Научная статья на тему 'Голосование в зарубежных странах и непризнанных государствах: нормы и практика'

Голосование в зарубежных странах и непризнанных государствах: нормы и практика Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
860
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Голосование в зарубежных странах и непризнанных государствах: нормы и практика»

М.Н.Арбатская

ГОЛОСОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ: НОРМЫ И ПРАКТИКА

Арбатская Марина Николаевна - кандидат географических наук, доцент Иркутского государственного университета.

Зарубежные или внешние по отношению к территории своего государства избиратели (в англоязычных странах они называются Overseas Voters) от всех остальных отличаются только необычным местонахождением, но именно поэтому могут быть дискриминированы: голосование за рубежом не является обязательной частью избирательного процесса везде и всюду.

Согласно руководящим принципам Венецианской комиссии Совета Европы, граждане, проживающие за рубежом, могут наделяться правом (а могут, следовательно, и не наделяться) избирать и быть избранными (29, с. 625). В руководстве для наблюдения за выборами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека специально указало: «В идеале должны быть созданы условия для регистрации граждан, находящихся за рубежом». Следовательно, реализация права «зарубежных избирателей» на участие в голосовании возможна, если национальное законодательство предусмотрело этот вариант избирательной процедуры.

В странах западной демократии местонахождение избирателя, как правило, не имеет значения: всем правомочным гражданам обеспечено участие в процедуре, независимо от того, где они находятся на момент выборов, и особенностей их профессиональной деятельности, а голос учитывается по месту постоянного проживания (ordinary residence), указанному примерно в месячный срок до выборов в специальном заявлении. Например, проживающие за границей граждане Великобритании (как и немцы), получили право голоса в 1985 г.: срок их пребывания за рубежом не должен был превышать пять лет. В 1989 г. этот срок был увеличен до 20 лет, а в 2000 г. его уменьшили до 15 лет (37, с. 62). Основанием для регистрации является поданная

гражданином соответствующая декларация (Overseas Elector Declaration). Аналогичный порядок заполнения документов предусмотрен в Канаде, Новой Зеландии, Австралии и некоторых других странах, размещающих документы по регистрации на веб-сайтах своих избирательных органов в свободном доступе и широко практикующих почтовое голосование. Уехавшие за рубеж шведские граждане («зарубежные шведы») числятся в списках избирателей, если они выехали из страны в течение последних десяти лет, или если они не позже чем за 30 дней до дня выборов подали заявление в Государственное налоговое ведомство о том, что желают числиться в списках избирателей (20).

Власти США традиционно не придают значения зарубежной части своего электората, хотя за границей проживают порядка 6-7 млн. американцев. М. Слебода, председатель российского заграничного отделения демократической партии США «Демократы за рубежом», рассказал корреспонденту агентства «United Press International» в Москве П. Лавеллю (27), что спустя несколько дней после выборов 2000 г. были «обнаружены» несколько сот бюллетеней заочного голосования избирателей, находившихся в момент выборов за границей. Хотя на них подозрительным образом отсутствовали соответствующие печати военного органа или посольства, на которых проставляется дата и время голосования, бюллетени были взяты в расчет. Таким образом, голоса всего лишь нескольких сотен американских избирателей, живущих за рубежом, сыграв роль «последней капли», вполне могли решить исход выборов в штате Флорида в 2000 г., что и привело в итоге Дж. Буша-мл. в президентское кресло.

История развития российского зарубежного голосования, прослеженная нами подробно (1, с. 45-47), складывалась следующим образом:

- с апреля 1993 г. и по настоящее время произошел трехкратный рост числа российских избирателей, проживающих (находящихся) за пределами страны; голосование происходит почти в ста пятидесяти странах; число регионов и округов на думских выборах, выполняющих специфические «приписные» функции, увеличилось в два раза;

- на парламентских выборах зарубежные избиратели приписываются к конкретным регионам и одномандатным округам, численность и территориальная привязка при этом регламентируются специальными законами;

- на президентских выборах зарубежные избиратели суммарно учитываются отдельной строкой без приписки к регионам;

- российские граждане, постоянно проживающие за пределами территории страны или временно находящиеся во время выборов за границей, являются

единственной категорией избирателей, которых вносят в списки избирателей в день голосования1 («по факту» прибытия на избирательный участок).

На 54-й сессии ООН (1999) выработка процедур голосования для граждан, проживающих за пределами страны, была названа в числе новых областей деятельности: подразумевались Мексика и Никарагуа (29, с. 220). Что касается стран Латинской Америки в целом и эволюции их региональных избирательных критериев, то реализация «возможности голосовать, находясь за рубежом», включена в комплекс задач второго этапа эволюции (укрепление демократии), начавшегося в регионе после 1995 г. (21, с. 25).

В частности, в Чили нахождение за рубежом до сих пор считается уважительной причиной отсутствия на избирательном участке (42, с. 139), хотя участие в выборах считается не только гражданским долгом, но и юридической обязанностью. Граждане Перу, как и чилийцы, обязанные голосовать, должны делать это везде, в том числе и будучи за границей (17, с. 163). В Эквадоре голосование за рубежом впервые было организовано на всеобщих выборах в октябре 2006 г.

Заслуживает особого внимания случай Мексики. Мексиканские мигранты получили право голоса, начиная с выборов 2 июля 2006 г. (30) . За принятие такого закона организации мексиканских эмигрантов в США вели борьбу на протяжении всего XX в. Однако находившаяся 71 год (мировой рекорд) у власти Институционно-революционная партия отказывала им, опасаясь, что они не будут поддерживать правительства, которые вынудили их покинуть Мексику в поисках лучшей жизни. В 2000 г. монополия этой партии на руководство страной была прервана, но возможность реализовать право голоса эмигранты ждали еще пять лет. Текст закона, определившего возможность почтового голосования и предоставившего право голосовать на президентских выборах эмигрантам, имеющим карточку избирателя и постоянно проживающим за пределами Мексики, был опубликован 1 июля 2005 г. в специальном ночном выпуске мексиканской «Официальной газеты Федерации». По сведениям мексиканского Федерального Избирательного Института, только в США эмигрантов с карточками насчитывается свыше 4 млн. человек. По другим оценкам, это число составляет от 12 до 19 млн. человек, проголосовало же почтой в 2006 г. ничтожно мало - примерно 41 тыс. человек (7, с. 60).

Переходя к другим странам (в основном - это страны с модернизируемой политической системой, сравнительно недавно проводящие выборы на альтернативной основе), предварительно отметим, что голосование за рубежом, если оно введено, регулируется по-разному. Так, в Северной Корее при актив-

1. Зарубежному голосованию посвящены пункты 4 ст. 16 и 27 соответственно Закона о выборах депутатов Государственной думы № 175-ФЗ от 20 декабря 2002 г. и Закона о выборах президента № 19-ФЗ от 10 января 2003 г.

ности населения в 99,9% нет необходимости организовывать голосование для горстки избирателей, работающих за рубежом (31) . Но и власти Азербайджана для огромного числа своих граждан, выехавших в другие страны (оно оценивается примерно в 1 млн. человек только в России), не предусмотрели возможности голосовать.

Украинское законодательство, в отличие от Азербайджана, такую возможность оставляет: если группа украинских граждан в количестве более 1 тыс. человек, компактно проживающих в одном месте, заявит о своем желании принять участие в выборах, посольство Украины обязано открыть для них участок. Но организация последних украинских выборов за рубежом2 была такова, что даже теоретически 90% украинцев, находящихся за рубежом (от 3 до 7 млн. человек), не могли принять в них участие.

Проблема супернизкой электоральной активности мигрантов характерна для всех стран СНГ, в особенности Армении, Азербайджана, Молдавии, из которых «выехала» чуть ли не половина населения. Опыт Португалии, Греции, Югославии, других стран, столкнувшихся 2 0 лет назад с проблемой трудовой миграции, показывает, что ее основное решение лежит в русле призывов к патриотизму мигрантов и уговоров прийти на выборы. Но не все так просто. В одинаковых по сути решениях властей Азербайджана и Украины явно прослеживается политико-управленческий след. Ведь возможность пропаганды «нужного» кандидата или партии среди граждан, уехавших за рубеж, практически отсутствует; более того, реальны опасения, что живущие в той или иной стране трудовые мигранты могли проникнуться критическими по отношению к властям своей страны настроениями. В частности, описанный выше опыт Мексики, а также Марокко определенно указывает на второй вариант. В 2 0 02 г. в праве голоса было отказано примерно 2 млн. марокканцев, проживающим за границей. Основная причина, побудившая короля Мохаммеда VI оставить своих «подданных-иностранцев» без голоса, состоит в том, что выбор этой категории избирателей традиционно считается наименее прогнозируемым и управляемым. На этот раз голосование за рубежом было чревато риском победы исламистов (26).

Некоторые страны, напротив, очень ревностно относятся к голосованию сограждан, находящихся за границей. В частности, по сообщению отдела по

2. По сведениям председателя правления Комитета избирателей Украины (КВУ) И. Попова и президента НП «Родная Украина - помощь гражданам Украины за рубежом» И. Бабанского (2), на консульском учете Украины состоит только 330 тыс. человек. В России, где, по оценкам, живет половина выехавших с Украины, в 2006 г. было организовано пять избирательных участков (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Тюмень и Владивосток). Расчет строился на прошлой явке, согласно которой голосует только каждый пятый или даже десятый, учтенный в консульстве.

связям с общественностью МВД Эстонии, зарубежные представительства этой страны проводят серьезную работу по уточнению мест жительства каждого человека и высылают им карты избирателя; в этой работе задействованы министерства внутренних и иностранных дел. Голосование на выборах президента Румынии 12 декабря 2004 г. было организовано в 90 странах, а также в международных миссиях в Афганистане, Ираке и Косово, по месту службы румынских военных (14). Власти Латвии отвели своим «зарубежным» гражданам более 4 месяцев для подачи заявок (почтой) на участие в выборах Сейма в октябре 2006 г. (18). В государстве Британского Содружества Гайане внешние избиратели получили соответствующий статус с 1968 г., в Бенине - с президентских выборов в марте 2001 г., в Италии - с парламентских выборов в апреле 2006 г. В 1979-1980 гг. были приняты соответствующие поправки в избирательные законы Туниса, в 1989 - Исландии, в 1992 - Анголы, в 2004 г. -Венгрии.

На парламентских выборах, состоявшихся 30 января 2005 г. в оккупированном Ираке, голосованию иракцев, оказавшихся за рубежом, было уделено большое внимание3. Так, по данным Национальной избирательной комиссии Ирака, в выборах переходной Национальной ассамблеи приняли участие 263 тыс. 685 иракцев, проживающих за рубежом, что составило 26% от общего числа иракцев (около 1,4 млн.), оказавшихся за границей. Голосование за границей Ирака проводилось в 36 городах 14 стран под контролем Международной организации по миграциям (МОМ), подписавшей соответствующее соглашение, в том числе с Турцией, Ираном и Сирией (15).

Референдум по принятию Конституции Ирака 15 октября 2005 г. прошел без участия внешних избирателей. Думается, что решающим аргументом для такого резкого поворота дел были опасения политического свойства: внешние избиратели вполне могли добавить голоса против конституции. В итоге 15 октября 2005 г. пункты для голосования работали только на территории

3. При подготовке иракского голосования 30 января 2005 г. списки избирателей составлялись в Швейцарии, в специально отведенном помещении одного из выставочных центров Женевы. По контракту с Национальной избирательной комиссией Ирака американское агентство временной занятости «Мэнпауэр» привлекло к работе говорящих на арабском и курдском языках выходцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Они вносили в списки избирателей фамилии и имена из карточек на получение продовольственной помощи - пайков, выдаваемых ООН по программе «Нефть в обмен на продовольствие». Отсканированные изображения этих карточек поступали в Женеву из Дубаи, обрабатывались, возвращались в Эмираты и передавались затем в Ирак (15).

К участию в выборах были допущены все граждане Ирака, родившиеся до 31 декабря 1986 г., т.е. старше 18 лет, а окончательные списки подготовлены к 15 декабря 2004 г. Курдам для регистрации надо было предоставить документы о владении собственностью в Ираке.

Ирака (да и то не везде). Так был административно подстрахован благоприятный исход принятия важного политического документа. При подготовке выборов постоянного парламента 14 декабря 2005 г. избирательная комиссия Ирака также выступила за нецелесообразность голосования внешних избирателей, мотивировав свою позицию организационными трудностями и огромными финансовыми расходами при незначительности числа голосов. Кроме того, неизвестно, сколько именно иракцев проживают в той или иной стране: власти пользуются статистикой, которую предоставляют местные иракцы; избирком Ирака опасался, что те или иные группы могли воспользоваться таким положением. Тем не менее в данном случае парламент позицию избиркома не поддержал, и голосование проходило в 15 странах.

Граждане Ирана 17 июня 2005 г. выбирали нового президента в 93 странах, граждане Эквадора в октябре 2006 г. впервые могли проголосовать в 42 странах (3, 5). Избирательная комиссия Тибетской автономии Китая, независимый орган, занимающийся выборами Калон Трипа и представителей Совета народных депутатов Тибета, заранее издала приказ 57 районным избирательным комиссиям в Индии, Непале, Бутане, Европе, Северной Америке, Тайване, Японии, Африке и Австралии обновить списки избирателей для предварительных выборов XIV СНДТ в сентябре 2 0 05 г. (4).

При подготовке всенародного опроса по условиям предоставления Восточному Тимору особой автономии в составе Индонезии в 1999 г. Миссией ООН было открыто более 200 центров регистрации: на территории Тимора, в других районах Индонезии, в Австралии, Лиссабоне, Мапуту, Макао и Нью-Йорке. Регистрация продолжалась в течение трех недель, затем компьютеризованные списки были обнародованы и в течение пяти дней принималось их обжалование (29, с. 232-233).

Что касается динамики числа голосующих за рубежом граждан тех стран, в которых участие в выборах не является их юридической обязанностью (т.е. оно добровольно), то помимо собственно общего числа, состояния консульского учета и желания проголосовать, как минимум еще один фактор во многом определяет их активность. Таким фактором является число избирательных участков, и их расположение, зависящее от состояния отношений государства, проводящего выборы, и государства пребывания. Последнее может разрешить открытие избирательных участков только в посольствах и консульских учреждениях (36). Поэтому граждане, проживающие, скажем, на расстоянии нескольких часов пути до консульства, должны быть серьезно мотивированы своим гражданским долгом, чтобы доехать в пункт голосования.

Этот долг с точки зрения классических политологических постулатов вытекает, по Т. Парсонсу, из нормативного порядка, который «содержит ценности, дифференцированные и детализированные нормы и правила, причем только соотнесенность с культурой придает им значимость и легитимность» (33, с. 102).

Распространение нормативного порядка среди коллективно организованного населения требует контроля над территорией (33, с. 110) . В зонах геополитического риска, к которым можно отнести и большие анклавы проживания одного этноса в территориальных пределах государств с другим титульным этносом, установление нового или поддержание существующего порядка требует особых усилий от участников процесса.

Фундаментальность императива Парсонса о контроле над территорией в период установления порядка подтвердило внимание Турции к регистрации иракских курдов (38). Дипломатический представитель Турции в Ираке предупредил избирательные власти Ирака, чтобы они опротестовали регистрацию тех избирателей-курдов, которые по закону не должны были принимать участие в голосовании в Киркуке как не имеющие там собственности, поскольку внезапно увеличился риск потери турецкого управления той частью турецкой государственной территории, где исконно живут курды. Турецкий представитель в Ираке выступил после того, как курды достигли соглашения с правительством Ирака, которое позволило участвовать в голосовании на выборах нового провинциального совета провинции Тамим, куда входит Киркук, около 100 тыс. курдов (38). Турция не возражала против возвращения перемещенных курдов в Киркук, но была обеспокоена тем, что в этот район после оккупации Ирака силами коалиции прибыло курдов больше, чем было выселено4. Ни для кого не секрет, что Киркук рассматривается курдами как столица («курдский Иерусалим») будущего независимого Курдистана.

Перед выборами президента Афганистана 9 октября 2004 г. наряду с многочисленными нарушениями выдачи карточек избирателя на территории страны таковые отмечены и в лагерях афганских беженцев (карточки выдавались без надлежащего удостоверения личности) (9).

Приведенные примеры характерны для десятков стран, большое число граждан которых по тем или иным причинам оказывается за границей. В целях повышения легитимности избираемой власти их всемерно стараются привлечь к

4. В частности, обозреватель «Вашингтон Пост» Р. Коэн писал в 2005 г.: «Ирак расползается на части. Курды двигаются к созданию собственного государства (со своим собственным флагом), сунниты концентрируются в своих военных лагерях, а преобладающие количественно шииты идут к созданию исламской республики, которая в свое время будет объявлена нашим врагом».

На выборах 30 января 2005 г. в Киркуке победил объединенный курдский список с участием некоторых туркменских и арабских партий. Противники возвращения курдов и присоединения к Курдистану данное голосование бойкотировали. Одновременно с выборами в национальный и региональный парламент в Курдистане состоялся неофициальный референдум. Избирателям предлагалось ответить, хотят ли они независимости или федерации. Из заполнивших бюллетени около 95% высказались за независимость Курдистана (13).

голосованию, если политические аргументы «против» не перевешивают - как, например, в Палестинской автономии в 2005 г. Палестинцам, имеющим израильское гражданство или проживающим на сопредельных с Израилем территориях на правах беженцев, было отказано в праве голоса. Считая весь Иерусалим своей территорией, власти Израиля только по настоянию бывшего президента США Дж. Картера согласились, чтобы шесть почтовых отделений в восточной части города превратились в январе 2005 г. во временные избирательные участки (22). Бюллетени при этом должны были складываться не в урны, а в стандартные (красного цвета) ящики для приема почтовой корреспонденции. По мнению израильских властей, это должно было символизировать факт «пересылки» бюллетеней (точнее - открепительных талонов) за пределы Иерусалима, чтобы прецедент голосования палестинцев не толковался затем в качестве подтверждения их претензий на палестинский статус этого города (который, однако, по действующим международным нормам считается оккупированной израильтянами территорией).

Современная глобальная взаимозависимость межгосударственных связей выражается во внимании к голосованию граждан определенной национальности со стороны государства их этнической принадлежности как разновидности своей «мягкой силы» (soft power) или «агентов влияния». Так, в Турции с обеспокоенностью ожидали результатов внеочередных парламентских выборов в Германии 18 сентября 2005 г. (39). Дело в том, что основные политические противники на этих выборах придерживались разных подходов относительно вступления Турции в ЕС. В данной связи турецкие власти призвали 500 тыс. этнических турок - граждан Германии - обязательно принять участие в выборах на стороне партии, поддерживающей турецкий интерес.

Имеют место ситуации, в которых граждане отказываются принимать участие в электоральных событиях своей страны, когда родная земля становится чужой. Так произошло после всем известных событий в Югославии: сербы Косово, несмотря на уговоры «миротворцев» из НАТО (КФОР), не участвуют ни в регистрации, ни в голосовании, начиная с 2000 г., когда была объявлена регистрация для первых выборов послевоенной администрации, состоявшихся осенью 2001 г. В специальном выпуске «Вестника НАТО» «Историческая перемена на Балканах» по поводу бойкота выборов сербами отмечено: «... изменения в настрое сербов в Косово в период, когда переговоры о статусе края кажутся неизбежными, могут, в конечном счете, зависеть от решения, принятого в Белграде»5 (19, с. 17).

5. Такое решение было принято 28-29 октября 2006 г. на конституционном референдуме в Сербии: в проект конституции включен пункт о том, что Косово считается автономией в составе Сербии.

Подводя итог обзору практики зарубежного голосования, можно сказать, что избиратели, постоянно проживающие или временно оказавшиеся в день выборов за рубежом своей страны, представляют категорию людей, находящихся «на переднем крае» политики страны, и важный элемент априорного управления легитимностью будущей власти. «Внешняя» часть избирателей реализует свое право голоса, если политическая элита страны такой вид волеизъявления граждан считает эффективным инструментом формирования власти. При этом четко прослеживается конкретно-политическая целесообразность: «внешних» избирателей как привлекают к голосованию, так и организационно препятствуют им в реализации права выбора. По мере надобности электоральные события за рубежом становятся также объектом приложения «мягкой силы» того или иного государства.

Территориальный императив Т. Парсонса ярко проявил себя в начале 90-х годов массовым появлением непризнанных государств, ставшим, как считается, одним из следствий краха ялтинско-потсдамского мироустройства. По мнению экспертов, формальная причина «повального самопровозглашения» государств первоначально базировалась на расхождении между принципами территориальной целостности и нерушимости послевоенных границ, с одной стороны, и правом этнических меньшинств на самоопределение - с другой. Впоследствии данное противоречие было юридически подкреплено Международным пактом о гражданских и политических правах (принят в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.) как право каждого народа на «свою» территорию (землю) и богатства ее недр. Как указывает С. Маркедонов в посвященной данному вопросу статье с символическим заглавием «Земля и воля», все появившиеся после развала СССР и Югославии непризнанные государства «осуществляли явную или скрытую конвертацию принципа территориальной целостности в принцип права наций на самоопределение» (28, с. 134). Априори разными методами (как спонтанно-ситуативными, так и целенаправленно селективными) создается этнически чистая территориальная целостность. Затем последовательно осуществляется конвертация, в том числе - с помощью регистрации избирателей.

Отметим также, что руководством Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья6 было создано Сообщество «За демократию и права народов» (12) . Появление организации непризнанных государств как действующего политического и гео-

6. В Приднестровской Молдавской Республике после экономической блокады, устроенной Молдавией и Украиной весной 2006 г., к «конвертации» вплотную подошли 17 сентября 2006 г. - в день проведения референдума о независимости территории (самоопределении и возможном присоединении региона к России ). Несмотря на то, что результаты такого рода социологических опросов не имеют, как правило, юридической силы, СМИ ситуацию оценили однозначно: «Тирасполь назначил дату своего вхождения в Россию».

политического субъекта — новый международный феномен политической географии современности.

В Республике Абхазия в результате широкомасштабной внутренней миграции появилось большое число избирателей, которые постоянно живут без прописки. В связи с выборами президента в 2004 г. местная комиссия по правам человека распространила заявление о том, что процесс регистрации избирателей должен дать возможность гражданам, проживающим не по месту прописки, принять участие в голосовании без затруднений и материальных затрат. Комиссия сочла необходимым обязать местные администрации и участковые избирательные комиссии осуществить подворовой обход с целью выявления всех граждан, не внесенных в списки избирателей из-за отсутствия у них местной прописки (40) .

В Республике Южная Осетия перед выборами президента и вторым референдумом о независимости 12 ноября 2006 г. выверяли списки для голосования, призвав голосовать и грузинское население, проживающее на югоосетинской территории. Референдум о независимости прошел с беспрецедентно высокой активностью (94,6%) избирателей7. После его окончания стихийно организовались массовые гуляния, концерты и митинги (23, 24).

Высокая легитимность для власти непризнанного государства особенно важна в ее территориальном аспекте: государственность подвергается оспариванию, вплоть до военного вторжения и физического насилия над людьми, большинство которых имеет, как правило, исторически выраженное культурно-политическое тяготение. Над Абхазией и Южной Осетией во втором полугодии 2006 г. нависла реальная угроза ввода боевых частей Грузии. В данной связи парламент Абхазии 18 октября 2 006 г. принял официальное обращение к Президенту РФ с просьбой о признании республики в качестве независимого государства (референдум о независимости Абхазии провели в 1999 г.).

Еще одно непризнанное государство на территории бывшего СССР, не вошедшее в состав тройственного союза (геополитически и культурно ориентированное на Армению), - Нагорно-Карабахская Республика (НКР). Выборы президента НКР 11 августа 2002 г. всеми международными наблюдателями признаны свободными, честными и демократичными, с оповещением хода голосования

7. Первый референдум о независимости Южной Осетии состоялся в 1992 г. после вооруженного трехлетнего конфликта между осетинскими ополченцами и грузинскими военными в 1989-1992 гг. Причина конфликта - нежелание осетин отделяться от СССР в составе Грузии. В день второго референдума 12 ноября 2006 г. действующая в Грузии неправительственная организация «<Союз национального освобождения Южной Осетии» провел альтернативный референдум и альтернативные выборы президента для жителей грузинских селений-анклавов на территории Южной Осетии (на территории Южной Осетии, в отличие от Абхазии, этнических чисток не было) (23, 24).

через каждые три часа и не вызывающей сомнений высокой (75%) явкой в итоге. Представители Великобритании в Хельсинкской группе по правам человека даже сочли возможным отметить несовершенство британской процедуры выборов по сравнению с выборами в Карабахе: британские избиратели не регистрируются в списке перед голосованием. Тем самым, по их мнению, в Карабахе лучше гарантировано соответствие голосующих лиц избирательным спискам, аккуратно составленным и вывешенным на участках для всеобщего ознакомления (10).

В странах на территории бывшей Югославии, распавшейся с помощью Запада, также происходила (и происходит) конвертация территориальной целостности в последующее самоопределение с использованием, в том числе, «нужного» режима регистрации избирателей. Например, оказалось, что Сербия желает иметь собственную базу данных избирателей и возможность проверять избирательные списки: ранее в Боснии и Хорватии бесследно исчезали избирательные документы сербских беженцев, переданные международным представителям (25). Сербы бойкотировали как регистрацию, так и голосование на территории Косово. В самой Сербии при подготовке к референдуму по конституции страны (после отделения Черногории) тщательно подошли к составлению списков голосующих, первоначально утвердив их 14 октября 2006 г. и отложив окончательное утверждение еще на десять дней (34).

Западная Сахара или Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР) - непризнанное государство на северо-западе Африки: подконтрольная Марокко пустынная территория площадью 266 тыс. км2, место проживания племен кочевников и бывшая испанская колония. Установление контроля над этой землей означает доступ к богатым минеральным (фосфаты, нефть, уран) и рыбным (в протяженной атлантической прибрежной зоне) ресурсам. После деколонизации в 1975 г. борьба за независимость этого «магрибского Кувейта» от Марокко, возглавляемая Народным фронтом освобождения (ПОЛИСАРИО),

продолжается по сей день.

Проблема конвертации в Западной Сахаре - принципиально разные подходы к статусу территории и критериям гражданской идентификации для референдума по данному статусу при примерном равенстве противоборствующих сил (Марокко и Алжира). Комиссия по идентификации населения Западной Сахары, являющаяся ведущим компонентом миссии ООН, с 1991 г. не смогла продвинуться дальше первого этапа плана мирного урегулирования (41). Излишнее доверие к вождям племен и воюющим сторонам привело к

тому, что идентификация потенциальных участников референдума8 завершилась только к 2001 г., но консенсус по процессу обжалования и репатриации беженцев до сих пор не достигнут. В апреле 2006 г. ООН фактически призналась в своем посредническом бессилии, вернув переговорную инициативу борющимся сторонам (6).

Таким образом, при совпадении интересов элиты (элит) и населения принцип народного суверенитета никто нарушать не стремится; при их несовпадении народный суверенитет приносится в жертву, на авансцену событий выходит «территориальный императив». Дополнительным фактором риска является ключевое геополитическое положение территории, а действие внешнего фактора в зависимости от обстоятельств играет основную или дополнительную стимулирующую роль.

Принцип народного суверенитета оказывается вторичным, если его соблюдение противоречит пониманию «территориального императива» более сильным политическим игроком.

Литература

1. Арбатская М. Сколько же в России избирателей? Политико-географический анализ общего числа российских избирателей и уровня их активности. 1990-2004 / ИГ СО РАН, Избирательная комиссия Иркутской области. - Иркутск. 2004. - 300 с.

2. Бабанский Ю. Украинские власти боятся... // ИА REGNUM. 2006. 12 февраля. http://www.regnum.ru/news/5 89063.html

3. В Иране открылись избирательные участки для проведения выборов // РИАН. 2005. 17 июня, http://www.rambler.ru/db/news/print.html?mid =6127361

4. В сентябре этого года тибетцам предстоит принимать участие в выборах / / Phayul & divide. 2005. 1 июля. http://tibet.dharma.ru/

5. В Эквадоре начались президентские и парламентские выборы // Институт политических и медиаметрических исследований. 2006. 15 октября. http:// www.ipmi.ru/index.php?ind=news&op=news_show_single&ide=35 4

6. Висенс Е. Западная Сахара - преданная независимость // ИА REGNUM. 2006. 12 сентября. http://www.regnum.ru/news/7038 87.html.

7. Волков В., Перевозчиков В. Федеральные выборы в Мексике // Журнал о выборах. - М., 2006. - № 6. - С. 58-66.

8. Выборы во всем мире: Энциклопедический справочник / Сост. А. Танин-Львов. - М., 2001. - 1112 с.

8. В 1990 г. СБ ООН утвердил текст мирных предложений и в апреле 1991 г. резолюцией № 690 одобрил развертывание миссии ООН в Западной Сахаре по проведению референдума (MINURSO). 1 сентября 1991 г. соглашение о прекращении огня вступило в силу, и первые военные наблюдатели ООН прибыли в Западную Сахару. Процесс идентификации населения начался в 1992 г., однако из-за разных позиций в вопросе правомочных участников референдума общее число потенциальных избирателей постоянно колеблется.

9. Выборы президента Афганистана: «наркодоллары», «ошибки» в регистрации избирателей... // Фергана.Ру / Центральноазиатский информационный центр. 2004. 30 сентября, http://news.ferghana.ru/ detail.php? id=3213&mode =none

10. Выборы президента Нагорно-Карабахской Республики // 2003. 31 марта. http://www.nkr.am/rus/mid/bull/text2_02.html

11. Генеральная репетиция для ближневосточной демократии // Vip.lenta. 2005, 10 января, http://vip.lenta.ru/news/2 005/01/09/abbas/

12. Дмитриев А. Тройственный союз на обломках империи // АПН. 2006. 15 июня. http://www.apn.ru/opinions/print9855.htm

13. Добронравин Н. Черное и белое. Ближний Восток от выборов до выборов // Дело. 2005. 14 февраля. http://new.russian.net.ru/35 9/17.html

14. Завершились выборы президента Румынии // Sedmoycanal.com. 2004, 12 декабря. http://www.sedmoycanal.com/news.php3?id=74853

15. Загорнова Е. Выборы в Ираке 30 января 2005 г. Подготовительный процесс, ход голосования и предварительные итоги / Институт Ближнего Востока. 2005. 3 февраля. http://www.iimes.ru/rus/stat/2 005/03-02-05.htm

16. Западная Сахара - МООНРЗС: Справочная информация // ООН. 2005. 5 авг. http://www.un.org/russian/peace/pko/minurso/minursobackgr.htm

17. Зарубежное избирательное право: Учебное пособие / Науч. ред. В.В. Маклаков. - М., 2003. - 288 с.

18. Зарубежных граждан Латвии приглашают подавать заявки на голосование по почте в выборах Сейма // ИА REGNUM. 2006, 5 мая. http://www.regnum.ru/ news/ 635 613. html

19. Историческая перемена на Балканах // Вестник НАТО. Специальный выпуск. NATO Public Diplomacy Division. 1110. - Brussels, 2004. - 58 c.

20. Как голосовать? // Radio Sweden. 2 006. www.sr.se/cgi-bin/ International/ nyhetssidor/ artikel.asp?nyheter=1&ProgramID=2103&Artikel=8544.

21. Каррильо П.М. Некоторые соображения относительно кодификации избирательных стандартов в Латинской Америке // Журнал о выборах. - М., 2006. Спецвыпуск. - С. 22-25.

22. Картер уладил проблему Восточного Иерусалима // Israelinfo.ru. 2 005. 5 ноября. http://news.israelinfo.ru/world/13032.html

23. Кожемякин В. «Градом» по миру? // Аргументы и факты. - М., 2006. -№ 45. - С. 4.

24. Кожемякин В. Мацони на прикладе // Аргументы и факты. - М., 2006. -№ 46.- С. 9.

25. Куге А. Проблемы вокруг регистрации избирателей-сербов для предстоящих выборов в Косово // Радио Свобода. 2000. 31 июля. http://www.svoboda. org/ archive/ crisis/kosovo/0701/ll.073101-1.asp

26. Куделев В. О некоторых итогах парламентских выборов в Марокко // Институт Ближнего Востока. 2002. 14 октября. http://www.iimes.ru/ rus/stat/ 2 002/14-10-02.htm.

27. Лавелль П. Как проголосуют американцы, живущие в России? // United Press International. 2004. 1 ноября. http://www.inosmi.ru/translation/214276. html

28. Маркедонов С. Земля и воля // Россия в глобальной политике. - 2 006. - № 1. - С. 130-140.

29. Международные избирательные стандарты: Сб. док. / Отв. ред. А.А. Вешняков. - М., 2004. - 1152 с.

30. Мексиканские эмигранты будут голосовать на президентских выборах // РИАН. 2005. 1 июля. http://www.podrobnosti.com.ua/power/elections/2005/07/01/223973.html

31. Мирзоев Э. Непредсказуемый Восток // Vestnik.com. 2003. 20 августа. № 17(328). http://www.vestnik.com/issues/2003/0820/koi/mirzoe

32. Низская Л. Бенин накануне президентских выборов // Независимая газета. - 2 001. 3 марта. - С. 6.

33. Парсонс Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - М., 1993. - Вып 2. - С. 94-122.

34. Пасхин Н. В Сербии утверждено число тех, кто может принять участие в референдуме // РИАН. 2006. 14 октября, http://www.rian.ru/ politics/ foreign/ 2006 1015/54818536.html

35. Руководство по наблюдению за выборами. 5-е изд. / ОБСЕ/БДИПЧ. - Варшава, 2005. - 97 с.

36. Симакин Д. Итоги думских выборов оспаривают в Страсбургском суде // Независимая газета, - 2004. 19 октября, http://www.ng.ru/printed/events/ 2004-10-19/9_strasbourg.html.

37. Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д.В. Лафитский, Н.М. Касаткина, А.Г. Орлов, Н.Ю. Трещетенкова. - М., 2006. - 49 с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38. Турция предупреждает иракские избирательные органы // AFP. 2005а. 17 января. http://www.kurdistan.ru/17.01.05-3.htm.

39. Турция напряженно ожидает результатов выборов в Германии // РБК. 2005b. 18 сентября. http://www.rbc.ru/rbcfreenews.shtml7/20050918 150437. shtml.

40. ЦИК Абхазии не может сосчитать избирателей // Известия, 2 005. 10 января. http://news.izvestia.ru/politic/news91999.

41. Шашков С., Щербань В. Военно-политическая обстановка в Западной Сахаре // Зарубежное военное обозрение, 2001. - № 5. http://www. africana.ru/ konkurs/ raboti/ Shashkov/ WestSahara.htm.

42. Ley 18.700. Ley Organica Constitucional Sobre Votaciones Populares y Escrutinios / Servicio Electoral de Chile. 2005, de Septiembre, http://www. servel. cl/servel/ index.aspx?channel=125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.