Научная статья на тему 'Туризм как новая специализация Сибири'

Туризм как новая специализация Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / СИБИРЬ / SIBERIA / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихомиров С. В., Мусиенко И. В.

Авторы рассматривают туристско-рекреационный потенциал макрорегиона Сибирь как один из важнейших факторов его развития в перспективе, не уступающий по значению промышленному и научно-образовательному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism as a New Profile of Siberia

The authors consider a touristic and recreational potential of Siberia as one of the key factors of its future development which can be absolute equals with industrial and educational factors.

Текст научной работы на тему «Туризм как новая специализация Сибири»

ЭКО. - 2012. - №9

ТИХОМИРОВ С.В., МУСИЕНКО и.в.

Авторы рассматривают туристско-рекреационный потенциал макрорегиона Сибирь как один из важнейших факторов его развития в перспективе, не уступающий по значению промышленному и научно-образовательному.

Ключевые слова: туризм, Сибирь, инвестиции

Туризм как новая специализация Сибири

С.В. ТИХОМИРОВ, заместитель председателя Правления Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». E-mail: [email protected] И.В. МУСИЕНКО, кандидат экономических наук, директор ООО «СтратЭкон Консалтинг». E-mail: [email protected] Новосибирск

Стереотипное представление об экономической специализации Сибири формировалось десятилетиями и в наши дни остаётся весьма устойчивым. Сибирь - это добыча нефти, газа, угля и их переработка, электроэнергетика, добыча руд и металлургия, заготовка леса, деревообработка и лесохимия. А ещё машиностроение, оборонная промышленность и фундаментальная наука. В это привычное клише с большим трудом вписывается сфера услуг, будь то туризм, телекоммуникации или медицина, которые относят обычно всё же к отраслям вспомогательным или обслуживающим.

Конечно, статус отрасли специализации обязывает вывозить её продукцию за пределы своего региона, причём в весьма больших объёмах. В случае с туризмом «вывоз продукции» осуществляется в форме приёма туристов из других регионов и стран с предоставлением им услуг транспорта, размещения, питания, оздоровления, развлечения и т.д. Нужен и соответствующий масштаб «вывоза», то есть миллионы, а не десятки тысяч въезжающих посетителей. Имеет ли Сибирь для этого соответствующий потенциал?

Принятая Правительством России «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года»1 содержит

1 Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 г. № 1120-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.».

в себе три принципиально важных положения, отражающих новое понимание роли туризма в сибирской экономике.

Во-первых, уникальный туристско-рекреационный потенциал макрорегиона назван в перечне важнейших предпосылок его развития в перспективе, наряду с запасами полезных ископаемых, леса и воды, накопленным промышленным и научно-образовательным потенциалом и промежуточным географическим положением между Западной Европой, Северной Америкой и Восточной Азией.

Во-вторых, высококачественные (включая ориентированные на экспорт) услуги туристско-рекреационной сферы включены в список приоритетных отраслей социально-экономического развития Сибири в 2010-2020 гг.

В-третьих, сфера туризма, включая санаторно-курортные услуги, по сути, определена стратегически важной отраслью специализации четырёх субъектов РФ - Республики Алтай, Республики Бурятия, Алтайского края и Иркутской области.

Природный потенциал для развития туризма в Сибири действительно колоссален. Четыре ареала Мирового природного наследия человечества - озеро Байкал и Прибайкалье (Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край), Золотые горы Алтая (Республика Алтай), Убсунурс-кая котловина (Республика Тыва) и плато Путорана (Красноярский край) включены в список ЮНЕСКО (1996, 1998, 2003 и 2010 гг.). Огромными возможностями для привлечения туристов обладают курорты Алтайского края, Горная Шория в Кемеровской области, Саянские горы в Республике Хакасия, а также великие сибирские реки Обь и Иртыш, Енисей и Ангара.

Уровень освоения этого потенциала пока невелик. За редкими исключениями (Белокуриха, Манжерок, Шерегеш), инфраструктурное обустройство привлекательных для туристов местностей ещё весьма слабо. Поэтому сибирские достопримечательности посещаются пока преимущественно сибиряками, причём зачастую неорганизованными туристами, которых в советские времена называли «дикарями».

Но ситуация с формированием современной туриндуст-рии явно сдвинулась с мёртвой точки. Впервые за всю историю Сибирь получила шанс на инвестиции в сферу туризма, исчисляемые миллиардами долларов.

В феврале 2007 г. Правительство РФ постановило создать особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) «Алтайская долина» (Республика Алтай), «Байкальская гавань» (Республика Бурятия), «Бирюзовая Катунь» (Алтайский край) и «Ворота Байкала» (Иркутская область)2. Этот шаг призван привлечь крупный капитал, сделать условия инвестирования в приоритетные туристские направления особо благоприятными. Государство берёт на себя обязательство профинансировать формирование транспортной и инженерной инфраструктуры в сумме около 37 млрд руб.3 Кроме этого, инвесторы-резиденты ОЭЗ ТРТ получают длительные освобождения от некоторых налогов и пониженные ставки по другим платежам в бюджет, льготный порядок аренды и выкупа земельных участков, упрощённый режим согласования «через одно окно». Несколько крупных инвесторов (ИизгезоЛз, группа компаний «Метрополь» и В АО «Интурист») откликнулись на предложение государства, став резидентами данных зон.

Согласно бизнес-планам этих и ряда других компаний-резидентов, частные инвестиции составят около 70 млрд руб.4 (это притом, что немало участков в зонах ещё не нашли своих инвесторов). В настоящее время развернуто инфраструктурное строительство. Первые фазы коммерческой части проектов предполагается завершить примерно в 2015 г., а более отдалённые - в 2020 г.

В новой федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма в России на период 2011-2018 гг. Сибирь вновь вошла в состав приоритетных регионов. Суммарный объём финансирования туристических проектов в Алтайском крае, республиках Алтай, Бурятия и Тыва (включая знаменитую Белокуриху) оценён почти в 20 млрд руб., в том числе 6,5 млрд руб. - из государственного бюджета5.

2 Постановления Правительства РФ от 03.02.2007 г. № 67, 68, 69, 72.

3 Данные ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www.russez.ru/oez/ tourism/

4 Там же.

5 Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)"».

Стоит упомянуть и такие значительные проекты, как игровая зона «Сибирская монета» в Алтайском крае (первоначальные инвестиции резидентов зоны - 1 млрд руб.)6, горнолыжный комплекс «Манжерок» и курорт «Алтай-ИезогЬ» в Республике Алтай (инвестиции, соответственно, 17 млрд и 7 млрд руб.). Общий объем инвестиций для Алтая и Прибайкалья на 2011-2020 гг. превысит 150 млрд руб.

Туристские новостройки на реке Катунь и на побережье Байкала вполне сопоставимы по масштабам с Кавказскими Минеральными Водами или Большим Сочи.

На территории двух соседних районов Алтайского края и Республики Алтай на 30-35-километровом отрезке размещаются курорты «Манжерок», «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь» и ещё игровая зона «Сибирская монета». В радиусе 100 км от них расположены курорты Белокуриха, Ал-тай-Иеэог^ Чемал и Телецкое озеро. По оценкам ОАО «Особые экономические зоны», только «Алтайская долина» и «Бирюзовая Катунь» будут способны в 2020 г. принимать в год до 2 млн туристов7.

Побережье Байкала предполагается буквально окружить кольцом новых и модернизированных курортов, включая Се-веро-Байкальск, «Байкальскую гавань» и «Подлеморье» в Бурятии, «Ворота Байкала», Листвянку и остров Ольхон -в Иркутской области. Только по одному компоненту этого кольца - горнолыжному курорту «Гора Бычья» в рамках «Байкальской гавани» - потенциальный поток туристов в 2020 г. оценивается в 2 млн8.

Современное представление о туристских поездках не исчерпывается целями отдыха, рекреации и развлечений. Деловые и научные форумы, конференции, семинары, установление коммерческих отношений с новыми партнёрами, выставки и ярмарки - всё это тоже относится к туризму9. Поэтому стоит обратить внимание и на такое явление, как деловой

6 Данные Администрации Алтайского края. URL: http://www.altairegion22.ru/ info/tour/altai/

7 URL: http://sibir.ria.ru/ecology/20120806/82261353.html

8 URL: http://rusresorts.com/novosti/rusresorts-poluchila-status-rezidenta-oez-baikalskaya-gavan

9 МусиенкоИ.В., Тихомиров С.В. Туриндустрия России в зеркале международных сопоставлений. Раздел «Отрасль старая - понятия новые» // ЭКО. - 2012. - № 9.

туризм, прочно обосновавшийся в крупных сибирских городах. С 2000 г. проводится Байкальский экономический форум в Иркутске, c 2004 г. - Красноярский экономический форум, с 2009 г. - Международный молодежный инновационный форум Interra в Новосибирске. Эти важнейшие ежегодные мероприятия привлекают тысячи участников из-за пределов Сибири, в том числе гостей из зарубежных стран. Сибирь становится всё более заметной на карте выставочной деятельности. В 2012 г. открылся крупнейший за Уралом международный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр».

Доказательством того, что деловой, событийный, культурный, спортивный туризм в Сибири поднялся на качественно новый уровень, стало появление в регионе международных гостиничных сетей. Многие годы гранды мирового отельного бизнеса присматривались к сибирским городам, вели исследования и переговоры, но окончательного решения не принимали. Но долгожданный сдвиг всё же произошёл. В последние три года открылись отели Ibis Sibir-Omsk (2009 г.), Doubletree by Hilton Novosibirsk (2010 г.), Courtyard by Marriott, Irkutsk City Center (2011г.). По данным журнала «Эксперт», только в Иркутске свои намерения создать гостиницы обнародовали Kempinski, Accor и Hyatt10. Другим индикатором интереса к туристской Сибири является открытие регулярных рейсов иностранных авиакомпаний. С весны 2012 г. Turkish Airlines осуществляет прямое сообщение между Новосибирском и Стамбулом.

Конечно, крупномасштабные инвестиционные программы по созданию новых туристских направлений в Сибири ещё только разворачиваются. Не везде они идут гладко. Приливы энтузиазма и инвестиций вполне могут сменяться и временными отливами. Но уже нельзя отрицать очевидного: туризм становится одним из важнейших факторов социально-экономического развития Сибирского макрорегиона.

В этой связи возникает вопрос: существуют ли такие аспекты проблемы, проекты развития туризма, которые, по своей сути, являются общими для всех сибирских субъектов РФ?

10 URL: http://expert.ru/siberia/2011/46/led-tronulsya/

Есть ли необходимость в кооперации и координации действий на единой всесибирской платформе или каждый субъект РФ может справиться с любым вопросом самостоятельно либо с помощью федерального центра?

По нашему глубокому убеждению, сотрудничество сибирских регионов в развитии туризма стало, как никогда, актуальным, именно вследствие значительных инвестиций и больших ожиданий инвесторов, турбизнеса, региональных социумов и властей. Это сотрудничество развивается в разнообразных формах, одной из которых является Координационный совет по туризму Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение».

Стоит назвать некоторые темы, имеющие ярко выраженное межрегиональное звучание и требующие адекватного механизма кооперации.

Глубоко обоснованное профилирование вновь создаваемых курортов и зон рекреации во избежание жёсткой конкуренции между ними. Структурный анализ проектов выявляет их большое сходство. Например, большинство из них предполагает создание горнолыжных трасс и инфраструктуры для водных развлечений, но пока заметной дифференциации между ними нет. Стремясь к привлечению миллионов туристов из-за пределов Сибири, в том числе иностранных гостей, новые сибирские курорты рискуют вступить в соперничество между собой, а не с другими европейскими и азиатскими направлениями. Доверительный обмен планами и мнениями по их реализации позволил бы выявить наиболее явные просчёты в фундаментальных аспектах, оставляя при этом достаточный простор для создания неповторимого и конкурентоспособного профиля каждого курорта. Всем сибирским регионам и всем инвесторам было бы полезно основательное исследование представлений иностранцев о Сибири, их интереса к макрорегиону, их готовности при тех или иных условиях посетить его, а также целей возможной туристской поездки.

Разработка межрегиональных и трансграничных маршрутов и круизов. С учётом гигантских масштабов территории, стоит представлять гостям Сибирь, следуя по интересным, удобным, тщательно продуманным и подготовленным

маршрутам. Даже если главной целью прибытия туриста является определённое мероприятие в определённой географической точке (конференция, посещение друзей или катание на горных лыжах), он зачастую стремится бегло осмотреть ряд природных красот, городов и исторических местностей в нескольких регионах Сибири. Иногда целесообразно создавать и трансграничные, международные маршруты. Хорошим примером межрегионального и международного маршрута с сильной репутацией у интуристов является железнодорожный «Транссибирский экспресс», идущий от Москвы через Поволжье, Урал и Сибирь во Владивосток либо в Улан-Батор и Пекин.

Новые маршруты сейчас находятся в стадии осмысления, разработки и согласования. У таких инициатив, как «Великий чайный путь», «Восточное кольцо России», «Золотое кольцо Алтая» и «Алтай - Золотые Горы», несомненно, большое будущее. Иногда новое - это хорошо забытое старое. Так обстоит дело с речными круизами по Оби, Иртышу, Енисею, Ангаре, которые нуждаются в восстановлении на качественно новом уровне. Ни один из подобных маршрутов и круизов нельзя сформировать усилиями одного субъекта РФ. Здесь имеется много возможностей для плодотворного сотрудничества.

Комплексное решение проблемы транспортной доступности. Существующие транспортные схемы и мощности мало приспособлены к приёму миллионов туристов из-за пределов Сибири и их перемещениям внутри макрорегиона. Ни один субъект РФ не способен в одиночку создать туристам оптимальные транспортные условия. Сибири нужны новые возможности для приёма регулярных и чартерных авиарейсов из-за границы и западных федеральных округов России, минуя Москву, а также надёжные и безопасные авиасвязи сибирских мегаполисов с малыми городами и глубинными, малообжитыми районами. Требуются современные высокоскоростные поезда, в том числе в тех направлениях, где их сейчас нет. Необходима обширная система мер по развитию автодорог, резкому повышению безопасности автодорожного движения, формированию специального автотранспорта туристского назначения и проката автомобилей. Возрождение речных и озёрных круизов маловероятно без коренной реконструкции портовой инфраструктуры.

Отдельные, разрозненные меры, даже с большим финансированием, не решат транспортную проблему в сфере туризма. Это - огромное поле для самого тесного долгосрочного сотрудничества регионов.

Маркетинг и продвижение сибирских туристских направлений. Объединение усилий в этой области будет продуктивным, потому что:

• туристы и туроператоры хотят видеть всё богатство возможностей поездки в Сибирь, без искусственных ограничений рамками одного субъекта РФ;

• зонтичные территориальные бренды доказали свою высокую эффективность в мире (например, графства и города Великобритании с успехом продвигают себя под «шапками» Англии, Шотландии, Уэльса);

• рыночное продвижение межрегиональных и трансграничных маршрутов невозможно на базе разрозненных действий регионов-участников и соседних стран;

• создание и ведение мощного, единого интернет-портала туристской Сибири на нескольких языках гораздо удобнее в технологическом смысле и выгоднее экономически, чем использование десятков разрозненных веб-сайтов регионов, городов и достопримечательностей;

• любой сибирский регион может стать жертвой мрачных представлений о Сибири времён холодной войны (ГУЛАГ, произвол, преступность, радиация, антисанитария), которые нужно развеивать сообща, с помощью крупномасштабных, продолжительных кампаний;

• для продвижения бренда Сибири за границей можно использовать структуры и механизмы министерств иностранных дел, культуры, спорта, что гораздо труднее в случае продвижения одного субъекта РФ.

Формирование высококачественной статистики. Специфика статистики туризма заключается в том, что она в огромной мере построена на выборочных наблюдениях и опросах респондентов. Зачастую необходимые сведения о туристах, едущих в регион А, мы узнаём из опроса, проводимого в аэропорту региона Б. Вот тут-то и проявляется ценность межрегионального сотрудничества. Кроме того, обязательные показатели государственной статистики могут дополняться

разнообразными, исключительно полезными данными, предоставляемыми турбизнесом на добровольной основе в рамках деятельности межрегиональных саморегулируемых организаций. Регулярный обмен между регионами лучшим опытом на базе детальной, актуальной, проверенной статистики - обязательное условие прогресса.

=1= =1= =1=

Замечательная черта путешествий и туризма заключается в том, что они делают жизнь людей более содержательной и яркой. Это в равной степени относится как к туристам, так и к жителям принимающих их стран и регионов. Это - заключительный аргумент в пользу туристской специализации Сибири во благо сибиряков и их гостей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.