Научная статья на тему 'ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ НА 2008-2017 ГГ.: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ'

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ НА 2008-2017 ГГ.: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
169
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Измеров Н.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ НА 2008-2017 ГГ.: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 6

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2008

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 613.6:331.43

Н.Ф. Измеров

ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ НА 2008—2017 ГГ.: ПУТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ГУ НИИ медицины труда РАМН, Москва

Шестидесятая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) 23 мая 2007 г. приняла резолюцию и одобрила Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008 — 2017 гг. (далее — Глобальный план действий), особо подчеркнув, что здоровье работающих является необходимым предварительным условием повышения производительности и экономического развития, и призвала все государства-члены:

— разработать в сотрудничестве с работающими, работодателями и их организациями соответствующую национальную политику и планы реализации Глобального плана действий по охране здоровья работающих и создать соответствующие механизмы их выполнения, мониторинга и оценки;

— предпринимать действия, направленные на обеспечение полного охвата всех работающих, в том числе, занятых в неформальном секторе экономики, малом и среднем бизнесе, сельском хозяйстве, а также рабочих-мигрантов и работающих по контрактам лиц, основными мероприятиями и базовыми услугами в области медицины труда в целях первичной профилактики профессиональных и связанных с работой заболеваний и травм;

— обеспечить сотрудничество и совместные действия по линии всех национальных программ, имеющих отношение к охране здоровья работающих, например программ по вопросам профилактики профессиональных болезней и травматизма, инфекционных и хронических болезней, укрепления здоровья, психического здо-

ровья, гигиены окружающей среды и развития систем здравоохранения.

В Глобальном плане действий отмечено, что работающие представляют собой половину общей численности населения всего мира и вносят основной вклад в экономическое и социальное развитие. Их здоровье определяется не только теми факторами риска, которые присутствуют на рабочем месте, но и социальными и индивидуальными факторами, а также доступом к медико-санитарным услугам.

По данным Международной организации труда (МОТ), каждый день в мире умирает в результате несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой, около 5000 человек, что составляет 2,2 млн случаев в год. Экономические потери от травматизма и заболеваемости, обусловленные трудовой деятельностью, достигают 4 % валового внутреннего продукта мировой экономики.

В Российской Федерации ежегодно погибают более 3,5 тыс. человек, около 12 тыс. человек получают тяжелые травмы, около 75 тыс. человек — легкие, ежегодно регистрируется около 7 — 8 тыс. профессиональных заболеваний, что сопровождается значительными социальными и экономическими потерями. По расчетам Минздравсоцразвития России эти потери практически равны планируемому правительством ежегодному приросту объема производства. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и

Москва

© Медицина труда и промышленная экология, 2008

1

безопасных условий труда, сохранении и укреплении здоровья работников.

Следует отметить, что Глобальная стратегия ВОЗ сосредоточена на медицине труда с 1996 г. В 90-х гг. XX века во многих европейских странах наблюдались активизация поиска новых политических, концептуальных, практических решений и стремление к совершенствованию законодательной базы по медицине труда.

Ориентирами для последующих изменений в области законодательства и практической работе организаций по медицине труда послужили: Конвенции МОТ — № 155 (1981) о безопасности и гигиене труда и № 161 (1985) о службах по медицине труда; директива Евросоюза 89/391/ЕСС (1989) о введении мер по улучшению безопасности и здоровья работников на работе; принятая в 1996 г. Глобальная стратегия ВОЗ «Здоровье рабочих к 2000 году» и др.

На 12-й сессии объединенного комитета ВОЗ/МОТ (1995) были сформулированы три основные задачи медицины труда: 1) укрепление и поддержание здоровья работающих и их трудоспособности; 2) улучшение производственной среды и трудового процесса для максимального обеспечения безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте; 3) совершенствование организации и культуры труда для достижения безопасности на рабочем месте, что способствует созданию позитивного социального климата, повышению производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Современная стратегия Европейского союза и Директивы 89/391/ЕЕС для работодателей в сфере здоровья и безопасности на работе основаны на усилении профилактики рисков путем сочетания различных мер — законодательных действий, социального диалога, прогрессивных мер и передового опыта, корпоративной социальной ответственности и экономических стимулов.

При этом акцент делается на профилактике: профессиональных заболеваний, которые возникли в результате воздействия опасных веществ типа асбест, связаны с потерей слуха и скелетно-мышечным аппаратом; социальных рисков, таких, как стрессы и преследование на работе, рисков, связанных с алкогольной, наркологической и лекарственной зависимостью. Планируемые профилактические мероприятия следует ориентировать также на рабочих-инвалидов и учитывать возрастной фактор, особенно в отношении молодых людей и работников старших возрастных групп.

Указанная стратегия призвана способствовать «благополучию на работе», что означает

обеспечение физического, духовного и социального благополучия, а также обеспечивать здоровую и безопасную рабочую среду как важный элемент повышения качества труда.

Безусловно, улучшение охраны здоровья работающих может быть достигнуто только путем организованных и хорошо скоординированных усилий всего общества под руководством правительства и при условии широкого участия работающих и работодателей.

Глобальный план действий касается всех аспектов охраны здоровья работающих и направлен на достижение следующих целей:

1) разработку и реализацию инструментов политики в области охраны здоровья работающих;

2) охрану и укрепление здоровья на рабочем месте; 3) повышение эффективности работы и расширение доступа к службам медицины труда; 4) предоставление и распространение фактических данных в интересах действий и практической работы; 5) включение компонента охраны здоровья работающих в политику других секторов.

Несомненно, приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья. При этом работники имеют право на полную информированность о потенциальных рисках на рабочих местах и должны быть обучены безопасным приемам ведения работы с точки зрения гигиены труда, что важно для участия их в оценке и управлении рисками. Особое внимание должно уделяться таким категориям трудящихся, как работники отраслей с высокими профессиональными рисками для здоровья, молодым и пожилым работникам, беременным женщинам, работающим подросткам, инвалидам, рабочим-мигрантам и работникам здравоохранения.

В настоящее время при разработке стратегии в области охраны здоровья и безопасности на рабочем месте необходимо учитывать изменения, которые произошли в современном обществе, в частности: изменения демографической ситуации, особенно связанные со старением трудоспособного населения и увеличением в его структуре доли женщин; увеличение числа профессий в сферах управления и обслуживания (социальная изолированность, однообразный и монотонный характер работы); интенсификация труда, непрогнозируемое рабочее время; изменение форм занятости (краткосрочная и частичная занятость); увеличение численности работников в малом и среднем бизнесе; принуждение и преследования на рабочем месте, появление новых рисков, особенно психосоциального характера.

В 2006 г. МОТ приняла Конвенцию № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Ее цель — совершенствование охраны и гигиены труда для предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, гибели людей на производстве посредством разработки национальной политики, национальной системы и национальной программы:

• При разработке национальной политики по безопасности и гигиене труда необходимо руководствоваться основополагающими принципами, в частности, оценки и борьбы с профессиональными рисками или опасностями в местах их возникновения; развития культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает обучение, подготовку и информацию.

• При формировании национальной системы по безопасности и гигиене труда должны предусматриваться надлежащие меры защиты для всех работников — это законодательные и нормативные правовые акты, органы или ведомства и механизмы для обеспечения их соблюдения и др., то есть создание инфраструктуры для проведения национальной политики и национальной программы.

• При разработке национальной программы по безопасности и гигиене должны быть сформулированы цели и задачи с учетом заявленных приоритетов, средства и методы их достижения, а также способы оценки достигнутых результатов; программа придается широкой гласности и по мере возможности утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти.

Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и отражение ее положений в законодательстве будет способствовать решению проблем сохранения и укрепления здоровья работающих.

Глобальный план действий по здоровью работающих на 2008 — 2017 гг. в полной мере согласуется с положениями Конвенции МОТ № 187, а также Целевой программой МОТ по охране труда и производственной среды «За безопасный труд», основными направлениями которой является:

— разработка политики и программ профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе эффективного управления профессиональными рисками на рабочих местах;

— расширение мер эффективной защиты жизни и здоровья наиболее уязвимых групп

работников, подверженных профессиональным рискам;

— активное содействие органам государственной власти, объединения работодателей и работников в области охраны труда;

— расширение понимания значимости социальных и экономических эффектов мероприятий по охране труда работников, их фиксации и публичного признания лицами, ответственными за разработку политики и принятие решений.

Таким образом, охрана и укрепление здоровья на рабочем месте предполагает, прежде всего, разработку мероприятий по оценке, учету и управлению рисками на рабочем месте.

Проблеме управления профессиональными рисками в этом году (отмечаемый 28 апреля) был посвящен Всемирный день охраны труда, проходивший под девизом — моя жизнь, моя работа, мой безопасный труд. Это свидетельствует о гуманитарной, социальной и экономической, корпоративной и общественной актуальности и значимости вопросов оценки рисков на рабочих местах в плане сокращения производственных травм, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

С позиций медицины труда основой оценки профессиональных рисков являются отечественные принципы и критерии гигиенического нормирования условий труда («Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006—05 и «Руководство по оценке риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии» Р 2.2.1766—03).

Именно эти критерии должны лежать в основе построения механизмов профессионального пенсионного законодательства и страхования работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работающих и их социальных гарантий.

В этой связи возрастает роль системы мониторинга за состоянием производственной среды и здоровьем работающих как составной части социально-гигиенического мониторинга. Повышается значимость аттестации рабочих мест по условиям труда (характеризующейся в настоящее время, как правило, низким качеством), возникает необходимость в создании баз данных о состоянии здоровья работающих по показателям заболеваемости, инвалидности и смертности, включая регистр профессиональных заболеваний, то есть основы для создания системы оценки и управления профессиональными рисками.

В настоящее время в рамках Программы сотрудничества России—ЕС реализован проект сближения российского законодательства с законодательством Европейского союза и другими документами, принятыми международными организациями ВОЗ, МОТ по охране здоровья работников и их безопасности.

Несмотря на усилия, направляемые на оздоровление и повышение безопасности условий труда, травмы, профессиональные и производственно обусловленные заболевания все еще остаются распространенными явлениями в сфере труда.

В этой связи большое внимание уделяется научно-методическому обеспечению проблемы профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний населения трудоспособного возраста в современных условиях.

В основе обеспечения профилактики профессиональных и производственно обусловленных заболеваний (ПОЗ) в стране заложена законодательная, нормативная и методическая база. За последние годы сотрудниками ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами учреждений, сотрудничающих в рамках Научного совета «Медико-экологические проблемы здоровья работающих», разработано и внедрено в практику более 150 нормативных и методических документов по различным аспектам проблемы профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

При этом следует отметить, что в методологическом плане проблема производственно обусловленных заболеваний требует существенной проработки, поскольку в настоящее время нет единого мнения относительно терминологии, диагностики, классификации производственно обусловленных заболеваний ПОЗ, системы социальной защиты и др.

В результате социально-экономических преобразований в стране произошла практически полная ликвидация промышленной медицины, включающей не только медсанчасти, но и врачебные, фельдшерские здравпункты, санатории-профилактории, спортивно-оздоровительные комплексы, центры здоровья, учреждения общественного и диетического питания, что, безусловно, негативно отразилось на качестве медицинской помощи работающему населению, в том числе профилактике профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.

Отсутствие вертикали взаимодействия и преемственности среди разнообразных структур, осуществляющих медицинское обеспечение ра-

ботающих на различных его этапах, начиная с первичного медико-санитарного звена до центров профпатологии, способствует низкой вы-являемости профессиональных заболеваний, особенно на ранних стадиях.

На 2-м съезде врачей-профпатологов (2006 г., Ростов-на-Дону) были всесторонне обсуждены вопросы нормативно-правового, методического, организационного, кадрового и образовательного обеспечения проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, экспертизы связи заболевания с профессией.

Неоднократно отмечалось, что действующая в нашей стране система социального страхования от профессиональных заболеваний изначально противоречит принципам профилактики. Определение страхового случая вследствие профессионального заболевания через понятие утраты трудоспособности в Законе № 125-ФЗ привело к тому, что на ранних стадиях заболевания, когда не утрачена не только профессиональная, но и общая трудоспособность, однако имеются клинические признаки заболевания и контакт с неблагоприятным производственным фактором, Фонд социального страхования не рассматривает случай в качестве страхового.

Важнейшее значение в предупреждении профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний имеют обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работающих. Основная задача периодических медицинских осмотров — выявление наиболее ранних признаков воздействия неблагоприятных производственных факторов, а также общих заболеваний, являющихся противопоказанием для продолжения данной профессиональной деятельности.

Действующий в РФ «Список профессиональных заболеваний», утвержденный приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 г., построен по этиологическому принципу. ГУ НИИ медицины труда РАМН совместно со специалистами институтов, сотрудничающих в рамках Научного совета по медико-экологическим проблемам здоровья работающих, гармонизировали список с требованиями МОТ. Список, включенный в приказ № 90, является основным документом, которым руководствуются при установлении диагноза профессионального заболевания, решении вопросов экспертизы трудоспособности.

В настоящее время вопросы организации и проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров регламентируются несколькими приказами

(№ 83, 90, 555), что затрудняет работу специалистов ввиду имеющихся в них противоречий и нестыковок.

Важной проблемой, по-прежнему, остается отсутствие единых стандартов по оказанию профпатологической помощи на всех этапах медицинского обслуживания населения, начиная с организации медицинских осмотров и заканчивая реабилитацией работников, получивших профессиональное заболевание.

Отмечаемое низкое качество проведения медицинских осмотров обусловлено низкой обеспеченностью лечебно-профилактических учреждений врачебными кадрами, и в первую очередь, профпатологами; недостаточной оснащенностью диагностическим оборудованием медицинских учреждений, проводящих медицинские осмотры; несовершенством системы лицензирования на медицинские услуги и аудита медицинских учреждений как элемента системы управления качеством, отсутствием специальной подготовки медицинских кадров по профпатологии.

Все это подтверждают и результаты проведенных в соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье» дополнительных медицинских осмотров работающих во вредных и/или опасных условиях труда, когда при обследовании 3,6 млн человек не было выявлено ни одного случая профессионального заболевания. Вместе с тем национальный проект «Здоровье» призван исправить сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию и направлен, прежде всего, на развитие первичной медико-сапитарной помощи, усиление профилактического направления здравоохранения (проведение дополнительных осмотров и дополнительной диспансеризации работающих, формирование у населения культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению, обучение и повышение квалификации медработников, разработка программ по реабилитации и профилактике заболеваний и т. д.), обеспечение населения высокотехнологической медицинской помощью.

Врачи-профпатологи отмечают также низкое качество санитарно-гигиенических характеристик условий труда работников при подозрении у него на профзаболевание, поскольку используемые данные результатов аттестации рабочих мест не всегда объективно отражают реальную ситуацию на рабочем месте.

Материалы фундаментальных исследований по проблемам профпатологии используются при разработке таких актуальных вопросов прикладного характера, как совершенствование методических основ проведения экспертизы связи

заболевания с профессией, проведения предварительных и периодических медосмотров работающих и экспертизы профпригодности лиц, занятых во вредных и/или опасных условиях труда, при разработке стандартов диагностики, лечения и профилактики профессиональных заболеваний.

Результаты фундаментальных исследований с учетом изучения дозо-эффективных зависимостей, экспозиционных тестов позволили определить прогностические риски возможного развития профессиональных болезней и выделить информативные диагностические комплексы для проведения биологического мониторинга, занимающего одно из ведущих мест в системе профилактики нарушений здоровья при воздействии неблагоприятных производственных факторов.

Проблема ранней диагностики профессиональных заболеваний, выявления самых начальных симптомов на этапах периодического медицинского осмотра и в центрах профпатоло-гии диктует необходимость широкого внедрения в практику здравоохранения качественно новых диагностических методов и подходов, таких, как клеточные технологии, ДНК-технологии генетического биохимического полиморфизма внутриклеточных систем, биомаркеры экспозиции, эффекта и восприимчивости, реализуются достижения нанотехнологий.

Заслуживают внимания проводимые исследования по оценке генетического статуса и выявлению генетико-биохимических маркеров различных форм профессиональных заболеваний, которые могут использоваться для обоснования критериев индивидуального прогноза риска развития профзаболеваний.

В настоящее время разработаны комплексы диагностических критериев выявления начальных форм профессиональных заболеваний, которые будут включены в соответствующие документы и стандарты оказания профпатоло-гической помощи.

Среди современных задач медицины труда большое значение приобретают медико-биологические проблемы рационального использования трудовых ресурсов (в частности, профессиональный отбор и ориентация, гигиена труда женщин, подростков и лиц старших возрастных групп), а также разработка мероприятий по снижению рисков нарушения здоровья работающих с учетом комплексного воздействия производственных факторов (ультразвука, неионизирующих излучений, новых химических и биологических агентов, наноматериалов и на-

нотехнологий, психоэмоциональных факторов и др.).

Медицина труда как интегрированная область профилактической и лечебной медицины должна обеспечивать комплексное решение проблемы сохранения здоровья работающего населения в соответствии с национальными программами по охране здоровья работников.

Предваряя рекомендации ВОЗ и МОТ, ГУ НИИ медицины труда РАМН по инициативе РАМН совместно со специалистами ряда министерств, ведомств и при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ разработали в 2003 г. Концепцию и проект Программы «Здоровье работающего населения России на 2004—2015 гг.». Концепция и проект Программы одобрены II—V Всероссийским конгрессом «Профессия и здоровье», Президиумом РАМН, Общественной палатой при президенте Российской Федерации.

Программа предполагает осуществление всего комплекса мер — политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию рисков нарушения здоровья, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности.

Эффективность решения комплексной проблемы сохранения и укрепления здоровья работающих, сохранения трудового потенциала страны в современных условиях будет максимальной при условии создания в системе здравоохранения специальной инфраструктуры — национальной системы медицины труда.

Концептуальная основа национальной системы медицины труда своими корнями уходит в принятую в 1978 г. в г. Алма-Ате Декларацию ВОЗ, которая рассматривает медицину труда как первый уровень контакта работника с национальной системой здравоохранения, расположенного в наибольшей близости к месту проживания и работы людей.

В задачи национальной системы медицины труда входят анализ и оценка профессиональных рисков, обеспечение первичной профилактики профессиональных, производственно обусловленных и общих заболеваний, диспансеризация работающего населения, оказание первичной и специализированной профпатологической по-

мощи, разработка образовательных программ по реализации здорового образа жизни.

Стержневую основу структуры национальной системы медицины труда составляет Российский национальный центр медицины труда (РНЦМТ), функционирующий под управлением РАМН и Министерства здравоохранения и социального развития РФ, его служб и агентств, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными государственными, негосударственными, общественными организациями и работодателями (рис. 1).

РНЦМТ представляется целесообразным создать на базе ГУ НИИ медицины труда РАМН, являющегося сотрудничающим центром ВОЗ и головной организацией по медико-экологическим проблемам здоровья работающих в стране.

Основной задачей РНЦМТ должна быть координация и интеграция научной, нормотвор-ческой, научно-практической, организационно-экономической, лечебно-профилактической, экспертной, образовательной и информационной деятельности в стране по проблемам охраны здоровья работающего населения, охраны труда и реабилитации инвалидов, а также международной деятельности по данным направлениям.

Предлагаемые структурные преобразования, сопровождающиеся выстраиванием вертикали в области медицины труда — гигиены, охраны труда и здоровья работников, позволят эффективнее координировать деятельность с профильными НИИ, Центрами РАМН и Мин-здравсоцразвития России, то есть вернуться к некой специализации их научно-практической деятельности, но на качественно новом уровне, соответствующем современным реалиям.

Идея создания РНЦМТ и более четкого распределения и координации научной и научно-практической деятельности может осуществляться только в контексте с проведением реформирования служб медицины труда в практическом здравоохранении страны.

Одной из первых задач является формирование окружных центров медицины труда в федеральных округах России. Подобные центры могли бы проводить и координировать государственную социальную политику по охране труда и здоровья работающих; обеспечить подготовку и координацию мер по реализации комплексных межведомственных программ «Здоровье работающего населения» на уровне федерального округа; вести практическую и организационно-методическую работу по выполнению актуаль-

ных задач в части создания здоровых, безопасных условий труда, формирования здорового образа жизни, профилактики профессиональных, производственно обусловленных заболеваний работающих и сохранения трудового потенциала; осуществлять контроль обоснованности экспертных решений в пределах компетенции и решать иные актуальные вопросы.

Следующий уровень — формирование сети областных (в субъектах Федерации) и муниципальных центров медицины труда, в том числе на базе существующих центров профпато-логии. По-видимому, кроме функций, присущих центрам профпатологии, а именно — оказание организационно-методической помощи и выполнение контрольных функций по вопросам организации медицинской и медико-социальной помощи работникам; проведение периодических профилактических осмотров лиц, занятых во вредных и неблагоприятных условиях труда и экспертизы профпригодности; оказание консультативной и стационарной специализированной профпатологической медицинской помощи и экспертизы связи заболевания с профессией; направление пациентов на медико-социальную экспертизу; оказание медицинской и реабилитационной помощи больным и инвалидам по

профессиональным заболеваниям и т. д., центры медицины труда должны взять на себя еще ряд функций:

— координация совместной деятельности по охране здоровья работающих с муниципальными учреждениями здравоохранения, центрами Ро-спотребнадзора, органами соцзащиты, мед- и соцстраха, работодателями и т. д.;

— координация разработки и реализации программ «Здоровье работающего населения» в хозяйствующих субъектах, осуществление контроля их выполнения;

— участие в проведении социально-гигиенического мониторинга условий труда и здоровья трудоспособного населения и анализ его результатов;

— организация необходимых мер по сохранению здоровья на рабочем месте, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве и т. д.;

— проведение анализа и оценки профессионального риска, разработка мер по управлению риском совместно с территориальными органами Роспотребнадзора, работодателями и работниками (их представителями);

— оказание консультативной, организационной, методической и практической помощи

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (службы, агентства и фонды)

Учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

МЗиСР РФ

Институты и центры охраны труда и техники безопасности

МЗиСР РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центры медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов

МЗиСР РФ

Институты и центры медицины труда МЗиСР РФ

Российская академия медицинских наук

Российский национальный центр медицины труда

Институты медицины труда РАМН

Окружные центры

медицины труда

в федеральных

округах

Сеть областных (в субъектах РФ)

и муниципальных центров

медицины труда

Центры медицины труда предприятий крупного, среднего и малого бизнеса

Рис. 1. Предлагаемая структура системы медицины труда

нижестоящим центрам медицины труда.

И наконец, основное относительно новое практическое звено в системе медицины труда — Центры медицины труда предприятий крупного, среднего и малого бизнеса с различной организационно-правовой формой и многоканальным финансированием, независимым от работодателя.

Учитывая отечественный и зарубежный опыт, можно полагать, что создание таких центров должно осуществляться работодателями самостоятельно или на долевых началах с учетом общей численности работающих, но не менее чем для обеспечения 3—5 тыс. работающих. Они должны организовываться за счет привлечения специалистов в зависимости от особенностей обеспечиваемых производств, включая специалистов в области медицины труда высшего и среднего звена, психологии, эргономики, промышленной токсикологии, эпидемиологии, охраны труда, информатики, организации труда, укрепления здоровья, воспитания здорового образа жизни и др.

Согласно имеющимся задачам, они должны заниматься не только лечебно-профилактической помощью, оказываемой в настоящее время центрами профпатологии, но также осуществлять:

— формирование и реализацию программы «Здоровье работающего населения»;

— проведение социально-гигиенического мониторинга на своих предприятиях;

— обеспечение охраны труда и техники безопасности, сохранение здоровья работающих, включая вопросы аттестации рабочих мест по условиям труда;

— проведение контроля за соблюдением нормативных требований к вредным и опасным факторам производственной среды, выполнением мер по оптимизации трудового процесса;

— проведение оздоровительных мероприятий работников, особенно занятых в условиях высокого профессионального риска;

— выполнение мер по формированию здорового социально-психологического микроклимата в производственных коллективах, проведение психоэмоциональной разгрузки;

— проведение анализа и оценки коллективного и индивидуального профессионального риска для здоровья работника;

— обеспечение организации и проведения профессиональной ориентации, профотбора, предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

— создание условий для занятий оздоровительной гимнастикой, обеспечение работающих,

особенно во вредных и опасных условиях труда, рациональным, в том числе лечебным питанием;

— создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве и др.

Для предприятий среднего и малого бизнеса необходимо создать территориальные (муниципальные, межрайонные и др.), которые могли бы обслуживать работников нескольких предприятий на основе договорных отношений.

Важнейшей составной частью профилактики и охраны здоровья работников остается поиск новых организационных моделей медико-профилактического обслуживания промышленных рабочих (рис. 2). За последние годы на ряде крупных предприятий ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ООО «Ям-бурггаздобыча» и др. созданы и эффективно функционируют центры медицины труда. В результате, например, на ОАО «АвтоВАЗ», стандартизованный по возрасту показатель смертности работающих в 5,4 раза ниже смертности населения трудоспособного возраста России, уровень первичной инвалидности в 2,9 раза ниже общероссийского, выросла производительность труда.

Интересный проект воссоздания медико-санитарного обеспечения работающих с учетом новых социально-экономических условий при комплексном подходе к охране здоровья, профилактике заболеваний, медико-социальной реабилитации членов трудового коллектива, а также сохранения трудовых ресурсов и повышения экономической эффективности производства реализуется на предприятиях нефте- и газодобывающей индустрии (как правило, с участием иностранных инвесторов).

Например, на ООО «Уренгойгазпром» учреждена медико-санитарная часть (МСЧ). В ее составе имеются поликлиника на 250 посещений, дневной стационар на 30 коек, санаторий-профилакторий на 99 мест (реабилитационно-восстановительное отделение), 23 фельдшерских здравпункта, 3 кабинета по выпуску водителей транспортных средств. Основными видами деятельности МСЧ являются оказание доврачебной, амбулаторно-поликлинической, профилактической и реабилитационно-восстановительной помощи.

Разработана пятиступенчатая комплексная программа профилактики реабилитации и оздоровления как медико-социальный фактор сохранения здоровья работникам предприятия: 1-я ступень — здравпункт промышленного пред-

Рис. 2. Структура Центра медицины труда (ЦМТ)

приятия, 2-я ступень — поликлиника медсанчасти, 3-я ступень — дневной стационар, 4-я ступень — санаторий-профилакторий «Газовик» (реабилитационно-восстановительное отделение), 5-я ступень — лечебно-оздоровительный комплекс «Витязь» (на Черном море).

Реализация Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008—2015 гг. будет способствовать дальнейшему совершенствованию системы профилактики, сохранения и укрепления здоровья работающего населения России, а также улучшению здоровья нации — одной из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики.

Принятие программы «Здоровье работающего населения России» и формирование в стране системы медицины труда, адаптированных к

международным нормам и требованиям, будет способствовать не только улучшению всей системы охраны труда и здоровья работающих, их социальной защиты, но и, что особенно важно для развития экономики страны, обеспечит в определенной степени необходимые условия для решения проблем конкурентоспособности, продвижения России на мировой рынок, привлечению инвесторов и т. п.

Создание системы сохранения и укрепления здоровья работающего населения России позволит улучшить здоровье нации, повысить качество трудовых ресурсов государства, увеличить производительность труда и валовой внутренний продукт, что приведет к росту благосостояния населения нашей страны.

Поступила 07.05.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.