ЭКО. - 2012. - №9
ЛАРИН Е.В.
Горный Алтай обладает великолепным туристским потенциалом поистине мирового значения. Но его инфраструктурное обустройство в контексте требований современной туриндустрии началось сравнительно недавно. Предстоит многое сделать, и автор делится своим видением перспективы и планами на будущее.
Ключевые слова: Республика Алтай, туризм, инвестиционные проекты, особые зоны туристско-рекреационного типа
Горный Алтай на пороге большого туристского будущего
Е.В. ЛАРИН, кандидат экономических наук, министр туризма и предпринимательства Республики Алтай, Горно-Алтайск. E-mail: [email protected]
Республика Алтай обладает гигантским природным и историко-культурным потенциалом для развития туризма. Природные сокровища Горного Алтая - Алтайский заповедник и Телецкое озеро, Катунский заповедник и гора Белуха, зона покоя Укок - включены в 1998 г. в список Мирового наследия ЮНЕСКО под общим именем «Золотые горы Алтая». Прародина скифов, гуннов и тюрков, Горный Алтай способен открыть и любителю истории, и учёному-этнографу множество древних памятников и неразгаданных загадок.
Здесь возможно всё: сплав по горным рекам, альпинизм и горнолыжный спорт, семейный и оздоровительный отдых в чистейшей природной среде, уникальные лечебные процедуры на основе горноалтайских растений и продуктов мараловодства, пешие или конные маршруты, джип-сафари среди захватывающих дух ландшафтов, охота и рыбалка, культурно-этнографические открытия, паломнические туры по святым местам нескольких религий или научные экспедиции. В 2011 г. читатели журнала National Geographic назвали Горный Алтай лучшим в России «направлением для активного отдыха, в том числе экстремального».
Сама природа распорядилась так, чтобы туризм стал основой экономического процветания Горного Алтая. В республике нет обширных пахотных площадей и крупных разработок минерального сырья, больших городов с дымящими
заводскими трубами. Повседневная жизнь местных жителей неразрывно связана с горами, лесами, степями, реками и озёрами, и они способны показать гостям наш край во всей его красе.
Горноалтайский туризм сегодня
В 2011 г. в нашей республике побывало 1 350 тыс. туристов - это немало для региона с населением в 207 тыс. чел. Поток посетителей растёт среднегодовым темпом 14%. Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай в течение многих лет ведёт регулярный мониторинг, позволяющий получить достаточно ясную картину туристских посещений.
Традиционно около половины туристов прибывает из Новосибирской области и Алтайского края. На Сибирь в целом приходится порядка 80% всего туристского потока. Соответственно, в настоящее время можно говорить о Горном Алтае как о туристском направлении регионального, сибирского значения. На то есть ряд причин, одна из них - транспортная доступность. С Республикой Алтай нет железнодорожного сообщения, а авиатранспорт осуществлял лишь короткие местные рейсы. Поэтому гости приезжают в Горный Алтай автотранспортом: в 2011 г. 58% туристов прибыло на личных автомобилях, 42% - на автобусах, в том числе организованных турфирмами.
29 мая 2012 г. произошло знаменательное событие: в аэропорту Горно-Алтайска приземлился самолёт Airbus A-319, осуществивший первый прямой регулярный рейс между Москвой и Республикой Алтай. Это стало возможным после масштабной реконструкции аэропорта, завершённой в ноябре 2011 г. Авиаперевозчики готовят открытие новых маршрутов, разворачивается работа по приданию аэропорту статуса международной воздушной гавани.
Теперь есть гораздо более весомые основания ожидать притока туристов из Европейской России и зарубежных стран. Позитивная тенденция к изменению территориальной структуры прибытий уже проявилась. В 2009-2011 гг. поток туристов из европейских регионов страны возрос со 130 тыс. до 230 тыс. (на 77%), а их доля в общем турпотоке - с 13% до
17%. В эти же годы число иностранных туристов увеличилось на 30% - с 5,8 тыс. до 7,6 тыс. чел.
Сдерживающим фактором является сравнительно небольшое предложение гостиничных и иных мест размещения. На начало 2012 г. 180 коллективных средств размещения предлагали 9 350 спальных мест, из которых только 3 800 мест (41%) функционировали круглый год. Согласно итогам маркетинговых обследований, в отелях и на туристских базах останавливается около 60% всех посетителей Горного Алтая. С 2008 г. масштабы строительства современных отелей в республике резко возросли. Годовой объём инвестиций в последние четыре года находится на отметке в 1,5 млрд руб., что позволяет уверенно ожидать резкого подъема в индустрии гостеприимства.
Всё более популярными у туристов становятся так называемые «зелёные дома» - маленькие гостиницы непосредственно в усадьбах сельских жителей с достойным уровнем комфорта и, главное, неподдельным радушием. В 2011г. в них останавливались 21% всех туристов против 13% в 2007 г.
С советских времён Горный Алтай каждое лето посещает большое количество туристов-«палаточников». Хотя их доля в общем турпотоке снизилась с 27% в 2007 г. до 21% в 2011г., тем не менее их численность остаётся немалой -около 300 тыс. чел. ежегодно. «Палаточники» - категория туристов с минимальной добавленной стоимостью, поскольку большую часть продуктов они привозят с собой и почти не пользуются платными услугами. К сожалению, их жизнедеятельность на лоне природы зачастую имеет негативные экологические последствия. Однако сегодня предпринимаются все усилия для того, чтобы их отдых приобрёл не только цивилизованные формы, но и приносил более значительный экономический эффект Республике Алтай.
Современный горноалтайский туризм имеет ярко выраженную сезонность. На три летних месяца приходится 60% всех туристов, сентябрь-октябрь и март-май - 28%, ноябрь-февраль - 12% посетителей. Дело не только в особой притягательности алтайского лета, но и в том, что в другие сезоны материально-технические возможности размещения туристов и развлечений резко снижаются. Поэтому и местный турбиз-
нес стремится добиться максимального результата в высокий летний сезон, не особо надеясь на другие месяцы.
Несмотря на сезонность, туриндустрия вносит значительный и неуклонно возрастающий вклад в экономику Республики Алтай. Мы ежегодно рассчитываем стоимость так называемого туристского продукта Горного Алтая, в который включаются объёмы реализации услуг гостиниц, турбаз и «зелёных домов», многодневных туристических экспедиций, автотранспорта по организованному завозу туристов, маломерных судов для сплава и озёрных прогулок. В 2011 г. исчисленный таким образом турпродукт в действовавших ценах составил 2,3 млрд руб. против 1,7 млрд руб. в 2008 г., увеличиваясь в среднем на 11% в год. И это далеко не полный вклад туризма в экономическое благосостояние республики. По результатам специальных статистических обследований, к туристским расходам можно с полным основанием отнести покупки продукции сельского хозяйства примерно на 150 млн руб. и горюче-смазочных материалов для автотранспорта - более чем на 250 млн руб.
Новые проекты — новые горизонты
Горному Алтаю необходимы масштабные прорывные проекты, способные одним ударом разрубить узел проблем сезонности туризма и его инфраструктурного отставания. И такие проекты уже реализуются. Их главная цель - сделать регион привлекательным для самых взыскательных туристов практически круглый год. Принципиальная формула реализации - государственно-частное партнёрство, в котором:
• федеральный центр и Республика Алтай финансируют инфраструктурное и гидротехническое строительство, обеспечивают льготный налоговый режим для частных инвестиций;
• крупный бизнес строит и эксплуатирует отели, спортивные сооружения, развлекательные центры и другие коммерческие объекты, обеспечивает современный уровень сервиса.
Три из пяти важнейших проектов («Алтайская Долина», «Манжерок», «Алтай-Кезог!») осуществляются на севере в Май-минском районе, где федеральная автотрасса «Чуйский тракт» и аэропорт Горно-Алтайска образуют главные транспортные ворота республики. Они призваны стать центрами семейного
отдыха, горнолыжного спорта, молодёжных развлечений, а также конгресс-туризма. Четвёртый проект - санаторно-курортный и экскурсионный комплекс «Чемал» - имеет лечебно-оздоровительную направленность и, одновременно, будет служить точкой базирования для всех, кто желает обследовать красивейшую долину Катуни на её чемальском отрезке. Наконец, пятый проект, ориентированный на развитие горнолыжного и водного туризма, обустраивает берега прекрасного Телец-кого озера.
Эти пять проектов с суммарными инвестициями более 50 млрд руб. коренным образом модернизируют нашу турин-дустрию, выдвинут Горный Алтай в число особо перспективных туристских направлений России и мира. С их помощью мы рассчитываем на прирост туристских посещений (1 млн в год) и увеличение доходов от туризма минимум в 10-12 раз.
Рассмотрим каждый проект поподробнее.
В 16 км к югу от Горно-Алтайска на правом берегу реки Катунь формируется курорт «Алтайская Долина», в соответствии с решением Правительства России имеющий статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ)1. Такой статус даёт её резидентам, помимо инженерно-обустроенных земельных участков с привлекательными условиями аренды и выкупа, ещё и налоговые льготы в виде временного освобождения от уплаты и пониженных ставок налогов. В настоящее время резидентами ОЭЗ ТРТ стали 11 компаний2 с объёмом инвестиций 3,9 млрд руб., они обязались построить ряд отелей, горнолыжную трассу, парк развлечений и историко-культурный комплекс «Этническая деревня».
Важной особенностью «Алтайской Долины» станет искусственное озеро площадью 51 га для летнего купания (невозможного в ледяных водах горных рек). Общая вместимость гостиниц курорта составит 3500 мест. Концепция, разработанная международной консультационной группой Roland Berger, предусматривает также создание специальных залов и помещений для конгрессов, конференций, театрально-концертных представлений. Прогнозная стоимость всего курорта - поряд-
1 Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. № 67.
2 URL: http://www.russez.ru/oez/tourism/altai_republic/altajskaya_dolina
ка 22-24 млрд руб., включая 8,6 млрд руб. государственных инвестиций, из которых вложено уже 1,2 млрд руб.
Горнолыжный курорт «Манжерок» располагается на 30 км южнее «Алтайской Долины». Его первая очередь завершена в 2010 г. и включает в себя 4 современные горнолыжные трассы с подъёмниками, трассы для беговых лыж и санных катаний по склонам, горнолыжную школу, отель на 120 мест. В перспективе «Манжерок» станет крупнейшим горнолыжным комплексом к востоку от Урала. Совместный проект Правительства Республики Алтай и ООО «Сбербанк Капитал» намечает доведение числа лыжных трасс до 32, а их протяжённости - до 60 км, создание сноуборд-парка и парка зимних развлечений. С применением технологий оснежения лыжный сезон будет длиться с октября по май включительно. Обширный комплекс пляжных, водных и других видов отдыха предусмотрен и для летнего сезона. Одновременная вместимость всех отелей Манжерока составит 6500 мест. Общая стоимость предстоящих второй и третьей очередей (20112016 гг.) проекта- 17,4 млрд руб. За счёт государственных средств (5,4 млрд руб.) предполагается провести инженерное обустройство территории, а частные инвестиции в коммерческие объекты составят 12 млрд руб.
Последний из триады курортов к югу от Горно-Алтайска - «Алтай-Resort», реализуемый Правительством Республики Алтай и ВАО «Интурист». По завершении строительства в 2016 г. в этот комплекс будут входить гостиницы на 1200 мест, искусственное озеро, спа-центр и для зимнего сезона - три горнолыжные трассы с подъёмниками. Стоимость реализуемого и следующих этапов проекта - 7,1 млрд руб. (2,2 млрд руб. государственных и 4,9 млрд руб. частных инвестиций).
В Чемальской долине ОАО «Санаторий "Алтай-West"», знаменитое своими лечебно-оздоровительными процедурами в Белокурихе, намерено создать горноклиматический курорт «Чемал» с широкой программой медицинских, оздоровительных акватермальных и других услуг для поддержания ставшего актуальным в наши дни здорового образа жизни. Кроме средств коллективного размещения на 300 мест и специальных мощностей медико-оздоровительного харак-
тера, в живописной зоне водохранилища при Чемальской ГЭС намечается создание развлекательной зоны с аттракционами, художественными промыслами и выставками. Стоимость проекта - 1,5 млрд руб. (треть будет финансироваться из государственного бюджета).
Наконец, в Турочакском районе на северо-востоке Республики Алтай будет создан горнолыжный курорт «Телецкое озеро» с тремя лыжными трассами, подъёмниками и отелями на 200 мест. Этот проект стоит 300 млн руб., финансируется государством и частным бизнесом в пропорции 1:2.
Описанные пять проектов должны создать ту необходимую критическую массу, которая позволит вывести Горный Алтай на новую траекторию как туристского, так и социально-экономического развития.
Кропотливая работа с большим вниманием к деталям
Тематика развития горноалтайского туризма не исчерпывается крупными инвестиционными проектами. Необходимо решить множество непростых экологических, экономических, образовательных и маркетинговых задач, чтобы туризм в Горном Алтае можно было с полным основанием назвать устойчивым, ответственным и конкурентоспособным.
Забота о природе пронизывает все наши начинания. Для современного туриста чистота воздуха, почв и водоёмов, пер-возданность природных ландшафтов, богатство флоры и фауны являются настоящими магнитами, побуждающими совершить путешествие в тысячи километров.
Мы развиваем сотрудничество с Международным союзом охраны природы и Всемирным фондом дикой природы, лучшее берётся на вооружение. Чрезвычайное значение придаётся экологической экспертизе проектов, реализуемых в хрупких экосистемах. Составляются паспорта пеших и конных туристских маршрутов в целях чёткого определения и соблюдения требований защиты природы и безопасности туристов.
Даже рутинные хозяйственные мероприятия порой превращаются в программы сохранения природного потенциала и развития туризма. Например, проводимая в настоящее время реконструкция Чуйского тракта, с одной стороны, существенно
ограничивает возможности съезда в водоохранные зоны, где любая стихийная жизнедеятельность способна нанести природе большой вред. С другой стороны, на протяжении всего тракта для туристов создаются специальные обзорные площадки, сервисные пункты, караван-парки.
Планируется, чтобы местные жители (благосостояние которых в большой мере обусловлено добычей рыбы, диких животных и птиц, сбором дикоросов) становились проводниками, гидами, инструкторами туристов в горных, лесных, степных районах, организовывали их ночлег и питание в своих усадьбах. Важно добиться коренного перелома, когда новые экономические возможности, открываемые туристскими посещениями, сделают невыгодным любой промысел, наносящий невосполнимый ущерб флоре и фауне.
Сегодня сфера туризма в Горном Алтае практически полностью представлена малым бизнесом: 614 из 615 хозяйствующих субъектов, 60% из них относится к сфере агротуризма. Это уже упомянутые сельские усадьбы - «зелёные гостиницы», зачастую предоставляющие полный пакет услуг размещения, питания, экспедиций и экскурсий, развлечений, а также продающих экологически чистые продукты своего хозяйства и местных фермеров. На постоянной основе осуществляется республиканская целевая программа поддержки малого бизнеса, предусматривающая предоставление грантов для предпринимательских проектов в области туризма, а также субсидирование процентных ставок при получении банковских кредитов.
К заслугам малого бизнеса можно отнести тот факт, что в туриндустрии работают 5,5 тыс. чел. (6,2% общей занятости в экономике Республики Алтай), из них 3,2 тыс. чел. - круглогодично.
Особой формой поддержки малого бизнеса являются маркетинг и продвижение Горного Алтая как туристского направления. Эта деятельность ведётся главным образом Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай за счёт республиканского бюджета, так как многие предприятия туриндустрии крайне ограничены в ресурсах для рекламы.
Важным и в некоторой мере спорным вопросом эффективности маркетинга является расстановка приоритетов и выбор сочетаний таких форм, как:
• самостоятельное продвижение Горного Алтая,
• продвижение республики совместно с соседними регионами под общим сибирским брендом,
• продвижение республики в рамках федеральных мероприятий презентации России на мировом туристском рынке.
В 2009 г. утверждена концепция имиджевой политики Республики Алтай, ставшая основой дальнейших мероприятий по уточнению, визуализации, продвижению торговой марки «Горный Алтай». В маркетинговом сотрудничестве сибирских регионов, безусловно, есть рациональное зерно. Однако смущают устойчивые ассоциации типа «холод, зима, тайга, медведи» и другие не всегда позитивные стереотипные представления о Сибири, на нейтрализацию которых может уйти слишком много времени и ресурсов. Кроме того, существует и интернациональный проект «Алтай - Золотые горы», предполагающий формирование единого маршрута по территории четырёх стран-участниц Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай» (Россия, Казахстан, Монголия и Китай).
Но что, безусловно, не вызывает сомнений, так это исключительная полезность общения сибирских профессионалов в рамках координационного совета по туризму Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Сотрудничая в различных формах, мы узнаём ценный опыт привлечения инвесторов, реализации масштабных проектов, формирования и рыночного продвижения новых туристских продуктов, нам становится доступна лучшая практика законотворчества и повседневного регулирования туриндустрии. Мы повышаем свои способности к эффективному планированию и координации общих усилий.