Научная статья на тему 'НОВЫЕ МЕДИА В ПАНДЕМИЮ: ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ'

НОВЫЕ МЕДИА В ПАНДЕМИЮ: ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4885
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / ПАНДЕМИЯ / ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ / НОВЫЕ ФОРМЫ КОНТЕНТА / АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / NEW MEDIA / PANDEMIC / PATHS OF TRANSFORMATION / NEW FORMS OF CONTENT / CURRENT TRENDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломийцева Е.Ю.

Пандемия коронавируса, изменившая жизнь всего населения планеты, послужила катализатором развития всех информационных процессов и, прежде всего, стала причиной трансформации так называемых новых медиа. При этом изменилась сама структура медиапотребления. Перспективы эволюции медиа в интернете просматривались и раньше, но пандемия эти процессы ускорила и дифференцировала. Среди таких актуальных тенденций оказалось построение комьюнити, актуализация сторителлинга, особые формы привлечения внимания пользователей, вплоть до крайностей. Вместе с тем у аудитории возрос интерес к так называемому «длинному чтению», созидательным и успокаивающим материалам, а также к достоверной аналитике, касающейся ситуации с коронавирусом. Заметно усилился интерес к познавательному и образовательному контенту. Среди актуальных трендов, обусловленных пандемией, можно также выделить возникновение нестандартных объединений-коллабораций для создания контента: во время карантина мы увидели множество информации от обычных пользователей и блогеров в профессиональных СМИ и в соцсетях, причем после ослабления мер безопасности количество этого контента принципиально не уменьшилось. Существенно увеличилась доля авторских медиа: свои успешные блоги создают не только профессиональные журналисты, но и представители самых разных творческих профессий, а также врачи. Во время пандемии зафиксировано усиление роли и влияния медиаплатформ, социальных сетей, агрегаторов, при этом они больше не нейтральны, как ранее декларировалось, а активно навязывают свою экономическую и политическую повестку. Среди значимых трендов - формирование и популяризация так называемых экосистем и суперприложений, а также диффузия, взаимопроникновение внутри различных видов СМИ. Пандемия обнажила и важные негативные моменты: например, снижение качества работы профессиональных медиа. Индустрия должна непременно использовать те возможности, которые открыла перед ней пандемия и трансформировавшиеся формы коммуникации в новых медиа, но важно, чтобы были учтены и появившиеся в связи с этим риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEDIA INTO THE PANDEMIC: WAYS OF TRANSFORMATION

The coronavirus pandemic, which changed the life of the entire population of the planet, served as a catalyst for the development of all information processes and, above all, became the reason for the transformation of the so-called new media. At the same time, the structure of media consumption itself has changed. Prospects for the evolution of media on the Internet have been seen before, but the pandemic has accelerated and differentiated these processes. Among such topical trends were the building of the community, the actualization of storytelling, special forms of attracting the attention of users, to the extreme. At the same time, the audience has increased interest in the so-called "long reading", creative and calming materials, as well as reliable analytics regarding the situation with the coronavirus. Interest in cognitive and educational content has noticeably increased. Among the current trends caused by the pandemic, one can also highlight the emergence of non-standard associations-collaborations for creating content: during the quarantine, we saw a lot of information from ordinary users and bloggers in professional media and social networks, and after the weakening of security measures, the amount of this content did not fundamentally decrease. The share of copyright media has significantly increased: not only professional journalists, but also representatives of various creative professions, as well as doctors, create their successful blogs. During the pandemic, an increase in the role and influence of media platforms, social networks, aggregators was recorded, while they are no longer neutral, as previously declared, but actively impose their economic and political agenda. Among the significant trends are the formation and popularization of the so-called ecosystems and super-applications, as well as diffusion, interpenetration within various types of media. The pandemic also revealed important negative aspects: for example, the decline in the quality of the work of professional media. The industry must certainly use the opportunities that the pandemic and the transformed forms of communication in new media have opened up for it, but it is important that the risks that have arisen in this regard are taken into account.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ МЕДИА В ПАНДЕМИЮ: ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ»

УДК: 82-92; 070

ББК: 80; 76.0

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_1_1_144

Коломийцева Е.Ю.

НОВЫЕ МЕДИА В ПАНДЕМИЮ: ПУТИ ТРАНСФОРМАЦИИ

Kolomiytseva E. Yu.

NEW MEDIA INTO THE PANDEMIC: WAYS OF TRANSFORMATION

Ключевые слова: Новые медиа, пандемия, пути трансформации, новые формы контента, актуальные тенденции.

Keywords: New media, pandemic, paths of transformation, new forms of content, current trends.

Аннотация: Пандемия коронавируса, изменившая жизнь всего населения планеты, послужила катализатором развития всех информационных процессов и, прежде всего, стала причиной трансформации так называемых новых медиа. При этом изменилась сама структура медиапотребления. Перспективы эволюции медиа в интернете просматривались и раньше, но пандемия эти процессы ускорила и дифференцировала. Среди таких актуальных тенденций оказалось построение комьюнити, актуализация сторителлинга, особые формы привлечения внимания пользователей, вплоть до крайностей. Вместе с тем у аудитории возрос интерес к так называемому «длинному чтению», созидательным и успокаивающим материалам, а также к достоверной аналитике, касающейся ситуации с коронавирусом. Заметно усилился интерес к познавательному и образовательному контенту. Среди актуальных трендов, обусловленных пандемией, можно также выделить возникновение нестандартных объединений-коллабораций для создания контента: во время карантина мы увидели множество информации от обычных пользователей и блогеров в профессиональных СМИ и в соцсетях, причем после ослабления мер безопасности количество этого контента принципиально не уменьшилось. Существенно увеличилась доля авторских медиа: свои успешные блоги создают не только профессиональные журналисты, но и представители самых разных творческих профессий, а также врачи. Во время пандемии зафиксировано усиление роли и влияния медиаплатформ, социальных сетей, агрегаторов, при этом они больше не нейтральны, как ранее декларировалось, а активно навязывают свою экономическую и политическую повестку. Среди значимых трендов - формирование и популяризация так называемых экосистем и суперприложений, а также диффузия, взаимопроникновение внутри различных видов СМИ.

Пандемия обнажила и важные негативные моменты: например, снижение качества работы профессиональных медиа. Индустрия должна непременно использовать те возможности, которые открыла перед ней пандемия и трансформировавшиеся формы коммуникации в новых медиа, но важно, чтобы были учтены и появившиеся в связи с этим риски.

Abstract: The coronavirus pandemic, which changed the life of the entire population of the planet, served as a catalyst for the development of all information processes and, above all, became the reason for the transformation of the so-called new media. At the same time, the structure of media consumption itself has changed. Prospects for the evolution of media on the Internet have been seen before, but the pandemic has accelerated and differentiated these processes. Among such topical trends were the building of the community, the actualization of storytelling, special forms of attracting the attention of users, to the extreme. At the same time, the audience has increased interest in the so-called "long reading", creative and calming materials, as well as reliable analytics regarding the situation with the coronavirus. Interest in cognitive and educational content has noticeably increased. Among the current trends caused by the pandemic, one can also highlight the emergence of non-standard associations-collaborations for creating content: during the quaran-

tine, we saw a lot of information from ordinary users and bloggers in professional media and social networks, and after the weakening of security measures, the amount of this content did not fundamentally decrease. The share of copyright media has significantly increased: not only professional journalists, but also representatives of various creative professions, as well as doctors, create their successful blogs. During the pandemic, an increase in the role and influence of media platforms, social networks, aggregators was recorded, while they are no longer neutral, as previously declared, but actively impose their economic and political agenda. Among the significant trends are the formation and popularization of the so-called ecosystems and super-applications, as well as diffusion, interpenetration within various types of media.

The pandemic also revealed important negative aspects: for example, the decline in the quality of the work of professional media. The industry must certainly use the opportunities that the pandemic and the transformed forms of communication in new media have opened up for it, but it is important that the risks that have arisen in this regard are taken into account.

Если обратиться к прошлому, то человечество, к сожалению, в своей истории неоднократно сталкивалось с жестокими эпидемиями (бубонной чумы, гриппа-«испанки» и т.д.) и смогло их преодолеть, хотя и понеся большие потери. Однако пандемия COVID-19 - в каком-то смысле новое явление, поскольку это первая действительно глобальная эпидемиологическая проблема, с которой общество столкнулось уже в период развитого интернета и социальных сетей. Стремительное распространение информации о вирусе, своего рода переизбыток сведений различной степени точности, а зачастую и вовсе фейковых, даже породило явление, получившее название «инфоде-мия»1. Некоторые при этом отмечают параллельно еще и явление «датадемии»2 -переизбытка различных данных, прежде всего, о коронавирусе и статистике заболеваний. В силу сложившихся обстоятельств интернет мгновенно стал основной «средой обитания» и средством получения информации даже для тех, кто до повсеместных локдаунов и «удаленки» получал информацию из других источников. Если и раньше медиаведы констатировали, что во многом картина мира читателей и зрителей склады-

1 Павелко А., Чепрукова Н. Пандемия информации: как фейки в сети влияют на человека и борьбу с коронавирусом // Москва 24 [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/ obshchestvo/14052020/156676 (дата обращения 30.01.2021).

2 Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки

пространств, политик и коммуникаций // Высшая школа экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cmd.hse.ru/digitalmedia/ (дата обращения 30.01.2021).

валась под влиянием того, о чем писали и говорили СМИ, то теперь последние, прежде всего, новые медиа, стали едва ли не единственным окном в мир. Безусловно, пандемия стала катализатором всех цифровых информационных процессов, и исходя из новых условий создания и потребления контента, новые медиа вынуждены были оперативно трансформироваться.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и «старые» медиа. Телевидение, как и ди-джитал, ощутило небывалый рост аудитории благодаря «удаленке»: «По данным Mediascope, в апреле 2020 года жители российских городов с населением более 100 тыс. человек старше четырех лет в среднем смотрели ТВ на 25% дольше, чем в апреле прошлого года - 269 минут каждый день»3. Однако все же изменилась сама структура потребления медиа, а e-commerce постепенно вообще стал все больше похож на отдельный медиаканал. По мнению генерального директора Европейской медиа-группы EMG Романа Емельянова, в период карантина «гигантский скачок развития получили онлайн-ресурсы и всевозможные стриминг-платформы. Люди больше времени стали проводить дома, и это значительно повлияло на их предпочтения. При этом, большие офлайновые медиа, которые сумели быстро перестроиться в диджитал-среде, так или иначе, сохранили свои показате-

3 Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обращения 30.01.2021).

ли»1. Произошел стремительный рост потребления аудио- и видеоматериалов. Телевидение научилось по-новому создавать контент, «форматы zoom-конференций и съемок в формате "скринлайф" стали главными трендами в 2020 году. Эти форматы делают лица с телеэкрана ближе к аудитории, а сюжеты - более живыми и реальными»2. Также возрос интерес аудитории к подкастам (аудиоматериалам, выложенным в интернете и в специальных приложениях). Можно сказать, что традиционные медиа изменились и стали активнее использовать приемы, свойственные до этого новым медиа, которые, в свою очередь, наметили собственные пути трансформации.

Спектр таких путей оказался самым широким. При этом, следует помнить, что по большому счету все эти перспективы в целом просматривались в эволюции медиа в интернете и раньше, пандемия же некоторые процессы стремительно ускорила, что-то вывела «в топ», а что-то отбросила в силу невостребованности. Так, те направления развития медиасреды, которые специалисты предсказывали еще пару лет назад, именно в пандемию особенно разрослись и «выстрелили»: «Дело в том, что мы вышли на новый уровень эволюции и понимания принципов работы с социальными сетями. Просто создать канал дистрибуции и наполнять его контентом - этого уже мало. Современное сообщество должно быть объединено общей миссией, действием или целью. <...> Мы видим в этом актуализацию назревшей потребности: поскольку поддерживать лояльность к медиабренду все сложнее, нужно строить вокруг него комьюнити. А это предполагает уже не просто создание и дистрибуцию контента, но формулирование идей, тем, ценностей, призывы к общим действиям для упрочения связей внутри ядра сообщества»3. Для этого освободилось

1 Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обращения 30.01.2021).

2 Там же.

3 Корнев М., Нигматуллина К., Пуля В. 5 направ-

лений в развитии новых медиа // Журналист [Элек-

тронный ресурс] - Режим доступа: https:// jrnlst.ru/5-trends (дата обращения 30.01.2021).

время и возникли возможности. При этом вновь актуализировалась важность «стори-теллинга (мастерства рассказывания историй) для комьюнити-менеджмента и маркетинга. Этот старый-новый навык для упаковки необходимых бренду идей в нарративный, повествовательный контент все еще является ключевым в отрасли и пока не поддается ни автоматизации, ни другому улучшению техническими методами. Люди, как и десять тысяч лет назад, любят истории с драматической подачей. И кто-то должен им их рассказывать»4. Поэтому мы могли наблюдать рост популярности, например, таких платформ, как «Яндекс. Дзен», специализирующихся именно на рассказывании историй: у людей появилось время и возможность не только их писать, но и читать, и активно комментировать. Те же тенденции наблюдаются и в так называемой бренд-журналистике: «На место механических форм контент-маркетинга приходят журналистские приемы вовлечения аудитории через захватывающие истории, бренды все чаще обзаводятся социальной миссией, разворачиваются в сторону этики и экологии. Если создание контента отвечает только на вопрос "что?", дистрибуция - "куда?" и "как?", то ценностные измерения объясняют - "зачем?". С последним вопросом в коммуникациях брендов много неочевидного. Бренд-журналистика - это уже не экзотика, а вполне популярная стратегия: давать людям не просто информацию, а контент с добавленной ценностной стоимостью»5. Однако здесь надо учитывать и оборотную сторону медали: увеличившееся количество контента требует особых форм привлечения внимания, отстройки от конкурентов.

Поэтому не случайно авторитетные исследователи и практики новых медиа, ежегодно публикующие свой прогноз их развития на будущий год, для начавшегося года в качестве одного из самых заметных трендов отмечают борьбу за внимание пользователя, тонущего в море информации, привыкшего к бесконечной трансляции всеми и всего в режиме стрима, когда уже зачастую не помогает даже максимальная радикализация подачи контента, вплоть до

4 Там же.

5 Там же.

смерти в прямом эфире: «.. .в этой экономике хаотичного, разогнанного до беспредела внимания главной ценностью становится не оперативность, не качество, не достоверность, не фактчекинг. А ведь именно на них основывалась медиаиндустрия долгие годы. Ими раньше доказывали инвесторам свою успешность. Теперь же главной ценностью становится вот что: о тебе говорят, ты заметен. То есть даже если ты делаешь что-то плохо, отвратительно, наперекор рынку, максимально трэшово, но о тебе говорят -это становится успехом, фактором того, что в тебя, видимо, надо вкладывать деньги или стать твоим спонсором»1. Тенденция пугающая, однако опытные специалисты индустрии понимают, что есть краткосрочный ситуативный успех, а есть долгосрочное перспективное планирование, и в текущей ситуации в борьбе за трафик нужно такие тренды учитывать. К сожалению, именно пандемия, спровоцировавшая рост количества разнообразного интернет-контента одновременно обусловила и усиление так называемых трэш-приемов привлечения внимания.

Вместе с тем, как уже отмечалось, в пандемию актуализировались пространные истории: у пользователей появилось больше времени, чтобы в них разобраться. Поверхностное чтение новостей стало уступать «длинному чтению». Из-за повышенной тревожности, обусловленной эпидемиологической ситуацией, выросла потребность в чем-то созидательном и успокоительном: актуализировался не только уже привычный развлекательный контент, но и размышления о жизни, интересные истории из прошлого, стала востребованной серьезная аналитика по поводу ситуации с коронавиру-сом. Так, все крупные СМИ, универсальные интернет-порталы и новостные агрегаторы ввели специальные рубрики, посвященные борьбе с COVID-19, а также увеличили количество публикаций так называемых мотивирующих материалов: о хобби, психологической поддержке, индивидуальном опыте

1 Горохова М., Корнев М., Кулаков Е., Нигматул-лина К., Пуля В. Тренды новых медиа-2021 в формате 2оот-звонка // Журналист [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jrnlst.ru/trends-2021 (дата обращения 30.01.2021).

противостояния и даже преодоления сложившейся ситуации. В социальных сетях, на интернет-платформах пользователей ежедневно информируют о количестве заболевших, выздоровевших и умерших из-за коронавируса, приводя реальную статистику на базе авторитетных источников. Нередко появляется реклама в Stories, постах и рассылках чат-ботами о том, какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не заразить себя и близких.

В пандемию серьезно возрос спрос на познавательный контент, новые медиа это сразу же подхватили, выиграв у неповоротливого профессионального образования и государственных структур. Пока школы, вузы, колледжи настраивали дистанционный процесс обучения, видеохостинги, бло-ги и соцсети стремительно наполнились различными видами образовательного контента: от любительских обучающих роликов на YouTube до серьезных профессиональных курсов на платформах типа Skillbox.ru и Udemy.com. Передовые вузы начали активнее выкладывать свои курсы на портале Coursera. Блогеры стали активно смешивать традиционный для себя развлекательный контент с просветительским и даже сугубо образовательным. Иногда блогерами поневоле становились те, кто не собирался этим заниматься, однако его контент оказался чрезвычайно востребованным. Так произошло с учителем физики Павлом Виктором, который выкладывал на YouTube видео уроков для своих учеников, а эти ролики стали собирать миллионные просмотры.

Для создания нового интересного ме-диапродукта или оригинального пользовательского контента на интернет-площадках возникли необычные объединения авторов, или так называемые коллаборации. Именно в пандемию это было успешно апробировано, во многом от безвыходности, и эффективно сработало, сняв существовавшие условные внутренние и внешние ограничения на сотрудничество «всех со всеми». В дальнейшем специалисты прогнозируют рост данного направления: «Эти платформы и инструменты существовали уже давно, но сейчас пандемия сняла для многих психологический ограничитель. Люди поняли: чтобы сделать сложный проект, не нужно фи-

зически собираться вместе. Поэтому мы увидим взлет мультинациональных, муль-тикультурных распределенных команд, которые наконец увидели все возможности и в онлайне». Причем, «в основном это будет прорыв для пользовательского контента (UGC). Обычные комментаторы, блогеры, влогеры будут активно использовать как программные инструменты для коллабора-ции, так и новые "железные" решения для создания контента, вроде какой-нибудь домашней "будки блогера", чтобы удобнее было вести стримы и записывать видеобло-ги»1. Во время пандемии мы увидели множество информации от обычных пользователей и блогеров в профессиональных СМИ и в соцсетях, причем после ослабления мер безопасности количество этого контента принципиально не уменьшилось.

Еще один феномен - авторские медиа - тоже тренд не новый, однако в пандемию это направление предсказуемо усилилось. YouTube, Telegram, «ВКонтакте», «Facebook» и «Яндекс.Дзен» наращивают именно авторский контент. Помимо журналистов эти платформы выращивают востребованных у аудитории непрофессиональных музыкантов, режиссеров, комиков-стендаперов, рецензентов, пишущих обзоры на игры, фильмы, концерты, технические новинки, проводящих самостоятельные расследования. Так, на YouTube авторские медиа журналистов Юрия Дудя, Алексея Пи-воварова, Леонида Парфенова развиваются вместе с блогами Амирана Сардарова, стен-дапера Данилы Поперечного, сообществом «Я - режиссер!» и др. При этом те и другие успешны и прибыльны. Создание своего медиа привлекает все больше и больше журналистов и медийных персон: за время пандемии коронавируса выросло количество людей, которые теперь позиционируют себя как блогеры. Так, многие Instagram-блогеры стали популярными или увеличили аудиторию, рассказывая своим подписчикам, чем можно занять себя, сидя дома на

1 Горохова М., Корнев М., Кулаков Е., Нигматуллина К., Пуля В. Тренды новых медиа-2021 в формате 2оош-звонка // Журналист. т [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jmlst.ru/trends-2021 (дата обращения 30.01.2021).

карантине: Настя Ивлеева вела «Прямые эфиры» в Instagraш со звёздными гостями в неформальной обстановке (Максим Галкин, Алла Пугачёва, Александр Гудков, Егор Крид и др.). В результате ее проект «Прямой карантин» посмотрели миллионы человек. Развлекательный видеосервис «^к-Ток» именно в пандемию увеличил свою популярность: сюда пришли начинающие музыканты и артисты, так называемые «но-унеймы», представили своё творчество и обрели значительную аудиторию. Один из ярких примеров - ставший феноменально популярным в русскоязычном сегменте интернета буквально за несколько дней трек «С какой стати» молодого музыканта-студента под псевдонимом KSENON. Росту аудитории видеохостингов и соцсетей способствовали и различные челленджи, конкурсы, марафоны, как правило, подразумевающие выполнение заданий с последующим вручением призов («Карантиновидение 2020» на канале «КЛИККЛАК», «бьюти-забеги» блогеров Гоар Аветисян, Natalinaшua, Egor_mua и т.п.). Особый случай, обусловленный именно пандемией: популярными блогерами, порой совершенно для себя неожиданно, стали практикующие доктора, борющиеся на передовой с корона-вирусом в госпиталях и больницах и размышляющие в социальных сетях о новой болезни и поисках методов ее лечения (реаниматологи Евгений Пинелис, Борис Теплых, главные врачи крупнейших московских клиник и ковид-госпиталей Александр Митичкин, Виталий Гусаров, Валерий Ве-чорко, Андрей Шкода, Сергей Петриков, Денис Проценко). По количеству подписчиков и качеству комьюнити, а главное, авторитетности их мнения у аудитории они иногда не уступают крупным медиа.

Специалисты-практики новых медиа неоднократно говорили об «инстаграмиза-ции, ютубизации и тиктокизации массовой коммуникации», пандемия лишь усилила этот тренд: «Платформы прочно захватили роль посредника во всех видах коммуникации - людей с людьми, покупателей с брендами, политиков с электоратом, медиа с аудиторией, учителей с учениками. Открыл онлайн-магазин с товарами для молодежи? Запускаешь свой ^кТок. Обновилось рас-

писание в школе? Выкладываешь его в Instagram. Нужно раскрутить губернатора? Заводишь ему блог на YouTube»1. Однако, один из ключевых вопросов так и не получил однозначного ответа: тенденцию пандемия усилила, но не решила возрастающие проблемы с монетизацией контента. Более того, остро реализовались риски, которые раньше только прогнозировали. Виной тому, помимо всего прочего, еще и «карающие» алгоритмы выдачи и политизация соцсетей (вспомним блокировку твиттер-аккаунта президента США Дональда Трампа и республиканцев, Семена Слепакова и т.п.). «Медиаплатформы - соцсети и мес-сенджеры - получили тотальный контроль над формированием информационной повестки огромной аудитории. И через эту повестку - управление ее настроением, решениями, мотивами - обрели право выбора, кого пускать к этой аудитории, а кого ограничивать в доступе и по каким правилам. Количество обвинений в адрес Facebook, Twitter, VK, причем летящих со всех сторон политического спектра, не поддается исчислению. "Желтые жилеты" во Франции обвиняют Facebook в намеренном сокрытии сообщений, в США республиканцы утверждают, что Google и Twitter подавляют консервативные точки зрения»2, - это обозначалось специалистами еще в самом конце 2019 года как предполагаемая тенденция года следующего. И в 2020-ом и самом начале 2021-го мы увидели тому самые неприятные подтверждения. Платформы разрослись до транснациональных корпораций и стали обладать огромной властью, подобно государствам, и диктовать свои условия. Один из самых тревожных последних примеров, помимо вышеназванных политических, - платформа «Robinhood», заблокировавшая покупку пользователями акций, когда это стало невыгодно хедж-фондам, защищающим интересы финансовых олигархов и крупных инвесторов. Очевидно, что вина за фильтрацию контента и падение охватов лежит не на якобы беспристраст-

ных алгоритмах, поскольку их настраивают люди. Платформы, соцсети, агрегаторы больше не нейтральны, как декларируется. Вместе с тем у заинтересованных сторон (их на языке интернета называют кибервой-сками или троллями), обнаруживающих лазейки в этих алгоритмах, остается возможность формировать и транслировать свою ангажированную повестку. По мнению Аниты Гиговской, президента Сопёе Nast Россия, манипуляция информацией приведет к резкому снижению доверия к соцсе-тям, поскольку все это - результат «всеобщего распыления общественной дискуссии за счет ее перемещения из СМИ, которые по законам профессии и общественного контроля обеспечивали здоровую конкуренцию обоснованных, доказанных, научных мнений, в соцсети, в пространство манипуляции, дезинформации и очевидного раздора»3. Количество фейковых новостей, произведённых пользователями социальных медиа, растёт, и, казалось бы, должен вновь возрасти интерес к профессиональным медиа - тем, кто производит качественный, проверенный контент, однако на практике становится очевидным, что процесс этого возврата небыстрый.

Еще один тренд, катализатором развития которого выступила пандемия и повсеместные локдауны, это формирование и популяризация так называемых экосистем и суперприложений, которые, прежде всего, ориентированы на удобство потребителя, поскольку, как правило, удовлетворяют набор его повседневных потребностей и желаний. То, что в российском интернете развивалось не слишком быстро, уже давно было доступно китайцам в их мессенджере WeChat, который объединяет возможности социальной сети, платежной системы, сервисной службы (заказ такси, еды, скачивание фильмов для просмотра), новостных каналов и тематических обзоров. Теперь российский сегмент наверстывает упущенное: «Яркий пример на российском рынке -выход в свет экосистемы "Сбера". Компа-

1 Корнев М., Нигматуллина К., Пуля В. Тренды новых медиа - 2020 // Журналист. т [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jrnlst.ru/trends2020 (дата обращения 30.01.2021).

2 Там же.

Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sostav.ru /publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обращения 30.01.2021).

ния объединила под новым брендом почти все сервисы, которые кропотливо собирала в течение последних нескольких лет. В итоге в России теперь можно наблюдать становление трех IT-гигантов - "Яндекса", Mail.ru Group и "Сбера". Причем все они развивают свои суперприложения. Как отмечает Ирина Алексеева, супераппы помогают пользователям быстро решать большинство своих задач в одном месте и получать дополнительную ценность, например, экономить время и деньги»1. Свои экосистемы, включающие не только сервисы, но и предлагающие различные формы контента, активно создают самые разные игроки интернет-рынка - «Тиньков», «ВКонтакте», «ТНТ», «МТС», даже ритейлеры, например, «ВкусВилл». Причиной тому - наличие у этих игроков лояльной аудитории и налаженного канала коммуникации с ней, в который можно добавить дополнительные, в том числе медийные, опции. Классические же соцсети тоже все больше преобразовываются в «суперприложения», добавляя дополнительные функции к собственно коммуникациям. Так, «ВКонтакте» имеет свою платежную систему, внутренний магазин приложений и сервис вызова такси, возможность осуществлять звонки. В сети Instagram можно напрямую в несколько касаний оформить покупку.

Внутри различных СМИ тоже наблюдается своего рода диффузия. Так, например, в период карантина радиостанции стали производить видеоконтент, сопоставимый с телешоу: видеочаты с аудиторией, онлайн-концерты, прямые эфиры. Телеканалы начинают приобретать контент он-лайн-платформ (Окко, «Яндекс»), а те, наоборот, размещают у себя телевизионные материалы. Кроме того, пандемия показала, что всем видам медиа надо активнее развивать VR/AR/XR-технологии, которые и так не стоят на месте, но теперь это стало уже и серьезной необходимостью. Технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности, которые должны получить ко-

1 Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обра-

ще-ния 30.01.2021).

лоссальный толчок к развитию с повсеместным внедрением 5G-сетей, теперь получили серьезный общественный запрос на свое повсеместное распространение. Вышла на новый уровень и работа СМИ с большими данными, так называемая data-журна-листика, в центре которой - не классический информационный повод, а статистические выкладки, становящиеся основой материала. Для освещения ситуации с корона-вирусом в мире это стало особенно актуальным.

Однако следует учесть и некоторые принципиально важные негативные моменты, которые обнажила пандемия. Удаленная работа отразилась не только на потреблении контента, но и на самой индустрии медиа. При этом, по мнению заместителя руководителя редакции РБК Ивана Макарова, «удаленка» снизила качество работы профессиональных медиа: «"Как бы круто медиа ни перевели работу на удаленку, ни настроили дистанционную работу через зу-мы, трекинговые системы и как бы это ни нравилось владельцам медиабизнесов с точки зрения костов, удаленка делает работу журналиста - я тут говорю больше про крупные редакции, чем про локальные или тематические - хуже по разным причинам", - заметил он. Макаров отмечает падение качества, оперативности и вовлеченности создателей контента. Он предполагает, что для восстановления эффективности, возможно, нужен более длинный период адап-тации»2. Это тоже необходимо учитывать в дальнейшей работе.

Вместе с тем умение и привычка контактировать по самым разным поводам онлайн в весенний локдаун формировались, а уже летом и осенью определили и закрепили не только другой характер контента, но и организационного взаимодействия с аудиторией. Теперь стало возможно собрать значительно больше людей на различные мероприятия, которые, в свою очередь, становятся доступнее по цене. Помимо конференций, совещаний, видеочатов, флэш-мобов, традиционных концертов появля-

2 Там же.

ются и такие нестандартные формы, как первый в истории концерт, интегрированный в онлайн-игру: в апреле 2020 года американский рэпер Трэвис Скотт провел десятиминутное выступление в игре Fortnite, во время которого не только эффектно появился после падающего метеорита, но и в момент исполнения песен в виде огромной компьютерной копии выполнял в игре различные действия и танцевал. На концерте смогло поприсутствовать 12 млн человек, чего нельзя было бы осуществить в офф-лайне.

Видимо, в том числе и по причине этого в пандемию усилились социальные формы финансирования: пользователи, потребители информации сами решали, кому оказать финансовую поддержку: подпиской ли, пожертвованием, краудфандингом и т.п., - и делали это тем охотнее, чем, например, был действеннее, по их мнению, конкретный журналистский продукт, чем эффективнее он что-то меняет в окружающей действительности. Возникает так называемое социальное доверие. Кроме того, по мнению Аниты Гиговской, президента Condë Nast Россия, «читатели больше доверяют каналам профессиональных медиабрендов на разных платформах, чем платформам в

принципе. Эта тенденция приводит к росту платного контента у паблишеров, развития подписок и монетизации потребителей: мы наблюдаем взрывной рост цифровых подписок, программ лояльности, платных он-лайн-мероприятий на американском и европейском рынках, эта тенденция начинает проявляться и в России»1. Популярностью пользуется искренний, не гламурный контент с достоверной, не приукрашенной реальностью.

Сейчас, когда прежний порядок вещей постепенно восстанавливается, совершенно очевидно, что полностью прежним он уже никогда не будет. Новые тренды развития медиа, проявившиеся в период карантина, закрепятся и изменят информационную повестку и палитру СМИ. Индустрия непременно использует те возможности, которые открыла перед ней пандемия и трансформировавшиеся формы коммуникации в новых медиа, но важно, чтобы были учтены и появившиеся в связи с этим риски.

1 Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обра-ще-ния 30.01.2021).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зернов, В.А., Манюшис, А.Ю., Валявский, А.Ю., Учеваткина, Н.В. Образовательное пространство России после пандемии: вызовы, уроки, тренды, возможности // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2020. - №3 (223). - С. 304-323.

2. Горохова, М., Корнев, М., Кулаков, Е., Нигматуллина, К., Пуля, В. Тренды новых медиа-2021 в формате Zoom-звонка // Журналист.т [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jrnlst.ru/trends-2021 (дата обращения 30.01.2021).

3. Корнев, М., Нигматуллина, К., Пуля, В. 5 направлений в развитии новых медиа // Журналист.т [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:// jrnlst.ru/5-trends (дата обращения 30.01.2021).

4. Корнев, М., Нигматуллина, К., Пуля, В. Тренды новых медиа - 2020 // Журналист.т [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jrnlst.ru/trends2020 (дата обращения 30.01.2021).

5. Медиарынок 2020: пандемия, e-commerce и трансформация контента // Sostav.ru [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sostav.ru/ publication/mediarynok-2020-46499.html (дата обращения 30.01.2021).

6. Павелко, А., Чепрукова, Н. Пандемия информации: как фейки в сети влияют на человека и борьбу с коронавирусом // Москва 24 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/14052020/156676 (дата обращения 30.01.2021).

7. Цифровые медиа в эпоху пандемии: пересборки пространств, политик и коммуникаций // Высшая школа экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cmd.hse.ru/digitalmedia/ (дата обращения 30.01.2021).

Получено: 30.01.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.