УДК: 82-92; 070:004
ББК: 80; 76.0
Коломийцева Е.Ю.
АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ НОВЫХ МЕДИА
Kolomiytseva E. Yu.
ACTUAL TRENDS OF DEVELOPMENT OF NEW MEDIA
Ключевые слова: новые медиа, актуальные тренды, возможности, риски, «большие данные», вовлеченность, видеоконтент, онлайн-трансляции, потоковое видео, исчезающий контент.
Keywords: new media, current trends, opportunities, risks, "big data", engagement, video content, online broadcasts, streaming video, endangered content.
Аннотация: бурное развитие новых медиа - неотъемлемый факт функционирования современной информационно-коммуникационной сферы. Социальные медиа предоставляют самые масштабные возможности широкого охвата целевой аудитории и эффективной коммуникации с ней. Однако вместе с возможностями увеличения целевой аудитории средства массовой информации сталкиваются и с негативными моментами: вместе с расширяющимся охватом потребителей информации неуклонно возрастает конкуренция за их снижающееся внимание. Поэтому социальные сети вынуждены предпринимать серьезные шаги по привлечению и удержанию внимания пользователей. Среди положительно зарекомендовавших себя способов -оперативность, оригинальные темы и формы подачи информации, удобство восприятия сведений, рекомендации контента в результате работы с «большими данными» и т.д. Однако наиболее эффективным и востребованным способом привлечения внимания в Интернете в целом и социальных сетях в частности является использование видеоконтента, который постоянно трансформируется и подстраивается под интересы пользователей. Среди в целом популярного видеоконтента есть свои разновидности-лидеры: это потоковое видео (онлайн-трансляции) и исчезающий контент. Онлайн-трансляции обоснованно считаются одним из самых перспективных форматов развития новых медиа, поскольку привлекательны для аудитории, увеличивают ее вовлеченность, реалистичны, легко доступны, подкреплены технологическими возможностями социальных сетей. Исчезающий контент прибавляет продукту популярности, дает возможность обойти конкурентов в привлечении пользовательского внимания, имеющие ограниченный срок жизни материалы можно эффективно использовать для освещения специфических тем и событий, а также быстро анализировать предпочтения читателей. Эти средства отвечают скорости и темпу жизни людей, соответствуют новым устройствам трансляции информации, потому способны не только увеличить охват аудитории, но и привлечь дополнительные доходы в СМИ.
Abstract: the rapid development of new media is an integral fact of the functioning of the modern information and communication sphere. Social media provides the most ambitious opportunities for a wide reach of the target audience and effective communication with it. However, together with the possibilities of increasing the target audience, the media are faced with negative aspects: along with the expanding reach of consumers of information, competition for their declining attention is steadily increasing. Therefore, social networks are forced to take serious steps to attract and retain user attention. Among the well-proven methods are efficiency, original topics and forms of presenting information, ease of perception of information, recommendations of content as a result of working with "big data", etc. However, the most effective and sought-after way to attract attention on the Internet in general and social networks in particular is the use of video content, which is constantly transformed and adjusted to the interests of users. Among the generally popular video content, there are leaders: they are streaming video (online broadcasts) and disappearing content. Online broadcasts are justifiably considered one of the most promising formats for the de-
velopment of new media, as they are attractive to the audience, increase their involvement, realistic, easily accessible, supported by the technological capabilities of social networks. Disappearing content adds to the product's popularity, makes it possible to bypass competitors in attracting user attention, materials with a limited lifespan can be effectively used to cover specific topics and events, and also quickly analyze readers' preferences. These funds correspond to the speed and pace of people's lives, correspond to new devices for transmitting information, therefore they can not only increase audience coverage, but also attract additional income to the media.
Современное медиаведение уже давно не ограничивается изучением особенностей функционирования только традиционных СМИ, констатируя, что стремительно ворвавшиеся в нашу жизнь новые медиа все больше «перетягивают одеяло» на себя как в плане оперативности и разнообразности контента, так и в уровне востребованности у аудитории. Интернет-издания, блоги и социальные сети постепенно стали неотъемлемой частью современной медиареальности. Они учитывают и используют не только давние и неплохо изученные традиции работы «старых» СМИ, но и порождают новые методы и приемы, например, взаимодействия с целевой аудиторией, обусловленные спецификой своего канала распространения - глобальной сетью. Эта практика совершенствуется и обогащается едва ли не ежедневно и поэтому нуждается в таком же практически мейн-стримовом формате осмысления, чем обусловлена неизменная актуальность любых научных исследований, посвященных проблемам новых медиа. Наука не всегда успевает сразу отрефлексировать столь оперативные изменения, порой материалы ученых выходят «вдогонку» реальным изменениям практики новых медиа, однако осмысление это все равно необходимо, сначала хотя бы на описательном и фиксирующем уровне, чтобы позже в сопоставлении с уже имеющимся опытом и наработанными результатами сделать релевантные выводы. Вместе с тем наблюдение за сетевыми медиа с помощью уже сложившегося научного инструментария и с учетом мнения журналистов-практиков и сейчас позволяет сделать промежуточные заключения, обладающие высокой степенью достоверности, что мы и попытаемся продемонстрировать в настоящей статье, обратившись к изучению одного из самых быстрорастущих сегментов новых медиа - социальным сетям.
Сегодня у исследователей и практиков журналистики уже не вызывает сомнений,
что социальные сети - новая полноценная коммуникативная площадка действий для СМИ, а не просто дополнение к сайту издания и источник роста трафика1. Социальные медиа предоставляют самые масштабные возможности широкого охвата целевой аудитории и эффективной коммуникации с ней, о чем уже не раз писали ученые-медиаведы2. Рост количества читателей/зрителей практически любого СМИ все больше зависит от качества его присутствия в соцсетях. При этом последние постоянно развиваются, обрастают новыми опциями, меняют «правила игры», которые должны учитывать и использовать средства массовой информации. Например, в последние годы появились чат-боты, собирающие и анализирующие данные, а также заменяющие онлайн-консультантов, дополненная и виртуальная реальность, алгоритмы таргетинга, стал заметным переход аудитории в мессенджеры, роботизация создания контента и т.д.3
1 Беленко В.Е., Зырянов В.А. Контент социальных сетей в материалах СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. Т. 7. - №3. - С.444-458; Богданова А.А. Современная интернет-журналистика: взаимодействие средств массовой информации с социальными сетями // Медиачтения СКФУ. - Ставрополь: Сервисшкола, 2017. - С. 262-267; Нарчук В.С. Тармаева В.И. Страница в социальной сети как вид нового медиа (на примере спортивной журналистики) // Медиачтения СКФУ: взгляд молодых исследователей. - Ставрополь: СКФУ, 2016. - С. 153-155; Резаев А.В., Трегубова Н.Д. Новые медиа и «умные вещи»: как новые технологии актуализируют различие между общением и коммуникацией? // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2019. - №1. - С. 25-45 и др.
2 Филь М. Социальные сети: новые технологии управления миром. - М.: Синергия, 2016. - 192 с.
3 Замков А.В. Новостной медиаробот: теоретические аспекты интеллектуальной системы генерации контента // Вопросы теории и практики журналистики. - 2019. Т.8.
- №2. - С.260-273; Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева.
- 2016. Т.1. - №3. - С.126-132; Карпикова И.С., Артамонова В.В. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации // Вопросы
Однако вместе с получением новых возможностей увеличения целевой аудитории СМИ сталкиваются и с негативными моментами: вместе с расширяющимся охватом потребителей информации неуклонно возрастает конкуренция за их снижающееся внимание. Нарастающий поток новых сведений порождает своего рода «слепоту» и выборочность в их восприятии, усталость от объема разнообразных, практически ежесекундно обновляющихся материалов. Поэтому социальные сети вынуждены предпринимать серьезные шаги по привлечению и удержанию внимания пользователей.
Разумеется, прежде всего поиск идет по направлениям, давно известным и «старым медиа»: оперативно опередить конкурентов, заинтересовать читателя/зрителя и подать контент в удобном ему формате (вспомним, к примеру, «карманный» вариант глянцевых журналов, подкасты на сайтах радио и т.п.). Блогеры и журналисты ищут оригинальные (вплоть до шокирующих) темы и формы подачи информации, обеспечивают вовлечение аудитории практически круглосуточной оперативной работой. Учитывается и техническая составляющая: если основным устройством, с которого потребляется информация, теперь является смартфон, то, соответственно, видео и фотографии сейчас преимущественно ориентируются вертикально. Этот тренд настолько силен, что даже кинокомпании начинают снимать блокбастеры в вертикальном формате. Facebook, благодаря презентованной еще в 2015 году функции «мгновенных статей» (Instant Articles), позволяет читать материалы из сторонних изданий прямо в своем приложении, не выходя специально в браузер, тем самым удерживая трафик внутри сети.
Кроме того, решающее значение во взаимодействии с аудиторией приобретает работа с так называемыми «большими данными»: «"Редакторское чутьё", "ощущение аудитории", наши представления о привычках читателей - всё это не имеет особого
теории и практики журналистики. - 2018. Т.7. - №4. -С.599-614; Коломийцева Е.Ю. Инновационные процессы в развитии интернет-СМИ // Медийные стратегии современного мира. - Краснодар: КубГУ, 2017. - С.23-24.
значения, когда у вас есть конкретные большие данные о том, кто, что и как читает, смотрит и слушает. Причём данные о каждом человеке, зашедшем на ваш сайт. Именно абсолютное знание аудитории, благодаря улучшившимся методам анализа и основанным на них алгоритмам, стало оказывать главное влияние на принятие решений во многих редакциях»1. Это мнение исследователей основано на уже достаточно продолжительном опыте работы с «big data». «Большие данные» становятся ключевыми для разработки эффективных механизмов вовлечения и таргетинга, которые, как считают специалисты, «помогают лучше таргетировать сам контент, что улучшает качественные показатели сайта: увеличивает время, просмотры страниц, снижает процент выходов»2. Новые технологии позволяют оценить и реакцию пользователей: что именно вызывает их продолжительный интерес и комментарии, провоцирует поделиться контентом с друзьями и т.п. Не случайно в связи с этим журнал «Форбс» одним из важнейших трендов будущего развития медиа называет «рекомендации контента»: «Мы живем в век рекомендаций. Они подстерегают нас не только в онлайн-пространстве, но и в повседневной жизни. Причем часто мы даже не задумываемся о том, что совершаем действие по чьей-то наводке. В супермаркетах заботливые мер-чандайзеры располагают дополняющие товары на полках рядом, как бы намекая на необходимость купить их вместе. То же самое происходит в интернете. Ленты социальных сетей рекомендуют нам посты тех людей и групп, с которыми мы активнее всего взаимодействуем. На сайтах СМИ "материалы по теме" уже давно формируются самообучающимися алгоритмами: нам показывают только те сообщения, на которые мы кликнем с наибольшей вероятностью. Рекомендательные платформы формируют для читателей умную ленту публикаций с популярных сайтов и из сообществ в социальных сетях на основе личных пред-
1 Корнев М., Пуля В. Десять трендов новых медиа // Журналист [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://jrnlst.ru/content/desyat-trendov-novyh-media (дата обращения 09.09.2019).
2 Там же.
почтений»1. Вполне очевидно, почему такое управление вниманием и восприятием пользователей оказалось одним из самых актуальных трендов развития новых медиа. Так, в Facebook уже заметную часть ленты представляют материалы с пометкой «Рекомендовано вам».
Учитывают соцсети и особенности восприятия информации современным человеком с его потребностью спешить и кли-повостью мышления. Наиболее востребованным в Интернете в целом и социальных сетях в частности является видеоконтент, который постоянно трансформируется и подстраивается под интересы пользователей: «Традиционное линейное видеопотребление в последнее десятилетие активно трансформируется. Аудитория перетекает в Интернет; снижаются рейтинги традиционного ТВ. Технологически в настоящее время можно смотреть видео в любое время, в любом месте и на любом носителе. 75% всего интернет-трафика в Сети через четыре года придется на видеоконтент - к таким выводам пришел исследовательский центр шведской мобильной компании Ericsson. В 2023 г. две трети всего мобильного интернет-контента будет составлять видео, отмечается в докладе "Ericsson Mobility Report"»2. Этому феномену есть практическое объяснение.
Возрастающее с лавинообразной скоростью количество видеоконтента в социальных сетях обусловлено прежде всего относительной простотой и дешевизной создания видео хорошего качества, что настойчиво подчеркивают практики новых медиа: «Для производства видео уже не нужно дорогостоящее оборудование, достаточно телефона. Сегодня даже фильмы снимают на смартфон. Например, с помощью iPhone был создан рекламный фильм Bentley Intelligent Details и короткометражка от режиссера "Вечного сияния чистого разума" Мишеля Гондри Détour. "Большое ки-
1 Рожков А. Девять тезисов о будущем медиа // Foibes [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehmlogii/341887-deYyat-tezisoY-o-budushchem-media (дата обращения 09.09.2019).
2 Щепилова Г.Г., Круглова Л.А. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Во-
просы теории и практики журналистики. - 2018. - Т.8. №2. - С. 345.
но" тоже не отстает <...> В таких условиях производство видеороликов для соцсетей становится более чем доступным»3. На последние модели смартфонов помещаются мощные камеры, со сверхширокоугольными объективами, «кинематографической стабилизацией» и возможностью автоматической обработки изображения с использованием передовых технологий машинного обучения. Кроме того, современный высокоскоростной, в том числе мобильный, Интернет позволяет загружать и просматривать видео с высокой скоростью практически в любом месте, где есть доступ в сеть. Все это и определяет широкое распространение видео. Однако и среди в целом популярного видеоконтента есть свои разновидности-лидеры. Прежде всего, это так называемое потоковое видео (онлайн-трансляции) и исчезающий контент.
Новые медиа развиваются столь стремительно, что, как уже отмечалось, академическая наука порой не поспевает за ними. Особенно когда это касается терминологизации актуальных трендов. Известная «эпическая дистанция», необходимая для закрепления и осмысления термина, сжимается иногда до одного года и менее. Поэтому практики новых медиа сами «изобретают» номинативные значения. Так, онлайн-трансляции именуются «потоковым видео», «live-видео», «видеостримингом», «прямыми трансляциями», «живым видео» и т.п., а популярную сегодня опцию исчезающего контента, прежде всего, конечно, у социальных сетей и мессенжеров («Истории» от «ВКонтакте», статусы «WhatsApp»), но и в некоторых традиционных СМИ (например, SMS читателям во время Олимпийских игр от «The New York Times»), называют и «исчезающими постами», и «продуктами ограниченного тиража», и «временными материалами».
Онлайн-трансляции обоснованно считаются одним из самых перспективных форматов развития новых медиа, и тому существует целый ряд причин. Во-первых, это привлекательность для аудитории, уве-
3 Демчук Т. 6 SMM-трендов, которые стоит взять на вооружение // Нетология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://netology.ru/blog/6-smm-trendov (дата обращения 09.09.2019).
личение ее вовлеченности: «По данным Social Media Today, 85% пользователей предпочитают Facebook-стрим обычной телевизионной трансляции, потому что такой формат позволяет им взаимодействовать с организаторами события и другими зрителями. Комментарии к live-видео пишут в 10 раз чаще, чем к обычным роликам. Кроме того, 30% зрителей, которые смотрят он-лайн-трансляцию мероприятия, покупают билеты и посещают событие в следующем году»1. При этом в качестве транслируемых событий могут выступать не только культурные мероприятия типа концертов и фестивалей, но и конференции, спортивные соревнования, презентации, интересные природные явления (к примеру, трансляция солнечного затмения компанией
«Mastercard» в своем аккаунте Facebook в 2017 году), можно устраивать голосования и специальные шоу и т.д.
Во-вторых, что тесно связано с первым пунктом, это аутентичность, реалистичность, своего рода «неприлизанность» контента. Практики новых медиа подчеркивают, что потоковое видео зарекомендовало свою эффективность именно «благодаря своей аутентичности, реалистичности и "нефильтрованности". Такой тип контента интересен массовой аудитории и запоминается надолго. Прямые видеотрансляции буквально преобразили медиа-
пространство. Как правило, этот вид контента генерирует больше вовлеченности по сравнению с другими форматами»2. Это особенно актуально, если учесть, что эффективность воздействия видеоконтента обусловила массовое появление в социальных сетях профессиональной видеорекламы, зритель перегружен и плохо реагирует на нее. «Живое видео» в такой ситуации позволяет качественно «отстроиться» от конкурентов, выделиться на их фоне, получить преимущественное внимание.
1 Демчук Т. 6 SMM-трендов, которые стоит взять на вооружение // Нетология [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://netology.ru/blog/6-smm-trendov (дата обращения 09.09.2019).
2 11 SMM-трендов, без которых не обойтись в 2017
году // Depositphotos [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.depositphotos.com/ru/time-to-catch-up-on-social-media-trends-for-2017.html (дата обращения 09.09.2019).
В-третьих, это технологические возможности, встроенные в сами социальные сети и позволяющие не только быстро и качественно снимать, размещать и транслировать видео, но и обрабатывать его, использовать различные опции (скажем, поддержку прямых трансляций в формате 360-градусных видео), оперативно комментировать происходящее и получать мгновенный отклик от фолловеров. В коллаборации с техническими характеристиками современных смартфонов данный фактор порой имеет решающее значение.
Сегодня проводить онлайн-трансляции позволяют почти все популярные соцсети: Facebook, Instagram, Periscope, YouTube, ВКонтакте, Одноклассники. Здесь не мешают фильтры и цензура и есть еще одно важное качество, которое можно отметить в-четвертых: «.. .главное преимущество - подписчикам приходят уведомления о начале трансляций и такие посты всегда находятся в начале ленты»3. Следовательно, непременно обратят на себя внимание. Кроме того, например, тот же Facebook регулярно советует посмотреть их, присылая уведомления о выходе очередного фоллове-ра в прямой эфир. Этот фактор серьезно способствует росту популярности потокового видео (и видеоконтента в целом) как одного из самых перспективных и востребованных у аудитории направлений развития новых медиа.
Особое место среди разновидностей видеоконтента в социальных сетях занимает так называемый исчезающий контент. Социальные сети и мессенджеры все активнее теснят «старые медиа», порождая новые инструменты взаимодействия с читателями. Исчезающий контент не стал исключением. Данную опцию одним из первых предложил Snapchat, затем ему последовали Instagram («Stories»), ВКонтакте («Истории»), WhatsApp (исчезающие статусы), Facebook («Day») и т.п., сначала тестируя новую
3 Губер Р. Семь главных SMM трендов 2017 года: Какие инструменты использовать для продвижения соцсетей // Альпина.Книги [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.alpimbook.ru/blog/sem-glavnyih-smm-trendov-2017-goda-kaMe-шstmmentyi-ispolzovat-dlya-prodvizhemya-sotssetey/ (дата обращения 09.09.2019).
функцию в качестве развлечения. Но затем выяснилось, что она прибавляет продукту популярности и дает возможность обойти конкурентов в части привлечения пользовательского внимания. Поскольку исчезающий через некоторый промежуток времени контент имеет в этом отношении большую ценность по сравнению с обычными «постоянными» публикациями: действует логика - если скоро исчезнет, необходимо сразу посмотреть. Так было с Instagram в 2016 году, Facebook и сегодня настойчиво напоминает в ленте: «Посмотрите фото и видео в полноэкранном режиме, пока они не исчезли».
Чуть позже новые преимущества исчезающего контента открылись на почве взаимодействия с рекламодателями: тот же Instagram предложил возможность размещения рекламы в «Stories», а в «Историях» во ВКонтакте появилась так называемая на-тивная реклама, более благосклонно воспринимаемая потребителями в отличие от обычных рекламных посылов1.
Вместе с тем, оказалось, что имеющие ограниченный срок жизни материалы можно эффективно использовать для освещения специфических тем и событий (некоторые спортивные, скандальные истории, определенные происшествия и т.д.). В этом случае, с одной стороны, реакция читателей подсказывает, есть ли необходимость продлять и разрабатывать дальше материал, а с другой, - такой формат подачи информации позволяет оптимальнее обновлять и минимизировать контент, не перегружая пользователей. Кроме того, исчезающие материалы позволяют быстро анализировать их предпочтения. Если же в аккаунте большое количество подписчиков, то, например, Instagram позволяет разместить в шапке профиля прямую кликабельную ссылку на главный сайт издания или компании.
Особую популярность исчезающему контенту принесло то, что он оказался са-
1 Губер Р. Семь главных SMM трендов 2017 года: Какие инструменты использовать для продвижения соцсетей // Альпина. Книги [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.alpinabook.ru/ blog/sem-glavnyih-smm-trendov-2017-goda-kakie-instrumentyi-ispolzovat-dlya-prodvizheniya-sotssetey/ (дата обращения 09.09.2019).
мым подходящим форматом для показа внутренней «кухни», так называемого бек-стейджа различных мероприятий и событий, то есть, «закулисья», действий, процессов, которые не видит зритель и которые обычно остаются «за кадром», «за сценой», но тем не менее вызывают колоссальный интерес у пользователей, развлекают их. Такой контент, кроме прочих достоинств, еще и, как правило, является эксклюзивным. Играет свою роль и тот факт, что производство подобных материалов относительно недорого, а результат получается оригинальным, персонализированным, действенным, всегда свежим. Здесь стоит отметить, что в формате исчезающего контента можно публиковать и фотографии, картинки с небольшим текстом, кликабельными ссылками и тегами, отмечать свое местоположение. Дополнительное удобство, как и в случае с он-лайн-трансляциями, состоит в том, что, например, и «Instagram Stories», и истории Facebook не «тонут» в новостной ленте (в течение 24 часов они остаются в верхней части экрана), а также доступны к просмотру для тех пользователей, которые не являются друзьями автора в соцсети, в них можно добавлять ключевые слова для выдачи в поисковых запросах и кликабельные хэште-ги. Исчезновение материалов через сутки позволяет еще и не «засорять» свой аккаунт избыточным количеством информации, экономить трафик и ресурсы на хранение. Благодаря всему этому популярный сервис интернет-маркетинга «Hubspot» считает опцию исчезающего контента чрезвычайно перспективной и предлагает следующие идеи компаниям и изданиям для его использования:
1. Инструкции «Как сделать это»;
2. Видео и фото «за кулисами»;
3. Конкурсы и раздачи подарков;
4. Рецепты;
5. Интервью;
6. Прямые трансляции;
7. Анонсы продуктов;
8. Поздравительные ролики и открыт-
2
ки .
2 Марфицин А. Как зарядить СММ в 2017 // Амплифера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://amplifr.com/blog/ru/smm-trends/ (дата обращения 09.09.2019).
Сегодня временные статусы, подка-сты, новостные рассылки и чат-боты учитывают тот колоссальный современный сдвиг, который произошел в манере потребления контента в Интернете: они соответствуют скорости и темпу жизни людей, а также конгруэнтны новым устройствам трансляции информации, потому способны не только увеличить охват аудитории, но и привлечь серьезные доходы. Исчезающий контент вполне коррелирует и с «клиповым мышлением» пользователей, под которым понимается «доминирующее восприятие информации посредством короткого сообщения, картинки, видеоклипа, являющееся следствием возросшей информационной нагрузки на современного человека. Сейчас у большинства людей нет времени, а во многих случаях и необходимости, воспринимать большие куски текста "от и до", главное - понять суть и двигаться дальше. Такой способ мышления позволяет обрабатывать большой объем информации и быстро ориентироваться в происходящем»1.
Перспективность исчезающего контента признают и традиционные медиа: так, первой ласточкой стала адаптация видеоматериалов «ТНТ4» под форматы «Stories» Instagram и «Историй» ВКонтакте.
Эксперты западного медиасообщества практически единодушно отмечают, что за подобными форматами видеоконтента и мультиплатформенностью - будущее новых медиа и медиа вообще: «.к 2020 году медийная среда полностью перейдёт к мобильному формату. Кроме того, значительно усилится использование обычных пользовательских фото, видео и трансляций» (Майк Рэгсдейл); «К 2020 году мы придём к полной и окончательной победе мультиплат-
- это выход за пределы традиционных видовых характеристик печати, радио, телевещания или цифрового вещания. Новости будут выходить на тех платформах, которые в наибольшей степени соответствуют их сути» (Сью Шардт); астрономический рост количества и качества мобильных устройств «заставляет доминировать социальные платформы, которые, в свою очередь, полностью изменили привычную нам модель потребления СМИ» (Вивиан Шиллер)2.
Таким образом, актуальная практика представительства средств массовой информации в социальных медиа, предоставляющая колоссальные возможности для широкого охвата целевой аудитории и эффективной коммуникации с ней, но вместе с тем несущая и определенные риски информационной перегруженности пользователей, диктует необходимость использования в качестве самых эффективных приемов борьбы за внимание читателей/зрителей, а следовательно и перспективных трендов развития новых медиа, прежде всего, видеоконтент (потоковые видео или онлайн-трансляции) и исчезающий контент. Именно эти средства на текущий момент отвечают темпу и скорости жизни людей, соответствуют новым устройствам трансляции информации, способны не только существенно увеличить охват аудитории, но и привлечь дополнительные доходы в СМИ. Изучение опыта и результатов эксплуатации возможностей различных видов видео социальными сетями позволит в дальнейшем выявить наиболее эффективные формы взаимодействия новых медиа с целевой аудиторией и сделать прогноз о перспективах развития этого сегмента массовой коммуникации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. 11 SMM-трендов, без которых не обойтись в 2017 году // Depositphotos [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blog.depositphotos.com/ru/time-to-catch-up-on-social-media-trends-for-2017.html (дата обращения 09.09.2019).
2. Беленко, В.Е., Зырянов, В.А. Контент социальных сетей в материалах СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т.7. №3. - С. 444-458.
Богданова, А.А. Современная интернет-журналистика: взаимодействие средств массовой информации с социальными сетями // Медиачтения СКФУ. - Ставрополь: Сервисшкола, 2017. форменного контента. Новая медиасистема
Дивный новый медиамир: какими будут медиа в
--2020 году // Cossa [Электронный ресурс]. - Режим
1 Филь М. Социальные сети: новые технологии доступа: https://www.cossa.ru/trends/157072/ (дата управления миром. - М.: Синергия, 2016. - С. 117. обращения 09.09.2019).
- С. 262-267.
3. Дивный новый медиамир: какими будут медиа в 2020 году // Cossa [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cossa.ru/trends/157072/ (дата обращения 09.09.2019).
4. Нарчук, В.С., Тармаева, В.И. Страница в социальной сети как вид нового медиа (на примере спортивной журналистики) // Медиачтения СКФУ: взгляд молодых исследователей.
- Ставрополь: СКФУ, 2016. - С. 153-155.
5. Резаев, А.В., Трегубова, Н.Д. Новые медиа и «умные вещи»: как новые технологии актуализируют различие между общением и коммуникацией? // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2019. - №1. - С. 25-45.
6. Филь, М. Социальные сети: новые технологии управления миром. - М.: Синергия, 2016. - 192 с.
7. Замков, А.В. Новостной медиаробот: теоретические аспекты интеллектуальной системы генерации контента // Вопросы теории и практики журналистики. - 2019. - Т.8. №2. -С. 260-273.
8. Иванов, А.Д. Чат-бот в Telegram и ВКонтакте как новый канал распространения новостей // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т.1. №3. - С. 126132.
9. Карпикова, И.С., Артамонова, В.В. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т.7. №4. - С. 599-614.
10. Коломийцева, Е.Ю. Инновационные процессы в развитии интернет-СМИ // Медийные стратегии современного мира. - Краснодар: КубГУ, 2017. - С. 23-24.
11. Корнев, М., Пуля, В. Десять трендов новых медиа // Журналист [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://jmlst.ru/content/desyat-trendoY-novyh-media (дата обращения 09.09.2019).
12. Рожков, А. Девять тезисов о будущем медиа // Forbes [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/tehnologii/341887-devyat-tezisov-o-budushchem-media (дата обращения 09.09.2019).
13. Щепилова, Г.Г., Круглова, Л.А. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т.8. №2. - С. 342354.
14. Демчук, Т. 6 SMM-трендов, которые стоит взять на вооружение // Нетология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://netology.ru/blog/6-smm-trendov (дата обращения 09.09.2019).
15. Губер, Р. Семь главных SMM трендов 2017 года: Какие инструменты использовать для продвижения соцсетей // Альпина.Книги [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.alpinabook.m/Wog/sem-glavnyih-smm-trendov-2017-goda-kakie-instmmentyi-ispolzovat-dlya-prodvizheniya-sotssetey/ (дата обращения 09.09.2019).
16. Марфицин, А. Как зарядить СММ в 2017 // Амплифера [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://amplifr.com/blog/ru/smm-trends/ (дата обращения 09.09.2019).
17. Симакова, С.И. Мультимедийный лонгрид в самостоятельной работе студентов -журналистов / С.И. Симакова, Т.Б. Исакова // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2017. - № 3 (24): в 2-х т. Т.2 Филологические науки. - С. 255-167.
18. Коханов, Е.Ф. Жанровая структура новых медиа в условиях трансформации ме-диасистемы / Е.Ф. Коханов, В.В. Кравцов, М.В. Шкондин // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 2 (18). Гуманитарные науки и образование. - С. 317327.