ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
УДК 070:338.48 DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(2).194-200
Ягодкина Вера Михайловна
доктор экономических наук, профессор, кафедра журналистики и экономики СМИ, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]
Vera M. Yagodkina
Dr. in Economics, Professor, Department of Journalism, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin Str., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Кондратьева Юлия Андреевна
магистрант, кафедра журналистики и экономики средств массовой информации, Байкальский государственный университет экономики и права,
664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected] Yulia A. Kondrateva
postgraduate student, Department of Journalism, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin Str., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕМИРНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РОССИЙСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрено освещение деятельности Всемирной туристической организации (ЮНВТО) в российских электронных СМИ. Предлагается гипотеза, что российские СМИ не уделяют достаточного внимания взаимодействию ЮНВТО и России. Объектом исследования являются электронные версии СМИ за 2014 г. Сделан краткий обзор событий 2014 года, позитивно и негативно повлиявших на туристический бизнес и на российский туризм в целом. По итогам анализа публикаций авторы делают вывод, что, взаимодействие ЮНВТО и России происходит только на уровне встреч руководителя Ростуризма с представителями организации. Авторы обращают внимание на развитие туризма в Иркутской области и констатирует, что публикаций по этой теме за 2014 г. найдено не было, несмотря на рост потока иностранных и российских туристов в Иркутский регион и на Байкал. Сделан вывод о недостаточности внимания СМИ к названным вопросам, хотя проблемы туризма тесно связаны с политическими и экономическими проблемами, о которых должно знать общество.
© Ю. А. Кондратьева, В. М. Ягодкина, 2015
ISSN 2308-6203
Ключевые слова. Всемирная туристическая организация (ЮНВТО), взаимодействие ЮНВТО и России, освещение деятельности международных организаций в СМИ.
Информация о статье. Дата поступления 30 января 2015 г.; дата принятия к печати 17 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 20 апреля 2015 г.
ACTIVITY THE WORLD TOURIST ORGANIZATION IN RUSSIAN ONLINE MASS MEDIA
Abstract. The article is about activity of UNWTO in Russian online mass media. There is an assumption that Russian mass media do not pay enough attention to interrelationship of UNWTO and Russia. The target of research is online mass media in 2014. There is a brief overview on events of 2014 positively or negatively influencing Russian travel business and Russian tourism at all. Following the results of analysis author makes a conclusion that interrelationship of UNWTO and Russia happens only as meetings of Rustourism head and UNWTO representative. Author pays attention on development of tourism in Irkutsk region and states that there are not publications on this theme despite there is a tourist's stream to Irkutsk region and to lake Baikal. There is a conclusion about insufficiency of mass media attention to that problems though problems of tourism are connected to political and economic problems which should be known by society.
Keywords. UNWTO, interrelationship of UNWTO and Russia, mass media coverage of activities of international organizations.
Article info. Received January 30, 2015; accepted February 17, 2015; available online April 20, 2015.
Международные организации являются, согласно целям их создания, мировыми регуляторами различных сфер экономики и принимают активное участие в их развитии. В данной статье мы рассмотрим деятельность Всемирной туристической организации (ЮНВТО), так как туризм играет важную роль в мировой экономике и в экономике отдельных стран, в международной интеграции и в формировании имиджа стран. Нас, прежде всего, интересует то, каким образом деятельность ЮНВТО освещается в СМИ, ведь журналисты, как мировые трансляторы информации, должны в полной мере отображать деятельность международных организаций, чтобы люди могли наблюдать и оценить вклад таких организаций в развитие стран. Есть мнение, что российские СМИ не уделяют
достаточного внимания деятельности организации, а особенно взаимодействию ЮНВТО и России, несмотря на то, что Россия является членом туристической организации и российские представители состоят в ее исполнительном совете. В статье мы проанализируем электронные версии СМИ за 2014 г., чтобы определить частоту и характер публикаций о Всемирной туристической организации. Это поможет нам подтвердить либо опровергнуть существование проблемы невнимания СМИ к работе международных экономических организаций ООН.
Всемирная туристическая организация (ЮНВТО) — это агентство ООН, отвечающее за продвижение ответственного и доступного туризма. Она была основана в 1975 г., и на данный момент в нее входит
155 стран и 7 территорий, в том числе Россия. Главный офис ЮНВТО находится в Мадриде [12].
На официальном сайте организации довольно пространно описываются основные цели и направления деятельности, среди которых — развитие туристического бизнеса, международное посредничество, улучшение условий пребывания в слаборазвитых странах, повышение туристической компетенции членов ЮНВТО, увеличение вклада туризма в борьбу с бедностью, а также установление связей между всеми представителями туризма.
Анализ пресс-релизов показывает довольно радужную картину деятельности организации. Разделив все публикации 2014 г. по темам, мы выявили следующее: большое внимание организации уделяется статистическим показателям в туризме и влиянию этих показателей на сферы туризма. Ежегодно организация выпускает статистический сборник, который позволяет наблюдать объективную картину мирового туризма. Также организация занимается поддержкой некоторых стран в вопросах туризма — предлагает новые идеи, пути решения проблем, отмечает позитивные моменты работы государства по развитию туризма. Еще одна важная тема пресс-релизов — проекты и разработки ЮНВТО. Организация составляет с правительствами стран меморандумы, туристические руководства, а также открытые письма государствам о секторе путешествий. Кроме того, объединяет усилия с другими международными организациями по различным вопросам, например, по борьбе с незаконной торговлей или с эксплуатацией детей в туризме. Представители ЮНВТО принимают участие в выставках, конференциях и форумах, посвященных туристиче-
ским вопросам, а также присуждают свои награды людям за вклад в развитие туризма. Все перечисленные тематики достаточно подробно освещаются в публикациях, предоставленных пресс-службой организации. Нужно отметить, что задача пресс-службы — создавать позитивный образ организации, так что несложно понять, что в пресс-релизах в основном отражены успешные действия ЮНВТО.
Поэтому имеет смысл обратиться к внешним публикациям в средствах массовой информации. Значительная часть публикаций за 2014 г. основана на пресс-релизах организации. Различные источники насыщены информационными заметками о статистических показателях Всемирной туристической организации, многие журналисты и их собеседники ссылаются на эти показатели. Так, в 2014 г., по данным ЮНВТО количество туристов в мире увеличилось на 4,7 % по сравнению с прошлым годом [12], что с удовольствием отмечают журналисты разных стран. В России же ситуация такая: количество выезжающих русских туристов сократилось в 2014 г., и они стали тратить на 6 % меньше на путешествия [13], и нужно сказать, эта цифра не настолько высокая, учитывая все экономические и политические события этого года. При этом Россия становится популярней у иностранных туристов. Об этом говорил глава ЮНВТО еще в 2013 г., когда Россия вошла в десятку самых посещаемых стран [8]. Из сказанного выше можно сделать вывод, что ЮНВТО справляется со своей задачей по сбору статистических данных о туризме.
Подобные статистические показатели позволяют организации прогнозировать дальнейшее положение туризма. В 2015 г. ожидается рост мирового потока — на 3—4 % [12].
Эксперты в области туризма говорят, что туристический поток должен увеличиться, однако, как отмечает сама ЮНВТО, ожидания профессионалов отрасли менее оптимистичны в связи с неясной экономической ситуацией [9]. Точно можно сказать, что укрепление позиций на туристическом рынке происходит в основном у Европы. Кроме того, по словам главы ЮНВТО Талеба Рифаи, падение цен на нефть позитивно сказывается на туризме, так как стоимость топлива уменьшается, и в общем стимулируется экономический рост. Но в то же время экспортеры нефти, которые показывают себя активными потребителями туристических услуг, терпят трудности. В частности, для России падение цен на нефть осложнило общее экономическое положение, но повысило туристическую привлекательность.
Всемирная туристическая организация принимает участие или высказывает свое мнение по поводу различных событий. Например, когда общество активно обсуждало лихорадку Эбола, ЮНВТО также высказала свои рекомендации, советуя запретить туристические поездки в страны, затронутые Эболой, с чем согласилась и Международная организация здравоохранения. Или, когда в 2014 г. Казахстан попросил ЮНВТО о создании конвенции о недопустимости двойного взыскания расходов с туристов, организация положительно отреагировала на запрос и начала подготовку данного проекта.
Одним из важнейших событий для ЮНВТО является ежегодная сессия исполнительного совета. В 2014 г. она проходила в Самарканде в Узбекистане, который включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На заседании сессии, в котором участвовал также президент Узбекистана, обсуждались вопросы развития
международного туризма, роль туристических маршрутов в стимулировании регионального развития и интеграции, подготовка квалифицированных кадров сферы, и, разумеется, туризм в Узбекистане и в Самарканде, ведь через него когда-то проходил Великий шелковый путь.
Как уже отмечалось, ЮНВТО принимает участие и в продвижении туризма в разных странах. Так, в сентябре 2014 г. Талеб Рифаи посетил Болгарию, после чего объявил о том, что организация поможет стране в развитии туризма. Проведение заседания в Болгарии по вопросам культурного наследия, назначенное на 2015 г., также привлечет внимание к стране, как к интересному туристическому маршруту.
Россия благодаря своей богатой истории и великолепной природе является привлекательным местом для туристов. Ее природное и климатическое разнообразие представляет собой неисчерпаемый потенциал для развития практически всех видов туризма. В соответствии с оценкой ЮНВТО, Россия занимает пятое место в мире по туристскому потенциалу. Однако доля туризма в ВВП России меньше, чем в среднем в мире. Кроме того, российские туристы тратят немалые средства на путешествия как по своей стране, так и за рубежом. Поэтому мы также решили проанализировать СМИ на предмет взаимодействия ЮНВТО и России. 2014 г. был полон событий, прямым или косвенным образом повлиявших на туристический бизнес и на российский туризм в целом, поэтому сделаем их краткий обзор. В начале 2014 г. возлагались большие надежды на Сочи, ведь после Олимпийских игр город превратился в курорт, не уступающий европейским. В некоторой степени надежды сбылись, ведь его посетило огром-
ное количество человек, но исключительно благодаря Играм. Останется ли курорт таким же популярным, смогут показать только итоги этого года. Второе серьезное событие — это присоединение Крымского полуострова к России, которое, несмотря на политические последствия, для туризма стало плюсом. Появился новый туристический маршрут, сочетающий пляжный и культурный отдых, развивается рекреационная инфраструктура, а также прибавилось количество потенциальных российских туристов.
Однако позитивные для российского туризма события перекрываются тем отрицательным, что произошло в 2014 г. в туристическом бизнесе. Еще в 2013 г. началась серия банкротств туроператоров, принесшая огромные убытки. В 2014 г. количество банкротств только увеличилось. Десятки агентств и туроператоров были закрыты, в связи с чем тысячи российских туристов потеряли деньги и лишились спокойного отдыха. Спасение пришло со стороны объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Возникает логичный вопрос — принимала ли участие Всемирная туристическая организация в разрешении этих проблем? Возможно, представители ЮНВТО все же помогали туристам, оказавшимся в такой сложной ситуации, однако никаких упоминаний ни на официальном сайте организации, ни во внешних СМИ замечено не было, даже не было высказано никакого мнения по этому поводу. Хотя в 2012 г., ЮНВТО оказала поддержку туристам, оказавшимся в такой же ситуации после банкротства туроператора «Ланта Тур» [4]. В 2014 г. туристам не была оказана поддержка, либо она не была должным образом освещена в СМИ. Осенью ситуация в
российском туризме ухудшилась, когда рубль стал стремительно падать, и турагентствам приходилось выживать в таких условиях. Конечно, выжили немногие, что привело еще к одной проблеме — люди все меньше стали доверять российским туроператорам. Пожалуй, единственным положительным последствием всех событий является развивающаяся переориентация на внутренний туризм и у туристического бизнеса, и у русских людей. Кроме того, падение рубля привело к увеличению иностранного туристического потока в Россию.
Анализ СМИ показывает, что взаимодействие ЮНВТО и России происходит только на уровне встреч руководителя Ростуризма с представителями организации, на которых обсуждаются вопросы туристической привлекательности России. Последние публикации говорят о том, что в 2015 г. планируется совместный семинар Федерального агентства по туризму и ЮНВТО. Выполняются ли какие-либо еще совместные действия в этом году по поддержке российского туризма, учитывая его не очень простое положение? К сожалению, дополнительную информацию об этом сложно найти в публикациях СМИ, которые являются в этом случае единственным источником.
Еще один момент, интересующий нас, как жителей Иркутского региона, где находится одно из природных достояний, — это внимание ЮНВТО к озеру Байкал. Взаимодействие ЮНВТО и Бурятского региона отмечено в 2012 г., когда эксперт ЮНВТО посетила Бурятию, чтобы поддержать идею развития туризма на Байкале. А также Талеб Рифаи заявил, что развивать туристическую инфраструктуру в России нужно не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на Байкале и Даль-
нем Востоке. Публикаций за 2014 г. найдено не было, несмотря на то, что поток иностранных и российских туристов в Иркутский регион и на Байкал увеличивается с каждым годом, как сообщают представители Информационной туристской службы г. Иркутска. Так, в 2014 г. поток туристов увеличился почти в два раза по сравнению с 2013 г.
Можно сделать вывод, что Всемирная туристическая организация старается выполнить все свои цели и задачи. И участие организации в мировых событиях, связанных с туриз-
мом, немаловажно — представители высказывают мнения по различным вопросам, разрабатывают полезные проекты, стимулируют страны в развитии туризма, помогают в сложных ситуациях. Однако, взаимодействие ЮНВТО с Россией остается неясным, особенно в 2014 г. Как уже говорилось, возможно, данное взаимодействие существует, и его результаты есть, но СМИ мало уделяют этому внимания, хотя проблемы туризма тесно связаны с политическими и экономическими проблемами, о которых должно знать общество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В рамках деловой поездки в Мадрид руководитель Ростуризма Олег Сафонов принял участие в ряде мероприятий // Advis.ru. Информационное агентство «Infoline». — URL : http://www//advis.ru/php/view_news.php?id=1DFE2519-6659-7249-8CA8-692500EF85DA.
2. Всемирная туристическая организация делает остановку в Самарканде // Euronews, 2015. — URL : http://ru.euronews.com/2014/10/03/samarkand-rediscovering-a-treasure-of-the-silk-road/.
3. Всемирная туристическая организация посоветовала России развивать турзоны на Байкале // Baikal-Daily.ru. Новости Бурятии и Улан-Удэ. — URL : http://www.baikal-daily. ru/news/15/38100/?sphrase_id=161842.
4. Всемирная туристская организация вступилась за клиентов «Ланта-тур // VESTI. RU. — URL : http://www.vesti.ru/doc.html?id=701871.
5. Всемирная туристская организация готова поддержать Бурятию // Baikal-Daily.ru. Новости Бурятии и Улан-Удэ. — URL : http://www.baikal-daily.ru/news/19/46594/?sphrase_ id=191603.
6. Всемирная туристская организация готовит конвенцию по защите туристов от двойного взыскания расходов // Zakon.Kz. Информационный портал Казахстана. — URL : http://www.zakon.kz/4647957-vsemirnaja-turistskaja-organizacija.html.
7. Всемирная туристская организация ООН берет на себя // Морская звезда. Туроператор по Болгарии и Македонии. — URL : http://www.mztour.ru/news/?ELEMENT_ ID=10906.
8. Глава ЮНВТО: влияние России на туристическом рынке быстро растет // РИА Новости. — URL : http://ria.ru/tourism/20131104/974633621.html.
9. Прогнозы UNWTO на 2015 год // TRN-NEWS.RU. TravelRussian News. — URL : http://www.trn-news.ru/news/17363.
10. События 2014 года, повлиявшие на туррынок в РФ и за ее пределами // РИА Новости. — URL : http://ria.ru/ny2015_resume/20141222/1039604773.html.
11. Туроператоры против полного запрета на въезд в страны с Эболой // РИА Новости. — URL : http://ria.ru/tourism/20141 1 12/1032933315.html.
12. UNWTO. Официальный сайт Всемирной туристической организации. — URL : http://www2.unwto.org.
13. UNWTO: российские туристы в 2014 году сократили траты на 6 % // РИА Новости. — URL : http://ria.ru/tourism/20150128/1044653055.html.
REFERENCES
1. Head of the Federal Tourism Agency Oleg Safonov took part in several events under a business trip to Madrid backgrounds. Advis.ru. Available at: http://www//advis.ru/php/ view_news.php?id=1DFE2519-6659-7249-8CA8-692500EF85DA. (In Russian).
2. The World Tourism Organization makes a stop in Samarkand. Euronews. International news. Available at: http://ru.euronews.com/2014/10/03/samarkand-rediscovering-a-treasure-of-the-silk-road/. (In Russian).
3. The World Tourism Organization has advised Russia to develop tour area on Lake Baikal. Baikal-Daily.ru. Available at: http://www.baikal-daily.ru/news/15/38100/?sphrase_ id=161842. (In Russian).
4. The World Tourism Organization has stood up for customers' of Lanta-Tour». VESTI.RU. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=701871.. (In Russian).
5. The World Tourism Organization is ready to support Buryatia. Baikal-Daily.ru. Available at: http://www.baikal-daily.ru/news/19/46594/?sphrase_id=191603. (In Russian).
6. The World Tourism Organization is preparing a convention on the protection of tourists from double recovery costs. Zakon. Kz. Available at: http://www.zakon.kz/4647957-vsemirnaja-turistskaja-organizacija.html. (In Russian).
7. The World Tourism Organization takes upon oneself The OUN. Morskaya zvezda = Sea star. Available at: http://www.mztour.ru/news/?ELEMENT_ID=10906. (In Russian).
8. Head of The UNWTO: Russia's influence on the tourism market is growing rapidly. RIA NEWS. Available at: http://ria.ru/tourism/20131104/974633621.html. (In Russian).
9. Forecasts' The UNWTO for 2015 year. TRN-NEWS.RU. Travel Russian News. Available at: http://www.trn-news.ru/news/17363. (In Russian).
10. The events in 2014, influenced the tourist market in Russia and abroad RIA NEWS. Available at: http://ria.ru/ny2015_resume/20141222/1039604773.html. (In Russian).
11. Tour operators against a complete ban on entry into the country with Ebola. But RIA-east. Available at: http://ria.ru/tourism/20141 112/1032933315.html. (In Russian).
12. UNWTO. World Tourism Organization (UNWTO). Available at: http://www2.unwto. org. (In Russian).
13. UNWTO: russian tourists reduced their costs by 6 % in 2014. RIA NEWS. Available at: http://ria.ru/tourism/20150128/1044653055.html. (In Russian).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Ягодкина В. М. Деятельность Всемирной туристической организации в российских электронных средств массовой информации / В. М. Ягодкина, Ю. А. Кондратьева // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 2. — С. 194-200. — DOI : 10.17150/2308-6203.2015.4(2).194-200.
REFERENCE TO ARTICLE
Yagodkina V. M., Kondrateva Yu. A. Activity the World Tourist Organization in Russian online mass media. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 2, pp. 194-200. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(2).194-200.