ГОМОСЕКСУАЛИЗМ: «ДРУГОЙ» В СЕМЬЕ И «ДРУГАЯ» СЕМЬЯ1
Бичарова Мария Михайловна, кандидат филологических наук
Астраханский государственный университет
414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E-mail: valkirija@inbox.ru
В данной статье рассматривается проблема гомосексуализма в контексте семьи, и намечаются некоторые пути ее решения. Проведен обзор основных исследований, посвященных причинам гомосексуальности и особенностям поведения сексуальных меньшинств и однополых пар. Описан характер проблем, с которыми сталкивается семья, членом которой является гомосексуал, а также трудности, встречающие однополые семьи в современном обществе.
Ключевые слова: гомосексуализм, гомосексуальность, гей, лесбиянка, сексуальные меньшинства, «другой», «иной», толерантность, семья
HOMOSEXUALISM: "THE OTHER" IN THE FAMILY AND "ANOTHER' FAMILY
Bicharova Mariya M., Ph.D. (Philology)
Astrakhan State University
20a Tatishchev St., Astrakhan, 4141056, Russia
E-mail: valkirija@inbox.ru
In the given article the problem of homosexualism in the context of family is viewed and some ways of its solving are marked. The review of principal investigations devoted to reasons of homosexuality and behavior features of sexual minorities and monosexual couples is made. The character of problems touching a family with a homosexual member and the difficulties meeting monosexual families in the modern society is described.
Keywords: homosexualism, homosexuality, gay, les, sexual minorities, "the other", "different", tolerance, family
«Половое извращение, заключающееся в противоестественном влечении к лицам своего пола», дефиниция термина «гомосексуализм», приведенная в Большой советской энциклопедии (БСЭ) в 70-х гг. прошлого столетия, сегодня считается не политкорректной, оскорбительной и противоречащей принципам равенства и толерантности. Сегодня наиболее употребим термин «гомосексуальность» как явление и «гомосексуал» как представитель такой сексуальной ориентации в противовес соответствующим «гетеросексуальность» и «гетеросексуал». Существует мнение, в том числе и самих людей, обозначаемых данными понятиями, что они не несут в себе негативную коннотацию в отличие от часто употребляемого «гомосексуалист». Уже давно ученые спорят о том, является ли это явление нормой, объясняемой медицинской наукой, или же это патология, связанная с целым рядом физиологических, психических и нервных отклонений. Невзирая на цифры статистики, говорящей, что более 96 % людей на земле являются гетеросексуалами [7, с. 31], многие называют гомосексуализм вполне естественным явлением, запрограммированным самой природой, не видят особой угрозы со стороны представителей этого меньшинства, и даже считают его неким «культурным явлением», приводя примеры из древнегреческой мифологии.
Наиболее распространенным аргументом в пользу естественности гомосексуализма является тот факт, что однополые сексуальные отношения встречаются не только у людей, но и у животных. Антрополог М. JT. Бутовская пишет: «Гомосексу-
1 Данная статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект 11-33-00395а2 «"Другой" в семье».
альное поведение - явление отнюдь не сугубо человеческое. Оно широко распространено у животных в естественной среде обитания. Гомосексуальные отношения можно часто наблюдать в группах холостяков у павианов гамадрилов, при общении молодых самцов макак резусов и зеленых мартышек, карликовых шимпанзе. Самцы покрывают друг друга, делая садки, аналогичные тем, которые направляются на самку, касаются пениса и крупа партнера. Как пишет Франс де Ваал, карликовые шимпанзе часто применяют взаимные мастурбации, чтобы снять социальное напряжение или восстановить нарушенный мир после ссоры. Гомосексуальные отношения наблюдаются также и между самками у павианов, макак и карликовых шимпанзе. Если в первых двух случаях действия напоминают садки самцов на самку и доставляют удовольствие преимущественно активной партнерше, то в случае с бонобо речь идет о взаимном трении гениталиями, явно доставляющим огромное удовольствие обеим участницам. Генитальные трения - важнейший элемент социальной жизни самок бонобо. Они способствуют снятию напряжения в моменты дележа пищи, снимают тревожность в ситуации социальной неопределенности, восстанавливают нарушенные конфликтом дружеские связи. Наконец, они помогают малознакомым самкам освоиться в новой группе, а это немаловажно, так как у бонобо самки по достижении половой зрелости переходят в другую группу» [4, с. 35]. Психиатр Марк Цукерман называет такие суждения не научными фактами, а домыслами, поскольку то, что приверженцы идеи нормальности гомосексуализма называют «гомосексуальными отношениями» в некоторых сообществах животных есть нечто иное, как ритуальная форма поведения, за которой скрывается комплекс действий, при котором один самец демонстрирует другому свое доминирующее положение в конкретной группе. «Такое поведение ученые называют социосексуальным, хотя и секса-то никакого здесь нет, говорит М. Цукерман, - одна «показуха», имитация полового акта. Потому что все совершаемые доминирующим самцом характерные движения могут быть только имитацией: настоящий половой контакт между животными одного пола просто невозможен даже по чисто физиологическим и анатомическим причинам» [17].
Актуальным среди приверженцев теории естественности гомосексуализма является исследование американского социолога Альфреда Кинси (или Кинзи), который собрал целый ряд статистических данных, опровергающих положение о гомосексуализме как патологическом свойстве личности. Ключевым выводом его исследования было утверждение, что не биологические факторы или наследственность являются определяющими в выборе сексуального партнера, а традиция, социальные запреты, возможности и даже соображения выгоды. «Males do not represent two discrete popula-tions, heterosexual and homosexual. The world is not to be divided into sheep and goats. Not all things are black ñor white. It is a fundamental of taxonomy that nature rarely deals with discrete categories. Only the human mind invents categories and tries to forcé facts into sepárate pigeon-holes. - Мужчины не представляют две дискретные популяции -гетеросексуальную и гомосексуальную. Мир не делится на агнцев и козлищ. Нельзя все делить на черное и белое. Фундаментальный принцип таксономии состоит в том, что в природе редко наблюдаются дискретные категории. Только человеческий ум стремится изобрести какие-то категории и расфасовать факты по конкретным ячейкам» [19, с. 639] (Здесь и далее перевод наш. - М.М./
Отчеты Кинси говорили о том, что однополые отношения среди американцев явление более массовое, чем можно было предполагать, так, хотя бы один гомосексуальный контакт в своей жизни имели 48 % опрошенных мужчин, причем 37 % из них испытали при этом оргазм, сопровождающийся семяизвержением. Между 16 и 55 годами несколько гомосексуальных контактов имели 25 % мужчин, а 18 % в течение, по крайней мере, трех лет имели одинаковое число гомо- и гетеросексуальных контактов. 10 % мужчин были более или менее исключительно гомосексуальны в течение, по крайней мере, трех лет между 16 и 55 годами, а 4 % были исключительно гомосексуальны на протяжении всей жизни, начиная с юности [19, с. 569-576]. Такая статистика, с одной стороны, ошеломила США, с другой, способствовала принятию
гомосексуализма как нормального явления, поскольку, согласно цифрам, так поступают многие.
Однако, как верно подмечает И. С. Кон, «статистическая распространенность ка-кого-то явления вовсе не доказывает его «правильности». В каждом обществе есть преступность, уничтожить ее невозможно. Значит ли это, что общество должно отказаться от борьбы с ней, которая только и вводит преступность в определенные рамки? В массовом сознании многие проблемы и цифры упрощались и искажались. Самым большим недоразумением было приписанное Кинзи заключение, будто каждый десятый американец - гомосексуал. На самом деле Кинзи вообще не разделял людей по этому признаку, он анализировал только их поведение, которое может быть и действительно является разным не только у разных индивидов, но и на разных этапах жизненного пути одного и того же человека. [9, с. 18-19].
Ф.М. Мондимор, критикуя Кинси за ошибки в методологии исследования и говоря что выборка респондентов не позволяет сделать исследование репрезентативным для населения США в целом, признает, что его труд «Сексуальное поведение человеческой особи мужского пола» совершил переворот в изучении однополых сексуальных отношений, и ни одно исследование гомосексуализма не обходится без обращения к нему. «К сожалению, Кинси не избежал ошибки, за которую он критиковал других, писавших о половом поведении. В стремлении снять клеймо с гомосексуальности, удалив пятно «психопатии» с людей, склонных к однополой любви, он утверждал, что выбор сексуальных партнеров был именно выбором и, конечно, не определялся индивидуальными особенностями личности. Кинси отвергал значение биологических факторов, особенно наследственности, и подчеркивал роль культуры и социализации в формировании гомосексуальной или гетеросексуальной модели «удовлетворения» [13, с. 124].
Психотерапевт Г. С. Кочарян, считающий гомосексуальное поведение девиант-ным, также считает, что результаты исследования Кинси не позволяют отнести гомосексуальность к норме. Ученый подчеркивает, что «мужская выборка А. Кинси не была ни случайной, ни репрезентативной. Поэтому можно сделать вывод, что частота выявленных им гомосексуальных контактов у мужчин, по всей видимости, значительно превышала их истинную распространенность, которая, в свою очередь, значительно больше процента лиц с гомосексуальным влечением (гомосексулов)» [10, с. 134].
Подобным образом Г. С. Кочарян критикует и результаты исследования Эвелин Хукер, целью которого было доказать, что есть гомосексуалы, которые, помимо своей сексуальной ориентации, ничем не отличаются от психически здоровых гетеросексуальных мужчин, то есть не страдают психическим расстройством на сексуальной почве. Строго говоря, критике подвергаются не столько отчеты Э. Хукер, в которых правдиво отмечены все допущения, отклонения и неточности, более того, нет претензии на репрезентативность исследования, сколько искаженную интерпретацию ее данных теми, кто поддерживает идею, что гомосексуальность следует считать нормой. Так, например, был проигнорирован факт, что отбор респондентов был не случайным, на что указывала сама Э. Хукер, в эксперименте принимали участие лишь те гомосексуалисты, которые на момент исследования считались наиболее психически устойчивыми и не демонстрировали патологической дезадаптации. «Для многих исследование Хукер фактически завершило дебаты о том, действительно ли гомосексуалы анормальны в своих отношениях друг с другом и с обществом в целом. Сегодня многие американцы приняли идею, что гомосексуализм нормален, не понимая, что такое мнение сформировалось в значительной степени под влиянием единственного исследования, проведенного Э. Хукер, которая раньше проводила лабораторные исследования на крысах» [11, с. 134].
А. Кинси и Э. Хукер, однако, были не первыми, кто подверг сомнению то, что гомосексуализм - психическое заболевание. Г.Х. Эллис, 3. Фрейд, Дж. Волфенден и другие [13; 16; 22] путем многочисленных исследований делали выводы о том, что гомосексуальность не может считаться заболеванием, поскольку является
единственным симптомом, и иногда вызывает лишь психологический дискомфорт вследствие неприятия своего «я» у людей, в остальном ничем не отличающихся от гетеросексуалов.
Современные исследования гомосексуализма сводятся не столько к характеристике его как нормы или дисфункции, сколько к выявлению причин такого явления. Изучение проблемы выделяет два основных лагеря, поддерживающих два различных подхода: эс-сенциалистский и конструктивисткий. Первый рассматривает сексуальность в качестве фундаментальной культурно индифферентной характеристики, не зависящего от социального влияния биологически данного влечения, направляемого импульсами или инстинктами [21]. Интересное объяснение в этой связи дает Брюс Джериг:
«Because of the difficulty of tracing genetic and hormonal influences, scientists in the recent past have turned to studying neurogender differentiation in the brain using indirect research of what they call "correlates." This involves the study of (1) body features overall, (2) neuropsychological features, and (3) neuroanatomical features in the brain. 17 The fundamental reasoning goes like this: If being right-handed or left-handed is not a matter of choice and the nature of one's fingerprints cannot be changed, then since homosexuality has been shown to relate to atypical characteristics in these areas, it probably also shares a biological basis. - Из-за трудности отслеживания генетических и гормональных влияний, ученые в последнее время обратились к изучению нейрогендерной дифференциации в мозге с использованием косвенных исследований, называемых «корреляты». Они включают в себя изучение (1) особенностей тела в целом, (2) нейропсихологических функций, и (3) нейроанатомических особенностей мозга. Фундаментальные рассуждения выглядят следующим образом: Если праворукость или леворукость не являются вопросом выбора, а характер чьих-либо отпечатков пальцев не может быть изменен, то очевидно, что гомосексуализм относится к атипичным проявлениям из той же области, и, вероятно, также подразумевает биологические основы» [18].
Конструктивистский подход, в противовес эссенциалистскому, изучает явление гомосексуальности, которая создана под влиянием социума и культуры. Американские социологи Дж. Гэньон и У. Саймон, авторы теории сексуального сценария, были первыми, кто предложил первую формулировку конструктивизма в сексологии. Согласно этой теории, сексуальная ориентация определяется некоторыми биологическими факторами, а эротические предпочтения вытекают из специфических стимулов и значений, предлагаемых культурой. Большинство людей в нашей культуре считают сексуальный контакт с лицом своего пола качественно отличным от контакта с лицом другого пола, категоризируют такое поведение и его носителей как нечто особенное [9, с. 95].
Основная масса исследований сводится к тому, что гомосексуальность - явление комплексное, обусловленное множеством факторов: биологических, культурных, социальных, психологических и пр. Все больше ученых склоняются к тому, чтобы принять гомосексуальность наряду с гетеросексуальностью, как одну из норм. Социолог и сексолог Игорь Кон, приводя пример с леворукостью, которая в относительно недалеком прошлом считалась болезнью и подвергалась коррекции, а в наши дни считается нормальным проявлением, не требующим лечения, пишет:
«Благодаря биомедицинским исследованиям, мы знаем сегодня о причинах и сопутствующих факторах гомосексуальности неизмеримо больше, чем десять или двадцать лет назад. Именно поэтому спор - наследственность или воспитание - ученых больше не волнует, а сформулированные в начале этой главы принципы перестали казаться верными. Коль скоро сексуальность автономна от продолжения рода, многообразие её форм - не исключение, а правило, и однополая любовь так же «нормальна», как разнополая [9, с. 74]».
Подобные заявления, нередко высказываемые авторитетными учеными и подтверждаемые множеством фактов и примеров, привели к тому, что сегодня гомосексуализм воспринимается обществом более терпимо, чем, скажем полвека назад. Большинство стран мира делаются более толерантными к людям другой сексуальной ориентации и принимающими однополые отношения между партнёрами, достигши-
ми требуемого возраста. По результатам исследования американского центра исследования общественного мнения Pew Research Center в 2007 г. наиболее толерантными к гомосексуалам оказались страны Западной и Центральной Европы: более 80 % жителей Швеции, Франции, Испании, Чехии и Германии считают, что гомосексуализм должен приниматьсмя обществом. В то же время наименее терпимыми к «третьему полу» оказались так называемые развивающиеся страны: менее 9 % жителей некоторых стран Африки (Танзания, Кения, Уганда, Сенегал, Эфиопия, Кения, Мали) и Ближнего Востока (Палестина, Кувейт, Иордания, Египет) готовы мириться с гомосексуализмом. В США и странах Латинской Америки людей, толерантно относящихся к гомосексуализму, более половины, чего нельзя сказать о России, где готовы принять людей с нетрадиционной ориентацией всего 20 % жителей [20]. Следует отметить, что с 2007 г. наблюдается тенденция к возрастанию этих цифр, так в начале 2011 г. уже 53 % американцев не только толерантны к гомосексуальности, но и выступают в поддержку однополых браков [3]. Наша страна, напротив, показывает тенденцию к распространению гомофобии. Так, исследования Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центр) 2010 г. показали, что лишь 15 % российских респондентов ответили, что гомосексуальность является равноправной наряду с традиционной сексуальной ориентацией, 39 % считают, что их надо принудительно лечить или иначе изолировать от общества, 4 % высказывают мнение о том, что лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией необходимо ликвидировать [5]. «Гомофобия в российском обществе чаще всего встречается среди мужчин, респондентов старшего возраста (старше 55 лет), со средним образованием, низким уровнем дохода. <...> Толерантность к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации и понимание их проблем проявляют больше женщины, молодые россияне (18-39 лет), более образованные и состоятельные респонденты. <... > Чаще других считают гомосексуальность болезнью, требующей врачебного вмешательства, и что гомосексуалов следует изолировать от общества, респонденты старше 40 лет, лица с образованием средним и ниже среднего, низким уровнем доходов и жители сёл - то есть категории граждан, сохраняющие инерцию советского мышления» [5].
Гомосексуалисты, представленные в современном обществе в значительном меньшинстве, часто подвергаются дискриминации, которая сегодня хоть и не так широко распространена, как в прошлом, но все-таки имеет место. Обнародование результатов исследований, уже упомянутых выше, подтверждающих «нормальность» гомосексуализма, а также распространение многочисленных движений и организаций, борющихся за равноправие сексуальных меньшинств во всех сферах общественной жизни, повлияло на формирование толерантного отношения к людям нетрадиционной ориентации. Несмотря на это, гомосексуалы часто становятся объектом предрассудков и дискриминаций. Это может быть открытое выражение отвращения и ненависти к геям и лесбиянкам, к примеру, использование унизительных кличек, отказ в отношении к ним как к равным и даже физическое насилие по отношению к сексуальным меньшинствам. Очевидно, что многих людей обычной сексуальной ориентации может раздражать демонстрация гомосексуалами своей «нетипичности», которая может проявляться в стиле одежды, поведении, например, проявлении жеманства геями, вплоть до так называемого каминг-аута, выхода гомосексуалистов «в свет», публичного открытия своей сексуальной ориентации обществу и проведении гей-парадов. Еще большее возмущение общественности вызывают различные пропагандистские действия гомосексуалов, в которых геи и лесбиянки не только призывают принять их такими, какие они есть, но и стать одним из них. «Активная пропаганда в средствах массовой информации, когда однополые «влюбленные парочки» подаются как образец моды и изыска, делает свое грязное дело: число «поклонников» этого порока растет год от года» [17].
Зачастую причиной острого неприятия гомосексуальности являются многочисленные предрассудки и мифы, которыми окружено сообщество людей нетрадиционной ориентации. Так, одним из самых распространенных суждений является причис-
ление гомосексуалов к извращенцам и педофилам. Для многих родителей факт гомосексуальности их сына или дочери звучит как приговор, и первая мысль, которая приходит им в голову, это то, что некий гей-педофил насильно мог соблазнить, «испортить» их ребенка, вследствие чего его психика нарушилась, и он стал таким же. Несмотря на множество опровержений, до сих пор многие считают гомосексуализм серьезным психическим заболеванием, сексуальным отклонением, своеобразным вирусом, от которого необходимо искать противоядие. Конечно, гомосексуализм нельзя считать предметом гордости, но уже давно доказано, что это одна из разновидностей сексуальной ориентации, некий вариант полового развития. Кроме того, нельзя путать гомосексуализм с педофилией, которая преследуется по закону и связана с ущемлением прав детей. Не существует связи между педофилией и сексуальной ориентацией, поскольку педофил может использовать как мальчика, так и девочку, причем, многие из них даже не могут определиться со своей ориентацией. Кроме того, педофилами становятся те, кто не способен строить отношения с взрослыми людьми, поэтому выбирают менее защищенных, неспособных о себе позаботиться, в частности детей.
Страх перед гомосексуальностью подогревается также предположением, что нетрадиционную ориентацию приобретают под влиянием различных факторов, например, в определенных кругах общества или путем просмотра гомосексуальных сцен в фильмах. Более того, многие думают, что это сознательный выбор гомосексуала. На самом деле известно, что ни один из внешних факторов не может повлиять на смену сексуальной ориентации. Невозможно «захотеть» стать геем или лесбиянкой, если изначально в человеке не заложено сексуальное влечение к своему полу. Такие наклонности можно лишь открыть в себе, или всю жизнь подавлять подобные желания в связи с гомофобными притеснениями гомосексуалистов. Однако этот факт все же не избавляет некоторых гетеросексуальных мужчин от страха перед геями, которые, как они предполагают, представляют для них большую угрозу. Этот страх, называемый гомофобией, заставляет думать, что геи ставят своей целью соблазнить гетеросексуальных мужчин, чтобы пополнить свои ряды. Незнание и нехватка объективной информации заставляет гетеросексуалов противопоставлять себя гомосексуальным людям, как «хороших» - «плохим». Зачастую гомофобами становятся те, кто не уверен в собственной сексуальной ориентации. Это, как правило, происходит несознательно. Такие люди особенно не толерантны к гомосексуалам, так как испытывают потребность осуждать то, что в них самих кажется ужасным и отторгающим, пытаясь, таким образом, защититься от собственных гомосексуальных желаний. Публичное осуждение гомосексуальности - самый распространенный способ отвлечь от себя подозрения в своей нетрадиционной ориентации.
Еще один фактор, вызывающий страх перед гомосесуалами связан с распространенным мнением о том, что среди геев и лесбиянок больше всего сумасшедших, самоубийц, невротиков, а также алкоголиков и наркоманов. Однако Всемирной организацией здравоохранения в 1991 г. было заключено, что гомосексуальность ни связана ни с какими физическими и психическими отклонениями, ни порождает их [1].
Итак, вечный конфликт и взаимное непонимание гетеро- и гомосексуалов вполне понятен, поскольку для подавляющего большинства так называемых «натуралов» нетрадиционная сексуальная ориентация никак не может стать нормой, проявлением обычного поведения человека, даже если это и обосновано некоторыми учеными, потому что это «другое». Человек с детства воспитывается в, так сказать, «гетеросексуальной» среде. С малых лет мы понимаем отличие между девочкой и мальчиком, в подростковом возрасте знаем, что мужчину должна привлекать женщина, а женщину -мужчина, далее мы осознаем, что между мужчиной и женщиной строятся отношения с целью создания семьи и рождения ребенка - новой жизни, нового человека. Так заведено, таков порядок в природе не только в мире людей, но и в мире животных. Если вдруг этот сценарий меняется, по какой-то причине что-то идет не так, и, к примеру, мальчик-подросток вдруг начинает интересоваться совсем не тем, чем ему
положено, он перестает быть «таким как все». Прежде всего, с этой непохожестью сталкиваются члены семьи, и родной человек сразу становится «другим», «чужим», причем это происходит как в семье, где он был рожден, в отношениях с матерью, отцом, братьями или сестрами, так и в семье, которую он создал, если не решился раскрыть свою сексуальную ориентацию, а захотел скрыть факт своей гомосексуальности.
Несомненно, что впервые с этой проблемой приходится столкнуться ребенку и его родителям. С одной стороны, традиционная семья может и не предполагать, что в ней растет сын-гей или дочь-лесбиянка., с другой - кажется, порой, родители, сами того не осознавая, способствую тому, чтобы ребенок быстрее раскрыл в себе нетрадиционную сексуальную ориентацию. Одним из наиболее распространенных стереотипов о причинах возникновения гомосексуальности у несформировавшейся личности является теория о том, что наибольшая вероятность смены ориентации возникает в неполной семье: якобы мальчик, живущий с одной матерью, не видит образца мужчины и становится более женственным. Однако научно эта гипотеза не подтверждена [8]. И все же нельзя полностью отрицать фактор семейного воспитания, так как именно в семье раскрываются или остаются тайными гомосексуальные желания ребенка. В патриархальной консервативной семье подросток может так и не осознать свою гомосексуальность, жениться, завести детей, но в семье у него не будет благополучия и без вмешательства специалиста, возможно, будет не обойтись. В этих случаях вероятно так называемое осознание гомосексуальности в зрелом возрасте. В таких случаях часто говорят: «Он вдруг ни с того, ни с сего стал гомосексуалом». Однако научно доказано, что «стать» гомосексуалом невозможно, если это не заложено природой, это может только проявиться и далее осознаваться.
Осознание своей сексуальности у подмостков происходит в разное время и различными способами. В ранние периоды развития гомосексуальный ребенок вряд ли будет осознавать свое отличие от других детей, однако бывает, что и на таком этапе у них возникают определенные формы поведения, вызывающие неприятие со стороны сверстников и взрослых. Понимание гомосексуальным ребенком того, что его ориентация отличается от традиционной может происходить постепенно, например, если в определенный период обнаруживается отсутствие интереса к противоположному полу, он задается вопросом, «а не гомосексуал ли я?» Бывает, что это может появиться как озарение, в какой-нибудь необычной ситуации или во время конфликта. Обнаруживая в себе отклонения в сексуальном развитии, ребенок, прежде всего, сталкивается с проблемой недостатка информации о том, что с ним происходит. Скудные и разрозненные сведения в малочисленной научной литературе и средствах массовой информации говорят о гомосексуализме как отклонении от нормы, болезни, извращении. Кроме того, газетные публикации и страницы Интернета пестрят историями, где геи и лесбиянки представлены либо как безвольные, неудовлетворенные жизнью социопаты, либо как легкомысленные и ветреные прожигатели жизни, склонные к алкоголизму, наркомании и беспорядочным сексуальным связям. Получив такие сведения, ребенок приходит в ужас, понимая, что он относится к числу таких людей и неудивительно, что в будущем ему видится полная изоляция от общества, одиночество и страдание от собственных наклонностей, которые делают его аномальным по сравнению с другими людьми гетеросексуальной ориентации. Более того, подросток испытывает опосредованное давление со стороны ровесников, родителей, учителей, требующих от него соответствие традиционным гетеросексуальным нормам. В итоге, не вполне сформировавшийся ни в личностном, ни в сексуальном плане человек предстает перед дилеммой: либо раскрыть свою ориентацию и быть готовым испытывать на себе косые взгляды нормальных людей и терпеть их неприязнь, либо скрыть свой гомосексуализм, прибегнув к гетеросексуальным отношениям, что только усилит его чувство собственного отличия. Понятно, что и в том, и в другом случае гомосексуал столкнется со множеством проблем.
Маловероятно, что раскрытие своей гомосексуальности подростком вызовет у родителей положительную реакцию. Далеко не всегда это происходит по осознанно-
му желанию ребенка. Родители могут узнать о гомосексуальных интересах своего чада из писем, личного дневника, журналов и литературы, которыми он интересуется. Вслед за таким открытием, как правило, следует скандал. Недостаток родительского понимания, а также скрытое в глубине души чувство возможной ответственности за то, что ребенок стал гомосексуалом только подливают масло в огонь и становятся причиной непонимания между ребенком и родителями. Родители современных подростков, воспитанные в условиях полного игнорирования гомосексуальности, скорее всего, никогда не встречали людей, открыто демонстрирующих свою сексуальную ориентацию и, возможно, владеют лишь негативной информацией относительно этого вопроса. Общественное отторжение гомосексуальности и отсутствие позитивного подхода к изучению этого вопроса вызывают у родителей опасения и, возможно, вполне обоснованные страхи за благополучие ребенка, а также за его отношения с внешним миром. Все это неизбежно сказывается на взаимоотношениях в семье.
Скандал, разразившийся вследствие раскрытия «страшной тайны» подростка, приводит к подрыву доверия между ним и его родителями. Если гомосексуальность ребенка была обнаружена родителями в процессе их «вторжения в его личное пространство», неизбежны лживые и неконструктивные отношения в семье. Родители, в свою очередь, полагая, что у ребенка психическое расстройство, предпринимают попытки его «излечить», отводят сына или дочь к психологу, психиатру, в церковь, надеясь избавиться от этого недуга. Естественной реакцией ребенка на это - сопротивление и неподчинение, что может привести к полному прекращению контакта между ребенком и родителями вплоть до изгнания из дома. Отсутствие поддержки со стороны семьи приводит к тому, что подросток начинает искать поддержки в среде сверстников. Не находя понимания среди ровесников, являющихся в своем большинстве гетеросексуальными, гомосексуалы подвергаются гонениям и становятся «чужими» в обществе и отвергнутыми семьей. Утешением становятся алкоголь и наркотики, а горьким итогом - попытка самоубийства.
«Многочисленные исследования суицидального поведения гомосексуальных подростков показывают, что они совершают такие попытки значительно чаще своих гетеросексуальных сверстников. От 20 до 35 % американских юношей-геев совершают попытки самоубийства, это гораздо больше, чем в любой другой социально-возрастной группе. В бывшей ГДР 36 % опрошенных гомосексуалов сказали, что думали о самоубийстве, а 13 % пытались его осуществить. По данным клинических исследований, риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано открыто обнаруживают свою гомосексуальность, 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям, 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков и 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих» [8, с. 404].
Чтобы избежать подобных страшных последствий некоторые родители стараются создать иллюзию, будто они смирились и приняли гомосексуальность своего ребенка, с условием, что в их семье никогда не будет обсуждаться этот вопрос. Однако это не становится полным решением проблемы, поскольку напряженность в семье все равно сохраняется. Иногда, услышав от ребенка, что он гомосексуалист, родители просто не желают верить во всю серьезность их заявления. Не интересовавшись ранее вопросами, связанными с гомосексуальностью, родители просто не верят в существование такого рода ориентации и считают, что ребенку просто «заморочили голову» другие люди, которые «испортили» их сына или дочь.
Особенно тяжело факт гомосексуальности ребенка воспринимается отцом в отношениях с сыном с нетрадиционной ориентации. Как известно, мужчины более подвержены гомофобии, поэтому для любого нормального отца будет ударом известие о том, что его ребенок - гей. Часто это приводит не просто к неприятию и молчаливому конфликту, а к открытой вражде, ссорам, скандалам и физическому насилию.
Отец, не готовый принять своего ребенка «другим», вымещает но нем свою злость в бессилии что-либо изменить, обвиняет мать, родных и ближайшее окружение.
Пытаясь избежать подобных конфликтов, ребенок часто утаивает от родителей то, что его сексуальное развитие происходит по-иному. Известно, что многие подростки-геи намеренно скрывают свою сексуальную ориентацию, делают вид, что интересуются противоположным полом, строят с ним фальшивые отношения, стараясь ничем не выдать свою инаковость. Убеждая себя в том, что создание семьи - правильный шаг, гомосексуал накладывает непосильную ношу не только на себя, но и на супруга, поскольку ложь и недопонимание создают дискомфорт и недопонимание в семье, которая впоследствии рушится. Более того, результатом этого фарса становится полное одиночество гомосексуала, а в итоге - глубокая депрессия, выйти из которой практически невозможно, если нет поддержки со стороны близких людей.
Взрослая жизнь гомосексуалиста не значительно отличается по своей трагичности от подросткового периода. Перед ним снова встает нелегкий выбор: создавать семью с представителем противоположного пола и строить свою жизнь по заложенному традицией сценарию с плачевным исходом, о котором было сказано выше, либо вопреки нормам вступить в однополые отношения и бороться за свое счастье. Нужно отметить, что и в последнем случае, гомосексуалист сталкивается с теми проблемами, от которых гетеросексуал весьма далек.
Дело в том, что для гея или лесбиянки такие обычные для любого человека вещи, как знакомство, свидание, ухаживание, предложение руки и сердца, это очень трудный и мучительный процесс. У гомосексуала нет образца, которому он мог бы следовать при выполнении этих действий, нет того, кто мог бы объяснить ему, как строить отношения с представителем своего пола. Ему сложно вести себя с понравившимся человеком, обнаружить свои чувства, боясь, что его не правильно поймут, отвергнут или воспримут как оскорбление. Это заставляет гомосексуала вести постоянный и мучительный самоконтроль, что порождает дополнительную робость и застенчивость. Тем не менее, если однополый союз создается, он довольно устойчив.
Понятно, что, говоря о гомосексуалах, проживающих вместе и ведущих совместный быт, не совсем уместно использовать термин «семья», особенно в российском контексте, однако длительно существующие и выполняющие ряд определенных функций однополые партнерства соответствуют понятию «семья» [16, с. 59]. Это объясняется тем, что в гомосексуальной семье возможно осуществление основных функций традиционной семьи, таких как хозяйственно-бытовая, эмоциональная, экономическая, воспитательная и даже репродуктивная. Выявляемые же отличия от гетеросексуальных семей в социально-статусной сфере и сфере первичного социального контроля «обусловлены социо-культурными характеристиками современного общества» [12, с. 31].
С одной стороны, гомосексуальные пары сталкиваются с большим количеством проблем, которые незнакомы обычным семьям, с другой, в силу отсутствия тендерных стереотипов, применимых в обычной супружеской паре, избегают многих бытовых сложностей. Так, в однополой паре не применимы тендерные нормы и ожидания, типичные для мужа и жены, поскольку, например, двое мужчин заведомо не могут следовать образцу своих отца или матери, как это делают многие молодые супруги. В связи с этим распределение домашних обязанностей, которые вызывают так много ссор и разногласий в семье, происходит с учетом индивидуальных особенностей обеих сторон: каждый делает то, что он лучше всего умеет, или что ему больше всего нравится, а если никому ничего не хочется, то на основе разумного компромисса [8, с. 428].
Отсутствие проблем бытового характера во многом способствует комфорту в эмоциональной сфере отношений, в которой гомосексуальная пара называет себя семьей. Однако внутреннее благополучие однополого союза не умаляет трудностей, с которыми сталкивается гомосексуальная пара в отношениях с внешним миром. Ген-дерно-нейтральный брак сегодня не вписывается в идеальную картину семьи, которая сложилась в сознании большинства представителей современного общества, от-
сюда отсутствие толерантности и агрессия по отношению к однополым союзам. Общеизвестно отношение к гомосексуальным бракам в нашей стране, где закон гласит вполне однозначно: брак - это союз мужчины и женщины. Российское общество не готово видеть норму там, где в большинстве своем привыкло видеть извращение. Россияне приходят в ужас, читая о том, как на Западе все чаще и громче раздаются требования о выводе из обихода таких слов как «муж», «жена», «отец», «мать» и о замене их бесполыми «супругами» и «родителями» с порядковыми номерами [14].
Общество с трудом уживается рядом с гомосексуальными парами. Известны случаи, когда, узнав о том, то по соседству живет пара геев или лесбиянок, люди начинают травлю, преследуют их, оскорбляют, унижают. Это чаще всего приводит к разрыву отношений. Таким образом, внешний фактор играет гораздо более значимую роль в совместной жизни гомосксуалов, нежели в семейной жизни обычных людей. Такому отношению способствуют все те же отрицательные стереотипы, сложившиеся в отношении однополых браков. Основное опасение общества, связанное с однополыми браками, касается предполагаемой угрозы институту семьи и брака. Также считается, что однополые семьи, воспитывающие ребенка, по сути, воспитывают психически нездоровую личность. Научного подтверждения нет ни тому факту, что все гомосексуальные пары хотят в принципе иметь детей, ни тому, что в результате воспитания в такой семье обязательно вырастет гомосексуал. Вот как на эту тему рассуждает И. Кон:
«К сожалению, стиль и результаты воспитания детей в однополых семьях исследованы недостаточно, а сам проблема крайне политизирована. Противники однополых браков убеждены, что гомосексуальные родители не способны воспитать нормальных детей, тогда как их сторонники утверждают, что между однополыми и разнополыми семьями существенной разницы нет. Мета-анализ исследований этой темы рисует более сложную картину.
Какой-либо социальной или психологической «неполноценности» детей, воспитанных однополыми парами, ученые не обнаружили (это выяснялось путем интервьюирования детей, родителей и учителей, тестирования и включенного наблюдения). Сыновья и дочери геев и лесбиянок не являются более тревожными, неуверенными в себе, склонными к депрессии и другим эмоциональным расстройствам, чем дети, воспитанные гетеросексуальными родителями. Не передается им и сексуальная ориентация родителей. Большинство детей гомосексуальных отцов вырастают гетеросексуальными, причем продолжительность общения отца с ребенком (в случае развода) на сексуальность ребенка не влияет. Особого стиля «гомосексуального роди-тельства» ученые также не обнаружили» [8, с. 429].
Итак, очевидно, что в течение всей жизни представители сексуальных меньшинств подвергаются гонениям со стороны общества, что делает их жизнь более сложной. Возможно, именно это вынуждает гомосексуалов объединяться в сообщества, чтобы бороться за равноправное отношение к ним. Представители сексуальных меньшинств регулярно декларируют свое намерение бороться за право на массовые мероприятия, за право на вступление в однополые браки, за право усыновлять детей и другие права, которые они полагают неотъемлемыми правами человека. Проблему нельзя недооценивать, потому что она способна раскалить и расколоть общество со всеми вытекающими конфронтационными последствиями. Люди в нашей стране довольно болезненно и весьма агрессивно реагируют на так называемые гей-парады. В обсуждение вопроса о гомосексуальных браках активно включается Церковь, чья позиция однозначна и категорична во всем мире: единичные случаи освящения гомосексуальных браков моментально становятся сенсациями мирового масштаба [14].
Взаимное неприятие и непонимание между сексуальными меньшинствами и «натуралами» все больше разрастается, несмотря на появление многочисленных данных о том, что серьезной угрозы для общества гомосексуалисты не представляют, и причины этого вполне понятны. Однако, если не пытаться найти компромисс, не стремиться устранить конфликт, последствия могут быть плачевны для обеих сторон.
Несомненно, невозможно средствами массовой информации или публикациями научных трудов вложить в умы обывателей новые стереотипы, представляющие гомо-сексуалов с положительной стороны, и сложно избавить общество от гомофобии, которая воспитывалась с малых лет в течение десятилетий, но бездействие не станет наилучшим решением проблемы. Как любой человек, столкнувшись с трудностями, обращается за помощью к самым близким и родным людям, так и в решении этой проблемы, следует обратиться, на наш взгляд, прежде всего к семье.
Семья - это люди, которые всегда поймут и примут, что бы не случилось. В ситуации, когда один из членов семьи вдруг раскрывает свою гомосексуальность, очень важно, чтобы семья не отвернулась от него, а приняла это и сделала все возможное, чтобы их близкий человек не только не чувствовал себя «другим» в семье, но и смог бы адаптироваться в обществе. Для этого членам семьи необходимо приложить определенные усилия, чтобы самим принять факт гомосексуальности своего близкого. Прежде всего, следует понять, что как человек не выбирает свой пол, цвет кожи или цвет глаз, так и гомосексуальным он рождается, а не становится. Даже для очень продвинутых и информированных о секс-меньшинствах родителей, новость о гомосексуальности их ребенка повергает их в шок, с которым трудно справиться сразу. Нужно помнить, что со временем, с получением большего количества объективных сведений, шок будет уходить, и станет очевидно, что очень многие предрассудки и негативные стереотипы не имеют реальных оснований. Более того, следует понимать, что ребенок, в свою очередь, тот же шок испытывал постепенно и последовательно в течение нескольких лет в процессе своего развития и взросления. Как и во всех сложных семейных ситуациях, ему нужно дать понять словами или поступками, что, не зависимо от того, что они узнали о своем ребенке, родные все равно любят его таким, какой он есть.
Не стоит отмалчиваться и игнорировать тему гомосексуальности. «Геи и лесбиянки обычно говорят, что им было бы гораздо проще расти, если бы их мамы и папы говорили им что-то вроде этого:«Я как-то подумал(а), что ты лесбиянка/гей. Если это так, то я хочу, чтобы ты знала/знал, что это никак не повлияет на ту любовь, которую я испытываю к тебе, как к своему ребенку. Мне нужно найти больше информации о гомосексуальности, чтобы я знал(а), как лучше всего помочь тебе быть счастливым. Лесбиянка/гей ты или нет, я люблю тебя и, если это поможет, давай поговорим об этом». [6]. Еще одной распространенной ошибкой родителей является поиск вины в себе. Вместо того, чтобы попытаться принять в ребенке то, о чем они ранее не знали, они начинают винить себя, таким образом, наказывая себя таким своеобразным самоистязанием. Задавая себе вопросы: «В чем моя ошибка? Где я был не прав?», родители мучают не только себя, но и своих детей. «Гомосексуальность становится проблемой только в том случае, если считать гомосексуальность «проблемой». Родители все делают правильно. Они не делают и не могут сделать ничего такого, что сделало бы их ребенка гомосексуальным» [6].
Любой человек - носитель определенного набора стереотипов, установок и предубеждений, что является следствием социализации в конкретном обществе с определенным набором правил. Феномен гомосексуальности, который в нашей стране совсем недавно был исключен из числа патологий, отклонений от нормы, требующих излечения, еще не может восприниматься обществом как нечто должное и само собой разумеющееся. Это создает ряд проблем, связанных с отсутствием толерантности к геям и лесбиянкам со стороны общества и постоянной борьбой сексуальных меньшинств за свои права. Неудивительно, что родители и родственники гомосексуала, узнав об ориентации своего родного человека, опираясь на представления, порой отвлеченные от реальности, испытывают страх, тревогу, беспокойство и другие негативные эмоции по отношению к тому, о чем они узнали. «Такой страх доминирует в общественном сознании и скрыто предписывается всем членам общества. Главное, что стоит понять, - этот страх на самом деле социально обусловленный, а вовсе не врожденный. Всем нам в процессе социализации «объяснили», что мы должны его
испытывать. Таким же образом, вырабатывая определенную социальную политику и корректируя процесс социализации, можно сформировать у людей страх рыжеволосых женщин (как это было в Европе во времена инквизиции), левшей или других представителей человечества, обладающих отдельно взятой характеристикой» [15, с. 17]. Однако достаточно осознать, что на формирование тех или иных убеждений влияет не столько сам человек, сколько обрывочная информация, взятая из печати, Интернета, сенсационных новостей и телевизионных шоу, возможно пересмотреть и сформировать более объективную систему представлений об интересующем вопросе. Достоверная непредвзятая информация поможет избавиться от иррациональных страхов и поспособствует формированию более толерантного отношения к гомосексуалам и однополым парам, что в свою очередь, скажется на сглаживании конфликтов между представителями обычной и нетрадиционной сексуальной ориентации.
Список литературы
1. 10 мифов о гомосексуализме. - Режим доступа: http://springtime-lesbi.narod.ru/mify.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 22.04.2013).
2. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1976-1978.
3. Большинство американцев нормально относятся к гомосексуальности // GayRussia.Ru. - 2011. - Режим доступа: http://www.gayrussia.eu/world/1633/, свободный. -Заглавие с экрана. -Яз. рус. (дата обращения: 22.04.2013).
4. Бутовская М. JL Гомосексуализм в эволюционной перспективе / М. JL Бутовская // Химия и жизнь. - 2010. - № 7. - С. 34^10. - (Наука сегодня).
5. Гомосексуальность в российском общественном мнении // Левада-центр: Аналитический центр Юрия Левады, 2010. - Режим доступа: http://old.levada.ru/press/2010080602.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.04.2013).
6. Каминаут: Руководство для семей и друзей гомосексуалов / пер. с англ. Е. Агафонова //FFPAG Организация Семей и Друзей Лесбиянок и Геев, 2006. - Режим доступа: http://lesboss.ru/articles/37520/0/Eaieiaoo-Doeiaianoai-aey-naiae-e-adocae-
aiiinaenoaeia/NodaieoaO.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 20.04.2013); http://www.webcitation.org/65BUQorii, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
7. Клещенко Е. Одна из трех норм / Е. Клещенко // Химия и жизнь. - 2010. - № 7. -С. 28-34.
8. Кон И. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре / И. Кон. - М. : ACT; Олимп, 2003.-496 с.
9. Кон И. С. Любовь небесного цвета / И. С. Кон. - М. : Продолжение Жизни, 2001. -
384 с.
10. Кочарян Г. С. Гомосексуальность: исследование Альфреда Кинси / Г. С. Кочарян // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - № 2 (22). - С. 131-134.
11. Кочарян Г. С. Гомосексуальность: исследование Эвелин Хукер и его оценка / Г. С. Кочарян // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2009. - № 3 (23). - С. 125-139.
12. Куприянова И. С. Однополые семьи в современном обществе: проблемы нормализации / И. С. Куприянова // Проблема нормы и патологии: современные дискурсивные практики. - Саратов : СГМУ, 2002. - С. 28-32.
13. Мондимор Ф. М. Гомосексуальность. Естественная история / Ф. М. Мондимор ; пер. с англ. Е. Володиной. - Екатеринбург : У-Фактория, 2002. - 333 с.
14. Однополые браки. - Режим доступа: // zhiznvmeste.ru, 2012. URL: http://zhiznvmeste.ru/odnopolyie-brakiA свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 22.04.2013)
15. Сабунаева М. Л. Гомосексуалы на приеме у врача: Психологические рекомендации по взаимодействию с пациентами / М. Л. Сабунаева. - СПб : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. - 32 с.
16. Сабунаева М. Л. Однополые семьи как феномен психологического познания / М. Л. Сабунаева // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. - СПб : ИПП, 2010. - Вып. 4. - С. 58-63.
17. Цукерман М. Гомосексуализм - болезнь, распространяемая СМИ (Ч. 1) / М. Цукерман // Realisti.ru. - Режим доступа:
http://www.realisti.ru/main/homosexualism/gomoseksualizm-bolezn-smi.htm, свободный. -Заглавие с экрана. -Яз. рус. (дата обращения: 20.04.2013)
18. Gerig В. L. Born Gay? / В. L. Gerig // Homosexuality and the Bible, 2004. - Режим доступа: http://epistle.us/hbarticles/borngayl.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 21.04.2013)
19. Kinsey А. С. Sexual Behavior in the Human Male / A. C. Kinsey, B. P.Wardell, E. M. Clyde. - Philadelphia : W. B. Saunders, 1948. - 804 p.
20. Pew Global Attitudes Project. - 2007. - Режим доступа: http://pewglobal.org/files/pdf/258.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения 21.04.2013)
21. Raley К. N. Essencialist Beliefs About Homosexuality: Structure and Implications for Prejudice - a Replication of Haslam and Levy / K. N. Raley // Thesis Abstract. - Auburn, Alabama, 2008.
22. Report of the Committee on Homosexual Offences and Prostitution // Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department and the Secretary of State for Scotland. - London, 1957. - Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/398837/Wolfenden-report, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус. (дата обращения: 21.04.2013)
References
1. 10 mifov о gomoseksualizme. - Rezhim dostupa: http://springtime-lesbi.narod.ru/mify.html, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 22.04.2013).
2. Bolshaya sovetskaya entsiklopediya : v 30 t. / gl. red. A. M. Prokhorov. - 3-е izd. - M. : Sovetskaya entsiklopediya, 1976-1978.
3. Bolshinstvo amerikantsev normalno otnosyatsya k gomoseksualnosti
// GayRussia.Ru. - 2011. - Rezhim dostupa: http://www.gayrussia.eu/world/1633/, svobodnyy.
- Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 22.04.2013).
4. Butovskaya M. L. Gomoseksualizm v evolyutsionnoy perspektive / M. L. Butovskaya
// Khimiya i zhizn. - 2010. - № 7. - S. 34^0. - (Nauka segodnya).
5. Gomoseksualnost v rossiyskom obshchestvennom mnenii // Levada-tsentr: Analiticheskiy tsentr Yuriya Levady, 2010. - Rezhim dostupa: http://old.levada.ru/press/2010080602.html, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 20.04.2013).
6. Kaminaut: Rukovodstvo dlya semey i druzey gomoseksualov / per. s angl. Ye. Agafonova // FFLAG Organizatsiya Semey i Druzey Lesbiyanok i Geev, 2006. - Rezhim dostupa: http://lesboss.ru/articles/37520/0/Eaieiaoo-Doeiaianoai-aey-naiae-e-adocae-
aiiinaenoaeia/NodaieoaO.html, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 20.04.2013); http://www.webcitation.org/65BUQoLli, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus.
7. Kleshchenko Ye. Odna iz trekh norm / Ye. Kleshchenko // Khimiya i zhizn. - 2010. - № 7.
- S. 28-34.
8. Коп I. Liki i maski odnopoloy lyubvi. Lunnyy svet na zare / I. Kon. - M. : ACT; Olimp, 2003.-496 s.
9. Kon I. S. Lyubov nebesnogo tsveta /1. S. Kon. - M. : Prodolzhenie Zhizni, 2001. - 384 s.
10. Kocharyan G. S. Gomoseksualnost: issledovanie Alfreda Kinsi / G. S. Kocharyan // Zhurnal psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii. - 2009. - № 2 (22). - S. 131-134.
11. Kocharyan G. S. Gomoseksualnost: issledovanie Evelin Khuker i ego otsenka / G. S. Kocharyan // Zhurnal psikhiatrii i meditsinskoy psikhologii. - 2009. - № 3 (23). - S. 125-139.
12. Kupriyanova I. S. Odnopolye semi v sovremennom obshchestve: problemy normalizatsii / I. S. Kupriyanova // Problema normy i patologii: sovremennye diskursivnye praktiki. - Saratov : SGMU, 2002. - S. 28-32.
13. Mondimor F. M. Gomoseksualnost. Yestestvennaya istoriya / F. M. Mondimor ; per. s angl. Ye. Volodinoy. - Yekaterinburg : U-Faktoriya, 2002. - 333 s.
14. Odnopolye braki. - Rezhim dostupa: // zhiznvmeste.ru, 2012. URL: http://zhiznvmeste.ru/odnopolyie-braki/, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 22.04.2013)
15. Sabunaeva M. L. Gomoseksualy na prieme u vracha: Psikhologicheskie rekomendatsii po vzaimodeystviyu s patsientami / M. L. Sabunaeva. - SPb : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2009. -32 s.
16. Sabunaeva M. L. Odnopolye semi kak fenomen psikhologicheskogo poznaniya / M. L. Sabunaeva // Sovremennye problemy psikhologii semi: fenomeny, metody, kontseptsii. - SPb : IPP, 2010.-Vyp. 4.-S. 58-63.
17. Tsukerman M. Gomoseksualizm - bolezn, rasprostranyaemaya SMI (Ch. 1) / M. Tsukerman // Realisti.ru. - Rezhim dostupa: http://www.realisti.ru/main/homosexualism/gomoseksualizm-bolezn-smi.htm, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 20.04.2013)
18. Gerig B. L. Born Gay? / B. L. Gerig // Homosexuality and the Bible, 2004. - Rezhim dostupa: http://epistle.us/hbarticles/borngayl .html, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 21.04.2013)
19. Kinsey A. C. Sexual Behavior in the Human Male / A. C. Kinsey, B. P.Wardell, E. M. Clyde. - Philadelphia : W. B. Saunders, 1948. - 804 p.
20. Pew Global Attitudes Project. - 2007. - Rezhim dostupa: http://pewglobal.org/files/pdf/258.pdf, svobodnyy. - Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya 21.04.2013)
21. Raley K. N. Essencialist Beliefs About Homosexuality: Structure and Implications for Prejudice - a Replication of Haslam and Levy / K. N. Raley // Thesis Abstract. - Auburn, Alabama, 2008.
22. Report of the Committee on Homosexual Offences and Prostitution // Presented to Parliament by the Secretary of State for the Home Department and the Secretary of State for Scotland. -London, 1957. - Rezhim dostupa: http://ru.scribd.com/doc/398837/Wolfenden-report, svobodnyy. -Zaglavie s ekrana. - Yaz. rus. (data obrashcheniya: 21.04.2013)