Научная статья на тему '«Город норд-остов» в творчестве новороссийских поэтов'

«Город норд-остов» в творчестве новороссийских поэтов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1236
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭТИЧЕСКИЙ НОВОРОССИЙСК / "ГОРОДСКИЕ" СТИХИ / ГОРОД-ПАМЯТЬ / ГОРОД-ТРУЖЕНИК / ГОРОД-ВСТРЕЧА / "URBAN" POETRY / POETIC NOVOROSSIYSK / CITY-REMEMBRANCE / CITY-TOILER / CITY-MEETING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасова Виктория Михайловна

Статья посвящена анализу современного состояния одного из ведущих направлений в творчестве новороссийских поэтов литературной маринистики. Используя традиционный проблемно-темати-ческий подход, автор исследует образную структуру, специфику хронотопных характеристик, лексико-семантическое своеобразие поэтических текстов современных авторов легендарного южнороссийского города-героя. Рассматриваемое на широком историко-культурном фоне творчество поэтов «города норд-остов» позволяет раскрыть поэтически созданный образ города морской славы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Город норд-остов» в творчестве новороссийских поэтов»

ления двух восстаний придают повествованию историко-публицистический характер. Автор не оценивает происходящее, не осуждает бунтовщиков и красноармейцев, но посредством данного словоупотребления объективирует свои взгляды на исторические события: указывает на бессмысленность жестокости, призывает вспомнить опыт прошлого во избежание повторения трагических событий.

Так, с помощью повтора одного семантически значимого слова, являющегося элементом общей художественной картины, А. Солженицын достигает лаконичности

описания, реализующей «закон экономии» художественных средств. Тем самым автор, используя «разновидность стилистической фигуры прибавления», добивается «художественной плотности».

1. Солженицын А.И. На возврате дыхания: Избранная публицистика. М., 2004. С. 236, 238.

2. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В.М. Кожевникова, П. А. Николаева. М., 1987. С. 283.

3. Солженицын А.И. Собрание сочинений: в 30 т. Т. 1. Рассказы и Крохотки. М., 2006. С. 280.

4. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл.

ред. А.М. Прохоров. М., 1971. Т. 4.

С. 286-288.

5. Военный энциклопедический словарь / пред. гл. ред. комиссии Н.В. Огарков. М., 1983. С. 110.

6. Кропоткин П.А. Великая французская революция (1789-1793). М., 1979.

7. Карлейль Т. История французской революции / пер. с англ. Ю.В. Дубровина, Е.А. Мельниковой. М., 1991.

8. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997. С. 202-203.

Поступила в редакцию 23.09.2009 г.

Hitraya A.A. Repetition of the word “Vandeya” as a way of expression of A. Solzhenitsyn's historical-philosophical views in the two-part story “Ego”. The article considers repeat of the word “Vandeya” as a way of putting an emphasis on a word in the two-part story “Ego” by A. Solzhenitsyn. The repeat - is one of the methods of actualization of the main word in a graphic, semantic, syntactic and intonation manner. This method helps to understand and to reveal the main idea of the story. In the Solzhenitsyn’s story it also helps the author to express his historical-philosophical views and to write in a laconic manner.

Key words: repeat; actualization; main word; point of view on the history.

УДК 82 (Q75.8)

«ГОРОД НОРД-ОСТОВ» В ТВОРЧЕСТВЕ НОВОРОССИЙСКИХ ПОЭТОВ

© В.М. Тарасова

Статья посвящена анализу современного состояния одного из ведущих направлений в творчестве новороссийских поэтов - литературной маринистики. Используя традиционный проблемно-тематический подход, автор исследует образную структуру, специфику хронотопных характеристик, лексико-семантическое своеобразие поэтических текстов современных авторов легендарного южнороссийского города-героя. Рассматриваемое на широком историко-культурном фоне творчество поэтов «города норд-остов» позволяет раскрыть поэтически созданный образ города морской славы.

Ключевые слова: поэтический Новороссийск; «городские» стихи; город-память; город-труженик; город-встреча.

В истории отечественной литературы немаловажное место принадлежит литературной маринистике. Если маринистику и можно выделить как особую сферу отражения жизни, как часть того единого целого, что зовется литературой, то одной из главных в творчестве новороссийских писателей остается тема взаимоотношений человека и моря.

Все, связавшие свою жизнь с морем, -люди разные по характеру, но на всех лежит незримый отблеск, свет героической истории и трудной судьбы Новороссийска. Это отблеск воинской и трудовой славы портового, рабочего города.

Человеческая история как история деяний начинается с возникновения городов. Одни города существуют на протяжении

столетий, другие возникли относительно недавно. Если образ городов древности предстает, прежде всего, в зеркале мифологии, то образ городов современных создается наукой, философией и, безусловно, литературой.

Новороссийск, хранящий в себе дыхание почти двух столетий, - город нелегкой судьбы, и закономерным является то, что многие новороссийские поэты в своей лирике обращаются к теме родного города. Лирические пейзажи Новороссийска - это часто не столь -ко реальная среда, сколько особая атмосфера. Прогулки по набережной, залитой солнцем или омываемой дождем, рождают у поэтов сотни образов ушедших времен. Поэтические строки о бликах моря, наполненных светом пространства улиц и площадей, завораживают, заставляют окунуться в магию города с таким символическим названием.

История Новороссийска бурная и трагическая. «На его долю выпало столько испытаний и поражающих воображение событий, что их хватило бы иной средних размеров стране» [1]. Новороссийск - город-солдат, город-труженик, город-феникс, трижды возрождавшийся из пепла пережитых им войн.

Первым стихотворцем, воспевшим Новороссийск, считается один из его основателей, участник русско-турецкой войны 18281829 гг. Михаил Федоров. В проникнутых патриотическим пафосом стихах этот боевой офицер рассказал об истории здешних мест и подчеркнул право России утвердиться на Черном море. До сих пор поэты Новороссийска считают Михаила Федорова своим «учителем».

В поэзии В. Пахомова и М. Глинистова, Е. Цыганко и П. Чихачева, Н. Бойкова и К. Клейменова, многих других поэтов, жизненно связанных с Новороссийском, город стал заветнейшей лирической темой. Причем поэты рисуют не просто психологический портрет отдельно взятого города, но стараются запечатлеть дух эпохи.

Город в поэзии новороссийских лириков предстает в целостности прошлого и современности, оказываясь вместилищем личной и исторической памяти.

Новороссийск - и как тема, и как образ -оставил глубокий, неизгладимый след в сознании литераторов разных поколений. В их творчестве нашли наиболее полное и ясное художественное воплощение главные аспек-

ты восприятия города в разные эпохи его истории.

Прежде всего, это город-память, т. е. город, отмеченный следами великой коллективной истории, а также миллионами историй индивидуальных. Этот семантический компонент передается косвенно через упоминание значимых для истории Новороссийска и России событий: основание города, революция 1905 г. и Гражданская война, властно вторгшаяся в его судьбу, и, конечно, война Великая Отечественная.

Творческий всплеск, давший городу множество замечательных стихотворений, связан с грозными событиями именно войны 1941-1945 гг. Фашистское нашествие причинило Новороссийску огромный ущерб: город был разрушен на 95,5 % и вошел в число 15 городов страны, наиболее пострадавших во время войны. Закономерным стало то, что подвиг города в войне надолго стал главной темой новороссийской поэзии.

История в пространстве многих стихов о Новороссийске поражает своим живым присутствием в настоящем. Для поэтов важны в первую очередь драматические, кульминационные повороты далекой или недавней истории:

Дремлет город в цветенье акаций,

Пряча дрему в морскую ладонь.

Тихо южные звезды роятся,

Да колышется Вечный огонь.

.. .Г ород спит. Море звезды колышет.

С бескозырок, примятых волной,

Город каждой частичкою слышит

Гром атаки, взъяренный войной [1, с. 14-15].

У поэтов разных лет в лирике о Новороссийске сквозным является ощущение своей глубинной сопричастности городу и его судьбе. В стихотворении Геннадия Гитмана «У кромки прибоя» есть такие строки:

Я каждый день встречаюсь с братом, Погибшим много лет назад.

Он в плащ-палатке, с автоматом,

Порывист, молод и крылат.

И кажется, что в гуще боя,

Отважен, смел, разгорячен,

У кромки вечного прибоя На пьедестал поднялся он [1, с. 15-16].

Образ города в поэзии новороссийских авторов, с одной стороны, разомкнут вовне, в

саму эпоху, а с другой - ложась в основу поэтических изысканий, он вступает в глубинное соприкосновение с внутренним миром лирического героя. В художественном сознании облик города предстает неотделимым от осмысления частных судеб современников, глубокого проникновения в историческое прошлое и, конечно же, от судеб поэтов, так или иначе с этим миром соприкоснувшихся.

Новороссийск - город-герой, поэтому военная тематика стихотворений сохранилась во все послевоенные годы, осталась до сих пор и, видимо, никогда не уйдет из новороссийской поэзии.

Город является и фоном разворачивающихся событий, и одновременно это главное действующее лицо, символ Родины, с которой связано все самое дорогое, светлое и трагическое. Новороссийск становится символом непрерывного жизненного движения, символом вечности. Читаем у Кронида Обойщикова:

. Когда железные норд-осты Свистят, как пули у виска,

Встают бессмертные матросы,

На нас глядят издалека.

Мой город весь в огнях салюта,

Поет о подвиге волна.

И на груди Цемесской бухты Огни горят, как ордена [1, с. 19].

Город-память в большей мере зависит от истории прошедшей, от истории, которая в плохом или хорошем неизменно возвращает нам воспоминания:

В новороссийской стороне Все говорит вам о войне.

Здесь, пулями со всех сторон Простреленный, стоит вагон...

Над набережной в полный рост Здесь Неизвестный встал матрос.

Война здесь так еще жива,

Что в горле комом все слова.

Лишь море катит буруны,

Как будто не было войны [1, с. 20-21].

Великая Отечественная война оставила жестокий след в истории Новороссийска. Но город продолжал жить - его поэтическая аура менялась. И поэты стали посвящать строки своих стихов не только городу-солдату,

но и городу-труженику, городу-порту, образ которого неразрывно связан с образом моря.

В «городских» стихах новороссийских поэтов запечатлен уже другой облик города -облик рабочего Новороссийска. Появляются стихи - дань уважения и признательности жителям города, поднявшим его из руин и сделавшим его красивым и цветущим. Показательным в этом смысле является еще одно стихотворение Петра Чихачева «В новороссийском порту»:

По городу торопится весна,

Дымят над бухтой заводские трубы...

Крутая черноморская волна

Целует берег в каменные губы [1, с. 29-30].

Среди новороссийских поэтов много моряков, знающих эту тяжелую работу и умеющих в своих стихах показать суровую, но интересную службу морского офицера. Об увиденном и пережитом пишет капитан дальнего плавания Николай Бойков:

Пусть будут мозоли корявы и грубы.

От ветра и соли пусть выцветут губы.

Мы все-таки вместе - могила под нами.

Нас море окрестит тугими волнами [2].

Поэт-романтик Михаил Глинистов, моряк и журналист, совершивший полтора десятка кругосветных плаваний, в своих стихах, реалистически воссоздавая быт моряков, изображает трудности морской профессии:

Г орбатые волны бредут, как верблюды.

Их ветер-погонщик охрип догонять.

Авралы и вахты - рабочие будни.

Что было вчера - завтра будет опять [3].

Избегает эффектных описаний исключительных подвигов моряков, показывает их экстремальный труд как обычную мужскую работу и Ким Клейменов.

Стихи новороссийских поэтов-маринистов посвящены нынешним морякам, дерзающим так же отважно, как и их прадеды, спорящим с бурями и штормами, свято хранящим Отечество на морях и океанах. Чувством радости и одновременно гордости за сильных и мужественных людей, преодолевающих трудности суровых условий жизни на судне и возвращающихся после тяжелого рейса в родной город, пронизаны строки стихотворения Михаила Глинистова «Пришли домой»:

Начисто забыты дни разлуки.

В сердце - радость:

Мы пришли домой!

Нам причалов каменные руки Протянул навстречу порт родной.

Позади турецкие проливы.

От штормов

Оглохнувший в морях

Пароход, как две слезы счастливых,

Уронил из клюзов якоря [1, с. 26].

Город в лирике новороссийских поэтов символизирует собой тех, кто в нем живет и работает. Он - их родина, часть их жизни.

Город в поэзии Новороссийска - это не только природа и архитектурные памятники, это прежде всего люди, его населяющие. Поэтому внимание поэтов направлено на духовные опоры жизни города как большой человеческой общности, на соприкосновение в нем природного и рукотворного.

И, наконец, еще один аспект лирического восприятия города: Новороссийск как собеседник, город-встреча, в котором встречаются люди и с которым встречаются люди... Город, который сам идет нам навстречу и открывается нам так, что мы начинаем узнавать его, как узнают человеческое существо. Таковым Новороссийск предстает в стихотворении Виктора Пахомова «Старые дома»:

В безлюдной поздней тишине Они особенно красивы.

Вот странный вензель на стене,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вот львы, укутанные в гривы.

Кариатиды босиком О чем-то шепчутся украдкой.

Неповторим здесь каждый дом.

Промокший сквер покрыт брусчаткой... [4].

Город становится близким собеседником, но и тогда поэт не считает возможным обратиться к нему на «ты»:

Новороссийца званьем дорожу -И не нужна мне родина другая.

По городу без устали брожу,

Его судьбу все глубже постигая. Непозволительно с ним быть на «ты».

Пусть он лишен особенного лоска,

Всмотрись получше: улицы-черты

Без грима мужественны, но не броски [1, с. 37].

Город в творчестве нынешних поэтов Новороссийска - это пейзаж, небо и море, свет и тень, движение и покой. Это запах,

который меняется в зависимости от времени года, от места и действия. Это сенсорное измерение, крайне важное для феномена памяти. Поэтому встреча с городом значит подчас открытие его чисто сенсорных параметров. Шум, движение, огни противопоставляются тишине, покою, сумеркам и звездному небу в поэтических строках Бориса Шамшина:

А у берега моря то группы, то пары -Бесконечный медлительно-плавный поток. Где-то мягко звучат переливы гитары,

И восторженно чей-то звенит голосок.

После пекла дневного, как будто в награду, Ветерок в невидимках-ладонях принес Человеку желанную моря прохладу Вместе с тонким настоем жасмина и роз [1, с. 38-39].

В городских стихах не очень много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках «города норд-остов», однако стихи о нем изобилуют лирически воспринятыми образами именно новороссийского пейзажа, во многих случаях поддающимися точному топографическому определению.

Детали именно новороссийского пейзажа, встречающиеся в поэтических строках Кима Клейменова, не содержат цельного образа города, но вкраплены в ткань лирического сюжета стихотворения «Морской вокзал в Новороссийске» и играют роль рамки основной темы духовных переживаний поэта:

Здесь конец пути и начало,

Место встреч и разлук нечаянных.

На виду у морского вокзала Теплоходы целуют причалы.

Завывают ветры летучие.

И, раздвинув лиловые горы,

Здесь степная Кубань задумчиво Загляделась в морские просторы [1, с. 26].

Нынешние поэты сетуют на то, что современным жителям трудно представить облик своего города минувших эпох: в Новороссийске не осталось ни одного уголка, где бы ощущаемо чувствовалось дыхание дореволюционной истории, а из старых построек сохранились очень немногие. С сожалением исследователь Виктор Пахомов констатирует, что «город <...> утратил историческую преемственность и изуродован бетонными джунглями, состоящими из брутальных ти-

повых девятиэтажных домов. В этом виноваты, прежде всего, войны, причинившие Новороссийску невосполнимый ущерб, но также и наше беспамятство. и нежелание бережно относиться к культурному наследию предшествующих поколений» [5, с. 11]. Тоска по старому, ушедшему навсегда городу заключена в строках В. Пахомова «Не верю главным улицам.»:

Нет, город я люблю за переулки,

За старые дворы, где черный кот,

Явившись, точно чертик из шкатулки,

Чужим пройти свободно не дает.

Мерещится во всем здесь день вчерашний: Вдоль узеньких булыжных мостовых Еще не строятся в шеренги башни Домов многоэтажных, типовых.

И я переношусь в другое время,

Которое позабывать грешно... [6].

В последние десятилетия с новой силой зазвучали в новороссийской поэзии размышления о судьбе города, о предназначенной ему роли, о его нынешнем статусе. Эти мотивы явственно слышны прежде всего в тех поэтических произведениях, в которых стихотворцы размышляют об исторической и культурной миссии города.

Если прежде подчеркивались негативные черты городского пейзажа, то в стихотворении юной поэтессы Виктории Пахомовой «Моя Родина» звучат слова о величественности и красоте любимого города:

Маркотх обрывистый, норд-ост порывистый И корабли,

Фигуры грозные матросов бронзовых В лучах зари,

Буксир у пристани, прибой неистовый, Каскады брызг -

Здесь моя родина у моря Черного -Новороссийск! [7].

Гимном любимому городу звучат и трогательно проникновенные строки новороссийского поэта Евгения Цыганко:

У бухты Цемесской раскинут подковою Город, к которому сердце приковано,

Город, где люди чисты и сильны, -Г ород-герой небывалой войны.

С городом этим, родимым и близким,

С городом солнечным - Новороссийском Пройдены пробы трудом и огнем.

Вместе - и в будущее шагнем! [1, с. 9-10].

Итак, одной из главных тем новороссийской поэзии стала тема города, прошедшая через все творчество лириков. Традиции прошлых лет продолжаются творчеством современных поэтов, голоса которых, сливаясь в единый хор, слагают свою песнь о «городе норд-остов».

Новороссийск - и как тема, и как образ -оставил глубокий, неизгладимый след в сознании поэтов разных поколений, став для них неиссякаемым источником новых тем и образов.

1. Город норд-остов. Стихи о Новороссийске. Новороссийск, 1996. С. 3.

2. Бойков Н.Д. Когда вернусь. Стихи и поэмы. Новороссийск, 2000. С. 23.

3. Глинистов М.С. Мгновение. Избранные стихи. Новороссийск, 2004. С. 254.

4. Пахомов В.Б. Бессмертник. Сборник стихотворений. Новороссийск, 2007.

5. Пахомов В.Б. История новороссийской литературы. Новороссийск, 2001. С. 120.

6. Пахомов В.Б. Слова любви не терпят фальши // Новороссийск литературный. Литературнохудожественный альманах. Новороссийск, 2003. Вып. 1. С. 3-4.

7. Пахомова В.В. Поэзия моря // Одиссей. Литературно-исторический морской журнал. Новороссийск, 2008. № 3. С. 6.

Поступила в редакцию 30.09.2009 г.

Tarasova V.M. “City of northeasterly” in the creative work of Novorossiysk poets. The article covers analysis of modern condition of one of the leading direction in Novorossiysk poet’s creative work: seascape literature. Using traditional problem-subject method, the author examines figurative structure, specific character of chronotop descriptions, lexical-semantic originality of poetic texts of modern authors in legendary south Russian hero city. The creative work of the “city of northeasterly” poets examined on a wide historic-cultural background allows to uncover the poetic created icon of the sea fame city.

Key words: poetic Novorossiysk; “urban” poetry; city-remembrance; city-toiler; city-meeting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.