Key words: author's language picture of the world, steppe space, anthropomorphism.
Literature
1. Yakovleva EA. Fragments of the Russian language world view (models of space, time and perception). Moscow, 1994.
2. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian Language. Moscow, 1986. P. 427, 666.
3. Ryabova V.N. Landscape unit of a text: semantics, grammar form, function (based on the materials of
A.P. Chekhov writings): abstract of a thesis of candidate of philological sciences. Tambov, 2002. P. 5.
4. Chernishevskiy N.G. Selected philosophic works: in 3 volumes. Moscow, Leningrad, 1950-1951. Vol. 1. 1950. P. 245.
5. Dal V.I. Explanatory Dictionary of the Live Great Russian language: in 4 volumes. Moscow, 1998. Vol. 4. P. 322.
6. Complex Dictionary of the Russian language / A.N. Tikhonov, et al; edited by A.N. Tikhonov. Moscow, 2005. P. 1050.
«МОРСКАЯ» ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ НОВОРОССИЙСКИХ ПРОЗАИКОВ
В.М. Тарасова
Чаще всего море описывают те, кто непосредственно связан с ним по роду своей профессиональной деятельности. Поэтому именно новороссийские авторы создают произведения «морской» тематики о нынешних моряках, дерзающих так же отважно, как и их прадеды, спорящих с бурями и штормами, свято хранящих Отечество на морях и океанах. Сборник морской прозы М. Глинистова и
Н. Бойкова не только знакомит читателей с подлинной жизнью флота, но и показывает специфику экстремальной профессии моряка. Знание морского дела, любовь к морю и литературный талант позволили новороссийским писателям выпустить в свет реалистическое произведение «Идущие через океан», лучшие циклы которого написаны в традициях русской классической маринистики.
Ключевые слова: «морская» тема, новороссийские писатели.
.. .У нас есть флот и есть моряки, есть несколько тысяч людей, житейская обстановка которых не та, что у прочих смертных.
Е.А. Рыкачев
В истории мировой литературы морские романы, рассказы, поэмы, драмы занимают немаловажное место. Это произведения о море и кораблях, об особом флотском быте и, в первую очередь, о моряках, их своеобразных нравах, психологии, языке, которые сложились под влиянием специфических условий жизни. Произведения морской тематики свидетельствуют о том глубоком интересе, который художники слова проявляли к водной стихии, являющейся одной из самых нестабильных сред обитания человека.
Развитие темы моря в литературе на протяжении почти всего периода ее существования постепенно подготавливает структурное оформление направления маринистики. Формирование его происходит тогда, когда одновременно начинают действовать несколько факторов: море предстает как свободная стихия, неподвластная человеку, и
как ежедневный быт, служба. С одной стороны, корабль, заброшенный в бескрайние морские просторы, становится моделью общества в миниатюре и, с другой стороны, выступает символом специфического бытия человека.
«Морская» проза формирует героя, который не по необходимости выходит в море, но которого неудержимо влечет океан; корабельная палуба становится для такого героя домом, особой формой бытия, судьбой.
Несомненно, общение с морем можно отнести к наиболее запоминающемуся человеческому опыту. Отражение многостороннего и сложного комплекса эмоций, рожденного водной субстанцией, - явление в литературе достаточно традиционное. Но каким образом происходит реализация судьбы человека в особом типе действительности, знают немногие посвященные - клан моряков, т. е. необходимым условием возникновения произведений морской тематики становится приход в литературу писателей, обладающих профессиональными знаниями о море и флоте.
Новороссийск - город, расположенный на берегу Черного моря, вся его история неразрывно связана с морем. Наверное, поэтому среди его литераторов так много моряков, ведь важнейшее место в новороссийской прозе, без сомнения, занимает морская тематика. И в этом нет ничего необычного: поэтов вдохновляют величественные морские пейзажи, влечет «романтика странствий», писателей ведет за собой желание показать суровую, но интересную службу морского офицера как работу и передать ее читателям через бытовые ситуации.
Навсегда связали свою судьбу с морем поэты, члены Российского союза профессиональных литераторов, лауреаты литературной премии «Серебряный фрегат» Михаил Глинистов и Николай Бойков. В их поэтическом творчестве, разнообразном по стилистике, «воплотился оригинальный жизненный и художественный опыт, чувствуется бескорыстная преданность флоту» [1].
Михаил Глинистов, моряк и журналист, совершивший полтора десятка кругосветных плаваний, в откровенных и мастерских по форме стихах предстает как вдумчивый психолог и пристальный наблюдатель, умеющий создавать картины далеких стран и грозной и могучей стихии.
Судьбу и творчество Николая Бойкова тоже определило море. Именно «свободная и непримиримая» стихия - главная тема его стихов, романтических и оптимистичных по духу и содержанию.
Михаил Глинистов и Николай Бойков до недавнего времени были мало известны как прозаики. А между тем эта грань их творчества представляет несомненный интерес. В 2005 г. появился сборник морской прозы «Идущие через океан». Оба прозаика в основу своих произведений положили непосредственные наблюдения людей морской профессии.
Книга интересна еще и потому, что Михаил Глинистов, бороздивший океанские просторы в середине прошлого века, показал службу моряка в том времени, когда в ней было больше романтики, а Николай Бойков описал правду жизни и положение российских моряков на современном флоте.
Открывает сборник очерк Михаила Гли-нистова «Танки на палубе» о малоизвестном эпизоде войны, произошедшем на Черноморском флоте в 1943 г. Автор рассказывает об
опасной операции по срочной доставке танкерами из порта Поти в порт Туапсе около четырехсот танков. Подобные перевозки нефтеналивным флотом ни в одной стране мира не проводились. Писателю удалось создать яркий образ капитана Н.И. Плявина, взявшего на себя в критический момент всю ответственность за осуществление неординарного решения о выгрузке танков.
Хроника одного плавания «Олимпийский ковчег» и рассказ «Считай себя ближе к опасности» посвящены жизни флота и судьбе гражданских моряков в советскую эпоху. В хронике эпизоды и картины морской жизни преобладают над описанием сухопутных впечатлений. А в рассказе две сюжетные линии идут параллельно: жизнь на судне и дома. Михаил Глинистов вводит читателя в сложный мир морской службы и непростых семейных взаимоотношений героев.
Подкупает своей трогательностью рассказ «Глоток морского ветра». Главный герой - бывший капитан, сорок лет ходивший в море, тоскующий по своей работе, - во время болезни делится с пятилетней внучкой: «Мне бы глотнуть морского ветра. Лучше всяких лекарств помогло бы» [2]. И ребенок, желая помочь деду, приносит ему, крепко сжав детские губы, глоток ветра с моря.
Особый вклад Михаила Глинистова в художественную маринистику - его «Моряцкие байки», написанные с колоритным юмором, глубокие и серьезные по содержанию. Полусказки «Якорь», «Клотик», «Независимая баржа», «Флюгер», «Швартовный канат и причальная тумба» не только вызывают улыбку, но и заставляют задуматься над острыми проблемами сегодняшней жизни.
Вошедшие в сборник морской прозы «Идущие через океан» произведения капитана дальнего плавания Николая Бойкова, окончившего Московский литературный институт им. А.М. Горького, «при всей их неровности характеризуются подлинной художественностью, порой дорастая до уровня настоящих шедевров маринистики» [1, с. 24].
Цикл «Африканский капкан» совершенно по-новому раскрывает тему морской службы. Это история о том, как несколько лет назад экипаж судна захватили в плен вооруженные люди. Писатель поднимает проблему незащищенности современных
российских моряков. Бойков пишет о том, что испытал сам, подвергаясь бесчисленным опасностям, плавая на изношенных и отслуживших свой срок судах.
Рассказ «Дыни» является наиболее интересным в этом цикле. При всем разнообразии используемых литературных приемов, при необычности описываемых автором ситуаций в нем ощущаются ритмы реальной жизни. Авторская интонация Николая Бойкова очень искренна. Писатель не боится ни вопросов глобального масштаба, ни самых малых, каждодневных, частных, т. к. все это является жизнью настоящей и непридуманной. Он показывает морскую службу как повседневную и трудную работу. Для Николая Бойкова характерно глубокое проникновение в психологию человека, для которого море -это труд, возможность честно зарабатывать свой хлеб и кормить семью.
В рассказе «Дыни» прозаик поднимает проблему одиночества и посвящает читателя в специфику и сложность жизни на море. Это и взаимовыручка, и ответственность друг за друга, и понимание в трудную минуту. Не случайно один из героев формулирует «первый закон моря: с кем ушли - с теми и вернуться» [2, с. 158].
Цикл «Вкус моря» открывается рассказом «Нормальный риск», в котором автор показывает моряков как «земных людей», действующих в особых условиях, способствующих раскрытию героических черт характера. «Риск - это специфика работы на море», - объясняет старпом молодому помощнику [2, с. 234].
Возникла чрезвычайная ситуация: на винт судна намотался кусок рыболовной сети. Чтобы исправить положение, надо нырять, но в этом месте сильное течение и «тьма акул». «Когда нырнешь, там столько работы будет, - успокаивает капитан, - что об акулах забудешь сразу» [2, с. 237].
Экипаж затихает в ожидании выбора -кому идти под воду? «...Всем без исключения не давали покоя мысли о близких акулах и связанной с ними опасностью» [2, с. 238]. А тем временем течение океана сносит судно в район активного рыболовства. «Судно. будет создавать проблему для многочисленных траулеров, а само будет все больше походить на огромное и беспомощное на воде раненое существо» [2, с. 238].
Никто из моряков не вызвался совершить это рискованное погружение. Капитан с горечью вспоминает, какой завидной и прочной была «школа российского флота». «Где этот флот? Где молодые и жадные, готовые на риск.» [2, с. 239]. «Не акула опасна. Опасен страх.», - замечает автор, и капитан сам берется выполнить рискованное задание, ибо прежде всего он руководствуется долгом и честью морского офицера.
Рассказ «Нормальный риск» ставит перед читателем ряд вопросов: как жить сегодня? Во что верить? За что держаться? Особенно в переходные времена, когда попадают под сомнение сложившиеся традиции. Ответ понятен: держаться надо за свою совесть, за честь в глазах людей. Все социально значимые ориентиры имеют свои границы, вся жизнь в них не вмещается. Нужно иметь более глубокое основание своим поступкам. Держаться нужно за долг, без которого понятие чести немыслимо.
Контракт, деньги, выгода, страх. Да мало ли что еще . Можно найти тысячу оправданий своему бездействию. Но читателю ясно, что бывают ситуации, когда мужчина должен повести себя достойно и стать примером для других. Именно такой поступок и совершает капитан судна. «Есть беда, как есть она в любой жизни. А есть риск, нормальный морской риск. Заманчивый привкус мужской профессии. Бояться, но делать! Потому что всегда есть что-то страшное и недопустимое для мужика, чем акулы или кровь.» [2, с. 245].
Море - это стихия, которая очень трудно покоряется людям, и с ней помериться силой может лишь крепкий и отважный человек. Цикл «Вкус моря» продолжает рассказ «Ураган», повествующий о мужестве, товарищеской взаимопомощи, дружеском отношении к людям других национальностей.
Немецкий сухогруз со смешанным экипажем просит суда приблизиться к нему и попытаться снять моряков. Паника возникла в связи с поступлением воды в машинное отделение. Механики отказались спасать танкер, и экипаж готов покинуть судно. А погода портится, надвигается циклон, по прогнозу - ураган.
Российский портовый бункеровщик, маленькое суденышко, в десять раз меньше немецкого, спешит на помощь грозному танке-
ру. Русские моряки по рации советуют новичкам преодолеть страх, спуститься в машину и оживить судно: «.Пароход с парализованным экипажем - гроб железный. Ему помочь надо. Пароходу помочь!» [2, с. 259].
Неопытные моряки смогли преодолеть психологический барьер, превозмогли себя и спустились в машинное отделение. Глупая поломка была устранена, и судно вновь оказалось «самым защищенным местом в бушующем океане».
Николай Бойков, избегая эффектных описаний, с любовью рассказывает о российских моряках, проявивших подлинный профессионализм в морском деле и оказавших поддержку немецкому танкеру. Автор сжато и скупо, без видимых усилий, воздействует на воображение читателя, вызывая симпатию к людям, которые до конца верны чувству долга и взаимопомощи.
Цикл рассказов «Морские истории» («Истории, рассказанные на судне») передает основную мысль автора: как это не просто -быть настоящим моряком, даже когда нет никаких чрезвычайных происшествий, ведь работа, полная напряжения, физического и нервного, забирает человека целиком, без остатка.
«Морские истории» - цикл рассказов о людях, которые сердцем приросли к морю и флоту, о тех, кто накопил большой жизненный опыт, и поэтому им есть о чем сказать свое слово.
Рассказ «Дядя Володя.» повествует о русском штурмане, не уронившем достоинства офицерских погон и заступившемся за честь женщины. Автор вновь поднимает тему чести, достоинства человеческого и общественного. А «достоинства эти .суть вещи разные. Человек ценит в себе то, что и до смерти с ним: гордость, уважение, честь. А общество - что после каждого человека остается.» [2, с. 276]. Совершив настоящий мужской поступок, русский моряк, «в силу унизительной деформации родного закона», потерял работу [2, с. 278].
Автор призывает читателя задуматься о том, что жизнь со всеми глубокими противоречиями часто ставит человека перед трудным выбором. Но настоящим мужчиной, по мысли писателя, может считаться лишь тот, кто готов в любую минуту сделать выбор в пользу достоинства и чести. «Моря меня ли-
шили. места достойного в жизни. но чести вам не отдам!» - заявляет морской офицер, поплатившийся за право уважать себя [2, с. 279].
Для прозы писателя-мариниста Николая Бойкова характерно глубокое проникновение в психологию героя, для которого море - это прежде всего служба. В рассказ «Морские опасности» он вводит героя-новичка, который не боится задавать вопросы и которому надо объяснять морскую службу как бы со стороны, тем самым раскрывая ее специфику и для широкого круга читателей.
Молодой помощник спрашивает у капитана: что самое опасное в море? И выясняется, что это не шторм, не пожар на борту судна. Самое страшное - человек как «вместилище страха, упрямства, глупости и ума. Бездна океанская покажется пустой лужицей, -замечает капитан. - Одиночество каждого из нас - вот бомба, с которой уходим и живем в
море» [2, с. 306].
Произведения Николая Бойкова отличаются тем, что он изображает плавание не как прогулку по экзотическим странам, а, прежде всего, как повседневное исполнение моряками привычного и обыденного для них дела. И читателю становится ясно, как много времени должно пройти, прежде чем дилетант познает море и начнет общаться с ним на равных.
Море в рассказе «Морские опасности» -это поле деятельности человека. Автор через рассуждения своего героя доносит до читателя мысль о том, что овладеть морской профессией под силу не каждому.
«Море любит сильных», - не раз подчеркивает прозаик. «Ведь самое страшное в море - слабость человеческая» [2, с. 308]. Но в то же время именно море позволяет мужчине понять о себе главное: чего он стоит в этой жизни, ибо морская служба, будучи весьма опасной, закаляет волю и характер человека.
Цикл «Вкус моря» завершают истории «Штакетник в океане.» и «Мина на борту», поднимающие сложнейшую психологическую проблему общения в замкнутом пространстве. Реалистически воссоздавая морской быт, в котором исключительное сочетается с повседневным, автор показывает, что морякам необходимо «защищать в себе» романтику - определенное отношение к морю.
Месяцы, проведенные на судне, - непростое время. Каждый рассчитывает свои силы: сколько он выдержит в отрыве от земли, без близких людей, изо дня в день глядя в одни и те же лица, живя в пространстве, ограниченном размерами судна, неделями не видя ничего, кроме неба и моря.
Договор о работе заключен, и внутренние часы членов экипажа заработали на отсчет того времени, которое они проведут на судне. В рассказе «Штакетник в океане.» описывается ситуация, когда плавание подходит к концу, но вдруг на месяц продлевается контракт, и тогда у старшего помощника сдают нервы. Он превращается «в некую психологическую мину, опасно заряженную» [2, с. 319].
Метафорическим в данном случае становится название последнего рассказа цикла -«Мина на борту». Читателю кажется, что речь пойдет об учебной мине, которую уронили с борта эсминца. А автор называет «миной» состояние одного из членов экипажа. «Это опаснее, чем та, плавающая учебная», - констатирует капитан [2, с. 319].
Последний цикл рассказов в сборнике морской прозы «Идущие через океан» Николай Бойков назвал «Морское братство». Небольшие зарисовки «Правило отданных швартовых», «Тюрьма или дом родной?», «Вахта за вахтой», как и многие другие произведения писателя-мариниста, имеют автобиографический характер. В них дается подлинно реалистическое представление о морской жизни, о трудной, но и чрезвычайно интересной службе. «На море говорят:
«Морская профессия - весь мир». Это не только география в виду имеется» [2, с. 341].
Автор сумел показать как суровость работы в море, так и любовь моряков к своей профессии. «Настоящий капитал в каждом рейсе - это друзья рядом, ваши отношения, ежедневные минуты за общим столом, разговоры и молчание на вахте, разбитые в кровь руки на палубе или в машине, улыбка товарища» [2, с. 343].
Положив в основу своих произведений непосредственные наблюдения морского офицера, писатель замечает, что зачастую моряков понять трудно. «Никогда и никто не поймет на берегу наших сегодняшних настроений, проблем, мыслей. На берегу и на море понимание разное» [2, с. 344].
С любовью рассказывая о моряках и их труде на страницах своих историй, капитан дальнего плавания толкует «морское братство» как понимание друг друга и утверждает, что «такое понимание - это только на море» [2, с. 344].
«Записки молодого помощника» подводят итог размышлениям автора о специфике морской службы. Немного назидательно, но совершенно искренне он советует своим последователям: «Умей радоваться миру и людям вокруг себя. Рядом с собой. Море учит нас жить и улыбаться на краю жизни. Море дает нам силу и стойкость тех, кто был здесь до нас, стоит только представить на миг, что они смотрели на те же волны, этим же ветром дышали, так же томились о доме, поглаживая ладонями живое тело притихшего судна, сжавшегося от нашей неожиданной ласки» [2, с. 350-351].
Одна из характерных особенностей творчества Николая Бойкова заключается в том, что в его рассказах о море мы находим в полном объеме те первоэлементы произведений морского жанра, которые являются его жанрообразующими компонентами: изображение моря, моряков и кораблей. Они не могут существовать отдельно друг от друга.
Облик моряков дополняется замечательным образом моря, с которым составляет как бы единое целое. Море - равноправный герой произведений писателя, а судьба моряка показана в неразрывной связи с жизнью моря, с судьбой корабля, являющимся не просто средством передвижения и местом службы.
Корабль и моряк в прозе писателя-мариниста слиты воедино: «Можно считать, что коробка железная, гроб плавучий. А можно - живое судно, живой дом. <.> Есть моряки, которые живут на борту вместе с судном, слушая его вздохи, хромая и ударяясь вместе с ним на океанской волне, чувствуя его силу и возраст. Они одушевляют железо, дружат и старятся вместе с ним» [2, с. 352].
Автор всегда сравнивает судно именно с живым существом, ведущим постоянную борьбу с морской стихией. Это жизненное пространство моряков, которые гордятся им и тщательно следят за его состоянием. Одушевляя корабль, писатель раскрывает тайну непонятной для жителей суши могучей связи моряка с его кораблем.
Для прозы Николая Бойкова характерно глубокое проникновение не только в психологию российского моряка, но и в жизнь и быт современного флота. На страницах морских рассказов он создал полнокровный образ морского офицера, раскрыл перед читателем его душу.
Изображение моря как вселенской стихии, как специфического, отличного от суши типа реальности и как среды обитания, корабля как особой пространственно-временной категории и жизни моряка как судьбы человека, способного реализовать себя только в водной стихии, - главная заслуга новороссийских писателей-маринистов.
Их проза отличается разнообразием жанров и спецификой тематики. Своими корнями она связана с Черноморьем, его прошлым и настоящим. Наверное, поэтому «морская» тема остается ведущей темой новороссийских авторов. А книга Николая Бойкова и Михаила Глинистова, по справедливому замечанию самих авторов, - «дружеское рукопожатие двух старых товарищей» [2, с. 3] - достойный вклад в отечественную литературу.
1. Пахомов В.Б. Новороссийские писатели: очерки. Новороссийск, 2006. Вып. 1. С. 29.
2. Глинистое М.С., Бойков Н.Д. Идущие через океан: проза морской жизни. Новороссийск, 2005. С. 77.
Поступила в редакцию 21.04.2008 г.
Tarasova V.M. “Marine” theme in modem Novorossiysk writers’ creative work. The sea is mostly described by those who are directly connected with it in their professional activity. That is why the Novorossiysk authors create works on the marine theme concerning today’s seamen daring and brave like their grandparents, fighting gales and storms, holding sacred Motherland at seas and oceans. M. Glinistov and N. Boykov’s collection of marine prose makes the reader familiar with seamen’s real life and shows the specific character of this extreme profession. The knowledge of sailing, love of the sea and literary talent allowed these Novorossiysk writers to publish a realistic work “Crossing the Ocean”, the best parts of which were written in traditions of the Russian classical marine novels. Key words: “marine” theme, Novorossiysk writers.
Literature
1. Pakhomov V.B. Novorossiysk writers: essays. Novorossiysk, 2006. Issue 1. P. 29.
2. Glinistov M.S., Boykov N.D. Sailing through the ocean: sea life prose. Novorossiysk, 2005. P. 77.