Научная статья на тему 'ГОЛОСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ CLUBHOUSE: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ГОЛОСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ CLUBHOUSE: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / CLUBHOUSE / ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / НОВЫЕ МЕДИА / АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломийцева Е.Ю.

В начале 2020 года на волне разрастающейся пандемии и спровоцированных ею локдаунов и удаленной работы разработчиками из Кремниевой долины была создана новая голосовая социальная сеть Clubhouse. В 2021 году она стала активными темпами развиваться в России. Сервис базируется на живом непосредственном общении и имеет свою особую механику. Сеть использует удачный маркетинговый ход, основанный на создании атмосферы эксклюзивности, избранности, поскольку доступ к приложению можно осуществить только с операционной системы IOS и при наличии полученного от знакомого приглашения. Катализатором развития как американского, так и русскоязычного сегмента сети стало появление в ней известных личностей, таких как Илон Маск, Марк Цукерберг и других. Clubhouse представляет собой сеть комнат, в которых осуществляется живое общение, каждый присутствующий может задавать спикеру вопросы после разрешения модератора, записывать беседы при этом нельзя. Тем самым задействуется эффект исчезающего контента, что дополнительно привлекает пользователей. Принцип работы соцсети напоминает симбиоз пресс-конференции и подкаста, а также прямого эфира на радио. Новая соцсеть имеет целый ряд существенных плюсов, предлагая своим пользователям широкий круг возможностей: от проведения досуга до серьезных бизнес-коммуникаций, от продвижения личного бренда до создания профессиональных коллабораций. Вместе с тем обнаруживаются и очевидные минусы, среди которых поглощение большого количества времени, риск распространения противозаконного контента, недостаточная модерация и непрозрачная конфиденциальность, возможность манипуляции массовым сознанием. Особенно активные пользователи уже сумели монетизировать свое присутствие в социальной сети, однако специальных механизмов монетизации разработчики еще не предложили - это одна из перспектив развития. Также не вызывает сомнения тот факт, что сервис, основанный на голосовом общении, обязательно внесет коррективы в дальнейшее развитие как непосредственно социальных сетей, так и коммуникационного рынка в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOICE SOCIAL NETWORK CLUBHOUSE: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

N early 2020, in the wake of the growing pandemic and the lockdowns and remote work it provoked, developers from Silicon Valley created a new voice social network Clubhouse. In 2021, it began to actively develop in Russia. The service is based on live direct communication and has its own special mechanics. The network uses a successful marketing ploy based on creating an atmosphere of exclusivity, exclusivity, since the application can be accessed only from the IOS operating system and with an invitation received from a friend. The catalyst for the development of both the American and Russian-speaking segment of the network was the emergence of well-known personalities in it, such as Elon Musk, Mark Zuckerberg and others. Clubhouse is a network of rooms in which live communication is carried out, everyone present can ask the speaker questions after the permission of the moderator, while conversations cannot be recorded. Thus, the effect of disappearing content is activated, which additionally attracts users. The principle of the social network resembles the symbiosis of a press conference and a podcast, as well as a live broadcast on the radio. The new social network has a number of significant advantages, offering its users a wide range of opportunities: from leisure activities to serious business communications, from promoting a personal brand to creating professional collaborations. At the same time, there are obvious disadvantages, including the absorption of a large amount of time, the risk of spreading illegal content, insufficient moderation and opaque confidentiality, the possibility of manipulating the mass consciousness. Particularly active users have already managed to monetize their presence in the social network, however, the developers have not yet proposed special monetization mechanisms - this is one of the development prospects. There is also no doubt that a service based on voice communication will certainly make adjustments to the further development of both social networks directly and the communication market as a whole.

Текст научной работы на тему «ГОЛОСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ CLUBHOUSE: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК: 82; 070:004

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_2_119

Коломийцева Е.Ю.

ГОЛОСОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ CLUBHOUSE: ВОЗМОЖНОСТИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ

Kolomiytseva E. Yu.

VOICE SOCIAL NETWORK CLUBHOUSE: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS

Ключевые слова: Голосовая социальная сеть, Clubhouse, возможности и перспективы развития, новые медиа, актуальные тенденции.

Keywords: Voice social network, Clubhouse, opportunities and development prospects, new media, current trends.

Аннотация: В начале 2020 года на волне разрастающейся пандемии и спровоцированных ею локдаунов и удаленной работы разработчиками из Кремниевой долины была создана новая голосовая социальная сеть Clubhouse. В 2021 году она стала активными темпами развиваться в России. Сервис базируется на живом непосредственном общении и имеет свою особую механику. Сеть использует удачный маркетинговый ход, основанный на создании атмосферы эксклюзивности, избранности, поскольку доступ к приложению можно осуществить только с операционной системы IOS и при наличии полученного от знакомого приглашения. Катализатором развития как американского, так и русскоязычного сегмента сети стало появление в ней известных личностей, таких как Илон Маск, Марк Цукерберг и других. Clubhouse представляет собой сеть комнат, в которых осуществляется живое общение, каждый присутствующий может задавать спикеру вопросы после разрешения модератора, записывать беседы при этом нельзя. Тем самым задействуется эффект исчезающего контента, что дополнительно привлекает пользователей. Принцип работы соцсети напоминает симбиоз пресс-конференции и подкаста, а также прямого эфира на радио. Новая соцсеть имеет целый ряд существенных плюсов, предлагая своим пользователям широкий круг возможностей: от проведения досуга до серьезных бизнес-коммуникаций, от продвижения личного бренда до создания профессиональных коллабораций. Вместе с тем обнаруживаются и очевидные минусы, среди которых поглощение большого количества времени, риск распространения противозаконного контента, недостаточная модерация и непрозрачная конфиденциальность, возможность манипуляции массовым сознанием. Особенно активные пользователи уже сумели монетизировать свое присутствие в социальной сети, однако специальных механизмов монетизации разработчики еще не предложили - это одна из перспектив развития. Также не вызывает сомнения тот факт, что сервис, основанный на голосовом общении, обязательно внесет коррективы в дальнейшее развитие как непосредственно социальных сетей, так и коммуникационного рынка в целом.

Abstract: In early 2020, in the wake of the growing pandemic and the lockdowns and remote work it provoked, developers from Silicon Valley created a new voice social network Clubhouse. In 2021, it began to actively develop in Russia. The service is based on live direct communication and has its own special mechanics. The network uses a successful marketing ploy based on creating an atmosphere of exclusivity, exclusivity, since the application can be accessed only from the IOS operating system and with an invitation received from a friend. The catalyst for the development of both the American and Russian-speaking segment of the network was the emergence of well-known personalities in it, such as Elon Musk, Mark Zuckerberg and others. Clubhouse is a network of rooms in which live communication is carried out, everyone present can ask the speaker questions after the permission of the moderator, while conversations cannot be recorded. Thus, the effect of disappearing content is activated, which additionally attracts users. The principle of the social network resembles the symbiosis of a press conference and a podcast, as well as a live broadcast on

the radio. The new social network has a number of significant advantages, offering its users a wide range of opportunities: from leisure activities to serious business communications, from promoting a personal brand to creating professional collaborations. At the same time, there are obvious disadvantages, including the absorption of a large amount of time, the risk of spreading illegal content, insufficient moderation and opaque confidentiality, the possibility of manipulating the mass consciousness. Particularly active users have already managed to monetize their presence in the social network, however, the developers have not yet proposed special monetization mechanisms -this is one of the development prospects. There is also no doubt that a service based on voice communication will certainly make adjustments to the further development of both social networks directly and the communication market as a whole.

Пандемия коронавируса и спровоцированные ей «удаленка» и локдауны трансформировали весь мир коммуникаций, причем коснулось это как профессиональных и любительских медиа1, так и обычного общения. Не без влияния тоски по живому взаимодействию, а не только по причине общего роста рынка EdTech, в апреле 2020 года неожиданно «выстрелила» голосовая социальная сеть Clubhouse, созданная разработчиками программного обеспечения Alpha Exploration Co. Неожиданно, прежде всего, потому, что до этого во всем мире наблюдалась устойчивая тенденция ухода, отказа от голосового общения: «Эксперты отмечают, что интерес к Clubhouse очень необычен - люди массово высказывают свою нелюбовь к голосовым сообщениям в мессенджерах, но при этом аудитория нового сервиса постоянно растет»2. Визитной карточкой и ключевым отличием сервиса от других подобных стало живое общение в реальном времени, когда потребление контента не откладывается «на потом», как предполагает любая другая социальная сеть и подавляющее большинство современных медиа: «Идея подобной соцсети появилась у разработчиков на фоне пандемии коронави-руса и потребности общения во время само-

1 Коломийцева Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. -№ 1 (34). С. 144-152.

2 Благовещенский А. Что такое Clubhouse и как туда попасть. Десять интересных фактов // Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2021/02/17/chto-takoe-clubhouse-

i-kak-tuda-popast-desiat-interesnyh-faktov. html. Дата обращения: 04.04.2021.

изоляции, когда люди отчаянно искали новые способы коммуникации»3.

Разработали новую соцсеть программисты - выходцы из Google со стэндфорд-ским образованием Роэн Сет и Пол Дэви-сон, взявшие идею голосовых сообщений, подкастов, радио, актуализировавшихся платформ Skype и Zoom и давшие ей новое осмысление. Следует отметить, что разработчики - не новички в этой отрасли: П. Дэ-висон разрабатывал приложения Highlight и Shorts, купленные впоследствии соцсетью Pinterest, а Р.Сет запустил, а затем удачно продал компании OpenDoor студию разработки мобильных приложений и соцсетей Memry Labs. Впечатляет капитализация нового приложения: появившись в начале

2020 года, уже к декабрю оно оценивалось в 100 млн долларов, а после инвестиций в него фонда Andreessen Horowitz в начале

2021 г. стоимость поднялась до 1 млрд долларов.

Живое общение предполагает необходимость следить за происходящим в соцсе-ти в режиме реального времени при помощи пуш-уведомлений, это усиливается еще и отсутствием возможности записывать выступления (при попытке записи сервис предупреждает об угрозе блокировки аккаун-та). Это напоминает принцип общения в реальной жизни: непосредственная коммуникация здесь и сейчас, без возможности повторить уникальный разговор именно в таком виде. Эксперт компании Netology пишет об этом так: «Идея социальной сети, основанной на голосовых сообщениях, выглядит особенно актуальной в условиях но-

3 В чём феномен Clubhouse и как туда попасть // Lifehacker.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://lifehacker.ru/clubhouse/. Дата обращения: 04.04.2021.

вой реальности - со всем нашим социальным дистанцированием и возросшими потребностями в общении. Да и тренд на беспрерывное потребление контента параллельно с другими делами не спадает - тому доказательство всё растущее количество подкастов и аудиокниг»1. Сами разработчики говорили о возможности устанавливать связи с интересными людьми по всему миру, не выходя из дома, и вести с ними содержательные беседы, что может стать в том числе основой заработка. Пол Дэвисон рассказывал агентству деловых новостей «Squawk Box»: «Есть много невероятных людей - умных, смешных, разбирающихся в своём предмете. Мы хотим дать им возможность зарабатывать прямо в Clubhouse с помощью подписок и платных мероприятий, а также получать донаты от слушателей, которым нравится то, что они делают»2. Пока это в соцсети не реализовано, но вектор дальнейшего развития понятен.

С самого начала создателями был использован чрезвычайно удачный маркетинговый ход - создание атмосферы эксклюзивности, избранности, так называемый триггер «принадлежности к особой группе»: доступ к приложению и, соответственно, соцсети можно осуществить только с операционной системы IOS на смартфонах iPhone и планшетах iPad и при наличии ре-феральной ссылки - полученного от знакомого приглашения или инвайта (имя пригласившего будет отражаться в профиле пользователя, это своего рода рекомендация). Поэтому изначально в новой соцсети собралась особая аудитория: крупные предприниматели, инвесторы, деятели культуры, журналисты, блогеры. Взрывной рост количества пользователей произошел после появления в Clubhouse создателя Tesla Илона Маска, который сначала написал об этом в Twitter, а затем провел многочасовую беседу о своих экспериментах о вживлении чипов в мозг обезьяны и экспедиции на Марс с генеральным директором платформы

1 Баландина А. Соцсеть, о которой все говорят: что такое Clubhouse и как ею пользоваться // Netology.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://netology.ru/blog/02-2021-what-is-clubhouse. Дата обращения: 04.04.2021.

2 Там же.

Robinhood Владом Теневым. После Маска в соцсети появился основатель Facebook Марк Цукерберг, рассказавший о работе подразделения проектов дополненной и виртуальной реальности Facebook Reality Labs и об особенностях «удаленки» во время пандемии, еще больше поддержав интерес пользователей.

Новая соцсеть представляет собой набор виртуальных комнат-клубов, где ведутся беседы на самые разные темы: от политических дискуссий до развлекательных ток-шоу, от установления деловых связей до творческих выступлений и музыки. При регистрации пользователь заполняет профиль, в котором указывает свои интересы, язык, деятельность. После этого он может подписываться на других пользователей и видеть, в каких «комнатах-беседах» они состоят, чтобы присоединиться к ним в любой момент. Подписаться можно как на своих знакомых, которых приложение обнаружит, если ему дать доступ к адресной книге, так и на любых других людей, например, знаменитостей. После этого на телефон или планшет будут приходить пуш-уведомления об инициированных ими беседах. Так создается персонализированная лента новостей-оповещений. Интерес к наиболее популярным «комнатам», особенно с мощными ньюсмейкерами и лидерами мнений, подогревается тем, что в беседе может быть одновременно максимум 5000 участников. Каждая «комната» посвящена конкретной теме и поставлена на определенное время, поэтому пользователь может планировать свои посещения, а не только подключаться спонтанно. Некоторые комнаты посвящены постоянным темам и становятся своего рода клубом по интересам. Такой клуб перед открытием должен получить одобрение модератора (до этого необходимо трижды успешно провести встречи на заявленную тему). Начало беседы тоже обозначается пуш-уведомлением или отмечено в календаре.

Входя в любую беседу, пользователь становится слушателем. Если у него появляется желание задать вопрос или выступить, ему необходимо «поднять руку», чтобы модератор включил ему микрофон и дал слово. Оповещение о начале разговора по-

строено по принципу цепной реакции: его в первую очередь получают подписчики создавшего беседу пользователя, затем их подписчики и т.д. «Комнаты» бывают трех типов: 1) открытые, куда может попасть любой желающий, 2) социальные - для участников, на которых подписан пользователь, 3) закрытые - в них допускаются только выбранные участники. Во всех типах «комнат» осуществляется общение в режиме реального времени, записи не ведется, а по окончании беседы комнаты исчезают. Высокая привлекательность исчезающего контента уже давно оценена соцсетями, так как он «прибавляет продукту популярности и дает возможность обойти конкурентов в части привлечения пользовательского внимания. Поскольку исчезающий через некоторый промежуток времени контент имеет в этом отношении большую ценность по сравнению с обычными "постоянными" публикациями: действует логика - если скоро исчезнет, необходимо сразу посмот-реть»1. Такую особенность используют многие социальные сети и мессенджеры, однако Clubhouse смог вывести этот тренд на новый уровень, положив принцип «исче-зания» в основу функционирования своего сервиса. Приоритетность выдачи информации о «комнатах» следующая: сначала предлагаются чаты, с пользователями которых установлена взаимная подписка, затем показываются «комнаты», созданные теми, на кого человек подписан, после этого демонстрируются чаты, в которых участвуют друзья.

Сам ход беседы в «комнате» представляет собой некий симбиоз пресс-конференции и подкаста. Некоторые журналисты сравнивают его с «FM-радио с одним или несколькими ведущими в студии»2. Кому-то это напоминает сервис Instagram Live, где обозначается время начала эфира и

Коломийцева Е.Ю. Актуальные тренды развития новых медиа // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - № 4, том 1. С. 127.

2 Благовещенский А. Что такое Clubhouse и как туда попасть. Десять интересных фактов // Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2021/02/17/chto-takoe-clubhouse-i-kak-tuda-popast-desiat-interesnyh-faktov. html. Дата обращения: 04.04.2021.

тема. С одной стороны есть спикеры и модераторы, а с другой - слушатели, которые могут проявлять активность и тоже участвовать в разговоре. Ключевое же отличие от подкаста состоит в том, что слушатели воспринимают речь спикеров не в записи, а в прямом эфире. Вопрос они тоже могут задать непосредственно во время беседы, хотя и с одобрения модератора. Как и в других соцсетях, здесь запрещен буллинг, противозаконный контент, спам и т.п. В беседе не используется текст, фото, видео. Для многих пользователей ценно, что отключиться от комнаты можно тихо, без аудио и визуальных сигналов, т.е., внимание на этом других участников дискуссии не акцентируется. Примечательно и то, что в новой соцсети нет приватных сообщений и чатов, связываться с незнакомыми пользователями после беседы можно только предоставив им ссылки на свои аккаунты в других социальных сетях. При этом такую ссылку нельзя скопировать, лишь вводить вручную. Нет в Clubhouse и привычных смайликов-реакций, поэтому, если пользователю в «комнате» не предоставили слово, то ему практически невозможно высказать свое отношение к происходящему. Хотя в последнее время и здесь начинает вырабатываться свой так называемый этикет, когда, например, быстрое нажатие несколько раз кнопки микрофона символизирует аплодисменты и т.п.

По понятным причинам первоначально соцсеть была преимущественно англоязычной, но с февраля 2021 года в ней стал активно развиваться русскоязычный сегмент. Это обусловлено, как и в случае с США, приходом на площадку медийных личностей: банкира Олега Тинькова, управляющего директора «Яндекса» Тиграна Ху-давердяна, сооснователя «Mail.Ru Group» Дмитрия Гришина, экс-советника президента РФ по вопросам развития интернета Германа Клименко, актера Михаила Галустяна, телеведущего Ивана Урганта, главы «Ян-декс.Лавки» Ильи Красильщика, блогера Ильи Варламова и т.д. Одно из самых востребованных сообществ - The Dacha, где обсуждают самый широкий спектр тем и играют в «Что, где, когда». Набирает популярность и сообщество «Кто такой и зачем

нужен», в которое для беседы приглашаются интересные персоны.

Основное ядро русскоязычной аудитории составляют люди, связанные с IT-отраслью: разработчики программного обеспечения, основатели стартапов, сотрудники технологических компаний, digital-специалисты. Активно присоединяются новые медийные личности и крупные бренды. Так, компания «Яндекс» после успешного выступления лидера сделала свое присутствие в Clubhouse постоянным: «Сначала выступал гендиректор Тигран Худавердян, потом глава Яндекс.Go Даниил Шулейко, а вечером в пятницу "Яндекс" вёл параллельно сразу три комнаты - с главой "Поиска" Андреем Стыскиным, "Прожарка Ян-декс.Дзена" и Bonus Episode от "Ян-декс.Музыки". В "Яндексе" рассказали TJ, что решили продолжить проводить комнаты каждый день, кроме выходных»1. В пресс-службе «Яндекса» так прокомментировали свою активность: «Мы увидели большой интерес и подумали, что это отличное место, чтобы в неформальной обстановке поболтать со слушателями - дать им возможность задать свои вопросы топ-менеджерам компании, рассказать, как всё устроено внутри. Так возникла идея сделать такие встречи регулярными и создать комнату, куда мы будем приглашать руководителей сервисов, разных сотрудников и профессионалов индустрии» . Позже к «Яндексу» присоединились банки «ВТБ», «Тинькофф», компании «Mail.ru Group», «Самокат» и другие.

Зародившись, прежде всего, как способ восполнить дефицит общения в пандемию, Clubhous тем не менее за год смог продемонстрировать и другие свои возможности, часть из которых, несомненно, будет востребована как у специалистов самых разных отраслей, так и у простых слушателей:

1 Камалетдинов Д. Clubhouse неделю спустя: как попасть, на кого подписаться и что делать в соцсети только для голосового общения // Tjournal.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tjoumal.m/intemet/339092-dubhouse-nedelyu-spustya-kak-popast-na-kogo-podpisatsya-i-chto-delat-v-socseti-tolko-dlya-golosovogo-obshcheniya. Дата обращения: 04.04.2021.

2 Там же.

- установление полезных знакомств с людьми из интересующих сфер, так называемый нетворкинг, горизонтальные связи между пользователями;

- захват новой аудитории и расширение уже существующей за счет привлечения ее к неформальному живому общению;

- площадка для обмена опыта, проведения образовательных лекций, конференций, публичных выступлений;

- создание интерактивных подкастов;

- заполнение свободного времени, подобно радио и тем же подкастам, но опять же с возможностью реального общения;

- возможность передавать эмоции с помощью интонаций и акцентов в голосе;

- коллаборации с другими профессионалами (музыка, совместные технические, развлекательные проекты и т.п.);

- возможность для журналистов брать нестандартные интервью;

- способ найти живую компанию в любое время в условиях продолжающейся «удаленки» и локдаунов;

- развитие личного бренда;

- тренировка языка при общении в англоязычном сегменте;

- сбор экспертных мнений и мнений «со стороны»;

- рекрутинг, подбор необходимых сотрудников без предварительного сообщения им об этом, своего рода «смотрины»;

- дешевый способ проверить и «обкатать» новую идею, например, подкаста;

- live-форматы шоу из других медиа;

- создание уникальных медиапроектов типа «Кто такой и зачем нужен», куда приглашаются для обсуждения знаменитости;

- устраивание шумных акций и пиар-кампаний, подобных стихийно возникшему противостоянию популярного в сети движения субкультуры «биониклов» и журналиста Владимира Соловьева;

- демонстрация своей экспертности;

- важная техническая характеристика: большая пропускная способность сети при общении голосом, нежели с использованием видео.

Вместе с тем у новой соцсети можно обнаружить и очевидные минусы, среди которых поглощение большого количества времени, энергозатратность (общаться

«вживую» тяжелее, чем листать ленту новостей в свободное время), сбой режима за счет разницы во времени с самым многолюдным американским сегментом, отвлечение от работы. Некоторые эксперты полагают, что когда вход в приложение станет массовым, то магия «вечеринки для избранных» пропадет. Кроме того, существует угроза распространения противозаконного контента при недостаточной модерации и одновременно высокой скорости создания «комнат» и распространения информации. Издание «Vanity Fair», анализируя новую соцсеть, одним из первых акцентирует внимание на проблеме модерации, вследствие которой в соцсети могут появляться, например, радикальные высказывания: «В отличие от других технологических платформ, которые начали предупреждать пользователей о ложной или вводящей в заблуждение информации, Clubhouse не предоставляет способов противодействия дезинформации. В приложении нет раздела для комментариев, кнопки „лайк" или других реакций, позволяющих членам аудитории выражать несогласие или делиться ин-формацией»1.

Эту часть создателям, безусловно, придется совершенствовать. Свидетельством тому стали уже возникшие проблемы с распространением определённой информации, повлекшие за собой ужесточение регулирования контента правительствами разных стран. Так, поскольку в соцсети первоначально отсутствовала цензура и моде-рация, она стала приобретать большую популярность в Китае, здесь стали обсуждаться табуированные правительством Поднебесной темы: притеснение уйгуров, акции протеста в Гонконге, политический и государственный статус Тайваня, демократия и права человека. Примечательно, что приложение при этом не было официально доступно в китайском AppStore, пользователи скачивали его, прибегая к различным ухищ-

1 Walk-Morris T. «You Become Hostage to Their Worldview»: The Murky World of Moderation on Clubhouse, a Playground for the Elite // Vanity Fair [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vanityfair.com/news/2020/12/the -murky-world-of-moderation-on-clubhouse. Дата обращения: 04.04.2021.

рениям, смене географической привязки своего устройства и покупая инвайты-приглашения в интернете через соцсети и маркетплейсы. В начале февраля 2021 года вполне ожидаемо новую соцсеть в Китае заблокировали, как и многие другие западные ресурсы - YouTube, Facebook, Twitter и т.д. Следом, в начале марта 2021 года, сеть была отключена в Омане, поскольку тоже нарушила правила внутреннего регулирования.

Непонятна до конца и ситуация с конфиденциальностью: «Во-первых, приложение получает доступ к списку контактов, во-вторых, аккаунт нельзя просто удалить -только через службу поддержки, а в-третьих, беседа всё равно может быть записана и выложена в общий доступ»2. Кроме того, умельцы уже нашли способы обхода запрета на запись, ролики об этом уже выложены на Youtube, как и записи некоторых диалогов.

Раздаются голоса и об угрозе манипуляции людьми, инструментом которой становятся соцсети. Колумнист известных изданий Андрей Сахнин метко встроил новый коммуникационный сервис в образную парадигму: «Соцсети с пугающим буквализмом воспроизвели медиаландшафт прошлого столетия. YouTube стал новым телевидением, Facebook или "ВКонтакте" занимают нишу газеты "Правда". Даже подзабытые заводские многотиражки и доски объявлений в парках воспроизвелись на новом технологическом витке в сервисах Twitter (а его политизированный сегмент вполне сопоставим с лучшими образцами советских "Окон РОСТА" или китайскими дадзыбао). На медиарельсы переходит даже то, что раньше казалось неотчуждаемой частью подлинной народной культуры. TikTok тех-нологизировал частушки и анекдоты. Теперь их рассказывают не в прокуренных за-брошках после уроков и не бесплатно, а через развлекательные интеграции с брендами. Но все те же школьники. Clubhouse претендует на трансформацию в медиа еще од-

2 Баландина А. Соцсеть, о которой все говорят: что такое Clubhouse и как ею пользоваться // Netology.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://netology.ru/blog/02-2021-what-is-clubhouse. Дата обращения: 04.04.2021.

ного формата "подлинной" офлайн-жизни -живого общения особей Homo sapiens в режиме реального времени»1. Это может оказаться еще одним способом направленно воздействовать на массовое сознание.

Как уже упоминалось, один из создателей соцсети говорил о перспективах ее монетизации и заработках пользователей. Пока в соцсети нет монетизации как таковой, но, скорее всего, она появится в виде рекламы и дающей привилегии подписки. Возможно, что проект купит крупный игрок IT-рынка и интегрирует в свои сервисы. Предполагают, что здесь должны появиться инструменты для поддержки творчества: переводы с чаевыми, оплата билетов и подписок, гранты. Кроме того, вокруг соцсети уже стали возникать сервисы. Так, сайт «Pic.house», стал предлагать персонализировать аватарку для Clubhouse, выделив ее на фоне остальных обрамлением и добавлением эмодзи. Компания Brand Analytics создала ресурс, где с помощью системы Brand Visor в режиме реального времени можно следить за обсуждениями Clubhouse в русскоязычных социальных медиа.

А вот ситуация с заработками пользователей уже активно развивается без вмешательства создателей сервиса. Отечественные блогеры уже энергично осваивают новую соцсеть как бизнес-площадку. Одним из первых монетизировал свое присутствие в соцсети Илья Варламов (более 200 тысяч подписчиков), и у него быстро появились последователи, сложился своего рода пул востребованных модераторов, финансово поддерживаемый заинтересованными компаниями: «Варламов - далеко не единственный, кто уже зарабатывает в Clubhouse. Банки, телеком и интернет-компании зовут модераторов популярных комнат за деньги вести их эфиры и платят пользователям с самой крупной аудиторией за рекламные интеграции с их брендами. Так, например, "Яндекс" несколько раз приглашал вести

1 Сахнин А. Как и предыдущие соцсети, новый Clubhouse оказался инструментом манипулирования людьми // Moskvichmag.m [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://moskvichmag.iu/lyudi/kak-i-piedydushhie-sotsseti-novyj-clubhouse-okazalsya-instiumentom-manipulirovaniya-lyudmi/?utm_souroe. Дата обращения: 04.04.2021.

эфиры своей комнаты Yet Another Clubhouse Room ведущего подкаста Zavtracast Тимура Сейфельмлюкова (более 11 000 подписчиков в Clubhouse) и блогера Ксению Дукалис (около 100 000 подписчиков), а "Тинькофф" звал вести комнату "о бренде, маркетинге и других секретах бизнеса" продюсера YouTube-каналов "Парфенон" и Wylsacom Илью Овчаренко (более 17 000 подписчиков)» . По некоторым оценкам, модераторы получают оплату по формуле «1,5 рубля в час за подписчика»3. Приглашение модераторов с большим количеством подписчиков гарантирует заказчикам заполненность их комнаты, поскольку, как уже упоминалось выше, именно такова механика соцсети: популярный гость, кликбейтный заголовок - и максимальное число пользователей получит уведомление о событии.

Итак, совершенно очевидно, что новая соцсеть вступила в активную борьбу на коммуникационном рынке за банк времени своих пользователей. Конкуренты сразу же обратили внимание на новый перспективный формат: аналог голосовой соцсети начали разрабатывать в Facebook, WhatsApp, Twitter, Вконтакте; голосовые сообщения есть в китайской версии TikTok; появляются аналогичные проекты типа Watercooler. Пока сложно дать прогноз, будет ли Clubhouse ситуативным трендом или станет успешным в долгосрочной перспективе. Однако не вызывает сомнения тот факт, что актуализировавшееся благодаря, прежде всего, пандемии голосовое общение обязательно внесет коррективы в дальнейшее развитие как непосредственно социаль-

2 Демидкина К. Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети // Forbes.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/421745-novyy-dikiy-zapad-kak-polzovateli-clubhouse-nauchilis-zarabatyvat-v?utm_source. Дата обращения: 04.04.2021.

3 Сахнин А. Как и предыдущие соцсети, новый Clubhouse оказался инструментом манипулирования людьми // Moskvichmag.ru [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://moskvichmagrulyudi/kak-i-predydushhie-sotsseti-novyj-clubhouse-okazalsya-instrumertom-manipulirovaniya-lyudmi/?utm_souroe. Дата обращения: 04.04.2021.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2021 ных сетей, так и коммуникационного рынка в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баландина, А. Соцсеть, о которой все говорят: что такое Clubhouse и как ею пользоваться // Netology.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://netology.ru/blog/02-2021-what-is-clubhouse. Дата обращения: 04.04.2021.

2. Благовещенский, А. Что такое Clubhouse и как туда попасть. Десять интересных фактов // Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2021/02/17/chto-takoe-clubhouse-i-kak-tuda-popast-desiat-interesnyh-faktov.html. Дата обращения: 04.04.2021.

3. В чём феномен Clubhouse и как туда попасть // Lifehacker.ru [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://lifehacker.ru/clubhouse/. Дата обращения: 04.04.2021.

4. Демидкина, К. Новый Дикий Запад: как пользователи Clubhouse научились зарабатывать в соцсети // Forbes.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/421745-novyy-dikiy-zapad-kak-polzovateli-clubhouse-nauchilis-zarabatyvat-v?utm_source. Дата обращения: 04.04.2021.

5. Коломийцева, Е.Ю. Актуальные тренды развития новых медиа // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2019. - Т. 1. - № 4. С. 122-129.

6. Коломийцева, Е.Ю. Новые медиа в пандемию: пути трансформации // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2021. - Т. 1. - № 1 (34). С. 144-152.

7. Сахнин, А. Как и предыдущие соцсети, новый Clubhouse оказался инструментом манипулирования людьми // Moskvichmag.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moskvichmag.ru/lyudi/kak-i-predydushhie-sotsseti-novyj-clubhouse-okazalsya-instrumentom-manipulirovaniya-lyudmi/?utm_source. Дата обращения: 04.04.2021.

8. Walk-Morris T. «You Become Hostage to Their Worldview»: The Murky World of Moderation on Clubhouse, a Playground for the Elite // Vanity Fair [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vanityfair.com/news/2020/12/the-murky-world-of-moderation-on-clubhouse. Дата обращения: 04.04.2021.

Дата поступления: 05.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.