Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ'

ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / МЕДИЦИНА ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КАУЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Денисов Эдуард Ильич, Прокопенко Людмила Викторовна, Степанян Иван Викторович, Чесалин Павел Васильевич

Рассмотрены вопросы управления профессиональными рисками с учетом новых документов. Введение понятий риска и управления им в Трудовой кодекс РФ отражает изменение форм охраны и медицины труда. Возрастает роль врача по гигиене труда и врача-профпатолога при проведении аттестации рабочих мест и медицинских осмотров работников. Предложено совершенствование управления профессиональными рисками введением блока прогнозирования и каузации на основе информационных технологий, что позволит объединить системы аттестации рабочих мест и медицинских осмотров и повысить эффективность профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Денисов Эдуард Ильич, Прокопенко Людмила Викторовна, Степанян Иван Викторович, Чесалин Павел Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AND METHODICAL ASPECTS OF OCCUPATIONAL RISK MANAGEMENT

Legal and methodical aspects of occupational risk management (ORM) are considered with account of new official documents. Introduction of risk and risk management notions into Labor Code reflects 6 ISSN 1026-9428. Медицина труда и промышленная экология, № 12, 2011 the change of forms of occupational health and safety. The role of hygienist and occupational medicine professionals in workplace conditions certification (WCC) and periodical medical examinations (PME) is strengthened. The ORM could be improved by introducing the block of prognosis and causation based on IT-technologies that could match systems of WCC and PME thus improving the effectiveness of prophylactics.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ»

17. Приказ № 83 от 16 августа 2004 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при проведении которых проводятся предварительные и ПМО (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)». М., 2004.

18. Приказ № 90 от 14 марта 1996 г. «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». М., 1996.

19. Профессиональный риск для здоровья работников: Руководство / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003.

20. Раннее выявление признаков нарушения здоровья, вызванного профессиональными вредностями. Женева,

1977.

21. Рослая Н.А. // Материалы VIII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». М., 2009. С.

421—422.

22. Саноцкий И.В. // Гиг. труда. 1987. № 8. С. 1—4.

23. Шепелин О.П. // Там же. 1988. № 12. С. 34—

37.

24. Широков В.А., Бахтерева Е.В. // Материалы VII Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье».

М.: ООО «Графикон», 2008. С. 340—343.

25. Early Detection of Occupational Diseases. Geneva,

1986.

Поступила 10.11.11

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Разумов Владимир Валентинович,

зав. кафедрой профпатологии ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, докт. мед. наук, профессор. E-mail: [email protected]

Семенов Александр Геннадьевич,

врач-профпатолог отделения профпатологии МЛПУ «Городская клиническая больница № 1». Тел.: (3843) 79-68-12.

Сенина Людмила Петровна,

врач-профпатолог отделения профпатологии МЛПУ «Городская клиническая больница № 1». Тел. (3843) 79-68-12.

Станкевич Наталья Геннадьевна,

врач-профпатолог отделения профпатологии МЛПУ «Городская клиническая больница № 1», канд. мед.

наук. Тел.: (384-3) 79-68-12.

УДК 613.62:001.18

Э.И. Денисов1, Л.В. Прокопенко1, И.В. Степанян2, П.В. Чесалин3

ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

1 Учреждение Российской академии медицинских наук «НИИ медицины труда РАМН», Москва; 2 Учреждение Российской академии наук «Институт машиноведения им. А.А. Благонравова РАН», Москва; 3 ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», Москва

Рассмотрены вопросы управления профессиональными рисками с учетом новых документов. Введение понятий риска и управления им в Трудовой кодекс РФ отражает изменение форм охраны и медицины труда. Возрастает роль врача по гигиене труда и врача-профпатолога при проведении аттестации рабочих мест и медицинских осмотров работников. Предложено совершенствование управления профессиональными рисками введением блока прогнозирования и каузации на основе информационных технологий, что позволит объединить системы аттестации рабочих мест и медицинских осмотров и повысить эффективность профилактики.

Ключевые слова: медицина труда, профессиональный риск, управление профессиональными рисками, прогнозирование, каузация, профессиональные заболевания.

E.I. Denisov1, L.V. Prokopenko1,1.V. Stepanian2, P.V. Chesalin3. Legal and methodical aspects of occupational risk management.

1RAMS Institute of Occupational Health, Moscow.

2RAN A.A. Blagonravov Institute of Mechanical Engineering, Moscow.

3Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow.

Legal and methodical aspects of occupational risk management (ORM) are considered with account of new official documents. Introduction of risk and risk management notions into Labor Code reflects

the change of forms of occupational health and safety. The role of hygienist and occupational medicine professionals in workplace conditions certification (WCC) and periodical medical examinations (PME) is strengthened. The ORM could be improved by introducing the block of prognosis and causation based on IT-technologies that could match systems of WCC and PME thus improving the effectiveness of prophylactics.

Key words: occupational health, occupational risk, occupational risk management, prognosis, causation, work-related diseases.

В РФ согласно Конституции (ст. 7) охраняются труд и здоровье людей, а ст. 37 провозглашает: «...Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены., а также право на защиту от безработицы».

В последние годы в связи с курсом на инновационное развитие и вступлением в ВТО усиливаются процессы интеграции России в мировую экономику, в частности, в законодательство России вводятся нормы международного трудового права.

Президент РФ Д.А. Медведев 6 апреля 2011 г. на совещании по вопросам улучшения условий труда заявил, что это «одна из важнейших составляющих модернизации нашей экономики в целом... Считаю необходимым ускорить внедрение современной системы управления профессиональными рисками» [5].

Цель работы — рассмотреть правовые и методические вопросы управления профессиональными рисками (УПР) с учетом новых нормативных правовых документов в области охраны и медицины труда и на основе информационных технологий.

Правовые основы охраны и медицины труда. В России медицина труда (МТ) является составной частью охраны труда (ОТ) — системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство по ОТ основано на Конституции РФ (1993), Трудовом кодексе (ТК) РФ, федеральных законах «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ (1998), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (1999) и др. и указах Президента РФ. В их развитие издан ряд правовых нормативных документов: постановления Правительства РФ, приказы Минздравсоцразвития России, система

государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, государственных стандартов безопасности труда и др.

В Конституции и ТК РФ закреплено положение о приоритете норм международного права, в стране выбран курс на гармонизацию с международными стандартами. Проводится работа по ратификации конвенций Международной организации труда (МОТ). В 2011 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ № 187 « Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», которая предусматривает разработку национальной политики, системы и программы в этой области. На 2011—2013 гг. [1] намечена ратификация ряда других конвенций МОТ, в том числе Конвенции № 161 «О службах гигиены труда» (1985), что ставит вопрос о замене служб ОТ на службы гигиены (медицины) труда (здесь и далее курсив наш — Авт.). Реализуется Глобальный план действий ВОЗ по охране здоровья работающих на 2008—2017 гг. [3].

Профессиональный риск и управление рисками. В 2011 г. в ТК РФ внесены определения терминов «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Профессиональный риск (ПР) — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору. УПР — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней ПР. Цель — переход от реагирования на несчастные случаи и профзаболевания к УПР. Инструментами УПР являются приказы Минздравсоцразвития России по аттестации рабочих мест (АРМ) и медицинским осмотрам работников (ПМО).

В ТК РФ в 2009 г. введено понятие «стандарты безопасности труда» (СБТ) с критериями и нормативами, утверждаемыми Правительством РФ с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Это укрепит правовые основы УПР, а критерии и нормы в СБТ могут быть гармонизированы с международными. В целом действующая в стране система охраны здоровья

работников соответствует рекомендациям МОТ, согласно которым мониторинг МТ включает мониторинг рабочей среды и мониторинг здоровья работников [3]. Но есть и отличия: «перекос» в сторону технической безопасности, а не медицины труда. Проблема ПР в МТ методически проработана детально [7, 8], рассмотрены некоторые аспекты УПР [2, 4], есть разработки по прогнозированию [6], но с появлением новых официальных документов возникают и новые вопросы.

Работы по ОТ. Указом Президента РФ от 24 января 2011 г. № 86 «О единой национальной системе аккредитации» на Минэкономразвития России возложены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере аккредитации. Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация», определены три вида услуг, в том числе проведение АРМ. В настоящее время нет обязательной сертификации организации работ по ОТ; стоит вопрос о замене сертификации механизмом подтверждения соответствия работодателем организации работ по ОТ государственным нормативным требованиям ОТ. Такую услугу смогут оказывать саморегулируемые организации, члены которых проходят аккредитацию. Цель — оказание услуг по ОТ, включая оценку ПР, аудит условий труда и др. [9].^

Новый Порядок проведения АРМ. Система АРМ сложилась в стране за последние 10 —15 лет [9]. В 2011 г. Минздравсоцразвития России Приказом № 342н ввело с 1 сентября с. г. новый порядок проведения АРМ. В нем сделаны уточнения административного характера относительно Порядка по приказу № 569 от 29 ноября 2007 г. К сожалению, исключена важная цель «оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника ..., контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда.». Это ослабляет возможность УПР в пользу констатации ПР для целей компенсаций. В сводной ведомости по результатам АРМ указаны 4 класса условий труда, а не 7, как предусмотрено Руководством Р 2.2.2006—05, что резко обедняет оценку ПР.

Более того, приказом Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г № 918н «О внесении изменений в Приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 28 мая

2001 г. № 176» из санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания (отравления) исключены оценки по классам условий труда для всех вредных факторов. Это затрудняет количественную оценку степени вредности и установление связи заболевания с работой. Следует отметить, что эти «усовершенствования» не обсуждались в кругах специалистов.

При проведении АРМ оценку соответствия условий труда гигиеническим нормам выполняют по Руководству Р 2.2.2006—05. Документ уникален в мировой практике, он содержит количественные критерии априорного ПР по вредным факторам условий труда.

К сожалению, упомянутые приказы № 342н и № 918н Минздравсоцразвития России ухудшают объективную оценку ПР, а также затрудняют установление связи нарушений здоровья с работой, что может снизить выявляемость профзаболеваний, которая и так ниже, чем в странах Евросоюза до 17 раз [3]. Это выхолащивает профилактическую суть УПР и ставят под вопрос эффективность системы АРМ для защиты здоровья работника.

Критерии профессионального риска. Руководство Р 2.2.1766—03, гармонизированное с документами ООН, ВОЗ и МОТ, определяет санитарно-эпидемиологические требования к оценке ПР, которую выполняют при осуществлении государственного санэпиднадзора, производственного контроля, соцгигмониторинга. Результат оценки ПР — вероятность нарушений здоровья с учетом их тяжести и связи с работой. По весомости доказательств по критериям GHS (ООН, 2003) результаты подразделяют на категории: подозреваемый риск (по данным АРМ), предполагаемый (то же, дополненные данными литературы) и доказанный (по данным АРМ и ПМО). Это важно для принятия обоснованных решений при УПР. Документ соответствует мировому уровню, его следует шире применять на практике.

Пути совершенствования АРМ. По данным Минздравсоцразвития России [9], в стране около 1200 организаций оказывают услуги по ОТ, в том числе проводят АРМ. Аттестация официально на треть, а по существу, более чем наполовину — гигиеническая оценка условий труда. Практика показывает, что, несмотря на сертификацию и предполагаемую аккредитацию этих организаций, они часто дают формальные результаты из-за отсутствия специалистов гигиенического профиля. Необходимо изменять систему АРМ, введя в состав комиссий пред-

ставителей местных органов Роспотребнадзора или технической инспекции профсоюзов или предусмотрев согласование с ними результатов АРМ. К аттестующей организации при её аккредитации должно предъявляться требование наличия не менее половины врачей, лицензированных по гигиене труда.

Оценка ПР — не столько измерение параметров вредных факторов, сколько оценка опасностей для здоровья данного работника, ведь цель аттестации — аттестовать не рабочее место, а условия труда работника. Это предполагает знание основ анатомии, физиологии, гигиены, эргономики, профпатологии и других медицинских дисциплин; пример — АРМ женщины-работницы активного репродуктивного возраста, планирующей беременность. Нельзя поручать оценку ПР инженерам, экономистам и др., прошедшим лишь краткое обучение; нужны и дипломированные врачи-гигиенисты.

В целом в стране действует система АРМ; её совершенствование возможно при участии специалистов по гигиене труда, эргономике, физиологии труда, токсикологии в рамках перестройки служб ОТ в службы МТ по Конвенции МОТ № 161. Это позволит не только фиксировать неблагополучие, но и разрабатывать меры профилактики для каждого работника.

Качество рабочих мест. По мнению Президента РСПП А.Н. Шохина, это один из основных факторов состояния ОТ. По данным Росстата, доля выработавшего свой ресурс парка машин и оборудования составляет примерно 20 %. Стратегическая задача — как можно больше устаревших рабочих мест вывести из оборота путем модернизации или ликвидации: примерно треть из 7 —10 млн «плохих» рабочих мест в течение ближайших лет и создание 750—800 тысяч постоянных рабочих мест в год [11].

МПО работников: правовые, этические и технические аспекты. По постановлению Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 лицензированию подлежат следующие виды медицинской деятельности в области МТ: а) предварительные и периодические МО, б) экспертиза профессиональной пригодности, в) экспертиза связи заболевания с профессией. ПМО работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предусмотрены ст. 213 ТК РФ.

Следует отметить, что с 8 ноября 2011 г. вступил в силу новый приказ (взамен приказов Мин-здравмедпрома России от 14.03.1996 № 90 и Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83) — Приказ Минздравсоцразвития России

от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.

Медосмотры — основа профилактики [7, 8]. На практике при их проведении упор часто делается на профотбор и профпригодность, а не на профилактику. В ТК РФ первые два понятия вообще отсутствуют, а есть понятие «медицинские противопоказания», реализованное в приказе № 302н. Это правовое рассогласование необходимо устранить, учитывая «Техническое и этическое руководство по медицинским осмотрам» (МОТ, 1998) [3]. В нём, как и в Конвенции МОТ № 161, принципом является не отбор пригодных, а адаптация работы к возможностям каждого работника. Эта проблема будет становиться все острее по мере старения рабочей силы и нарастания демографических проблем в стране.

В отечественном законодательстве нет четкого разграничения медосмотров для защиты здоровья работника и защиты безопасности и здоровья населения. В частности, ТК РФ в ст. 212 возлагает на работодателя обязанность по обеспечению безопасных условий и ОТ — недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных ПМО, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ в ст. 34 содержит нормы, не отвечающие требованиям международного трудового права. В частности, медосмотры для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не разграничены с профилактическими медосмотрами, проводимыми для предупреждения профессиональных заболеваний у работников. Норма о дополнительных показаниях к проведению медосмотров по усмотрению органов местного самоуправления делает практику осмотров бесконтрольной. И, наконец, требование о том, что «работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе» распространена на два принципиально разных случая, как указано

выше, что совершенно недопустимо. Необходимо внести коррективы в упомянутые законы во избежание возможной дискриминации по полу, возрасту и здоровью работника.

В стране около 1200 организаций, оказывающих услуги по ОТ и лишь около 60 центров профпатологии (ЦП); имеется всего около 700 сертифицированных врачей-профпатологов, в медосмотрах участвуют около 4000 врачей-специалистов. По данным ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ЦП оснащены в среднем на 27,3 % относительно рекомендуемого стандарта и лишь по 14 из 45 позиций. По приказу Минздравсоцразвития России № 233н от 23 марта 2011 г. в стандарте оснащения для ЦП нет аудиометра, хотя нейросенсорная тугоухость составляет, по данным ЦП, около 37 %. Необходимо приборное оснащение и усиление профпатологической службы.

Международный опыт и стандарты. По принципу ВОЗ и МОТ каждому должна быть предоставлена возможность активно участвовать в работе без риска причинения вреда здоровью и работоспособности [3, 8]. При этом этические проблемы решают на основе «Международного кодекса этики для специалистов по медицине труда» (1СОН, 2002). Эти положения МОТ, ВОЗ и 1СОН могут служить основой для совершенствования охраны здоровья работников с учетом обеспечения их занятости.

В странах ЕС при приоритете здоровья над безопасностью, руководителем службы медицины труда обычно является врач-профпатолог, который набирает команду врачей соответствующих специальностей и инженеров по вентиляции, акустике и т.п. с учетом характера рисков в данной организации [3].

Этим же духом пронизана Конвенция МОТ № 161, где по статье 1 на службы гигиены труда «возложены в основном профилактические функции и ответственность за консультирование работодателя, работников и их представителей на предприятии по вопросам: 1) требований относительно создания и поддержания безопасности и здоровой производственной среды, которая будет содействовать оптимальному физическому и психическому здоровью в связи с трудовым процессом; 2) приспособления трудовых процессов к способностям работников с учетом состояния их физического и психического здоровья».

Тем самым путь совершенствования мониторинга медицины труда — внедрение документов МОТ. С учетом российских реалий необходимо возрождение МСЧ и их взаимодействие со службами ОТ при опережающем развитии служб

МТ. Это возможно в рамках Национальной программы «Здоровье» и государственно-частного партнерства для кадрового и материального усиления служб МТ.

Новый стандарт ИСО 31000:2009 [12] поможет организациям управлять рисками. Он не обязателен к сертификации; внедряя стандарт, организация может сравнить свою практику управления рисками с международным опытом. Опубликовано также руководство ИСО 73:2009 Словарь терминов управления рисками, которое дополняет ИСО 31000 списком терминов и определений по управлению рисками.

Роль прогнозирования и каузации нарушений здоровья в УПР. Система медосмотров действует в стране десятки лет; в последние годы развивается АРМ. Эти две системы зародились в разных ведомствах и действуют независимо, но их разобщенность снижает эффективность профилактики. Введение в ТК РФ концепции УПР подталкивает их к объединению, возможная основа — прогнозирование и каузация нарушений здоровья как элемент обратной связи при УПР.

В отечественной МТ разработана методология ПР. Она позволяет прогнозировать вероятность заболеваний от основных факторов риска на работе, а также оценивать степень связи с работой заболеваний, выявляемых при ПМО. Звенья прогнозирования и каузации принципиально важны для УПР, так как они обеспечивают количественные оценки априорного и апостериорного рисков с гигиенической и клинической сторон. Сравнение расчетных (по данным АРМ) и фактических (по данным ПМО) уровней мор-бидности — профзаболеваний (ПЗ), болезней, связанных с работой (БСР), и общесоматических болезней (ОБ) — позволяет оценить действенность обеих ветвей объединенной системы и настраивать их.

В настоящее время с помощью прогностических моделей [6] по стандартам ИСО и данным литературы можно рассчитывать вероятность развития около 3/4 ПЗ от шума, вибрации, микроклимата и др., ряда болезней сердечно-сосудистой, нервной систем и др., БСР, а также количественно оценить степень профессиональной обусловленности заболеваний, выявляемых при ПМО, классифицировать их по принадлежности к 3 категориям — ПЗ, БСР или ОБ [10].

Эти методические разработки НИИ МТ РАМН реализованы в виде пакета компьютерных программ в Электронном интерактивном директории-справочнике «Оценка профессионального риска», размещенного в Интернете по

адресу http://neurocomp.ru/cgi-bin/opr/oipr/ start.py. Он предназначен для дистанционного консультирования работодателей и работников, специалистов по медицине труда (гигиенистов и профпатологов), врачей МСЧ и ЛПУ, специалистов по охране труда организаций, специалистов Роспотребнадзора, Рострудинспекции, ФСС РФ, органов исполнительной власти, преподавателей, студентов и др.

Таким образом, объединение систем АРМ и ПМО с введением блока прогнозирования и каузации — реальное направление совершенствования УПР.

В ы в о д ы. 1. Концепция профессионального риска и управления им приобрела правовой статус на уровне Трудового кодекса РФ, что отражает новые формы охраны здоровья и безопасности труда на рабочем месте. 2. С учетом гармонизации отечественных подходов и нормативов с международными стандартами возрастает роль врача по гигиене труда и врача-профпатолога при проведении аттестации рабочих мест и медицинских осмотров работников. 3. Перспективным направлением совершенствования управления профессиональными рисками является введение блока прогнозирования и каузации на основе применения информационных технологий. Это позволит, объединив системы аттестации рабочих мест и медосмотров, повысить обоснованность управленческих решений и эффективность профилактики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011 — 2013 гг. / [Электронный ресурс] / http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/12081629/ (Дата обращения: 7 ноября 2011 г.).

2. Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Сивочалова О.В. Профессиональный риск: терминология, управление, предложения по гармонизации. — Гигиенические и медико-профилактические технологии управления рисками здоровью населения в промышленно развитых регионах: материалы научно-практич. конф. с междунар. участием / Под общ. ред. акад. РАМН Г.Г. Онищенко, чл.-кор. РАМН Н.В. Зайцевой. Пермь, 2010. С. 10—14.

3. Денисов Э.И., Прокопенко Л.В., Чесалин П.В. Медицина труда за рубежом. Международные и национальные документы и практика / Под ред. акад. РАМН Н.Ф. Измерова. М.: РЕИНФОР, 2010.

4. Измеров Н.Ф., Денисов Э.И., Молодкина Н.Н. // Мед. труда. 1998. № 3. С. 1—5.

5. Медведев Д.А. Вступительное слово на совещании по вопросам улучшения условий труда рабочих 6 апреля 2011 г. / [Электронный ресурс] / URL: Ьир://президент. рф/news/10828 (Дата обращения: 7 ноября 2011 г.).

6. Прогнозирование воздействия вредных факторов условий труда и оценка профессионального риска для здоровья работников: Методические рекомендации. Утв. Научным советом № 45 «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» РАМН 9 ноября 2010 г. М.: НИИ МТ РАМН, 2010.

7. Профессиональный риск. // Российская энциклопедия по медицине труда / Гл. ред. Н.Ф. Измеров. М.: ОАО «Медицина», 2005.

8. Профессиональный риск для здоровья работников (Руководство) / Под ред. Н.Ф. Измерова и Э.И. Денисова. М.: Тровант, 2003.

9. Сафонов А.Л. // Вестн. НИИ труда и соц. страхования. 2011. № 1 (6). С. 27—30.

10. Статистическая оценка связи нарушений здоровья с работой (СОС). Денисов Э.И., Степанян И.В., Чели-щева М.Ю. Свидетельство о гос. регистрации программ

для ЭВМ № 2011610345 от 11.01.2011 г.

11. Шохин А.Н. Тезисы выступления Президента РСПП на совещании у Президента РФ Д.А. Медведева по вопросам улучшения условий труда 5 апреля 2011 г. / [Электронный ресурс] / URL: http://рспп.рф/viewpoint/ view/53 (Дата обращения: 7 ноября 2011 г.).

12. ISO 31000:2009 Risk management — Principies and guideiines.

Поступила 09.11.11

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Денисов Эдуард Ильич,

главный научн. сотрудник Учреждения Российской академии медицинских наук «НИИ медицины труда РАМН», докт. биол. наук, профессор. E-mail: [email protected] Прокопенко Людмила Викторовна,

зам. директора по научной работе Учреждения Российской академии медицинских наук «НИИ медицины труда РАМН», докт. мед. наук, профессор. E-mail: [email protected] Степанян Иван Викторович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ст. научн. сотрудник Учреждения Российской академии наук «Институт машиноведения им. А.А. Благо-нравова РАН», канд. техн. наук. E-mail: skwwwks@ gmaii.com Чесалин Павел Васильевич,

доцент ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», канд. мед. наук. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.