Научная статья на тему 'ГОНКОНГ КАК СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КИТАЯ'

ГОНКОНГ КАК СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КИТАЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1043
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КИТАЙ / CHINA / ГОНКОНГ / HONG KONG / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН / FIVE-YEAR PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цзэпин Ян

В статье рассмотрены основные направления инновационной деятельности Китая. Проанализированы статистические данные о развитии экономики и промышленности страны за последние три десятилетия. Выявлена и обоснована необходимость взаимодействия материковой части государства со свободными экономическими зонами (на примере свободной экономической зоны Гонконг) в сфере развития новых технологий и привлечения зарубежных инвестиций для реализации инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HONG KONG AS A FREE ECONOMIC ZONE REALIZING THE CHINA’S MAJOR INNOVATION PROJECTS

The article reviews the basic directions of the innovative activity in China. The statistical data on the national economy and industry for the last three decades was analyzed, that allowed the author to reveal and justify the necessity of interaction between the mainland and the state free economic zones (on the example of the Hong Kong free economic zone) in the development of new technologies and attracting the foreign investment for the innovative projects realization.

Текст научной работы на тему «ГОНКОНГ КАК СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КИТАЯ»

Использованные источники

1. Устав уголовного судопроизводства от 20.11.1864 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».

2. Фойницкий И. Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2 / под ред. А. В. Смирнова. СПб.: Альфа, 1996. 607 с.

3. Шляхов А. Р. Проблемы классификации в криминалистической экспертизе и ее практическое значение // Правовые и методологические проблемы судебной экспертизы. М., 1974. С. 4-17.

4. Словарь основных терминов судебных экспертиз. М.: ВНИИСЭ, 1980.

5. Винберг А. И., Малаховская Н. Т. Судебная экспертология. Общетеоретические и методологические проблемы судебных экспертиз: учебное пособие. Волгоград: НИиРИО ВСШ МВД СССР, 1979. 183 с.

6. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Россинская Е. Р. Криминалистика: учебник для вузов / под ред. Р. С. Белкина. М.: НОРМА, 2000. 990 с.

7. Основы судебной экспертизы. Ч. 1. Общая теория / отв. ред. Ю. Г. Корухов. М.: РФЦСЭ, 1997.

8. Бычкова С. Ф. Становление и тенденции развития науки о судебной экспертизе. Алма-Аты, 1994. 288 с.

9. Аверьянова Т. В. Судебная экспертиза: курс общей теории. М.: НОРМА, 2009. 480 с.

10. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М.: Мегатрон XXI, 2000. 334 с.

Ян Цзэпин

ГОНКОНГ КАК СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ КИТАЯ

В статье рассмотрены основные направления инновационной деятельности Китая. Проанализированы статистические данные о развитии экономики и промышленности страны за последние три десятилетия. Выявлена и обоснована необходимость взаимодействия материковой части государства со свободными экономическими зонами (на примере свободной экономической зоны Гонконг) в сфере развития новых технологий и привлечения зарубежных инвестиций для реализации инновационных проектов.

Ключевые слова: инновации; Китай; Гонконг; экономика; пятилетний план.

В наши дни во всем мире существуют тысячи свободных экономических зон. Одним из наиболее успешных примеров является особая экономическая зона Гонконг. В XX в. Гонконг, будучи британской колонией, успешно развивал торговые и инвестиционные связи с материковым Китаем. Он и сейчас играет роль ведущего международного финансового центра и торгового узла Азии. В июле 1997 г. Гонконг был передан Великобританией под юрисдикцию Китая. Сохранение особого статуса дало возможность этой территории играть роль пропускного пункта для инвестиций и ресурсов, стекающихся на континент. Экономика Гонконга основана на свободном рынке, минимальном налогообложении и независимости экономики от государства. Кроме того, в Гонконге сосредоточено множество высокотехнологичных предприятий, здесь также успешно реализуются различные

инновационные проекты. Эти факторы делают данную экономическую зону одной из наиболее значимых для реализации планов социально-экономического развития КНР.

Высокие результаты в экономике Гонконга были получены благодаря стабильной, неинтервенционистской политике правительства. Эта политика была ориентирована в основном на создание инфраструктуры, необходимой для развития частного предпринимательства, а также на ее нормативное и организационное обеспечение. К моменту передачи данной территории КНР, в 1996 г., Гонконг занимал передовые позиции в мире по ВВП, внешнеторговому обороту, размеру фондового рынка и другим экономическим показателям. Структурная перестройка экономики Гонконга привела к сокращению доли обрабатывающей промышленности, ориентированной в основном на трудоемкое производство потребительских товаров. Вместе с тем доля сферы услуг стремительно возросла. Особенно быстро развивался финансовый сектор. Внешние активы банков и учреждений превышали 600 млн. долл., что позволило Гонконгу выйти на пятое место в мире как банковскому центру [1].

Опыт этого особого административного района Китая использовали для стимулирования экономического роста страны в целом.

В настоящее время курс внутренней политики КНР постепенно отклоняется от административно-командной экономики, больше ориентируясь на рынок, но при этом сохраняется государственная система планирования политической деятельности - так называемые «пятилетки».

В 2015 г. правительство КНР наметило также первый десятилетний план развития экономики государства под названием «Сделано в Китае 2025». За ним последуют еще два подобных плана, призванных превратить Китай из промышленного гиганта, каким он является в настоящее время, в одну из сильнейших промышленных мировых держав к столетнему юбилею КНР в 2049 г.

К 10 ключевым отраслям, согласно плану, относятся: ИТ-индустрия нового поколения, станки с цифровым управлением и робототехника, аэрокосмическое оборудование, морское инженерное оборудование и высокотехнологичные суда, передовое оборудование для рельсового транспорта, энергосбережение и автомобили, работающие на новых источниках энергии, электроэнергетическое оборудование, сельскохозяйственное машиностроение, новые экологичные материалы, биофармацевтика и медицинская техника [2].

Технологическое развитие Китая в последние 20 лет находится в стадии подъема. Например, в 1995 г. число отечественных патентных заявок было меньше 70 000, а к 2015 г. эта цифра увеличилась до 2,64 млн. [3]. Согласно данным доклада Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) за 2015 г., Китай возглавил глобальную таблицу по числу патентных заявок, поданных в трех категориях: изобретение, полезная модель и промышленный образец, обогнав Соединенные Штаты, Германию и Японию [4]. Кроме того, расходы Китая на исследования и разработки выросли до 1,4 трлн. ИМВ (что составляет 2,1% от ВВП) в 2015 г. [5] из 34,9 млрд. ИМВ (что составляет 0,57% от ВВП) в 1995 г. В то же время уровень развития Китая в определенных секторах технологий, таких как авиация и аэрокосмические разработки, навигация, электронно-вычислительная техника и биотехнологии, соответствует высоким международным стандартам. Несмотря на это, Китай по-прежнему ориентируется на внедрение и поддержку

широкого спектра передовых технологий в целях содействия модернизации промышленности и развитию новых стратегических отраслей. Хотя абсолютная величина затрат на технологические исследования и разработки в Китае превзошла многие страны по показателю доли расходов на них в ВВП, эта величина в Китае по-прежнему отстает от развитых стран Европы, Северной и Южной Америки. В Китае стремительно увеличивается число патентных заявок, однако они в основном направлены на создание так называемых «полезных моделей» и промышленных образцов для технического производства и проектирования изделий. На изобретения, включающие инновационные технологии, в настоящее время приходится лишь около 37% от общего количества заявок. Кроме того, количество отечественных действующих патентов на изобретения в Китае было только 870 000 в конце 2014 г. Это меньше, чем число заявок, поданных в начале того же года, -970 000, а также уступает числу действующих патентов на изобретения в СшА и Японии.

хотя спектр направлений технологической деятельности Китая быстро расширяется, в докладе ЮНЕСКО отмечено, что китайские предприятия не могут эффективно коммерциализировать свои достижения. Кроме того, из-за существующих ограничений персонал государственных исследовательских учреждений не имеет стимулов к передаче технологий предприятиям. На этом фоне, с небольшим количеством исключений, китайские предприятия по-прежнему ориентируются на ввозимые иностранные технологии для поддержки промышленного развития и модернизации [6].

Правительство КНР принимает меры по координации использования внутренних и международных ресурсов рынка, внедряет более эффективные стратегии открытости, либерализации обрабатывающей промышленности и управления иностранными инвестициями в сфере передовых технологий, таких как информационные технологии нового поколения, современное оборудование, новые материалы и биомедицина. Оно также стремится стимулировать иностранные компании создавать глобальные исследовательские институты в материковой части Китая для поднятия уровня развития обрабатывающей промышленности страны до международных стандартов. В вышеупомянутом докладе ЮНЕСКО также отмечено, что Китаю следует продолжать использовать различные меры по привлечению зарубежных технологий. По оценкам специалистов, в 2015 г. зависимость Китая от иностранных технологий составляла около 35%.

В течение многих лет Китай импортирует все виды технологий. Согласно статистике по договорной сумме Гонконг был для КНР шестым по величине источником импортных технологий, что составляет 2,6% от общего объема, после таких стран, как США (30,5%), Япония (17,2%), Германия (14%), Южная Корея (11,6%) и Швеция (3,5%). В Китае предприятия по производству электроники, транспортного оборудования, химических продуктов и т. д. являются основными импортерами зарубежных технологий - на них приходилось более 84% такого импорта в 2014 г. Очевидно, что импортные технологии Китая тесно связаны с его производственной деятельностью. Производители стремятся импортировать зарубежные технологии для повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке.

хотя количество технологий, которые Китай импортировал в течение последних 10 лет, в целом увеличилось, страна по-прежнему не в состоянии обеспечить устойчивый рост производственной деятельности и даже показала признаки спада

в 2013 г. и 2014 г. после нескольких лет роста. Китаю необходимо импортировать все более и более «продвинутые» разработки. Однако из-за политических соображений и других факторов некоторые развитые страны не готовы поставлять их в КНР. Иностранные игроки рынка промышленности также обеспокоены тем, что некоторые их коммерческие тайны могут попасть к китайским коллегам с риском подрыва их долгосрочной конкурентоспособности.

Китай является в настоящее время третьим в мире источником внешних прямых инвестиций: их величина достигла 123 млрд. долл. США в 2014 г. Деятельность всех государственных и частных предприятий направлена на повышение их конкурентоспособности. Они осуществляют модернизацию на основе такой коммерческой деятельности, как слияние и приобретение, поиск поставщиков зарубежного сырья, ключевых частей и компонентов, а также технологических проектов сотрудничества с зарубежными организациями [7].

Например, согласно отчету Азиатского сообщества в Нью-Йорке [8] политика в области прямых инвестиций Китая в США претерпела существенные изменения за минувшие 20 лет. Последняя инвестиционная «волна» (началась в 2010 г.) в основном охватывает сферу высоких технологий. Хотя доля Китая в общем объеме прямых инвестиций в сфере высоких технологий США не велика, в последние годы наблюдается тенденция к ее увеличению.

В настоящее время Китай испытывает недостаток стандартных комплексных решений в некоторых высокотехнологичных секторах, таких как, например, 1Т, развитие Интернета нового поколения. Специалисты Гонконга, хорошо разбирающиеся в зарубежных передовых технологиях и имеющие большой опыт работы с использованием таких технологий, созданных на основе международных стандартов, могут обеспечить КНР необходимыми технологическими и управленческими системами, а также способствовать коммерциализации соответствующих проектов для удовлетворения спроса на технологии в связи с планом 13-й пятилетки.

Гонконг обладает преимуществами не только в применении технологий, но и в сфере маркетинга и управления персоналом. Таким образом, Гонконг может служить идеальной платформой для предприятий материковой части Китая в сотрудничестве с иностранными компаниями. Эти предприятия стремятся выйти на международный рынок и осуществлять вывоз инвестиций, находить партнеров. Данные опроса, проведенного HKTDC среди предприятий, расположенных в дельте реки Чжуцзян, дельте реки Янцзы и Бохайского залива, показали, что сервисная платформа Гонконг является первым портом «входа и выхода» для таких предприятий [7].

Иностранные технологии, попадающие на рынок материкового Китая, должны пройти стадию адаптации к производственной и деловой среде Поднебесной. Кроме того, иностранные компании не только должны найти нужных партнеров и клиентов на материке, но и решить проблемы регулирования вопросов интеллектуальной собственности и защиты прав. Гонконг, обладающий надежной правовой системой, а также опытом предоставления широкого спектра профессиональных услуг в этой сфере, может обеспечить идеальную бизнес-среду в отрасли, способствовать передаче технологии и обеспечить надежную защиту прав интеллектуальной собственности.

План «Сделано в Китае 2025» показывает, что предприятия будут продолжать поощрять инновации в целях модернизации промышленности, а также создавать

собственные бренды. Это откроет дополнительные возможности для поставщиков услуг по поддержке и продвижению брэндинга в Гонконге. По данным опроса, проведенного HKTDC, китайские предприятия желают получить соответствующую сервисную поддержку из Гонконга и зарубежных стран в области разработки продуктов, дизайна бренда и маркетинговой стратегии [7].

Кроме того, Гонконг как международный финансовый центр в регионе может обеспечить материковые предприятия необходимыми кредитами и финансовыми услугами, включая предоставление экономически эффективных средств для осуществления соответствующих технологических и промышленных проектов. В то же время Гонконг - один из крупнейших центров венчурного капитала и инвестиционного управления в Азии и платформа для большого количества первоклассных международных фондов, стремящихся использовать возможности для бизнеса в Китае. Таким образом, он может стать источником дополнительного финансирования для предприятий. Можно ожидать, что в ходе реализации плана 13-й пятилетки КНР дополнительно откроет свой рынок. Это даст больше возможностей для поставщиков финансовых услуг в Гонконге, чтобы интегрироваться в рынок Китая.

Итак, в настоящее время Китай стремится стать производственным локомотивом, создавая благоприятные условия для наращивания объемов производства новых стратегических отраслей промышленности и оптимизации современных промышленных систем. На данном этапе экономическая политика Поднебесной направлена на то, чтобы стимулировать спрос на все виды современных технологий и услуг. Китай уже достиг высокого международного уровня в определенных секторах, однако по показателям общего технического прогресса все еще отстает от развитых стран. Отсутствие стандартных комплексных решений в некоторых отраслях промышленности также сдерживает развитие этих отраслей. Несмотря на увеличение количества научных исследований и опытно-конструкторских работ в стране, Китаю по-прежнему приходится импортировать множество передовых технологий.

Знания гонконгских специалистов в области зарубежных инновационных технологий, а также успешный опыт внедрения их в производство могут помочь модернизировать технологические и управленческие системы, а также способствовать коммерциализации соответствующих проектов, чтобы удовлетворить спрос на технологии. Кроме того, Гонконг может поддержать инициативы внедрения технологических инвестиционных проектов и помочь правительству КНР в поиске деловых партнеров за рубежом. Широкий спектр профессиональных услуг и система защиты прав интеллектуальной собственности, предлагаемые в Гонконге, также обеспечивают идеальную бизнес-среду в отрасли и способствуют развитию проектов сотрудничества и передаче технологий между КНР и иностранными предприятиями. Как международный финансовый центр в регионе Гонконг может предоставить необходимые услуги по финансированию проектов. Следовательно, реализация национального проекта «Сделано в Китае» в рамках 13-й пятилетки направлена на обеспечение широких возможностей для поставщиков сектора высоких технологий и услуг в Гонконге.

Использованные источники 1. Додсфорд Д., Михалек Д. Гонконг (Китай): экономический рост, структурные сдвиги и стабильность в переходный период. Вашингтон: Occasional paper, 1997. С. 99.

2. Газета «Женьминь Жибао» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com. cn/n/2015/0520/c31518-8894944.html (дата обращения: 21.01.2016).

3. Отчет Государственного ведомства интеллектуальной собственности Китая за период 1995-2015 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sipo.gov.cn (дата обращения:

12.12.2015).

4. ВОИС: Показатели мировой интеллектуальной собственности (издание 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/ipstats/en/wipi/ (дата обращения:

24.01.2016).

5. Национальное бюро статистики Китая: Статистическая сводка национального экономического и социального развития за 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www. stats.gov.cn/english/PressRelease/201602/t20160229_1324019.html (дата обращения: 06.03.2016).

6. Научный доклад ЮНЕСКО - прогноз до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235407e.pdf (дата обращения: 23.01.2016).

7. HKTDC: Исследовательский отчет исходящих инвестиций китайских предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://economists-pick-research.hktdc.com/business-news/article/HKTDC-Economists/Wing-Chu-Greater-China-Research-Team/economist/ en/1/1X000000/1X0A0T8D.htm (дата обращения: 11.12.2015).

8. Ханеманн Т., Розен Д. Доклад Азиатского сообщества: Следующая волна китайских инвестиций в Америке // Журнал «Азиатское сообщество»: спец. выпуск. 2014.

Д. А. Мельник

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНЫХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЫНКОВ

В статье рассматриваются механизмы функционирования российского электроэнергетического рынка: организационный, экономический и рыночный. Проводится сравнительный анализ электроэнергетических рынков Великобритании и государств - членов Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: механизмы функционирования электроэнергетического рынка Российской Федерации; оптовый рынок электрической энергии и мощности; рынок электрической энергии; рынок «на сутки вперед»; балансирующий рынок; электроэнергетический рынок Великобритании; Евразийский экономический союз.

Хозяйственный механизм рыночной экономики определяет порядок осуществления деятельности в процессе производства, распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Главной его частью выступают организационно-экономические отношения, которые охватывают отношения, складывающиеся в процессе организации общественного труда, отношения по обмену деятельностью (рыночные отношения) и отношения управления [1, с. 96].

Как система хозяйственный механизм содержит следующие структурные элементы, которые представлены на рис. 1. Каждый из механизмов мы рассмотрим далее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.