Научная статья на тему 'Как построить тематическую смену экологического профиля в детском оздоровительном лагере'

Как построить тематическую смену экологического профиля в детском оздоровительном лагере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
406
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СМЕНА / ТРЕНИНГИ / TRAININGS / МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ / MODELING SITUATIONS / КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СМЕНЫ / SCHEDULE CHANGE / КОЛЛЕКТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / COLLECTIVE PROJECTING / КЛЮЧЕВЫЕ ДЕЛА СМЕНЫ / ECOLOGICAL CHANGE / KEY ACTIONS OF A CHANGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клемяшова Елена Михайловна, Прутченков Александр Сергеевич, Самкова Виктория Анатольевна

Проектирование экологической смены. Методические материалы для экологических смен различной направленности. Авторские программы. Экологическое воспитание в детском оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как построить тематическую смену экологического профиля в детском оздоровительном лагере»

КАК

ПОСТРОИТЬ ТЕМАТИЧЕСКУЮ смену экологического профиля в детском оздоровительном лагере

Елена Михайловна Клемяшова,

старший научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО, кандидат педагогических наук

Александр Сергеевич Прутченков,

профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор педагогических наук

Виктория Анатольевна Самкова,

ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, кандидат педагогических наук

Педагогу в детском лагере важно создать особый эмоциональный настрой ребят, для которых смена станет дорогой к успеху, творчеству, самореализации. Как организовать воспитательный процесс, чтобы каждая лагерная смена представляла калейдоскоп открытий, впечатлений, интересных захватывающих дел? Один из путей создания такой смены — творческое проектирование «сюжета», содержания смены педагогами и детьми с использованием игровых технологий.

• экологическая смена • тренинги • моделирование ситуаций • календарный план смены • коллективное проектирование • ключевые дела смены

Тематика смен может быть достаточно разнообразна, но акцент делается на нравственно-эстетическом, интеллектуальном развитии, формировании экологической культуры. Содержание смены включает последовательный ряд педагогических технологий: творческие экологически ориентированные дела, эмоционально-образные арт-тренинги, разнообразные игры (сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-путешествия).

Подготовка

Тематическая смена требует серьёзной подготовки. Все идеи предварительно обсуждаются педагогическим

коллективом, составляется программа, готовится необходимое оснащение (разработки творческих дел, музыкальная фонотека, спортивный инвентарь, костюмы и т.п.). В программе, предлагаемой родителям и детям, даются рекомендации, как лучше подготовиться к участию в тематической смене (например, перечитать книги Л. Кэррола, изучить карту звёздного неба, продумать эскиз своего бального платья и т.п.).

При составлении программы и разработке содержания тематических смен закладывается определённый алгоритм их проведения, познакомившись с которым, педагог может успешно сам проектировать

подобные смены. Так, в организационный период, как правило, включается экспресс-эстафета, предполагающая продвижение всех участников, разбившихся на команды и взявших на себя определённые роли (например, роли путешественников — морских, космических и т.п.) по различным «станциям», испытания, выполнение разнообразных заданий, выборы актива. Каждая команда получает путевой лист, на котором указана очерёдность прохождения станций — это традиционное составление карты путешествия, т.е. своеобразное планирование смены.

Станции могут быть интеллектуальными, спортивными, музыкальными, творческими и т.д. Например, интеллектуальная станция «Морские знатоки» — своеобразная викторина на морские темы; спортивная станция «Полоса препятствий» — всевозможные эстафеты, соревнования на меткость и т.п.; музыкальная станция «Продолжи песню» — ребята вспоминают музыку и песни определённой тематики. В таких эстафетах выявляются лидеры, которые наравне с педагогами могут курировать определённое направление деятельности тематической смены. Традиционный вечер знакомств отражает специфику содержательной направленности смены. На таком вечере проводится презентация экипажей путешественников.

Алгоритм

В основной период проходят «ключевые» творческие дела смены. Наряду с практико-ориентированными экологическими ребятам предлагаются нравственно-экологические арт-технологии, в которых используются определённые психолого-педагогические приёмы, развивающие способность к визуализации.

Так, в «Космическом путешествии», рисуя ракету, подростки располагают в её корпусе те качества личности, которые им необходимо выработать, а в сопло ракеты помещают недостатки, от которых хотели бы избавиться. В «Путешествии за три моря» члены

«морских» экипажей при «погружении» на дно моря встречают осьминога, в щупальцах которого запутались недостатки, от которых ребята пытаются избавиться, проблемы, которые они хотят решить. Подобные приёмы можно использовать и при других путешествиях. Так, отправляясь в полёт на воздушном шаре, который устремляется ввысь благодаря присущим путешественникам достоинствам, как воздух необходимым в жизни, подростки избавляются от «балласта» — «сбрасывают» из корзины свои вредные привычки, отрицательные черты характера.

В экологических сменах проводятся тренинги общения, самопознания, моделирования экстремальных ситуаций.

Одно из ключевых направлений экологических смен — спортивно-оздоровительное. Разнообразные эстафеты, соревнования также пронизаны основной идеей смены — это и «Весёлые зазеркальные старты», и «Морской десант», и «Космические разведчики».

Подростки участвуют в работе творческих салонов, мастерских, где каждый находит себе занятие по интересам. Во время путешествия ребята ведут личные «Путевые дневники», в которых размышляют о себе, своих недостатках, способах избавления от них, о достоинствах, склонностях и способностях, фиксируют положительные результаты саморазвития, анализируют те проблемы, которые не удалось решить.

В завершение смены организуется «Гала-концерт», соответствующий тематике смены, костюмированный бал, чествование прославленных «первооткрывателей», где отмечаются успехи и достижения всех участников смены.

Предлагаем читателям познакомиться с программами экологических лагерных смен, апробированных в оздоровительных лагерях, в частности во Всероссийском детском центре «Орлёнок».

«Как построить Экоград»

Суть сюжетно-ролевой игры — в поэтапном освоении участниками смены роли жителей Экограда, строящих город своей мечты, — красивый, зелёный, экологически чистый, город высокой культуры горожан — людей активных, творческих, добрых, мудрых. Все жители города распределяются по домам, и в будущем Экограде появляются зелёные, чистые улицы с красивыми названиями. Для строительства города создаются различные временные объединения (экологический пресс-центр, служба экологического контроля; экологический театр и пр.), а также советы дел, создаваемых для каждого тематического мероприятия в Экограде. Горожане вместе с «хранителями» города выбирают мэрию Экограда во главе с мэром.

Система стимулирования также отражает специфику смены: каждый участник игры зарабатывает индивидуальные баллы и получает их в виде вырезанных из цветной бумаги листочков деревьев разного цвета, которые затем наклеивает на большое полотно бумаги и дорисовывает ствол своего дерева. Таким образом «вырастает» пышный разноцветный сад, а детям в такой форме ещё раз даётся установка на созидательную экологически значимую деятельность.

Строительство города мечты — это путь каждого ребёнка к успеху, личностному росту, ярким творческим достижениям, гармонии с природой, окружающими и самим собой.

«Строительство» Экограда состоялось в лагере «Комсомольский» ВДЦ «Орлёнок». В календарном плане этой смены — игра-эстафета «Здесь будет город Экоград»; отрядные дела — создание проектов Экограда, подготовка к празднику — старту строительства Экогра-да, выборы мэрии города; экологическое путешествие — восхождение к пику Хазарова; участие жителей города в спартакиаде лагеря. Вечер бардовской экологической песни с конкурсной программой; конкурс архитекторов; защита экологических проектов; выполнение практических экопроектов на территории города; дни «Зелёной прессы» Экограда; конкурс журналистов-экологов; интеллектуальная игра «Пожар» и т.д.

Игра-эстафета «Здесь будет город Экоград»

(коллективное проектирование города)

Строительство Экограда начинается с проектов, которые рождаются в игре. Жители каждого дома получают маршрутные листы с указанием местонахождения станций и их названий, на которых пробуют свои силы юные архитекторы-дизайнеры, строители, юристы, экологи, журналисты.

Жителей домов на каждой из восьми станций встречает хранитель (вожатый) с определённым заданием, которое нужно выполнить сообща, быстро, с выдумкой и фантазией, с чувством юмора и творчески, и, конечно, со знанием предмета обсуждения.

Пройдём вместе с экоградцами по станциям эстафеты.

Станция 1.

«Строим город Экоград»

Здесь нам предстоит из предложенного «строительного материала» собрать любимый уголок (площадь, улицу, дом, парк и т.п.) города Экограда. Строительный материал — это вырезанные из плотной цветной бумаги различные геометрические фигуры разных цветов и размеров. Кто придумает самый интересный, оригинальный, смелый проект? А кто сможет доказать, почему именно этот уголок Экограда «самый экологичный»? «Строительство» велось только экологически чистыми материалами — какими? Рационально ли использован ландшафт, решены ли проблемы тепла, света, эстетично ли оформлен общий замысел проекта? Успешно справившись с заданием, спешим на следующую станцию.

Станция 2.

«Будь гражданином Экограда!»

На этой станции нужно выбрать из предложенного свода законов (а точнее,

норм и правил поведения) именно те, которым должны следовать граждане Экограда: что посеешь — то и пожнёшь; зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь; работа — не волк, в лес не убежит; встал утром, привёл себя в порядок — приведи в порядок свою планету; своя рубашка ближе к телу; надо судить не по словам, а по делам; ты навсегда в ответе за тех, кого приручил; красота спасёт мир; настоящая роскошь — роскошь человеческого общения; сам пропадай, а товарища выручай; волков бояться — в лес не ходить; природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник, и т.д.

Перебираем карточки, на каждой из которых записана отдельная заповедь, размышляем, объясняем смысл некоторых правил, спорим, насколько они соответствуют тому, что происходит сейчас вокруг нас. Предлагаем своё правило, придуманное сообща: этого правила, на наш взгляд, должен придерживаться каждый экоградец.

Станция 3.

«Сохраним наш Экоград!»

На этой станции мы получаем задание: расставить экологические знаки в Экограде (каждый знак нарисован на листе картона), объяснить их смысл, придумать свой экоз-нак. В комплект экознаков входят: «Загрязнённая зелёная зона!», «Загрязнённый водоём!», «Растение из Красной книги!», «Обойди! Участку грозит вытаптывание!», «Осторожно! Легковоспламеняемый участок!», «Обойди! Молодняк!» и т.д.

Радуемся, если не найдём в нашем строящемся Экограде места применения некоторых знаков (например, таких, как «Загрязнённая зелёная зона!»). Свой экознак рисуем на шаблоне, объясняем его смысл.

Станция 4.

«Славный город Экоград»

На этой станции хранитель показывает флаг Экограда и просит объяснить, что символизи-

руют три его цвета (голубой, зелёный, жёлтый). Кроме того, на листе ватмана нужно нарисовать, раскрасить и вырезать определённой формы герб Экограда, объяснить его значение.

Станция 5.

«Экоград — весёлый город»

Здесь нас встречает странное фантастическое существо, скорее всего тролль — дух, спустившийся с гор, которого нам надо рассмешить небывальщиной, короткой песенкой или ритуальным танцем. Но разгневан дух: нерадивые отдыхающие — туристы-«дикари» оставляют за собой на лесных полянках, на пляжах горы мусора. Вот и просит дух придумать текст грозного предупреждения тем, кто губит красоту его владений. Такой красочный плакат-предупреждение (с рисунком!) при первой же возможности установим в загрязнённом месте.

Станция 6.

«Город дружбы — Экоград»

На этой станции мы всем домом, взявшись за руки, должны пройти друг за другом через «паутинку» — сооружения из прутиков (естественно, сухих, не срезанных для этого специально) — и не уронить ни одного из них. Здесь важны умение поддержать товарища, сплочённость. Выявляется лидер — тот, кто руководит чётким и слаженным шагом.

Станция 7.

«Город песен — Экоград»

Издалека мы слышим звуки гитары: звучит песня о красоте природы, о человеческих отношениях. Разучиваем гимн Экогра-да (текст написан детьми и взрослыми, участвовавшими в программе ранее, на музыку известной песни «Алые паруса»).

У каждого дома есть и свои «дирижеры» — именно благодаря им получились настоящие ансамбли, в которых сливались голоса, и песни были исполнены чисто и музыкально.

Станция 8.

«Зелёная пресса Экограда»

На этой станции многие жители домов попробовали себя в качестве журналистов — провели короткое публицистическое расследование на тему: «Экоградды — какие они?». Так экоградцы подошли к вопросу: «Что надо изменить в твоём городе, чтобы он стал Экогра-дом?»: убрать заводы с территории города; очистить реку, вывезти мусор с территории города, посадить деревья, цветы; сократить численность машин в городе; не сорить; не рвать декоративные растения, не топтать траву; отстроить очистные сооружения, избавить город от загазованности с помощью фильтров. Ввести замкнутый цикл производства. А главное — изменить взгляды людей на окружающую среду, научить их больше любить и уважать природу.

Таким образом, все участники смены проходят восемь станций эстафеты «Здесь будет город Экоград». На каждой из них по результатам выполненных заданий жители каждого дома получили определённое количество зелёных листочков, вырезанных из бумаги (высший балл — пять листочков).

Итоги игры подводили ведущие на летней эстраде, где каждый дом «посадил» своё дерево (к вырезанному из бумаги стволу прикрепил все полученные на станциях листочки). Победил тот дом, чьё дерево оказалось гуще, зеленее.

Ну, а хранители, да и все жители домов, получили хорошую возможность лучше узнать друг друга, выявить лидеров по определённым направлениям работы, определить интересы и наклонности ребят. А главное, ребята внесли свой первый вклад в разработку проектов города, почувствовали себя его полноправными строителями.

Конкурс юных архитекторов «Строим город Экоград»

Перед «строительством» все жители Экограда знакомятся с «Положением о конкурсе», напечатанном в «городской» газете «Зелёный вестник».

Ребята успешно справились со своими заданиями — представили своё видение Экограда. Мы познакомились с пятью совершенно разными городами, абсолютно непохожими друг на друга — городами прошлого, настоящего и будущего. Было рассказано много интересных, захватывающих легенд, преданий о возникновении и развитии этих городов, спето много хороших, добрых песен. По некоторым легендам были даже поставлены спектакли. Зрители внимательно слушали гидов, проводивших экскурсии по городам, быстро реагировали на каверзные вопросы ведущих. И в результате все пять домов получили по три заветных ключика от экологической машины времени, которая и переносила всех присутствующих в Экограды прошлого, настоящего и будущего. Все ребята поверили в то, что пусть не сейчас, но через несколько десятков лет на нашей Земле действительно возникнет замечательный зелёный, экологически чистый город под названием Экоград.

Планы-проекты городов, выполненные каждым домом, художественно оформленные на бумаге, составили галерею Экоградов прошлого, настоящего и будущего и были отмечены жюри конкурса.

Конституция Экограда

До того как был созван общий сбор жителей Экограда, во всех домах города, в мэрии создавали главный документ — конституцию Экограда. Все положения конституции разрабатывались горожанами, обсуждались на заседаниях мэрии, где и был подготовлен проект этого документа.

Далее все жители Экограда познакомились с проектом конституции, внесли свои замечания и предложения, с учётом которых проект был переработан и вынесен для обсуждения на общий сбор горожан. В статьях конституции отмечаются основные ценности и принципы

Экограда, цели, права и обязанности жителей, символика Экограда. На общем собрании обсуждался вопрос о наказаниях для тех, кто нарушает законы Экограда. Было решено не выделять эти проблемы в отдельную статью конституции, а решать их на общем сборе. Окончательный проект конституции Экограда был одобрен и принят на общем сборе горожан.

Мальчишек и девчонок приветствовал избранный хранителями и жителями мэр города, который поздравил всех с началом строительства Экограда. Была представлена эко-градцам и мэрия города.

Заложили первый камень в строительство нового города: очистили от мусора, оставленного нерадивыми отдыхающими, всю «Черепашью поляну» и её окрестности. Мусор был погружен в заранее приготовленные большие пакеты и мешки и вынесен в специальные контейнеры для мусора на территории лагеря.

День Экограда

К этому дню все экоградцы готовятся заранее. Мэрией города составляется и обсуждается с жителями всех домов программа Дня Экограда, который начинается с торжественной линейки. Поднимается флаг Экограда, прозвучит гимн города. Духи огня, воды, воздуха, земли и леса вновь, как и в день начала строительства Экограда, приветствуют жителей города, благодарят за сохранность своих символов, за заботу об окружающем природном мире, поздравляют с успешным окончанием строительства Экограда.

Затем — посвящение в гражданина Экогра-да. Для этого всем жителям города пришлось пройти ряд испытаний:

• огнём (ребята собрали весь бумажный мусор на территории лагеря и сожгли в большом костре);

• землей (на пляже жители каждого дома создали свой Экоград из песка, рассказали о его прошлом, настоящем и будущем);

• воздухом (на вырезанном из бумаги голубе ребята написали послание духу воздуха и отпустили его в небо);

• водой (каждый житель кинул камешек в море).

К сожалению, прохладная погода в этот день помешала осуществить задуманный хранителями обряд инициации — посвящение в граждане Экограда во времена окунания в море, зарывания в песок. Предполагалось, что жители всех домов представят разнообразные племена со своей символикой, атрибутикой, племена, поклонявшиеся всем природным стихиям, жившим в тесном слиянии с природой. Сколько выдумки и фантазии можно вложить в организацию Дня города!

На нашем празднике каждый житель города получил свой талисман — голубую капельку, застывшую в камне, — символ хрупкости и чистоты природы.

А вечером жителей города порадовала интересная конкурсная программа «Я — гражданин Экограда». В программу вошли «законодательное собрание», на котором каждый дом сформулировал в стихотворной форме законы Экограда, конкурсы «Граждане Экограда — эрудиты и интеллектуалы», «Об этикете и в шутку, и всерьёз». Горожане поломали головы над серьёзными интеллектуальными задачами, попробовали себя в ролевых играх, спектаклях и постановках. На прощальном концерте вновь блеснули «звёзды» города. И конечно, самых достойных граждан ждали награды.

На Дне города прозвучала клятва граждан Экограда. И, как финал, заключительное напутствие хранителей Экограда.

Звёздная сказка или космическое путешествие

Все ребята, участники этой тематической смены, формируют несколько «космических экипажей» (каждый экипаж получает

своё название) и готовятся к звёздному путешествию, цель которого — достичь своей звезды, своей планеты, лучше узнать себя и своих друзей, окружающий мир, открыть свои возможности. Все члены космических экипажей стараются достойно преодолеть препятствия и испытания в играх, конкурсах, эстафетах, интеллектуальных турнирах, зарабатывают «космическую валюту» — «космики», которые могут потратить в конце смены в «космическом» магазине.

Основные ключевые дела смены: звёздная сказка под открытым небом; выбор своей звезды, своей планеты; вечер знакомств при свечах «Звёзды зажигаются...»; десант космических разведчиков; игра-эстафета «Звёздные странники» — путешествия по заповедным планетам с испытаниями для путешественников; «Звучащая Вселенная» — интеллектуальная игра для путешественников, «погружение» в мир музыки, живописи и космоса); «Весёлые космические старты» на воздухе; работа «Звёздных салонов» и «планеты мастеров»; конкурсная программа «Две звезды» — выбираем лучшую «звёздную пару»; космические дискотеки; звёздные Олимпийские игры на свежем воздухе; праздник «Парад планет» (презентация планет, легенды, встречи со «знаменитыми жителями»); гала-концерт «Звёзды среди нас».

Знакомясь, ребята интересуются увлечениями, любимыми занятиями, хобби друг друга. Педагоги готовят экспромты — исполняют двух стишия в стиле рэп, представив каждого участника смены, выделив его достоинства и увлечения.

Игра-эстафета, предполагающая посещение оп ределённых станций, стала традиционной для наших тематических смен. Прошлым летом она называлась «Звёздные странники»

и включала этапы, обозначенные на маршрутном листе каждого экипажа:

• какая она, моя планета? (на листе ватмана члены экипажей рисовали свою планету, используя краски, гуашь, фломастеры, цветные карандаши, бумагу, клей);

• звёздная легенда (на этой станции ребята рассказывали легенду о своей планете);

• спортивная планета (попав на эту планету, экипажи преодолевают испытание, проверяющее их ловкость, силу, выносливость, умение согласовывать свои действия с другими участниками. На этой станции можно провести любую спортивную эстафету («Попади

в цель», «Змейка», «Обведи мяч», «Паутинка» и др.);

• найди звезду. На этом этапе участникам команд по карте звёздного неба нужно найти определённое созвездие, например: созвездия-животные (Жираф, Волк, Рысь, Большая Медведица и т.д.), созвездие-профессия (Скульптор, Возничий); созвездия с именами мифологических героев (Цефей, Андромеда, Геркулес и т.п.), музыкальное созвездие (Лира)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и т.п. (Если нет карты звёздного неба, ребята вспоминают эти названия.)

Из «путевого дневника» путешественника

«После заключительного праздника «Парад планет» и концерта «Звёзды среди нас» мы сделали открытие: каждый из нас — это маленькая звёздочка, которая ярко сияет своими лучами — способностями и талантами и греет своей добротой, заботой о находящихся с ней рядом, то есть всех нас». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.