Научная статья на тему '«Гнев ревности» в произведении Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»: к характеру ритма прозаического текста'

«Гнев ревности» в произведении Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»: к характеру ритма прозаического текста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
503
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНТОНЕМЫ / ПАУЗИРОВАНИЕ / ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / РИТМ ПРОЗЫ / ГНЕВ РЕВНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТОЛСТОГО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Реброва Ирина Николаевна

Статья предлагает по-новому взглянуть на семейную жизнь, с ее подводными камнями, проследить, как герой проходит все ступени ревности, от первых ссор до страшного конца. Используя метод анализа ритмических характеристик, автор статьи эксплицирует информацию, заложенную в тексте Л.Н. Толстого «Крейцерова соната». Предпринимается попытка показать ту часть самооткрывающейся реальности, которая скрыта в ритмизованном прозаическом тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Гнев ревности» в произведении Л. Н. Толстого «Крейцерова соната»: к характеру ритма прозаического текста»

УДК 8

Реброва Ирина Николаевна

аспирант кафедры русского языка Московского государственного лингвистического университета [email protected] Rebrova Irina Nikolaevna doctoral candidate, Russian language Department, Moscow State Linguistic University ira-rebrova@list. ru

«Гнев ревности» в произведении Л.Н.Толстого «Крейцерова соната»: К ХАРАКТЕРУ РИТМА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

«Anger of jealousy» in Lev N.Tolstoy's work "The Kreutzer Sonata": TO THE CHARACTER OF THE PROSAIC TEXT RITHM

Аннотация. Статья предлагает по-новому взглянуть на семейную жизнь, с ее подводными камнями, проследить, как герой проходит все ступени ревности, от первых ссор до страшного конца. Используя метод анализа ритмических характеристик, автор статьи эксплицирует информацию, заложенную в тексте Л. Н. Толстого «Крейцерова соната». Предпринимается попытка показать ту часть самооткрывающейся реальности, которая скрыта в ритмизованном прозаическом тексте.

Ключевые слова: ритмические характеристики; интонемы; паузирование, логическое ударение, ритм прозы, гнев ревности в произведениях Толстого.

Annotation. The article suggests looking in a new way at the domestic life, with its hidden agendas, and following up how the main character overcomes all the stages of jealousy, from the first quarrels to the terrible end. Using the method of the analysis of rhythmic characteristics the author of the article opens the latent layer of the information put in the text "The Kreutzer Sonata ". Thus the author of the article makes an effort to show that part of a self-opening reality, which reexpress in the metrical prosaic text.

Keywords: rhythmic features, intonema, intermissions, logical accent, prosaic rhythm, anger of jealousy in Tolstoy's works.

Свою статью хочу начать со слов древнеримского поэта Овидия: «Ревность наносит смертельный удар самой прочной и самой сильной любви».

Ревность — негативно окрашенное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой.

Л.Н.Толстой виртуозно показал в своем произведении все стадии прохождения ревности, вплоть до убийства.

«Крейцерова соната» — повесть Льва Толстого, опубликованная в 1890. Книга описывает от первого лица гнев ревности. Название повести дала Соната № 9 для скрипки и фортепиано Людвига Ван Бетховена, посвященная Рудольфу Крейцеру.

Выявить заложенные в описании ревности субъективные ощущения главного героя господина Позднышева помогает ритм текста.

Представленные Г.Н. Ивановой-Лукьяновой характеристики позволяют представить ритм в реальных количественных показателях.

Ритм произведения может быть определен с помощью трех ритмических характеристик: слоговой, синтагматической и интонационной [1; 2]. Все три характеристики определяются по числу отклонений от некой идеальной ритмичности, принятой за образец.

Слоговая характеристика (далее С) определяет текст с точки зрения периодичности словесных ударений, т.е. равномерности распределения в нем ударных слогов. Она может быть сравнима с ритмом сердца. Средним интервалом считается интервал в 2-2,5 слога. Нулевой интервал и интервал в 4 слога и более считаются отклонением от ритмической стройности текста.

Но одной слоговой характеристики было бы недостаточно для определения ритмики текста: проза - это не только цепь ударных и безударных слогов, это и поток, состоящий из синтагм, ограниченных паузами и выделенных интонационно.

Вторая, синтагматическая, характеристика, сравнимая с ритмом дыхания, показывает уравненность соседних синтагм по величине и, таким образом, - периодичность следования межсинтагменных границ. Можно сказать, что мы дышим синтагмами. За идеальную ритмичность здесь принимается такая, которая не допускает контрастных по величине синтагм. Порог контрастности, определяемый на слух, - превышение двух тактов (фонетических слов). Это значит, что нарушением ритмичности будет считаться такое сочетание синтагм, когда объем одной из них превысит объем другой более чем на два такта. Она называется условно (К>2), что обозначает «контраст более двух».

Третья, интонационная характеристика показывает регулярность в чередовании синтагм с восходящим, нисходящим и ровным движением тона. Она сравнивается с ритмом эмоциональных состояний пишущего. Отклонением от такой регулярности считается соседство синтагм с идентичным движением тона.

Интонационная характеристика основывается на том, что интонация вписана в текст. Поскольку она является одним из средств выражения синтаксических значений, то для определения смысла трех интонем мы используем универсальные синтаксические значения, которые имеются в любом синтаксически оформленном образовании. Это значения законченности-незаконченности и зависимости-независимости. Так,

интонема восходящего типа (ИВТ) определяется как обозначающая незаконченность и зависимость, интонема нисходящего типа (ИНТ) -законченность и независимость, интонема ровного типа (ИРТ) -незаконченность и независимость, а также законченность и зависимость.

Эмоциональный ритм успокоить тяжелее всего, дыхание и пульс еще можно контролировать, для эмоций - нет лекарства.

Наша задача суметь увидеть скрытое и явное в тексте.

В представленных текстах можно четко увидеть, глядя только на показатели этих ритмических характеристик, как меняется картина душевного состояния героя (от первой ссоры, затем проходя через все терзания ревностью и вплоть до печального конца). Данные предстают перед нами в виде ступеней, поднимаясь вверх, стремясь ввысь, чтобы неизбежно, на самом пике, случилось нечто страшное, непоправимое, падение героя в глазах общества, своих глазах и, возможно, в глазах высших сил.

Первым шагом к падению главного героя стали ссоры. Рассмотрим отрывок, в котором главный герой рассказывает своему попутчику историю своих отношений:

1.«Кажется, на третий или на четвертый день я застал жену скучною, стал спрашивать, о чем, стал обнимать ее, что, по-моему, было все, чего она могла желать, а она отвела мою руку и заплакала. О чем? Она не умела сказать. Но ей было грустно, тяжело. Вероятно, ее измученные нервы подсказали ей истину о гадости наших сношений; но она не умела сказать. Я стал допрашивать, она что-то сказала, что ей грустно без матери. Мне показалось, что это неправда. Я стал уговаривать ее, промолчав о матери. Я не понял, что ей просто было тяжело, а мать была только отговорка. Но она тотчас же обиделась за то, что я умолчал о матери, как будто не поверив ей. Она сказала мне, что видит, что я не люблю ее. Я упрекнул ее в капризе, и вдруг лицо ее совсем изменилось, вместо грусти выразилось раздражение, и она самыми ядовитыми словами начала упрекать меня в эгоизме и жестокости. Я взглянул на нее. Все лицо ее выражало полнейшую холодность и враждебность, ненависть почти ко мне. Помню, как я ужаснулся, увидав это».

С= 29/136=0.21

К>2=2/46=0.04

И=7/46=0.15

Цифры характеристик обозначают число, соответствующее десятичной дроби, полученной в результате деления количества отклонений от идеальной ритмичности (числитель) на общее число возможных сочетаний (знаменатель).

Так, первая, слоговая, характеристика показывает, что в тексте 29 междуударных интервала, которые мы считаем нарушением абсолютной ритмичности. Это число делим на общее число всех интервалов. В результате деления получаем слоговую характеристику, равную 0,21 (2 сбоя на 10 ударов сердца). Остальные показатели рассчитываются точно так же.

Первая ссора произошла на 3-4 день семейной жизни. Она произвела неблагоприятное впечатление на героя (раздражение, ядовитые слова, упрекать, эгоизм и жестокость, холодность и враждебность, почти ненависть, ужаснулся). Слоговая характеристика (0,21) показывает удивление героя от того, что семейная жизнь оказалась не такой безоблачной, как ему казалось. Дыхание идеально, сильных эмоций нет, лишь чувство непонимания происходящего.

Продолжение ссоры далось нашему герою не так легко. В данном тексте схлестнулись эмоции двух людей (Позднышева и его жены), что дало увеличение показателей в два раза (как раздражение захватило и меня, два совершенно чуждые друг другу эгоиста).

2.«Я попробовал было смягчить ее, но наткнулся на такую непреодолимую стену холодной, ядовитой враждебности, что не успел я оглянуться, как раздражение захватило и меня, и мы наговорили друг другу кучу неприятностей. Впечатление этой первой ссоры было ужасно. Я называл это ссорой, но это была не ссора, а это было только обнаружение той пропасти, которая в действительности была между нами. Влюбленность истощилась удовлетворением чувственности, и остались мы друг против друга в нашем действительном отношении друг к другу, то есть два совершенно чуждые друг другу эгоиста, желающие получить себе как можно больше удовольствия один через другого».

С= 20/78=0.26

^2=5/18=0.27

И=5/18=0.28

Все 3 характеристики равны, почти 0,3 (0,26;0,27;0,28). У героя возникает ощущение безысходности (обнаружение пропасти между нами). Нет равновесия между характеристиками. Физическое и эмоциональное состояние героя нестабильно, происходит крушение всех его надежд.

Последующие ссоры поднимали в его душе бурю негодования, раздражение копилось и искало момент, чтобы выплеснуться наружу, сметая все на своем пути.

Следующим шагом к пропасти стала ревность, терзавшая его во все время женатой жизни:

3.«Дело в том, что в это самое время ее свободы от беременности и кормления в ней с особенной силой проявилось прежде заснувшее это женское кокетство. И во мне, соответственно этому, с особенной же силой проявились мучения ревности, которые не переставая терзали меня во все время моей женатой жизни, как они и не могут не терзать всех тех супругов, которые живут с женами, как я жил, то есть безнравственно».

С= 7/46=0.15

^2=1/15=0.06

И=9/15=0.6

Чрезвычайно высокую интонационную характеристику (0,6) уравновешивают слоговая (0,15) и синтагматическая (0,06). Они как будто

страхуют друг друга, когда одна из них стремится вверх, вторая падает вниз, а третья характеристика их уравновешивает, сдерживает (потому что человек не сможет выжить, когда его сердце разрывается, дышать ему нечем, а эмоции его захлестывают).

Мучения ревности, беспрестанно терзавшие героя, показывает именно она, третья характеристика. Все эмоции происходят внутри, в душе героя, на физическом состоянии это никак не сказывается. 6 сбоев на 10 ударов, больше половины, что говорит о страшном эмоциональном дисбалансе, о полном внутреннем конфликте. Позднышев пересек точку невозврата, его внутренняя ревность нарастает как снежный ком, несущийся с горы.

4.«Я во все время моей женатой жизни никогда не переставал испытывать терзания ревности. Но были периоды, когда я особенно резко страдал этим. И один из таких периодов был тот, когда после первого ребенка доктора запретили ей кормить. Я особенно ревновал в это время, во-первых, потому, что жена испытывала то свойственное матери беспокойство, которое должно вызывать беспричинное нарушение правильного хода жизни; во-вторых, потому, что, увидав, как она легко отбросила нравственную обязанность матери, я справедливо, хотя и бессознательно, заключил, что ей так же легко будет отбросить и супружескую, тем более что она была совершенно здорова и, несмотря на запрещение милых докторов, кормила следующих детей сама и выкормила прекрасно».

С= 23/88=0.26

К>2=7/23=0.3

И=8/23=0.34

Все характеристики выступили в едином порыве (0,26;0,3;0,34). Ревность рвется наружу и уже имеет собственное лицо, что сразу же отражается на физическом состоянии Позднышева (дыхание и сердечный ритм сбиваются, тяжело дышать и щемит сердце).

И третьим, заключительным шагом стало убийство. Этот накал страстей передают очень достоверно ритмические характеристики.

5.«- Не лги, мерзавка! - завопил я и левой рукой схватил ее за руку, но она вырвалась. Тогда все-таки я, не выпуская кинжала, схватил ее левой рукой за горло, опрокинул навзничь и стал душить. Какая жесткая шея была... Она схватилась обеими руками за мои руки, отдирая их от горла, и я как будто этого-то и ждал, изо всех сил ударил ее кинжалом в левый бок, ниже ребер».

С= 12/54=0.22

К>2=8/15=0.53

И=5/15=0.33

Характеристика К>2=0,53, самая высокая во всем произведении. Как мы знаем, эта характеристика отвечает за дыхание, сбой происходит через каждый вдох, дышать нечем, воздуха не хватает. Главный герой душит свою жену, автор тоже испытывает затрудненность дыхания (схватил левой рукой

за горло, стал душить, жесткая шея, отдирая руки от горла), и тут же происходит совершенно неожиданное, герой бьет жену кинжалом (ударил ее кинжалом в левый бок, ниже ребер). Дыхание остановилось, с подобным показателем вдох и выдох невозможны. Остальные характеристики немного уравновешивают текст, но они так же высоки. Сердце у обоих героев колотится как бешенное (0,22), эмоции застилают глаза (0,33).

Пазл сложился, все встало на свои места. Ритмические характеристики, сам текст, всё выступает в едином тандеме, поддерживая, и дополняя друг друга.

Толстой ассоциирует себя с персонажем, пропускает чужую боль через себя. Он как медиум, все переживания выплескивает на бумагу.

Все - от первых ссор, через страдания от ревности, и до последнего вздоха жертвы, - Толстой воспроизводит на письме. Но читателю предоставлены только тексты, и в них он сам пытается найти основную идею через слова, морфологические элементы, синтаксис. Видит их и читатель исследователь, но мало кто видит их ритмическую организованность. Однако именно ритм способен передать через слова и фразы тончайшие движения и переживания человеческого существа.

Вывод:

Исследователи прозы только сравнительно недавно стали оценивать прозу с точки зрения ритма. Еще пятьдесят лет назад они утверждали, что в прозе нет никакого ритма, что ритм есть только в стихах. И если речь заходила о ритме, то учитывалась только равномерность чередования ударных слогов или величины синтагм как речевых шагов.

Сегодня настало время пристально взглянуть на ритмические характеристики прозы, увидеть в их цифрах те ритмы, которые бьются в человеке, в момент создания им художественного произведения. Это ритмы сердечных сокращений, ритмы дыхания и эмоциональных состояний.

Ритм прозы создается писателем, но его чувствует и читатель. И хотя ни тот, ни другой в большинстве случаев не может объяснить, что это такое, но их подсознательное чувство ритма все больше выдвигает требование дать научное объяснение этому явлению ритма прозы.

Литература:

1. Иванова-Лукьянова Г. Н. О ритме прозы. Развитие фонетики современного русского языка. - М.: Наука, 1971. - С. 128-147.

2. Иванова-Лукьянова Г. Н. Ритмическая организация прозы//Сб. научн. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. Вып. 265. Пространственно-временная и ритмическая организация текста. М.1986.- С.92-106.

3. Иванова-Лукьянова Г. Н. Художественный текст как искусство. М.: Изд-во МГЛУ, 2009. - 138с.

4. Толстой Л. Н.Собрание сочинений в восьми томах. Т.1.М., «Лексика», 1996 - 412с.

5. www.wikipedia.org.

Literature:

1.Ivanova-Lukianova G.N. About rhythm of the prose. Development of Modern Russian language phonetics. - M. Science, 1971.- Р.128-147.

2.Ivanova-Lukianova G.N. Rhythmic organization of prose// Collection of research papers MSLUof M.Thorez. Issue 265. Spatiotemporal and rhythmic organization of the text. M.1986.- Р.92-106.

3.Ivanova-Lukianova G.N. Literary text as an art. M.: publishing house of MSLU, 2009. - 138p.

4.Tolstoy L.N. Collected works issued in eight volumes. V.1 M., "Lexis", 1996 - 412p.

5. www. wikipedia. org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.