ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2016. № 3
Л.П. Воронкова, А.М. Полозова*
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
L.P. Voronkova, A.M. Polozova
GLOBALIZATION OF INTERNATIONAL TOURISM AS A FACTOR OF INTERNATIONAL RELATIONS
В статье рассматривается роль международного туризма в развитии международных отношений в условиях глобализации.
Ключевые слова: международный туризм, глобализация, туристский рынок, международные отношения.
In article considers a role of the international tourism in development of the international relations in the conditions of globalization.
Keywords: international tourism, globalization, tourist market, international relations.
Туризм как особый социальный и культурный феномен возник только в индустриальный период жизни человечества. В первую очередь туризм — это деятельность людей, направленная на решение рекреационных задач. Но вместе с тем современный туризм охватывает и влияет на мировые экономические, гуманитарные и политические процессы. Будучи тесно связанным с тенденциями экономического развития, туристский рынок очень активно реагирует на изменения в мировой экономике на разных уровнях. Туризм стал одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики в мире. В настоящее время объем туристического бизнеса равен или даже превосходит экспорт нефти, продуктов питания или автомобилей. Туризм стал одним из ведущих игроков в международной торговле и одним из основных ресурсов дохода для многих стран1. Он неизбежно оказывает влияние на жизнь местного населения, его культуру и бытовое поведение, а в ряде стран стимулирует переход
*Воронкова Людмила Петровна — докт. филос. наук, профессор, советник декана ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]. Полозова Анна Михайловна — преподаватель ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
!World Tourism Organization UNWTO. URL: http://www2.unwto.org/content/why-tourism (дата обращения: 11.09.2016).
от традиционного уклада жизни к постиндустриальному. Кроме того, туризм влияет на культуру стран, отправляющих туристов. В современном туризме можно выделить особый его вид — культурный туризм, подразумевающий погружение в незнакомую культуру и пребывание в ней с целью ее освоения.
В Манильской декларации по мировому туризму говорится, что «туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений»2. Принятие международных нормативных документов по туризму имеет ряд базовых целей, среди которых можно отметить координирование планов международных туристских потоков, осуществление обмена информацией о международных неправительственных организациях, связях и состоянии туристского рынка как в рамках мировой, так и региональной экономики, уточнение правил условий взаимодействия и др. Помимо внутригосударственных социально-гуманитарных функций (повышение уровня жизни населения, познавательная, образовательная, оздоровительно-рекреационная и др.) туризм занимает одно из ведущих мест в мировой экономике. В ряде стран он стал основной статьей национального дохода, что зачастую делает его весомым рычагом влияния в международных отношениях.
В результате развития предоставления туристских услуг возникла огромная индустрия туризма, базис которой составляют коммерческие организации, реализующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса, что в свою очередь предполагает активное развитие международных отношений.
Международный туристический бизнес, с одной стороны, предоставляет значительную часть потребляемых населением услуг, носящих специфический социально-рекреационный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, изучение исторических и культурных ценностей, участие в культурных мероприятиях, занятия спортом и др. С другой стороны, он обеспечивает платформу для международных отношений в сфере бизнеса с учетом не только экономической, но и социальной и гуманитарной составляющих. Таким образом, туризм сочетает в себе социальную, гуманитарную, экономическую, воспитательную и эстетическую стороны, в основе которых лежит межкультурное взаимодействие.
К современным факторам глобализации международного туризма относятся мирное политическое сосуществование населения на большей
2Манильская декларация по мировому туризму (Извлечения). Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. URL: http://www.rostourunion.ru/proekty_v_rst/megdunarodnye_pravovye_akty/ manil_skaya_deklaraciya_po_mirovomu_turizmu_izvlecheniya.html (дата обращения: 29.11.2016).
части планеты, рост общественного благосостояния, совершенствование уровня общественного сознания, экономическое развитие, улучшение демографической ситуации за счет повышения качества жизни. В настоящее время международный туризм в глобальном обществе фактически становится основой глобального стиля жизни.
Глобализация повлияла на происходящие в туризме процессы так же, как и на другие сферы экономики. Одной из ее характерных черт является кооперация государств и социальных организаций в экономической, политической, культурной и других сферах. Глобализационные процессы в сфере международного туризма проявляются в расширении интернациональных экономических связей в туристическом производстве, росте интернационализации факторов туристического производства, распространении транснациональных корпораций в туристическом бизнесе, а также сопровождаются обострением конкурентной борьбы, растущим числом поглощений и слияний компаний, внедрением сторонних компаний и объединений.
Первые десятилетия XXI в. продемонстрировали уверенный рост международного туризма. По данным Всемирной туристской организации (UNWTO), международные туристские потоки стабильно растут (рисунок).
Положительная динамика позволяет специалистам ЮНВТО строить прогнозы на долгосрочную перспективу. Так, они полагают, что с 2025 г. международные туристские прибытия составят не менее 1734,06 млн человек. Это приведет к возрастанию роли международного туризма.
Вопрос о перспективах развития международного туризма поднимается практически на всех международных конференциях и находит отражение в соответствующих документах ведущих международных и нацио-
1400
1200
1000
800
600
400
200
0
Международные туристские прибытия, 1995—2015 гг., млн человек
Источник: Барометр ЮНВТО за январь 2016. URL: UNWTO World Tourism Barometer January 2016 Excerpt (дата обращения: 29.11.2016)
нальных туристских организаций. Сегодня туристские услуги предлагают около 150 стран мира, каждая из которых имеет свой национальный колорит и стремится создать привлекательный туристский имидж, но по-настоящему позиционироваться на международном рынке международного туризма государства могут только объединенными усилиями.
На протяжении последних десятилетий международный туризм проявил себя как сфера межкультурных отношений, как способ общения людей с миром. Целью международного сотрудничества является продвижение туристского продукта на мировом рынке и формирование общего туристского пространства. Развитие туризма предполагает все большую активизацию и внедрение новых форм сотрудничества государств и общественных организаций разного уровня. Это породило необходимость взаимодействия различных государств в сфере туризма на международном уровне, развития сотрудничества между государствами с целью улучшения международной обстановки в целом. Поскольку для развития международного туризма необходимы мирное сосуществование, поддержка международных и национальных организаций, то появляется возможность использовать туризм в качестве инструмента политического воздействия.
Международные туристические связи являются одной из форм международных отношений, активно влияют на политику государств мира. Туризм обладает потенциалом воздействия на международный престиж отдельных государств, на их внешнеполитический имидж.
В целом можно сделать вывод о том, что, несмотря на то что государства контролируют туристские потоки и используют свое влияние в качестве рычага международного воздействия, туризм и туристская деятельность позитивно влияют на все сферы социальной жизни и международные отношения на всех уровнях. Основными задачами государства являются развитие и поддержание въездного туризма на своей территории, для чего необходимо разработать четкие принципы политики в области туризма, сформировать благоприятные условия и дружественную окружающую среду для туризма, создать привлекательный образ страны с учетом исторических, региональных, культурных особенностей. Международное сотрудничество должно строиться на обеспечении доступности участия каждой страны в туристских мероприятиях. Практика международных отношений свидетельствует о том, что туризм является стимулом развития внешнеэкономических, политических, социально-гуманитарных и культурных отношений, поэтому большинство стран заинтересовано в развитии международного сотрудничества в сфере туризма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
World Tourism Organization UNWTO. URL: http://www2.unwto.org/content/ why-tourism
Манильская декларация по мировому туризму (Извлечения). Принята Всемирной конференцией по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. URL: http://www.rostourunion.ru/proekty_v_rst/ megdunarodnye_pravovye_akty/manil_skaya_deklaraciya_po_mirovomu_turizmu_ izvlecheniya.html
Отчет Всемирной туристской организации (UNWTO) за январь 2016 г. URL: http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2016_01.pdf