудие.

Дом Орфея - ещё одно здание, руины которого находятся ближе к морю (юго-запад городища), в плане напоминает дом Диониса: небольшой атриум окружён множеством комнат. Жилище, руины которого были найдены ещё в 1940-х гг., было построено в конце II в. Археологические раскопки этого объекта были начаты в 1982 г. В атриуме дома Орфея сохранились фрагменты колонн. Восточная часть здания, где находились небольшие помещения (предположительно, спальни), оказалась почти полностью разрушена. В лучше сохранившей северной части находились термы и гостиные. Полы большей части комнат были земляными, лишь три комнаты в северной части дома были украшены напольными мозаиками. На самой большой из мозаик, по которой жилище получило своё название, изображён играющий на лире Орфей; его окружают дикие животные, зачарованные музыкой. В верхней части мозаики греческими буквами выложено имя владельца дома, Тита Гая Реститута.

Римский форум на юго-востоке городища был возведен, видимо, уже в начале I в., судя по тому, что здесь подвергся бичеванию апостол Павел. Здесь стоял храм Афродиты и ряд общественных зданий, включая резиденцию наместника.

Между Неа Пафосом и Палео-Пафосом была построена асфальтированная дорога длиной в 60 стадий, по которой жители, как сообщает Страбон (XIV, VI, 2), отправлялись в торжественные процессии на праздники из Нового города в Старый - религиозный центр [Bekker-Nielsen, 2004].

В IV в. в Пафосе, как и в целом на острове, начинается христианское храмовое строительство [Church Building..., 2018]. Руины одной и из наиболее больших и знаменитых раннехристианских базилик Кипра - Хрисополитиссы - располагаются в юго-восточной части городища Пафоса, на месте римского форума.

Археологический комплекс в ареале нынешней церкви был обнаружен во время строительного бума 1970-х гг. Считается, что на месте современной небольшой церкви, где первоначально находился древнеримский форум, в 45 г. апостол Павел был подвержен римлянами телесным наказаниям, а затем своей проповедью обратил в христианство первого в истории римского чиновника - проконсула Кипра Сергия Павла. В IV в. на фундаменте римского форума была возведена величайшая по размерам кипрская ранневизан-тийская базилика Панагия Хрисополитисса с живописными мозаичными полами [Parthog, 2006, p. 46-48]. В V-VI вв. здание базилики было модифицировано. Первоначально у базилики было семь приделов, однако, впоследствии их количество сократили до пяти. Внутреннее пространство базилики было разделено гранитными колоннами, которые поддерживали двойную арку над внутренним алтарём. Некоторые из этих колонн разной степени сохранности до сих пор находятся на своих первоначальных местах. У базилики было три обычные апсиды, а также центральная, уникальная для Кипра, двойная апсида. На западной стороне базилики находились притвор и обширный атриум с портиками и открытым двором вокруг. Элементы колоннады атриума также сохранились до нашего времени. В центре атриума находился восьмиугольной формы фонтан. Полы были украшены изящными мозаичными картинами, некоторые из которых сохранились до наших дней и в настоящее время раскопаны, очищены и восстановлены. Сейчас на этой территории проводятся масштабные археологические раскопки. Там уже были обнаружены остатки святилища Афродиты, а также еще одного христианского храма, который был уничтожен землетрясением.

Знаменитая церковь Панайя Лимениотисса считается одним из наиболее древних христианских храмов острова. Она была возведена в V столетии в честь Божьей Матери Лименитиоссы, которая считается покровительницей гавани [Parthog, 2006, p. 43]. Церковь, а вернее, те руины, что от нее остались, располагается совсем рядом с городским

портом. За всю свою долгую историю церковь Панайя Лимениотисса дважды была разрушена практически до основания. Первый раз это произошло еще в VII веке, когда Кипр подвергся нападению арабского войска. Однако уже в конце этого же столетия она была полностью восстановлена. Хотя от церкви на сегодняшний день остались практически одни руины, там до сих пор достаточно хорошо сохранились части фундамента и одна колонна, а также практически не тронутые временем прекрасные мозаичные полы, которые выполнены в традиционном византийском стиле.

Упадок Пафоса связывается с серией землетрясений 332, 342 и 365 гг. Город сильно пострадал. Хотя основные общественные здания и частные дома граждан были восстановлены, со 2-й пол. IV в. (346 г.) столица острова переносится в Саламин. Но Пафос сохранил элементы столичного статуса, в частности, отдельную епархию. Развиваются культы местных святых, причем относительно Пафоса в агиографии используется местная система датировки.

Хотя на Кипре рубежом римского и ранневизантийского периода считается 330 год, эта дата весьма условна [Mitford, 1980]. Для Пафоса же середина IV в. действительно является рубежной датой, которая ознаменована христианизацией и сменой сакральной топографии, а также разрушениями и переносом столицы [Rowe, 1998; Zavagno, 2009].

С IV в. шло неуклонное развитие христианской церкви на Кипре. Епископ Пафоса Кирилл представлял город на I Вселенском соборе 325 г. В течение IV-V вв. и особенно после создания Кипрской автокефальной церкви (431 г.) здесь образовалось несколько епархий (до 12-ти), но Пафосская епархия твердо сохраняла второе место после Саламин-ской [Megaw, 1988; Rapp, 2014].

Помимо кипрских и западных археологов, с 1965 г. в раскопках городища (на юго-западе) принимает участие Польская археологическая миссия [Daszewski, 1985]. Основное ее достижение самых последних лет - установление того факта, что площадь агоры была значительно больше, чем считалось ранее.

Основная часть археологической зоны Неа Пафоса включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО [Nea Paphos, 2016].

Список литературы

1. Евдокимов П.А. 2018. Новости археологии древнего Кипра: Хроника раскопок и археологических открытий за 2015-2016 гг. Древний Восток и античный мир. Под ред. Б.Е. Александрова, Н.В. Бугаевой, И.А. Гвоздевой и др. Сборник научных трудов кафедры истории древнего мира Исторического ф-та МГУ. Т. 9. М., МГУ, 460-476.

2. Коровина А.К., Сидорова Н.А. 1973. Города Кипра. М., Искусство, 216.

3. Петрова Э.Б. 1975. Античный Кипр (основные черты социально-экономического и политического развития доримского времени). Автореферат дисс. к. и. н. Казань, 20.

4. Савельев Ю.А. 1966. Культура Кипра конца II - первой половины I тыс. до н. э. Автореф. дисс. к. и. н. М., 23.

5. Элиадис Г. 2016. Вилла Диониса. Вилла мозаик в Новом Пафосе. Пафос, Музей, 60.

6. Bekker-Nielsen, T0nnes. 2004. The Roads of Ancient Cyprus. Copenhagen: Museum Tuscu-lanum Press, 122.

7. Church Building in Cyprus (Fourth to Seventh Centuries). 2018. A Mirror of Intercultural Contacts in the Eastern Mediterranean. Schriften des Instituts für Interdisziplinäre Zypern-Studien. Marietta Horster, Doria Nicolaou, Sabine Rogge (eds.). Munster - New York, Waxmann Verlag GmbH, 812.

8. Daszewski W.A. 1977. La mosaique de Thesee. Nea Paphos. II. Varzovie, 55-89.

9. Daszewski W.A. 1985. Researches at Nea Paphos 1965-1984. Archaeology in Cyprus 1960-1985. Nicosia, 277-291.

10. Daszewski W.A., Michaelides D. 2009. Guide to the Pathos mosaics. Nicosia, Bank of Cyprus Cultural Foundation, 76.

11. Eliades G. 1984. The villa of Dionysus. Paphos, Archeopark, 120.

12. Green R., Barker C., Gabrieli S. 2004. Fabrika: an ancient theatre of Nea Paphos. Nicosia -London, Moufflon Publishing, 120.

13. Maier F.G., Karageorghis V. 1984. Paphos in the Roman Empire. Paphos, A History and Archaeology, 250.

14. Megaw A.H.S. 1988. Reflections on Byzantine Paphos. Kathegetria: Essays Presented to Joan Hussey. Ed. J. Chrysostomides. Camberley, Porphyrogenitus, 135-150.

15. Mitford T.B. 1980. Roman Cyprus. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. 7 (2), 1332-1337.

16. Mitford T.B. 1947. Notes on Some Published Inscriptions from Roman Cyprus. The Annual of the British School at Athens. 42. Athens, 201-230.

17. Mitford T.B. 1960. A Cypriot Oath of Allegiance to Tiberius. Journal of Roman Studies. 50,

75-79.

18. Mitford T.B. 1990. The Cults of Roman Cyprus. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. 18 (3), 2177-2209.

19. Nea Paphos. 2016. Fondation et développement urbanistique d'une ville chypriote de l'antiquité à nos jours. Etudes archéologiques, historiques et patrimoniales, Actes du Ier colloque international sur Paphos, Avignon, 30, 31 octobre et 1er novembre 2012. Ausonius Éditions, Mémoirs 43. Bordeaux, 412.

20. Nicolau K. 1963. The Mosaics of Kato Paphos. Nicosia, DA, 106.

21. Parks D. 2004. The Roman Coinage of Cyprus. Nicosia, Cyprus Numismatic Society, 222.

22. Parthog G. der. 2006. Byzantine and Medieval Cyprus. A Guide to the Monuments. London, Moufflon Publications, 408.

23. Potter D.S. 1995. H Kypros eparchia tes Romaikes autokraorias [Cyprus as a province of the Roman Empire]. Nicosia, Grapheion Kypriakes Historias, 321.

24. Rapp C. 2014. Christianity in Cyprus in the Fourth to Seventh Centuries: Chronological and Geographical Frameworks. Cyprus and the Balance of Empires: Art and Archaeology from Justinian I to the Coeur de Lion. Boston, Brill, 29-38.

25. Renos Lavithis. 2008. Paphos. Land of Aphrodite. New Barnet, Topline publications, 224.

26. Rowe A. 1998. A Current Late Roman Site in Nea Paphos, Cyprus. Near Eastern Archaeology. 61 (3), 179-222.

27. Zavagno L. 2009. Cities in Transition: Urbanism in Byzantium between Late Antiquity and the Early Middle Ages. Oxford, British Archaeological Reports-Archeopress, 411.

References

1. Evdokimov P.A. 2018. Novosti arheologii drevnego Kipra: Hronika raskopok i arheolog-icheskih otkrytij za 2015-2016 gg. [Archaeological News of Ancient Cyprus: Chronicles of excavations and archaeological discoveries for 2015-2016] Drevnij Vostok i antichnyj mir [Ancient East and the Antique World]. Pod red. B.E. Aleksandrov, N.V. Bugaeva, I.A. Gvozdeva i dr. Sbornik nauchnyh trudov kafedry istorii drevnego mira Istoricheskogo f-ta MGU [Collection of scientific works of the Department of Ancient History of the Historical Faculty of Moscow State University]. T. 9. Moscow, MGU, 460-476.

2. Korovina A.K., Sidorova N.A. 1973. Goroda Kipra [Cities of Cyprus]. Moscow, Iskusstvo, 216.

3. Petrova E.B. 1975. Antichnyj Kipr (osnovnye cherty social'no-ehkonomicheskogo i politich-eskogo razvitiya dorimskogo vremeni) [Antique Cyprus (main features of the socio-economic and political development of the pre-Roman time)]. Avtoreferat diss. k. i. n. Kazan', 20.

4. Savel'ev Yu.A. 1966. Kul'tura Kipra konca II - pervoj poloviny I tys. do n. e. [Cyprus culture of late II - first half of I millennium BC]. Avtoref. diss. k. i. n. Moscow, 23.

5. Eliadis G. 2016. Villa Dionisa. Villa mozaik v Novom Pafose [Villa Dionysus. Mosaic Villa in New Paphos]. Pafos, Muzey, 60.

6. Bekker-Nielsen, T0nnes. 2004. The Roads of Ancient Cyprus. Copenhagen: Museum Tuscu-lanum Press, 122.

7. Church Building in Cyprus (Fourth to Seventh Centuries). 2018. A Mirror of Intercultural Contacts in the Eastern Mediterranean. Schriften des Instituts für Interdisziplinäre Zypern-Studien. Marietta Horster, Doria Nicolaou, Sabine Rogge (eds.). Munster - New York, Waxmann Verlag GmbH, 812.

8. Daszewski W.A. 1977. La mosaique de Thesee. Nea Paphos. II. Varzovie, 55-89.

9. Daszewski W.A. 1985. Researches at Nea Paphos 1965-1984. Archaeology in Cyprus 1960-1985. Nicosia, 277-291.

10. Daszewski W.A., Michaelides D. 2009. Guide to the Pathos mosaics. Nicosia, Bank of Cyprus Cultural Foundation, 76.

11. Eliades G. 1984. The villa of Dionysus. Paphos, Archeopark, 120.

12. Green R., Barker C., Gabrieli S. 2004. Fabrika: an ancient theatre of Nea Paphos. Nicosia -London, Moufflon Publishing, 120.

13. Maier F.G., Karageorghis V. 1984. Paphos in the Roman Empire. Paphos, A History and Archaeology, 250.

14. Megaw A.H.S. 1988. Reflections on Byzantine Paphos. Kathegetria: Essays Presented to Joan Hussey. Ed. J. Chrysostomides. Camberley, Porphyrogenitus, 135-150.

15. Mitford T.B. 1980. Roman Cyprus. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. 7 (2), 1332-1337.

16. Mitford T.B. 1947. Notes on Some Published Inscriptions from Roman Cyprus. The Annual of the British School at Athens. 42. Athens, 201-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Mitford T.B. 1960. A Cypriot Oath of Allegiance to Tiberius. Journal of Roman Studies. 50,

75-79.

18. Mitford T.B. 1990. The Cults of Roman Cyprus. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt. 18 (3), 2177-2209.

19. Nea Paphos. 2016. Fondation et développement urbanistique d'une ville chypriote de l'antiquité à nos jours. Etudes archéologiques, historiques et patrimoniales, Actes du 1er colloque international sur Paphos, Avignon, 30, 31 octobre et 1er novembre 2012. Ausonius Éditions, Mémoirs 43. Bordeaux, 412.

20. Nicolau K. 1963. The Mosaics of Kato Paphos. Nicosia, DA, 106.

21. Parks D. 2004. The Roman Coinage of Cyprus. Nicosia, Cyprus Numismatic Society, 222.

22. Parthog G. der. 2006. Byzantine and Medieval Cyprus. A Guide to the Monuments. London, Moufflon Publications, 408.

23. Potter D.S. 1995. H Kypros eparchia tes Romaikes autokraorias [Cyprus as a province of the Roman Empire]. Nicosia, Grapheion Kypriakes Historias, 321.

24. Rapp C. 2014. Christianity in Cyprus in the Fourth to Seventh Centuries: Chronological and Geographical Frameworks. Cyprus and the Balance of Empires: Art and Archaeology from Justinian I to the Coeur de Lion. Boston, Brill, 29-38.

25. Renos Lavithis. 2008. Paphos. Land of Aphrodite. New Barnet, Topline publications, 224.

26. Rowe A. 1998. A Current Late Roman Site in Nea Paphos, Cyprus. Near Eastern Archaeology. 61 (3), 179-222.

27. Zavagno L. 2009. Cities in Transition: Urbanism in Byzantium between Late Antiquity and the Early Middle Ages. Oxford, British Archaeological Reports-Archeopress, 411.

Ссылка для цитирования статьи Reference to article

Болгов Н.Н., Болгова А.М. Город Пафос на Кипре в римское время. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2019. Т. 46. № 3. С. 412-419. doi: 10.18413/2075-4458-2019-46-3-412-419

Bolgov N.N., Bolgova A.M. The city of Paphos in Cyprus in Roman times. Belgorod State University Scientific Bulletin. History. Political Science. 2019. V 46. № 3. P. 412-419. doi: 10.18413/20754458-2019-46-3-412-419

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.