Научная статья на тему 'Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу'

Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
1217
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / OCCUPATIONAL MORBIDITY / ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / LONGEVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Измеров Николай Федотович, Бухтияров И. В., Прокопенко Л. В.

Представлены основные положения Концепции, которая носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и направлена на улучшение состояния здоровья, снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION CONCEPT OF THE STATE POLICY AIMED AT PRESERVING HEALTH OF RUSSIA WORKING POPULATION UP TO THE YEAR 2020 AND BEYOND

The authors present the main provisions of the concept, which is a comprehensive inter-agency and multi-disciplinary in nature and aimed at improving health, reducing the general and occupational diseases, injuries, reducing labor losses due to illness, disability and premature mortality, increasing life expectancy of the working population of Russia.

Текст научной работы на тему «Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»

4

ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (2И)

УДК614;614.2

КОНЦЕПЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

Н.Ф. Измеров, И.В. Бухтияров, Л.В. Прокопенко ФГБУ «Научно-исследовательский институт медицины труда» РАМН

Представлены основные положения Концепции, которая носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и направлена на улучшение состояния здоровья, снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, уменьшение трудопотерь по болезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России. Ключевые слова: концепция, профессиональная заболеваемость, продолжительность жизни.

N.F. Izmerov, I.V. Bukhtiyarov, L.V. Prokopenko □ IMPLEMENTATION CONCEPT OF THE STATE POLICY AIMED AT PRESERVING HEALTH OF RUSSIA WORKING POPULATION UP TO THE YEAR 2020 AND BEYOND □ FSBI «Scientific-Research Institute of Occupational Medicine» of RAMS

The authors present the main provisions of the concept, which is a comprehensive inter-agency and multi-disciplinary in nature and aimed at improving health, reducing the general and occupational diseases, injuries, reducing labor losses due to illness, disability and premature mortality, increasing life expectancy of the working population of Russia. Key words: concept, occupational morbidity, longevity.

Концепция осуществления государственной политики, направленной на сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу (далее — Концепция), подготовлена в соответствии с п. 2 Глобального плана действий ВОЗ по охране здоровья работающих на 2008—2017 гг., принятого на 60-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (резолюция WHA 60.26 от 23 мая 2007 г.), «Декларацией по охране здоровья всего работающего населения», утвержденной резолюцией 49.12 Всемирной ассамблеи здравоохранения в 1996 г., Конвенцией МОТ № 161 «О службах по гигиене труда».

ВОЗ призывает все государства-члены:

• разработать в сотрудничестве с работающими, работодателями и их организациями соответствующую национальную политику и планы реализации глобального плана действий по охране здоровья работающих и создать соответствующие механизмы и правовые основы их реализации, мониторинга и оценки;

• предпринимать действия, направленные на обеспечение полного охвата всех работающих, в том числе тех, которые заняты в неформальном секторе экономики, малых и средних предприятиях и сельском хозяйстве, а также работников-мигрантов и работающих по контрактам лиц основными мероприятиями и базовыми услугами в области гигиены труда в целях первичной профилактики профессиональных и связанных с работой заболеваний и травм.

Согласно данным ООН, приблизительно 45 % населения мира составляет его рабочую силу. Именно она поддерживает материальную и экономическую основу любого государства, которое целиком зависит от работоспособности этой части населения. Следовательно, здоровье и благополучие работающих являются не только предпосылкой высокой производительности труда, но и имеют огромное значение для устойчивого социально-экономического развития общества.

Важнейший индикатор здоровья общества — состояние здоровья работников, определяющий качество трудовых ресурсов, демографическую ситуацию в стране и производительность труда, а также величину валового внутреннего продукта (ВВП).

Вопросы охраны и укрепления здоровья работающего населения — одна из важнейших проблем медицины труда и здравоохранения. Проблема чрезвычайно многогранна и включает, помимо медицинских, социально-экономические, правовые и другие аспекты. Ведущее место в обширной системе лечебно-профилактических мероприятий занимает профилактика профессиональной и производственно обусловленной патологии.

Целью настоящей Концепции является сохранение здоровья работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Концепция носит комплексный межведомственный и междисциплинарный характер и направлена на улучшение состояния здоровья, снижение общей и профессиональной заболеваемости, травматизма, уменьшение трудопотерь по бо-

СЕНТЯБРЬ №9 (2И) ЗНифО

5

лезни, инвалидности и преждевременной смертности, увеличение средней продолжительности жизни работающего населения России.

В Концепции представлена: реализация государственной социальной политики по охране здоровья работающего населения с комплексом мер — политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических, противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности с минимизацией воздействия вредных и неблагоприятных производственных, экологических, поведенческих и других факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, обеспечение качества и продолжительности активной жизни и трудоспособности; обеспечение безопасности и гигиены труда и здоровья работников в процессе трудовой деятельности на основе повышения ответственности и заинтересованности работодателей за состояние условий и охраны труда; обеспечение гарантий правовой социальной защиты работников от профессиональных рисков; переориентация политики в области охраны труда с сугубо государственной на паритетную с привлечением к ее проведению органов регионального управления экономикой и организаций всех форм собственности; создание экономико-правовых предпосылок развития медицинской социальной сферы и инфраструктуры в области охраны труда, здравоохранения, систем медицинской реабилитации, подготовки и переподготовки кадров; ориентация инвестиционной политики во всех сферах экономики на выполнение требований охраны труда и повышение безопасности и гигиены труда работников.

Задачами Концепции являются разработка и реализация: новых законодательных актов, направленных на улучшение условий и охраны труда, проведение гибкой налоговой политики, призванной стимулировать повышение ответственности работодателей за эффективность производственной сферы и охраны труда работающих, нарушение санитарного законодательства, медицинский обоснованный допуск к выполнению работ, связанных с воздействием повреждающих факторов; мер по внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями; научно обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками; современных принципов и подходов к социальному страхованию на производстве с учетом классов условий труда, уровня профессиональной заболеваемости и травматизма; научно и экономически обоснованной стратегии по форми-

рованию здорового образа жизни, особенно молодежи и трудоспособного населения.

Основные направления действий по сохранению и укреплению здоровья работающего населения исходят из того, что решение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по увеличению валового внутреннего продукта, созданию устойчивой финансово-экономической и ресурсной базы государства возможна лишь при сохранении и укреплении трудового потенциала страны как важнейшей производительной силы общества, определяющей ее национальную безопасность.

Реализация государственной социальной политики в этом направлении предполагает осуществление всего комплекса мер — политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных производственных, экологических, поведенческих и других факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной и иной деятельности населения. Приоритетными действиями в этом направлении является реализация Концепции «Здоровье работающего населения России на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», включающей в себя следующие ориентиры:

1. В области совершенствования законодательно-правовой базы в сфере технического регламентирования условий труда и развития промышленных технологий, взаимоотношений «работодатель-работник—государство», охраны здоровья работающих и формирования системы медико-социальной защиты работающих и пострадавших на производстве:

• разграничение полномочий и координация функций субъектов управления на федеральном, региональном, муниципальном уровнях по обеспечению безопасности труда и охраны здоровья работающих;

• формирование системы и методологии технического регулирования в части разработки и применения требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению и перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ и оказанию услуг, безопасных для здоровья и жизни работников с учетом минимизации риска причинения вреда;

• разработка организационно-правовых аспектов осуществления социального аудита на предприятиях крупного, среднего и малого бизнеса.

• совершенствование налоговой политики, призванной стимулировать работодателя к проведению мер по повышению эффективности произ-

6

ЗНиСО СЕНТЯБРЬ №9 (2И)

водственной сферы, внедрению современных безопасных производственных технологий, улучшению условий и охраны труда, совершенствованию медико-санитарного обеспечения работающих и приведению его в соответствие с потребностью реформируемых производств и международными нормами и требованиями;

• повышение ответственности работодателя за нарушение санитарного законодательства о допуске к профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью для здоровья, с учетом результатов медицинского освидетельствования, усиление мер по защите работающих от влияния вредных производственных факторов и трудового процесса;

• разработка положений о заключении срочных контрактов при найме на работу в особо вредные условия труда, регламентирующих взаимоотношения работодателя и работника с позиции максимального сохранения здоровья и социальной защиты;

• совершенствование системы компенсаций за работу во вредных и неблагоприятных условиях труда на основе единого подхода к оценке условий труда в соответствии с установленными критериями и классификациями;

• формирование нормативно-правовой базы медико-санитарного обеспечения работающих на различных этапах медико-профилактической помощи с учетом профессиональных и иных рисков, возрастно-стажевых групп работников и организационно-правовых форм предприятий;

• совершенствование правил отнесения отраслей экономики к классу профессионального риска на основе оценки условий труда, медико-биологических и статистических показателей;

• совершенствование методологии установления скидок и надбавок к тарифам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний с учетом условий труда и проведения профилактических мероприятий;

• совершенствование системы возмещения ущерба и обеспечения медико-социальной защиты пострадавших на производстве.

2. В области научного и научно-методического обеспечения мер по охране здоровья работающего населения:

• разработка научно обоснованных подходов к оценке здоровья и управлению профессиональными рисками с учетом отечественного опыта и современных концепций ВОЗ, МОТ, директив Евросоюза;

• оценка условий труда работающих, их взаимосвязи с формированием профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

• разработка научно обоснованной стратегии по созданию условий для формирования здорового, социально эффективного образа жизни трудоспособного населения;

• разработка и реализация адекватных медико-организационных технологий по снижению негативного влияния условий труда и характера трудового процесса на здоровье работающих, своевременному выявлению и лечению профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, сохранению трудового потенциала;

• изучение особенностей формирования и течения профессиональных производственно обусловленных заболеваний с учетом доза-эффект-зависимостей, производственных факторов, экспозиционных тестов и индивидуальной чувствительности;

• создание системы контроля качества медицинской помощи, подготовка стандартов и клинических протоколов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пострадавших на производстве с учетом современных клинических технологий, а также проведения экспертизы профпригодности и экспертизы связи заболевания с профессией;

• разработка медико-гигиенических подходов к сохранению репродуктивного здоровья работающих и критериев оценки риска его нарушения;

• разработка физиолого-эргономических аспектов улучшения здоровья работающих и медико- биологических требований к средствам коллективной и индивидуальной защиты;

• научное обоснование рациональных режимов труда и отдыха при односменном, многосменном и вахтово-экспедиционном характерах труда;

• разработка критериев для ограничения времени контакта с неблагоприятными факторами производственной среды;

• разработка порядка проведения медицинской и санаторно-курортной реабилитации, эффективного распределения дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

3. В области создания здоровых и безопасных производственных технологий и условий труда на предприятиях различных отраслей хозяйственного комплекса и формирования контрольно-разрешительной системы на рынке труда:

• реализация комплексной и межведомственной системы мер по улучшению условий и охраны труда, включая вопросы внедрения современных наукоемких и безопасных технологий, повышения эффективности проведения паспортизации предприятий, проведения плановых мероприятий по восстановлению и обновлению основных производственных фондов и технологического оборудования.

• совершенствование системы государственной экспертизы условий труда, включающей в себя все основные аспекты допуска к производственной деятельности, контроля за влиянием

СЕНТЯБРЬ №9 (256) ЗНифО

7

производственных факторов на состояние здоровья работающих;

• усиление предупредительных мер, направленных на предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках социального страхования от профессиональных рисков;

• унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах путем введения специальной оценки условий труда взамен упраздняемой аттестации рабочих мест.

4. В области сохранения и укрепления здоровья работающих, профилактики общих и профессиональных заболеваний, формирования здорового образа жизни, оптимизации медико-санитарного обеспечения работающих и пострадавших на производстве:

• улучшение качества жизни, включая меры по первичной профилактике заболеваний, обоснованной профессиональной ориентации, действенной пропаганде здорового образа жизни, рационального питания, физической активности, борьбе с вредными привычками — курением, злоупотреблением алкоголем и употреблением наркотиков;

• снижение воздействия на организм работающих профессиональных, экологических и иных рисков повышенной заболеваемости, проведение общевосстановительных и общеукрепляющих мероприятий;

• реализация приоритетных программ по профилактике неинфекционных, в том числе профессиональных заболеваний на рабочем месте;

• принятие мер по сохранению репродуктивного здоровья работающих;

• совершенствование организационно-функциональной структуры и форм управления системой медицины труда и приведение ее в соответствие с международными нормами и требованиями с учетом потребности работников реформируемых производств, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности учреждений здравоохранения;

• совершенствование деятельности центров профпатологии, других учреждений здравоохранения по оказанию первичной и специализированной медицинской помощи работающим и пострадавшим;

• создание медицинских учреждений нового типа (центров медицины труда, центров профпа-тологии, центров медико-социальной реабилитации и др.).

5. В области повышения качества жизни на производстве:

• осуществление мер по формированию здорового социально-психологического микроклимата в производственных коллективах, проведению психоэмоциональной разгрузки;

• создание условий для занятий оздоровительной гимнастикой;

• обеспечение работающих, особенно во вредных и опасных условиях труда, рациональным, в том числе лечебным питанием.

6. В области развития социального партнерства в решении проблем охраны и медицины труда, совершенствования системы медико-социальной защиты и социального страхования работающих и пострадавших на производстве:

• развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, органов медицинского и социального страхования, профсоюзов и иных представительных органов работников по решению проблем охраны и медицины труда;

• формирование системы медико-социальной и профессиональной реабилитации работающих и пострадавших на производстве, включая:

1) формирование реабилитационной базы для оздоровления работающих (центров здоровья, санаториев- профилакториев, санаторно-курортных учреждений) и совершенствование их деятельности;

2) создание рабочих мест для использования остаточной трудоспособности пострадавших на производстве;

3) формирование системы переобучения иным специальностям лиц, пострадавших на производстве;

• разработка и реализация эффективной социальной защиты работающих подростков, женщин и инвалидов;

• реализация адекватных мер по социальной защите пострадавших с учетом прогноза состояния здоровья и трудоспособности. Формирование системы наиболее эффективной адресной медико-социальной защиты работников и пострадавших на производстве и снижение затрат на возмещение ущерба здоровью, лечение хронических заболеваний.

7. В области информационного обеспечения и подготовки кадров:

• совершенствование системы статистического учета и отчетности в части производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, трудопотерь вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности;

• осуществление социально- гигиенического мониторинга условий труда и состояния здоровья работающих на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных объединений и хозяйствующих субъектов;

• формирование Национального регистра профзаболеваний, производственных травм, ин-валидизации по этой причине;

• создание банка данных по вопросам охраны труда и здоровья работающих для пользователей различного уровня;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.