Научная статья на тему '"глобальный театр" Иосифа Гольдина'

"глобальный театр" Иосифа Гольдина Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
268
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ТЕАТР / GLOBAL THEATRE / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / GLOBAL INFORMATION SPACE / ТЕЛЕМОСТ / TELECONFERENCE / КОММУНИКАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / COMMUNICATION CENTRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сазиков Алексей Владимирович

Статья посвящена деятельности И.С.Гольдина, истории возникновения и развития проекта «Зеркало для человечества». Отмечено влияние концепций Гольдина на возникновение и развитие глобального информационного пространства, влияние на процесс организации и проведения первых межконтинентальных телемостов между Советским Союзом и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"GLOBAL THEATRE" OF JOSEPH GOLDIN

The article describes life and work of I.S.Goldin with a special focus on the history of the development of the project named «Mirror for Humanity». The article investigates the influence his concepts produced on the emergence and development of the global information space, the impact on the process of organizing and conducting the first intercontinental videoconferences between the Soviet Union and the United States.

Текст научной работы на тему «"глобальный театр" Иосифа Гольдина»

А.В. Сазиков

Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г.Строганова (МГХПА им. С.Г.Строганова)

Москва, Россия

«ГЛОБАЛЬНЫЙ ТЕАТР» ИОСИФА ГОЛЬДИНА

Аннотация:

Статья посвящена деятельности И.С.Гольдина, истории возникновения и развития проекта «Зеркало для человечества». Отмечено влияние концепций Гольдина на возникновение и развитие глобального информационного пространства, влияние на процесс организации и проведения первых межконтинентальных телемостов между Советским Союзом и США.

Ключевые слова: глобальный театр, глобальное информационное пространство, телемост, коммуникационный центр.

A. Sazikov

Stroganov Moscow State University of Arts and Industry

Moscow, Russia

«GLOBAL THEATRE» OF JOSEPH GOLDIN

Abstract:

The article describes life and work of I.S.Goldin with a special focus on the history of the development of the project named «Mirror for Humanity». The article investigates the influence his concepts produced on the emergence and development of the global information space, the impact on the process of organizing and conducting the first intercontinental videoconferences between the Soviet Union and the United States.

Key words: Global Theatre, the global information space, teleconference, communication centre.

Канадский философ и теоретик массмедиа Маршалл Ма-клюэн отозвался на запуск первого искусственного спутника Земли статьей с красноречивым названием «С появлением спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры». Запуск спутника 4 октября 1957 года Ма-клюэн считал крупнейшей революцией в области информации — спутник создал новое окружение для планеты, весь мир оказался

помещенным в сделанный человеком контейнер, кончилась природа и планета возвысилась до статуса произведения искусства [6, с. 20].

Это событие, понятое и осмысленное Маклюэном в широком философском смысле, имело и более «прямолинейные» последствия. 10 июля 1962 г. на эллиптическую орбиту Земли был выведен американский спутник «Telstar-I», посредствам которого уже на следующий день специалисты компании «AT&T» («American Telephone and Telegraph») провели экспериментальный сеанс спутниковой связи между США, Англией и Францией. Это была первая передача телевизионного сигнала средствами космической связи. Спутник «Telstar-I» передавал не только телевизионный сигнал, но и телефонные, телеграфные и радиосообщения по всей территории земного шара.

«Telstar-I» проработал на орбите 7 месяцев, проведя обмен видеотрансляциями между США и 16-ю европейскими странами. За это время телевизионная аудитория спутника собрала сотни миллионов зрителей. Спутник поучаствовал в прямых трансляциях бейсбольных матчей, концертов, репортажей со Всемирной выставки в Сиэтле и с пресс-конференций президента США. «Это стало гигантским скачком вперед в создании глобальных коммуникаций, которыми мы пользуемся сегодня. "Telstar-I" уничтожил различия между телефонным звонком к себе домой из ближайшего телефона-автомата и звонком на другой континент. Более того, с момента вывода первого активного спутника на орбиту начался отсчет эры трансконтинентального телевидения» [3, с. 9—10]. В определенном смысле можно сказать, что это событие в отдаленной перспективе привело именно к тем последствиям, о которых говорил Маклюэн — весь мир превратился в «глобальную деревню» — «сжался» до размеров деревни в результате работы электронных средств связи [7, с. 7].

Спустя два десятилетия после описанного события, в сентябре 1982 года в калифорнийском городке Сан-Бернардино проходил национальный рок-фестиваль «The US Festival», посвященный развитию передовых компьютерных и видеоинформационных технологий, содружеству музыки, телевидения, единению людей из разных стран мира. Фестиваль представлял собой симбиоз технологической выставки и рок-фестиваля. Организаторами фести-

валя выступили соучредитель Apple Computer Стив Возняк, продюсер Дик Хикман и рок-промоутер Билли Грэм.

4 сентября 1982 г. после непродолжительной конференции был показан небольшой фильм о Москве, а уже следующим вечером, 5 сентября, посредством космической телесвязи состоялось прямое включение из 3-й студии Останкино, где собралось две сотни советских студентов и несколько музыкальных коллективов, среди которых были замечены такие неформальные группы, как «Динамик» и «Воскресенье». Это был первый в истории телемост, связавший Советский Союз и США.

В Сан-Бернардино по сторонам сцены были установлены два пятнадцатиметровых проекционных телевизора Eidaphor, в центре над сценой возвышался электронный экран Mitsubishi Diamond Vision, размером 9х6 м. Благодаря столь солидному оснащению, происходящее на сцене и за тысячи километров от нее, в далекой Москве, было прекрасно видно всем 250 000 собравшимся на фестиваль зрителям [11, с. 130].

Психолог Л.А.Китаев-Смык считает, что «идея организации массовых связей между СССР и США возникла в спецструктурах этих стран, во многом конфронтировавших тогда одна с другой. Становилось ясным, что конфронтация наносила ущерб их экономическим и культурным возможностям» [5, с. 124]. Не вдаваясь в подробности этого процесса и не анализируя достоверность таких высказываний, с уверенностью можно говорить о том, что с советской стороны инициатором проведения этого телемоста выступил сценарист Иосиф Гольдин, неординарный человек с устоявшейся репутацией «городского сумасшедшего».

Гольдин окончил Московский энергетический институт и аспирантуру в Институте биофизики Академии наук СССР в Пу-щино на Оке. Затем он приступает к исследованию возможностей человеческой психики и проводит сеансы по раскрепощению памяти в Театре на Таганке. Как пишет о Гольдине сотрудник журнала «Знание — сила» Г. П. Бельская, «он хочет заглянуть в мир, почти неведомый, мало известный, шагнуть на землю, почти не изученную — "terra incognita", с единственной целью — сделать человека сильнее, умнее, добрее и лучше, чем он есть сегодня, сейчас» [1].

Познакомившись с болгарским психологом Георгием Лоза-новым, Гольдин увлекся суггестологией — отраслью психологии,

изучающей механизмы внушения и гипноза. В 1979 г. в Тбилиси Гольдин выступает одним из организаторов Первого международного симпозиума «Бессознательное». По предложению академика А. И. Берга, Гольдин создал Комиссию по исследованию резервных возможностей человека в Научном совете по кибернетике при Президиуме РАН СССР. Именно эта комиссия стала организатором первых телевизионных космических мостов «Москва — Космос — Калифорния».

На визитной карточке Иосифа Гольдина в обрамлении надписи «Экспедиция к резервным возможностям человека» помещался рисунок мужской головы: нижняя половина — лицо, пристально всматривающееся в зрителя, верхняя половина — Вавилонская башня. Гольдин считал, что необходим новый глобальный проект, который бы стал инструментом массового возрождения. И этим проектом, по его мысли, могло быть «Зеркало для человечества» — сцена глобального театра, электронная версия Вавилонской башни, создавая которую человечество сформируется в нормальное разумное сообщество.

Суть международного проекта «Зеркало для человечества» сводилась к тому, чтобы с помощью технологии «космических мостов» осуществить на больших экранах наблюдение за восходом Солнца одновременно на всех континентах Земли и делать это регулярно, превратив в форму общения и единения людей, что, по мысли Гольдина, поможет избежать ядерной зимы [4, с. 21]. Владимир Познер так вспоминал о Гольдине: «Он считал, что если во всех крупных городах мира установить гигантские телевизионные экраны, позволяющие людям не только видеть друг друга, но и общаться, разговаривать, то это предотвратит войны. Иосиф был деятельным мечтателем, с одной стороны, — романтиком-идеалистом, с другой — абсолютным прагматиком, который точно знал, как добиться желаемого» [8, с. 109].

Несмотря на сомнительную репутацию, Гольдину удалось увлечь своей идеей ряд высокопоставленных чиновников, среди которых оказался ни много ни мало посол СССР в США А. Ф. Добрынин, приславший письмо Председателю Гостелерадио СССР С. Г. Лапину с предложением организовать первый космический телемост с Америкой. Именно благодаря такому письму удалось

организовать тот самый невероятный для брежневской эпохи телемост 1982 года «Москва — Космос — Калифорния».

Трудно сказать, когда Иосиф Гольдин увлекся идеей телемостов, возможно, первые мысли об этом у него возникли еще в далеком 1959 г., когда в Сокольниках проходила первая Американская Национальная выставка. «Гвоздем программы» тогда стал геодезический купол, «гео-дом» знаменитого американского инженера, архитектора и дизайнера Ричарда Бакмин-стера Фуллера. Внутри «гео-дома» были размещены 7 больших экранов, на которых состоялась премьера фильма «Взгляд на США» («Glimpses of the U.S.A.») дизайнеров Чарльза и Рей Имз.

Выставка в Сокольниках стала ответом на уже прошедшую советскую выставку в Нью-Йорке. Такое непосредственное знакомство американцев с «миром социализма», равно как и приобщение советских граждан к «миру капитала» приводило к трансформации взаимно утвердившегося образа смертельного врага.

Мысль о том, что общение лицом к лицу враждебно настроенных друг к другу людей ломает напряженность, пусть не сразу, но приводит к трансформации конфликтов, привела Голь-дина в 1983 году к идее сближения людей разных стран и континентов при помощи сети коммуникационных центров (Convention Center). Коммуникационные центры, разбросанные по всему миру и соединенные друг с другом посредством современных интерактивных технологий, по мысли Гольдина, должны были послужить средством решения глобальных конфликтов. «Царство слов мертво, — говорил Гольдин, — Атомное оружие создало новый вид молчания. Мы должны видеть друг друга. Сейчас мы должны открыть народы. Мы должны выйти на новый уровень сознания. Вы сможете подойти к экрану, увидеть кого-то и сказать: "Здравствуйте! Как дела? Это мой ребенок — смотрите! Вы напишете мне письмо?"» [10, с. 31]. Удачный опыт проведения первых телемостов показал не только живучесть идеи, предложенной Гольдиным, но и возможность ее дальнейшего развития.

В 1985 г. группа исследователей из Великобритании и США совершила важное открытие, удостоенное в 1996 г. Нобелевской премии по химии — была обнаружена новая форма молекулярного соединения углерода, получившая «фуллерен», или «баки-бол». На волне всеобщего энтузиазма по поводу этого открытия,

Гольдин предлагает дальнейшее метафорическое развитие концепции коммуникационных центров. Представив земной шар как некое подобие молекулы фуллерена, он предполагает покрыть его, словно атомами, коммуникационными центрами, каждый из которых представляет собой геодезический купол Фуллера с размещенными внутри большими экранами. Соединенные между собой 60 куполообразных конструкций превратят планету в бакибол — Земля сама станет мыслящей молекулой. Виртуальная реальность меняет модель сознания, и Гольдин стремился изменить его в лучшую сторону.

В этой концепции наиболее ярко проявляется влияние на Гольдина идей американского писателя, общественного деятеля и сооснователя института Эсален Майкла Мерфи. Мерфи стремился открыть дорогу новому духовному измерению в глобальном масштабе и активно поддерживал контакты с Советским Союзом в годы обострения «холодной войны». С этой целью он развивал международное движение «гражданской дипломатии», к которому примкнул Гольдин и которое стояло за идеей проведения телемоста «Москва — Космос — Калифорния».

После проведения первых телемостов деятельность Гольдина была насильственно прервана его изоляцией в психиатрической больнице им. П. П. Кащенко. Выйти оттуда ему удалось только благодаря вмешательству академиков Велихова и Раушенбаха. Тем временем, лавры «главного по телемостам» перешли к Познеру, и лишь только спустя несколько лет, во второй половине 1980-х гг. Гольдину удалось вернуться к своей идее. На этот раз ее главным проводником стал экран ЭЛИН.

Экран ЭЛИН — уникальное свето-информационное табло, разработанное в 1972 г. специалистами Центрального конструкторского бюро информационной техники (ЦКБИТ) г. Винницы, входившего в состав Министерства электронной промышленности СССР. Оно было установлено в Москве на проспекте Калинина. Будучи первым в мире наружным видеоэкраном, ЭЛИН стал прообразом современных технических устройств такого рода, служащих одновременно средством городской рекламы и информации и важнейшими композиционными узлами формообразования городской среды.

Одним из инициаторов разработки ЭЛИНа был начальник Главного научно-технического управления Минэлектропрома

В. М. Пролейко. В это время Валентин Михайлович переживает не лучшие времена. Он находится под следствием по сфабрикованному делу. Тем не менее, он находит время познакомить Гольдина с конструкторами экрана — командой молодых талантливых инженеров-энтузиастов под руководством Л. Л. Могилевера. Таким образом, Гольдину удалось найти людей, реально, на научно-техническом уровне воплотивших его идею, — экран ЭЛИН — окно в мир, с помощью которого можно объединить людей всех стран и континентов [9, с. 371].

Сеанс космической телесвязи — технически и организационно довольно сложное мероприятие, требующее значительных финансовых затрат — несколько тысяч долларов в час. В поисках альтернативных вариантов для реализации идеи прямого общения людей, разделенных большими расстояниями, в середине 1980-х гг. Иосиф Гольдин прибегает к использованию технологии телевидения с медленной разверткой (Slow-scan television, SSTV). С этой целью он приглашает в Москву своего американского друга Джоэла Шаца.

Джоэл Шац — бывший аналитик военной разведки Армии США, обучался психологии и коммуникации. В начале своей карьеры он проводил исследования в области психического здоровья на медицинском факультете Колорадского университета, затем в течение пяти лет был советником по энергетике губернатора штата Орегон.

Неоднократно приезжая в Москву в 1980-х гг., Джоэл Шац делает одно очень интересное наблюдение, о котором за несколько лет до этого говорил и Стив Возник: русские как ни один другой народ мира похожи на американцев. Как в США, так и в Советском Союзе, национальный дух в основном связан с масштабом и надежностью человеческого духа. Мы сверхдержавы. Наши народы близки по психологическому типу, юмору, эмоциональному климату, близки наши мечты, наша тяга к экспериментам, глубина наших творческих способностей. Наша манипуляция моделями реальности, кажется, происходит на более высоком уровне, чем в любой другой культуре. Тем не менее, мы умудрились довести нашу цивилизацию до такой точки, когда мы должны либо прийти к культурному обмену во всех областях жизни, либо к взаимному уничтожению [12, с. 38].

В апреле 1986 г. Шац основал компанию Сан-Франциско / Москва Телепорт (8РМТ) — первую на территории нашей страны цифровую телекоммуникационную компанию, осуществлявшую связь между Москвой и многими странами Запада посредствам электронной почты и 88ТУ, прообраза современного скайпа.

Телевидение с медленной разверткой представляет собой недорогую технологию, которая к тому моменту уже на протяжении более 20 лет использовалась советскими и американскими учеными для исследования космоса и других научных проектов. Оно позволяет отправлять неподвижное изображение на большие расстояния по радио или телефонной линии [10, с. 30].

Используя эту простую и недорогую технологию, Гольдин в одном только 1986 г. организует на ЭЛИНе совместно с ЦТ целый ряд программ: «Новогодний праздник на Арбате», телемост «ЭЛИН — роддом им. Грауэрмана (8 марта)», театрализованное представление «Веселый Арбат» (1 апреля), телемост «Москва — Новосибирск», «Москва — Владивосток — Токио», новогоднее представление «Арбатская кругосветка». Исключением из этого ряда стал телемост «ЭЛИН — орбитальная станция "Мир"», организованный Министерством связи с привлечением спутниковой связи.

С началом перестройки многое поменялось, и идея телемостов окончательно перекочевала в телевизионные студии. Система ЭЛИН для этих целей более не использовалась.

В 1987 году Иосиф Гольдин предлагал проехать на платформах от ракет СС-20 через всю Европу с акциями, произведениями искусства и перформансами. Основными участниками должны были стать Слава Полунин, Борис Юхананов и Герман Виноградов. В конце 1980-х гг. и 1990-е гг. Иосиф Гольдин много путешествовал по миру с проповедью своей идеи коммуникационных интерактивных центров, сотрудничал с ООН и ЮНЕСКО, устраивал телемосты между американскими и европейскими городами, пытался остановить военный конфликт в Сараево.

Затем он вернулся в Россию, получил разрешение на строительство в Москве в Парке им. Горького первого коммуникационного центра. Сложно сказать, чем закончилась бы эта история, но в 2000 г. Иосиф Гольдин скончался в Махачкале от сердечного приступа. Там при посредничестве Руслана Аушева он пытался остановить войну в Чечне.

Слова Маклюэна о «глобальной деревне», сужении мира до размера деревни благодаря мгновенной передачи информации с любого континента в любую точку мира сейчас принято воспринимать как метафору, описывающую Интернет и «всемирную паутину». Действительно, в виртуальном пространстве расстояние не имеет значения, благодаря Интернету люди стали жить ближе друг к другу, вторгаться в жизнь друг друга, как если бы они жили в одной деревне. Но парадокс в том, что это же многообразие связей нас и разделяет. Разрушая внешние барьеры, глобализация порождает ещё более высокие и прочные внутренние барьеры в сознании людей. Такое противоречие создаёт значительное напряжение в обществе [2]

Иосиф Гольдин понимал это еще на заре компьютерной эры и призывал людей не уединяться в мерцающем свете компьютерных мониторов, а выходить на улицы, собираться для межконтинентального общения в коллективных центрах, образующих, по его мысли, некую новую форму соборности.

Всю свою жизнь Иосиф Соломонович Гольдин стремился реализовать одну «невозможную» идею — прекратить военные конфликты на Земле, объединить людей всего мира, сблизив их позиции и точки зрения, прийти к торжеству братства и взаимопонимания. Для этой великой идеи он использовал все доступные средства, все новейшие концепции и изобретения человечества. Объекты архитектуры, дизайна, электронной промышленности в его руках, в его мыслях раскрывали свой коммуникационный потенциал, приобретая свойства, не предполагаемые их создателями. Самое удивительное, что ему удавалось увлечь людей, чуждых фантазий, и многие, на первый взгляд, не возможные, сумасшедшие идеи находили свою реализацию.

Список литературы References

1. Бельская Г.П. Привет, Джо! http://www.semeynoe.ru/privetdzho.html Belskaya G. Hey, Joe! http://www.semeynoe.ru/privetdzho.html Bel'skaja G.P. Privet, Dzho! http://www.semeynoe.ru/privetdzho.html

2. Глизерин М. Интеграция: Стратегия выживания человечества. 2013. Glizerin M. Integration: The strategy of human survival. 2013. Glizerin M. Integration: The strategy of human survival. 2013.

3. Данилин А.А. Спутниковое телевидение: Установка, подключение, ремонт. М., 2009.

Danilin A Satellite TV: Installation, connection, maintenance. Moscow, 2009. Danilin A.A. Sputnikovoe televidenie: Ustanovka, podkljuchenie, remont. M., 2009.

4. Зеркало для человечества // Знание-Сила. 1987. № 1. A mirror for mankind // Knowledge is power. 1987. No.1. Zerkalo dlja chelovechestva // Znanie-Sila. 1987. No. 1.

5. Китаев-Смык Л.А. Первый телемост 1982: «Москва — Космос — Калифорния» // Вопросы психологии. № 1. 2008.

Kitayev-Smyk L. The first teleconference show in 1982: "Moscow — Space — California" // Questions of psychology. No.1. 2008.

Kitaev-Smyk L.A. Pervyj telemost 1982: «Moskva — Kosmos — Kalifor-nija» // Voprosy psihologii. No. 1. 2008.

6. Маклюэн M. С появлением Спутника планета стала глобальным театром, в котором нет зрителей, а есть только актеры / Пер. В. П. Терин // Кентавр. 1994. № 1.

McLuhan M. At the moment of Sputnik the planet became a global theater in which there are no spectators but only actors / Translated by V. Terin // Centaur. 1994. No.1.

7. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2003.

McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. Moscow, 2003.

8. Познер В.В. Прощание с иллюзиями. М., 2012. Pozner V. Parting with illusions. Moscow, 2012. Pozner V.V. Proshhanie s illjuzijami. M., 2012.

9. Созидатели отечественной электроники / Под. ред. Б.М.Мала-шевича. М., 2013. Вып. 4. Валентин Михайлович Пролейко.

The creators of home electronics / Edited by B. Malashevich. Moscow, 2013. Issue 4. Valentin Mikhailovitch Proleyko.

Sozidateli otechestvennoj jelektroniki / Pod. red. B.M.Malashevicha. M., 2013. Vyp. 4. Valentin Mihajlovich Prolejko.

10. HochschildAdam. Slow-Scan to Moscow // Mother Jones. June 1986. Volume 11. № 4.

11. Hunter David. The US Festival — Steve Wozniak Throws a Party // Softalk magazine. October 1982. Volume 3. № 10.

12. Schatz Joel. Perceptions of a seasoned American traveler to the Soviet Union // In Context. A Quarterly of Humane Sustainable Culture. USSR/USA: The Human Connection. Report by Soviet & American Citizen Diplomats. № 15. Winter 1987.

Данные об авторе:

Сазиков Алексей Владимирович — кандидат искусствоведения, докторант, ведущий специалист отдела инноваций и издательских проектов МГХПА им. С.Г.Строганова. E-mail: [email protected]

About the author:

Sazikov Alexey — PhD. in Art History, postdoctoral student, Stroganov Moscow State University of Arts and Industry. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.