Научная статья на тему 'Город Макао как торговый и религиозный центр Португалии на Дальнем Востоке в XVI-XVII вв'

Город Макао как торговый и религиозный центр Португалии на Дальнем Востоке в XVI-XVII вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
168
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОЛИЧЕСКИЕ МИССИИ / МИССИОНЕРЫ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ / ПОРТУГАЛЬСКИЕ ТОРГОВЦЫ / СЕНАТ Г. МАКАО / ПАТРОНАТ ПОРТУГАЛЬСКОГО КОРОЛЯ / CATHOLICS MISSIONS / MISSIONARIES OF THE ORDER OF THE JESUS / PORTUGUESE MERCHANTS / SENATE OF MACAU / PATRONAGE OF PORTUGUESE KING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новакова Оксана Владимировна

В данной статье предпринята попытка исследования малоизученной проблемы история возникновения и развития г. Макао и его роли как торгового и религиозного центра Португалии в восточноазиатском регионе в ранний период истории Нового времени. На конкретном материале рассматривается торговая деятельность португальских купцов, особенно в Дангчаунге (современный Центральный Вьетнам), их привилегированное положение по сравнению с европейцами других стран. Особый интерес представляет исследование вопроса о первых контактах двух цивилизаций: западноевропейской и восточноазиатской, связанной с распространением христианства в данном регионе, в том числе во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Macau as Commercial and Religious Centre of Portugal in the Far East in XVI-XVII Centuries

This article touches upon an insuffi ciently explored topic the origin and the development of the city of Macau and its role as a market town and religious centre of Portugal in the South-East region during the Early modern period. Using certain materials and sources the article tells us about trading activity of the portuguese merchants, especially in Dangtrong (central Vietnam), their privileged position in comparison with the Europeans from other countries. A problem of the fi rst contacts between two civilizations, the West European and the East Asian, is also a matter of a great interest. This matter is associated with the spreading of Christianity in this region, including Vietnam.

Текст научной работы на тему «Город Макао как торговый и религиозный центр Португалии на Дальнем Востоке в XVI-XVII вв»

3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 3316.

4. Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. - 2007. - № 4354.

5. Абдулина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // XXXVII Между-нар. науч.-практич. конф. «Вопросы современной юриспруденции», Новосибирск, 26 мая 2014 г. - Новосибирск, 2014.

6. Вайранов В.И. Проблемы и перспективы финансового обеспечения реформы местного самоуправления из федерального и региональных бюджетов // Бюджет. - 2014, апрель. - № 4.

7. Иванов И.П., Зимовьев С.О., Панамарин Е.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. - «Юстицинформ», 2012.

8. Лавров К.Г., Шаромов Д.Е. Основы управления муниципальным хозяйством. - М.: Московский научный фонд, 2012.

9. Таймасов Н.А. Реформа местного самоуправления. - М., 2001. - Т. 1. -2013.

10. Хаматов П.Е. Современная конституция и местное самоуправление // «Журнал российского права». -2009, март. - № 3.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

© Мухетдинова А.Р.*

Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа

В статье автор рассматривает право граждан на местное самоуправление и готовность населения его реализовывать. На основе данных социологических опросов и результатов муниципальных выборов проведен анализ причин, препятствующих эффективному использованию данного института.

Ключевые слова: местное самоуправление, правосознание, муниципальные выборы.

* Студент кафедры Теории и истории государства и права. Научный руководитель: Аминов И.Р., доцент кафедры Государственного права, кандидат юридических наук.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который может осуществлять свою власть непосредственно или через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К числу прав граждан, закрепленных в Конституции, относится так же право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право на участие в референдуме [1].

Таким образом, действующая Конституция закрепляет как одну из ведущих основ конституционного строя Российской Федерации власть народа.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-Ф3 в качестве одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляет муниципальные выборы. В соответствии со ст. 23: «Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». При этом гарантии избирательных прав граждан, порядок назначения, проведения, подведение итогов муниципальных выборов и определение результатов, устанавливаются федеральным законом и законами субъекта Российской Федерации [2].

В современном обществе возрастает значимость участия граждан в процессе организации государственной власти. Ответственные, активные граждане, осознанно осуществляющие свой выбор должны составлять основу всесторонне развивающегося российского общества, необходимым условием которого, является наличие полноценного гражданского общества [3]. В связи с этим, актуальной становится проблема модернизации правосознания субъектов избирательного процесса.

Правосознание определяется как совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям [5, с. 235]. Следовательно, правосознание избирателей мы можем определить, как форму правосознания, совокупность идей, взглядов и представлений, а также чувств и эмоций, которые выражают отношение людей к избирательному праву, практике применения его норм, а также к желаемым нормам избирательного законодательства. В современных условиях наблюдается кризис правосознания избирателей, проявляющийся в том, что большинство граждан не знают свои права, не верит в закон и не желают активно участвовать в осуществлении местного самоуправления.

Социологический опрос жителей г. Уфа, проведенный в июне-июле 2012 года ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфим-

ского научного центра Российской академии наук» по теме: «Население и местное самоуправление» для изучения общественного мнения жителей городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросам развития местного самоуправления и информированности горожан о городских событиях и деятельности органов власти и управления показал, что уфимцы свое участие в решении городских вопросов проявляют в основном в двух видах деятельности: участие в выборах в качестве избирателя (52,6 % от числа опрошенных) и участие в субботниках (26,4 %).

Если анализировать результаты опросов за последние пять лет, то можно утверждать, что доля тех, кто в решении городских вопросов не принимает участия, остается на уровне около 30 %.

В основном, наибольшее желание участвовать в предусмотренных законодательством формах местного самоуправления жители города проявляют в отношении опроса граждан (45 %). Менее интересны населению муниципальные выборы (24,5 %), сходы граждан (22,1 %), собрания граждан (21,1 %) и местный референдум (18,3 %). Остальные формы участия в общественной жизни привлекательны лишь для небольшой части горожан [6].

В 2005 и 2010 гг. на выборах депутатов представительных органов местной власти и на довыборах депутатов местных советов в четырех муниципальных образованиях в Уфе зафиксирована самая низкая явка избирателей - 22 % и 6,13 % соответственно.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других субъектах Российской Федерации.

Так, на выборах главы Краснокамского муниципального района в Пермском крае явка избирателей составила 36,16 %. На выборах главы города Соликамска, прошедших 13 марта 2011 года, явка избирателей составила 32,37 % [7]. На выборах главы городского округа город Калининград приняли участие 20,55 % избирателей [8].

Низкая явка свидетельствует о значительном снижении интереса избирателей к муниципальным выборам. На наш взгляд можно выделить следующие причины этого явления:

Во-первых, это снижение авторитета муниципальной власти, люди все больше ориентируются на государственную власть. При этом многие граждане имеют смутные представления о том, за что конкретно отвечает власть муниципальная, региональная и федеральная.

Во-вторых, основная масса избирателей считает, что их голос не повлияет на общий итог выборов. Общество пассивно и с недоверием относится к институту выборов.

Третья и основная причина заключается в низком уровне правосознания населения. Неосведомленность граждан о правах избирателей, кандидатов, деятельности избирательных комиссий является ключевым фактором негативного отношения людей к муниципальным выборам.

На вопрос: ««В Конституции Российской Федерации закреплены права граждан России. Вы, как гражданин России, знаете или не знаете свои права?» только 18 % респондентов ответили: «Да, я хорошо знаю свои права». 69,3 % респондентов указали, что знают некоторые свои права, а 10,8 % опрошенных не знают своих прав. Затруднились ответить на этот вопрос 1,9 % опрошенных. Так же подавляющее большинство респондентов (94,4 %) правильно указали, что избирательное право наступает с 18 лет. Лишь незначительные доли респондентов называли неправильные варианты ответа [4].

Актуальным является и вопрос участия в муниципальных выборах молодого поколения. Например, избирательная комиссия Челябинской области, проанализировав информацию об участии избирателей в возрасте от 18 до 35 лет в голосовании на выборах Губернатора и органов местного самоуправления в Челябинской области, пришла к выводу, что всего в голосовании могли принять 808336 молодых избирателей, а в день голосования на избирательные участки пришло 28,44 % молодых избирателей - это 229879 человек [9].

Между тем, современная молодежь - это политическое будущее нашей страны. Именно от молодого поколения зависит развитие и эффективность института выборов, как формы осуществления население местного самоуправления.

Для решения данного вопроса можно предложить следующие меры:

1. Повышение правовой культуры населения, уровня правосознания и формирование позитивного отношения к закону, путем правового просвещения граждан - проведение различных семинаров, формирование положительного отношения к праву, в том числе и избирательному в средствах массовой информации, так как нередко во многих изданиях выборы и их результаты преподносятся в негативном ключе, что отрицательно влияет на правовое сознание населения.

2. Активная работа с молодежью, правовое воспитание молодого поколения, заключающееся в проведении конкурсов, мероприятий, конференций, внедрение информационных технологий.

3. Повышение уровня доверия к муниципальной власти посредством повышения эффективности работы и своевременного и регулярного информирования населения о том, что сделано и какие результаты достигнуты.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что актуальной является задача модернизации правосознания граждан страны, особенного молодого поколения, в целях формирования устойчивого гражданского общества.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о

поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп., от 14.10.2014 №307-ФЗ).

3. Абдуллина С.И., Аминов И.Р. Формы непосредственной демократии в местном самоуправлении: проблемы теории и практики // XXXVII Международная научно-практическая конференция «Вопросы современной юриспруденции», г. Новосибирск, 26 мая 2014 г. - Новосибирск, 2014.

4. Гордеев К.А. Правосознание современной молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://wriom.rшfikadmщMomtoring/93/2009_5% 20(93)_8_gordeev.pdf (дата обращения: 18.11.2014).

5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юристъ 2004. - 512 с.

6. Некоторые результаты социологического исследования общественного мнения по теме: «Население и местное самоуправление» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ufarity.info/document/analytics/122438.html (дата обращения: 18.11.2014).

7. Выборы в органы местного самоуправления. Данные Пермской краевой избирательной комиссии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.permkrai.izbirkom.ru/sx/way/994610.html (дата обращения: 18.11.2014).

8.Результаты выборов главы городского округа «города Калининград» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.izbirkomklgd.ru/Vybory14_10_ 2012_glava/itogi_vibory14_10_2012_glava.html (дата обращения: 18.11.2014).

9. Голосование молодежи на выборах 14 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iksrf74.uu.ru/news/?id=927 (дата обращения: 18.11.2014).

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

© Прокушева Д.А.

Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами. Отражены виды юридической ответственности, а так же порядок привлечения к ответственности органов местного самоуправления.

Ключевые слова: юридическая ответственность, виды ответственности, физические лица, юридические лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.