год
ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ Федерации: как организовать тематическую смену в детском лагере
Татьяна Олеговна Шумилина,
заведующая кафедрой теории и методики воспитания ГАОУ ДПО ВО «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой», кандидат педагогических наук
Лето — время для значительного расширения практического опыта ребёнка, время творческого освоения и осмысления новой информации, активная пора социализации несовершеннолетних. Поэтому во время каникул, в условиях детского оздоровительного лагеря, необходимо создать соответствующие педагогические условия для полезной, содержательной занятости детей.
• каникулы • детский оздоровительный лагерь • тематическая смена
• Год литературы в Российской Федерации
Летние каникулы — самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребёнка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Главная цель летней кампании — в создании условий для активного интеллектуального, эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его вовлечения в общественно-полезную, оздоровительную и досуговую деятельность. Именно такие возможности для каждого ребёнка открывают детские оздоровительные лагеря (ДОЛ).
Это идеальная площадка для личностного роста детей, предоставляющая
расширенные возможности для их творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта, социализации.
Вся жизнь ДОЛ основывается на организации лагерной смены. Такая смена — достаточно сложная структура. Традиционно в структуре смены выделяют пять периодов:
• подготовительный (время до заезда в ДОЛ), связан с подготовкой зданий и территории лагеря, разработкой программы смены, подготовкой вожатых
к встрече с детьми;
• организационный (1—3 дня), предполагает организацию жизнедеятельности лагеря, проведение мероприятий
по формированию отрядных детских
коллективов, подготовку и открытие смены. Необходимо помочь детям ощутить и осознать, что они находятся в ДОЛ. Важно помнить, что параллельно у детей проходит процесс адаптации к новому месту и коллективу. Для смягчения остроты проблемы, например, создайте вместе с детьми декларацию смены. Пусть каждый напишет, чего он ждёт от этой смены, чему хочет научиться или чего достичь (главной роли в спектакле, найти новых друзей и т.д.). Не ждите, что у всех декларация получится радужной и весёлой, кто-то в первый день будет чувствовать себя неуютно. Ничего страшного в этом нет, тем веселее для таких детей будет читать собственную декларацию в конце смены;
• основной (17 — 18 дней), включает создание организационно-педагогических условий для отдыха детей, раскрытие способностей и интересов (проведение мероприятий согласно плану, работа кружков, студий, активный отдых);
• заключительный (2—3 дня), связан с подведением итогов работы ДОЛ во время смены, проведением заключительных дел и мероприятий, связанных с закрытием смены. Подведение итогов смены жизненно необходимо для каждого ребёнка в лагере. За одну смену дети в ДОЛ могут многому научиться, скорректировать своё привычное поведение и даже по-новому взглянуть на жизнь. Важно в конце смены подвести итоги всего опыта, накопленного в детском лагере.
В то время, как подводятся итоги смены, ребёнок настраивается на завершение отдыха в детском лагере, и это не является трагическим событием. Даже наоборот — в памяти ребёнка детский лагерь запомнится как место, где он многому смог научиться;
• постлагерный (1 — 2 дня), включает анализ и подведение итогов проведённой смены трудовым коллективом ДОЛ.
Каждый период смены позволяет решать комплекс задач воспитания и социализации
несовершеннолетних в жизнедеятельности ДОЛ.
Смена должна быть эмоциональной, насыщенной, разноплановой и иметь общую идею. Тематическая смена — это детский отдых, организованный таким образом, чтобы в рамках какой-то тематики — искатели сокровищ, охотники за привидениями, юные геологи, детективы и т.п. — была составлена программа детского оздоровительного лагеря. При этом нужно учесть, чтобы каждый день дети получали новые знания из разных областей, которые могли бы применить на практике. И всё это наряду с обязательными оздоровительными, воспитательными и творческими мероприятиями.
Тематические смены в лагере заставляют детей включаться в общую работу — думать, играть, творить, разгадывать, показывать, создавать и т.д., где они получают практический опыт по актёрскому или ораторскому мастерству, логическому мышлению, умению находиться в условиях природы и многое другое. Не каждому лагерю по силам такая программа летних каникул. В то же время многие лагеря стараются хотя бы иногда в рамках своих программ проводить «Тематические дни в ДОЛ».
Какую идею для разработки программы тематической смены целесообразно выбрать на предстоящий оздоровительный сезон 2015 года? Определиться нам поможет Указ Президента РФ от 12 июня 2014 г. № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы».
Предлагаем использовать Паспорт тематической смены, посвящённой Году литературы в РФ.
Цель тематической смены: создание оптимально благоприятных условий для отдыха и оздоровления детей, вовлечение их в творческую, интеллектуальную, социально-педагогическую деятельность через приобщение к чтению как основному виду
познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания.
Задачи тематической смены:
• расширить круг познавательных интересов детей и подростков;
• сформировать информационную культуры личности;
• адаптировать детей и подростков к условиям жизни в современном информационном обществе;
• развить коммуникативные способности и умения эффективно взаимодействовать с другими людьми и др.
Основные принципы:
• Принцип гуманизации воспитания, основой которого является учёт особенностей каждого ребёнка, формирование на этой основе плана индивидуального педагогического сопровождения детей.
• Принцип творческого начала в воспитании, предполагающий создание условий для активной самореализации детей в коллективной творческой деятельности.
• Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный выбор способов и видов деятельности должен оставаться за личностью.
• Принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства.
Каков механизм реализации Программы?
Тематическая смена, посвящённая Году литературы в РФ, позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
В рамках тематической смены каждый день должны проходить мероприятия, способствующие приобщению детей к чтению как основному виду познавательной деятельности. Примерами таких мероприятий могут служить:
Библио-глобус — мероприятие, посвящённое книгам об истории, культуре, традициях раз-
ных стран, путешествиях и путешественниках. Например, знакомство с энциклопедией «Страны мира» (http://interesnoe.info). В этой энциклопедии содержатся сведения обо всех странах мира. Информация о столице, населении, природе, экономике и многом другом, а так же гербы, флаги и изображения достопримечательностей. Детям надолго запомнится это увлекательное путешествие.
Вечер поэзии (или вечер поэтического настроения) — массовое мероприятие, которое посвящается вообще поэзии, а также творчеству одного поэта или отдельной теме, сопровождается чтением стихов всеми присутствующими или большинством членов отряда. На этом вечере могут быть представлены театрализованные композиции, сопровождаемые чтением стихов. Например, вечер поэзии, посвящённый 195-летию со дня рождения А.А. Фета (1820-1892).
Вечер-портрет — мероприятие, цель которого — раскрыть различные грани личности героя вечера, познакомить детей с его биографией и творчеством. Героем вечера может быть местный писатель или поэт. Мероприятие проводится так же, как и литературный вечер.
Живая газета — театрализованное представление, основанное на газетном материале или на острых злободневных фактах жизни, сценарий которой написан, придуман и поставлен с соблюдением жанров журналистики. Девиз мероприятия: «Живая газета — территория вашего творчества!» В живой газете могут быть предложены следующие рубрики: «Политика», «Общество», «Мир вокруг нас», «Заметки путешественника», «Творческие обзоры», «Забавные истории», «Непознанное», Он & Она», «Мобильный репортёр», «Мир онлайн» и др. Для «живой газеты» особенно важны актуальность
и злободневность. Ведь выступать с ней вы будете на общем сборе или вечере. Обычно на выход «живой газеты» даётся 15—20 минут.
КВН — Клуб Весёлых и Начитанных — познавательно-развлекательная командная игра-соревнование на литературные темы. КВН — соревнование нескольких одновозрастных команд по 10 — 15 человек, как правило, весёлое, юмористическое. Структура КВН: приветствие команд, разминка, конкурсы, конкурс капитанов, конкурс на лучшее домашнее задание. Например, темой для проведения КВН может стать путешествие по сказкам. Тогда примерная тематика конкурсных заданий может быть такой. Разминка «Кто пишет сказки?» (команды по очереди называют знакомые им фамилии сказочников). Конкурс «Найди своих» (командам необходимо вспомнить полное имя героя сказки. Им даётся начало имени сказочных героев и из дополнительного списка предлагается верно добавить вторую половину имени героя). Конкурс «Сказочная математика» (командам выдаются листы с названием сказок, в которых есть цифры. Цифры пропущены. Необходимо их правильно вспомнить и подсчитать общую сумму). Конкурс «Весёлая азбука» (из рассыпанных букв командам надо сложить имена сказочных героев). Конкурс «Комната находок» (команды отгадывают название сказки по названному предмету). Конкурс «Юные детективы» (по описанию командам надо узнать героя сказки). В конце мероприятия подводятся итоги конкурсов и награждается победитель Клуба Весёлых и Начитанных.
Конкурс барона Мюнхгаузена — личное или командное соревнование для выявления лучших выдумщиков. Чья история будет наиболее интересной, смешной, тот и окажется лучшим вралем, лучшим выдумщиком и самым весёлым человеком. О конкурсе следует сообщить за один-два дня до его проведения. Участники конкурса могут де-
монстрировать фотографии, фотоколлажи, рисунки, чертежи, проекты, привлекать друзей.
Лаборатория читательского творчества — мероприятие, в рамках которого участники выполняют какие-либо творческие работы, связанные с чтением. Например, исследование по теме «Роль цвета в названии литературного произведения». Дети объясняют значение цвета, выполняют рисунки и другие творческие работы. Примеры литературных произведений, в названии которых есть указание на цвет: А. Конан Дойл «Жёлтое лицо», «Пёстрая лента», П.П. Бажов «Голубая змейка», А.Г. Грин «Алые паруса», А. Стендаль «Красное и чёрное», А. Дюма «Чёрный тюльпан», Дж. Лондон «Белое безмолвие», А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Жёлтый туман», М.А. Булгаков «Белая гвардия», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», М. Рид «Белый вождь», Р.Л. Стивенсон «Чёрная стрела» и др.
Литературная викторина-поиск — познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний для расширения образовательного кругозора присутствующих. Это может быть мероприятие с элементами поиска ответов на занимательные вопросы по содержанию художественного произведения, фактам биографии писателя, событиям литературной жизни, истории книги и литературы. Например, основанием для проведения викторины-поиска может стать 155-летний юбилей со дня рождения писателя, драматурга А.П. Чехова (1860-1904).
Литературная юморина — фестиваль юмора и сатиры; мероприятие, посвящён-ное юмористической или сатирической литературе. В содержательную основу мероприятия могут быть положены юмористические рассказы Н.Н. Носова «Фантазёры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др. Или литературные
произведения Г.Б. Остера «Вредные советы. Книга для непослушных детей и их родителей», «Вредные советы — 2», «Вредные советы — 3», «Противные задачи», «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета» и др.
Литературные выборы — мероприятие, посвящённое избранию путём голосования лидеров среди литературных героев или имитация избирательной кампании, где кандидатами выступают литературные герои. Можно выбрать героев произведений Р.Э. Распе «Приключения Барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера», Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», Дж. Свифта «Путешествия Гулливера». Каждый отряд (команда) готовит представление кандидата. После оглашения предвыборной программы команды голосуют за кандидата-противника, чья программа показалась им наиболее убедительной. Ребята выбирают карточку-бюллетень соответствующего цвета и опускают их в урну для голосования. Можно провести игру-викторину для болельщиков. В конце подсчиты-ваются голоса и подводятся итоги игры.
Литературный аукцион — литературная игра, где копируются правила настоящих аукционов: выигрывает тот, чей правильный ответ на предложенный вопрос будет последним и самым полным. В «торги» вступают знатоки литературных произведений. Для проведения игры необходимо заготовить вопросы, на которые будет предложено ответить участникам аукциона. Например, перечислить названия книг, где в заглавиях встречается цифра (цвет, имя, кличка животного и т.д.). Например, Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан» и «Двадцать тысяч лье под водой», братья Гримм «Белоснежка и семь гномов», А. Дюма «Три мушкетера», А.П. Чехов «Три сестры», А. Кристи «Десять негритят», Ильф и Петров «Двенадцать стульев», В. Каверин «Два капитана», Дж. Лондон «Сердца трёх» и др. Или назвать как можно больше сказок Х.К. Андерсена («Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Огниво», «Русалочка», «Свинопас», «Оле-Лу-кое», «Снежная королева», «Золотой мальчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Красные башмачки», «О том, как буря пе-
ревесила вывески», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Соловей», «Снеговик», «Дорожный товарищ», «Под ивою», «На утином дворе», «Дворовый петух и флюгерный», «Аисты», «Новое платье короля» и др.).
Литературный вернисаж — мероприятие, посвящённое иллюстрированию книг, проводимое в торжественной обстановке. Для детей младшего школьного возраста для выполнения иллюстраций могут быть предложены русские народные сказки, а для детей подросткового возраста — произведения отечественных авторов. Например, литературный вернисаж, посвящённый 135-летию со дня рождения А.С. Грина (1880 — 1932), автора повести «Алые паруса».
Литературный вечер — комплексное мероприятие, сочетающее познавательные и занимательные элементы, межличностное общение участников, художественное (литературное, изобразительное, музыкальное) оформление. Может быть на любую тему: вечер исторический, вечер изящной словесности, вечер краеведческий, вечер памяти, вечер-встреча и др. Например, литературный вечер памяти может быть по-свящён 105-летию со дня рождения А.Т. Твардовского и 70-летию его легендарного произведения «Василий Тёркин». Тем более, что Год литературы в РФ совпадает с празднованием 70-летия Победы в Великой Отечественной войне (1941 — 1945).
Литературный дилижанс — мероприятие в игровой форме, стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками — станциями, опушками, островами, тропинками, домиками. На каждой остановке дети отгадывают литературные загадки, например, произведение и автора по отрывку из книги, по книжной иллюстрации, по портрету писателя и т.п. Необходимо чётко организовать
систему ответов, чтобы избежать обид и необъективности оценки. Назвать такое мероприятие можно «КнигоСветное путешествие», а станции запланировать такие, как: «Игровая» (литературные ребусы, викторины), «Толковая» (объяснение, толкование слов по тексту литературных произведений), «Словарная уха» (из набора слов, словосочетаний, отрывков предложений восстановить авторский текст, назвать автора и произведение), «Загадкино» (отгадать героев литературных произведений), «Гора пословиц» (выбирается лучший знаток пословиц на определённую тему, это задание можно предложить как конкурс капитанов), «Скороговоркино» (лучший чтец скороговорок) и др.
Литературная лотерея — организованная игра типа викторины, при которой распределение вопросов зависит от случайного извлечения того или иного билета или номера (жребия, лота). Например, вопросы викторины могут быть посвящены 95-летнему юбилею со дня рождения Ф.А. Абрамова (1920-1983); 185-летию со времени написания «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина (1830); 150-летию со времени публикации сказочной повести «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла (1865); 90-летию со времени публикации стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковского (1925) и др.
Поле чудес — развлекательное шоу-игра. Состоит из 3 раундов, в каждом из которых участвуют по 3 игрока, финала и суперигры. Ведущий загадывает слово (редко словосочетание), указанное на табло, а по ходу игры даёт наводящие подсказки. Игроки по очереди крутят барабан. На барабане могут выпасть сектора с различным числом очков, которые игрок получит, если угадает букву, или специальные сектора: музыкальная пауза, приз, шанс, плюс, банкрот и т.д. В финал из каждого раунда выходит по одному игроку. Выигравшему игроку даётся право на суперигру: он должен угадать слово, открыв 3 любые буквы.
Например, темой для проведения игры может стать образ девочки, девушки, женщины в литературных произведениях И.С. Тургенева. Тургеневская девушка... Это понятие ассоциируется у читателей с образом чистой, порядочной, доброй и нежной, тонко чувствующей, но в то же время умной, смелой и решительной героини. Именно такими предстают перед нами женские образы, созданные И.С. Тургеневым: Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ла-сунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася (повесть «Ася»), Лиза Калитина (роман «Дворянское гнездо»).
PRO -движение книги — рекламная кампания по продвижению книги к читателю, проводимая под девизом «Читать не вредно, вредно не читать!» Мероприятие может проходить в форме выступления агитбригад, рекламирующих какое-либо литературное произведение или выставки плакатов, социальной рекламы, призывающей детей к чтению.
Родословная книги — мероприятие, посвящённое истории написания книги. Дети могут попробовать сами написать книгу о днях пребывания в ДОЛ, один день — одна страница в книге. Можно ежедневно назначать ответственных за выпуск страниц, иллюстрирование текста, оформление материалов, чтобы каждый смог стать её соавтором. В конце смены на подведении итогов можно презентовать собственную книгу.
Кроме того, на протяжении всей смены в ДОЛ могут работать:
Читательская академия, представляющая собой цикл мероприятий, посвящён-ных обучению детей основам информационной культуры.
Литературный альманах — (от араб. альманах — календарь), мероприятия о книгах, произведениях, авторах — юбилярах 2015 года.
Литературный кросс — акция, направленная на привлечение к чтению книг по определённой теме или за определённое время, выигрывает тот участник, который прочитает наибольшее количество книг.
Каждый день на советах отрядов вместе с детьми подводятся итоги дня. Оценивается каждый положительный шаг, в котором проявил себя за этот день ребёнок: участвовал в мероприятии, творческом выступлении, оформлял отрядный уголок, забил гол на футболе, сделал замечательную поделку на кружке, поддержал своего товарища, когда у того что-то не получалось, и т.д. Основа оценивания — индивидуальная система поощрения ребёнка, карта личностного роста — слово «ЛИТЕРАТУРА», каждая буква которого означает определённое проявленное качество личности: Любознательность, Исполнительность, Трудолюбие, смЕлость, Радость для всех, Активность, Творчество, Увлечённость, Романтичность, Артистизм. Если ребёнок собрал все буквы слова литература, то он получает именной жетон или бонус, который может обменять на приз в «Лавке желаний». Если слово литература собрано несколько раз за смену, то на закрытии эти дети поощряются грамотами и призами.
Таким образом, тематическая программа в ДОЛ, посвящённая Году литературы в РФ, будет построена с учётом возрастных особенностей детей, включённых в развлекательные и развивающие мероприятия. Такая программа поможет самоутверждению и самореализации ребёнка через широкий выбор видов деятельности; обучению практическим навыкам и способам организации жизнедеятельности в современном информационном пространстве; приобретению навыков общения (построение отношений со сверстниками) через разнообразные виды совместной деятельности; расширению сферы интересов через развитие информационной культуры личности; получению новых, дополнительных знаний через интересные и увлекательные игры.
Тематические программы ДОЛ обеспечивают полную включённость детей в деятельность на протяжении всей смены, что даёт им возможность реализовать свои способности в новых сферах деятельности, а также новой социальной роли. НО
В ЭЛЕКТРОННОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА
Организационно-педагогические условия формирования здорового образа жизни детей в образовательно-оздоровительном комплексе
Ирина Викторовна Кузнецова, заместитель директора Санкт-Петербургского государственного учреждения «Спортивно-оздоровительный комплекс «Дружных» (СПБ ГБУ «СОК «Дружных»)
В статье раскрывается проблема формирования здорового образа жизни детей в образовательно-оздоровительном комплексе (ООК). Конкретизированы его особенности. Автором определена стратегия формирования педагогической и здоровьеформирующей компетенции и компетентности педагогического персонала ООК: организационно-правовой механизм закрепления и реализации компетенций; формирование и развитие профессиональной подготовки и переподготовки педагогов ООК по обеспечению повышения уровня своей компетентности; совершенствование механизма стимулирования и мотивации профессионального саморазвития и повышения педагогической и здоровьеформирующей компетентности педагогов ООК. Данная работа осуществлялась в соответствии со структурно-логической схемой компетенции воспитателей и специалистов в области здоровьесбережения детей.