Научная статья на тему 'Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты'

Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19242
2955
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожевников Н. Н., Пашкевич Н. Л.

Рассмотрено понятие «глокализация» регионального отклика на процессы глобализации. Предложена соответствующая концепция. Выявлены возможности глокализации в культуре, политике, общественном устройстве. Продемонстрирована необходимость этой концепции для Республики Саха (Якутия) и ряда других регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Glocalization: concepts, characteristic features, practical aspects

The concept «glocalization» the regional response to processes of globalization Is considered. The corresponding concept is offered. Opportunities glocalization in culture, a policy, a social system are revealed. Necessity of this concept for Republics Sacha (Yakutia) and of some other regions of Russia is shown.

Текст научной работы на тему «Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты»

□ □

УДК 008.2

Н.Н. Кожевников, Н.Л. Пашкевич

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ: КОНЦЕПЦИИ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Рассмотрено понятие «глокализация» - регионального отклика на процессы глобализации. Предложена соответствующая концепция. Выявлены возможности глокализации в культуре, политике, общественном устройстве. Продемонстрирована необходимость этой концепции для Республики Саха (Якутия) и ряда других регионов России.

1. Общая характеристика региональных и локальных «откликов» на процессы глобализации

Процессы глобализации в настоящее время характеризуются следующими важнейшими особенностями. 1) В мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решить автономно, изолированно и безотносительно друг к другу. Произошло такое уплотнение, сжатие мирового пространства и времени, что привычные, накатанные способы взаимодействия и сотрудничества стран и народов уже не дают ожидаемого результата и эффекта. 2) Глобализационные проекты содержат в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Это принципиальное условие, поскольку объектом исследования являются наиболее полные в пределах нашей планеты системы. В прежние времена идеи и концепции могли быть исключительно положительными, поскольку все отрицательное как бы «сбрасывалось» в окружающую среду, но скоро абсолютно все отходы, в том числе информационные и духовные, придется только перерабатывать или нейтрализовывать. 3) В настоящее время в глобализации вперед слишком вырвались экономическая и финансовая сферы, сформировав тем самым её уродливую модель. Если в ближайшем будущем не произойдет столь же бурного развития духовной, культурной и политической сфер, то гармоничной взаимодополни-тельной планетарной системы не возникнет, а человечество ожидает серия катастроф и деградация.

Однако глобализационные процессы являются гораздо более сложными (многомерными, дуалистичными, неопределенными) по сравнению с большинством их модельных интерпретаций. Это вполне соответствует «духу постмодерна» с его особым вниманием к междисциплинарным пространствам. Следует отметить, что целый комплекс современных наук столкнулся с одним и тем же парадоксом: «Чем сильнее глобализация, тем востребованней оказывается всевозможная локальная специфика».

2. Глокализация: определения, концепции, характерные черты

«Мыслить глобально, действовать локально» - девиз Римского клуба, впервые появившийся в шестидесятых годах прошлого века, получил в настоящее время возмож-ность для всестороннего и последовательного исследования. Так, английский социолог Роланд Робертсон, предложивший очень удачный термин «глокализация», утверждает, что глобальные и локальные тенденции «в конечном счете взаимодополняемы и взаимопроникают друг в друга, хотя в конкретных ситуациях могут прийти в столкновение» [1]. «Глокализация, по определению А. Мори-та, соответствует сценарию «децентрализованного и справедливого мира», сочетая в себе процессы модернизации локальных культур с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации» [2]. Естественные процессы развития идут сразу в обе стороны, глобальности и локальности, глокализация, в сущности, ведет к тому, что глобальность оказывается не каким-то одномерным пространством, но транс-локальностью, становится мерой растущего сближения полюсов глобальности и локальности.

Соответственно термин «глокализм» характеризует собой стратегию сочетания глобальных и локальных интересов и ориентаций (в политике, экономике, культуре и т.д.). Во многих смыслах термин “глокализация” соответствует понятию “новый регионализм”. В отличие от “регионализма” середины XX столетия он реализуется, как правило, снизу, а не сверху, включает помимо экономических вопросов проблемы экологии и безопасности, а его действующими лицами выступают наряду с государствами многие социальные и культурные институты. Новый регионализм направлен на поиск оптимальных способов интегрирования входящих в региональные соглашения стран в общемировые глобальные процессы (в отличие от интровертности, т.е., прежде всего, протекционистской направленности старого регионализма).

Глокализацию не следует понимать как сохранение местных особенностей «доглобальной эпохи». Она выводит эти особенности из-под опеки национальных государств напрямую в глобальный мир, обеспечивая развитие одновременно на планетарном и региональном уровне. На многих континентах развиваются особые экономические зоны, объединяющие регионы, юридически принадлежащие к разным государствам, но практически гораздо сильнее связанные между собой.

Характерными чертами глокализации становятся проницаемость, мгновенность, обратимость информационных и энергетических связей от индивида до планетарного уровня. Характерной важнейшей чертой глокализации является её многоуровневость. Глокализация охватывает крупные и разные по характеру региональные макрострук-туры (например, ЕС, АТЭС, НАФТА), а также различные межрегиональные отношения и, кроме того, внутреннюю структуру каждого отдельного регионального образования, включая государства различных типов, а также региональные микроструктуры внутри этих государств. До сих пор исследования были направлены на самый высокий уровень глокализации, тогда как другие её уровни имеют не менее важное значение. Эти уровни могут «по очереди» выступать на передний план в зависимости от определенных условий, при этом непрерывно взаимодействуя друг с другом.

Концепция регионального отклика на процессы глобализации содержит следующие основные положения.

1. В современных условиях региональный отклик не может замыкаться в пределах каких-то чисто региональных проблем и задач. Региональный отклик предполагает влияние на всю формирующуюся планетарную систему. Однако для того, чтобы это произошло и чтобы такой отклик был способен изменять ориентиры всей структуры глобализационного развития, необходимо выявить оптимальные способы (механизмы) этого взаимодействия. В настоящее время в ведущих странах мира начинают формироваться подходы, рассматривающие глобализацию в плане этики, формирующие каталитические механизмы воздействия на всю совокупность глобализационных процессов.

2. Процессы глобализации в настоящее время рассматриваются на трех уровнях: микро- мезо- и макро. Именно мезоуровень становится в настоящее время наиболее важным для цивилизации и индивидов, поскольку связывает человеческое и общественное измерения. Именно на ме-зоуровне во взаимодействие вступают современная жизнь, глобализационные проекты, существующие традиции, а также происходит корреляция личностных и общепланетарных ценностей.

3. Любым коммуникационным процессам должна предшествовать самоидентификация природных и общественных систем. Один из наиболее важных типов такой самоидентификации заключается в формировании светского (культурного) аскетизма, представляющего собой

связанное состояние для духовности, информации, интеллекта. Состояние, соответствующее аскетизму, является ядром любой культуры, и если начинать диалоги между различными культурами, отдельными личностями, индивидами от таких ядер, то они будет наиболее эффективным, соответствуя основным природным ритмам.

Дальнейшее развитие человечества ставит перед концепциями глобализма следующие основные задачи. 1) Все этапы и направления дальнейшего развития должны включать в себя механизмы обратной связи, позволяющие производить корректировку этого развития. Наиболее важным среди таких механизмов становится проблема регионального отклика на процессы глобализации. 2) Глобализация должна стремиться к формированию целостных, многоуровневых, взаимодополнительных планетарноличностных систем. 3) Необходимо обеспечить управление хаотическими тенденциями в политике, культуре, межнациональных отношениях, экономической и финансовой сферах, что позволяет соответствующим системам найти кратчайшие пути к новым устойчивым состояниям и их оптимальным структурам.

3. Глокализация и культура

Таким образом, с усилением глобальных процессов возрастает и их дифференциация - множество локальных культур и традиций словно бы обретают «второе дыхание». Локальные культуры осознают, что они могут сохраниться и развиваться лишь в глобальном пространстве, где каждая из них будет играть свою особую роль, тогда как изоляционизм губителен для них. Анализ приведенных выше положений позволяет утверждать, что глобальная культура должна быть распределена по всей нашей планете равномерно (так же, как энергия и информация), формируя в пределах своих регионов, районов, поселков, городов гармоничное взаимодополнительное взаимодействие материального и духовного, идеального и реального. Подобные тенденции способны обеспечить выравнивание перекосов, уже сформировавшихся в глобализационных явлениях.

Глокализация - это возрастание роли локальных местностей, городов, районов, повышение внимания к местной самобытности - параллельное глобализации и направленное на ускорение мирового развития, гармонизацию общества. Главные участники глокализации - отдельные местности, районы, города, их всестороннее развитие, увеличение пропускной способности глокальных средств связи.

Концепция регионального отклика на процессы глобализации исходит из того, что отдельные этносы должны идентифицировать свои духовность и культуру в рамках кросскультурных ритмических взаимодействий, которые обеспечивают пересечение ценностей национальной культуры с духовными ориентирами информационного общества и с наследием шедевров мировой культуры. Подобная идентификация возможна только в рамках

динамического равновесия, постепенно трансформирующегося в равновесие-паутину. Модели глокализации ещё только разрабатываются, опираясь на сетевые формы самоорганизации и межкультурной коммуникации. Глокализация хорошо вписывается в концепцию естественной системы координат, её можно рассматривать как понятие-посредник между процессами самоидентификации и взаимодействием с окружающей средой.

Индивид и личность в современных условиях неизбежно становятся синтетическими, так же, как и связанная с ним культура. Индивид и личность должны иметь «слой», соответствующий своей традиционной культуре, и взаимодействовать посредством сети-паутины, мезоу-ровеней с другими культурами и общемировыми ценностями. Глобальная культура должна быть распределена по всей нашей планете равномерно (так же, как энергия, информация, вещество), образуя устойчивую сеть-паутину духовности, формируя в пределах своих регионов, районов, поселков, городов гармоничное взаимодополнитель-ное взаимодействие материального и духовного, идеального и реального. Подобные тенденции способны обеспечить выравнивание перекосов, уже сформировавшихся в глобализационных явлениях.

В настоящее время глобализация должна опираться на управляемый хаос, способный обеспечить синергетический механизм развития, сущность которого в том, что если система специальным образом подготовлена (выведена предельно далеко из области своих обычных стабильных режимов), то потоки энергии, информации через эту систему могут оказывать не разрушительное, а структурирующее воздействие; в системе начинаются цепные процессы самоорганизации, выстраивания иерархической последовательности усложняющихся динамических структур, и эта структурная перестройка способна переводить систему в качественно и радикально новое состояние. Однако для того, чтобы ускорить процессы самоорганизации хаотических структур, направить их в созидательное русло, необходимо выявить систему координат, формирующуюся на основе хаоса (каждый тип равновесия определяется на свой тип хаоса).

Ориентация на вышеобозначенные основания и проблемы позволит развивать глобализацию в её гуманистическом смысле, обеспечивая противостояние унификации, стандартизации, обезличиванию. Акценты в глобализации должны ставиться на единстве в многообразии, на сочетании личностных характеристик каждого индивида с характеристиками планетарными. Мир в целом должен сохранить формирующуюся в нем асимметричность, поскольку последняя являются одним из важнейших свойств высокоорганизованной системы, обеспечивая её устойчивость и оптимальность. Только глобализация может осуществить всесторонний синтез душевного и духовного, личностного и планетарного, обеспечить всеединство для всего человечества, которые искали великие философы и пророки. Многие культуры внесли свой уникальный вклад

в формирование универсальных ценностей и жизненных смыслов человеческого бытия, сформулировав их в понятиях солидарности, свободы, равенства, братства, справедливости, терпимости, ненасилия, сотрудничества и т.д. Каждая эпоха пыталась их реализовать, но безуспешно, однако эпоха глобального мира - реальный шанс претворить идею человеческого всеединства в реальность, и от того, насколько они будут успешными, зависят судьба и конечные результаты процесса глобализации.

Взаимодействие личностного и планетарного уровней, глобализации позволяет обеспечить взаимодействие всех подсистем современного общества, сочетание различных культур, выравнивание дисгармонии в цивилизационном развитии. Выделение трех уровней глобализации (микро-мезо- и макро) позволяет сделать эти исследования многомерными и взаимодополнительными. Наиболее важным из этих уровней является мезосфера, связывающая индивидуальное, общечеловеческое и цивилизационное измерения. Именно на мезоуровне во взаимодействия вступают ценности современной жизни, глобализационные проекты, существующие традиции.

Дальнейшее развитие глобализационных процессов должно опираться не на единство организации, а на новую форму бытийствования. На смену системным формам связи между отдельными явлениями и процессами приходят плюралистические формы взаимодействия, способные объединить все сферы цивилизационной деятельности и способные преобразовать живое человеческое сознание.

4. Прикладные аспекты глокализации: экономика, политика

Толчок нынешним процессам регионализации дали события на внутригосударственном, субнациональном уровне: обострение межэтнических конфликтов, укрепление микрорегионов, односторонние глобализационные тенденции. Кроме того, субъекты глобальной экономики, в свою очередь, стали понимать, что всеобщая универсализация жизненных стандартов только вредит динамике рынка.

Унитарное национальное государство было стержневой политической моделью эпохи модерна, однако в настоящее время оптимальное развитие может осуществляться только через регионы. Например, на смену «Европе национальных государств» все более настойчиво приходит «Европа регионов», - и этот процесс набирает силу именно по причине общеевропейской интеграции. Так макро- и микрорегиональный уровни формируют единую, но многообразную регионально-континентальную сеть, где прямые контакты между регионами, открытые благодаря общей валюте, делают государственную бюрократию из -лишней. Неудивительно, что ее представители и идеологические защитники пребывают в состоянии паники.

С точки же зрения глокализации этот процесс выглядит совершенно иначе. Дабы не раствориться в потоке

глобальной, усредненной масс-культуры, каждый регион просто вынужден создавать свой уникальный бренд, узнаваемый в мировом контексте. Глокализация сменяет прежнее геополитическое соперничество централизованных национальных государств сетевой геоэкономической конкуренцией и прямым геокультурным обменом между различными регионами. Причем эти регионы со своими уникальными брендами первоначально могут возникать и как виртуальные проекты.

Вся мировая политика в процессе глокализации трансформируется из межгосударственной во внутриглобаль-ную. Но в процессе этой трансформации все более обнаруживается и нарастает разница между позициями «вертикального», иерархического глобализма и «горизонтальной», сетевой трансрегиональности. Первая позиция выражает объединенные интересы глобальных монополий и государственных бюрократий. Вторая - пытается решать все наиболее важные проблемы в контексте трансрегионального мировоззрения. Взаимодействие этих позиций позволяет переосмыслить процессы глобализации в условиях современного мира, а также связанные с ними приложения в сферах культуры, образования, политики, экологии. Это позволяет также связать представления о глокализации с процессами формирования в пределах каждой отдельной культуры ячеек других культур, способствующих взаимодействию с исходной культурой.

России сейчас нужна «государственная культура», для развития которой есть все необходимые предпосылки. Российская культура благодаря многослойности, глубине может рассматриваться как стержень самоидентификации для всех остальных систем, как универсальная защита для общества и государства от различного рода негативных влияний. Она может взаимодействовать с самой современной информацией, принять активное участие в формировании взаимосвязанных планетарных сетей, внести свой вклад в дальнейшее допустимое развитие человечества.

Взаимосвязь концепции регионального отклика на процессы глобализации, с естественной системой координат является конкретным и достаточно гибким вариантом глокализации. В рамках этой концепции четко идентифицируется ядро национальной культуры и соответствующих ему оснований духовности, разрушение которых приведет к деградации, а возможно, и уничтожению человечества в целом. В то же время сохраняется ориентация на общепланетарные ценности. Духовность и единение человечества не могут состояться в непланетарных масштабах, только онтологически ориентированный глобализм может обеспечить завершение этих процессов.

5. Глокализация в российских регионах

Россия построена по принципу, наверное, самой жесткой монополии в мире. Ни в одной крупной стране, кроме нынешней России, в столице не сосредоточивается до

90% всех финансовых, политических, информационных ресурсов, а все пространство за пределами столичной кольцевой дороги, в том числе города с миллионным населением, не объявляется «провинцией». Этот монополизм проявляется и в культурно-языковой сфере, где все континентальное многообразие России подавлено навязыванием московского стандарта, изображаемого как «норма». Между тем во всем мире происходят обратные процессы, направленные на замену национальных государств “регионами-государствами”. Это могут быть регионы одной страны или бывших стран (микрорегионы), либо блоки стран (макрорегионы), развитие которых способствует гомогенизации регионального пространства, размывает суверенитеты, изменяет роль государства. В процессе глобализации регионализация начинает играть роль промежуточной ступеньки, смягчающей взаимодействия между системой государств и глобальным пространством. Глобализация может достигаться в результате взаимодействия микрорегионов, в то время как макрорегион становится инструментом сохранения региональной идентичности. Развитие взаимозависимости в мире: “локализация внешней политики” обеспечивает выход субна-циональных регионов на международную арену, распространяет их операции за пределы национальных границ.

Комплексная взаимозависимость, предполагающая повышение взаимосвязанности в экономической, социальной и культурной областях, повысила значимость сфер внешней политики, в которых субнациональные регионы обладают ощутимым влиянием и непосредственной вовлеченностью. Этот процесс интегрирования способствует развитию диалога со всеми субъектами деятельности и позволяет учитывать специфику развития каждой территории. В настоящее время существует тенденция развития регионов, ориентированных преимущественно на глобальную экономику, так называемых “естественных экономических территорий” в относительно “безграничном мире”. Подобные регионы рассматриваются как “ворота” нации во внешний мир, и процесс глобализации трактуется как рост взаимозависимости между этими “воротами”. Таким образом, глобализация через микрорегионы является альтернативой глобализации через государства. Эти регионы могут и не обладать разнообразными ресурсами, но они способны замкнуть на себя важнейшие экономические потоки, благодаря своему приграничному положению или хорошо развитой транспортной инфраструктуре. Выгодно используя свое географическое расположение, они становятся точками соприкосновения отдельных государств и окружающего мира в экспортноимпортных товарных потоках. Очевидно, что координация внешних контактов регионов будет эффективней осуществлена местными властями, лучше, чем центральным бюрократическим аппаратом. Кроме того, деятельность регионов на международной арене должна осуществляться в рамках единого правового поля. Некоторые страны намеренно способствуют изменению внутреннего клима-

та, чтобы сделать свои регионы более конкурентоспособными и привлекательными для инвестиций. Особенно в этом плане следует выделить Восточную Азию с ее микрорегионами, ориентированными на иностранные рынки (в противоположность европейским, тесно связанным с макрорегиональным процессом), и интенсивным государственным вовлечением в глобальную экономику. Наиболее распространенная форма сотрудничества государства и регионов - свободные экономические зоны.

Особенности России - обширная территория, резкие различия в климатических условиях, обеспеченности людскими и природными ресурсами, коммуникациями и прочей инфраструктурой, переводят проблему интегрированности ее регионов в мировое сообщество на принципиально новый уровень. От повышения экономической роли регионов напрямую зависит включение России в глобальные процессы, например, присоединение к ВТО. Россия в силу отмеченной выше специфики должна не входить в ту или иную региональную макроструктуру (например, ЕС), а сама рассматриваться в качестве таковой, состоящей из полноценных (возможно, частично укрупненных) субъектов Федерации. В результате она может превратиться в мощную и процветающую державу, ибо эффективная глобализация ни в целом, ни на различных уровнях нового регионализма немыслима без сохранения и углубления самобытности ее участников. Именно через развитие регионов Россия может стать устойчивым элементом сетевого общества.

Решающая роль в экономическом и инновационном развитии России принадлежит городам и поселкам городского типа, поскольку в них проживает три четверти населения страны и в них сосредоточена почти вся хозяйственная жизнь регионов. В США и странах ЕС удельный вес городских жителей примерно тот же, но ситуация в России характеризуется тремя принципиальными отличиями. 1) Если на Западе увеличение численности городского населения происходило спонтанно, одновременно с ростом производительности труда и соответствующим повышением жизненного уровня, то в России (СССР) оно было вызвано форсированной индустриализацией, сопряженной с огромным притоком рабочей силы, но не сопровождавшейся ни более высокой производительностью труда, ни сколько-нибудь заметным развитием сферы услуг. Спад производства в России в годы ре-

форм привел к безработице и заметно понизил уровень жизни, особенно в небольших городах. 2) На Западе (в США, странах Евросоюза) города приобрели принципиально новое качество, расползаясь по территории вовне (сабербанизация). В России же города занимают лишь 0,5% всей площади, причем их “островной” характер усиливается по мере продвижения на восток. Слабое развитие транспортных коммуникаций и прочей инфраструктуры создает серьезные препятствия эффективного освоения огромных прилегающих территорий, а также для развития внутрирегиональных, межрегиональных и международных связей. 3) Западные города давно завоевали и обжили свои ниши в общей экономической структуре стран, поэтому сегодня в них решают, прежде всего, повседневные муниципальные проблемы. В городах России только сейчас решаются важнейшие макроэкономические региональные проблемы.

В эпоху глобализации статический подход к среде, где функционируют российские регионы, сменяется динамическим, акцентирующим внимание на неустойчивости мировой экономики, учет которой требует предпринимательских способностей, гибкости, умения синтезировать информацию о глобальных процессах. То же относится и к муниципальным образованиям, поскольку, как известно, глобализирующийся мир - это мир городов и окружающих их территорий.

В разрабатываемой концепции регионального отклика на процессы глобализации четко идентифицируется ядро национальной культуры и соответствующих ему оснований духовности, разрушение которых приведет к деградации, а возможно, и уничтожению человечества в целом. Эта концепция и универсальна и в тоже время предельно конкретна; она хорошо подходит для Республики Саха (Якутия), а также для ряда других регионов Российской Федерации.

Литература

1. Robertson R., Knondker H. Беседы о глобализации: Предварительные рассмотрения // международная социология. - L., 1999. Издание 13, B»-1. - P. 25-40. Robertson R., Knondker H. Discourses of globalization: Preliminary considerations // International sociology. - L., 1999. Vol. 13, № 1. - P. 25-40.

2. Малиновский П.В. Глобализация 90-х годов: время выбора // Глобализация: контуры XXI. Ч. 1. М.: ИНИОН, 2002. С. 5-49.

N.N. Kozhevnikov, N.L. Pashkevich

Glocalization: concepts, characteristic features, practical aspects

The concept «glocalization» - the regional response to processes of globalization Is considered. The corresponding concept is offered. Opportunities glocalization in culture, a policy, a social system are revealed. Necessity of this concept for Republics Sacha (Yakutia) and of some other regions of Russia is shown.

U ii5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.