НАШИ ЗАРУБЕЖНЫЕ АВТОРЫ
Ян Цзэпин
ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ГОНКОНГА КАК ФАКТОР РОСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КИТАЯ
В статье дается характеристика Гонконга как свободной экономической зоны. Основное внимание уделяется анализу свободной рыночной экономики - главному фактору экономики Гонконга. Рассматриваются современная социальная обстановка в Гонконге, обусловленная экономическими и политическими событиями в мире, а также его роль в экономическом развитии континентального Китая.
Ключевые слова: Гонконг; свободная экономика; Китай; инвестиции; экономический потенциал; предпринимательство.
Еще в XIX в. территория Гонконга являлась колонией Великобритании; в 1997 г. Китай восстановил его суверенитет. На сегодняшний день Гонконг - это административный район Китая, который занимает очень выгодное экономическое положение на Коулунском полуострове, омываемом Южно-Китайским морем, а также более чем на 260 островах. На основании Британско-Китайского договора Гонконг на протяжении 50 лет имеет практически полную автономию от Китая, самостоятельно решает все вопросы, в том числе в сфере законодательства, налоговой политики, а также сохраняет за собой право на независимое представительство в международных организациях. Китай до 2047 г. решает только вопросы внешней политики и обороны Гонконга.
На данный момент Гонконг - девятая по величине экономика в мире. Этому способствует ряд факторов. Во-первых, экономика территории регулируется правовой системой, основанной на британском праве. Во-вторых, благоприятный для бизнеса режим налогообложения привлекает все большее число инвесторов. В-третьих, это колоссальные возможности, связанные с доступностью рынка Китая.
С 1980 г. в результате быстрого расширения рынка банковских и финансовых услуг Гонконг приобретает статус третьего мирового финансового центра после Лондона и Нью-Йорка. Значимость Гонконга как международного финансового центра возросла после принятия его фондовой биржи в члены Международной федерации фондовых бирж. Гонконг также имеет выгодное географическое расположение в Азии и развитую инфраструктуру, является главным транзитным пунктом для товаров, экспортируемых из Китая, и товаров, импортируемых в Китай. Предполагается, что слияние экономики Гонконга и Китая придаст мощный импульс росту экономики последнего [1].
Свободная рыночная экономика - основа экономической системы Гонконга, а также важный фактор успешного развития страны в целом. Данная концепция
подчиняется законам стоимости, конкуренции, спроса и предложения - все это составляет мощный механизм саморегулирования социальных ресурсов. Рыночная экономика Гонконга базируется на формировании свободных портов. Это морские порты, на территориях которых не взимаются таможенные пошлины. Они способствуют транзитной торговле, поскольку товары могут поступать и отгружаться без резервирования средств на таможенные платежи и без административных расходов, необходимых для возврата уплаченных таможенных пошлин на импортируемые товары, которые впоследствии реэкспортируются. В данном случае таможенные пошлины подлежат уплате только при отгрузке товаров с территорий свободных портов вглубь страны.
Основа свободных рыночных отношений Гонконга - это, прежде всего, международная торговля. Объемы импорта и экспорта, в том числе реэкспорта, превышают ВВП в долларовом выражении. Гонконг уже на протяжении нескольких десятилетий демонстрирует беспрецедентный экономический рост, практически полное отсутствие государственного долга, наличие эффективной банковской и стабильной правовой систем, что, несомненно, способствует привлечению иностранных инвестиций. Иностранные компании и частные лица открывают счета в Гонконге, регистрируют представительства и фирмы. Гонконг занимает восьмое и десятое место1 в списке стран с самым высоким ВВП на душу населения -в 2014 г. этот показатель составил 54 722 долл. США.
Экономика Гонконга оказывает существенное влияние на уровень конкурентоспособности региона. По данным Всемирного экономического форума World Competitiveness Yearbook, конкурентоспособность Гонконга за последние 20 лет увеличилась более чем в два раза. Одним из благоприятных факторов, влияющих на эффективное развитие экономики, являются предприятия Гонконга, играющие важную роль в стимулировании конкуренции на рынке.
По ежегодному рейтингу экономической свободы стран, который составляется с 1995 г. американским исследовательским центром «Фонд наследия» и газетой The Wall Street Journal, степень свободы экономики рассчитывается по среднему арифметическому десяти показателей, таких как: свобода торговли, труда, финансового сектора, бизнеса, инвестиций, монетарная и фискальная свободы, гарантия прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Абсолютно свободная экономика оценивается в 100 баллов, а несвободная - в 0 баллов.
В соответствии с рейтингом все страны условно разделены на пять групп: свободные, преимущественно свободные, умеренно свободные, преимущественно несвободные и несвободные. Ситуация в 2014 г. улучшилась: среднемировое значение индекса экономической свободы выросло на 0,7 пункта и составило 60,3 балла, что является самым высоким показателем за всю историю наблюдений (с 1995 г.); 114 стран увеличили свои оценки экономической свободы на 1 пункт и более; в 59 странах зафиксировано аналогичное снижение. Исследование охватило 185 государств, однако количественные оценки получили только 178. Для восьми стран аналитики не смогли указать цифровые значения, сославшись на недостаток информации.
1 Восьмое место - по оценке Всемирного банка, десятое место - по оценкам Международного валютного фонда.
84 -
ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 3 • 2016
Первое место в рейтинге экономической свободы снова занял Гонконг (особый административный район Китая, оценивается отдельно), набравший 90,1 балла из 100 возможных (при среднемировом уровне 59,6 балла). Вот уже 15 лет Гонконг не сдает свои позиции самой «свободной» экономики в мире. В таблице представлены показатели первой десятки стран со свободной и преимущественно свободной экономикой по итогам 2014 г.
Таблица
Рейтинг стран со свободной и преимущественно свободной экономикой [2]
Место Страна Индекс Права собственности Свобода от коррупции Фискальная свобода Участие правительства Свобода предпринимательства Свобода труда Монетарная свобода Свобода торговли Свобода инвестиций Финансовая свобода
Страны со свободной экономикой
1 Гонконг 90,1 90 82,3 93,0 89,7 98,9 95,5 82,0 90,0 90 90
2 Сингапур 89,4 90 91,9 91,2 91,2 96,8 96,5 81,5 90,0 85 80
3 Австралия 82,0 90 87,7 64,2 62,6 94,6 79,2 80,5 86,4 85 90
4 Швейцария 81,6 90 88,1 68,9 65,7 75,4 87,4 85,2 90,0 85 80
5 Новая Зеландия 81,2 95 94,0 71,2 32,3 96,1 90,2 86,3 86,8 80 80
6 Канада 80,2 90 87,7 79,7 47,3 89,3 83,1 76,3 88,3 80 80
Страны с преимущественно свободной экономикой
7 Чили 78,7 90 72,3 76,5 83,8 69,3 69,3 84,1 82,0 90 70
8 Маврикий 76,5 65 53,4 92,2 81,8 74,4 78,0 76,7 88,6 85 70
9 Ирландия 76,2 90 74,8 74,0 30,6 83,4 79,5 81,7 87,8 90 70
10 Дания 76,1 90 93,7 39,3 0,5 98,1 91,2 80,0 87,8 90 70
По утверждению экспертов, Китай в настоящий момент, благодаря Гонконгу, занимает первое место в списке стран и территорий, привлекательных для иностранных инвестиций в Азии. Правительство Гонконга создает максимально удобную инфраструктуру для регистрации компаний и ведения бизнеса. Ограничения для ведения бизнеса минимальны настолько, что ни одна страна мира не может сравниться с простотой налогового законодательства, при этом парламент Гонконга ежегодно его совершенствует. Например, при разработке бюджета на 20152016 гг. парламент принял новые поправки в налоговое законодательство: одноразовое снижение сумм необходимого к уплате налога на зарплату и другие виды доходов для физических лиц, а также корпоративного налога на прибыль компаний за 2014-2015 отчетный год сразу на 75%, однако не более чем на 20 000 гонконгских долларов (приблизительно 2 580 долл. США) при расчете на каждого налогоплательщика. Новой одноразовой льготой могут воспользоваться около 2 млн. физических лиц, а также около 130 тыс. местных компаний [3].
Специалисты подсчитали, что такая щедрость со стороны властей обойдется местному бюджету приблизительно в 20 млрд. гонконгских долларов (около
2,6 млрд. долл. США). При этом налогоплательщики Гонконга не должны будут оформлять никаких специальных документов - льгота будет применена автоматически при расчете сумм необходимых к уплате налогов.
На территории Гонконга отсутствуют налоги на прирост капитала, налог с суммы дивидендов, распределяемых среди держателей акций, налог с продаж и НДС, а стандартный налог на прибыль составляет 15% [4].
В Гонконге действуют представительства крупнейших в мире международных банков. В соответствии с законом банки не вправе разглашать сведения о клиентах, которые имеют собственный счет в Гонконге, если только клиент не подозревается в «отмывании» доходов или другой преступной деятельности. Также отсутствует валютный контроль.
В связи с мировым финансовым кризисом и обострившейся экстремистской ситуацией в мире администрация Гонконга летом 2015 г. приняла меры по противодействию легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые заключаются в создании системы отчетности о физическом перемещении через границу крупных сумм денег и других платежных средств. Внедрение такой системы будет проводиться в рамках импле-ментации Гонконгом так называемой «32-й Рекомендации FATF», предусматривающей наделение правоохранительных органов правом выявлять и пресекать незаконное трансграничное перемещение наличных средств.
Суть новых правил состоит в том, что лица, прибывающие в Гонконг, должны будут при прохождении таможни декларировать наличные деньги, если их общая сумма превышает 120 000 гонконгских долларов (15 000 долл. США). Это правило будет применяться и к лицам, покидающим Гонконг.
Новые меры не следует называть валютным контролем, поскольку лица, приезжающие в Гонконг и уезжающие из него, смогут свободно перевозить через границу денежные средства в любом количестве, просто у них теперь появится обязанность официально задекларировать суммы, превышающие указанный выше лимит [5]. Однако необходимо отметить, что подобные механизмы декларирования наличных денег во всем мире принято считать одним из классических инструментов валютного контроля (пусть и довольно мягкого), независимо от того, как к этому относятся власти той или иной юрисдикции.
Принимаемые меры, несомненно, актуальны в данной ситуации, но они могут стать причиной потери первого места в рейтинге свободных стран и территорий за 2015 г.
По данным на сентябрь 2015 г., индекс экономической свободы Гонконга составлял 89,6 (рис.). Хотя Гонконг по-прежнему является первым в рейтинге стран со свободной экономикой, его общий индекс снизился на 0,5 пункта с 2014 г. Это, безусловно, связано с увеличением уровня коррупции на фоне расширения свободы бизнеса, свободы труда и финансовой свободы в регионе.
Гонконг продемонстрировал высокую степень устойчивости во время мирового экономического и финансового кризиса и по-прежнему остается одним из наиболее конкурентоспособных финансовых и деловых центров мира [6]. Высокоэффективная правовая система обеспечивает защиту прав собственности, поддерживает главенство закона и продолжает оставаться основой развития экономики Гонконга.
Однако следует отметить, что усиливается напряжение между населением Гонконга и материкового Китая. Миллионы туристов из материкового Китая
ежегодно посещают Гонконг, вкладывая миллиарды долларов в местную экономику. Но одновременно это является причиной роста цен на недвижимость, поскольку спрос превышает пределы возможностей местного рынка. Женщин из материкового Китая обвиняют в том, что они приезжают рожать ребенка в местных больницах, где более качественное медицинское обслуживание и нет ограничения на рождение только одного ребенка, как в Китае [7]. Виктор Фанг, всемирно известный китайский аналитик, доктор экономических наук Гарвардского университета, активный общественный деятель, считает, что Гонконг в будущем станет мегаполисом мирового уровня, образовательным, культурным и инновационным центром планеты [8].
Рис. Динамика индекса экономической свободы Гонконга за 2011-2015 гг.
В случае интеграции Гонконга и материкового Китая предполагается, что в результате появится объединенная суверенная единица. Но при этом придется сделать выбор между федерализмом и неофункционализмом.
При федерализме больше внимания уделяется финальному исходу интеграции, созданию федеративного государства. Неофункционализм, наоборот, в основном сконцентрирован на процессе интеграции. Для Гонконга конечный этап интеграции - это воссоединение с Китаем. В действительности с помощью модели «одна страна, две системы» Гонконг и материковый Китай уже пришли к объединению. Тем не менее данная модель - лишь первоначальная стадия интеграции Гонконга и материка. Возможно, к 2047 г. стороны положат конец существованию «двух систем», однако на основе того, что происходит сейчас, невозможно предсказать, какую систему стороны выберут в качестве определяющей. Таким образом, неофункционализм на данный момент является лучшей теоретической концепцией для объяснения интеграционных процессов между Гонконгом и материковым Китаем. При этом важно отметить, что неофункционализм часто описывает интеграционные процессы между государствами. Однако отношения между Гонконгом и материковым Китаем имеют характер внутригосударственных отношений, так как Гонконг юридически является частью Китая, в то же время Основной Закон дает Гонконгу право пользоваться высокой степенью автономии, разрешает гонконгцам самостоятельно управлять территорией. Учитывая вышеизложенное, будет правильным воспринимать Гонконг и материковый Китай как две единицы внутри объединенной нации.
В 2004 г. было подписано соглашение о свободной торговле CEPA, которое стало первой стадией официальной экономической интеграции Гонконга и материкового Китая и помогло ускорить процессы интеграции. CEPA состоит из основного соглашения и шести приложений. Предмет CEPA составляют торговля товарами, торговля услугами и содействие торговой и инвестиционной деятельности между Гонконгом и материковым Китаем. В шести приложениях раскрываются отдельные вопросы реализации соглашения: процедура применения нулевой ставки таможенной пошлины; правила определения мест происхождения товаров; порядок выдачи сертификатов о происхождении товаров; обязательства каждой из сторон по либерализации торговли услугами; определение поставщика услуг и условия присвоения статуса поставщика услуг; меры по содействию торговой и инвестиционной деятельности. Основные цели CEPA - это расширение доступа гонконгских компаний к сфере услуг на территории Китая, сокращение таможенных пошлин для произведенных в Гонконге товаров и увеличение количественных показателей взаимной торговли и инвестиционной деятельности.
После заключения соглашения Гонконг и Китай продолжили либерализацию торговли товарами и услугами. Соглашение неоднократно дополнялось, и к настоящему моменту заключено девять дополнительных соглашений CEPA (последнее из них было подписано в августе 2013 г.).
В процессе разработки CEPA сторонами был внимательно рассмотрен аспект взаимодополняемости экономик Гонконга и материкового Китая. Он заключается в том, что Гонконг обладает преимуществами в мобилизации капитала, разработке продуктов, дистрибуции и управлении, а материковый Китай имеет большое количество дешевых земельных и трудовых ресурсов и огромный внутренний рынок.
Для Гонконга выигрыш от CEPA является очевидным в краткосрочном периоде. CEPA дает стимул для нового цикла экономического развития Гонконга и предоставляет ему возможность вновь стать важнейшим посредником между материковым Китаем и остальным миром. В отличие от Гонконга свои преимущества от CEPA материковый Китай сможет получить в течение более длительного периода.
В соглашении CEPA можно выявить и политические интересы сторон.
Во-первых, один из основных принципов сотрудничества между Гонконгом и материковым Китаем - это реализация CEPA в соответствии с моделью «одна страна, две системы». Установлен преференциальный торговый режим между Гонконгом и материковым Китаем, между основной территорией государства и отдельной таможенной территорией государства. Усилена посредническая роль Гонконга как отправной точки для иностранных компаний к китайскому рынку.
Во-вторых, подписание CEPA активно поддерживается лидерами материкового Китая. Например, Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябао лично способствовали реализации положений CEPA и сделали его неотъемлемой частью национальной стратегии развития.
В-третьих, с экономической точки зрения выигрыш Гонконга от CEPA значительно больше, чем материкового Китая. Например, CEPA устраняет различные институциональные барьеры для развития двустороннего экономического и торгового сотрудничества и разрешает материковым китайцам индивидуально посещать Гонконг, что оказывает положительное влияние на уровень потребления в Гонконге и дает большой стимул развитию гонконгской туристической
индустрии. Однако Пекин, применяя нулевые тарифы к товарам гонконгского происхождения, ежегодно теряет до 350 млрд. юаней, которые могли быть получены в качестве налогов.
В-четвертых, CEPA подает определенный пример взаимодействия в рамках «одна страна, две системы» Тайваню. С политической точки зрения это является очень значимым для материкового Китая. Гонконг уже воспользовался преференциями по проникновению на китайский рынок, что оказало немалое давление на Тайвань в пользу обсуждения похожего соглашения: успехи CEPA вызвали у тайваньских частных компаний и политических партий желание пойти на компромисс с материковым Китаем. В 2010 г. стороны подписали соглашение о торговле и транспортных связях.
Конечная цель CEPA состоит в проведении экономической интеграции Гонконга и материкового Китая и подготовке прочной основы для политической интеграции в будущем. Соглашение учитывает интересы обеих сторон и является выгодным как для Гонконга, так и для материкового Китая.
Глобальный экономический центр постепенно перемещается в Азию, эта тенденция лишь усиливается после мирового финансового кризиса. Согласно оценке Международного валютного фонда вклад развитых экономик в мировой ВВП уменьшился с 69% в 2007 г. до 61% в 2015 г. Развивающиеся страны, особенно Китай, стали двигателем мировой экономики. К концу 1996 г. Китай установил торгово-экономические отношения более чем с 220 странами и регионами, расположенными на всех континентах мира. За 1979-1996 гг. было фактически освоено 283,94 млрд. долл. иностранного капитала, из них 174,884 млрд. составили внешние прямые инвестиции. Успехи, демонстрируемые Китаем миру, свидетельствуют об эффективности избранной им модели развития, включающей реформу экономической системы и открытую экономическую политику [9]. Экономические успехи Китая в значительной степени являются следствием эффективного сотрудничества с Гонконгом и Тайванем в рамках «Большого Китая». В результате данного процесса в Китае были созданы новые отрасли промышленности на юге страны, прежде всего, в провинциях Гуандун и Фуцзянь. Взаимодействие Гонконга и Китая в дельте реки Чжуцзян носит противоречивый характер - взаимодополнения и конкуренции. В рамках ключевой для Гонконга экономической парадигмы - политики laissez faire - перемещение промышленности в Гуандун является естественным ходом экономического развития. После завершения процесса реструктуризации экономики Гонконга его сравнительными преимуществами перед континентальным Китаем останутся финансовые и бизнес-услуги, а также туризм [10].
Гонконг всегда был и останется регионом с открытой экономикой, ведущим центром транспортных потоков, торговых операций и межкультурного взаимодействия. Фактически это связующее звено между Китаем и странами Запада. На основе конкуренции и сотрудничества с различными странами и регионами планеты Гонконг продолжает находить новые высокотехнологичные решения для бизнеса. Однако Гонконг - это еще и часть Китая, и благодаря этому региону Китай способен совершить быстрый качественный рывок в своем развитии.
Использованные источники 1. Чжао Хун. Основные предпосылки и факторы интеграции экономик Китая, Гонконга и Тайваня в единый хозяйственный комплекс: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 1998 155 с.
2. Рейтинг стран мира по уровню экономической свободы // Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom/index-of-economic-freedom-info.
3. Торговля и промышленность (2015): статистические данные для поставщиков услуг Гонконга [Электронный ресурс]. URL: http://www.tid.gov.hk/english/cepa/.
4. Соглашение между континентальным Китаем и Гонконгом на достижение основной либерализации в торговле. Торговля и промышленность и министерство торговли (2014).
5. Гонконг, торговля и таможня [Электронный ресурс]. URL: http://www.kpmg.com/cn/en/ aspac-trade-and-customs/pages/trade-customs-hong-kong.aspx.
6. Михайлова Ю. А. Мировой финансовый кризис и развитие Гонконга // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2011. № 3. С. 5-11.
7. Ли Дуо. Экономические отношения КНР с Сянганом (Гонконгом) и Тайванем (проблемы и перспективы): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 1998. 105 c.
8. Гонконг должен помочь развиваться экономике Китая быстрее [Электронный ресурс]. URL: http://chinalogist.ru/book/articles/intervyu/viktor-fang-gonkong-dolzhen-pomoch-ekonomike-kitaya-razvivatsya-bystree.
9. Тан Хайпин. Свободные экономические зоны в экономике КНР: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 1998. 173 c.
10. Коваленко В. Н. Тенденции и перспективы взаимодействия экономик Гонконга и Китая: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.14. М., 2011. 166 c.
Алиев Ариф Дардаил оглы
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» НА ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЕ
В статье представлена имитационная модель процессов функционирования «единого окна» на таможенной границе на базе «агрегатного» подхода. Предложены варианты ее использования для исследования таможенных операций в пунктах пропуска на таможенной границе, а также в качестве имитационных тренажеров в системе подготовки специалистов таможенных органов.
Ключевые слова: таможенный контроль; «единое окно»; проверка документов; таможенная граница; формализация; моделирование; управление; имитация; риск; автоматизированная система.
Таможенные операции в пунктах пропуска на таможенной границе представляют собой процесс таможенного и иных видов (фитосанитарного, ветеринарного и санитарно-карантинного) контроля товаров и транспортных средств с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства при их перемещении через таможенную границу. При таком контроле осуществляется взаимодействие таможенных и иных контролирующих органов, а также участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Для повышения качества и эффективности таможенного контроля, сокращения издержек участников ВЭД при пересечении таможенной границы в настоящее время используется прогрессивная технология «единого окна» [1].
Система «единого окна» представляет собой совокупность организованных элементов (процессов, операций), логически и алгоритмически связанных между