Научная статья на тему 'ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ: ГАРМОНИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ'

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ: ГАРМОНИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ / КАДРЫ / ГАРМОНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Измеров Николай Федотович, Денисов Эдуард Ильич, Морозова Татьяна Владимировна

Рассмотрены терминология, законодательство и практика охраны здоровья работников в России в свете их гармонизации с документами ВОЗ, МОТ, ЕС и изложен передовой зарубежный опыт. Сформулированы предложения по совершенствованию функций, структуры и кадрового обеспечения служб охраны здоровья с учетом новых проблем и факторов риска. Предложено вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Измеров Николай Федотович, Денисов Эдуард Ильич, Морозова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AT WORK: HARMONIZATION OF TERMINOLOGY, LAWS AND PRACTICE WITH INTERNATIONAL STANDARDS

The terminology, laws and practice of workers’ health protection in Russian Federation are considered in the light of harmonization with documents of WHO, ILO, EU as well as good foreign practice. The proposals are put forward as to functions, structure and staff of workers’ health protection units taking into account the new problems and risk factors. Instead of notion “labour protection” the term “health and safety at work” is proposed.

Текст научной работы на тему «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ: ГАРМОНИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 8

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2012

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 613.6

Н.Ф. Измеров1, Э.И. Денисов1, Т.В. Морозова2

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ: ГАРМОНИЗАЦИЯ ТЕРМИНОЛОГИИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАКТИКИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ

1 ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, Москва; 2ГОУ ВПО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва

Рассмотрены терминология, законодательство и практика охраны здоровья работников в России в свете их гармонизации с документами ВОЗ, МОТ, ЕС и изложен передовой зарубежный опыт. Сформулированы предложения по совершенствованию функций, структуры и кадрового обеспечения служб охраны здоровья с учетом новых проблем и факторов риска. Предложено вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе».

Ключевые слова: охрана здоровья работников, законодательство, службы, кадры, гармонизация.

N.F. Izmerov1, E.I. Denisov1, T.V. Morozova2. Health at work: Harmonization of terminology, laws and practice with international standards

1 RAMS Institute of Occupational Health, Moscow;

2 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

The terminology, laws and practice of workers' health protection in Russian Federation are considered in the light of harmonization with documents of WHO, ILO, EU as well as good foreign practice. The proposals are put forward as to functions, structure and staff of workers' health protection units taking into account the new problems and risk factors. Instead of notion "labour protection" the term "health and safety at work" is proposed.

Keywords: workers' health protection, services, staff, harmonization.

Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года», основными вызовами являются усиление глобальной конкуренции, ожидаемая волна технологических изменений на основе достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении, и возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Современная инновационная экономика — экономика знаний, основанная на здоровье и умственных качествах работника.

В связи с интеграцией России в мировую экономику Постановлением Правительства РФ

от 28 сентября 2009 г. № 761 и Приказом Мин-здравсоцразвития России от 30 июля 2010 г. № 581н поставлена задача гармонизации санитарно-эпидемиологических нормативов с международными стандартами.

Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011—2013 гг. предусмотрена ратификация ряда конвенций МОТ, в частности, Конвенции № 161 «О службах гигиены труда» (1985). Россия ратифицировала Конвенцию № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», которая предус-

М о скв а

© Медицина труда и промышленная экология, 2012

матривает разработку национальной политики, системы и программ в этой области. Принятый ВОЗ «Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008—2017 гг.» [2] также предусматривает разработку политических инструментов по сохранению и укреплению здоровья на рабочем месте. Возникает вопрос о соответствии терминологии, законодательства и практики в области охраны здоровья работников в России международным стандартам и передовому опыту.

Цель работы — проанализировать терминологию, законодательство и практику охраны здоровья работников и с учетом российских реалий и перспектив, дать предложения по их гармонизации с международными стандартами ВОЗ, МОТ, ЕС и др.

Проблема терминологии. В Трудовом кодексе (ТК) РФ в разделе Х «Охрана труда» статья 209 дает определение: «Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Тем самым в России медицина (гигиена) труда является частью охраны труда.

В мировой практике термин «охрана труда» (англ. labour protection) в последние десятилетия не применяется либо применяется в отношении трудовых прав, дискриминации, социальной защите и т.п. В экономически развитых странах охрана труда (в российском понимании термина) разделена на два направления: «безопасность труда» (англ. occupational safety) и «охрана здоровья» (англ. occupational health), которые курируют специалисты с техническим и медицинским образованием соответственно.

На веб-сайте МОТ [12] перевод названия конвенции № 161 «Occupational Health Services» представлен как «Службы гигиены труда», в то время как официальный перевод Рекомендации № 97 (1953) «Protection of Workers Health» и № 112 (1959) «Occupational Health Services» представлен как «Об охране здоровья работников» и «Службы здравоохранения на предприятии» соответственно.

В русскоязычной литературе применяют термин «медицина труда», аналогичный англоязычному «occupational health» и включающий гигиену труда и профпатологию [10, 14]. Лишь в переводе документа [11] под медициной труда ошибочно подразумевают гигиену труда. В англоязычной литературе в рамках дисциплины

«occupational health» (медицина труда) разделяют «occupational hygiene» (гигиена труда) и «occupational medicine» (профпатология). Тем самым англоязычный оригинал названия Конвенции № 161 вносит путаницу, применяя термин «occupational health services», но подчеркивая профилактическую направленность их деятельности. В связи с этим и с учетом статей 24 и 30 Федерального закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предлагается вместо термина «службы гигиены труда» использовать термин «службы охраны здоровья (работников)» (здесь и далее курсив наш. — Авт.).

Отечественное законодательство и практика. Конституция РФ в ст. 37 п. 3 провозглашает: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены...». Это положение реализовано в статье 209 ТК РФ, где медицина труда является частью охраны труда. Однако в Постановлении Минтруда РФ от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации» мероприятия по охране здоровья фактически отсутствуют, поскольку эти работы проводят инженеры по охране труда, являющиеся (согласно п. 17 Рекомендаций) специалистами, имеющими высшее профессиональное (техническое) образование.

На практике работодатели больше внимания уделяют безопасности труда и меньше — охране здоровья. Большую часть мероприятий — аттестацию рабочих мест по условиям труда, проведение периодических медицинских осмотров и др. — выполняют сторонние организации, и у работодателя не формируется целостная система охраны здоровья работников.

В последние годы в крупных организациях наметилась тенденция создания подразделений во главе со специалистами с медицинским образованием (в основном, лечебным), которые отвечают за мероприятия по охране здоровья и координируют действия со специалистами по безопасности труда и другими структурными подразделениями организации. При этом специалисты ЛПУ, обслуживающие предприятия нефтегазового комплекса на Крайнем Севере, отмечают различие форм медпомощи в зависимости от специфики производства. На предприятиях по разведке и строительству, где высок уровень травматизма, преобладает неотложная медицинская помощь, а на предприятиях по эксплуатации месторождений — профилактика [1].

Как уже отмечалось выше, Российская Федерация ратифицировала Конвенцию № 187,

которая содержит определения и требования к разработке национальной политики, системы и программы безопасности и гигиены труда. Такая политика отражена в статье 210 «Основные направления государственной политики в области охраны труда» ТК РФ. В ней также отмечено «принятие и реализация федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда». В 2008—2010 гг. была реализована программа действий по улучшению условий и охраны труда, однако в настоящее время такой программы не имеется. Недавно Минздравсоцраз-вития РФ издало приказ от 14 февраля 2012 г. № 125 «Об утверждении комплекса мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве, на 2012—2015 гг.», п. 3.2 которого предусматривает ратификацию Конвенции МОТ № 161.

В стране проводится работа по совершенствованию системы охраны труда, однако без выраженного стратегического подхода, а проводимые изменения не формируются на основе научно-обоснованной системы управления профессиональными рисками.

В последние годы Минздравсоцразвития России издало ряд приказов по вопросам:

— аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда (от 26 апреля 2011 г. № 342н);

— проведению предварительных и периодических (ПМО) медицинских осмотров (от 12 апреля 2011 г. № 302н);

— оказанию медицинской помощи при профзаболеваниях (от 23 марта 2011 г. № 233н);

— метрологии охраны труда (от 9 сентября 2011 г. № 1034);

— кадровым вопросам (от 7 июля 2009 г. №415н, от 23 июля 2010 г № 541н, от 25.07.2011 г. № 801н).

Приказы Минздравсоцразвития России по кадровым вопросам таковы:

— приказом № 415н от 7 июля 2009 г. утверждены квалификационные требования по специальностям «гигиена труда» («врач по гигиене труда») и «профпатология» («врач-проф-патолог»);

приказом № 541н от 23.07.2010 утверждена квалификационная характеристика для должности «врач-терапевт участковый цехового врачебного участка»;

— приказом № 801н от 7.09.2011 в номенклатуре должностей предусмотрены: врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка; врач по гигиене труда; врач-профпатолог; врач-терапевт участковый цехового врачебного участ-

ка; помощник врача по гигиене труда, а также специалист по физиологии труда, специалист по эргономике и др.

Эти приказы могли бы быть основой совершенствования системы охраны здоровья работников, однако их техническое исполнение не отражает реалии и продолжает воспроизводить старые общественные установки, а временами не соответствует конвенциям и лучшей международной практике. В кадровом плане приказы создают хорошую инфраструктуру для служб, которые могут быть созданы в реализацию Конвенции № 161.

В плане научного обеспечения служб разработана методология оценки профессионального риска [14], разрабатываются вопросы управления рисками на базе стандарта [5]. Роспотребнадзор утвердил руководства Р 2.2.1766—03 по оценке априорного (по гигиеническим критериям) и Р 2.2.2006 — 05 по оценке апостериорного (по медико-биологическим показателям) профессионального риска; эти документы, не имеющие аналогов в мировой практике, широко применяют на производствах.

Разработан и размещен в Интернете интерактивный справочник «Оценка профессионального риска» (http://neurocomp.ru) с возможностью прогнозирования профзаболеваний от действия шума, вибрации и т.п. по данным АРМ, а также установления связи с работой болезней, выявляемых при ПМО, что создает научно-практическую основу для управления профессиональными рисками для здоровья [7].

Зарубежный опыт. По Конвенции № 161, на службы гигиены труда возложены «в основном профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам: i) требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом; ii) приспособления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья...».

За рубежом четко различают термины «здоровье» и «безопасность», в последние годы отдавая предпочтение первому. Например, эти термины использованы в законе Великобритании «Health and Safety at Work etc Act 1974» («Здоровье, безопасность и благополучие в связи с работой ...») и в стратегии «Здоровье и безопасность в Великобритании в 21 столетии». Инспектор по здоровью и безопасности (HSE) контролирует

исполнение этого закона и его нормы: «Обязанностью каждого работодателя должно быть обеспечение, насколько это практически реально, здоровья, безопасности и благополучия на работе для всех его работников» [17].

В отчете о реформе законодательства по здоровью и безопасности, представленном Парламенту Великобритании, отмечается необходимость его упрощения и сокращения на 1/3 до 2015 г. при сохранении строгости норм и стандартов [21].

Во Франции сектор учета в статистике именуют «несчастные случаи и профзаболевания», однако предлагают именовать службу «здоровье и безопасность на работе» (фр. santé-sécurité au travail) [23].

В Евросоюзе принята «Стратегия Сообщества на 2007—2012 гг. по здоровью и безопасности на работе», а директивы ЕС последних лет (по вибрации 2002/44/ЕС, шуму 2003/10/ ЕС и др.) имеют в названии термины «здоровье и безопасность работников» [6]. В стандарте ИСО п. 6.4.6 носит название «Здоровье и безопасность на работе» [19].

Интересен опыт США, где «Стандарт комплексной профессиональной медицинской программы для пожарных частей» NFPA 1582-2007 (стандарт ANSI) ставит задачу снижения риска и тяжести профзаболеваний и смертности, укрепления здоровья для безопасного и эффективного труда пожарных, предусматривая работу:

— врача пожарной части (лицензированного терапевта или остеопата);

— координатора по здоровью и фитнесу (под руководством врача);

— комитета по здоровью и безопасности (группа работников части);

— администратора по здоровью и безопасности [22].

Глобализация приводит к тому, что транснациональные корпорации в целях специализации сокращают непрофильные структуры, но создают в критических областях собственные органы, в том числе по здоровью и безопасности. Изменяются и формы организации охраны здоровья работников. В крупных компаниях наметилась тенденция создания профилактических подразделений во главе со специалистами-медиками, чаще лечебного профиля, которые отвечают за меры по охране здоровья и координируют свою деятельность со специалистами по безопасности труда и другими структурными подразделениями. Например, в нефтегазовом секторе Северной Европы окончательное решение по вопросам медосмотров и пригодности к работе остается

за медицинским советником (medical adviser) компании-оператора [7].

Специфика работы служб охраны здоровья работников зависит от отрасли и этапа проекта производства; в период строительства внимание уделяют профилактике травматизма, оказании первой помощи, эвакуации по медицинским показаниям и т.п., а при эксплуатации объекта — на производственном контроле, формировании здорового образа жизни и т.д. При этом дополнительные медицинские и технические услуги часто предоставляют подрядные организации.

Такие службы ориентируются как на национальное законодательство, так и на международные отраслевые рекомендации. Их функция — анализ информации по рискам для здоровья и контроль соблюдения национальных и корпоративных норм и стандартов. Эти службы участвуют в проведении аудита и сертификации, подготовке отчетности по травматизму, профессиональной и профессионально-обусловленной заболеваемости.

Применение современных биотехнологий, информатики и телекоммуникаций, новых материалов и т.п. порождает новые факторы риска. Возрастающий дефицит трудовых ресурсов, постарение населения, ограниченные возможности государства в сфере социальной защиты обостряют вопросы дискриминации по здоровью и ведут к необходимости пересмотра системы профотбора, профпригодности и медицинских противопоказаний. Зарубежный опыт свидетельствует о гибком подходе к экспертизе профпригодности с целью сохранения на работе каждого работника-профессионала.

Тенденции травматизма и профзаболева-емости в России и за рубежом. По данным Росстата, на начало 2011 г. практически каждый третий работник в РФ трудился во вредных условиях. Неблагоприятные условия труда порождают высокий уровень производственного травматизма. Несмотря на то, что за период 2006—2010 гг. травматизм снизился в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом — в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в РФ превышает аналогичный показатель в развитых странах: Германия — в 4 раза, Франция — в 5,5 раза, Япония — в 2,5 раза [4].

На начало 2011 г., по данным центров проф-патологии, в России насчитывалось около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний, при этом численность заболевших ежегодно увеличивается на 7—8 тыс. человек. Потери из-за неудовлетво-

рительного состояния условий и охраны труда составляют ежегодно около 1,94 трлн руб., или 4,3 % ВВП [4].

Меняется структура профзаболеваемости в России: преобладают болезни от физических факторов (потери слуха от шума — 37,1 %, вибрационная болезнь — 24,9 %), а также болезни костно-мышечной системы (16,1 %) [9].

В ЕС в структуре профзаболеваний преобладают болезни костно-мышечной системы (около 60 %), проявляются психосоциальные болезни. Растет социальная значимость профзаболеваний: в целом по ЕС около 25 % их приводят к постоянной нетрудоспособности, регистрируются (в Германии до 10 %) профзаболеваний с летальным исходом [6].

В ЕС при анализе экономики здоровья и безопасности [16] отмечают рост значимости профзаболеваний в сравнении с травмами (рост расходов для профзаболеваний и спад для травм с темпом около 1 % в год) [6].

В отчете комиссии Счетной палаты Франции [23] стоимость невыявленных профзаболеваний и травм в 2010 г. оценивали в 587 —1110 млн евро, из них на травмы приходится лишь 99 млн евро. Комиссия предлагает ввиду нехватки врачей разрешить среднему медперсоналу организаций принимать заявления работников о подозрении на профзаболевания [23]. Эти факты и опыт требуют осмысления и принятия организационных решений.

Возможные пути решения — стратегия и подходы. Необходима смена парадигмы «охрана труда» и формирование новой парадигмы — «здоровье и безопасность труда» с моделью, способной адаптироваться к современным условиям. Основными направлениями могут быть:

— создание служб охраны здоровья работников (см. ниже);

— принятие международного определения (МОТ, 1996): «Профессиональное заболевание — заболевание, развившееся в результате воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью» [18];

— правовое признание «болезней, связанных с работой» (англ. work-related diseases) (ВОЗ, 1987) [3] и увязка этой концепции с буквой и духом списка профзаболеваний МОТ 2010 г. при реализации потенциала МКБ-10 в этом плане;

— принятие международных терминов «инцидент» и «опасное происшествие» (МОТ, 1996) [18] и осмысление их медицинских последствий, в частности, для психического и репродуктивного здоровья;

— разработки новых программ подготовки специалистов служб охраны здоровья, а также поддержание и развитие научной системы охраны здоровья работников.

Варианты служб охраны здоровья работников и их кадровое обеспечение. Учитывая развитую систему охраны труда и возрастание важности проблем здоровья, целесообразно преобразовать службы охраны труда в службы здоровья и безопасности труда. В зависимости от класса профессионального риска (по критериям ФСС РФ) и с учетом преобладания проблем травматизма или профзаболеваемости возможны два варианта таких служб:

— службы безопасности труда и здоровья работников — для организаций строительной и сырьевых отраслей экономики: добыча полезных ископаемых (нефти, газа и др.), горнометаллургический комплекс, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и т. п.;

— службы здоровья и безопасности труда — для обрабатывающих отраслей промышленности, сферы оказания услуг и высоких технологий: машиностроение, приборостроение, здравоохранение, связь, транспорт, торговля, образование, социальные службы и т. п. (в организациях с преобладанием в кадровом составе женщин-работниц обязательно наличие специалиста врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка).

Службы гигиены труда целесообразно создавать как самостоятельные подразделения организаций в дополнение к службам охраны труда, так и на их базе, учитывая специфику деятельности организации и профессиональные риски. Эти службы актуальны в инновационных и высокотехнологических отраслях (нано-, био-, когно- и информационные технологии), а также в организациях с большим числом женщин-работниц для возможности реализации принципа планирования беременности с позиций медицины труда. Особую значимость будут приобретать охрана репродуктивного здоровья работников и профилактика стресса и депрессивных состояний.

Необходимо отразить в нормативных правовых документах функции служб охраны здоровья (соответствующие Конвенции № 161 и рекомендации N 171 к ней) и их взаимодействие с ЛПУ и органами власти. Направление это междисциплинарное, и в одних случаях акцент будет на оценке воздействия вредных факторов (гигиена труда), а в других — на организации медицинской помощи (общая врачебная практика, цеховой врач).

Такая специализация отвечала бы принципам МОТ и ВОЗ о соответствии направленности та-

ких служб профессиональным рискам. В составе служб должно быть не менее половины врачей следующих специальностей: а) врач по гигиене труда, б) врач-терапевт цехового врачебного участка, в) врач-акушер-гинеколог цехового врачебного участка, г) врач-профпатолог (с узкой специализацией: врач-терапевт-профпатолог, врач-оториноларинголог-профпатолог, врач-не-вролог-профпатолог и др.) [8].

Перспективные проблемы. Появляются новые факторы профессионального риска [13], в том числе для репродуктивного и психического здоровья. ФНПР уже выразила озабоченность проблемой стресса и психических нагрузок на рабочем месте [15]. По данным Международной ассоциации социального обеспечения о влиянии мирового экономического кризиса и рецессии на психическое здоровье, прирост суицидов работников в странах Европы составил около 0,8 % на каждый 1 % роста безработицы [20].

По оценке ВОЗ [24] депрессия являлась ведущей причиной нетрудоспособности по показателю YLDs и 4-й по вкладу в глобальный груз болезней (БЛЬУб) в 2000 г. К 2020 г. депрессия может занять 2-е место по показателю ОЛЬУб для обоих полов и всех возрастов, на сегодня она 2-я причина по показателю ОЛЬУб для возрастов 15—44 лет и обоих полов. Поэтому ВОЗ объявила инициативу по депрессии под лозунгом «Нет здоровья без психического здоровья».

Эти новые вызовы и имеющиеся резервы предполагают более широкую вовлеченность специалистов-медиков в решение проблем охраны здоровья работников, что побуждает к пересмотру концепции охраны труда и замены её концепцией охраны здоровья и безопасности труда.

Заключение и предложения. В свете предстоящей ратификации Россией Конвенции № 161 и с учетом статей 24 и 30 закона № 323-ф3 предлагается вместо термина «службы гигиены труда» внедрять термин «службы охраны здоровья (работников)». Поскольку в Евросоюзе, Великобритании и США применяют термин «здоровье и безопасность на работе», то предлагается вместо термина «охрана труда» принять термин «здоровье и безопасность на работе» или «охрана здоровья и безопасность труда».

Новые технологии и условия сопряжены с новыми факторами риска от нано-, био- и информационных технологий, в том числе репродуктивной токсичностью, поэтому в Руководство Р 2.2.2006—05 следует внести дополнения или создать документ по оценке риска при работе с новыми технологиями.

Для профессий высокого риска в развитие положений ТК РФ целесообразно разработать систему прогнозирования вероятности нарушений здоровья от действия вредных факторов условий труда и психосоциальных факторов для принятия обоснованных управленческих решений по управлению профессиональными рисками.

Поставленная в России задача создания инновационной экономики в условиях демографических проблем и прогрессирующей трудонедо-статочности предполагает усиление внимания к здоровью работников. Предлагается разработать и принять Федеральный закон «Об основах охраны здоровья и безопасности работников в Российской Федерации», соответствующий приоритетам стратегий национальной безопасности, инновационной экономики, демографической политики и др.

В ы в о д ы. 1. В рамках гармонизации отечественных нормативов с международными стандартами целесообразно принятие международных понятий и терминов в области охраны здоровья работников, таких как «профессиональное заболевание», «болезнь, связанная с работой», «инцидент», «опасное происшествие» и др. по руководству МОТ, а вместо термина «охрана труда» — термин «охрана здоровья и безопасность труда». 2. Для гигиенического обеспечения инновационных технологий нужна нормативная база для оценки и управления профессиональными рисками с переносом акцента с безопасности труда на охрану здоровья работников. 3. Необходима разработка и принятие правового акта, определяющего политику, системы и программы в области охраны здоровья работников, а также функции таких служб.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипов С.А., Пугачев В.А., Посохов И.Н. Перспективы развития медицинской помощи на предприятиях нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера. Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24—26 ноября 2010 г. М.: Дельта, 2010. С. 31—32.

2. ВОЗ. Здоровье работающих: глобальный план действий. 60-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения.

WHA 60.26. 23 мая 2007 г.

3. Выявление и профилактика болезней, обусловленных характером работы. Доклад комитета экспертов ВОЗ. Сер. технич. докладов 714. Женева, 1987.

4. Голикова Т.А. О мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работни-

ков / [Электронный ресурс] / URL: http://www. minzdravsoc.ru/labour/safety/72 (дата обращения: 17 декабря 2011 г.).

5. ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Риск-менеджмент.

Принципы и руководство».

6. Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Чесалин П.В. Медицина труда за рубежом. Международные и национальные документы и практика / Под ред. акад. РАМН Н.Ф. Измерова. М.: «РЕИНФОР», 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Степанян И.В., Чесалин П.В. // Мед. труда. 2011. № 12. С. 6—11.

8. Евлашко Ю.П., Суворова К.О., Чесалин П.В., Савваитова И.И. К вопросу подготовки врача-про-фпатолога. Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-профпатологов. Москва, 24—26 ноября 2010 г. С. 171—172.

9. Котенко К.В., Бушманов А.Ю., Бирюков А.П. Состояние и пути совершенствования работы профпато-логической службы РФ: Материалы IX Всерос. конгр. «Профессия и здоровье» и IV Всерос. съезда врачей-проф-патологов. Москва, 24—26 ноября 2010 г. М.: Дельта,

2010. С. 10—12.

10. Медицина труда. Введение в профессию / Под ред. Н.Ф. Измерова и А.А. Каспарова. М.: Медицина, 2002.

11. Медицина труда и профпатология в Европе: масштабы, функции и задачи / Рус. ред. Н.Ф. Измерова. EUR/ICP/EHBI 02 02 04. Бильтховен, Нидерланды: ЕРБ ВОЗ, 2000.

12. МОТ. Официальный сайт / [Электронный ресурс] / URL: http://www.ilo.org/ilolex/english/ (дата обращения: 18.03.2012).

13. МОТ. Окружающие факторы на рабочем месте: Инструкция МОТ. Женева: Бюро МОТ, 2001 (ISBN 92-2-111628-X).

14. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003.

15. Стрессы и психические нагрузки на рабочем месте. Профилактика их негативных последствий. Концепция Федерации независимых профсоюзов России. М.: Тип.

ФНПР, 2008.

16. Economic impact of occupational safety and health in the member states of the European Union. Bilbao, Spain: European agency for safety and health at work, 1998.

17. Health and Safety at Work etc Act 1974 / [Электронный ресурс] / URL:http://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1974/37/data.pdf (дата обращения: 17 декабря 2011 г.).

18. ILO. Recording and notification of occupational accidents and diseases. An ILO code of practice. Geneva: International Labour Office, 1996.

19. ISO 26000:2010 (Draft) — Руководство по социальной ответственности.

20. The impact of crises on the mental health of workers / [Электронный ресурс] / URL: http://www.issa.int/ News-Events/News2/The-impact-of-crises-on-the-mental-health-of-workers (дата обращения: 17 декабря 2011 г.).

21. Lofstedt R.E. Reclaiming health and safety for all: An independent review of health and safety legislation. Presented to Parliament by the Secretary of State for Work and Pensions by Command of Her Majesty. The Stationery Office Ltd, 2011. 110 pp. / [Электронный ресурс] / URL: http:// www.dwp.gov.uk/docs/lofstedt-report.pdf (дата обращения:

6.04.2012).

22. NFPA 1582. Standard on Comprehensive Occupational Medical Program for Fire Departments. 2007 Ed. National Fire Protection Association (approved as an American National Standard on August 17, 2006). — 72 pp. URL: http://www.nfpa.org/aboutthecodes/AboutTheCodes. asp?DocNum=1582&cookie_test=1

23. Rapport de la commission N. Diricq instituée par l'article L. 176-2 du Code de la Sécurité Sociale (relative à l'évaluation du coût de la sous-déclaration des maladies professionnelles). Juin 2011. 171 pp. / [Электронный ресурс] / URL: http://www.annuaire-secu.com/pdf/rapport-commission-diricq2011.pdf (дата обращения: 6.04.2012).

24. WHO initiative on depression in public health / [Электронный ресурс] / URL: http://www.who.int/ mental_health/management/depression/depressioninph/ en/# (дата обращения: 18 декабря 2011 г.).

Поступила 24.04.12

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Измеров Николай Федотович,

научный руководитель ФГБУ«НИИ МТ» РАМН, академик РАМН. E-mail: niimt@niimt.ru Денисов Эдуард Ильич,

главный научн. сотрудник ФГБУ «НИИ МТ» РАМН, докт. биол. наук, профессор. E-mail: denisov28@yandex.ru Морозова Татьяна Владимировна,

доцент кафедры медицины труда ГОУ ВПО «Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», канд. мед. наук. Email: niimt@niimt.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.