Научная статья на тему 'Телевидение и медиасреда'

Телевидение и медиасреда Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY-NC-ND
1130
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / NON-LINEAR / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / НЕЛИНЕЙНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ерофеев Сергей Владимирович

В статье на нескольких примерах из журналистской практики автора показывается, как эволюционировала телевизионная журналистика на протяжении последних двадцати лет. Автор приходит к выводу, что традиционная журналистика, которую можно назвать «линейной» (один материал идет последовательно за другим), постепенно уступает место новой журналистике «нелинейной», которая использует возможности киберпространства, в частности, Интернета. Автор приходит к выводу, что нелинейная журналистика глобальна, ее материалы доступны телезрителям в любое время, их удобнее смотреть, их можно комбинировать и давать в любом объеме. Важно также, что редакция может в режиме реального времени вести мониторинг аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Television and media-environment

The article shows evolution of television journalism in the past twenty years. The analyses is based on extensive experience of author in the international television. The author concludes that traditional journalism which may be called linear (i. e. one item follows by next etc.) is currently yielded to pressure by non-linear journalism which uses advantages of cyberspace, and the Internet in particular. In summary, non-linear journalism gives television an opportunity to become global, more friendly to viewers. For journalists it means that they now have no limitations in time, space and volume. Its also important that it makes an opportunity for television managers to be able to monitor audience in real time.

Текст научной работы на тему «Телевидение и медиасреда»

С.В. Ерофеев ТЕЛЕВИДЕНИЕ И МЕДИАСРЕДА

В статье на нескольких примерах из журналистской практики автора показывается, как эволюционировала телевизионная журналистика на протяжении последних двадцати лет. Автор приходит к выводу, что традиционная журналистика, которую можно назвать «линейной» (один материал идет последовательно за другим), постепенно уступает место новой журналистике - «нелинейной», которая использует возможности киберпространства, в частности, Интернета. Автор приходит к выводу, что нелинейная журналистика глобальна, ее материалы доступны телезрителям в любое время, их удобнее смотреть, их можно комбинировать и давать в любом объеме. Важно также, что редакция может в режиме реального времени вести мониторинг аудитории.

Ключевые слова: телевидение, журналистика, нелинейность, Интернет.

Элвин Тоффлер, известный американский писатель, журналист и социолог в предисловии к своей книге «Шок будущего» писал: «Каждый опытный репортер знает, что такое работать над быстро исчезающей ситуацией, которая меняет вид и смысл, прежде чем слова записаны на бумагу. Сегодня весь мир - это быстро исчезающая ситуация»1.

Скорость перемен на медиаландшафте, возрастая по экспоненте, уже не просто настораживает, но и пугает. Вот, например, фрагмент из письма немецких коллег, которое я недавно получил по электронной почте (стилистику и орфографию оставляю без изменений):

© Ерофеев С.В., 2010

Уважаемый Сергей Владимирович!

Сегодня уже стало общим местом то, что за последние 10-15 лет рынок СМИ претерпел значительные изменения, обусловленные существенным повышением скорости обмена данными, тесной интеграцией средств общения и небывалым уровнем развития клиент-серверных устройств. Эти и другие процессы, понимаемые как составляющие инфокоммуникативной революции, породили новые форматы продукты и рынки, столь специфические, что доскональное и целостное понимание происходящего в отрасли media затруднительно для самих игроков этой отрасли (выделено автором. - С. Е.), особенно для специализирующихся на отдельных сегментах, что нередко ими самими озвучивается. Более того, происходящие в области СМИ и Телекома изменения делают эту отрасль едва ли не самой динамичной отраслью экономики, причем как в глобальном, так и в региональных, масштабах2.

Хотим мы этого или нет, но все мы - журналисты, само телевидение и его теоретики - постепенно погружаемся в новое для нас глобальное медиапространство, которое живет по еще мало понятным нам законам и правилам.

Первые проявления новой реальности почувствовали в Америке еще в конце 70-х годов прошлого века. Вот что, например, писал журнал «Time» в 1977 г.: «Все рушится, боссы телевещания нервно всматриваются в цифры... они не верят своим глазам... Впервые за свою историю телевидение теряет зрителей»3.

В этой публикации речь идет о том, что на рынке появились видеомагнитофоны, которые могли «консервировать» телевизионные программы. У зрителя появилась возможность просмотра любых материалов в удобное для себя время. Кстати, на принципе «телевизионных консервов» впоследствии была построена концепция вещания знаменитого британского «Открытого университета», который передавал учебные курсы в ночное время с тем, чтобы учащиеся могли автоматически записать их на свои видеомагнитофоны.

Новая медиареальность не возникла одномоментно, а складывалась стихийно и фрагментарно на протяжении последних десятилетий. Попытаюсь хронологически изложить несколько характерных эпизодов из моей практики за последние двадцать лет.

В 1988 г. в Москву прилетел мой американский приятель Ким Спенсер, чтобы обсудить возможности запуска очередного телевизионного моста между США и СССР. Новый проект назывался «Вместе к Марсу» и был более амбициозным (в телевизионном смысле) и более технологичным, чем все то, что мы делали до этого.

В то время советское телевидение динамично развивалось («Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи», «600 секунд», телемосты), а американское чувствовало признаки стагнации. Как писал тот же журнал «Time», телевидение начало «мигать». Это действительно было так, и президент ABC News Рун Арледж благодарил наше телевидение за телемосты, которые помогли повысить рейтинг их телекомпании.

В этой обстановке и был сделан первый шаг в новое медиапро-странство. Началось это с чемодана Кима Спенсера, который он привез к нам офис в Останкино. Спенсер вынул два красивых, но неизвестных мне тогда предмета. Один был размером с энциклопедический словарь - это был первый и тогда суперпопулярный американский notebook, то есть блокнот. Самый маленький компьютер в Останкино тех лет был размером со шкаф.

Второй предмет со встроенной телекамерой и маленьким черно-белым экраном походил на современный факс. Спенсер пояснил, что это первый аппарат для проведения видеоконференций. Его можно подключить к обычной телефонной сети, и, по желанию пользователя, распечатывать телевизионное изображение на термобумаге прямо с экрана. Это оборудование Спенсер и предложил параллельно использовать во время телемоста.

Первым делом мы соединили через телефон компьютеры в Москве и Нью-Йорке - прямо на моем рабочем столе. Это было настоящее чудо! В отличие от появившихся тогда факсов, на компьютерах можно было общаться в режиме диалога. Ты задавал вопрос -и тут же получал ответ!

Затем мы соединили аппараты видеоконференцсвязи через другую телефонную линию, и общение стало более привычным - к тому времени у нас на ЦТ СССР уже было конвейерное производство телемостов и картинкой из-за океана нас было трудно удивить. Единственное - и главное - отличие нового устройства было в том, что для передачи видеосигнала не нужны были два дорогостоящих спутника связи (у нас это называлось «двойной скачок» - сначала телесигнал из Москвы шел через наш спутник в Райстинг в ФРГ, там он поднимался на американский и уже через несколько секунд «приземлялся» в США; так же дело обстояло и с передачей телесигнала из Америки в Москву).

Если перевести наш первый опыт на понятный всем язык, то это означало, что в дополнение к стандартной телевизионной картинке у нас появилось еще два пути обмена информацией - текстовый и видео через новые коммуникационные каналы.

Поскольку решение руководства о проведении телемоста «Вместе к Марсу!» было уже принято, то мы в тот же день и приступи-

ли к его подготовке. Принципиальная схема телемоста уже была понятна: мы соединяем телевизионными каналами павильон «Космос» на Выставке достижений народного хозяйства (теперь ВВЦ) в Москве и Лабораторию реактивного движения в Пасадене. Через эти традиционные телеканалы будут общаться космонавты и астронавты.

Затем мы соединим через телефонные сети компьютеры в СССР и США, и по ним начинают общаться друг с другом советские и американские ученые. И, наконец, мы соединим с помощью видеоконференцсвязи советских и американских специалистов, которые в прямом диалоге будут обсуждать проблемы полета к Марсу. Поскольку тогда не было технической возможности включать эти картинки в телевизионный сигнал, решено было поставить там еще по одной телекамере, которые будут показывать нам черно-белые мониторы видеосвязи.

По тем временам это был технически дерзкий план. Но возникли непредвиденные трудности. Началось с того, что в Москве нужно было найти локальную компьютерную сеть, которую можно было бы соединить с американской (до создания Интернета нужно было ждать еще 10 лет!). В результате мы использовали сеть Института ядерных исследований, в котором работал ведущий телемоста с нашей стороны - академик Евгений Велихов. Но не это оказалось самым трудным. Проблемы начались накануне проведения телемоста в павильоне «Космос», когда штатный телефонист ВДНХ наотрез отказался соединять телефонную сеть выставки с нашими устройствами. После многочасовых уговоров с большим трудом удалось уговорить его оставить мне инструментальный ящик и показать, где находятся телефонные розетки. При этом я поклялся написать, если понадобится, объяснительную записку, в которой всю вину за то, что может произойти, взять на себя. После этого телефонист исчез, а я начал разбирать розетки, которые были густо покрыты паутиной и пылью. Телевизионные инженеры деликатно устранились со сцены. Американские вилки, конечно же, не подходили к нашим розеткам. Самый страшный момент наступил, когда нужно было как-то соединить советские и американские провода - от этого зависела судьба телемоста. Через час-полтора каким-то чудом мне это удалось сделать - мой лоб был мокрым и в паутине, но я был счастлив - на экране видеотелефона я наконец увидел лицо Кима Спенсера.

Как ни странно, телемост получился почти таким, как мы и планировали. В прямом телевизионном эфире его вел академик Евгений Велихов, дискуссию космонавтов с астронавтами и специалистами в телевизионном эфире и по видеосвязи модерировал

космонавт Евгений Леонов, параллельно же шел, как мы сейчас бы сказали, чат ученых через компьютеры. В США звуковой канал телемоста также ретранслировался в эфир одной из местных радиостанций.

В итоге мы со Спенсером получили то, что задумали, - первый параллельный телемост. Мы не очень тогда понимали, зачем это нужно. Нами руководило желание сделать передачу более «интересной». Сейчас я бы назвал этот эксперимент первой неосознанной попыткой выхода за пределы линейности телевидения - видеосвязь и компьютерный чат (+ радио) как бы сыграли роль современных «гиперссылок», расширяющих объем передачи за счет переадресации на другие уровни. По существу, у нас было три телемоста.

Это был первый опыт, скорее эмоциональный, чем рациональный, который показал, что телевизионные пространство и время могут иметь какие-то новые «расширения».

В начале 90-х судьба подарила мне встречу с Акио Морита -основателем компании Sony. Встреча проходила в штаб-квартире компании в Токио. Сначала он поводил нас по музею компании, а потом неожиданно решил показать то, что посетителям обычно не показывают, - несколько залов новейших разработок, в том числе из далекого будущего: уже тогда Sony видела новый мир исключительно цифровым. Все было построено на «цифре», в том числе телевизионная техника - и съемочная, и монтажная, и коммуникационная. Но больше всего поражала даже не эта футуристическая техника, а с виду обычный уличный таксофон, через который можно было передавать изображение, сделанное цифровой видеокамерой прямо с улицы в любую точку мира. Другими словами, любой репортер или любитель мог подсоединить свою видеокамеру к уличному телефонному аппарату и передать свой репортаж прямо на телестудию в прямом эфире. Если это случится когда-нибудь, подумал я, то телевидение станет мобильным и глобальным.

Я спросил Акио, почему на рынке нет до сих пор этих потрясающих изобретений. Он ответил, что еще не время - люди и рынок не готовы к таким быстрым и глобальным переменам. Накопленный нами потенциал подобен сжатой пружине - стоит ее отпустить, и мир начнет меняться с поразительной скоростью.

После этой встречи прошло немного времени, и пружина начала раскручиваться.

В 1996 г. Анатолий Григорьевич Лысенко предложил мне участвовать в создании еще одной телекомпании, на этот раз московской, которая со временем должна была стать всероссийской. К этому времени я уже начал собирать материалы из зарубежной про-

фессиональной прессы, посвященные телевидению и Интернету, который только-только появился на свет. Я сразу же предложил Лысенко создать в новой телекомпании Интернет-центр, как в CNN. Анатолий Григорьевич поддержал эту идею.

Еще не началось телевизионное вещание «ТВ Центра», а у него уже был свой Интернет-центр. В это же время мэр Москвы Ю. Лужков объявил, что летом 1998 г. в Москве состоятся Всемирные юношеские олимпийские игры. Появилась идея впервые попробовать вести в Интернете телевизионные трансляции игр. Мы активно взялись за работу, и новый проект перешел в практическую стадию довольно быстро. Затрат практически не требовалось никаких. Мы договорились с американской IT-компанией Cisco, что они дадут нам бесплатно для эксперимента самый мощный сервер (в итоге они дали два, поскольку тоже заразились нашей идеей); «Ростелеком» выделил бесплатно российские и зарубежные интернет-каналы (компании нужен был интенсивный трафик); генеральный директор «ТВ Центра» Борис Вишняк разрешил использовать все спортивные трансляции компании. Оставалось немногое - все это соединить вместе.

Накануне открытия игр было решено провести генеральную репетицию. Для трансляции выбрали концерт молодых исполнителей на Красной площади. Американские серверы для оцифровки аналогового телесигнала и передачи его в глобальную сеть установили в Интернет-центре, к ним подвели телевизионные провода. И тут все встало - повторилась ситуация на ВДНХ десятилетней давности. Телевизионные инженеры отказывались подсоединять телевизионные кабели к серверам, «потому что разъемы не такие», «интернетчики» боялись притронуться к телевизионным проводам. На моих глазах гибла красивая мечта. Пришлось вспомнить старый опыт: я попросил у инженеров отвертку, нож и пассатижи и начал колдовать с разъемами, штекерами и проводами. Когда часа через полтора на мониторе неожиданно появился телевизионный сигнал, я почувствовал себя Поповым и Маркони в одном лице - картинка с Красной площади шла в Интернете! Когда я около полуночи вернулся к себе в кабинет и включил компьютер, меня ждал еще один сюрприз - большое письмо из Австралии, в котором было больше восклицательных знаков, чем букв. Писала мать скрипачки, которая играла на Красной площади, - она случайно наткнулась на нашу трансляцию и была просто потрясена, когда на экране своего компьютера вдруг увидела свою дочь. Впервые в Австралии видели прямую трансляцию из Москвы. Неожиданно для нас телевидение стало глобальным.

Через две недели юношеские олимпийские игры закончились и надо было думать о настоящем и будущем. Первый эксперимент удался. Нужно было идти дальше. Вместо спортивных трансляций можно давать прямую ретрансляцию всех программ телеканала -за исключением тех, на которые у нас нет прав. Так появилась возможность составления своей интернет-программы передач, которая с каждой неделей все больше приобретала самобытность и самостоятельность.

В итоге месяца через полтора мы создали отдельный телеканал в Интернете, который назвали «Дайджест». Дайджест был составлен из «консервов», которые можно смотреть в любое удобное для телезрителя время и в любом порядке, можно смотреть с любого места, «прокручивать», останавливать и повторять. Другими словами, впервые появлялась возможность делать нелинейное телевидение, то есть телевидение, которое удобно телезрителю.

Следуя этим принципам, еще через месяц мы запустили информационный канал, составленный из выпусков новостей «ТВ Центра». Для телезрителя это было очень удобно - ты получал порцию новостей в то время и в том объеме, как тебе это было нужно. Знаю по себе, потому что на работе и дома стал сам смотреть новости через компьютер - неинтересные материалы пропускал, интересные часто просматривал еще раз, чтобы детально разобраться в материале.

Аудитория наших каналов росла не по дням, а по часам. Через три месяца нас смотрело 1,5 миллиона человек в 95 странах мира -и это безо всякой рекламы и РИ-кампаний. Появилась возможность непрерывно изучать нашу аудиторию. «Ростелеком» открыл нам свой канал измерения посещаемости, и мы знали то, что недоступно в обычных телевизионных рейтингах. Например, что у нас ежемесячно было более 10000 посещений из Вооруженных сил США. Самым приятным сюрпризом было то, что наша основная телевизионная аудитория - из России!

Новая телевизионная реальность манила неизведанными возможностями. Мы уже стали понимать, что она чем-то неуловимо отличается от классического телевидения. Когда я начал для себя формулировать основные отличия, то пришел к следующим выводам:

- нелинейная тележурналистика в отличие от классической глобальна - используя Интернет, она доступна в любой точке планеты, где есть подключение к глобальной сети;

- материалы нелинейной журналистики доступны телезрителям в любое время;

- их удобнее смотреть - можно перематывать, останавливать, замедлять, повторять;

- их можно комбинировать в любом удобном для программирования порядке и давать в любом объеме - мечта любого программного директора;

- и, наконец, можно следить онлайн, как «дышит» твоя аудитория, а не ждать, когда социологи пришлют тебе итоги «телесмотрения» на прошлой неделе.

Эстетика интернет-телевидения также значительно отличается от эстетики телевидения классического. Прежде всего это касается крупности планов. Интернет не любит общих планов - на экране монитора они почему-то плохо воспринимаются. Даже если у вас качество DVD. Видимо, на это влияет разная удаленность зрителя от изображения на мониторе и телевизоре. Во-вторых, компьютер не любит панорам и отъездов-наездов - очевидно, что дело не в техническом «торможении» картинки, а в скорости ее восприятия на мониторе: для телезрителя в Интернете время течет быстрее. В-третьих, обычные телевизионные интервью или репортажи в 1,5 минуты кажутся ужасно затянутыми, если смотреть их на мониторе.

Подготавливая специальные материалы, необходимо учитывать специфику нелинейного телевидения: того телевидения, которое всегда под рукой (on demand!), материалы которого можно сократить, повторить, поставить на «паузу», расширять до бесконечности. Новая эстетика также диктует свои законы и правила, которые еще ждут своих исследователей.

Наш эксперимент не остался незамеченным. Первыми откликнулись немцы - они предложили любые инвестиции в наш проект, предполагая получить за каждую вложенную в нас немецкую марку минимум десять. Потом с таким же предложением приехали американцы. В России начались переговоры с РБК.

Особый интерес был к проекту «Народное телевидение», которое должно было делаться силами любителей. К сожалению, эксперимент оказался незаконченным, поскольку в «ТВ Центр» пришла новая команда, у которой были свои цели и задачи.

В итоге эксперимент через семь лет продолжили по ту сторону Атлантики - в мае 2005 г. был запущен проект YouTube, о котором сейчас знают не только практически все профессионалы телевидения, но и телезрители. Вот что пишет об этом проекте интернет-энциклопедия: «YouTube (русск. ТЫлевизор, название обыгрывает жаргонное boob tube "телик", "ящик") - сервис, предоставляющий услуги хостинга видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или иные видеозаписи. Благо-

даря простоте и удобству использования, YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видео-блоги».

Два года назад YouTube продали за 1,6 миллиарда долларов компании Google. Теперь я понимаю, насколько правы были немцы и американцы в далеком 1998 г.

В новой телекомпании «ТВ Дайджест» был создан сайт www.tv-digest.ru. За семь лет на этом ресурсе опубликовано 29 000 материалов, которые дают достаточно полную картину того, что происходит с медиаиндустрией у нас и за рубежом.

Один материал из дайджеста я хотел бы привести здесь без комментариев. Он опубликован немецкой телерадиокомпанией Deutsche Welle совсем недавно - 7 марта 2009 г.

КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ НЕМЕЦ СЛУШАЕТ РАДИО И СМОТРИТ ТЕЛЕВИДЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ

Возможности «всемирной паутины» для просмотра телепередач и приема радиопрограмм все чаще используются в Германии. Радио и телевидение в интернете особенно популярно среди молодежи и взрослых мужчин.

Согласно данным Федерального статистического ведомства Германии, все больше немцев смотрят телевидение и слушают радио в интернете. При этом популярность радио и телевидения в режиме онлайн в значительной степени зависит от возраста и пола. В первом квартале 2008 года 14,2 миллиона жителей Германии слушали радио и смотрели телевидение через Интернет, что на

38 процентов больше, чем за соответствующий период 2007 года, сообщило немецкое информационное агентство dpa со ссылкой на статистическое ведомство. Таким образом, 19 процентов жителей старше 10 лет использовали всемирную сеть для приема радио и просмотра телепрограмм. По данным за первые 3 месяца 2007 года этот показатель составлял 14 процентов.

Радио и телевидение в режиме онлайн пользуются особой популярностью среди молодежи. Эту возможность используют более

39 процентов молодых людей от 16 до 24 лет, а также 24 процента детей и подростков от 10 до 15 лет. Среди граждан от 25 до 44 лет доля использующих Интернет для приема радио- и телепрограмм составила 28 процентов. Среди представителей старшего поколения этот показатель гораздо ниже: 13 процентов людей от 45 до 64 лет и лишь 3 процента 65-летних и старше.

Примечательно, что интерес к радио и телевидению в Интернете зависит от пола. В среднем в первом квартале 2008 года 26 процентов мужчин слушали радио и смотрели телевидение в Интернете. Женщин, прибегающих к этой возможности, было вдвое меньше - 13 процентов, сообщает информационное агентство4.

Примечания

1 Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. С. 18.

2 Архив автора.

3 Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2002. С. 271.

4 Каждый пятый немец слушает радио и смотрит телевидение в интернете [Электронный ресурс] // Твдайджест. Новости аудиовизуальных СМИ. [Б. м., 2009]. URL: http://ww.tv-digest.m/showlink.php?link=http%3A%2F%2Fwww. dw-world.de%2Fpopups%2Fpopup_printcontent%2F0%2C%2C4069204%2C00.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.