Научная статья на тему 'Горный Алтай на пороге большого туристского будущего'

Горный Алтай на пороге большого туристского будущего Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ / ALTAI REPUBLIC / ТУРИЗМ / TOURISM / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин Е. В.

Горный Алтай обладает великолепным туристским потенциалом поистине мирового значения. Но его инфраструктурное обустройство в контексте требований современной туриндустрии началось сравнительно недавно. Предстоит многое сделать, и автор делится своим видением перспективы и планами на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Gorny Altai region has a profound touristic potential of truly worlds significance. However, infrastructural renovation of this industry started not long ago to meet current international standards. Much is to be done, and the author shares his opinion on the future opportunities and prospects in this sphere.

Текст научной работы на тему «Горный Алтай на пороге большого туристского будущего»

ЭКО. - 2012. - №9

ЛАРИН Е.В.

Горный Алтай обладает великолепным туристским потенциалом поистине мирового значения. Но его инфраструктурное обустройство в контексте требований современной туриндустрии началось сравнительно недавно. Предстоит многое сделать, и автор делится своим видением перспективы и планами на будущее.

Ключевые слова: Республика Алтай, туризм, инвестиционные проекты, особые зоны туристско-рекреационного типа

Горный Алтай на пороге большого туристского будущего

Е.В. ЛАРИН, кандидат экономических наук, министр туризма и предпринимательства Республики Алтай, Горно-Алтайск. E-mail: [email protected]

Республика Алтай обладает гигантским природным и историко-культурным потенциалом для развития туризма. Природные сокровища Горного Алтая - Алтайский заповедник и Телецкое озеро, Катунский заповедник и гора Белуха, зона покоя Укок - включены в 1998 г. в список Мирового наследия ЮНЕСКО под общим именем «Золотые горы Алтая». Прародина скифов, гуннов и тюрков, Горный Алтай способен открыть и любителю истории, и учёному-этнографу множество древних памятников и неразгаданных загадок.

Здесь возможно всё: сплав по горным рекам, альпинизм и горнолыжный спорт, семейный и оздоровительный отдых в чистейшей природной среде, уникальные лечебные процедуры на основе горноалтайских растений и продуктов мараловодства, пешие или конные маршруты, джип-сафари среди захватывающих дух ландшафтов, охота и рыбалка, культурно-этнографические открытия, паломнические туры по святым местам нескольких религий или научные экспедиции. В 2011 г. читатели журнала National Geographic назвали Горный Алтай лучшим в России «направлением для активного отдыха, в том числе экстремального».

Сама природа распорядилась так, чтобы туризм стал основой экономического процветания Горного Алтая. В республике нет обширных пахотных площадей и крупных разработок минерального сырья, больших городов с дымящими

заводскими трубами. Повседневная жизнь местных жителей неразрывно связана с горами, лесами, степями, реками и озёрами, и они способны показать гостям наш край во всей его красе.

Горноалтайский туризм сегодня

В 2011 г. в нашей республике побывало 1 350 тыс. туристов - это немало для региона с населением в 207 тыс. чел. Поток посетителей растёт среднегодовым темпом 14%. Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай в течение многих лет ведёт регулярный мониторинг, позволяющий получить достаточно ясную картину туристских посещений.

Традиционно около половины туристов прибывает из Новосибирской области и Алтайского края. На Сибирь в целом приходится порядка 80% всего туристского потока. Соответственно, в настоящее время можно говорить о Горном Алтае как о туристском направлении регионального, сибирского значения. На то есть ряд причин, одна из них - транспортная доступность. С Республикой Алтай нет железнодорожного сообщения, а авиатранспорт осуществлял лишь короткие местные рейсы. Поэтому гости приезжают в Горный Алтай автотранспортом: в 2011 г. 58% туристов прибыло на личных автомобилях, 42% - на автобусах, в том числе организованных турфирмами.

29 мая 2012 г. произошло знаменательное событие: в аэропорту Горно-Алтайска приземлился самолёт Airbus A-319, осуществивший первый прямой регулярный рейс между Москвой и Республикой Алтай. Это стало возможным после масштабной реконструкции аэропорта, завершённой в ноябре 2011 г. Авиаперевозчики готовят открытие новых маршрутов, разворачивается работа по приданию аэропорту статуса международной воздушной гавани.

Теперь есть гораздо более весомые основания ожидать притока туристов из Европейской России и зарубежных стран. Позитивная тенденция к изменению территориальной структуры прибытий уже проявилась. В 2009-2011 гг. поток туристов из европейских регионов страны возрос со 130 тыс. до 230 тыс. (на 77%), а их доля в общем турпотоке - с 13% до

17%. В эти же годы число иностранных туристов увеличилось на 30% - с 5,8 тыс. до 7,6 тыс. чел.

Сдерживающим фактором является сравнительно небольшое предложение гостиничных и иных мест размещения. На начало 2012 г. 180 коллективных средств размещения предлагали 9 350 спальных мест, из которых только 3 800 мест (41%) функционировали круглый год. Согласно итогам маркетинговых обследований, в отелях и на туристских базах останавливается около 60% всех посетителей Горного Алтая. С 2008 г. масштабы строительства современных отелей в республике резко возросли. Годовой объём инвестиций в последние четыре года находится на отметке в 1,5 млрд руб., что позволяет уверенно ожидать резкого подъема в индустрии гостеприимства.

Всё более популярными у туристов становятся так называемые «зелёные дома» - маленькие гостиницы непосредственно в усадьбах сельских жителей с достойным уровнем комфорта и, главное, неподдельным радушием. В 2011г. в них останавливались 21% всех туристов против 13% в 2007 г.

С советских времён Горный Алтай каждое лето посещает большое количество туристов-«палаточников». Хотя их доля в общем турпотоке снизилась с 27% в 2007 г. до 21% в 2011г., тем не менее их численность остаётся немалой -около 300 тыс. чел. ежегодно. «Палаточники» - категория туристов с минимальной добавленной стоимостью, поскольку большую часть продуктов они привозят с собой и почти не пользуются платными услугами. К сожалению, их жизнедеятельность на лоне природы зачастую имеет негативные экологические последствия. Однако сегодня предпринимаются все усилия для того, чтобы их отдых приобрёл не только цивилизованные формы, но и приносил более значительный экономический эффект Республике Алтай.

Современный горноалтайский туризм имеет ярко выраженную сезонность. На три летних месяца приходится 60% всех туристов, сентябрь-октябрь и март-май - 28%, ноябрь-февраль - 12% посетителей. Дело не только в особой притягательности алтайского лета, но и в том, что в другие сезоны материально-технические возможности размещения туристов и развлечений резко снижаются. Поэтому и местный турбиз-

нес стремится добиться максимального результата в высокий летний сезон, не особо надеясь на другие месяцы.

Несмотря на сезонность, туриндустрия вносит значительный и неуклонно возрастающий вклад в экономику Республики Алтай. Мы ежегодно рассчитываем стоимость так называемого туристского продукта Горного Алтая, в который включаются объёмы реализации услуг гостиниц, турбаз и «зелёных домов», многодневных туристических экспедиций, автотранспорта по организованному завозу туристов, маломерных судов для сплава и озёрных прогулок. В 2011 г. исчисленный таким образом турпродукт в действовавших ценах составил 2,3 млрд руб. против 1,7 млрд руб. в 2008 г., увеличиваясь в среднем на 11% в год. И это далеко не полный вклад туризма в экономическое благосостояние республики. По результатам специальных статистических обследований, к туристским расходам можно с полным основанием отнести покупки продукции сельского хозяйства примерно на 150 млн руб. и горюче-смазочных материалов для автотранспорта - более чем на 250 млн руб.

Новые проекты — новые горизонты

Горному Алтаю необходимы масштабные прорывные проекты, способные одним ударом разрубить узел проблем сезонности туризма и его инфраструктурного отставания. И такие проекты уже реализуются. Их главная цель - сделать регион привлекательным для самых взыскательных туристов практически круглый год. Принципиальная формула реализации - государственно-частное партнёрство, в котором:

• федеральный центр и Республика Алтай финансируют инфраструктурное и гидротехническое строительство, обеспечивают льготный налоговый режим для частных инвестиций;

• крупный бизнес строит и эксплуатирует отели, спортивные сооружения, развлекательные центры и другие коммерческие объекты, обеспечивает современный уровень сервиса.

Три из пяти важнейших проектов («Алтайская Долина», «Манжерок», «Алтай-Кезог!») осуществляются на севере в Май-минском районе, где федеральная автотрасса «Чуйский тракт» и аэропорт Горно-Алтайска образуют главные транспортные ворота республики. Они призваны стать центрами семейного

отдыха, горнолыжного спорта, молодёжных развлечений, а также конгресс-туризма. Четвёртый проект - санаторно-курортный и экскурсионный комплекс «Чемал» - имеет лечебно-оздоровительную направленность и, одновременно, будет служить точкой базирования для всех, кто желает обследовать красивейшую долину Катуни на её чемальском отрезке. Наконец, пятый проект, ориентированный на развитие горнолыжного и водного туризма, обустраивает берега прекрасного Телец-кого озера.

Эти пять проектов с суммарными инвестициями более 50 млрд руб. коренным образом модернизируют нашу турин-дустрию, выдвинут Горный Алтай в число особо перспективных туристских направлений России и мира. С их помощью мы рассчитываем на прирост туристских посещений (1 млн в год) и увеличение доходов от туризма минимум в 10-12 раз.

Рассмотрим каждый проект поподробнее.

В 16 км к югу от Горно-Алтайска на правом берегу реки Катунь формируется курорт «Алтайская Долина», в соответствии с решением Правительства России имеющий статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ)1. Такой статус даёт её резидентам, помимо инженерно-обустроенных земельных участков с привлекательными условиями аренды и выкупа, ещё и налоговые льготы в виде временного освобождения от уплаты и пониженных ставок налогов. В настоящее время резидентами ОЭЗ ТРТ стали 11 компаний2 с объёмом инвестиций 3,9 млрд руб., они обязались построить ряд отелей, горнолыжную трассу, парк развлечений и историко-культурный комплекс «Этническая деревня».

Важной особенностью «Алтайской Долины» станет искусственное озеро площадью 51 га для летнего купания (невозможного в ледяных водах горных рек). Общая вместимость гостиниц курорта составит 3500 мест. Концепция, разработанная международной консультационной группой Roland Berger, предусматривает также создание специальных залов и помещений для конгрессов, конференций, театрально-концертных представлений. Прогнозная стоимость всего курорта - поряд-

1 Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67.

2 URL: http://www.russez.ru/oez/tourism/altai_republic/altajskaya_dolina

ка 22-24 млрд руб., включая 8,6 млрд руб. государственных инвестиций, из которых вложено уже 1,2 млрд руб.

Горнолыжный курорт «Манжерок» располагается на 30 км южнее «Алтайской Долины». Его первая очередь завершена в 2010 г. и включает в себя 4 современные горнолыжные трассы с подъёмниками, трассы для беговых лыж и санных катаний по склонам, горнолыжную школу, отель на 120 мест. В перспективе «Манжерок» станет крупнейшим горнолыжным комплексом к востоку от Урала. Совместный проект Правительства Республики Алтай и ООО «Сбербанк Капитал» намечает доведение числа лыжных трасс до 32, а их протяжённости - до 60 км, создание сноуборд-парка и парка зимних развлечений. С применением технологий оснежения лыжный сезон будет длиться с октября по май включительно. Обширный комплекс пляжных, водных и других видов отдыха предусмотрен и для летнего сезона. Одновременная вместимость всех отелей Манжерока составит 6500 мест. Общая стоимость предстоящих второй и третьей очередей (20112016 гг.) проекта- 17,4 млрд руб. За счёт государственных средств (5,4 млрд руб.) предполагается провести инженерное обустройство территории, а частные инвестиции в коммерческие объекты составят 12 млрд руб.

Последний из триады курортов к югу от Горно-Алтайска - «Алтай-Resort», реализуемый Правительством Республики Алтай и ВАО «Интурист». По завершении строительства в 2016 г. в этот комплекс будут входить гостиницы на 1200 мест, искусственное озеро, спа-центр и для зимнего сезона - три горнолыжные трассы с подъёмниками. Стоимость реализуемого и следующих этапов проекта - 7,1 млрд руб. (2,2 млрд руб. государственных и 4,9 млрд руб. частных инвестиций).

В Чемальской долине ОАО «Санаторий "Алтай-West"», знаменитое своими лечебно-оздоровительными процедурами в Белокурихе, намерено создать горноклиматический курорт «Чемал» с широкой программой медицинских, оздоровительных акватермальных и других услуг для поддержания ставшего актуальным в наши дни здорового образа жизни. Кроме средств коллективного размещения на 300 мест и специальных мощностей медико-оздоровительного харак-

тера, в живописной зоне водохранилища при Чемальской ГЭС намечается создание развлекательной зоны с аттракционами, художественными промыслами и выставками. Стоимость проекта - 1,5 млрд руб. (треть будет финансироваться из государственного бюджета).

Наконец, в Турочакском районе на северо-востоке Республики Алтай будет создан горнолыжный курорт «Телецкое озеро» с тремя лыжными трассами, подъёмниками и отелями на 200 мест. Этот проект стоит 300 млн руб., финансируется государством и частным бизнесом в пропорции 1:2.

Описанные пять проектов должны создать ту необходимую критическую массу, которая позволит вывести Горный Алтай на новую траекторию как туристского, так и социально-экономического развития.

Кропотливая работа с большим вниманием к деталям

Тематика развития горноалтайского туризма не исчерпывается крупными инвестиционными проектами. Необходимо решить множество непростых экологических, экономических, образовательных и маркетинговых задач, чтобы туризм в Горном Алтае можно было с полным основанием назвать устойчивым, ответственным и конкурентоспособным.

Забота о природе пронизывает все наши начинания. Для современного туриста чистота воздуха, почв и водоёмов, пер-возданность природных ландшафтов, богатство флоры и фауны являются настоящими магнитами, побуждающими совершить путешествие в тысячи километров.

Мы развиваем сотрудничество с Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом дикой природы, лучшее берётся на вооружение. Чрезвычайное значение придаётся экологической экспертизе проектов, реализуемых в хрупких экосистемах. Составляются паспорта пеших и конных туристских маршрутов в целях чёткого определения и соблюдения требований защиты природы и безопасности туристов.

Даже рутинные хозяйственные мероприятия порой превращаются в программы сохранения природного потенциала и развития туризма. Например, проводимая в настоящее время реконструкция Чуйского тракта, с одной стороны, существенно

ограничивает возможности съезда в водоохранные зоны, где любая стихийная жизнедеятельность способна нанести природе большой вред. С другой стороны, на протяжении всего тракта для туристов создаются специальные обзорные площадки, сервисные пункты, караван-парки.

Планируется, чтобы местные жители (благосостояние которых в большой мере обусловлено добычей рыбы, диких животных и птиц, сбором дикоросов) становились проводниками, гидами, инструкторами туристов в горных, лесных, степных районах, организовывали их ночлег и питание в своих усадьбах. Важно добиться коренного перелома, когда новые экономические возможности, открываемые туристскими посещениями, сделают невыгодным любой промысел, наносящий невосполнимый ущерб флоре и фауне.

Сегодня сфера туризма в Горном Алтае практически полностью представлена малым бизнесом: 614 из 615 хозяйствующих субъектов, 60% из них относится к сфере агротуризма. Это уже упомянутые сельские усадьбы - «зелёные гостиницы», зачастую предоставляющие полный пакет услуг размещения, питания, экспедиций и экскурсий, развлечений, а также продающих экологически чистые продукты своего хозяйства и местных фермеров. На постоянной основе осуществляется республиканская целевая программа поддержки малого бизнеса, предусматривающая предоставление грантов для предпринимательских проектов в области туризма, а также субсидирование процентных ставок при получении банковских кредитов.

К заслугам малого бизнеса можно отнести тот факт, что в туриндустрии работают 5,5 тыс. чел. (6,2% общей занятости в экономике Республики Алтай), из них 3,2 тыс. чел. - круглогодично.

Особой формой поддержки малого бизнеса являются маркетинг и продвижение Горного Алтая как туристского направления. Эта деятельность ведётся главным образом Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай за счёт республиканского бюджета, так как многие предприятия туриндустрии крайне ограничены в ресурсах для рекламы.

Важным и в некоторой мере спорным вопросом эффективности маркетинга является расстановка приоритетов и выбор сочетаний таких форм, как:

• самостоятельное продвижение Горного Алтая,

• продвижение республики совместно с соседними регионами под общим сибирским брендом,

• продвижение республики в рамках федеральных мероприятий презентации России на мировом туристском рынке.

В 2009 г. утверждена концепция имиджевой политики Республики Алтай, ставшая основой дальнейших мероприятий по уточнению, визуализации, продвижению торговой марки «Горный Алтай». В маркетинговом сотрудничестве сибирских регионов, безусловно, есть рациональное зерно. Однако смущают устойчивые ассоциации типа «холод, зима, тайга, медведи» и другие не всегда позитивные стереотипные представления о Сибири, на нейтрализацию которых может уйти слишком много времени и ресурсов. Кроме того, существует и интернациональный проект «Алтай - Золотые горы», предполагающий формирование единого маршрута по территории четырёх стран-участниц Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» (Россия, Казахстан, Монголия и Китай).

Но что, безусловно, не вызывает сомнений, так это исключительная полезность общения сибирских профессионалов в рамках координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Сотрудничая в различных формах, мы узнаём ценный опыт привлечения инвесторов, реализации масштабных проектов, формирования и рыночного продвижения новых туристских продуктов, нам становится доступна лучшая практика законотворчества и повседневного регулирования туриндустрии. Мы повышаем свои способности к эффективному планированию и координации общих усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.