Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ВОЗ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ВОЗ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
186
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ВОЗ) / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА (МОТ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ТРАВМАТИЗМ / ЗДОРОВЬЕ РАБОТНИКОВ / ОХРАНА И МЕДИЦИНА ТРУДА / КОНЦЕПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Шиган Е.Е.

Рассмотрены проблемы реализации глобального плана действий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по охране здоровья работающих, Целевой программы Международной организации труда (МОТ) по охране труда и производственной среды «За безопасный труд», ряда Конвенций МОТ. Обоснованы приоритетные направления государственной политики по сохранению здоровья работающего населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Шиган Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN FEDERATION IMPLEMENTATION OF WHO GLOBAL EFFORTS PLAN ON WORKERS HEALTH CARE

The article deals with problems of implementing global WHO efforts plan on workers health care, Target program of World Labor Organization on work and occupational environment safety «For safe labor», some WLO conventions. The authors justify priority directions of governmental policy on health care for working population in Russia.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ВОЗ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 331.4:614.2

Н.Ф. Измеров, И.В. Бухтияров, Л.В. Прокопенко, Е.Е. Шиган

РЕАЛИЗАЦИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ВОЗ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБНУ «НИИ медицины труда», пр-т Буденного, 31, Москва, Россия, 105275

Рассмотрены проблемы реализации глобального плана действий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по охране здоровья работающих, Целевой программы Международной организации труда (МОТ) по охране труда и производственной среды «За безопасный труд», ряда Конвенций МОТ. Обоснованы приоритетные направления государственной политики по сохранению здоровья работающего населения России.

Ключевые слова: глобальный план действий Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), целевая программа Международной организации труда (МОТ), конвенции МОТ, профессиональный риск, профессиональная заболеваемость, травматизм, здоровье работников, охрана и медицина труда, концепция, государственная политика.

N.F. Izmerov, I.V. Bukhtiyarov, L.V. Prokopenko, E.E. Shigan. Russian Federation implementation of WHO global efforts plan on workers health care

FSBSI «Research Institute of Occupational Health», 31, prosp. Budennogo, Moscow, Russia, 105275

The article deals with problems of implementing global WHO efforts plan on workers health care, Target program of World Labor Organization on work and occupational environment safety «For safe labor», some WLO conventions. The authors justify priority directions of governmental policy on health care for working population in Russia.

Key words: World Health Organization (WHO) global efforts plan, target program of World Labor Organization (WLO), WLO conventions, occupational risk, occupational morbidity, traumatism, workers' health, work safety and industrial medicine, concept, governmental policy.

Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг., принятый 60-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения особо подчеркнул, что здоровье работающих является необходимым предварительным условием повышения производительности и экономического развития, и призвал все го сударства-члены:

— разработать в сотрудничестве с работающими, работодателями и их организациями соответствующую национальную политику и планы реализации Глобального плана действий по охране здоровья работающих и создать соответствующие механизмы их выполнения, мониторинга и оценки;

— предпринимать действия, направленные на обеспечение полного охвата всех работающих, в том числе занятых в неформальном секторе экономики, малом и среднем бизнесе, сельском хозяйстве, а также рабочих-мигрантов и работающих по контрактам лиц, основными мероприятиями и базовыми услугами в области медицины труда в целях первичной профилактики профессиональных и связанных с работой заболеваний и травм;

— обеспечить сотрудничество и совместные действия по линии всех национальных программ, имеющих отношение к охране здоровья работающих, например программ по вопросам профилактики профессиональных болезней и травматизма, инфекционных и хронических болезней, укрепления здоровья, психического здоровья, гигиены окружающей среды и развития систем здравоохранения.

В Глобальном плане действий отмечено, что работающие представляют собой половину общей численности населения всего мира и вносят основной вклад в экономическое и социальное развитие. Их здоровье определяется не только факторами риска, которые присутствуют на рабочем месте, но и социальными и индивидуальными факторами, а также доступом к медико-санитарным услугам.

По данным Международной организации труда (МОТ), каждый день в мире умирает в результате несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой, около 5000 человек, что составляет 2,3 млн случаев в год. Экономические потери от травматизма и заболеваемости, обусловленных трудовой деятельностью, достигают более 4% валового внутреннего продукта мировой экономики.

В Российской Федерации ежегодно погибают более 3,5 тыс. человек в связи с несчастными случаями на производстве, около 12 тыс. человек получают тяжелые травмы, около 75 тыс. человек — легкие, ежегодно регистрируются около 7-8 тыс. профессиональных заболеваний, что сопровождается значительными социальными и экономическими потерями. По расчетам Минздрава России эти потери практически равны планируемому правительством ежегодному приросту объема производства. Несмотря на это, в стране пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя в обеспечении здоровых и безопасных условий труда как важного элемента повышения качества труда.

Безусловно, улучшение охраны здоровья работающих может быть достигнуто только путем организованных и хорошо скоординированных усилий всего общества под руководством правительства и при условии широкого участия работающих и работодателей.

Глобальный план действий касается всех аспектов охраны здоровья работающих и направлен на достижение следующих целей:

— разработку и реализацию инструментов политики в области охраны здоровья работающих;

— охрану и укрепление здоровья на рабочем месте;

— повышение эффективности работы и расширение доступа к службам медицины труда;

— предоставление и распространение фактических данных в интересах действий и практической работы;

— включение компонента охраны здоровья работающих в политику других секторов.

Несомненно, приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья. При этом работники имеют право на полную информированность о потенциальных рисках на рабочих местах и должны быть обучены безопасным приемам ведения работы с точки зрения гигиены труда, что важно для участия их в оценке и управлении рисками. Особое внимание должно уделяться таким категориям трудящихся как работники отраслей с высокими профессиональными рисками для здоровья, молодым и пожилым работникам, беременным женщинам, работающим подросткам, инвалидам, рабочим-мигрантам и работникам здравоохранения.

Необходимо также при разработке стратегии в области охраны здоровья и безопасности на рабочем месте учитывать изменения, которые произошли в современном обществе, в частности:

— изменения демографической ситуации, особенно связанные со старением трудоспособного населения и увеличением в его структуре доли женщин;

— увеличение числа профессий в сферах управления и обслуживания (социальная изолированность, однообразный и монотонный характер работы);

— интенсификация труда, непрогнозируемое рабочее время;

— форм занятости (краткосрочная и частичная занятость);

— увеличение численности работников в малом и среднем бизнесе;

— принуждение и преследования на рабочем месте, появление новых рисков, особенно психосоциального характера.

При разработке национальной политики по безопасности и гигиене труда следует руководствоваться основополагающими принципами, в частности, оценки и борьбы с профессиональными рисками или опасностями в местах их возникновения; развития культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает обучение, подготовку и информацию.

При формировании национальной системы безопасности и гигиены труда должны предусматриваться надлежащие меры защиты для всех работников — это законодательные и нормативные правовые акты, органы или ведомства и механизмы для обеспечения их соблюдения и др., т. е. создание инфраструктуры для проведения национальной политики и национальной программы.

При разработке национальной программы по безопасности и гигиене должны быть сформулированы цели и задачи с учетом заявленных приоритетов, средства и методы их достижения, а также способы оценки достигнутых результатов. Программа придается широкой гласности и по мере возможности утверждается и запускается в действие высшими органами государственной власти.

Ратификация Россией Конвенции МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и отражение ее положений в законодательстве способствуют решению проблем сохранения и укрепления здоровья работающих.

Глобальный план действий по здоровью работающих на 2008-2017 гг. в полной мере согласуется с положениями Конвенции МОТ № 187, а также с Целевой программой МОТ по охране труда и производственной среды «За безопасный труд», основными направлениями которой являются:

— разработка политики и программ профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе эффективного управления профессиональными рисками на рабочих местах;

— расширение мер эффективной защиты жизни и здоровья наиболее уязвимых групп работников, подверженных профессиональным рискам;

— активное содействие органам государственной власти, объединения работодателей и работников в области охраны труда и др.

С позиций медицины труда основой оценки профессиональных рисков являются отечественные принципы и критерии гигиенического нормирования условий труда («Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05 и «Руководство по оценке риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии» Р 2.2.1766-03).

Именно эти критерии должны быть заложены в основу построения механизмов профессионального пенсионного законодательства и страхования работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, сохранения здоровья работающих и их социальных гарантий.

В этой связи возрастает роль системы мониторинга состояния производственной среды и здоровья работающих как составной части социально-гигиенического мониторинга. Повышается значимость специальной оценки условия труда, возникает необходимость в создании баз данных о состоянии здоровья работающих по показателям заболеваемости, инвалидности и

смертности, включая регистр профессиональных заболеваний, т. е. основы для создания системы оценки и управления профессиональными рисками.

В Российской Федерации разработан и принят Министерством здравоохранения План мероприятий по реализации Глобального плана действий ВОЗ по здоровью работающих на 2008-2017 гг., который включает такие положения как:

1. Разработка и внедрение Национальной модели системы службы медицины труда.

2. Совершенствование системы оценки и контроля рисков для здоровья.

3. Совершенствование механизмов первичной профилактики профессиональных заболеваний и связанных с работой болезней и травм.

4. Совершенствование принципов профилактики неинфекционных болезней:

— пропаганда здорового режима, рациона питания и физической активности среди работающих;

— укрепление психического здоровья работников и здоровья семьи.

В рамках реализации дальнейшего социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Минздравом России и Минтрудом России проводится работа по модернизации системы управления охраной труда, в частности:

1. Ратифицирована Конвенция МОТ №187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» и планируется ратифицировать Конвенцию МОТ №161 «О службах гигиены труда».

2. Продолжается работа по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований в сфере охраны труда с законодательством развитых зарубежных стран.

3. Федеральным законом №238-Ф3 от 18.07.2011 в ст. 209 Трудового кодекса РФ введены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками».

4. В 2012 г. принят Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», предусматривающий создание более современных механизмов условий труда.

5. Утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты» (Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 г. №1213 «Об утверждении технического регламента о безопасности СИЗ» с изменениями от 20.12.2010 г.).

Для стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г.

В настоящее время обсуждается «Концепция реформирования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Концепция), раз-

работанная Фондом социального страхования РФ совместно с Минтрудом России и другими ведомствами.

Основная идея Концепции заключается в переносе акцента в расходах Фонда социального страхования РФ с выплат гражданам, получившим повреждение здоровья в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев. Предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предполагается осуществлять путем совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда и повышению эффективности финансового обеспечения предупредительных мер.

В соответствии с действующим законодательством наличие льготы по досрочному назначению пенсии мотивирует работников на выработку полного стажа во вредных и опасных условиях труда, иногда даже вопреки их фактическому состоянию здоровья. В связи с этим, актуален принцип «защиты временем» за счет вывода застрахованного из опасных и (или) вредных условий труда при наличии первичных признаков профессионального заболевания. То есть переход от страхования утраченного заработка застрахованного в связи с установлением стойкой утраты трудоспособности к страхованию утраты заработка в связи с досрочным прекращением работы в условиях с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Общеизвестно, что важнейшим индикатором здоровья общества является состояние здоровья работников, определяющее качество трудовых ресурсов и демографическую ситуацию в стране, производительность труда, величину валового внутреннего продукта (ВВП).

Анализ настоящего состояния здоровья работников в России вызывает особую тревогу. Уровень смертности населения трудоспособного возраста превышает в 4,5 раза аналогичные показатели по Евросоюзу, в 2,5 раза — в развитых странах и в 1,5 раза — в развивающихся. В 2013 г. ожидаемая продолжительность жизни достигла у женщин 76,3 года, а у мужчин превысила 65 лет.

Важнейшей причиной прогрессирующей в стране трудонедостаточности является высокий уровень смертности населения в возрасте от 40 до 60 лет в основном за счет смертности мужского населения трудоспособного возраста (феномен «мужской сверхсмертности») от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия (по данным Росстата коэффициент смертности на тысячу мужчин трудоспособного возраста составил: в 1990 г. — 7,6; 2010 г. — 9,9; 2012 г. — 8,9; 2013 г. — 7,4).

Существенную роль в создавшемся положении играют неблагоприятные условия труда — источники профессионального риска нарушения здоровья работ-

ников различных профессий. Профессиональные риски ухудшают показатели смертности от хронических заболеваний: на 15% от астмы, на 13% от хронических обструктивных легочных заболеваний, на 13% от сердечно-сосудистых заболеваний, на 10% от онкологических заболеваний, на 8% от травм.

За последние годы отмечается существенный рост заболеваемости лиц трудоспособного возраста болезнями сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, нейроэндокринной систем, опорно-двигательного аппарата. В результате около 70% трудового населения России за 10 лет до пенсионного возраста имеют серьезную патологию.

В 2013 г. в России зарегистрировано более 8 тыс. случаев профзаболеваний и отравлений. За период с 2001 по 2013 годы — снижение показателя профессионального заболевания произошло почти на четверть с 2,24 до 1,79 на 10000 работников, что абсолютно не соответствует состоянию условий труда (рис.).

Регистрируемые показатели травматизма на производстве также сокращаются, однако динамика показателей не соответствует состоянию условий и охраны труда на предприятиях.

3 т-

0,5--

01-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-

^-1С<|г<->-фЮЮ[>000\0^-1С<|г<-> ООООООООО'—I'—I'—I'—I

ооооооооооооо

CNC<IC<IC<IC<IC<IC<IC<IC<IC<IC<IC<ICN

Рис. Динамика показателей профзаболеваемости (на 10000 работников) в России за 2001-2013 гг.

В России регистрируемые показатели производственного травматизма ниже, чем в странах Евросоюза в 7-16 раз. При этом травматизм со смертельным исходом, напротив, в России выше, чем в развитых странах (в 3-6 раз). Неадекватное соотношение показателей смертельного и не смертельного производственного травматизма при сравнении со странами Европы свидетельствуют о массовом сокрытии травм легкой и средней тяжести.

Применение методики МОТ оценки достоверности статистики производственного травматизма в странах с несовершенным учетом, адаптированной к условиям и информационной базе страны, показало, что в России риск несчастного случая на производстве, например, в 2010 г., при различных гипотезах может находиться в пределах от 5,8 до 51,5 на 1000 работников, что в 3-25 раз выше по сравнению с официальными данными и указывает на необходимость формирова-

ния комплекса мер, направленных на улучшение ситуации в сфере условий и охраны труда.

В рамках внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками, наряду с осуществляемыми мерами, необходимо усиливать ответственность работодателей за сокрытие несчастных случаев на производстве.

Охрана и укрепление здоровья работающего населения — одна из важнейших проблем современной медицины труда и здравоохранения. Проблема чрезвычайно многогранна и включает, помимо медицинских, социально-экономические, правовые и другие аспекты. Ведущее место в обширной системе лечебно-профилактических мероприятий, включающей новые технические решения, занимает профилактика профессиональной и производственно-обусловленных заболеваний.

Структура и уровни профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и травматизма находятся в прямой зависимости от вредных и неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, адекватно отражая состояние производства.

Анализ текущего состояния дел в области сохранения здоровья работающих в России свидетельствует, что назрела необходимость разработки принципиально новой для России концепции сохранения здоровья работающего населения, основанной на принципах рыночной экономики и системе оценки, контроля и управления профессиональными рисками, ответственности бизнеса за здоровье работающего населения.

Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу разработана в соответствии с п. 2 Глобального плана действий ВОЗ по охране здоровья работающих на период на 2008-2017 гг., принятого на 60-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (резолюция WHA 60.206 от 23 мая 2007 г.), «Декларацией по охране здоровья всего работающего населения», утвержденной резолюцией 49.12 Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1996 г., Конвенцией МОТ №161 «О службах по гигиене труда».

Целью Концепции является сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Концепция носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и направлена на улучшение состояния здоровья, снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России.

Задачами Концепции является разработка и реализация: новых законодательных актов, направленных на улучшение условий и охраны труда; проведение гибкой налоговой политики, призванной стимулировать повышение ответственности работодателей

за эффективность производственной сферы и охраны труда работающих; нарушение санитарного законодательства; медицинский обоснованный допуск к выполнению работ, связанных с воздействием повреждающих факторов; мер по внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями; научно обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками; современных принципов и подходов к социальному страхованию на производстве с учетом классов условий труда, уровня профессиональной заболеваемости и травматизма; научно и экономически обоснованной стратегии по формированию здорового образа жизни, особенно молодежи и трудоспособного населения.

Приоритетными действиями в этом направлении является реализация Концепции «Здоровье работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», включающей в себя следующие ориентиры:

1. В области совершенствования законодательно-правовой базы в сфере технического регламентирования условий труда и развития промышленных технологий, взаимоотношений «работодатель-работник-государство», охраны здоровья работающих и формирования системы медико-социальной защиты работающих и пострадавших на производстве:

— разграничение полномочий и координация функций субъектов управления на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по обеспечению безопасности труда и охраны здоровья работающих;

— формирование системы и методологии технического регулирования в части разработки и применения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению и перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, безопасных для здоровья и жизни работников с учетом минимизации риска причинения вреда;

— разработка организационно-правовых аспектов осуществления социального аудита на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса;

— совершенствование налоговой политики, призванной стимулировать работодателя к проведению мер по повышению эффективности производственной сферы, внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями;

— повышение ответственности работодателя за нарушение санитарного законодательства о допуске к профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью для здоровья, с учетом результа-

тов медицинского освидетельствования, усиление мер по защите работающих от влияния вредных производственных факторов и трудового процесса;

— разработка положения о заключении срочных контрактов при найме на работу в особо вредные условия труда, регламентирующих взаимоотношения работодателя и работника с позиции максимального сохранения здоровья и социальной защиты;

— совершенствование системы компенсаций за работу во вредных и неблагоприятных условиях труда на основе единого подхода к оценке условий труда в соответствии с установленными критериями и классификациями;

— формирование нормативно-правовой базы медико-санитарного обеспечения работающих на различных этапах медико-профилактической помощи с учетом профессиональных и иных рисков, возрастно-стажевых групп работников и организационно-правовых форм предприятий;

— совершенствование правил отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска на основе оценки условий труда, медико-биологических и статистических показателей;

— совершенствование методологии установления скидок и надбавок к тарифам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с учетом условий труда и проведения профилактических мероприятий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— совершенствование системы возмещения ущерба и обеспечения медико-социальной защиты пострадавших на производстве.

2. В области научного и научно-методического обеспечения мер по охране здоровья работающего населения:

— разработка научно обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками с учетом отечественного опыта и современных концепций ВОЗ, МОТ, директив Евросоюза;

— оценка условий работающих, их взаимосвязи с формированием профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

— разработка научно обоснованной стратегии по созданию условий для формирования здорового, социально эффективного образа жизни трудоспособного населения;

— разработка и реализация адекватных медико-организационных технологий по снижению негативного влияния условий труда и характера трудового процесса на здоровье работающих, своевременному выявлению и лечению профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, сохранению трудового потенциала;

— изучение особенностей формирования и течения профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний с учетом доза-эффект зависимостей, производственных факторов, экспозиционных тестов и индивидуальной чувствительности;

— создание системы контроля качества медицинской помощи, подготовка стандартов и клинических

протоколов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пострадавших на производстве с учетом современных клинических технологий, а также проведения экспертизы профпригодности и экспертизы связи заболевания с профессией;

— разработка медико-гигиенических подходов к сохранению репродуктивного здоровья работающих и критериев оценки риска его нарушения;

— разработка физиолого-эргономических аспектов улучшения здоровья работающих и медико-биологических требований к средствам коллективной и индивидуальной защиты;

— научное обоснование рациональных режимов труда и отдыха при односменном, многосменном и вахтово-экспедиционном характерах труда;

— разработка критериев для ограничения времени контакта с неблагоприятными факторами производственной среды;

— разработка порядка проведения медицинской и санаторно-курортной реабилитации, эффективного распределения дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

3. В области создания здоровых и безопасных производственных технологий и условий труда на предприятиях различных отраслей хозяйственного комплекса и формирования контрольно-разрешительной системы на рынке труда:

— реализация комплексной и межведомственной системы мер по улучшению условий и охраны труда, включая вопросы внедрения современных наукоемких и безопасных технологий, повышения эффективности проведения паспортизации предприятий, проведения плановых мероприятий по восстановлению и обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования;

— совершенствование системы государственной экспертизы условий труда, включающей в себя все основные аспекты допуска к производственной деятельности, контроля за влиянием производственных факторов на состояние здоровья работающих;

— усиление предупредительных мер, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках социального страхования от профессиональных рисков;

— унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах путем введения специальной оценки условий труда взамен упраздняемой аттестации рабочих мест.

4. В области сохранения и укрепления здоровья работающих, профилактики общих и профессиональных заболеваний, формирования здорового образа жизни, оптимизации медико-санитарного обеспечения работающих и пострадавших на производстве:

— улучшение качества жизни, включая меры по первичной профилактике заболеваний, обоснованной

профессиональной ориентации, действенной пропаганде здорового образа жизни, рационального питания, физической активности, борьбе с вредными привычками — курением, злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотиков;

— снижение воздействия на организм работающих профессиональных, экологических и иных рисков повышенной заболеваемости, проведение общевосстановительных и общеукрепляющих мероприятий;

— реализация приоритетных программ по профилактике неинфекционных, в том числе профессиональных заболеваний на рабочем месте;

— принятие мер по сохранению репродуктивного здоровья работающих;

— совершенствование организационно-функциональной структуры и форм управления системой медицины труда и приведение ее в соответствие с международными нормами и требованиями с учетом потребности работников реформируемых производств, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности учреждений здравоохранения;

— совершенствование деятельности центров про-фпатологии, других учреждений здравоохранения по оказанию первичной и специализированной медицинской помощи работающим и пострадавшим;

— создание медицинских учреждений нового типа (центров медицины труда, центров профпатологии, центров медико-социальной реабилитации и др.).

5. В области повышения качества жизни на производстве:

— осуществление мер по формированию социально-психологического микроклимата в производственных коллективах, проведению психоэмоциональной разгрузки;

— создание условий для занятий оздоровительной гимнастикой;

— обеспечение работающих, особенно во вредных и опасных условиях труда, рациональным, в том числе лечебным питанием.

6. В области развития социального партнерства в решении проблем охраны и медицины труда, совершенствования системы медико-социальной защиты и социального страхования работающих и пострадавших на производстве:

— развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, органов медицинского и социального страхования, профсоюзов и иных представительных органов работников по решению проблем охраны и медицины труда;

— формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации работающих и пострадавших на производстве, включая:

1) формирование реабилитационной базы для оздоровления работающих (центров здоровья, санаториев-профилакториев, санаторно-курортных учреждений) и совершенствование их деятельности;

2) создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве;

3) формирование системы переобучения иным специальностям лиц, пострадавших на производстве;

— разработка и реализация эффективной социальной защиты работающих подростков, женщин и инвалидов;

— реализация адекватных мер по социальной защите пострадавших с учетом прогноза состояния здоровья и трудоспособности. Формирование системы наиболее эффективной адресной медико-социальной защиты работников и пострадавших на производстве и снижение затрат на возмещение ущерба здоровью, лечение хронических заболеваний.

7. В области информационного обеспечения и подготовки кадров:

— совершенствование системы статистического учета и отчетности в части производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, тру-допотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности;

— осуществление социально-гигиенического мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных объединений и хозяйствующих субъектов;

— формирование Национального регистра профзаболеваний, производственных травм, инвалидизации по этой причине;

— создание банка данных по вопросам охраны труда и здоровья работающих для пользователей различного уровня;

— формирование современной информационной системы по охране труда и здоровью работающего населения;

— разработка и внедрение современных информационных технологий повышения уровня знаний медицинских работников, руководителей хозяйствующих субъектов и специалистов в области охраны труда и техники безопасности, социально- и профессионально-активных групп населения, больных и пострадавших на производстве по вопросам укрепления и сохранения общественного и индивидуального здоровья;

— принятие мер по усилению общественной активности по формированию позитивного отношения к здоровью, повышению информированности работающего населения по вопросам профессиональных вредностей на рабочем месте, профилактики про-

фессиональных заболеваний. Формирование системы общественного здравоохранения с целью сохранения здоровья на рабочих местах.

8. В области финансово-ресурсного обеспечения:

— консолидация бюджетных и внебюджетных финансовых средств для реализации мероприятий по охране и укреплению здоровья работающих;

— координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профсоюзов и иных общественных организаций по привлечению финансовых ресурсов, выделяемых на осуществление мер по укреплению здоровья работающих;

— создание Попечительских советов различных уровней по контролю за эффективностью и социально-экономической результативностью использования финансовых и иных ресурсов;

— разработка отраслевых, региональных, местных инвестиционных проектов по реализации отдельных направлений Концепции «Здоровье работающего населения России на период до 2020г. и дальнейшую перспективу» с привлечением к их обеспечению работодателей, государственных и общественных организаций.

Утверждение и принятие к реализации адаптированной к международным нормам и требованиям Концепции как национальной политики в области охраны здоровья работающих будет способствовать укреплению и сохранению здоровья работающего населения России, решению проблем демографии, повышению качества трудовых ресурсов государства, росту производительности труда, что особенно важно для развития экономики страны, увеличения ВВП.

Поступила 28.07.2015

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Измерое Николай Федотович (Izmerov N.F.);

науч. рук. ФГБНУ «НИИ МТ», проф., академик РАН. E-mail: niimt@niimt.ru. Бухтиярое Игорь Валентинович (Bukhtiyarov IV.);

дир. ФГБНУ «НИИ МТ», д-р мед. наук, проф. E-mail: ivbukhtiyarov@mail.ru. Прокопенко Людмила Викторовна (Prokopenko L.V.);

зам. дир. по науч. работе ФГБНУ «НИИ МТ», д-р мед. наук, проф. Е — mail: niimt@niimt.ru. Шиган Евгений Евгеньевич (Shigan E.E.);

зам. дир. по орг. работе и межд. сотр. ФГБНУ «НИИ МТ», канд. мед. наук. E-mail: shigan-niimt@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.