Научная статья на тему 'Горизонтальная педагогическая карьера как социальный инструмент повышения качества образования'

Горизонтальная педагогическая карьера как социальный инструмент повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1058
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГОВ / HORIZONTAL TEACHERS ‘CAREER / PROFESSIONAL TEACHERS'' PORTFOLIO / PROFESSIONAL TEACHERS FUNCTIONS / EDUCATIONAL SYSTEMS / PROFESSIONAL COMPETENCY OF TEACHERS / STATE AND PUBLIC MANAGEMENT IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясвин Витольд Альбертович

В статье выделены профессиональные функции педагогов в современных образовательных системах. Представлен авторский проект регламента горизонтальной педагогической карьеры, стимулирующей стремление учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования к повышению уровня своей профессиональной компетентности и общественной активности, а также авторская модель профессионального портфолио педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Horizontal pedagogical career as a social tool for improving educational quality

The article emphasized professional functions of teachers within modern educational systems. It is demonstrated the author project of horizontal pedagogy career, contributed to improve professional competence and public activity for teachers, tutors and teachers of additional education, also the author model of professional portfolio for teachers.

Текст научной работы на тему «Горизонтальная педагогическая карьера как социальный инструмент повышения качества образования»



Горизонтальная педагогическая карьера как социальный инструмент повышения качества образования

Витольд Альбертович Ясвин,

профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии

им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета,

доктор психологических наук

• профессиональные функции педагога • образовательные системы • горизонтальная педагогическая карьера • профессиональная компетентность педагогов • государственно-общественное управление системой образования • профессиональное портфолио педагогов •

Педагогические функции в современных образовательных моделях

Для современных образовательных моделей характерна широкая ориентация содержания образовательного процесса: наряду с традиционным когнитивным содержанием, образование направлено на эмоциональное, нормативно-поведенческое, социальное и экспрессивное (умение выражать себя) развитие личности1. Сильна межпредметная интеграция, наряду с традиционными дисциплинами вводятся курсы, в которых границы между отдельными предметами стираются. На занятиях обсуждаются актуальные социальные проблемы, развиты исследовательские и проектные формы. Школьники имеют возможность выбирать индивидуальные образовательные траектории: набор учебных дисциплин, глубину освоения отдельных курсов и тем.

Всё это обусловливает необходимость кооперации между учителями-предметниками, наставниками-воспитателями и педагогами дополнительного образования.

Воспитательная работа и психолого-педагогическое сопровождение учащихся строятся с учётом их интересов и проблем. Акцент ставится на самореализацию школьников, их личностный рост, индивидуаль-

ную ответственность за собственный выбор. На основе консультаций классных руководителей и учителей-предметников в образовательные курсы вносятся изменения в соответствии с потребностями и интересами, возникающими у учащихся.

Педагоги должны быть солидарны в своих взглядах на смыслы и цели образования. Функционал педагогов включает преподавание нескольких предметов, руководство проектной деятельностью, индивидуальную и групповую воспитательную работу, а также внеурочные занятия и консультирование школьников (рис. 1). Таким образом, каждый педагог в равной мере выступает в роли учителя-предметника и наставника-воспитателя.

Для решения различных школьных проблем создаются временные проблемные советы, комитеты, творческие группы, функции которых заключаются в выработке стратегии школы и отдельных её подразделений, планировании образовательной деятельности, организации повышения квалификации коллег, поддержке молодых специалистов.

Очевидно, что в условиях реализации современных обра-

1 См.: Де Калувэ Л., Маркс Э., Петри М.

Развитие школы: модели и изменения / пер. с англ.; под ред. А.К. Зайцева. Калуга: Калужский ин-т социологии, 1993; Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М.: Сентябрь, 2011.

67

Рис. 1. Педагогические функции в современных образовательных моделях

зовательных моделей объективно возрастает дифференциация педагогов по уровню их педагогических способностей и профессиональной квалификации.

Проект регламента горизонтальной педагогической карьеры

Горизонтальная педагогическая карьера — социальный инструмент повышения качества образования на основе стимулирования стремления педагогов к повышению уровня своей профессиональной компетентности и общественной активности.

Горизонтальная педагогическая карьера представляет собой специфический механизм обеспечения социальных лифтов для работников в рамках их педагогической деятельности. При этом система горизонтальной педагогической карьеры не дублирует систему квалификационных требований к педагогической деятельности, предусмотренных соответствующими стандартами и положениями, а также систему научных степеней и академических званий.

Горизонтальная педагогическая карьера основывается на иерархической структуре педагогических званий: «педагог-мастер», «педагог-консультант», «педагог-исследователь» и «педагог-эксперт» (рис. 2).

Для присвоения каждого педагогического звания соискатель должен соответствовать определённым требованиям в рамках единых критериев педагогического опыта, профессиональной компетентности и эффективности персональной деятельности в сфере образования (см. табл. 1). Присвоение каждого последующего педагогического звания предполагает наличие у соискателя предшествующих званий, за исключением особых случаев, когда звание «педагог-эксперт» может быть присвоено общепризнанным выдающимся деятелям системы образования с учётом их особых профессиональных и общественных заслуг, без предшествующего присвоения им звания «педагог-исследователь».

Для общественного управления системой горизонтальной педагогической карьеры создаётся общественная Академия педагогического мастерства, действительными членами и членами-корреспондентами которой становятся обладатели высшего педагогического звания — «педагог-эксперт».

Система горизонтальной педагогической карьеры — социальный механизм гражданского общества, укрепления и развития государственно-общественного характера управления системой образования, поскольку все педагогические звания присваиваются общественным экспертным советом Академии педагогического мастерства.

68

ЯСВИН В.А. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА...

член общественной академии педагогического мастерства

I

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГ-ЭКСПЕРТ

ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГ-КОНСУЛЬТАНТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГ-МАСТЕР

±_

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

$ ! к 1 " -Г

учитель-предметник педагог дополнительного образования воспитатель

Рис. 2. Структурно-содержательная модель горизонтальной педагогической карьеры

Звание «педагог-мастер» может быть присвоено общественным экспертным советом на основании представления (ходатайства) общественного совета образовательного учреждения, в состав которого обязательно должны входить представители его педагогической и родительской общественности, а также члены администрации.

Звания «педагог-консультант» и «педагог-исследователь» могут присваиваться общественным экспертным советом на основе представлений муниципальных или региональных органов управления образованием, методических центров, профессиональных обществ.

Высшее педагогическое звание «педагог-эксперт» может быть присвоено соискателю общественным экспертным советом Академии педагогического мастерства на основе представления региональных или федеральных органов управления образованием; региональных или федеральных общественных организаций; региональных или федеральных профессиональных сообществ.

Присвоение званий членов-корреспондентов или действительных членов общественной Академии педагогического мастерства осуществляется на основе устава данной организации.

69

Таблица 1

Индикаторы, критерии и требования к присвоению педагогических званий в рамках «горизонтальной педагогической карьеры»

Требования к присвоению педагогических званий

Педагог-мастер

Индикаторы Критерии Учитель Воспитатель, педагог дополнительного образования Педагог-консультант Педагог-исследователь Педагог-эксперт

Общая профессиональ- Основное профессиональное образование. Высшее педагогическое или психолого-педагогическое образование, в том числе второе высшее по педагогическим или психолого-педагогическим специальностям

ная компетентность Стаж педагогической деятельности (включая работу по совместительству) Не менее пяти лет Не менее восьми лет Не менее 12 лет.

Дополнительное профессиональное образование. Повышение квалификации по преподаваемому предмету или общей дидактической направленности не менее 72 ч за последние три года Повышение пси-холого-педагоги-ческой квалификации, участие в тренингах не менее 72 ч за последние три года Повышение методической квалификации не менее 36 ч за последние два года Повышение исследовательской квалификации не менее 36 ч за последние два года Дополнительно не требуется

Учёные степени. Не требуется Магистр или кандидат наук

Квалификационные категории, почётные звания, государственные и общественные награды. Высшая квалификационная категория, наличие благодарностей от руководства образовательных учреждений Наличие почётных дипломов и благодарностей муниципальных органов управления образованием Наличие почётных дипломов за экс-периментально-ис-следовател ьску ю и инновационную деятельность Наличие почётных дипломов и благодарностей региональных или федеральных органов управления образованием

Участие в профессиональных конкурсах и грантах Участие в конкурсах профессионального мастерства не ниже муниципального уровня Наличие грантов регионального уровня или побед в профессиональных конкурсах муниципального уровня Наличие грантов не ниже регионального уровня в области исследовательской, проектной или инновационной деятельности Участие в качестве члена жюри в профессиональных конкурсах или в качестве эксперта соответствующих фондов, грантов, советов

о ь О х

Опыт и результативность педагогической деятельности

Специфика опыта педагогической работы

Общие показатели эффективности педагогической Деятельности

Освоение и использование эффективных педагогических и информационных технологий

Достижения в эксклюзивной подготовке отдельных учащихся

Преподавание не менее двух учебных предметов или преподавание не менее чем в трёх возрастных параллелях

Наличие стабильно высоких учебных результатов учащихся или стабильная положительная динамика их результатов в течение последних трёх лет

Использование в учебном процессе интерактивных и информационных педагогических технологий

Подготовка не менее пяти призёров предметных олимпиад (конкурсов исследовательских и проектных работ) муниципального уровня, или одного призёра регионального уровня, или пяти победителей и призёров школьных олимпиад (конкурсов) для образовательных учреждений с особым контингентом учащихся

Наличие опыта работы с учащимися разного возраста или работа с особыми категориями учащихся

Наличие высоких результатов личностного развития учащихся и их социализации

Использование методик мониторинга личностного развития, владение коммуникационными технологиями

Подготовка участников творческих конкурсов, смотров, фестивалей муниципального уровня в течение трёх лет, или подтверждённое профессиональное самоопределение ряда выпускников (воспитанников) и их профессиональные достижения

Опыт преподавания предметов на углублённом уровне или коррек-ционно-педагоги-ческой работы с особыми категориями учащихся

Подтверждённые данные

об успешном соци-ально-профессио-нальном самоопределении выпускников

Информированность о новейших разработках в области образовательных (педагогических) технологий

Подготовка не менее 10 педагогов, ставших педагога-ми-мастерами, или не менее двух победителей (призёров) профессиональных конкурсов муниципального уровня, или трёх педагогов, ставших педагогами-консультантами

Опыт эксперимен-тапьно-инноваци-онной педагогической работы

Подтверждённая эффективность персональной экс-периментально-ин-новационной педагогической деятельности

Разработка собственных технологий или методик в сфере образова-

Подготовка не менее двух педагогов, ставших педа-гогами-исследова-телями или руководителями инновационных площадок, или консультирование трёх педагогов по подготовке магистерских (кандидатских) диссертаций или выпускных (дипломных) работ

Опыт работы учителем и (или) воспитателем, педагогом дополнительного образования, руководителем образовательного учреждения; наличие авторских методических разработок; опыт подготовки или повышения квалификации педагогических кадров

Известность в профессиональном сообществе, в том числе руководство эксперимен-таль-ными и инновационными площадками на основе собственных разработок

Широкое профессиональное признание педагогической или науч-но-педагогической деятельности

Постоянное консультирование педагогов, методистов, руководителей, научных сотрудников

Требования к присвоению педагогических званий

Педагог-мастер

Индикаторы Критерии Учитель Воспитатель, педагог дополнительного образования Педагог-консультант Педагог-исследователь Педагог-эксперт

Опыт и результативность экспе-рименталь-но-инноваци-онной и методической деятельности Лично полученные экспериментальные результаты, разработанные методические и учебные материалы Участие в апробации новых учебных программ, дидактических технологий Участие в апробации новых программ дополнительного образования или технологий воспитания и личностного развития Подготовка методических пособий для педагогов, а также пособий и дидактических материалов для учащихся Разработка авторских курсов, программ, учебников, учебных и методических пособий Консультирование разработки и экспертиза программ, учебников, учебных и методических пособий

Участие в жизни науч-но-методического сообщества Выступления не менее чем на двух конференциях не ниже муниципального уровня за последние два года Выступления не менее чем на двух конференциях регионального уровня за последние три года, работа в методических советах муниципального уровня Наличие не менее 10 научно-методи-ческих публикаций. Выступления не менее чем на четырёх конференциях федерального уровня за последние три года. Членство в научных обществах Работа в научно-мето-дических, редакционных, экспертных советах регионального и федерального уровней

Преподавательская, экспертная и консультативная деятельность Наставническая работа с молодыми педагогами в рамках образовательного учреждения, руководство студенческой практикой Проведение семинаров и мастер-классов на муниципальном и региональном уровне и (или) преподавание в вузе, на курсах повышения квалификации, руководство стажировками Экспертные выступления на советах, коллегиях, в СМИ регионального и федерального уровней

ф

О присвоении соискателям педагогического звания сообщается в «Бюллетене Академии педагогического мастерства» и других корпоративных средствах массовой информации (региональная «Учительской газета»), им вручается соответствующее удостоверение и нагрудный знак (значок) с соответствующей символикой.

Педагогические звания предполагают преференции для их обладателей, в частности, при прохождении аттестаций и распределении премиальных средств.

Соискатель на звание горизонтальной педагогической карьеры подаёт в соответствующий орган, рекомендующий его общественному экспертному совету, своё профессиональное портфолио, на основании которого рассматривается кандидатура.

Модель педагогического портфолио

Предлагаемая модель педагогического портфолио основывается на компетентнос-тном подходе к оценке деятельности учителя. Портфолио включает документы отчётного и статистического характера, самоанализ педагога, его тематические эссе, проектные разработки, отзывы руководителей и коллег, иллюстративные материалы (рис. 3). Модель портфолио может быть ис-

пользована как для учителей-предметников, так и для педагогов дополнительного образования. Портфолио может быть представлено как на бумажном, так и на электронном носителе.

В основе структуры предлагаемой модели портфолио лежит представление о содержании профессиональной компетентности учителя как совокупности общих педагогических и управленческих способностей, основанных на знаниях, опыте, ценностях и склонностях (табл. 2). Педагогическая компетентность рассматривается как совокупность индивидуальных навыков в образовательной сфере, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой деятельности. Педагогическая компетентность включает не только когнитивную и операционально-технологическую, но и мотива-ционную, этическую, социальную и поведенческую составляющие. Она включает результаты профессионального образования, систему ценностных ориентаций. Многофункциональность и многомерность педагогической компетентности позволяют решать различные профессиональные и социальные проблемы, актуализируя различные психологические процессы и механизмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73

Рис.3. Модель портфолио для педагогического персонала образовательных учреждений

о ь О

х х

Содержание портфолио для педагогического персонала образовательных учреждений

Таблица 2

N9 Подразделы Содержание Иллюстративные материалы

1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Имя, отчество, фамилия. Должность и название образовательного учреждения по основному месту работы Портретная фотография

2. ОБЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

2.1. Основное профессиональное образование Наименование оконченных средних и высших профессиональных учебных заведений, факультетов (отделений), полученных специальностей и присвоенных квалификаций, даты получения соответствующих свидетельств и дипломов. Ксерокопии полученных документов, грамот, благодарностей

2.2. Дополнительное профессиональное образование. Наименование образовательных учреждений и программ (курсов) повышения квалификации, полученных специальностей и присвоенных квалификаций, даты получения соответствующих свидетельств и дипломов

2.3. Учёные степени и академические звания Наименование научных степеней, научных специальностей и научных (на-учно-образовательных) учреждений, в которых проходила подготовка и защита диссертаций. Даты присвоения научных степеней и академических званий

2.4. Квалификационные категории, почётные звания, государственные и общественные награды Наименование присвоенных квалификационных категорий, званий и наград. Наименование учреждений, присвоивших категории, звания и награды. Даты присвоения

2.5. Стаж и опыт педагогической деятельности (включая работу по совместительству) Наименования образовательных (научно-образовательных, научно-методичес-ких) учреждений и занимаемых в них должностей. Даты начала и окончания работы

2.6. Результаты участия в профессиональных конкурсах и грантах Наименования и даты конкурсов, а также учреждений, под эгидой которых проводились конкурсы (гранты) Ксерокопии полученных дипломов, грамот, благодарностей, имеющиеся фотографии

3. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Специфика опыта учебной деятельности (учительской, кружковой, тренерской) Наименование преподаваемых учебных дисциплин (в том числе, элективных курсов, программ дополнительного образования). Опыт работы с учащимися различных образовательных ступеней. Наименование образовательных учреждений и сроки преподавания Фотографии и другие материалы из личного архива

3.2. Общие показатели эффективности учебной деятельности Динамика результатов итоговых аттестаций учащихся, выпускных экзаменов, ЕГЭ, вступительных экзаменов в высшие и средние учебные заведения. Данные о профессиональном самоопределении и поступлении выпускников в специальные профессиональные заведения по профилю преподаваемых учебных дисциплин. Данные о преподавании предметов на углублённом уровне Сводные статистические таблицы и графики. Грамоты, благодарности

сл

#

N9 Подразделы Содержание Иллюстративные материалы

3.3. Освоение и использование эффективных образовательных и информационных технологий. Использование подходов и методов образования (компетентностного, деятель-ностного, мыследеятельностного, интегративного подходов; интерактивных, творческих, исследовательских, проектных методов). Организация внеурочной и внешкольной деятельности учащихся, направленной на повышение их компетентности в преподаваемых дисциплинах (экспедиции, музейная педагогика). Использование информационных технологий и современных технических средств в процессе преподавания Краткий аналитический отчёт. Примеры планов, сценариев, эскизов дизайна соответствующих занятий. Отзывы и заключения экспертов. Фото-ви-деоматериалы

3.4. Экспериментально-педагогическая деятельность Сотрудничество с научно-методическими учреждениями и специалистами в области разработки, апробации и внедрения инновационных образовательных технологий. Разработка дидактической проблематики в рамках экспериментальных площадок, инновационных проектов, временных научно-исследо-вательских коллективов Названия проектов, сведения об их научном руководстве, формулировки проблематики и персональных функций в их реализации. Примеры лично полученных исследовательских результатов. Отзывы руководителей проектов

3.5. Достижения в эксклюзивной подготовке отдельных учащихся Количество учащихся (команд), подготовленных к предметным олимпиадам, конкурсам, фестивалям, соревнованиям и показанные ими результаты. Динамика этого показателя. Результаты работы с отдельными учащимися, требующими особого педагогического подхода (учащиеся с медико-психологически-ми проблемами, «педагогической запущенностью», девиантным поведением). Разработка индивидуальных образовательных траекторий по преподаваемому предмету Статистические таблицы. Ксерокопии соответствующих грамот, дипломов, сертификатов учащихся. Краткие отчёты о динамике учебных успехов «проблемных» учащихся. Примеры индивидуальных образовательных программ. Отзывы. Благодарности. Экспертные заключения

3.6. Педагогическое сотрудничество с коллегами и родителями Участие в методических объединениях. Подготовка аналитических материалов и участие в педагогических консилиумах. Проведение интегрированных (уроков) занятий с преподавателями других дисциплин. Проведение совместных уроков (занятий) с преподавателями «своего» предмета. Проведение открытых уроков. Взаимодействие с родителями и их педагогическое консультирование (участие в родительских собраниях, индивидуальные собеседования) Аналитическая справка о проведённых интегрированных или совместных уроках (занятиях), их планы (сценарии, эскизы). Сводные таблицы участия в педагогических консилиумах и родительских собраниях и проблематика выступлений на них. Отзывы учителей-партнёров и экспертов. Отзывы и благодарности родителей. Фотоматериалы

3.7. Экспертное заключение об учебной деятельности педагога Краткое заключение завуча (директора) об учебной деятельности педагога Отзывы коллег (как из данного, так и из других образовательных учреждений) о посещённых уроках (занятиях) педагога. Грамоты, благодарности

о ь О

х х

4. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

4.1. Специфика опыта воспитательной деятельности Характер и опыт работы с учащимися разного возраста. Наименование образовательных учреждений и сроки работы в них Фотографии и другие материалы из личного архива

4.2. Владение методологией воспитания и личностного развития учащихся Знание важнейших психолого-педагогических теорий и подходов формирования личности. Использование в работе методик психолого-педагогической диагностики личностного развития. Участие в семинарах и тренингах, посвя-щённых проблемам воспитания и развития Библиографический список любимых прочитанных книг по теории воспитания и личностного развития. Примеры педагогического анализа результатов диагностики личностного развития учащихся

4.3. Участие в социально-культур-ной жизни образовательного учреждения Руководство школьными клубами. Организация школьных лагерей, фестивалей, праздников, акций, экскурсий, шефской работы. Участие в подготовке школьных газет, альманахов, радиопередач Благодарности, отзывы. Фотографии и другие материалы из личного архива

4.4. Экспериментально-педагогическая деятельность Сотрудничество с научно-методическими учреждениями и ведущими специалистами в области разработки методики воспитательной работы. Разработка данной проблематики в рамках экспериментальных площадок, инновационных проектов, временных научно-исследовательских коллективов Названия соответствующих проектов, сведения об их научном руководстве, формулировки проблематики и персональных функций в их реализации. Примеры лично полученных исследовательских и проектных результатов. Отзывы руководителей проектов

4.5. Педагогическое сотрудничество с коллегами и родителями Участие в методических объединениях классных руководителей, наставников, воспитателей и т.п. Подготовка диагностических и аналитических материалов и участие в педагогических консилиумах. Взаимодействие с родителями и их психолого-педагогическое консультирование (участие в родительских собраниях, индивидуальные собеседования) Сводные таблицы участия в педагогических консилиумах и родительских собраниях и проблематика выступлений на них. Отзывы и благодарности родителей. Фото-, видеоматериалы

4.6. Экспертное заключение о воспитательной деятельности педагога Краткое заключение директора (заместителя директора) о воспитательной и личностно развивающей деятельности педагога. Грамоты, благодарности

5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5.1. Лично полученные научные результаты, разработанные методические и учебные материалы Проведение собственных научных исследований (в области как педагогики, так и других наук). Научно-методические разработки. Изобретения. Разработка авторских учебных курсов и программ. Подготовка методических пособий для учителей, а также учебных пособий, учебников, дидактических материалов, хрестоматий для учащихся Списки научных и научно-ме-тодических публикаций. Разработанные учебные программы. Учебники, учебные и методические пособия. Отзывы и рецензии специалистов. Ксерокопии дипломов, сертификатов

#

N9 Подразделы Содержание Иллюстративные материалы

5.2. Участие в жизни научно-мето-дического сообщества. Участие в конференциях и семинарах. Работа в научно-методических советах. Членство в научных организациях (академиях, ассоциациях, союзах). Работа в редакционных советах научно-методических изданий (в том числе электронных) Списки участия и выступлений на конференциях и семинарах. Ксерокопии членских удостоверений

5.3. Преподавательская, экспертная и консультативная деятельность Преподавательская работа в высшей школе, в программах повышения квалификации. Проведение семинаров и мастер классов для педагогов. Консультирование педагогов. Членство в экспертных советах, жюри педагогических конкурсов и т.п. Выступления в передачах в качестве эксперта Программы преподаваемых курсов, проведённых семинаров. Записи теле- и радиопередач

6. ЛИДЕРСКИЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

6.1. Лидерские качества и социальная активность Опыт организационной деятельности. Участие в работе выборных органов и общественных организаций. Волонтёрская деятельность. Публикации и выступления в СМИ социально-политического характера Публикации, записи выступлений. Фотографии и другие материалы из личного архива

6.2. Образование в области управления Наименование программ (курсов) и образовательных учреждений. Основные положения выполненных выпускных работ Ксерокопии полученных документов. Рефераты выполненных работ

6.3. Опыт руководящей работы Наименования учреждений и занимаемых в них должностей. Даты начала и окончания работы Выписки из трудовой книжки. Ксерокопии грамот, благодарностей

7. ЛИЧНОСТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

7.1. Психологический портрет и самоанализ личностных особенностей Избранные по усмотрению сотрудника результаты психологического самоанализа (в том числе и на основе различных тестирований). Персональные ценности и жизненные приоритеты. Особенности взаимоотношений с окружающими. Осознание своих особых способностей и талантов Краткое эссе. Избранные данные психологических тестов и мнения референтных людей

7.2. Увлечения и творчество Характер интересов и увлечений (хобби). Творческая деятельность. Личные достижения в избранной области. Возможности интеграции увлечений и творчества в образовательный процесс Фотографии, рисунки, стихи и т.д. Дипломы, награды

8. ПЕРСОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО

Цели, ценности, смыслы и приоритеты персональной профессиональной деятельности Краткое эссе

9. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НЕУДАЧ

Рефлексивный анализ своей педагогической деятельности. Анализ своих педагогических ошибок и неудач. Формулирование перспектив профессионального совершенствования и саморазвития Краткое эссе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.