В.В. Солодников, А.М. Чканикова ДЕТИ В ОДНОПОЛЫХ СЕМЬЯХ
Наиболее очевидным критерием, не позволяющим многим социологам считать однополый союз семьей, является невозможность рождения детей (реализации репродуктивной функции). Тем не менее имеется несколько возможных сценариев, когда в таких союзах все же воспитываются дети. Речь идет о следующих случаях:
— ребенок был рожден в предыдущем гетеросексуальном браке одного из партнеров и ныне воспитывается в новой, однополой семье одного из биологических родителей;
— ребенок был усыновлен однополой семьей (хотя далеко не во всех странах, даже регистрирующих гомосексуальные союзы, это юридически закреплено);
— ребенок был зачат, выношен и рожден при помощи ЭКО или услуг суррогатной матери;
— в лесбийских семьях ребенок был зачат с привлечением мужчины-"донора" или в результате обращения к "банку спермы".
Раньше других проблемой воспитания детей однополыми партнерами заинтересовались американские социологи и психологи. По данным правозащитной организации ЛГБТ ("Лесбиянки, геи, бисексуалы, транссексуалы"), первая волна беби-бума в однополых семьях прокатилась по Америке в 1980-е годы, когда лесбиянкам стали доступны методы искусственного оплодотворения. Легально однополые семьи начали усыновлять детей в 1990-х. Перепись населения, проведенная в США в 2000 г., продемонстрировала, что 34% лесбийских (женских) и 22% геевских (мужских) пар воспитывают детей в возрасте до 18 лет. По одним данным, в настоящее время в США в однополых семьях воспитывается от 16 000 до 6 000 000 детей [1], по другим — в США насчитывается 1,5 млн. мате-рей-лесбиянок и 1 млн. отцов-гомосексуалистов. Около 6 млн. детей имеют одного родителя-гомосексуала [2].
Американская психологическая ассоциация (АПА) — влиятельное объединение профессиональных психологов — в своем официальном заявлении от 2004 г. поддержала усыновление и воспитание детей в однополых парах. Американская медицинская ассоциация (АМА) сделала аналогичное заявление, поддерживающее практику усыновления детей однополыми парами и призывающее бороться за устранение неравенства в сфере здравоохранения для таких детей.
Что касается России, то достоверными статистическими данными о количестве однополых союзов и о количестве детей, воспитывающихся в таких семьях, социологи до сих пор не располагают.
Изучение однополых семей с детьми будет неполным, если упустить из виду законодательную базу, касающуюся этого феномена. Первым шагом на пути легализации усыновления детей однополыми союзами является узаконивание последних, что имеет место в таких странах, как Голландия, Бельгия, Испания, Швеция, Канада, Великобритания, Дания, Норвегия, Гренландия, Исландия, Франция, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Северная Ирлан-
СОЛОДНИКОВ Владимир Владимирович — доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
ЧКАНИКОВА Александра Михайловна — студентка РГГУ.
дия, Чехия, Словения, Швейцария, а также в некоторых странах Южной Америки и Африки (ЮАР). Усыновление детей однополыми парами разрешено законом в Андорре, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Южной Африке, в некоторых округах Канады и штатах США.
Согласно ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции от 07.03.2005, "каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона". Кроме того, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 26.02.03 №67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия" в качестве показания для проведения ЭКО признается "бесплодие, не поддающееся терапии, или вероятность преодоления которого с помощью ЭКО выше, чем другими методами. При отсутствии противопоказаний ЭКО может проводиться по желанию супружеской пары (женщины, не состоящей в браке) при любой форме бесплодия".
Ситуация с суррогатным материнством юридически более сложная, поскольку согласно ст. 51 Семейного кодекса РФ только "лица, состоящие в браке между собой, (дают) свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания... (суррогатной матери)". Однако не исключено, что существование негосударственных центров искусственного оплодотворения позволяет обойти это юридическое препятствие.
В большинстве стран мира, включая Россию, общественное мнение неодобрительно относится к гомосексуалистам, не говоря о том, чтобы доверять им воспитание детей. Людей беспокоит вопрос о возможных расстройствах гендерной идентичности у детей, их склонности к какой-либо определенной сексуальной ориентации или их физическом или психическом благополучии.
Такие опасения не беспочвенны. Например, в обзоре публикаций, предпринятым приверженцем американской консервативной христианской организации "Family Research Council", утверждается о наличии связи между мужской гомосексуальностью и педофилией [3].
Некоторые оппоненты усыновления детей однополыми парами задаются вопросом: сможет ли такое окружение предоставить ребенку адекватные гендерные роли, сможет ли он воплотить их в своих будущих гетеросексуальных отношениях? К тому же психологи опасаются, что дети станут копировать сексуальную ориентацию родителей.
В США собран весьма обширный эмпирический материал о взаимоотношениях геев и лесбиянок со своими детьми, о социализации малолетних детей в однополых семьях. Исследования, которые анализирует И.С. Кон, проводились в двух американских штатах — Калифорнии (Сан-Франциско) и Флориде. Автор приходит к выводу, что, во-первых, "дети гомосексуальных отцов, как правило, вырастают гетеросексуальными, причем продолжительность общения с отцами на сексуальность ребенка не влияет"; и во-вторых, в лесбийских семьях "ни стиль материнства, ни его результаты в принципе не отличаются от того, что происходит в обычных разнополых или в неполных, "материнских" семьях" [1].
Подобные "оптимистичные" выводы кажутся нам несколько преждевременными. Здесь следует учитывать, что в упомянутых американских штатах (один голливудский, а второй — "богатых пенсионеров" и зимних студенческих каникул) имеют место специфические практики социального родительства.
Обзор американских исследований, касающихся полоролевой идентичности (и шире — личностных особенностей) детей, воспитываемых в гомосексуальных семьях, позволил отметить ряд существенных закономерностей:
— Дети, которых воспитывают матери-лесбиянки, изучены лучше, чем те, которых воспитывают отцы-геи (последним посвящены только 4 исследования из 22). Скорее всего, это отражает сложившуюся практику родительства.
— Выборки обследованных детей отличаются немногочисленностью (обычно 10-20 человек).
— Возраст обследованных детей обычно не достигает подросткового. В иных случаях используются ретроинтервью без применения стандартизированных методик и сравнения с контрольной группой. Поэтому делать выводы о формировании полоролевой идентичности таких детей преждевременно.
— Остается неизвестным и не контролируется очень важный параметр: родились ли обследованные дети в гетеросексуальных семьях и какое-то время воспитывались там, или у них такой опыт полностью отсутствовал.
— Вряд ли можно признать валидными исследовательские стратегии, предполагающие опрос отцов-гомосексуалистов о сексуальной ориентации их детей без использования стандартных измерительных средств и контрольной группы.
— Возможно, пол ребенка в сочетании с полом его гомосексуальных родителей влияет на формирование его идентичности и личностных черт. Однако этот параметр контролировался только в одном исследовании.
— "За кадром" исследовательского внимания остались взаимоотношения ребенка с гетеросексуальным родителем.
Рассмотрим теперь, какие сложности возникают в ходе социологического исследования однополой семьи. Первая и наиболее важная из них — затрудненность доступа к объекту. Гей-клубы, как правило, закрыты для исследователей, поскольку представители сексуальных меньшинств неохотно обсуждают свою частную жизнь с гетеросексуалами. Еще более затруднительным оказывается поиск респондентов, которые уже "создали" семью. Обычно однополые семьи с детьми очень болезненно относятся к контактам с "внешним миром". Словом, для строго количественного анализа феномена социального родительства в однополой семье социологу не хватает респондентов, а механизма, способного обеспечить к ним доступ, нет. Интервью и наблюдение предполагают, скорее, качественный анализ данных.
Вторая особенность исследований сексуальных меньшинств заключается в том, что при личном контакте гетеросексуального интервьюера с респондентами практически невозможно избежать искажения данных. Это связано с далеко не всегда осознаваемыми интериоризованными нормами обоих взаимодействующих акторов. Для каждого из них является данностью тот факт, что гомосексуальность в современном (и может быть, особенно в российском) обществе маркирована как извращение, "патология", отклонение от нормы, область опасности и т.д. Исключение составлют только некоторые молодежные группы, представители которых считают признание в нетрадиционной сексуальной ориентации модным и одобряемым среди сверстников.
Учитывая сказанное, мы решили исследовать особенности социального родительства в однополых семьях не напрямую, а опосредованно: через различные интернет-ресурсы, статьи и другие документы, созданные спонтанно, а не для исследовательских целей.
Чтобы получить доступ к закрытому ресурсу (интернет-сообщество "павЫ_<Зе11"), одним из авторов было отправлено письмо модератору сообщества от имени гетеросексуального мужчины 26 лет, имеющего ребенка, с просьбой принять его в участники сообщества. В письме, в частности, говорилось: "...Ваше
сообщество меня заинтересовало сразу по нескольким причинам. Во-первых, я —начинающий папа и стремлюсь всячески расширить свой кругозор по "детскому миру". Сообщество называется "наши дети", и мне кажется, что разница в сексуальной ориентации не должна разделять детей на "наших" и "ваших". Им вместе расти, вместе жить, самим принимать решения: и мой ребенок, и дети однополых семей — НАШИ дети. Во-вторых, среди моих близких знакомых есть две устоявшиеся женские однополые семьи. И проблемы, обсуждаемые в вашем сообществе, им очень близки. Однако часто мне трудно ответить на их вопросы и просьбы в силу недостаточной информированности. Вступление в ваше сообщество позволило бы мне переадресовать их вопросы знающим людям, не раскрывая при этом имен моих знакомых".
От модератора был получен вежливый отказ: "...Действительно, сексуальная ориентация родителей не должна разделять их детей, и мне очень приятно слышать такую вашу точку зрения. Но данное сообщество все же было создано изначально для достаточно определенного круга лиц —для откровенного общения в своем кругу по совершенно определенным вопросам. И многие из его участников достаточно категорично высказываются о принятии в него людей "со стороны". Поэтому, надеюсь, вы меня поймете, но я не смогу принять вас в сообщество".
После этого запрос был послан от имени 18-летней девушки с явными лесбийскими наклонностями, не имеющей постоянного партнера и детей (для этого был создан специальный фиктивный индивидуальный блог). Модератор сообщества тоже ответила на эту просьбу отказом, однако разрешила стать пассивным читателем сообщества (фиктивный персонаж-лесбиянка получила право читать скрытые сообщения, но не получила права делать какие-либо записи в сообществе и читать скрытые комментарии к сообщениям). Что касается самих участников сообщества "павЫ_<^1", то большинство их личных электронных дневников тоже оказались защищены от читателей. Доступные сообщения, связанные с особенностями воспитания детей в однополых семьях, а также основные пути и способы обретения социального родительства однополыми семьями стали предметом нашего исследования1.
Предваряя полученные результаты, необходимо отметить, что у представителей нетрадиционной сексуальной ориентации как у весьма закрытой и устойчивой социальной группы есть собственный особый сленг. Существует ряд аббревиатур, которые они используют охотнее "прямых" слов. Например, на сленге "тема" означает нетрадиционную сексуальную привязанность. Соответственно, вопрос "Вы в теме?" расценивается как прямой вопрос о сексуальной ориентации собеседника. Кроме общепризнанных обозначений "бучч" и "фэм" (соответственно, женщина-лесбиянка, исполняющая роль мужчины и женщины), есть обозначения для транссексуалов — 'ТТМ" или "Р2М" (от слов female-to-male, англ., дословно — от-мужчины-к-женщине) и т.п. Есть особые слова и выражения, которые являются оскорбительными или неприличными. В дальнейшем это необходимо принимать во внимание при составлении исследовательского инструментария или анализа письменных источников.
Учитывая вышеперечисленные особенности объекта, в качестве метода исследования мы выбрали качественный и количественный анализ интернет-блогов и сообществ, посвященных проблеме родительства и воспитания детей однополыми парами.
1 Этическая сомнительность предпринятых шагов для получения доступа к объекту оправданна, как нам кажется, сохранением конфиденциальности авторов сообщений.
В настоящий момент в русскоязычном сегменте сети Интернет существует около 200 сообществ, посвященных сексуальным меньшинствам. Наиболее близким к теме данного исследования оказалось российское ЖЖ-сообщество "павЫ_<^ей". Во-первых, оно посвящено непосредственно воспитанию детей лесбийскими и гей-парами. Во-вторых, участниками сообщества большей частью являются представители сексуальных меньшинств, которые живут с постоянным партнером и либо уже имеют детей, либо планируют ими обзавестись. Таким образом, записи членов сообщества как объект исследования может претендовать на некоторую однородность. О предназначении сообщества говорит его пояснительная записка.
"Наши дети они будут ... счастливы
Имя: Дети в однополых семьях
Описание: Это сообщество предназначено для общения гомосексуалов, имеющих или планирующих детей. Здесь мы обсуждаем все вопросы, которые связаны с зачатием, рождением и воспитанием детей в однополых парах. Если вы хотите рассказать о том, как растет ваш малыш, поделиться его новыми "изречениями", — вам сюда. Если вы ищете донора/суррогатную мать — вам тоже сюда. Если вы нуждаетесь в поддержке, участии и дружеском совете, связанными с воспитанием ребенка, — вам точно сюда. Если вы готовы рассказать о том, как вы преодолели какую-то сложную ситуацию, например, обсудили с ребенком, какого рода отношения связывают вас с вашей половиной, — вам всенепременно сюда. Наши дети — наши солнышки. Давайте сделаем так, чтобы им было с нами хорошо! ВНИМАНИЕ: Наше сообщество закрытое. Все записи в нем подзамочные автоматически. Однако, если вы хотите сделать ваш пост открытым, после его написания вам нужно отредактировать его, сняв замок. По всем вопросам вступления/отказа во вступлении в сообщество обращаться в журнал смотрителя".
ЖЖ-сообщество "Наши дети" существует более трех лет. С июля 2007 г. оно является закрытым: для всех незарегистрированных читателей открыта только та часть сообщений, которую пожелали открыть сами авторы. Всего в сообществе насчитывается около 350 участников, приблизительно столько же ЖЖ-поль-зователей подписаны на чтение сообщества без права обсуждения. Около 3/4 членов сообщества — лесбиянки, остальные — геи. Несмотря на внушительное число участников, сообщество нельзя считать очень активным: в среднем в нем печатаются около 20-25 открытых сообщений в год (интенсивность полностью закрытого общения неизвестна). Перечисленные особенности выбранного нами ресурса обусловили сплошной анализ сообщений.
В ходе исследования проанализированы 60 сообщений, которые были опубликованы с мая 2005 по октябрь 2007 г. По мере приближения к самым ранним сообщениям основные темы начинали повторяться, поэтому было решено остановиться на самых "свежих" сообщениях.
По тематике все сообщения можно разделить на пять основных групп (табл. 1).
На первый взгляд тематика данного сообщества полностью соответствует заявленным в пояснительной записке целям и задачам. Но в процентном отношении эти группы сообщений соотносятся между собой следующим образом (рис. 1).
Таким образом, наиболее популярной тематикой (35% всех сообщений) является не воспитание детей, а поиск оптимального способа зачать ребенка.
Существенную часть (27%) занимает обсуждение проблем воспитания, адаптации ребенка к "гомофобному миру". Далее следуют "личное" и "приглашения". Замыкает список благотворительность (8%).
№
Название категории
Темы сообщений
Индикаторы
"Благотворительность"
"Приглашения"
"Как воспитывать детей"
"Как завести детей"
"Личное"
О фондах помощи детям, поиск донорской крови, просьба о материальной помощи детям
Призывы к совместному проведению досуга, поиск друзей для своих детей или компаньонов для занятий спортом
Общие вопросы воспитания (как наказывать, чему учить), а также обсуждение болезненных вопросов, которые возникают в связи с необычностью семьи
Поиски суррогатной матери, естественного или искусственного донора спермы, опыт искусственного оплодотворения и т.п.
Гомосексуализм как таковой. Обсуждение книг, статей (в т.ч. иностранных), взаимодействие со СМИ
"Помощь детским домам одним кликом: фонд помощи детям "Детские домики"; "Срочно для ребенка нужен донор крови — третья отрицательная, редкая группа"...
"Может быть, кто-нибудь ходит гулять с детьми или катается на роликах-велосипедах?"; "Можно попробовать устроить выходную экскурсию, например, 2-3 мамочки в нагрузку и детишек собрать штук 15"; "Есть ли тут семьи из Питера? Давайте общаться."
".читающим по-английски: статья из The New York Times Magazine — об участии гей-отцов в воспитании детей"; "Не приходилось ли вам сталкиваться с дитячьей ревностью?
С заявлениями, что "а вот ее ты любишь больше, чем меня"...; "Стоит ли при детях демонстрировать свои отношения?"; "Очень нужен репетитор по русскому языку для мальчика 11 лет".
"Мамы и мамы, есть ли среди вас те, кто уже завел детку с помощью ЭКО?";
"Вы пробовали посчитать, во сколько обойдется заведение ребенка?"; "Подскажите, пожалуйста, центры, фирмы и др. по подбору суррогатных матерей".
"Книга: Заговор натурастов: развенчивая мифы"; "Мифы и факты о гей-парадах"; "И снова об НТВ: ни мы, ни одна из тех пар с детьми, которых я знаю, не пойдем сниматься в этих передачах"; "Новый телепроект на ТНТ приглашает однополые семьи!"; "Журнал "Time Out Москва" готовит большой материал о геях и лесбиянках. Требуются добровольцы для участия в фотосессии".
2
3
5
Наиболее востребованные сообщения можно определить по количеству оставленных комментариев и комментаторов (табл. 2).
Рассмотрим подробнее четыре основные категории сообщений.
Вопрос о том, как завести ребенка, поднимается в сообществе чаще остальных. Проанализировав сообщения, посвященные этой проблеме, можно составить общую картину стратегий, вероятных для гомосексуальных семей. Гей-пары, как правило, публикуют в сообществе объявления о поиске суррогатной матери, значительно реже предлагают женщинам-лесбиянкам сделку — родить ребенка и воспитывать его совместно, возможно, при участии своего партнера.
Рисунок 1.
Тематическое распределение интернет-сообщений на сайте "Наши дети"
17%
□ "Как завести детей"
□ "Как воспитать детей"
□ "Личное"
□ "Приглашение"
□ "Благотворительность"
У лесбо-пар гораздо больше вариантов, среди которых самый популярный — найти естественного донора спермы (обязательно гея!) с правом его участия в воспитании ребенка. Желание иметь ребенка от гомосексуалиста женщины объясняют так: "Они смогут нас понять". Другая стратегия — пытаться родить ребенка с помощью искусственного зачатия (ЭКО-метод) или найти анонимного донора спермы.
Практически во всех случаях, когда пары ищут донора или суррогатную мать, комментарии к сообщениям оказываются скрыты. Скорее всего, "частно практикующие акторы", обеспечивающие реализацию репродуктивной функции однополой семьи, в силу понятных причин стремятся остаться инкогнито.
Однако часть женщин высказала желание иметь совместного ребенка с геем:
"Мы думали завести ребенка, отец которого будет гей, но как-то подходящего не нашли. Они очень плохо идут на контакт".
"Поставьте себя на место девушек: договорились с геем... забеременели... а дальше если вы договариваетесь на воскресного папу, то ребенок будет с ним видеться и даже поддаваться его воспитанию и влиянию! Одно дело ребенку объяснить, что он воспитывается в семье двух женщин, другое добавить ко всему прочем еще и гея-папу. Вам это нужно?"
"Недавно в аську ко мне постучал мужчина. Гей. И его-то как раз беспокоит то, что он хотел бы принимать участие в воспитании ребенка, но наблюдает тенденцию к тому, что мужчин воспринимают как спермодоноров".
"А я вот знаю такого гея. Знаете, этот папа-гей гораздо адекватнее и заботливее, чем многие гетеросексуальные отцы, а тем более, чем гетеросексуальные отцы, живущие отдельно от детей. И это правда, это не миф и не мои фантазии!!! Видимо, все еще зависит от того, насколько женщина позволит отцу общаться с ребенком и от того, какой характер отношений допустит все та же мама... "
"Натуралы сговорчивее на секс. А на то, чтобы от них ребенка рожали и чтобы он воспитывался отдельно от отца, — на это не идут. Кроме всего прочего, пытаются претендовать на руку и на сердце, не говоря уже о теле. Нет, нам такое не нужно".
"Мы этот вопрос решили быстро. ИО (искусственное оплодотворение) и никаких разговоров. Во-первых, отметалась сразу мысль о физическом контакте с ли-
№ Текст сообщения № комментариев № комментаторов
1 "Дамы, а как вы нашли папу? и какие отношения с папой после появления ребенка? (если они есть) Спасибо за ответы". 66 24
2 "Бывали ли у вас случаи, когда учитель (классный руководитель) был в курсе особенностей вашей семьи? И относился к ним с пониманием? Хотели бы вы, чтобы классный руководитель был осведомлен о проблемах вашей семьи?" 40 14
3 "Блин!!! ну, почему так все трудно?!!!! почему бы у нас одновременно не вырабатывалось семя! настолько бы все проще стало!!! открываешь краник, накапал и вперед! Не обладает ли кто-нибудь информацией о том, правда ли то, что из женской яйцеклетки можно каким-то образом выделить то необходимое, для оплодотворения другой яйцеклетки?" 37 12
4 "Шла в метро, увидела счастливую лесбийскую пару и вот тут испытала шок: вместе с ними девочка, лет 5-6. У меня было потрясение, причем крайне неприятное. их девочка подстрижена ежиком, в ушах сережки-колечки, одета совсем по-пацански, и имя такое, не-может-не-наводить-на-мысли... Диана... ребенок называл девушку-бучча папой. Каждый делает по-своему, я знаю. но понимаете, лично мои ощущения, что так нельзя, это ведь бесчеловечно — прививать!" 35 15
5 "Общий ребенок с геем. Какие, на ваш взгляд, могут быть подводные камни? Может, кто-то уже пошел на это?" 34 14
6 "Гомосексуальность в картинках для детей (цикл из 4 картинок и вопросов к ним, предназначенный для разговора о гомосексуальности с детьми от 6 лет). Мне интересно мнение лгбт-родителей, имеющих детей, — насколько приемлемым вы считаете такой развивающий цикл для своих детей?" 32 18
7 "Недавно была передача на РенТВ "Час суда". Ответчицу таки лишили родительских прав и передали опекунство бабушке ребенка (...) В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗА НЕТРАДИЦИОННУЮ ОРИЕНТАЦИЮ ЛИШАЮТ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ?" 27 6
8 "Скажите, а нет ли у кого координат хорошего детского/подросткового психолога, который бы не падал в обморок, узнав, что у ребенка 2 мамы, а? Проблемы у нас, проблемы..." 22 10
9 Предложение сходить с детьми в музей: "А что, может, соберемся, девоньки? Если серьезно, мне кажется, интересная выставка должна быть, как для совсем маленьких, так и для школьников". 22 5
10 "Задумалась на пару с одной милой девушкой, стоит ли при детях демонстрировать свои отношения? Речь о чужих детях. К примеру, если вы парой идете в гости к друзьям, у которых есть дети, как себя ведете?" 20 9
цом мужского пола. Во-вторых, присутствие где-то рядом биологического отца весьма напряжно. Пусть даже не нужен ему ребенок сейчас, а потом мало ли чего захочется мужику? Ребенок должен был быть только нашим, а разницы гей — не гей, по-моему, никакой".
Сообщения раздела "Как воспитывать ребенка" весьма разнообразны. Наиболее активная группа, обсуждающая эту проблему, — лесбиянки, имеющие детей от предыдущих гетеросексуальных браков и воспитывающие детей в гомосексуальной семье. Здесь мало представлены типичные ситуации, общие как для традиционных, так и для однополых семей: школьные оценки, вредные привычки, "плохие" компании сверстников и т.д. Гораздо активнее обсуждаются специфические проблемы однополых семей, в частности следующие:
— Как объяснить ребенку, почему членами его семьи являются две женщины или двое мужчин? Стоит ли обманывать ребенка или объяснить все "напрямик"?
— Как выстроить отношения с работниками учебных и дошкольных учреждений, медицинскими работниками, репетиторами и т.д., чтобы у ребенка не возникло проблем из-за привязанностей родителей?
— Как должны распределяться роли между членами гомосексуальной пары? Должен ли партнер родителя участвовать в воспитании ребенка, иметь право принимать какие-либо решения, касающиеся ребенка?
— Должны ли дети приглашать домой друзей, и если да, то нужно ли ставить их в известность об особенностях семьи?
На все эти вопросы, как правило, не дается однозначного ответа, однако в их решении проявляется общая тенденция: недоверие к "внешнему миру", стремление скрыть или, по крайней мере, не афишировать своих гомосексуальных привязанностей. Большинство участников дискуссий признают, что чем меньше посторонние знают об их семье, тем спокойнее будет ребенку. В качестве иллюстраций можно привести следующие мнения, высказанные во время обсуждения:
"Он же преподаватель, типа, учитель. С какой радости он должен знать, кто в семье кого и как".
"Я считаю, что пока не надо учителей ставить в известность. Не готовы еще у нас это принять. Да, может быть, учитель и адекватно все воспримет, но где уверенность в том, что эта новость не дойдет до других учителей, родителей, детей и что они отнесутся к этому с пониманием. Мне кажется, не нужно ребенка ставить под угрозу. Тем более что проблем и без этого может быть много".
"Чем гомосексуальная семья в быту, в жизни отличается от гетеросексуальной? Практически ничем. Если гетеро не хотят, чтоб общество засунуло нос в их жизнь, то гомо тем более. Вот и я как нормальный самодостаточный человек не хочу".
Самый больной вопрос, как объяснить ребенку нетрадиционную сексуальную ориентацию родителя. Члены сообщества зачастую ограничиваются романтическими доводами ("потому что мы любим друг друга", "потому что нам хорошо вместе" и т.д.). При этом наблюдается резкая негативная реакция на всевозможные печатные издания и буклеты, призванные разъяснить ребенку эти нюансы. Большинство матерей предпочитают "рассказать все ребенку самой, найти нужные слова, чтобы не вызвать у него негативной реакции". Некоторые лесбиянки предпочитают отложить разговор с ребенком на эту тему максимально надолго.
"Мне кажется, пока он сам не поймет, что к чему, лучше придумать ПРАВДИВУЮ историю про маму и ее подругу".
"Конечно, можно в рамках разумного придумать сказку про маму, а БФ (от англ. — boy-friend) будет просто другом, но думаю, ребенок не очень будет благодарен за такое детство и его просто загнобят".
"...я очень часто сталкиваюсь с мнением, что сами мамы решают откладывать возраст для "разговора" до "взрослого", под которым подразумевают вовсе не 6-7 лет".
(Обсуждение испанского буклета, предлагающего вариант объяснения гомосексуализма детям) "Вы бы стали такое своему зайцу показывать и объяснять??? Я бы не стала! Я думаю, что нашла бы другие слова".
"Все эти разговоры очень сложны, но, по-моему, сложнее, когда, вы подготовились и набрались смелости объяснится с ребенком эдак в 12 лет, а он вам говорит: "Да знаю я все про пида...сов и этих извращенок". Это ведь действительно может соседский мальчик ему все объяснить и без вашей помощи".
"Купила сыну книгу Miriam Stoppard "Questions Children Ask", там обо всех вопросах, задаваемых детьми, как сексуальных, так и социальных, медицинских, и даны ответы в зависимости от возраста ребенка — для 2-4, 4-6, 6-8, 8-11 лет — разные по доходчивости и степени проникновения в предмет".
Однако частный вопрос о способах, времени и.т.п. объяснения ребенку наличия в доме двух женщин/мужчин не влияет на то, как, например, найти выход из такой ситуации, как приглашение сверстников (особенно подростков) в гости. Согласно зарубежным данным, некоторые дети вольно или невольно изолировались от своих сверстников.
Отдельной волнующей темой является вероятность лишения родительских прав по причине сексуальной ориентации. Родители просят у соратников юридической консультации, ищут возможность застраховать себя от подобной ситуации.
Наконец, раздел, посвященный гомосексуальности как таковой, представляет собой подборку статей из западных журналов, в которых реабилитируется образ однополой семьи или доказывается право сексуальных меньшинств быть родителями. Кроме того, здесь с явной агрессией обсуждаются телепередачи, посвященные проблеме сексуальных меньшинств, однополых семей и воспитании детей в них. Эти обсуждения наиболее эмоциональны, причем агрессию вызывают в первую очередь качество материала и расставленные акценты.
Участники сообщества, каким-то образом участвующие в создании подобных передач, подвергаются резкой критике, открытому неодобрению и публичным оскорблениям. Так выражается специфическая норма сообщества — "не выносить сор из избы".
"Зачем они пошли сниматься в эту передачу? зачем повели своего сына к психологу? почему всей России показывают лесбиянок как невиданных зверей, которые... бреют голые щеки и писают в ведро из шприца?".
"Дебильные вопросы, полуистлевшие герои и полное отсутствие ответов на поставленные вопросы. Спросили вы, что вырастает из детей лесбиянок? Ну так и ищите — что вырастает, а не показывайте 8-летнего мальчика, которого тетя журналистка спрашивает: "А ты знаешь, что такое лесбиянка?". Да не знает, и слава богу! не надо развращать наших детей! а между тем дети, выросшие в ле-сбо-семьях, есть! и то, что журналисты их не нашли, — это их проблема".
"За 1000 баксов сломать свою судьбу и судьбу своего ребенка? А вы не продешевили с серебрениками? Я понимаю, что у вас детей нет, а есть переизбыток комсомольского задора и вы можете агитировать без устали, но совесть-то должна быть, хоть минимальная? или такое слово совершенно не знакомо вам?"
Многие просят сделать журнал полностью закрытым. Наиболее частые аргументы: "мы здесь пишем о самом сокровенном", "мы не хотим, чтобы о нас потом писали журналисты", "мы не участвуем в социологических исследованиях, посвященных геям" и т.п.
"Наши дети должны быть защищены, информация не должна попадать в сомнительные руки. Есть другие открытые сообщества для донесения нашей точки зрения до общества".
Отдельного внимания заслуживает одно сообщение (№4 в табл. 2), вызвавшее бурную дискуссию.
"Не надо торопиться с выводами, тем более с осуждающими... кто кого как называет — не нам с вами людей учить. Ребенок вырастет и сам все поймет про этот мир. Да, ему будет непросто, а кому просто-то? Тому, у кого папа маму бьет? Или тому, у кого не бьет, а в школе он увидел такоооооеее... жизнь — вообще сложная штука, давайте уж хоть не будем делать ее еще сложнее".
"На геев и лесбиянок и гомофобов не надо — сами горазды покачать головой и пощелкать языком, если мимо "нормы". А если эти девчонки сейчас читают этот ваш пост и плачут, потому что их в очередной раз не поняли теперь уже свои? Чем вам их счастье помешало, а?"
"Все правильно, если ребенок не унижен и не забит. Сомневаюсь, что они насильно тащили ее прокалывать лишние дырочки в ушах. Она сама наверняка им плешь проела — "хочу как у папы" (мамы, мамапапы, тети Кати — да неважно это!). Если хватило храбрости объявить себя лесбиянкой, да еще и ребенка завести, тут уж нечего трусить и стесняться. У моей знакомой пары девчонка сама в два года разобралась, кто мама, а кто папа — не переучивать же ее".
"Ну что ж такого страшного? Имя, может, просто по имени их любимой певицы, а может, и певица тут ни при чем. А мы планируем ребенка в след. году с женой. Никто, конечно, культуру ЛГБТ сообщества прививать чаду не будет, но дитя же видит все, что творится в жизни родителей. Оно же не слепоглухонемое!"
"В любом случае, девочка вырастет и выберет сама, с кем ей дальше жизнь строить — с мальчиками или с девочками. Это нельзя привить. Это либо есть, либо нет".
Представители сексуальных меньшинств пытаются сохранить объективность, соблюсти некоторую меру в демонстрации своих ролей, предоставить ребенку выбор. Одни осуждают "своих", если, по их мнению, была нарушена общепринятая социальная или моральная норма, другие считают, что гомосексуалам нужно "держаться вместе", противостоять остальному обществу. Иными словами, неформальные правила группы оказываются двойственными для всех ее участников, включая детей.
При этом сами лесбиянки признают, что ребенок в значительной мере автономен от своей семьи и привычек "социальных родителей", многие уверены, что гомосексуализм не может усваиваться, это, скорее, внутренний, генетически заложенный признак.
Тем не менее некоторые сообщения свидетельстуют о том, что родители, не до конца осознавая это, на поведенческом уровне формируют у ребенка нетрадиционную гендерную идентичность. В частности, в лесбийской семье ревность ребенка к партнерше матери интерпретируется всеми семьями одинаково, а терапевтическим средством ее коррекции признается тактильный контакт с обо-
ими социальными родителями, играющий важную роль (которая была показана еще экспериментами Г.ф. Харлоу) в процессе физического и психического развития ребенка:
"... мы стали ее вовлекать, если обнимаемся. Оказалось, это важно — обниматься всем вместе, она сразу как-то обрадовалась и сказала что-то типа "ура, меня приняли!".
"Когда я обнимаю свою девушку, дочка тут же бежит и пытается влезть между нами... Мы обе тут же включаем ее в наши объятия и говорим, как ее любим, какая она замечательная и т.п. Самое интересное, что когда имел место быть дочкин папа, она так никогда не реагировала...".
Примечательны истории детей, воспитанных в однополых семьях:
"Мне было 14, когда мама ушла от отца. Ушла потому, что влюбилась. В женщину. До этого она некоторое время общалась с лесбиянками, но она не "тусовочный" человек. Я узнала не сразу. Но это было в 14 лет. Вначале не верила, просто были догадки, а потом мама сама призналась. Восприняла нормально. Мама мне доверяет. Мне кажется, поначалу не надо ничего рассказывать ребенку. Просто растить его. Только, на мой взгляд, не нужно демонстрировать ваши чувства при ребенке. Не нужно, чтобы он видел ваши отношения и считал их "нормой". Когда он подрастет, сам выберет себе дорогу. Но специально — не нужно. Главное — воспитывать в нем терпимость, про чувства рассказывать, про любовь. В один прекрасный момент вы сами поймете, когда ему можно будет рассказать правду (а может, и не стоит этого делать). Важно, чтобы между вами было доверие".
"А моя мама не хотела бы, чтобы я стала лесбиянкой. Говорит, к этому надо прийти. Говорит, что нужны зрелые осознанные чувства. А в юности, большей частью это по глупости. Мне нравятся мужчины, но я могу допустить такой факт, что полюблю девушку (такое уже бывало)...".
Даже если представители сексуальных меньшинств осуждают "навязывание" детям своей культуры и норм, они в силу своего статуса "значимых взрослых" вольно или невольно становятся образцами для подражания. Кроме того, степень давления гей-культуры на ребенка невозможно ни проконтролировать, ни измерить. Поэтому ответственность (по меньшей мере, юридическая) за усвоения детьми гендерных ролей и поведенческих практик лежит целиком на однополых родителях.
Сообщения "приглашения" мало чем отличаются от обычного клуба по интересам гетеросексуальных родителей. Здесь обсуждаются вопросы организации досуга детей, планирование каникул, поиск компании, удобной как для ребенка, так и для родителей, и т.п. При этом следует отметить явное предпочтение гомосексуальных семей другим компаньонам: гомосексуальные родители стремятся подбирать своим детям друзей из таких же семей. Возможно, не до конца осознаваемое желание однополых родителей общаться с себе подобными ограничивает круг общения их детей сверстниками, которых тоже воспитывают геи и лесбиянки.
Подведем итоги. Итак, во-первых, среди представителей сексуальных меньшинств есть устойчивая группа, мотивированная на рождение детей. При этом подчас они предпочитают не обращаться к дорогостоящим юридически оформленным методам искусственного оплодотворения (хотя это вполне возможно), а прибегают к стратегии кооперации: лесбиянки рожают от геев и заранее договариваются о том, какую роль будет играть отец в дальнейшем воспитании ребенка.
Во-вторых, в однополых семьях одинаково остро стоит вопрос не только биологического, но и социального родительства, а также различных вариантов их сочетания. Лесбиянки, которые воспитывают детей в однополом союзе, сталкиваются с рядом проблем. Отношения между детьми и социальными однополыми родителями нередко выстраиваются так, будто это обычная гетеросексуальная семья, что влечет за собой ряд непростых последствий. Прежде всего это внутренний конфликт, который возникает у ребенка при взаимодействии с окружающим социальным миром. Российские однополые социальные родители (даже такие "продвинутые", как пользователи Интернета) не до конца осознают как свои противоречивые (вербальные и поведенческие) "послания" детям, так и специфику их социализации.
В-третьих, даже если однополые родители всерьез занимаются воспитанием детей, они склонны к саморефлексии, коллективно осуждая программы российского телевидения и книги, посвященные проблемам гомосексуализма. При этом отношение к "натуралам" носит, как правило, ярко выраженный агрессивный характер, что неконструктивно как применительно к собственной самореализации, так и интериоризации детьми социальных норм и гендерных ролей.
Жизнь сообщества проходит под лозунгом "им никогда нас не понять, поэтому нам лучше максимально от них изолироваться"2. Видимо, эта тенденция сильнее выражена именно в России, особенно у представителей секс-меньшинств, имеющих детей. Ту же тактику, возможно, исходя из благих намерений, однополые родители используют, когда нужно обеспечить взаимодействие их ребенка с внешним миром. Предпочтение отдается общению с детьми из однополых семей, родители умалчивают о своих наклонностях в школе, на приеме у детского психолога и т.д.
Вопреки оптимистическим (калифорнийским и флоридским) результатам американских исследований, на которые опирается И.С. Кон, у детей из однополых российских семей не исключено возникновение проблем в процессе социальной адаптации и освоения гендерных ролей.
Мудрая осторожность однополых родителей при использовании зарубежных руководств об информировании своих детей в значительной мере оправданна.
В целом, социальное родительство в однополых семьях в гораздо меньшей степени интересует ученых, чем журналистов и шоуменов. Особенности жизненного пути, идентичности, физического и психического здоровья детей из таких семей остаются малоизученными. Надеемся, что наша работа окажется первым шагом на пути исследования специфики социализации детей в однополых семьях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кон И.С. Любовь небесного цвета // Официальный сайт Игоря Кона [http://www.neu-ronet.ru/sexology/chapt1108.html]
2. Gelles, R.J., Cornell, C.P. Intimate violence in families. Beverly Hills: Sage, 1985.
3. Dailey T.J. Homosexuality and Child Sexual Abuse // Insight (N27), Family Research Council // [http: // www.frc.org/get.cfm?i=IS02E3].
The article deals with little-studied problem of rearing children in unisexual families, using also results of studies in other countries. So far, unisexual families have been meeting rejection and enmity in the society, which led them to isolate themselves from the “naturals"' community that hinders social adaptation of children in such families.
2 На Западе однополые родители нередко настаивают на том, чтобы исследователь тоже принадлежал к секс-меньшинству. Подобные требования могут служить дополнительным материалом в обсуждении границ научности получаемого гуманитарного знания.