Научная статья на тему 'Тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации'

Тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОРОДСКАЯ ДУМА / ГЛАВА ГОРОДА / МЭР ГОРОДА / ВЫБОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Дмитрий Вячеславович

С принятием Конституции РФ 1993 года местное самоуправление прочно вошло в жизнь общества и государства как действительно работающий институт российской действительности и вместе с тем как сложное общественно-правовое явление, обладающее двойственной правовой природой. Во-первых, оно является обязательной формой народовластия и в этом смысле это публичная (политическая) свобода граждан в государственно организованном обществе, закрепленная в конституционном праве на местное самоуправление. Во-вторых, местное самоуправление является способом управления делами на местах, особым видом деятельности (публичным (муниципальным)), управлением, осуществляемым населением посредством различных организационных форм. В данной статье будет проведен анализ тенденций формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS OF FORMATION OF government UNSTITUTION IN RUSSIA

Nowadays the local government became ingrained in public life and government as active institute of Russia statehood. The local government is a complex social and legal phenomenon that has a dual legal nature. Firstly, it is a mandatory institution of sovereignty (one of the forms of performing public authority) and in this sense it is public (political) freedom of citizens in a state-organized society, which is assigned in the constitutional law to local government. Secondly, local government is a way of regulating affairs on the ground, a special type of activity (public (municipal)), management that is performed by the citizens through various organizational forms. In this article the trends of formation of local government authorities in Russian Federation will be analyzed.

Текст научной работы на тему «Тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации»

10.5. ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воробьев Дмитрий Вячеславович, аспирант. Место учебы: Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ. Филиал: Нижегородский Институт Управления. E-mail: Vorobyov1212@gmail.com

Аннотация: С принятием Конституции РФ 1993 года местное самоуправление прочно вошло в жизнь общества и государства как действительно работающий институт российской действительности и вместе с тем как сложное общественно-правовое явление, обладающее двойственной правовой природой. Во-первых, оно является обязательной формой народовластия и в этом смысле это публичная (политическая) свобода граждан в государственно организованном обществе, закрепленная в конституционном праве на местное самоуправление. Во-вторых, местное самоуправление является способом управления делами на местах, особым видом деятельности (публичным (муниципальным)), управлением, осуществляемым населением посредством различных организационных форм. В данной статье будет проведен анализ тенденций формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Ключевые слова: местное самоуправление, городская дума, глава города, мэр города, выборы

TRENDS OF FORMATION OF GOVERNMENT UNSTITUTION IN RUSSIA

Vorobyov Dmitry Vyacheslavovich, postgraduate student. Place of study: Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of RF. Branch: Ninzhniy Novgorod Institute of Management. E-mail: Vorobyov1212@gmail.com

Annotation: Nowadays the local government became ingrained in public life and government as active institute of Russia statehood. The local government is a complex social and legal phenomenon that has a dual legal nature. Firstly, it is a mandatory institution of sovereignty (one of the forms of performing public authority) and in this sense it is public (political) freedom of citizens in a state-organized society, which is assigned in the constitutional law to local government.

Secondly, local government is a way of regulating affairs on the ground, a special type of activity (public (municipal)), management that is performed by the citizens through various organizational forms. In this article the trends of formation of local government authorities in Russian Federation will be analyzed.

Keywords: local government, city council, head of city, mayor of the city, election.

Важнейший принцип организации местного самоуправления - формирование его руководящих органов посредством выборов.

В условиях современного развития России, ее стремления к реальным демократическим ценностям, где волеизъявление населения на выборах является неотъемлемым условием легитимности существующей власти, ее постоянной ротации и преемственности в деятельности выборных институтов, сам институт выборов выступает основополагающим элементом фор-

мирования и дальнейшего функционирования местного самоуправления.

Гарантия возможности населения участвовать в процессе формирования органов публичной власти, в том числе и органов местного самоуправления, а также в избрании отдельных должностных лиц является неотъемлемым элементом современного демократического общества.

Институт выборов также выступает средством воспитания политической элиты в обществе, воспитания граждан государства посредством образуемых общественных объединений, играющих значительную роль не только в избирательном процессе, но и в жизни государства, тем самым повышая уровень правосознания этих граждан.

Относительно местного самоуправления институт выборов выступает непосредственной формой осуществления местного самоуправления. Так В.С. Кома-ровский отмечал, что посредством выборов население нанимает того, кому оно поручает управлять муниципальным образованием [11, с. 19].

Существует множество определений муниципальных выборов.

Так Д.В. Тропина определяет муниципальные выборы как наиболее часто применяемый институт непосредственной демократии на муниципальном уровне, который проводится в целях создания органов местного самоуправления, то есть избрания депутатов представительного органа местного самоуправления, и выборных должностных лиц местного самоуправления [12, с. 3].

В.И. Фадеев говорит, что муниципальные выборы — это особенный акт самоуправления, который основан на общественной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами [13, с. 368].

И.В. Выдрин, А.Н. Кокотов указывают, что муниципальные выборы представляют собой «движение, которое сочетает в себе формы представительной и непосредственной демократии», и обращают внимание на различие понятий «выборы» и «избрание» в отношении кампаний местного уровня [10, с. 17].

Выборы сами по себе являются существенной конституционной ценностью. Вступая в избирательные отношения в качестве избирателей или кандидатов, граждане не только реализуют свою политическую свободу и связанные с ней субъективные интересы, касающиеся определенных политических предпочтений, сам принцип народовластия, они участвуют в формировании самостоятельных и независимых органов публичной власти, к которым относятся и органы местного самоуправления, призванные в своей деятельности обеспечивать интересы народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина, осуществляя эффективное и ответственное управление делами общества и государства на всех уровнях публичной власти.

Действующая Конституция РФ [3] в ч. 1 ст. 32 определяет право граждан принимать участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, которое тесным образом связано с принципом народовластия, выступающим в качестве наиболее значимого элемента конституционного строя РФ. Реализация данного конституционного права конкретизируется и детализируется прежде всего в избирательных правах граждан. Всеобщая декларация прав человека [1] содержит указание на то, что каждый человек вправе участвовать в управлении де-

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Воробьев Д.В.

лами государства либо прямо, либо через своих избранных представителей. Подобная норма закреплена и в Международном пакте о гражданских и политических правах [2].

Народная воля, являясь основой государственной власти, находит свое выражение именно в проведении справедливых выборов на базе общих принципов всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольности и свободы волеизъявления, периодичности, гласности и открытости, альтернативности и состязательности выборов и т.д.

Реформы местного самоуправления, которые проводятся в процессе реализации Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4], предполагают новые территориальные и организационные основы местного самоуправления, трансформирование системы муниципальных органов, повышение количества органов и должностных лиц местного самоуправления, которые будут являться выборными.

Главы муниципальных образований выбираются везде, начиная от маленького села и заканчивая крупным городом. При этом формы выборов (прямое голосование населения или избрание главы муниципального образования представительным органом) могут быть разными. Другими словами, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут использоваться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Наиболее значимыми являются изменения от 27 мая 2014 г., внесенные в Закон, а также в Федеральный закон 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [5].

Субъектам РФ позволено самим определять способы избрания глав муниципальных образований - напрямую населением или из состава представительного органа власти, а также формирования всех органов местного самоуправления на своей территории. Согласно документу, введены два новых типа муниципальных образований - городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах могут быть созданы собственные советы депутатов во внутригородских районах. В соответствии с поправками порядок избрания главы муниципального образования устанавливается законом субъекта РФ.

Потенциальная возможность прямого регулирования муниципальных выборов заложена в Федеральном законе от 26 ноября 1996 № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» [6].

Анализ федерального законодательства о муниципальных выборах говорит о необходимости и возможности его дальнейшего совершенствования. В связи с этим видится необходимым принятие федерального закона «Об общих принципах организации муниципальных выборов в Российской Федерации».

Также полагаем необходимым обратить внимание на положительный опыт многих субъектов государства, который заключается в принятии специализированного кодифицированного законодательного акта в субъекте. На территории Москвы действует Избирательный кодекс, в котором детально рассмотрены такие важные положения как финансирование выборов, выдвижение кандидатов. Помимо Москвы кодифицированные акты

приняты в Белгородской области, Свердловской области, Курской области, Тверской области, Приморском крае.

Представляется, что специальные законы о муниципальных выборах играют большую роль в организации и проведении муниципальных выборов. Следовательно существует необходимость специальных кодифицированных законов субъектов РФ о муниципальных выборах.

При организации муниципальных выборов немаловажную роль играют нормативные правовые акты Центральной избирательной комиссии, такие как: Постановление ЦИК РФ «О порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» от 26 сентября 2012 г. № 142/1076-6) [7], Постановление ЦИК РФ «О Рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» от 09 августа 2017 г. №96/832-7 [8] и др.

Судебная практика Конституционного и Верховного судов Российской Федерации также влияет на порядок проведения выборов: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 апреля 2014 № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области» 15 апреля 2014 года № 11 -П «Конституционный Суд дал оценку конституционности положений пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [9], и другие.

В соответствии с законом субъекта Российской Федерации уставом муниципального образования назначается избирательная система, которая используется в муниципальном образовании, а также иные вопросы, которые связанны с организацией и проведением муниципальных выборов.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать выводы о том, что муниципальные выборы являются высшей формой демократии, выступают основой конституционного строя страны и важнейшим элементом осуществления местного самоуправления.

Основной целью муниципальных выборов является избрание представителей в выборные органы муниципального образования, и выборных должностных лиц муниципальных образований. Статья 23 ФЗ № 131-Ф3 гласит, что муниципальные выборы проводятся только с указанными целями.

Положения, которые регулируют особенности проведения муниципальных выборов, отражены в нормативно-правовых актах различных уровней: федеральном, региональном и местного значения.

Конституция страны не содержит прямых ссылок на проведение муниципальных выборов. Однако имеет много косвенных положений, которые влияют на институт муниципальных выборов. Например, статья 3 Конституции указывает на то, что многонациональный народ является основным источником власти в стране.

Помимо Конституции организация и проведение муниципальных выборов регламентировано двумя Федеральными законами - № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде-

рации» и № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует положения представительного органа местного самоуправления и его депутатов, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности статьи 35 и 40. Необходимо отметить, что в данном законодательном акте не оговаривается по какой избирательной системе должны выбираться депутаты муниципального образования. Данное упущение, на наш взгляд, требует внесения определенных поправок со стороны Законодателя.

Следовательно, несмотря на то, что законодательство является развитым, наработана обширная нормативная база, существуют направления, которые требуют совершенствования.

На федеральном уровне не имеется законодательного акта, который прямо регулировал бы организацию и проведение муниципальных выборов, либо устанавливал общие принципы организации муниципальных выборов в Российской Федерации.

Следовательно, анализ законодательства позволяет говорить о возможности его совершенствования. В связи с этим полагаем необходимым разработать и принять самостоятельный Федеральный закон «Об общих принципах организации муниципальных выборов в Российской Федерации».

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат» и имеет оригинальность 80,09%.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г. Российская газета. № 67. 05.04.1995 г.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Ведомости Верховного Совета СССР. 28.04.1976 г. № 17. ст. 291.

3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ. от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ. от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ. от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ). СЗ РФ от 04.08.2014г, № 31, ст.4398

4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». «Российская газета», № 202, 08.10.2003 г.

5. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». «Российская газета», № 206, 19.10.1999 г.

6. Федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». «Российская газета», № 232, 04.12.1996 г.

7. Постановление ЦИК России от 26.09.2012 № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, прово-

димых в Российской Федерации». «Вестник ЦИК России», № 10, 2012 г.

8. Постановление ЦИК России от 09.08.2017 г. № 96/832-7 «О рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации». «Вестник ЦИК России», № 9, 2017

9. По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области: Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11 -П. Собрание законодательства РФ. 21.04.2014 г. № 16. ст. 1922.

10. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 1999 г. С. 17.

11. Комаровский, В.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса. М.: Социологические исследования. 1996 г. № 6. С. 19

12. Тропина, Д.В. Пассивное избирательное право на муниципальном уровне: состояние и перспективы. М.:Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016 г. № 3. С. 3

13. Фадеев В. И., Рауткина Н. И., Миронов Н. М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Норма, 2006 г. С. 368

Рецензия

на статью аспиранта Д.В. Воробьева на тему: «Тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации»

Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку эффективное формирование органов местного самоуправления играет ключевую роль в социально-экономическом и политическом развитии муниципальных образований. Автор грамотно исследовал базовые положения Федерального закона от 06.10.2003 года №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления и специфике организации органов государственной власти субъектов.

Сформулированные Д.В. Воробьевым выводы и обобщения по заявленной теме могут быть использованы в правоприменительной практике органов местного самоуправления.

Работа ранее не публиковалась и не содержит закрытой информации. Статья достойна публикации в журналах, рекомендованных ВАК.

Заведующий кафедрой конституционного и муниципального права НИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н., доцент Большакова В.М.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;

Оригинальность текста - 80,09 %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.