УДК 72.03 ПОБЕДИМСКАЯ С.
Катакомбные и пещерные церкви Кипра___________________________________
Статья посвящена рассмотрению катакомбных и пещерных церквей Кипра, возникавших на острове с первых десятилетий существования христианской религии. Приводятся данные о времени и обстоятельствах появления церквей, архитектурных деталях и иконах, которые в них размещены.
Ключевые слова: пещерные сооружения, роспись пещерной церкви, символика, сюжеты, верования. POBEDIMSKAYA S.
CATACOMB AND CAVE CHURCH CYPRUS
The article considers the catacomb and cave churches of Cyprus, the island arose from the first decades of the Christian religion. The author presents data on the time and circumstances of the emergence of churches, architectural details and icons, which are located.
Keywords: cave construction, cave painting of the church, symbols, stories, beliefs.
Победимская
Светлана
Ph.D, Никосия, Кипр e-mail:
Быстрое распространение новой веры и усилившиеся гонения на ее последователей заставили христиан искать такие потаенные места, которые смогли бы уберечь их от преследователей. Первыми убежищами для христиан стали подземные гробницы. Они служили им тайным пристанищем, просторным храмом и местом погребения. Однако блюстители порядка знали достоверно расположение катакомбных гробниц, и пребывание в них не всегда было безопасным. Другим сакральным местом становится пещера. Она — и жилище, и храм, и святилище, и детородное место, и могила. В пещере родился Христос, в пещере похоронил Авраам Сару, в ней же погребли и самого Авраама, в пещере покоился воскрешенный Иисусом святой Лазарь. Оставив мирскую жизнь с ее страстями и неправдой, во имя самозабвенного служения Богу отшельники и пустынники удалялись далеко в горы, где, ища одиночества, обустраивали себе уединенные жилища, которые, разрастаясь, превращались в большие церкви и монастыри.
Кипр, находившийся на пересечении торговых путей из Рима и Палестины, Сирии и Египта, Антиохи и Ливана, с первых дней зарождения новой религии оказался вовлеченным в самую гущу событий. И сегодня по всему острову разбросаны следы самых разных верований и богов, споров и примирений, крушения язычества и торжества Православия. Здесь сохранились многочисленные катакомбные и пещерные церкви, уединенные отшельнические жилища, стены которых ук-
рашают первозданные по своей красоте древние фрески.
Церковь Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы
В деревне Като Дефтера, близ Никосии, среди эвкалиптовых деревьев и олеандровых кустов в отвесных скалах, обрамляющих левый берег реки Педиеос, приютилась уникальная церковь во имя Пресвятой Богородицы Золотой пещеры (Хрисоспилиотиссы). По преданию, жители деревни часто замечали в горах таинственный свет. Однажды, набравшись смелости, они отправились на поиски загадочного огня и неожиданно наткнулись на вырубленную в скале пещеру, состоявшую из трех небольших помещений, соединенных между собой узкими изогнутыми коридорами. Внутри они обнаружили древнюю двустороннюю икону, излучавшую потоки дивного света. На одной стороне иконы был выписан лик Пресвятой Богоматери, кормящей грудью Божественное Дитя (редкий иконографический образ, называемый «Млекопитательница»), на другой — образ Богородицы Одигитрии («Путеводительницы») с благословляющим Младенцем. В XVIII в. известный критский художник Иоаннис Кор-наро покрыл икону серебряным с позолотой окладом, на котором запечатлел Пресвятую Богородицу — Царицу Небесную, сидящую на троне и держащую на коленях отрока Христа, увенчанного короной. Сегодня эта чудотворная икона хранится в церкви Святителя Николая в деревне Като Дефтера. Только раз в году, когда отмечается великий праздник Успения Бого-
Иллюстрация 1. Пещерная обитель Пресвятой Богородицы Хрисоспилиотиссы в деревне Дефтера (пригород Никосии)
родицы, ее торжественно приносят в пещерную обитель.
Когда и кем был высечен в скале этот монашеский приют, история пока умалчивает. Обнаруженные учеными в главном помещении два захоронения и крест в одном из них позволили предположить, что это место использовалось отшельниками как небольшой монастырь. Самая большая пещера была преобразована в церковь, стены которой и сегодня сохраняют фрагменты фресок, датируемых XIII—XV столетиями. В алтарном пространстве можно различить фигуры и лики Святых Отцов Церкви. Среди них апостол Варнава — основоположник Кипрской Церкви, епископ Епифаний Кипрский — участник первого Вселенского собора и редко встречающийся образ
святого Трифиллиоса, епископа Ледры (Никосия). Другие фрески — «Воскрешение святого Лазаря» и «Преображение Господне» — сегодня находятся на реставрации.
Согласно народным преданиям, Пресвятая Богородица Хрисоспили-отисса помогает человеку обрести верного спутника жизни, сохраняет и укрепляет брачные узы. Сюда тянется поток людей, пришедших поклониться Пресвятой Богородице, оставляющих в пещерной обители в знак любви и благодарности, с мольбой и надеждой на счастливую семейную жизнь многочисленные атрибуты венчального торжества.
Совсем недавно были укреплены наружные стены монашеского скита, обновили и лестницу, состоящую из
104 ступенек, ведущих к входу. В 1998 г. благодарные прихожане украсили чудотворный источник мозаичным панно, на котором выложили образ Пресвятой Богородицы Животворящего источника с Младенцем.
Катакомбная обитель Святого Ираклидиса
Эта тайная обитель появилась на острове уже в I столетии. По преданию, когда апостолы Павел, Варнава и Марк в 45 г. впервые прибыли на Кипр с проповеднической миссией, в деревне Лампадисту, где родился святитель Ираклидис, они попросили местного языческого жреца показать им дорогу в Пафос. С разрешения отца сопровождать апостолов в этом нелегком пути отправился Ираклидис. За время долгого совместного путешествия апостол Варнава огласил юного Ираклидиса и крестил его в реке Солион близ деревни Калопа-найотис. Вернувшись обратно, в катакомбах древнего города-государства Тамасос святой Ираклидис был рукоположен апостолами Павлом и Варнавой первым епископом Кипра. Позднее на том месте были построены древняя базилика и монастырь, освященный его именем, существующий и по сей день. Сегодня эта катакомбная обитель, где чудотворец Ираклидис совершал богослужения, а позднее в ней было погребено и его тело, находится на территории монастырского комплекса, раскинувшегося на окраине деревни Политико, расположенной в окрестностях Никосии. Попасть в подземную обитель можно со стороны гостевого здания, спустившись вниз по крутым ступенькам, или через потайной лаз, спрятанный под древней базиликой монастыря.
Иллюстрация 2. Интерьер пещерного храма Богородицы Хрисоспилиотиссы
Иллюстрация 3. Тайная обитель Святого Ираклидиса. Одноименный монастырь в селении Политико (район Никосии)
Иллюстрация 4. Обитель Святого Созоменоса в одноименной деревне близ Никосии
Иллюстрация 5. Фреска преподобного Павла Фивейского. X в. Пещерная обитель Святого Созоменоса
Пещерная обитель Святого Созоменоса
Древняя пещера затворника Созоменоса, высеченная на заре христианства в отвесной скале и восстановленная в XIV в. как часовня, находится рядом с руинами старинного одноименного села, что неподалеку от деревни Дали в пригороде Никосии. Первые упоминания о святом встречаются у средневекового кипрского летописца Леонтиоса Ма-хераса. В его Хрониках повествуется о том, как группа христиан, в числе которых был и святой Созоменос, после вторжения на территорию Земли обетованной иноверцев вынуждена была покинуть свою страну и искать убежище на землях Кипра. Агиогра-фы многих столетий так и не пришли к единому мнению о личности
Иллюстрация 6. Пещера-часовня (Палеа Энклестра). Район Старого Пафоса (ныне деревня Куклия)
Иллюстрация 8. Катакомбная обитель в честь 318-ти Святых Отцов Церкви на окраине деревни Архимандрита в районе Старого Пафоса (Куклия). XIV в.
Иллюстрация 7. Фреска «Святая Троица» (западный вариант). XV в. Пещерная часовня (Палеа Энклестра). Район Старого Пафоса, ныне деревня Куклия
Созоменоса. Но исторические факты подтверждают, что образ святого отшельника реален, и первые его изображения появились в церквях Кипра. Его уединенная обитель действительно находится на острове, и она уже в X в., как доказали археологи, служила часовней. Ее стены и сегодня украшают росписи, большая часть из которых сохранилась во внутренней апсиде и вокруг массивной гробницы. Фрагмент одной из фресок, датируемый X столетием, где выписана группа отшельников, выставлен на обозрение в одном из залов Византийского музея в Никосии. На западной стене тайной обители выделяется фигура преподобного Павла Фивейского. Его образ, с длинной бородой, орлиным взором, в развевающемся хитоне, отразил идеализированную версию росписей времен династии Палеологов. Часть сводчатого по-
толка занимают сюжеты о праведной жизни и чудесах, сотворенных святым Созоменосом, память о котором хранят многочисленные иконы и росписи древних базиликальных и сводчатых церквей Троодоса.
Пещера-часовня (Палеа Энклестра)
Древняя монастырская церковь, освященная именами равноапостольных Константина и Елены, расположена слева от дороги, ведущей из деревни Куклия к деревне Архимандрита. Напротив нее, в скалистом овраге, скрытая от людских глаз пышной зеленью, приютилась расписанная пещерная церковка, внутреннее пространство которой совсем небольшое. Слева у входа — ниша, в ней, вероятней всего, было погребено тело основателя этого скромного уединенного жилища. Фрески, украшающие стены пещерной обители, удивительно чистые и свежие, а значит, свечи в ней зажигались крайне редко. Со смертью основателя этой обители закончилась, видимо, и ее скрытая от людских глаз жизнь.
Сюжеты настенных росписей пронизаны глубокой символикой. Слева от входа — обнаженная фигура святого Онуфрия с длинной до пояса седой бородой и длинными волосами. В центре сводчатого потолка расположено изображение Святой Троицы в тройной ауре (западный вариант). Вокруг размещаются бесчисленные хранители: ангелы, архангелы, серафимы и херувимы. Здесь изображены и евангелисты, пишущие свои послания. В нижней зоне — поясное изображение святой Анастасии с ее традиционными символами: крестом и стеклянной колбой. Обилие растительного орнамента, деликатность исполнения, пастельные тона, мягкие линии, ниспадающие складки одежд позволили ученым высказать предположения, что росписи пещерной церкви были выполнены в самом начале XV в.
Пещерная обитель в честь 318-ти Святых Отцов Церкви
При въезде в селение Архимандрита узенькая улочка круто уходит вправо и обрывается у ступенек, ведущих к древней римской гробнице. В XIV в. она была приспособлена под небольшой храм в честь 318-ти Святых Отцов Церкви. Внутри у восточной стены каменная скамья и ниша с железной решеткой, за которой, по деревенскому преданию, покоятся останки монахов из древнего монастыря Святого Феодосия, когда-то располагавшегося поблизости. В недалеком
прошлом все стены этой катакомбной церкви были покрыты фресками, но сегодня узнаваемы лишь очертания святого Онуфрия у входа в обитель, преподобного Петра Афонского и еще двух святых, чьи имена определить сложно.
Бытуют два предания о возникновении этой крохотной церкви. По одному их них, создана она была в честь 318-ти Святых Отцов Церкви, участвовавших в первом Вселенском соборе, созванном Константином Великим в Никее. Согласно местной легенде, 318 христиан из Сирии, высадившись в районе Пис-сури, направились в глубь острова в поисках убежища, но в пути они все погибли от рук язычников. Сегодня эта тайная обитель на краю крутого обрыва молчаливо хранит память о печальных событиях давно минувших столетий.
Катакомбы Святой Соломонии Маккавей
Эти катакомбы расположены на основной дороге, ведущей в морской порт города Пафоса. Свое название подземная церковь получила по имени святой Соломонии — мученицы дохристианского периода. Святая Соломония и семь ее сыновей вместе со своим духовным наставником Елизаром пострадали в 166 г. до н. э. от жестокого сирийского царя, упорно насаждавшего в Иудее языческие обычаи. Приверженность семи Маккавеев закону Моисееву, их вера в грядущее пришествие Спасителя мира и отказ приносить жертвы языческим богам привели в ярость нечестивого царя, который приказал подвергнуть отроков в присутствии матери ужасным пыткам и казни. Мужественная мать скончалась от душевных мук, отказавшись склонить сыновей к отречению от веры и Бога.
Катакомбы Святой Соломонии объединяют несколько подземных помещений, расположенных вокруг открытого внутреннего дворика. По своей архитектуре они напоминают древние эллинистические гробницы, которые на заре христианства спасали первых христиан от преследований язычников. Именно тогда самая большая пещера с арочным входом была преобразована в церковь, стены которой чуть позднее украсили росписями. Сегодня на алтарной стене можно различить изображения Богородицы с Младенцем, Отцов Церкви в крестчатых фелонях, фрагменты двух дьяконов и святого креста в жертвеннике. Манера росписей, по мнению специалистов, характерна для стиля
Иллюстрация 9. Катакомбы Святой Соломонии Маккавей - мученицы дохристианского периода. Пафос
Иллюстрация 10. Икона Святой Соломо-нии со сценами мученичества ее семи сыновей Маккавеев. Купольная базилика Святой Кириаки. XV в. Иконостас северного нефа. Пафос
Иллюстрация 11. Роспись апсиды катакомбной церкви Хрисоспилиотиссы близ деревни Кафикас. XIV в.
Район Полиса
Иллюстрация 13. Святой Неофит с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарного пространства пещерного скита Святого Креста. XII в. Монастырь Святого Неофита близ Пафоса
XII столетия. Фрагменты фресок на северной и южной стене подземного нефа катакомбной церкви датируются XIV в.
Катакомбная церковь Хрисоспилиотиссы
По дороге в Полис чуть восточнее деревни Кафикас время сберегло до наших дней еще одну эллинистическую гробницу с вестибюлем, сводчатыми потолками и колоннами. Разбитые ступеньки внутри нефа когда-то вели к целительному подземному источнику. Каменные своды над ним сохранили редкие фрагменты росписей XIV столетия.
Все пещерные сооружения этой обители со временем утратили свои
былые архитектурные детали, за исключением несколько грубоватой апсиды, в которой присутствует изображение Пресвятой Богородицы с предстоящими архангелами. Пролетали столетия, чудотворный источник иссяк. Однако, как утверждают жители деревни, он не утратил своей целительной силы, и сегодня люди в надежде и с верой обращаются за помощью к так называемой «черной свече». Спустившись по крутым ступенькам к месту источника, они зажигают свечу и подносят ее к трещинам в скальном грунте. Образовавшуюся на сводах сажу они соскабливают и наносят на веки глаз. Эта процедура якобы способствует улучшению зрения. Сегодня над древней катакомбой возвышается небольшая церквушка, которая, как и пещерная часовня, пользуется славой целительного чу-дотворения.
Пещерный скит Святого Креста
В лесистом ущелье, отделенном от живописной долины, открывающей чарующий вид на лазоревое морское побережье Пафоса, обосновался монастырь, освященный именем Святого Неофита. На его обширной территории сохранился древний оригинальный пещерный скит XII столетия, сотворенный руками кипрского святого Неофита.
Одержимый с отроческих лет потаенной идеей полностью посвятить свою жизнь Богу, Неофит рано покидает родительский дом и удаляется в горный район Пафоса, тогда пустынный и тихий. В отвесных скалах, по соседству с птичьими гнездами, он находит маленькую природную пещеру и принимается за ее обустройство. Вырубает в ней каменную скамью,
которая служит ему и постелью, и рабочим столом, за которым он создает свои многочисленные философские и теологические трактаты, а в восточной стене пещерной кельи он готовит себе каменную гробницу. Кропотливые работы не прекращаются ни на минуту. Уже готовы еще две пещеры, которые Неофит соединяет со своей кельей, обустроив в них алтарь и неф. Чуть позднее появилась трапезная, и вся святая обитель отшельника была освящена именем Святого Креста.
Слухи о праведном затворнике распространились по всей округе. В пещерный монастырь потянулись люди, и у Неофита появились свои ученики и последователи. Монашеский скит разрастался, в скалах высекались все новые и новые пещерные жилища, стены которых украшались святыми образами и сюжетами.
Росписи кельи Неофита и святилища скальной церкви выполнены известным константинопольским художником Теодором Апсевдисом. Спустя тридцать лет были расписаны трапезная и неф пещерного скита, но уже другим живописцем. Работы художников существенно отличаются по своей стилистической манере. Фрески, выполненные Теодором Апсевдисом, олицетворяют так называемый «придворный» стиль столичной школы XII в. Спокойные выражения идеализированных ликов, пластичные фигуры, летящие движения, струящиеся одежды. От росписей нефа веет строгостью «монастырского» стиля, с присущим ему линейным изображением фигур, обилием подробностей и мелких деталей. Среди многообразия фресковых сюжетов выделяется изображение святого Неофита, с мольбой склонившегося у ног Христа, восседающего на троне. Особой символикой наполнена сцена, где святой Неофит выписан между архангелами Михаилом и Гавриилом. Потаенные надежды святого затворника красноречиво символизируют сказанные им слова: «Я неистово молюсь о том, чтобы быть зачисленным в число ангелов добродетелью моего бытия».
Заключение
Сегодня по всему острову Кипр разбросаны следы самых разных верований и богов, споров и примирений, крушения язычества и торжества Православия. Здесь сохранились многочисленные катакомбные и пещерные церкви, уединенные отшельнические жилища, стены которых украшают первозданные по своей красоте древние фрески.