Научная статья на тему 'Влияние транснациональных корпораций на развитие процесса глокализации мировой экономики'

Влияние транснациональных корпораций на развитие процесса глокализации мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1839
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ГЛОКАЛИЗАЦИЯ / GLOCALIZATION / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / БРЕНД-КОМПАНИИ / BRAND COMPANIES / НИОКР / RESEARCH AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козяйкин Павел Викторович

В статье рассматриваются процессы глобализации и глокализации, проявляющиеся во взаимодействии. ТНК расширяют свою деятельность путем локализации отраслей, НИОКР на региональном уровне. В условиях глобализации ТНК трансформируют свою деятельность, что приводит к развитию процесса глокализации мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Transnational Corporations on the Glocalization Development Process in the World Economy

The article deals with the processes of globalization and glocalization, which manifest themselves in their interaction. TNCs expand their activities by means of industry localization as well as research and development at the regional level. In the conditions of globalization, TNCs transform their activities, which lead to the glocalization development of the world economy.

Текст научной работы на тему «Влияние транснациональных корпораций на развитие процесса глокализации мировой экономики»

тнк и ¿локализация

мировой экономики

влияние транснациональных корпораций

на развитие процесса ¿локализации мировой экономики

__Аннотация

В статье рассматриваются процессы глобализации и глокализации1, проявляющиеся во взаимодействии. ТНК расширяют свою деятельность путем локализации отраслей, НИОКР - на региональном уровне. В условиях глобализации ТНК трансформируют свою деятельность, что приводит к развитию процесса глокализации мировой экономики.

_Ключевые слова: глобализация, глокализация, транснациональные

_корпорации, бренд-компании, НИОКР

Козяйкин Павел Викторович

аспирант кафедры мировой экономики, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета graninf@yandex.ru

Глобализация привела к формированию транснациональных корпораций (ТНК), оказывающих ключевое влияние на процессы социально-экономического развития в планетарном масштабе. В Докладе о мировых инвестициях Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию [1] отмечается, что на протяжении последних 20 лет менялись формы ТНК, масштабы их международных операций, в результате произошли изменения в их стратегии и структуре, которые сегодня определяют характер существующих и формирующихся рынков и отраслей. В частности, система интегрированного международного производства ТНК трансформировалась в интегрированную международную сеть, в рамках которой ТНК все шире координируют деятельность независимых или почти независимых структур, например, через механизмы субподряда и использования изготовителей оригинального оборудования. Ведущей тенденцией развития ТНК является диверсификация их деятельности. Сбытовая деятельность дополняет-

1 Глокализация - вариант глобализации, проявляемый в региональной форме, то есть с учетом специфики локального рынка. - Прим. ред.

ся производственной (в добывающих и обрабатывающих отраслях), финансовой, научно-исследовательской и другими видами бизнеса. В этих сферах бизнеса опережающими темпами растут общие и зарубежные активы, инвестиции. Происходит наращивание масштабов и географическое развитие зарубежной сети производственных активов ТНК. Географическая диверсифицированность производственных мощностей компании позволяет получать преимущества от изменения рыночной конъюнктуры на локальных рынках и приводит к развитию процесса глокализации. Деятельность ТНК охватывает практически все отрасли мирового хозяйства, в сферу их интересов входит большое число стран во многих регионах мира.

Трансформация глобализации в глокализацию

Глобализационные эффекты все больше (при нарастании экономической силы и мощи ряда стран, их самоиндентификации) сталкиваются с локальными факторами, заставляющими процесс глобализации видоизменяться, модифицироваться. Чем сильнее процесс глобализации, тем более востребованной становится локальная специфика, которая, воздействуя на процесс глобализации, трансформирует его, превращает в процесс гло-кализации. При этом локальное, местное начало начинает все более конвергировать с глобальным. Процесс взаимодействия становится все более обоюдным, возникает и развивается процесс глокализа-ции [2].

В конце XX - начале XXI века среди глобальных компаний выделяется и растет та часть, которую можно охарактеризовать как глокальные компании. Приведший к их появлению процесс глокализации мировой экономики отражает диалектику внутренне противоречивого процесса, вызываемого глобализацией рынков и стремлению к сохранению их национальной идентификации. Механизм глокализации как конкурентное преимущество глобальной компании представляет собой симбиоз факторов, то есть технологической локализации, включающей адаптивное вхождение компании-пришельца в национальную рыночную среду посредством комплементарности, фрагментации,

ведущей тенденцией развития ТНК является диверсификация их деятельности

_чем сильнее процесс

_глобализации, тем

более востребованной

_становится

локальная специфика, которая, воздействуя

_на процесс

_глобализации,

трансформирует его,

превращает в процесс _глокализации

мимикрии (большинство «глокалов» позиционируют себя как часть местной экономики) и собственно глобализации, которая позволяет пользоваться ТНК ее эффектами, в частности всемирным масштабом операций, эффективными глобальными технологиями по формированию глобальных цепочек добавленной стоимости [3].

Отраслевая глокализация

Глокальные корпорации представляют собой новую разновидность фирм, в которых функции и процессы реализуются на мировом уровне. В результате достигается более высокая эффективность производства, углубляются кооперация и взаимная ответственность. Они способны оказывать воздействие на мировой рынок рабочей силы; потребителей, формируя стандарты потребления. Формирование глокальных ТНК обусловлено необходимостью преодоления глобализационных эффектов: ограничений развития международной рговли, усилений конкурентной борьбы на боль-инстве товарных рынков, сокращений транспор-ых, информационных издержек, роста потоков информации и информационного обмена, ограниченности определенных видов ресурсов. В мировом масштабе в целом ряде отраслей доминирующее положение занимают ТНК, оказывающие существенное влияние на глобальное экономическое пространство в целом и обладающие возможностью реализовать свои интересы на территории других стран, развивая процесс глокализации. В качестве примера отраслевой глокализации можно рассмотреть формирование глобальной системы мирового автомобилестроения. Автомобильная промышленность - одна из ключевых, системообразующих отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы развития. Волна слияний и поглощений автомобилестроительных транснациональных компаний, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствуют о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень интеграции которых продолжает увеличиваться [4]. Процесс

формирования глобальной системы мирового автомобилестроения коренным образом меняет территориальную организацию отрасли, адаптируя ее к интересам ведущих автопроизводителей. В конце ХХ века в мировой автомобилестроительной отрасли оперировало шесть ведущих олигополистов (Ford Motors, General Motors, Toyota Motors, Honda Motors, BMW). О развитии процесса глокализации мировой экономики свидетельствуют не только масштабы деятельности ТНК, но и взаимосвязь с другими отраслями. В автомобильную промышленность поступает половина мирового объема резины, 25% выпуска стекла, 15% стали и 15 % пластмасс. Одно рабочее место в автомобилестроении создает 5 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сфер торговли, технического обслуживания, ремонта и утилизации - 10 мест [5].

Международные бренды и глокализация НИОКР

Особо следует выделить влияние на развитие глока-лизации тех ТНК, которые концентрируют «в своих руках» международные бренды. Модель самостоятельного производства продукции собственных марок трансформируется в модель бизнеса, ориентированного на владение брендом. Крупнейшие компании, такие как «Ford», «General Motors», «Daimler-Chrysler», в значительной мере смещают производство деталей и узлов автомобилей в сторону внешних структур, одновременно проявляя все больший интерес к инвестициям в дистрибуцию своей продукции и развитие дилерской сети. В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности бренд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Стратегия их заключается в передаче составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, внешним структурам и в распределении их по цепочке поставщик - потребитель. В равной степени это относится и к вспомогательным функциям. Компании при этом могут быть подразделены на две группы: те, что владеют брендом, и те, что группируются вокруг брендкомпаний, образуя сети внешних структур. Бренд-компании передают внешним структурам производство деталей,

одно рабочее место в автомобилестроении создает 5 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сфер торговли, технического обслуживания, ремонта и

утилизации -10мест

лидерами

по финансированию НИОКР являются транснациональные

_корпорации США,

__Японии, Германии,

_Франции

и Великобритании -

_на их долю

_приходится 79%

_расходов на НИОКР

кал экон

системы материального производства, крупные участки окончательной сборки патентованных изделий и бренд-продукции. Внешние сети предоставляют бренд-компаниям цепочки поставщик - потребитель, цепочки спрос - предложение, а также различные услуги, такие, как обработка финансовой информации, учет, технические сервисы, подбор персонала (международный аутсорсинг). Перекладывание производства и связанных с ним производственных процессов на сеть внешних структур высвобождает огромный капитал, который может быть направлен на разработку новых брендов, развитие НИОКР. Лидерами по финансированию НИОКР являются транснациональные корпорации США, Японии, Германии, Франции и Великобритании - на их долю приходится 79% расходов на НИОКР. В среднем в мире расходы на НИОКР составляют 3,5% от объема продаж [6]. ТНК интернационализируют процесс НИОКР, вовлекая в него компании из развивающихся стран. Глокализация НИОКР открывает перед развивающимися странами: доступ к инновационным технологиям, помогая создавать товары и услуги с высокой добавленной стоимостью; способствует развитию новых профессиональных навыков; стимулирует культуру новаторства посредством косвенного вовлечения в него местных компаний и учреждений; способствует укреплению инновационных систем; поднятию промышленного и технологического уровня страны; внедряет передовое оборудование и т.д.

Необходимость развития НИОКР в региональных подразделениях объясняется потребностью адаптировать достижения НИОКР к местным условиям. Возросший уровень квалификации кадров из развивающихся стран, уровень технической оснащенности лабораторий позволяет выносить НИОКР в те структурные подразделения, где будет обеспечен максимальный результат. В то же время стремление вынести НИОКР в филиалы объясняется желанием сократить издержки за счет экономии на оплате труда. Кроме того, НИОКР могут дробиться на отдельные процессы, часть которых может быть вынесена за рубеж. Процесс выноса НИОКР на региональный уровень является этапом развития глока-лизации.

Заключение

Таким образом, в современных условиях мировая экономика развивается под влиянием деятельности ТНК путем трансформации и взаимодополняемости процессов глобализации и глокализации.

Литература

1. Доклад о мировых инвестициях. Обзор. Инвестиции в низкоуглеродную экономику. Юбилейный двадцатый выпуск [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: www.un.org/ru.

2. Авдокушин Е.Ф. Некоторые особенности процесса глокализации мировой экономики // Вопросы новой экономики. - 2008. - № 3-4. - С. 27.

3. Климовец О.В. Формирование и развитие российских транснациональных корпораций: автореф. на соиск. учен. степ. док. эконом. наук. - М.: 2010.

4. Громов А.Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения //

Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 7.

5. The Economist. 02.09.2004; Международная ассоциация автопроизводителей //

www.oica.net.

6. Доклад о мировых инвестициях. Транснациональные корпорации и интернационализация НИОКР. -Нью-Йорк, Женева, 2005. - 63 с.

Pavel V. Kozyaikin

Postgraduate Student, Chair ofWorld Economy, Kemerovo Institute (Branch) of Russian State University of Trade and Economics

Influence of Transnational Corporations on the Glocalization Development Process in the World Economy

Abstract

The article deals with the processes of globalization and glocalization, which manifest themselves in their interaction. TNCs expand their activities by means of industry localization as well as research and development at the regional level. In the conditions of globalization, TNCs transform their activities, which lead to the glocalization development of the world economy.

Keywords: globalization, glocalization, transnational corporations, brand companies, research and development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.