Н. Т. Арефьева, Е. П. Бирюлина
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УСЛУГ*
Облик нового мира обязан своим существованием экономической составляющей процесса глобализации. Важнейшей экономической приметой XXI века учёные считают экспансию производства услуг - особого сектора экономики. Одна из составляющих сектора услуг - развитие туризма. Туризм является одним из факторов мировых интеграционных процессов. В условиях глобализации сфера услуг, в том числе туристический бизнес, будет фактором устойчивого развития экономики стран с развитой инфраструктурой. Ключевые слова: теория культуры, глобализация, новый мир, устойчивое развитие, сфера услуг, постиндустриальное общество.
The image of the new world exists owing to the economic component of the globalkzation process. Scientists suppose the expansion of the production of services to be the most important feature of the 21st century as it is a special sector of economy. One of the components of the sector of services is the development of tourism. Tourism is one of the factors of the world integration processes. In the situation of globalization the sphere of services including business tourism will be a factor of stable economic development of countries with developed infrastructure. Keyword: theory of culture, globalization, new world, stable development, sphere of services, post-industrial society.
Научная общественность отмечает, что процесс глобализации можно определить как стратегию, сознательную и целенаправленную деятельность людей по ограничению стихийности исторических процессов в целях придания им устойчивости.
Глобализация — это объективный процесс, диктуемый всем ходом развития человечества. В той ситуации, когда глобализация становится сферой приложения усилий многих и разных стран мира, она перестаёт быть орудием в руках некоторых и появляется реальная возможность внести необходимые коррективы в процесс глобального со-развития. В таком случае от глобализации должны выиграть все, а не только «золотой миллиард». Именно это дало толчок разработке различных типов глобализации — в зависимости от того, на чём она основана.
Следует ожидать, что в XXI веке целостность возьмет верх над дискретностью, глобализация существует как диахронически, так и синхронически. Сквозь
многообразие языков и культур, пестроту бытия стран и народов проглядывает единый путь развития.
О значимости экономических аспектов глобализации свидетельствует то, что ряд научных организаций, и даже Международный валютный фонд, отмечают: «Глобализация - есть в возрастающей степени интенсивная интеграция как рынков товаров и услуг, так и капиталов. Экономический характер преобразований признаётся приоритетным». На современном этапе уже сложились предпосылки основного содержания и смысла явления глобализации.
По наиболее распространенному и получившему признание подходу, именно о глобализации мира правомерно говорить, характеризуя тенденции мирового развития, начиная с окончания периода так называемой «холодной войны», то есть со второй половины 1980-х годов. Это связано, прежде всего, с завершением противостояния двух типов экономических, политических и идеологических систем, представленных такими держа-
* В рамках и при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2010 годы»
вами, как СССР и США, и государствами, входящими, соответственно, в ареал их влияния.
Как известно, в отмеченный период произошло множество преобразований принципиального характера в различных областях общественной жизни, как внутри отдельных стран, так и мира в целом.
Первоочередное значение здесь, по нашему мнению, принадлежит развитию и распространению информационных технологий.
Процесс распространения технологий создает организационно-материальную основу для широкого доступа к информации. Новая технология делает средства массовой информации гораздо более влиятельными, чем когда-либо в прошлом.
Создание единого мирового информационного пространства в целом имеет далеко идущие экономические, политические, культурные последствия (3).
Как известно, сознание увеличивающегося удельного веса информации в структуре производства и потребления породило соответствующие концепции общественного развития. Но бесспорно то, что «эта сфера интеллектуального производства доминирует сегодня в процессах глобализации, перебрасывающей невообразимые массы быстро растущих капиталов из страны в страну» (2, с. 36). Электронная коммерция, ставшая реальностью наших дней, позволяет по-новому смотреть на характер и возможности бизнеса.
Облик нового мира обязан своим существованием и финансовой составляющей процесса глобализации. «Доступность финансов» как источник глобализации, по мнению некоторых ученых, выражается в том, что «капитал как бы "позабыл" о своей национальной принадлежности, в массовых объемах устремляясь туда, где благодаря стабильности и высокой эффективности труда достигается максимальная степень прибыли. Банки, трастовые фирмы, промышленные компании вышли из-под опеки наци-
ональных правительств, и выход капитала в регионы и сферы с высокой отдачей стал самодостаточным процессом» (4, с. 28).
В качестве негативных явлений глобализации часто называют ее унифицирующую направленность. Однако редко предлагается обстоятельное понимание и возможные последствия таковой для становящегося мира. Кажется, по определению, явны негативные тенденции культурной унификации. Здесь, не забегая вперед, мы только поставим проблему и отметим, что глобализация действительно унифицирует мир, но области, уровни, масштабы и последствия таковой различны и далеко не однозначны.
О роли и содержании унифицирующих тенденций глобализации в хозяйственно-экономической жизни говорится, например, следующее: «Глобализация означает гомогенизацию жизни: цены, продукты, уровень и качество здравоохранения, уровень доходов, процентные банковские ставки приобретают тенденцию к выравниванию на мировом рынке. Глобализация изменяет не только процессы мировой экономики, но и ее структуру - создает глобальную по масштабам взаимозависимость, достигающую степени интеграции в практически единое целое. При этом различие между взаимозависимой экономикой и экономикой глобализированной - качественное. Речь идет не только о возросших объемах торговых потоков, но и о мировом рынке, подобном рынку единого государства» (4, с. 36). Процессы становления сервисной экономики и интенсивного возрастания роли информации остро поставили вопрос адекватного обозначения формирующегося нового социального состояния.
К концу 70-х годов ХХ века реальные изменения заставили подавляющее большинство западных футуралистов говорить о современных развитых обществах как о постиндустриальных, характерными чертами которых выступают радикально ускорение технического прогрес-
са, быстрое изменение структуры занятости, становление нового менталитета у значительной части населения, а также возникновение ряда ситуаций, необъяснимых с точки зрения традиционной экономической науки.
Д. Белл рассматривает становление постиндустриального общества через призму поступательно развивающихся процессов, которые в равной мере можно трактовать как модификацию самого социума, так и совершенствование теоретических представлений о нем. Так, он акцентирует внимание на таких основных признаках технократической эры, как рациональность, планирование и предвидение, отмечая, что одним из важнейших признаков постиндустриального общества становится «разительное изменение в моральном настрое — новая "ориентация на будущее", распространившаяся во всех странах и социальных системах». Таким образом, Д. Белл определяет процесс формирования постиндустриального общества не только через исследование хозяйственных процессов, но и через возникновение новых тенденций в развитии общества и культуры.
Важнейшей экономической приметой постиндустриального строя Д. Белл считает экспансию производства услуг и информации. При анализе сервисной экономики Д. Белл опирается на трехсек-торную модель, предложенную в 40-х годах К. Кларком. Если до Второй мировой войны в экономике США наблюдалось относительно равномерное распределение занятых среди этих трех секторов, то уже в первое послевоенное десятилетие резкий рост занятости в сфере услуг стад очевиден. С одной стороны, во всех без исключения отраслях выросла доля «белых воротничков» — квалифицированных работников, непосредственно не связанных с физическим трудом, а с другой — удельный вес работников, занятых в различных подотраслях сферы услуг, также резко повысился и превысил 50% общей занятости в народном хозяйстве. Именно эти тенденции
привели к тому, что изначально постиндустриальное общество провозглашалось как общество услуг.
С хозяйственной точки зрения, по словам Д. Белла, «первой и простейшей характеристикой постиндустриального общества является то, что большая часть рабочей силы уже не занята в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, а сосредоточена в сфере услуг, к которой относятся торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрия развлечений, туризм, а также сферы науки, образования и управления» (5, с. 8). Как пишет Д. Белл, «слово "услуги" не должно вызывать вводящих в заблуждение образов быстро приготовленной дешевой еды и низкооплачиваемых работников; основными являются финансовые, профессиональные и конструкторские услуги, здравоохранение, образование и социальная сфера, и лишь на последнем месте этой шкалы стоят бытовые услуги в том числе туризм» (1, с. 18).
Данный сдвиг в сферу услуг имеет, по мнению Д. Белла, столь большое значение, что он считает возможным дополнить трехсекторную модель К. Кларка еще двумя секторами, названными им, соответственно, четвертичным и пятеричным. Вполне понятно, что оба они вычленяются в рамках того единого подразделения, каким ранее представлялся третичный сектор по К. Кларку; в результате, собственно третичный сектор сокращается в схеме Д. Белла до таких отраслей, как транспорт и коммунальное хозяйство, тогда как к четвертичному относятся торговля, финансовые услуги, страхование и операции с недвижимостью, а к пятеричному — здравоохранение, образование, научные исследования, индустрия отдыха, туризм и сфера государственного управления.
Как отмечает 3. Бжезинский, «постиндустриальное общество становится технотронным обществом, культура, психология, социальная жизнь и экономика которого формируются под воз-
действием техники и электроники, особенно компьютеров и коммуникаций. Производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества» (6, с. 9).
По мнению Д. Белла, «новый характер труда выстраивает новые отношения между людьми, происходит общение с другими людьми, а не взаимодействуют люди только с машинами, является фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе» (1, с. 220), что вновь возвращает нас к определению постиндустриального общества через качественно новые возможности развития личности. Распространение новых профессий дает основания для более пристального исследования возникшего класса научно-технических работников; повышающаяся роль образования, науки и культуры открывает путь для зарождения меритократии.
Технологической базой постиндустриальной трансформации являются наука, культура и теоретическое знание, получающее совершенно новую роль в развитых индустриальных странах в послевоенный период. Постиндустриальное общество неоднократно декларируется автором как «общество культуры».
Особый сектор экономики - туризм - находится сегодня на новом этапе развития, благодаря неуклонному углублению процессов глобализации и созданию единого общечеловеческого информационного пространства, ведущих к устойчивому росту интереса людей к культурам мира, мультикультурации, расширению международной торговли предметами массового потребления, развитию скоростного транспорта, связи, а также всей системы организации, обеспечения и обслуживания туристических поездок. В связи с этим все более актуальной становится разработка теоретических основ изучения культурного туризма как формы досуга, анализ роли культурно-познавательных интересов людей как сти-
мула необходимых организационных мер по развитию культурного туризма и сохранению культурно-исторического наследия. Изучение вопросов сущности и значения туризма в современном обществе вызывает интерес специалистов различных областей знания: культурологов, менеджеров, экономистов, юристов и многих других.
За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчёты и дневники. Несмотря на то, что туризм как таковой исторически начался именно с культурного туризма, культурологический подход к изучению данной сферы только начинается складываться. Исследование экономических и социально-экономических проблем развития туризма в целом отражены в трудах В. И. Азара, Л. А. Волковой, В. Г. Гуляева, А. Ю. Александровой, В. И. Сенина и др.
В соответствии с мировыми тенденциями в начале XXI века возникает господство 300—600 транснациональных корпораций (ТНК), которые будут распоряжаться до 75% валового мирового продукта. Более трети всех международных компаний будут работать в сфере услуг. Процесс концентрации и интернационализации капитала особенно усилился с середины 60-х годов ХХ века, что привело к образованию туристских фирм-гигантов, по сфере и масштабам деятельности представляющие собой ТНК. Они в значительной степени монополизировали туристские рынки своих стран и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, которые включают в себя предприятия самых разных отраслей промышленности, обслуживающих туристский бизнес, а также транспортные, банковские, страховые и другие компании.
Лидирующие позиции туризма обус-
ловлены процессами глобализации эко- мировых интеграционных процессов, а номики, бурным развитием авиа- и авто- туристский бизнес становится одним из транспорта, средств массовой информа- значимых секторов экономики. ции, компьютеризации и рекламной ин- В наши дни уже не удивляет сосуще-
дустрии, либерализацией визовых режи- ствование различных культур в повсед-мов, повышением жизненного уровня и невной жизни. Многие сообщества все-степени информативности населения в гда были открыты для обмена, вслед-странах с развитой экономикой, появле- ствие чего сейчас практически не суще-нием на мировой арене новых центров ствует этнически однородных стран. Это, экономического прорыва, процессом однако, не означает, что нужно отказы-необратимой интернационализации кри- ваться от своей культуры. териев, определяющих ключевые поня- Таким образом, многообразие куль-
тия общечеловеческих ценностей. тур как неотъемлемая характеристика
Кардинальные преобразования, про- современной действительности является исшедшие во всей структуре государ- одновременно и предпосылкой и резуль-ственного устройства России, весьма татом бурного развития туризма и сфе-существенная коррекция ценностных ры услуг в целом.
критериев российского социума оказа- В условиях глобализации сфера ус-
ли взрывное инициирующее влияние на луг, в том числе туристический бизнес, рынок выездного рекреационного и де- будет служить фактором устойчивого лового российского туризма. развития экономики стран с развитой
Туризм является одним из факторов инфраструктурой.
Примечания
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М., 1998.
2. Реальна ли угроза четвёртой мировой войны?: [материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба учёных «Глобальный мир»]. - М., 2001.
3. См.: Дудорин В. И. Управление экономикой и глобальная информатизация / В. И. Дудорин. - М., 2002; Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В. М. Попов, В. А. Маршавин, С. И. Ляпунов. -М., 2001; Чернов Л. Л. Становление глобального информационного общества. Проблемы и перспективы / Л. Л. Чернов. - М., 2003.
4. Уткин А. И. Указ. соч.
5. Bell D. The World and the united States in 2013 / D. Bell. - N.-Y., 1987.
6. Brzezinski Zb. Between Two Ages / Zb. Brzezinski.
В. В. Тян
РОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ЭЛЕМЕНТЫ ВЕСТЕРНИЗАЦИИ
В статье рассматриваются проблемы развития российской политической культуры и внедрения элементов вестернизации в цивилизационную парадигму. Следует констатировать: элементы вестернизации стали компонентами российской политической культуры. Ключевые слова: теория культуры, российская политическая культура, элементы вестер-низации, власть, политическая система, конвергенция.
In article problems of development of the Russian political culture and introduction of elements of a westernization in civilized to a paradigm are considered. It is necessary to ascertain: westernization elements became components of the Russian political culture. Keywords: theory of culture, the Russian political culture, westernization elements, the power, political system, convergence.
Российская политическая культура лась как православно-славянская и оста-в цивилизационном дискурсе определи- лась близкой западной (христианской)