Научная статья на тему 'Глобализация туристического сектора в России'

Глобализация туристического сектора в России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
424
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СЕКТОРЕ УСЛУГ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК УСЛУГ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Селиванова Светлана Игоревна

Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития российского туристического сектора в условиях глобализации и интеграции. Даны современные понятия глобализации. Выделены основные признаки глобальной экономики. Приведены основные тенденции мирового развития. Определяются положительные и отрицательные стороны глобализации. Систематизирован классификационный перечень секторов услуг. Рассмотрена глобализация в сфере услуг. Выявлены системы государственного регулирования торговыми услугами. Определяются меры, используемые государством для защиты внутреннего рынка. Представлены возможности развития экономики России посредством образовательного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION OF TOURIST SECTOR IN RUSSIA

The arguments proving the necessity of Russian tourist sector development in conditions of globalization and integration are presented. The modern notions of globalization are given. The fundamental indications of global economy are allocated. The principal trends of global development are represented. The positive and negative aspects of globalization are defined. The classified list of service sectors is systematized. Globalization in service area is considered. The state system of trade services control are revealed. The measure used by the state for home market protection are defined. The possibilities for Russian economy development by means of educational tourism are presented.

Текст научной работы на тему «Глобализация туристического сектора в России»

УДК 338.48-021.311(470+571)

СИ. Ливанова ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО

СЕКТОРА В РОССИИ

Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие необходимость развития российского туристического сектора в условиях глобализации и интеграции. Даны современные понятия глобализации. Выделены основные признаки глобальной экономики. Приведены основные тенденции мирового развития. Определяются положительные и отрицательные стороны глобализации. Систематизирован классификационный перечень секторов услуг. Рассмотрена глобализация в сфере услуг. Выявлены системы государственного регулирования торговыми услугами. Определяются меры, используемые государством для защиты внутреннего рынка. Представлены возможности развития экономики России посредством образовательного туризма.

Ключевые слова: глобализация, процесс глобализации, интеграция, интернационализация хозяйства, экономические отношения, глобализация в секторе услуг, глобализация туристических услуг, глобальный рынок услуг.

Sve«ana SeHvanova GLOBALIZATION OF TOURIST SECTOR IN RUSSIA

Annotation. The arguments proving the necessity of Russian tourist sector development in conditions of globalization and integration are presented. The modern notions of globalization are given. The fundamental indications of global economy are allocated. The principal trends of global development are represented. The positive and negative aspects of globalization are defined. The classified list of service sectors is systematized. Globalization in service area is considered. The state system of trade services control are revealed. The measure used by the state for home market protection are defined. The possibilities for Russian economy development by means of educational tourism are presented.

Keywords: globalization, globalization process, integration, economy internationalization, economic relation, globalization in services sector, tourist services globalization, global services market.

Процесс глобализации на современном этапе развития общества стал одной из ведущих тенденций и даже закономерностью развития человечества [2]. Глобализация выражается во взаимосвязи стран и народов мира, несмотря на все различия в уровне развития, культуре, религии, исторических традициях. Чтобы эффективно использовать современные достижения человечества и избегать возникающие в настоящее время опасности, каждое государство стремится найти рациональные программы своего развития и войти в глобализирующийся мир.

Под термином глобализация понимают интенсивную интеграцию рынков услуг, товаров и капиталов. Глобализация обеспечивает быстрое развитие международной торговли, нарастающую экспансию транснационального капитала, ускорение развития и интеграции финансовых рынков [1]. Глобализация - это развитие дружественных и деловых отношений между различными государствами благодаря трансграничному движению товаров и услуг, увеличению разнообразия, объема, качества предлагаемых продуктов и распространению новых видов технологий [4].

Наиболее точно процесс глобализации определил российский исследователь Ю.В. Шишков: Глобализация экономики не просто продолжение или ускорение многовекового процесса интернационализации хозяйственной жизни и расширение сферы действия, а переход мирового экономического пространства в качественно новое состояние [6]. Ю.В. Шишков отмечает следующие признаки глобализации экономики:

1) мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему.

2) всемирные экономические отношения приобретают роль ведущих, а внутристрановые отношения вынуждены приспосабливаться к глобальной экономике.

© Селиванова С.И., 2014

3) глобализация ведет к размыванию и обесцениванию регулирующих функций национального государства, таким образом у правителей нет возможности защитить отечественную экономику от внешних воздействий.

В.И. Пантин приводит основные тенденции мирового развития [3].

1. Глобальный демографический переход. Из-за демографического перехода возникают неуправляемые потоки глобальной миграции, что приводит к упадку одних государств и возвышению других. Любая нестабильная обстановка в мире может негативно сказаться на развитии образовательного туризма.

2. Ускорение информационных, технологических, финансовых, экономических, социальных и культурных процессов. Может как негативно, так и положительно сказаться на развитии образовательного туризма. Благодаря появлению новых технологий, позволяющих передать информацию или дезинформацию, путешественник может получить образование, а также осмотреть достопримечательности регионов дистанционно. В то же время турист может выбрать страну, в которой он сможет получить образование согласно нужным критериям.

3. Общая дестабилизация мирового порядка. Дестабилизация мирового порядка может привести к возникновению конфликтов в мировой политике, что негативно скажется на туристическом потоке.

4. Экономическое и политическое усиление стран востока. Для выбора образовательного тура более предпочтительными могут оказаться Китай, Япония, Индия в связи с тем, что туризм и образование в данных странах в настоящее время значительно привлекательнее для инвестиций и соответственно качество предоставляемых услуг более высокое.

5. Границы между внутренней и внешней политикой разных стран становятся относительными. Данная тенденция может положительно сказаться на образовательном туризме. К примеру, развитие отношений внутри европейского союза дает туристу право беспрепятственно путешествовать внутри стран, входящих в евро зону. Это помогает путешественнику получать образование в одной стране и беспрепятственно путешествовать по странам, входящим в экономическое и политическое объединение, узнавая их культуру и знакомясь с достопримечательностями.

Количественное накопление тенденций интернационализации хозяйственной жизни вывело мировую экономику на качественно новый уровень развития взаимосвязанности и взаимозависимости национальных хозяйств. Важно отметить, что границы между национальными экономиками понижаются из-за расширения рыночных пространств до масштабов мирового хозяйства. Динамика развития рынков товаров, капитала, услуг, информации неравномерная. Это напрямую зависит от особенностей национальной экономики и от того, что современные рынки модифицированы в глобальном масштабе. Заграничная и внешнеэкономическая деятельность транснациональных корпораций, внешнеэкономическая деятельность государств, а также внешнеторговая политика являются движущими силами глобализации. Участие в процессе глобализации - необходимое условие эффективной и успешной деятельности для всех сфер деятельности.

В.А. Лось, А.Д. Урсул, Ф.Д. Демидов рассматривают положительные и отрицательные стороны глобализации.

Положительные стороны.

1. «Человекоцентризм». Глобализация как процесс улучшения качественных показателей человеческого развития. Образовательный туризм может послужить одним из шагов в развитии личности.

2. Взаимосвязь культур. Глобализация как процесс социокультурной интеграции различного типа при сохранении в той или иной мере их национальной идентификации. Западные и восточные культуры имеют свою специфику, процесс глобализации позволяет различным культурам видеть

общие элементы, отбрасывая в стороны сложившиеся стереотипы. Глобализация смягчает противоречия, связанные с реализацией как западного, так и восточного путей развития.

3. Планетарная информатизация. Всеобщее распространение информационных потоков как выражение глобализации социоприродных систем. Глобализация реализуется в условиях развития и становления информационного общества, в рамках которого именно информационные процессы определяют социокультурную динамику. При этом информационная глобализация способствует разрешению ряда общечеловеческих проблем, в том числе связанных:

- с открытостью информационного обмена между цивилизациями различного типа и уровня развития;

- с расширением познавательных возможностей личности и свободой научных разработок и исследований;

- с объединением локального и регионального пространства в сравнительно единую глобальную информационную систему.

4. Управляемость мирового сообщества. Повышение статуса международных организаций в решении общечеловеческих проблем.

Отрицательные стороны.

1. Абсолютизация вестернизации. Воплощение западных стереотипов как социокультурное обоснование глобализации рассматривается в качестве наиболее эффективной формы мирового развития. Глобализация не должна базироваться на западных стереотипах, а должна учитывать национально-региональную специфику.

2. Раскол цивилизации. Глобализация расширяет и интенсифицирует процесс расслоения стран мирового сообщества. «Богатые богаче, бедные - беднее».

3. Социально-демографический разрыв. Усиление специфики демографической ситуации в развитых и развивающихся регионах.

4. Обострение экологической ситуации.

5. Социокультурная дифференциация, разрыв в уровнях мирового и регионального развития.

6. Обострение цивилизационной конфликтности.

7. Культурная унификация. Расширение процесса утраты национальной идентичности.

Следует вывод, что глобализация - сложный процесс. Однако правильная оценка глобальных

изменений поможет человечеству изменить жизнь к лучшему. С позиции мирохозяйственного развития особенно важна интенсификация обмена нематериальными ценностями, рост масштабов и ускорение международного обмена в сфере передовых технологий, производственного опыта, организационно-управленческих моделей. Немалые выгоды от глобализации получают потребители услуг, поскольку расширяются возможности выбора; под давлением конкурентов снижаются цены, улучшается качество сервиса, появляется множество его новых видов.

Глобализация в секторе услуг принесла иной масштаб и новое качество интернационализации хозяйственной жизни: привела к появлению новых рынков, новых их участников, новых форм и областей их рыночного взаимодействия, роста взаимных интересов и противоречий между ними, потребовала создания новых институциональных и транснациональных структур для обустройства глобализирующейся хозяйственной жизни. Появление услуг на международных рынках торговли ускорило становление процесса глобализации экономики и торговли. Увеличивается число участников рынка, возрастают объемы и разнообразие услуг и т.д. На сегодняшний день во внешнеэкономическом обороте услуги выступают в качестве самостоятельных объектов.

Классификационный перечень секторов услуг [5]:

1) деловые услуги;

2) услуги в области связи и передачи информации;

3) строительные и связанные с ними инжиниринговые услуги;

4) дистрибьюторские услуги;

5) образовательные услуги;

6) услуги, связанные с защитой окружающей среды;

7) финансовые услуги;

8) услуги, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением;

9) туризм и услуги, связанные с путешествиями;

10) услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий;

11) транспортные услуги;

12) прочие услуги, не включенные в иные секторы.

Глобализация в сфере туристических услуг потребовала модернизации транспортной инфраструктуры, изменения технологий, развития экономических связей с другими странами, создания механизма регулирования туристических услуг.

В настоящее время одной из перспективной отраслью международной специализации России может стать образовательный туризм. Достопримечательности, культурные особенности, природные ресурсы привлекают все больше и больше туристов в нашу страну. Образовательный туризм - один из видов туристического сектора, который получил наибольшее развитие по всему миру. Благодаря его конкурентоспособности по сравнению с прочими видами туристических услуг образовательный туризм пользуется устойчивым спросом в зарубежных странах.

Россия имеет достаточно убедительные глобальные конкурентные позиции на рынке образовательных услуг. Обладая хорошей инфраструктурой, богатой историей и культурой, лучшей образовательной базой в мире, разнообразной климатической средой и самой протяженной территорией, Россия имеет естественное преимущество в развитии образовательного туризма на своей территории. Последовательное развитие образовательного туризма в регионах России приведет нашу страну к процветанию и существенному обогащению за счет приезжающих туристов.

Динамичный и устойчивый рост российской экономики, наметившийся в течение последнего десятилетия, способствует накоплению капитала, создает достаточно прочную финансовую, корпоративную и производственно-технологическую базу для формирования отечественных транснациональных компаний, для масштабного расширения их зарубежной производственной и коммерческой деятельности. Новые российские компании все шире трансформируются в ТНК, уже прочно входят в международные многонациональные структуры, превращаются в активных игроков на глобальном рынке международного бизнеса [1].

Между тем интенсивный рост торговли услугами вызвал многосторонние переговоры о международно-правовом регулировании сферы услуг. Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС) предусмотрено предоставление режима наибольшего благоприятствования для услуг и поставщиков услуг в отношении любой меры, охватываемой этим соглашением. Предметом международных соглашений в сфере международной торговли услугами являются обязательства государств по обеспечению этой торговли в целях ее расширения при одновременном обеспечении экономической безопасности государств-участников. Ранее международная торговля отдельными видами услуг регулировалась двусторонними соглашениями или отраслевыми межгосударственными соглашениями и документами, действующими в рамках интеграционных объединений.

На внутригосударственном уровне международная торговля услугами регулируется посредством административного, таможенного, финансового, налогового и иного законодательства. Оно устанавливает правовые режимы торговли услугами, статус лиц, осуществляющих поставку услуг, условия доступа услуг и их поставщиков на внутренний рынок, принципы расчетов и т.д. Общеприняты

системы государственного регулирования торговли услугами посредством лицензирования, сертификации, аккредитации, подтверждения образовательного и квалификационного статуса производителей, разного рода ограничения на перемещение рабочей силы и потребителей услуг. Государство использует такие защитные меры, как количественные ограничения импорта услуг, лицензирование, тарифы, дискриминационные налоги, специальные процедуры оформления паспортов и виз и т.д.

Таким образом, глобальный рынок услуг отличается крайней сложностью. В ряде крупных отраслей довольно высока степень государственного участия или регулирования, при этом велики различия между странами в масштабах, формах и механизмах государственного воздействия. В большинстве секторов российской сферы услуг наблюдается низкая конкурентоспособность. Недостаточное использование современных видов деловых, информационных, профессиональных услуг не дает России повысить эффективность экономики. Вследствие чего следует развивать образовательный туризм в Российской Федерации с целью развития общества, построения взаимосвязи различных культур и ускорения планерной информатизации. Это позволит России повысить эффективность экономики и поднять престиж государства на международном уровне, также государство составит рациональные программы своего развития и сможет войти в глобализирующийся мир.

Библиографический список

1. Баранов В.Д. Глобализация российской экономики: внешнеторговый аспект: монография / В.Д. Баранов. -М.: Изд - во РАГС, 2010. - 284 с.

2. Лось В.А. Глобализация и переход к устойчивому развитию: монография / В.А. Лось [и др.]. - М.: Изд -во РАГС, 2009. - 316 с.

3. Пантин В.И. Мировые циклы и перспективы России в первой половине XXI века: основные вызовы и возможные ответы / В.И. Пантин. - Дубна: Феникс+, 2009. - 432 с.

4. Милинчук Е.С. Глобализация рынка туристических услуг: особенности проявления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourlib.net (дата обращения: 04.07.2014)

5. Генеральное соглашение по торговле услугами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru (дата обращения: 09.07.2014)

6. Шишков Ю.В. Глобализация экономики - закономерный продукт индустриализации информатизации [Электронный ресурс]. - http://www.rassianglobalclub.com/gw_02_08b.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.