Научная статья на тему 'Совершенствование национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда'

Совершенствование национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
470
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ И ГИГИЕНА ТРУДА / ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ / OCCUPATIONAL HYGIENE AND SAFETY / OCCUPATIONAL RISK ASSESSMENT AND MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шур Павел Залманович, Зайцева Н. В., Алексеев В. Б., Шляпников Д. М.

В соответствии с международными документами в области безопасности и гигиены труда оценка и минимизация профессиональных рисков является ключевым инструментом сохранения здоровья работающих. Одним из основных способов ее достижения является минимизация профессиональных рисков. Соответственно инструментом реализации этого способа будет методология анализа профессиональных рисков. В Российской Федерации созданы предпосылки для формирования системы оценки и управления профессиональными рисками. В качестве цели национальной (государственной) политики в области охраны труда в соответствии с конвенциями МОТ можно предложить предупреждение несчастных случаев и повреждений здоровья, возникающих в результате работы или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. Мировой тренд использования методологии оценки и управления профессиональными рисками жизни и здоровью граждан требует совершенствования национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда. Достижение допустимого уровня профессионального риска при формировании национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда может рассматриваться как одна из основных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шур Павел Залманович, Зайцева Н. В., Алексеев В. Б., Шляпников Д. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occupational health risk assessment and management in workers in improvement of national policy in occupational hygiene and safety

In accordance with the international documents in the field of occupational safety and hygiene, the assessment and minimization of occupational risks is a key instrument for the health maintenance of workers. One of the main ways to achieve it is the minimization of occupational risks. Correspondingly, the instrument for the implementation of this method is the methodology of analysis of occupational risks. In Russian Federation there were the preconditions for the formation of the system for the assessment and management of occupational risks. As the target of the national (state) policy in the field of occupational safety in accordance with ILO Conventions it can be offered the prevention of accidents and injuries to health arising from work or related with it, minimizing the causes of hazards inherent in the working environment, as far as it is reasonably and practically feasible. Global trend of using the methodology of the assessment and management of occupational risks to life and health of citizens requires the improvement of national policies in the field of occupational hygiene and safety. Achieving an acceptable level of occupational risk in the formation of national policy in the field of occupational hygiene and safety can be considered as one of the main tasks.

Текст научной работы на тему «Совершенствование национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда»

водственных факторов в развитии ЗНО. Для этого, как минимум, необходимо создание национального регистра лиц, работающих (работавших) в контакте с канцерогенами, продолжение динамического наблюдения за работниками, прекратившими контакт с канцерогенными факторами

Литература (пп. 6-7 см. References)

1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2013 году». М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; 2014.

2. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2007 году» М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотреб-надзора; 2008.

3. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2011 году». М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора; 2012.

4. Ильницкий А.П., Степанов С.А., Пилишенко В.А. Профессионально обусловленная онкологическая заболеваемость в Российской Федерации (анализ проблемы на примере пятилетия (2003-2007 гг.). Опубликовано 05.02.2009. Available at: http://goo.gl/f3GPYd (доступ 02.02.2014).

5. Чиссов В.И., Старинский В.В., Петрова Г.В., ред. Злокачественные новообразования в России в 2011 году (заболеваемость и смертность). М.: ФГБУ «МНИОИ им. П.А. Герцена», Минздрава России; 2013.

Поступила 15.10.14

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.62

Шур П.З., Зайцева Н.В., Алексеев В.Б., Шляпников Д.М.

References

1. State report "On the state sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2013." Moscow: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka; 2014. (in Russian)

2. State Report "On sanitary and epidemiological situation in the Russian Federation in 2007". Moscow: Federal'nyy tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora; 2008. (in Russian)

3. State report "On the state sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2011." Moscow: Federal'nyy tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora; 2012. (in Russian)

4. Il'nitskiy A.P., Stepanov S.A., Pilishenko V.A. Professionally caused cancer incidence in the Russian Federation (the analysis of the problem by the example of five years (2003-2007). Posted 05.02.2009. Available at: http : //goo.gl/f3GPYd (Accessed 02 February 2014). (in Russian)

5. Chissov V.I., Starinskiy V.V., Petrova G.V., eds. Malignant Neoplasms in Russia in 2011 (Morbidity and Mortality) [Zlokachestvennye Novoobrazovaniya v Rossii v 2011 godu (Zabolevaemost' i Smertnost')]. Moscow: FGBU «MNIOI im. P. A. Gertsena», Minzdrava Rossii; 2013. (in Russian)

6. Nelson D., Concha-Barrientos M., Driscoll T., Steenland K., Fingerhut M., Punnett L. et al. The Global Burden of Selected occupational diseases and injury risks: Methodology and Summary. Am. J. Ind. Med. 2005; 48 (6): 400-18.

7. List of Classifications by cancer sites with sufficient or limited evidence in humans, Volumes 1 to 110. Posted 25.07.2014. Available at: http://monographs.iarc.fr/ENG/Classification/ Table4.pdf (Accessed 02 September 2014)

Received 15.10.14

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

ФБУН «ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения», 614045, Пермь

В соответствии с международными документами в области безопасности и гигиены труда оценка и минимизация профессиональных рисков является ключевым инструментом сохранения здоровья работающих. Одним из основных способов ее достижения является минимизация профессиональных рисков. Соответственно инструментом реализации этого способа будет методология анализа профессиональных рисков. В Российской Федерации созданы предпосылки для формирования системы оценки и управления профессиональными рисками. В качестве цели национальной (государственной) политики в области охраны труда в соответствии с конвенциями МОТ можно предложить предупреждение несчастных случаев и повреждений здоровья, возникающих в результате работы или связанных с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде. Мировой тренд использования методологии оценки и управления профессиональными рисками жизни и здоровью граждан требует совершенствования национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда. Достижение допустимого уровня профессионального риска при формировании национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда может рассматриваться как одна из основных задач.

Ключевые слова: безопасность и гигиена труда; оценка и управление профессиональными рисками. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(2): 72-75.

Shur P. Z, Zaitseva N. V, Alekseev V. B, Shlyapnikov D. M. OCCUPATIONAL HEALTH RISK ASSESSMENT AND MANAGEMENT IN WORKERS IN IMPROVEMENT OF NATIONAL POLICY IN OCCUPATIONAL HYGIENE AND SAFETY

Federal Scientific Centerfor Medical and Preventive Health Risk Management Technologies, Perm, Russian Federation, 614045

In accordance with the international documents in the field of occupational safety and hygiene, the assessment and minimization of occupational risks is a key instrument for the health maintenance of workers. One of the main ways to achieve it is the minimization of occupational risks. Correspondingly, the instrument for the implementation of this method is the methodology of analysis of occupational risks. In Russian Federation there were the preconditions for the formation of the system for the assessment and management of occupational risks. As the target of the national (state) policy in the field of occupational safety in accordance with ILO Conventions it can be offered the prevention of accidents and injuries to health arising from work or related with it, minimizing the causes of hazards inherent in the

working environment, as far as it is reasonably and practically feasible. Global trend of using the methodology of the assessment and management of occupational risks to life and health of citizens requires the improvement of national policies in the field of occupational hygiene and safety. Achieving an acceptable level of occupational risk in the formation of national policy in the field of occupational hygiene and safety can be considered as one of the main tasks.

Key words: occupational hygiene and safety; occupational risk assessment and management.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(2): 72-75. (In Russ.)

В России при внедрении концепции риска в гигиену труда исходят из положения, что любой вид труда и жизнедеятельности в производственной и окружающей среде сопряжен с возможностью вредных эффектов для здоровья, количественная оценка которой определяется величиной риска. Этот подход в отличие от парадигмы гигиенического нормирования предполагает наличие остаточного допустимого риска. Допустимость его (приемлемость) определяется социальными, экономическими, нравственными (деонтологическими) критериями и возможностями профилактики [1].

Человеческий капитал рассматривается как главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития. Одним из основных условий его формирования является наличие трудовых ресурсов — части населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Поскольку современный этап развития России характеризуется сокращением предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострением дефицита профессиональных кадров, в первую очередь необходимо принятие законодательных актов, регулирующих вопросы сохранения и рационального использования имеющихся трудовых ресурсов.

Наиболее перспективным направлением развития национального законодательства является его совершенствование на основе принятых на международном уровне документов, в первую очередь Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и Международной организацией труда (МОТ).

ВОЗ утвердила «Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.» [2], который предусматривает оптимизацию оценки и контроля рисков для здоровья, связанных с условиями труда, создание системы первичной профилактики профессиональных факторов риска и болезней, укрепление кадровых, методологических и технологических ресурсов. Этим документом предусмотрена и организация систем эпид-надзора за состоянием здоровья работающих для точного выявления и контроля профессиональных рисков, что подразумевает разработку национальных информационных систем, создание потенциала оценки бремени профессиональных заболеваний, создание системы регистрации случаев воздействия основных факторов риска и пр. В документе отмечено, что «приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья». Именно поэтому проблемам оценки профессионального риска уделено значительное внимание.

Российская Федерация ратифицировала ряд конвенций МОТ. Среди них Конвенция № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», Конвенция № 148 «О защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах» и др.[3, 4]. Генеральным

Для корреспонденции: Шур Павел Залманович, shur@fcrisk.ru.

For correspondence: Shur Pavel, shur@fcrisk.ru.

соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительством Российской Федерации на 2011-2013 гг. предусмотрена ратификация ряда конвенций МОТ, включая Конвенцию № 161 «О службах гигиены труда» (в английском оригинале «О службах медицины труда») [5].

В связи с выбранным в стране курсом на гармонизацию отечественных и международных норм трудового права и стандартов, в Конституции и Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) закреплено положение о приоритете норм международного права, проводится работа по ратификации конвенций МОТ и их введению в законодательство.

По проведенному Э.И. Денисовым [6] сравнительному анализу нормативно-правовых актов РФ и требований Конвенции № 161, степень соответствия законодательства России международным рекомендациям составляет всего лишь 15%, соответствует частично по 50% пунктам, не соответствует по 35%.

Для задач сохранения существующих трудовых ресурсов необходимо в возможно короткие сроки завершить процесс ратификации Конвенции МОТ № 161 и дополнить отечественное законодательство соответствующими нормами. Нельзя не согласиться с академиком РАН Н.Ф. Измеровым, что для гигиенического обеспечения инновационных технологий нужна нормативная база для оценки и управления профессиональным риском с переносом акцента с безопасности труда на охрану здоровья работников. Создание такой базы будет в полной мере определять политику, систему и программы действия в области охраны здоровья работников, соответствовать положениям «Глобального плана действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.» и основам национальной политики в области охраны здоровья работающих. Положения международных конвенций о труде могут способствовать созданию эффективных механизмов межсекторальной координации деятельности, осуществлению необходимого финансирования и мобилизации ресурсов на цели охраны и укрепления здоровья работающих. Наличие такой базы может стать одним из условий обеспечения системного перевода российской экономики в режим инновационного развития на следующем этапе социально-экономического развития страны.

В настоящее время в Российской Федерации основные направления государственной политики в области охраны труда зафиксированы в ТК РФ. Однако в связи с тем, что цель государственной политики в этом документе не зафиксирована, существует диссонанс с положениями Конвенции № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде». Так, в ТК РФ (ст. 210) основные направления государственной политики в области охраны труда охватывают только аспекты охраны труда, без учета положений Конвенции № 155 в области гигиены труда. В Конвенции рекомендована необходимость предупреждения повреждений здоровья, связанных с работой, тогда как в ТК РФ рассматриваются только профессиональные заболевания и несчастные случаи.

Не отражены в ТК РФ такие направления политики в области безопасности и гигиены труда, как приспособление механизмов, оборудования, рабочего времени, организации труда и трудовых процессов к физическим

и психическим свойствам трудящихся, гигиеническая оценка использования и обслуживания материальных элементов труда (рабочих мест, производственной среды, инструментов, механизмов и оборудования, химических, физических и биологических веществ и агентов, трудовых процессов).

Актуальность гармонизации законодательства Российской Федерации с ратифицированными конвенциями МОТ определяет настоятельную необходимость приведения национального законодательств в соответствие с ратифицированными международными правовыми актами, а в перспективе и с находящимися в процессе ратификации.

Как в «Глобальном плане действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг.», так и в конвенциях МОТ, ключевая роль в достижении поставленных целей по сохранению здоровья работающих отводится гигиене труда, а в сфере гигиены труда наибольшее внимание уделяется оценке и управлению профессиональными рисками. При этом приоритет должен отдаваться первичной профилактике профессиональных рисков для здоровья. В Конвенции № 161 «О службах гигиены труда» в функциях служб гигиены труда на первое место выведено «выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте».

В Российской Федерации законодательно закреплено понятие профессионального риска как вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору. Это определение не в полной мере соответствует общераспространенным представлениям о риске для здоровья, предполагающим необходимость при оценке риска одновременного учета вероятности воздействия и тяжести его последствий. Более корректно определение «риск» трактуется в нормативно-методических документах как «сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба» [8].

Видимо, разночтения в понимании термина профессионального риска явились одной из причин того, что до сих пор не сформулированы цель политики в области безопасности и гигиены труда и способы ее достижения.

В качестве цели национальной (государственной) политики в области охраны труда в соответствии с конвенциями МОТ можно предложить предупреждение несчастных случаев и повреждений здоровья, возникающих в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде.

Одним из основных способов ее достижения является минимизация профессиональных рисков. Соответственно инструментом реализации этого способа будет методология анализа профессиональных рисков.

В Российской Федерации созданы предпосылки для формирования полноценного методического обеспечения оценки и управления профессиональными рисками. Наиболее полно методические подходы, которые целесообразно использовать при оценке риска формирования болезней, связанных с работой, описаны в документах, созданных в НИИ медицины труда РАМН под руководством акад. Н.Ф. Измерова [8, 9].

Эти подходы предполагают последовательное выполнение идентификации опасности, оценку экспозиции (условий труда), априорную оценку профессионального риска с предварительным его категорированием (априорная оценка), оценку степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой по дан-

ным эпидемиологических исследований, классификацию риска. Решение задач идентификации опасности и в определенной мере оценки экспозиции могут быть выполнены в рамках реализации Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Полноценная оценка экспозиции требует дополнения полученных сведений об условиях труда информацией, полученной в ходе производственного контроля, а в ряде случаев и специальных исследований. Гигиеническую оценку степени причинно-следственной связи нарушений здоровья с работой необходимо выполнять на базе материалов периодических медицинских осмотров, физиологических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также эпидемиологических данных. В рамках этого этапа необходимо использовать результаты анализа профессиональной заболеваемости, данных периодических медосмотров, углубленного изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, недожития, смертности и других социально-значимых показателей здоровья работников, в том числе репродуктивного, а также здоровья их потомства по специально разработанным программам. Характеристика риска предполагает на основе обобщения предыдущих этапов классификацию степени профессионального риска.

В настоящее время развитие методологии анализа риска, связанного с воздействиями разнородных факторов опасности, позволяет проводить количественную оценку риска здоровью с использованием математических моделей, в том числе описывающих эволюцию риска [10, 11]. Это в соответствии в концепцией ненулевого риска дает возможность количественного определения уровня допустимого профессионального риска. Однако до настоящего времени этот вопрос остается открытым. Принятие уровня допустимого профессионального риска является политической декларацией, поскольку помимо гигиенических аспектов, этот уровень зависит от социально-экономических параметров развития государства и ряда других аспектов (технических, этических и пр.). При формировании национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда достижение допустимого уровня профессионального риска может рассматриваться как одна из основных задач. Следует отметить, что наличие количественных параметров допустимого профессионального риска здоровью позволяет совершенствовать систему гигиенического нормирования условий труда и создает предпосылки для разработки гигиенических нормативов с использованием критериев допустимого риска здоровью работающих (occupational risk-based standards).

Формирование и реализация национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда — задача комплексная, требующая участия ряда государственных структур в тесном взаимодействии с представителями общественных организаций, обеспечивающими интересы работающих.

Одним из основных направлений государственной политики в области безопасности и гигиены труда является развитие законодательной базы федерального и территориального уровней, разработка целевых федеральных, территориальных и ведомственных программ улучшения условий и охраны труда, государственное управление безопасностью и гигиеной труда, государственный надзор (контроль) за безопасностью и гигиеной труда.

В ходе такого сотрудничества необходимо избегать дублирования полномочий и функций, возложенных на органы государственного управления. Так, органы, осуществляющие государственную политику и норматив-

но-правовое регулирование в сфере труда целесообразно наделить полномочиями в области безопасности труда. Они должны включать: определение порядка проведения государственной экспертизы условий труда; методики специальной оценки условий труда; разработку классификатора вредных и(или) опасных производственных факторов, видов экономической деятельности по классам профессионального риска; порядок технической оценки условий труда и уровня профессионального риска; положения о системе управления профессиональными рисками травматизма; разработку типового перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда, приводящих к снижению уровней профессиональных рисков; разработку технических мер по снижению профессионального риска, правил по охране труда и типовых инструкции по охране труда, стандартов безопасности труда, а также другие полномочия в сфере охраны труда.

К полномочиям органов, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере здравоохранения, допустимо было бы отнести установление порядка и организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров; индивидуальную экспертизу профессиональных болезней и болезней, связанных с работой; разработку перечня медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ; установление порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности; организацию и осуществление медицинской помощи при профессиональных заболеваниях; медико-биологическую оценку воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также другие полномочия в сфере охраны здоровья работающих.

В сфере гигиены труда полномочиями органов, осуществляющих функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, могут быть координация деятельности федеральных и территориальных органов исполнительной власти в области гигиены труда; участие в разработке основных направлений государственной политики в этой области; санитарно-эпидемиологический надзор; санитарно-эпидемиологическое нормирование в области гигиены труда; информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в области гигиены труда; разработка порядка осуществления производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований; разработка порядка и методов гигиенической оценки профессионального риска заболеваний, связанных с работой; разработка санитарно-гигиенических мер по снижению профессионального риска, профилактике нарушений здоровья, связанных с работой; разработка положения о системе управления профессиональными рисками нарушений здоровья, связанных с работой.

В качестве общественных организаций, обеспечивающих интересы работающих и работодателей, логично было бы рассматривать их профессиональные союзы и объединения.

Учитывая актуальность проблемы сохранения трудовых ресурсов, целесообразным является создание отдельного документа о стратегии национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда, направлении и способах ее достижения, зоны ответственности государственных органов власти и общественных объединений. В соответствии с международными документами для предупреждения несчастных случаев и повреждений здоровья, возникающих в ре-

зультате работы, в ходе ее или связанных с ней, приоритетным направлением политики является минимизация профессиональных рисков травматизма и нарушений здоровья, связанных с работой.

Таким образом, мировой тренд использования методологии оценки и управления профессиональными рисками жизни и здоровью граждан требует совершенствования национальной политики в области гигиены и обеспечения безопасности труда. Разработка ее основных положений с учетом требований международных организаций может способствовать устойчивому социально-экономическому развитию нашего государства.

Литер атур а

1. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность: Пособие для последипломной подготовки врачей. М.: Медицина; 2002.

2. Всемирная организация здравоохранения. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 гг. ВОЗ; 2007.

3. Конвенция Международной организации труда № 187. Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда. Женева; 2006.

4. Конвенция Международной организации труда № 148. О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах. Женева; 1977.

5. Конвенция Международной организации труда № 161. О службах гигиены труда. Женева; 1991. Available at: URL: http://www. conventions.ru/view_base.php?id=336 (дата обращения: 15.08.2014).

6. Денисов Э.И. Концепции ВОЗ и МОТ по охране здоровья работников. Семинар SANOFI PASTEUR 19.04.2013 г. Available at: nopm. sharepoint.com/Documents/Денисов.pdf

7. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Морозова Т.В. Охрана здоровья работников: гармонизация терминологии, законодательства и практики с международными стандартами. Медицина труда и промышленная экология. 2012; 8: 1-7.

8. Р 2.2.1766-03. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. М.: 2003.

9. P 2.2.2006 - 05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. М.: 2005.

10. Зайцева Н.В., Шур П.З., Май И.В., Кирьянов Д.А. Методические подходы к оценке интегрального риска здоровью населения на основе эволюционных математических моделей. Здоровье населения и среда обитания. 2011; 10: 6-9.

11. Зайцева Н.В., Трусов П.В., Кирьянов Д.А. Концептуальная математическая модель накопления нарушений функций организма, ассоциированных с факторами среды обитания. Медицина труда и промышленная экология. 2012; 12: 40-5.

Поступила 15.10.14

References

1. Izmerov N.F., Kasparov A. A. Occupational Medicine. Introduction to the Speciality: Guidebook for Post-graduate Medical Training [Meditsina Truda. Vvedenie v Spetsial'nost': Posobie Dlya Poslediplomnoy Podgo-tovki Vrachey ]. Moscow: Meditsina; 2002. (in Russian)

2. World Health Organization. Global Plan of Action on Workers' Health 2008-2017. WHO; 2007. (in Russian)

3. ILO Convention № 187. Promotional Framework for Occupational Safety and Health. Zheneva; 2006. (in Russian)

4. ILO Convention № 148. Working Environment (Air Pollution, Noise and Vibration). Zheneva; 1977. (in Russian)

5. ILO Convention № 161. Occupational Health Services. Zheneva; 1985. Available at: URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=336 (Accessed 15 August 2014). (in Russian)

6. Denisov E.I. WHO and ILO concepts on occupational safety. Workshop SANOFI PASTEUR 19.04.2013 г. Available at: nopm.sharepoint.com/ Documents/Denisov.pdf. (in Russian)

7. Izmerov N.F., Denisov E.I., Morozova T.V. Workers' health protection: harmonization of terms, legislation and practical aspects with international standards. Medicina Truda i PromyshlennayaEkologiya. 2012; 8: 1-7. (in Russian)

8. G. 2.2.1766-03. Guidelines on occupational risk assessment for workers' health. Organizational andmethodological aspects, principles and criteria. Moscow; 2003. (in Russian)

9. G. 2.2006-05. Health assessment guide for work environment and labour factors. Criteria and classification of working conditions. Moscow; 2005. (in Russian)

10. Zayceva N.V, Shur P.Z., May I.V, Kir'yanov D.A. Approaches to the assessment of integrated health risk population based on evolution of mathematical models. Zdorov'eNaseleniya i Sreda Obitaniya. 2011; 10: 6-9. (in Russian)

11. Zayceva N.V., Trusov P. V., Kir'yanov D.A. Mathematical concept model of accumulation of functional disorders associated with environmental factors. Meditsina Truda i Promyshlennaya Ekologiya. 2012; 12: 40-5. (in Russian)

Received 15.10.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.