Научная статья на тему 'Город Дона Жуана и Кармен. Родина корриды и фламенко'

Город Дона Жуана и Кармен. Родина корриды и фламенко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Город Дона Жуана и Кармен. Родина корриды и фламенко»

^ес^Нмс, октябрь, 2005 г., № 10

Международные конгрессы по органической геохимии проводятся один раз в два года в различных городах Европы. Для меня это был второй конгресс, первый был в 2001 г. (Нанси, Франция). Мой путь в Севилью пролегал через Москву и Мадрид. Из Москвы в Мадрид мы летели вместе с проф. О. К. Баженовой и её молодыми коллегами. Благодаря неукротимой энергии Ольги Константиновны мы совершили пешую прогулку по Мадриду. Кроме того, нам удалось выкроить время на посещение знаменитого музея Прадо с прекрасными коллекциями картин Гойи и Веласкеса, а также с рядом шедевров давно любимых мною Брейгеля и Босха... В Севилью мы добирались по отдельности — москвичи поехали ночным автобусом, а я скоростным поездом на следующий день. Скоростной поезд Мадрид—Севилья ходит по первой в Испании линии такого рода. Дорога совершенно не утомляет, в поезде тишина, кондиционер и пр. Для развлечения я стал считать туннели, но сосчитать не удалось, сбился на восемнадцатом или девятнадцатом и понял, почему испанцы так гордятся этой дорогой. Как показало последующее обсуждение с русскими

коллегами, никто не смог досчитать туннели до конца.

В Севилье меня поселили в общежитии местного университета (40 евро в день). Общежитие рассчитано, по всей видимости, на проживание “моторизованных” студентов, ибо представляет собой аккуратные ряды балков (довольно чистых внутри и кондиционированных), разделенных широкими проездами. Кстати, даже в сентябре чувствовалось, что кондиционер здесь далеко не роскошь, а средство оживления после кратковременного пребывания на улице.

На 22-м Международном конгрессе по органической геохимии присутствовало рекордное число участников из России (13 человек), в том числе двое из Института геологии Коми НЦ УрО РАН. Весьма приятно было и то, что в программу ГМ0в-22 были включены два устных доклада российских ученых. Однако озвучиванию одного из них по-

мешало то, что докладчица из Томска смогла оплатить только оргвзнос сопровождающего лица, а с таким орг-взносом к докладу не допустили... То есть дали понять, что для сопровождающих лиц программа своя — там и участвуйте.

Сама научная программа конгресса была весьма и весьма насыщена — это пять дней непрерывной работы, которая строилась следующим образом: утром — пленарные доклады, затем работали две параллельные секции (грамотно разбитая по секциям тематика не вызывала затруднений с выбором зала). В течение дня устраивался перерыв на обед (кормили на месте, стоимость питания входила в счет оргвзноса, что было очень удобно) и выделялось время для ознакомления со стендовыми докладами и их обсуждения.

Одним из выдающихся событий 1МОв-22 было награждение медалью имени А. Трейбса — основателя органической геохимии, впервые открывшего порфирины в составе нефти, — Япа Синнинхе Дамсте (I 8. БштпдЬе Бат81е), который возглавляет отдел морской биогеохимии и токсикологии Нидерландского института морских исследований (N102) и фактически создателем современной геохимии сероорганических соединений. Это только одно, наиболее близкое для меня его достижение.

Материалы конгресса опубликованы в виде двух томов и электронной версии, с которыми могут ознакомиться все желающие, если обратятся к автору этого сообщения.

К. г.-м. н. Д. Бушнев

Д. Бушнев у стендового доклада

ГОРОД ДОНА ЖУАОА И КАРМЕН. РОДИНА КОРРИДЫ И ФЛАМЕНКО

В Севилью я прилетела из Бельгии. Добиралась очень долго (через Валенсию с ночевкой в аэропорту), но погоня за дешевизной (оказалось, что лететь самолетом дешевле, чем ехать на поезде, причем раза в два) причиняет некоторые неудобства. И вот долгожданный город!

Основание Севильи приписывали не кому-нибудь, а самому Гераклу! Связывали ее происхождение и с Атлантидой. Когда-то этот чудесный город назывался Хиспалис. Более чем за две с половиной тысячи лет своего существования этот город побывал в руках иберов, римлян, готов, арабов и на-

конец перешел под скипетр испанских королей. Хиспалис некоторое время был даже столицей мусульманского королевства. Новые завоеватели переиначили это название в Исбилиа, откуда и происходит современное имя — Севилья, а в середине 13 века, после того как король Фердинанд III Святой

^естЯис, октябрь, 2005 г., № 10

вернул город испанцам, здесь даже разместилась на некоторое время испанская столица.

Севилья — это город гордой красавицы-цыганки Кармен. До сих пор сохранилось здание старой табачной фабрики, где, по преданию, она работала. Сейчас в нем расположен местный университет. Именно в этом здании проходили регистрация участников конференции и фуршет. Из Севильи отправился в свое знаменитое плавание Христофор Колумб. Это, конечно же, и город всемирно известного “севильского цирюльника”...

Я впервые участвовала в конференции, организованной Европейской ассоциацией органической геохимии, и благодаря организаторам, которые были настолько добры, что оплатили мне оргвзнос и проживание, я смогла оказаться в Севилье. Таких было человек пять из Франции, Испании, Португалии. Вместе жили в общежитии университета, в большом бело-оранжевом здании, находящемся недалеко от “балков”, где проживала большая часть участников конференции. Нам выдали оранжевые рубахи, и мы влились в общую массу организаторов. К примеру, я помогала при регистрации, потом после докладов подавала микрофон тем, кто задавал вопросы докладчику. Мы помогали развешивать стендовые доклады, а также собирали талоны на обед и распределяли участников конференции по обеденным комнатам.

Не знаю почему, но организаторы считали, что я хорошо говорю по-испански и, когда знакомили меня с остальными помощниками из числа студентов местного университета, советовали им не мучаться с английским и изъясняться со мной на их родном языке. К слову сказать, я предварительно ознакомилась с языком и, к моему удивлению, понимала их, однако, говорить, как они, конечно же, не могла, и поэтому общались на английском. Все мы очень подружились и помогали друг другу.

Нужно отметить, что организация конференции была великолепной, заседания проходили в огромном специ-

Университет

В Севилье

ально оборудованном конференционном зале современного конгресс-центра. Приняло участие около 470 делегатов из 43 стран. Лидирующее положение занимали американцы (94 человека), около 267 участников было из Европы и 67 из Азии. Сделано было 92 устных и 483 стендовых доклада. Рассматривались актуальные теоретические проблемы органической геохимии и многие ее практические приложения. Научная программа включала обсуждение следующих проблем: современное состояние и достижения в нефтяной геохимии, биогеохимии, геохимии угля и газа, биодеградация, биомаркеры.

Хотя программа совещания была очень насыщенна, организаторы давали нам (помощникам) свободное время, которое мы могли потратить на свое усмотрение. Можно было, к примеру, погулять по городу.

Река делит город на две части. На правом берегу расположились старые жилые кварталы. На левом берегу, в центральной части Севильи, разместились ее наиболее известные архитектурные памятники — знаменитый готический собор, башня Харальда, дворец-крепость Алькасар, Золотая башня. От древнего, основанного в 10 в. Алькасара остались только внутренний двор и часть стен. Все остальные помещения были выстроены уже в 15—16 вв. В Севильском соборе находится гробница Христофора Колумба — первооткрывателя Америки. Следует, однако, отметить, что многие исследователи считают эту гробницу символической и что сама могила великого мореплавателя находится в другом месте. Зато точно известно, что в этом соборе погребен сын великого мореплавателя — Эрнандо Колумб. Эр-

нандо основал при Севильском соборе знаменитую Колумбийскую библиотеку, которая насчитывает сегодня около трех миллионов томов, включая редчайшие древние манускрипты, в том числе подлинные рукописи самого Христофора Колумба. В этом здании проходил блистательный концерт органной музыки, на который нас пригласили организаторы.

Это город неотразимого и страстного обольстителя Дона Жуана. В Севилье могут указать и “дворец Дона Жуана” — расположенное на берегу реки Г вадалквивир здание действующего и по сегодняшний день госпиталя Милосердия, где находят приют старые и больные люди. Здесь, говорят, сохранились кабинет “Дона Жуана”, его письменный стол, шпага. Впрочем, на звание “дворец Дона Жуана” претендует и еще одно здание на маленькой площади Святой Марты.

После окончания совещания мы с О. К. Баженовой и ее аспирантками ездили в Кадис, на океан. Вечером того же дня автобусом поехали в Мадрид, где провели целый день, и поздно вечером наш самолет вернул нас на Родину, в Москву, причем ветер был настолько попутным, что мы прилетели на целый час раньше. Из окон самолета было видно, что у нас уже не так тепло, как в Испании, и возникло грустное чувство, что лето закончилось.

К. г.-м. н. О. Ковалева

От &сей души

їя&ля Їоїобя и ^ялершо- ^ХомеЖсо с брасосогетяНие^!

дОёШХ, сгжстли^их лет совместной tyuj.Hu, уроро&й.#. и уке%о& &о &се%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.