Использованные источники
1. Устав уголовного судопроизводства от 20.11.1864 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
2. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2 / под ред. А. В. Смирнова. СПб.: Альфа, 1996. 607 с.
3. Шляхов А. Р. Проблемы классификации в криминалистической экспертизе и ее практическое значение // Правовые и методологические проблемы судебной экспертизы. М., 1974. С. 4-17.
4. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М.: ВНИИСЭ, 1980.
5. Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз: учебное пособие. Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1979. 183 с.
6. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р. С. Белкина. М.: НОРМА, 2000. 990 с.
7. Основы судебной экспертизы. Ч. 1. Общая теория / отв. ред. Ю. Г. Корухов. М.: РФЦСЭ, 1997.
8. Бычкова С. Ф. Становление и тенденции развития науки о судебной экспертизе. Алма-Аты, 1994. 288 с.
9. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза: курс общей теории. М.: НОРМА, 2009. 480 с.
10. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Мегатрон XXI, 2000. 334 с.
Ян Цзэпин
ГОНКОНГ КАК СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КИТАЯ
В статье рассмотрены основные направления инновационной деятельности Китая. Проанализированы статистические данные о развитии экономики и промышленности страны за последние три десятилетия. Выявлена и обоснована необходимость взаимодействия материковой части государства со свободными экономическими зонами (на примере свободной экономической зоны Гонконг) в сфере развития новых технологий и привлечения зарубежных инвестиций для реализации инновационных проектов.
Ключевые слова: инновации; Китай; Гонконг; экономика; пятилетний план.
В наши дни во всем мире существуют тысячи свободных экономических зон. Одним из наиболее успешных примеров является особая экономическая зона Гонконг. В XX в. Гонконг, будучи британской колонией, успешно развивал торговые и инвестиционные связи с материковым Китаем. Он и сейчас играет роль ведущего международного финансового центра и торгового узла Азии. В июле 1997 г. Гонконг был передан Великобританией под юрисдикцию Китая. Сохранение особого статуса дало возможность этой территории играть роль пропускного пункта для инвестиций и ресурсов, стекающихся на континент. Экономика Гонконга основана на свободном рынке, минимальном налогообложении и независимости экономики от государства. Кроме того, в Гонконге сосредоточено множество высокотехнологичных предприятий, здесь также успешно реализуются различные
инновационные проекты. Эти факторы делают данную экономическую зону одной из наиболее значимых для реализации планов социально-экономического развития КНР.
Высокие результаты в экономике Гонконга были получены благодаря стабильной, неинтервенционистской политике правительства. Эта политика была ориентирована в основном на создание инфраструктуры, необходимой для развития частного предпринимательства, а также на ее нормативное и организационное обеспечение. К моменту передачи данной территории КНР, в 1996 г., Гонконг занимал передовые позиции в мире по ВВП, внешнеторговому обороту, размеру фондового рынка и другим экономическим показателям. Структурная перестройка экономики Гонконга привела к сокращению доли обрабатывающей промышленности, ориентированной в основном на трудоемкое производство потребительских товаров. Вместе с тем доля сферы услуг стремительно возросла. Особенно быстро развивался финансовый сектор. Внешние активы банков и учреждений превышали 600 млн. долл., что позволило Гонконгу выйти на пятое место в мире как банковскому центру [1].
Опыт этого особого административного района Китая использовали для стимулирования экономического роста страны в целом.
В настоящее время курс внутренней политики КНР постепенно отклоняется от административно-командной экономики, больше ориентируясь на рынок, но при этом сохраняется государственная система планирования политической деятельности - так называемые «пятилетки».
В 2015 г. правительство КНР наметило также первый десятилетний план развития экономики государства под названием «Сделано в Китае 2025». За ним последуют еще два подобных плана, призванных превратить Китай из промышленного гиганта, каким он является в настоящее время, в одну из сильнейших промышленных мировых держав к столетнему юбилею КНР в 2049 г.
К 10 ключевым отраслям, согласно плану, относятся: ИТ-индустрия нового поколения, станки с цифровым управлением и робототехника, аэрокосмическое оборудование, морское инженерное оборудование и высокотехнологичные суда, передовое оборудование для рельсового транспорта, энергосбережение и автомобили, работающие на новых источниках энергии, электроэнергетическое оборудование, сельскохозяйственное машиностроение, новые экологичные материалы, биофармацевтика и медицинская техника [2].
Технологическое развитие Китая в последние 20 лет находится в стадии подъема. Например, в 1995 г. число отечественных патентных заявок было меньше 70 000, а к 2015 г. эта цифра увеличилась до 2,64 млн. [3]. Согласно данным доклада Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2015 г., Китай возглавил глобальную таблицу по числу патентных заявок, поданных в трех категориях: изобретение, полезная модель и промышленный образец, обогнав Соединенные Штаты, Германию и Японию [4]. Кроме того, расходы Китая на исследования и разработки выросли до 1,4 трлн. ИМВ (что составляет 2,1% от ВВП) в 2015 г. [5] из 34,9 млрд. ИМВ (что составляет 0,57% от ВВП) в 1995 г. В то же время уровень развития Китая в определенных секторах технологий, таких как авиация и аэрокосмические разработки, навигация, электронно-вычислительная техника и биотехнологии, соответствует высоким международным стандартам. Несмотря на это, Китай по-прежнему ориентируется на внедрение и поддержку
широкого спектра передовых технологий в целях содействия модернизации промышленности и развитию новых стратегических отраслей. Хотя абсолютная величина затрат на технологические исследования и разработки в Китае превзошла многие страны по показателю доли расходов на них в ВВП, эта величина в Китае по-прежнему отстает от развитых стран Европы, Северной и Южной Америки. В Китае стремительно увеличивается число патентных заявок, однако они в основном направлены на создание так называемых «полезных моделей» и промышленных образцов для технического производства и проектирования изделий. На изобретения, включающие инновационные технологии, в настоящее время приходится лишь около 37% от общего количества заявок. Кроме того, количество отечественных действующих патентов на изобретения в Китае было только 870 000 в конце 2014 г. Это меньше, чем число заявок, поданных в начале того же года, -970 000, а также уступает числу действующих патентов на изобретения в СшА и Японии.
хотя спектр направлений технологической деятельности Китая быстро расширяется, в докладе ЮНЕСКО отмечено, что китайские предприятия не могут эффективно коммерциализировать свои достижения. Кроме того, из-за существующих ограничений персонал государственных исследовательских учреждений не имеет стимулов к передаче технологий предприятиям. На этом фоне, с небольшим количеством исключений, китайские предприятия по-прежнему ориентируются на ввозимые иностранные технологии для поддержки промышленного развития и модернизации [6].
Правительство КНР принимает меры по координации использования внутренних и международных ресурсов рынка, внедряет более эффективные стратегии открытости, либерализации обрабатывающей промышленности и управления иностранными инвестициями в сфере передовых технологий, таких как информационные технологии нового поколения, современное оборудование, новые материалы и биомедицина. Оно также стремится стимулировать иностранные компании создавать глобальные исследовательские институты в материковой части Китая для поднятия уровня развития обрабатывающей промышленности страны до международных стандартов. В вышеупомянутом докладе ЮНЕСКО также отмечено, что Китаю следует продолжать использовать различные меры по привлечению зарубежных технологий. По оценкам специалистов, в 2015 г. зависимость Китая от иностранных технологий составляла около 35%.
В течение многих лет Китай импортирует все виды технологий. Согласно статистике по договорной сумме Гонконг был для КНР шестым по величине источником импортных технологий, что составляет 2,6% от общего объема, после таких стран, как США (30,5%), Япония (17,2%), Германия (14%), Южная Корея (11,6%) и Швеция (3,5%). В Китае предприятия по производству электроники, транспортного оборудования, химических продуктов и т. д. являются основными импортерами зарубежных технологий - на них приходилось более 84% такого импорта в 2014 г. Очевидно, что импортные технологии Китая тесно связаны с его производственной деятельностью. Производители стремятся импортировать зарубежные технологии для повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке.
хотя количество технологий, которые Китай импортировал в течение последних 10 лет, в целом увеличилось, страна по-прежнему не в состоянии обеспечить устойчивый рост производственной деятельности и даже показала признаки спада
в 2013 г. и 2014 г. после нескольких лет роста. Китаю необходимо импортировать все более и более «продвинутые» разработки. Однако из-за политических соображений и других факторов некоторые развитые страны не готовы поставлять их в КНР. Иностранные игроки рынка промышленности также обеспокоены тем, что некоторые их коммерческие тайны могут попасть к китайским коллегам с риском подрыва их долгосрочной конкурентоспособности.
Китай является в настоящее время третьим в мире источником внешних прямых инвестиций: их величина достигла 123 млрд. долл. США в 2014 г. Деятельность всех государственных и частных предприятий направлена на повышение их конкурентоспособности. Они осуществляют модернизацию на основе такой коммерческой деятельности, как слияние и приобретение, поиск поставщиков зарубежного сырья, ключевых частей и компонентов, а также технологических проектов сотрудничества с зарубежными организациями [7].
Например, согласно отчету Азиатского сообщества в Нью-Йорке [8] политика в области прямых инвестиций Китая в США претерпела существенные изменения за минувшие 20 лет. Последняя инвестиционная «волна» (началась в 2010 г.) в основном охватывает сферу высоких технологий. Хотя доля Китая в общем объеме прямых инвестиций в сфере высоких технологий США не велика, в последние годы наблюдается тенденция к ее увеличению.
В настоящее время Китай испытывает недостаток стандартных комплексных решений в некоторых высокотехнологичных секторах, таких как, например, 1Т, развитие Интернета нового поколения. Специалисты Гонконга, хорошо разбирающиеся в зарубежных передовых технологиях и имеющие большой опыт работы с использованием таких технологий, созданных на основе международных стандартов, могут обеспечить КНР необходимыми технологическими и управленческими системами, а также способствовать коммерциализации соответствующих проектов для удовлетворения спроса на технологии в связи с планом 13-й пятилетки.
Гонконг обладает преимуществами не только в применении технологий, но и в сфере маркетинга и управления персоналом. Таким образом, Гонконг может служить идеальной платформой для предприятий материковой части Китая в сотрудничестве с иностранными компаниями. Эти предприятия стремятся выйти на международный рынок и осуществлять вывоз инвестиций, находить партнеров. Данные опроса, проведенного HKTDC среди предприятий, расположенных в дельте реки Чжуцзян, дельте реки Янцзы и Бохайского залива, показали, что сервисная платформа Гонконг является первым портом «входа и выхода» для таких предприятий [7].
Иностранные технологии, попадающие на рынок материкового Китая, должны пройти стадию адаптации к производственной и деловой среде Поднебесной. Кроме того, иностранные компании не только должны найти нужных партнеров и клиентов на материке, но и решить проблемы регулирования вопросов интеллектуальной собственности и защиты прав. Гонконг, обладающий надежной правовой системой, а также опытом предоставления широкого спектра профессиональных услуг в этой сфере, может обеспечить идеальную бизнес-среду в отрасли, способствовать передаче технологии и обеспечить надежную защиту прав интеллектуальной собственности.
План «Сделано в Китае 2025» показывает, что предприятия будут продолжать поощрять инновации в целях модернизации промышленности, а также создавать
собственные бренды. Это откроет дополнительные возможности для поставщиков услуг по поддержке и продвижению брэндинга в Гонконге. По данным опроса, проведенного HKTDC, китайские предприятия желают получить соответствующую сервисную поддержку из Гонконга и зарубежных стран в области разработки продуктов, дизайна бренда и маркетинговой стратегии [7].
Кроме того, Гонконг как международный финансовый центр в регионе может обеспечить материковые предприятия необходимыми кредитами и финансовыми услугами, включая предоставление экономически эффективных средств для осуществления соответствующих технологических и промышленных проектов. В то же время Гонконг - один из крупнейших центров венчурного капитала и инвестиционного управления в Азии и платформа для большого количества первоклассных международных фондов, стремящихся использовать возможности для бизнеса в Китае. Таким образом, он может стать источником дополнительного финансирования для предприятий. Можно ожидать, что в ходе реализации плана 13-й пятилетки КНР дополнительно откроет свой рынок. Это даст больше возможностей для поставщиков финансовых услуг в Гонконге, чтобы интегрироваться в рынок Китая.
Итак, в настоящее время Китай стремится стать производственным локомотивом, создавая благоприятные условия для наращивания объемов производства новых стратегических отраслей промышленности и оптимизации современных промышленных систем. На данном этапе экономическая политика Поднебесной направлена на то, чтобы стимулировать спрос на все виды современных технологий и услуг. Китай уже достиг высокого международного уровня в определенных секторах, однако по показателям общего технического прогресса все еще отстает от развитых стран. Отсутствие стандартных комплексных решений в некоторых отраслях промышленности также сдерживает развитие этих отраслей. Несмотря на увеличение количества научных исследований и опытно-конструкторских работ в стране, Китаю по-прежнему приходится импортировать множество передовых технологий.
Знания гонконгских специалистов в области зарубежных инновационных технологий, а также успешный опыт внедрения их в производство могут помочь модернизировать технологические и управленческие системы, а также способствовать коммерциализации соответствующих проектов, чтобы удовлетворить спрос на технологии. Кроме того, Гонконг может поддержать инициативы внедрения технологических инвестиционных проектов и помочь правительству КНР в поиске деловых партнеров за рубежом. Широкий спектр профессиональных услуг и система защиты прав интеллектуальной собственности, предлагаемые в Гонконге, также обеспечивают идеальную бизнес-среду в отрасли и способствуют развитию проектов сотрудничества и передаче технологий между КНР и иностранными предприятиями. Как международный финансовый центр в регионе Гонконг может предоставить необходимые услуги по финансированию проектов. Следовательно, реализация национального проекта «Сделано в Китае» в рамках 13-й пятилетки направлена на обеспечение широких возможностей для поставщиков сектора высоких технологий и услуг в Гонконге.
Использованные источники 1. Додсфорд Д., Михалек Д. Гонконг (Китай): экономический рост, структурные сдвиги и стабильность в переходный период. Вашингтон: Occasional paper, 1997. С. 99.
2. Газета «Женьминь Жибао» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com. cn/n/2015/0520/c31518-8894944.html (дата обращения: 21.01.2016).
3. Отчет Государственного ведомства интеллектуальной собственности Китая за период 1995-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sipo.gov.cn (дата обращения:
12.12.2015).
4. ВОИС: Показатели мировой интеллектуальной собственности (издание 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/wipi/ (дата обращения:
24.01.2016).
5. Национальное бюро статистики Китая: Статистическая сводка национального экономического и социального развития за 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. stats.gov.cn/english/PressRelease/201602/t20160229_1324019.html (дата обращения: 06.03.2016).
6. Научный доклад ЮНЕСКО - прогноз до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235407e.pdf (дата обращения: 23.01.2016).
7. HKTDC: Исследовательский отчет исходящих инвестиций китайских предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://economists-pick-research.hktdc.com/business-news/article/HKTDC-Economists/Wing-Chu-Greater-China-Research-Team/economist/ en/1/1X000000/1X0A0T8D.htm (дата обращения: 11.12.2015).
8. Ханеманн Т., Розен Д. Доклад Азиатского сообщества: Следующая волна китайских инвестиций в Америке // Журнал «Азиатское сообщество»: спец. выпуск. 2014.
Д. А. Мельник
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
В статье рассматриваются механизмы функционирования российского электроэнергетического рынка: организационный, экономический и рыночный. Проводится сравнительный анализ электроэнергетических рынков Великобритании и государств - членов Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: механизмы функционирования электроэнергетического рынка Российской Федерации; оптовый рынок электрической энергии и мощности; рынок электрической энергии; рынок «на сутки вперед»; балансирующий рынок; электроэнергетический рынок Великобритании; Евразийский экономический союз.
Хозяйственный механизм рыночной экономики определяет порядок осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Главной его частью выступают организационно-экономические отношения, которые охватывают отношения, складывающиеся в процессе организации общественного труда, отношения по обмену деятельностью (рыночные отношения) и отношения управления [1, с. 96].
Как система хозяйственный механизм содержит следующие структурные элементы, которые представлены на рис. 1. Каждый из механизмов мы рассмотрим далее.