Научная статья на тему 'Глобализация ценностного пространства современной культуры'

Глобализация ценностного пространства современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Пенионжек Е. В.

В статье раскрываются проблемы ценностного потенциала глобализирующейся культуры современного общества. Указывается роль искусства в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация ценностного пространства современной культуры»

Список литературы:

1. Фромм Э. «Иметь» или «быть». - М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. - 314 с.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 621 с.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Академический Проект, 2008. -254 с.

4. Фромм Э. Душа человека. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 251 с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 608 с.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Пенионжек Е.В.*

Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

В статье раскрываются проблемы ценностного потенциала глобализирующейся культуры современного общества. Указывается роль искусства в этом процессе.

Современная социокультурная ситуация характеризуется сложившимися в Новейшее время ценностями плюрализма, субъективизма и демократизма. Согласно чему в современном искусстве существует множество независимых и не сводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентаций в отличие от искусства предыдущих эпох, где канонически настаивали на единстве стиля и соблюдении границ жанра. Современная культура старается учитывать уникальность и неповторимость каждой личности, разрабатывая практики, порой несовместимые с общепринятыми точками зрения, допуская существование конкурирующих потоков в многообразных ценностных ориентациях. Сегодня признается позитивным разнообразие творческих приемов, неожиданность экспериментов, нетрадиционность решений, что служит обогащению смысла тех или иных ценностей в диалогичности составляющих культурного процесса. Такая возможность синкретичного, нераздельного сосуществования противоположностей приводит современный мир к ценности толерантности, что проявляется в уважительном отношении к любому явлению современности. Такое многообразие ценностей формирует творческую личность, способную выполнять не деструктивную, а конструктивную роль адаптации к условиям динамично развивающегося социума.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат философских наук.

Культурный опыт, получаемый в современном мире, - это опыт, главным образом, работы с информацией в ситуации, перенасыщенной информационными потоками. Изменилась модель познания, результатом чего сегодня не является знание, связанное с каким-то конкретным носителем, но обезличенная информация, унифицированная и поэтому передающаяся без искажений. Знание как результат производства становится информацией, где огромную роль играют информационные коммуникации и создание на их базе глобального информационного пространства. Современные коммуникационные процессы модернизируются за счет средств коммуникации: повсеместной компьютеризации, введения единой сети документационного оборота, сети Интернет. Причем изменения средств коммуникации носят необратимый характер. Мы не хотим отказываться от удобной и бесшумной клавиатуры компьютера в угоду клавиатуре печатной машинки. Эти изменения в последнее время становятся более интенсивными. Бытовой техникой вчерашнего дня становятся новинки прошлого сезона.

Специфика средств связи состоит в том, что они предполагают унификацию, массовость и доступность всемирной сети. Унификация в современных коммуникационных процессах стремится создать единое взаимосвязанное однородное пространство в той сфере, где она осуществляется, путем введения единых и общеобязательных стандартов. Массовость средств коммуникации связана с принципом равного доступа к информации, которая открыта для массового потребления, что и характеризует ее значимость для каждого человека по принципу «у каждого должен быть сотовый телефон или автомобиль». Мир Интернета заменяет действительно переживаемые человеком ценности на виртуально переживаемую реальность, где можно прожить несколько жизней, наполнив информацию о себе различным содержанием. Во многих аспектах мир всемирной Сети воспроизводит реальные ценности и является дополнительной знаковой системой, но зачастую мир всемирной паутины заменяет человеку реальность и позволяет погрузиться в искусственную реальность, где ненастоящие ценности провоцируют на совершение противоправного в реальной жизни, что влечет за собой общественно опасные последствия.

Также важной ценностной составляющей современного культурного пространства является субъективизм как выработанное в Новейшее время осознание достоинства человеческого бытия, что выражается в особом отношении к миру, человеку, к любому явлению, где преувеличиваются и абсолютизируются роль и положение субъекта. Это проявляется в признании абсолютных прав личности и ее свобод и одновременно в стремлении именно в человеке видеть единственно ответственного за происходящие события. Субъективное отношение к жизни зачастую нуждается в опоре на властные механизмы, на систему контроля и подсчета фактов зримой действительности, без которых человек оказывается неспособным к защите собст-

венных ценностных установок. Статусность человека подчеркивается благодаря математическим научным процедурам. Ценности человека ориентированы на матезис, что проявляется в различных сторонах жизни, где идеальное бытие человека зависит от попадания в то или иное поле статистики. Ценностные категории простых житейских отношений характеризуются не естественной составляющей, но индустрией, преподносящей чувства человека как рационально произведенный продукт. Любовь, ненависть оказываются математически выверенными и практически конструируемыми с помощью разнообразных ток-шоу и материалов статей в глянцевых изданиях чувствами. Причем самореализация человека не признается ограниченной какими бы то ни было рамками. Современный человек видит себя в бесконечном проявлении своих возможностей, что характеризуется открытостью к прогрессивным изменениям, с одной стороны, и с другой - к разрушению рамок устоявшихся норм, в т.ч. правовых.

Демократизм современного общества, выработанный политическими технологиями XX столетия, проник сейчас во все сферы жизни общества и человека. Демократизм современного типа организует равноправие жизни социума, придает жизни динамику и, самое главное, поддерживает инициативность человека, но вместе с тем поступает достаточно тоталитарно по отношению к недемократическим способам организации общества, полагая себя единственно верным способом устройства человеческого сообщества. Поэтому ценности демократизма сочетаются с экспансионизмом, т.е. бесконечным стремлением расширить сферы влияния любыми средствами, что проявляется, например, в деятельности христианских миссионеров одновременно с навязыванием стандартов поведения, что подкрепляется трансляцией ценностей материального комфорта или технических достижений.

Итак, достижения культуры XX в. оказались настолько значительны, что преобразовали жизнь всего человечества в XXI столетии, создав массу весьма противоречивых и конфликтных ценностных установок, характеризующихся одновременно свободой и насилием, элитарностью и массовостью, техничностью и гуманностью и таким образом представляющих универсальность всякого ценностного мировосприятия. Ценности современного человека - это просто человеческие ценности, не зависящие от региональных ценностных установок их выражения. Основной тенденцией развития ценностного потенциала современной культуры является глобализация как процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду. Глобализация современного ценностного пространства культуры создает возможность взаимодействия различных общественных структур, а также вырабатывает единую нормативную базу для результативного взаимодействия любых социальных образований. Глобализационные процессы в рамках культурного пространства ведут к созданию: единой унифицированной и стандартизо-

ванной среды деятельности человека как носителя мировой вненациональной и международной активности. И нельзя сказать, что эти процессы даются легко и непринужденно.

В первую очередь на сложность и многоликость таких процессов реагирует искусство. В XX в. начались поиски, направленные на преодоление не-гаций ценностей культурного поля. Художники, писатели стремились сформировать мироощущение, где огромная значимость придается бессознательным порывам человека, не мотивированным ценностными установками действиям. Приобретшие значительную популярность виды искусства - кино, телевидение - стремятся выразить именно эту составляющую человеческой жизни. Социальный субъект, ангажированный в современные пласты художественной культуры, демонстрирует эстетические запросы современного общества, регулируя тем самым отношения в обществе, наиболее характерные для данной социокультурной ситуации. Способность кино и телевидения транслировать исторически значимое долгое время подвергалась сомнению, однако в настоящее время дух эпохи коррелирует с массовостью и доступностью, а значит, соответствует глубинной природе ценностей современной культуры.

Сегодня искусство представляет собой многоликую сферу отражения не менее многообразной действительности. И выбрать для осмысления и переосмысления связей мира и человека что-то значимое для самого себя - несложная задача. Слушать и слышать музыку, любить кино, увлекаться чтением или даже просмотром телепередач может позволить себе каждый. Искусство помогает человеку поразмышлять над ценностными установками, реализуемыми в деянии того или другого героя художественного произведения. Произведения искусства помогают иначе взглянуть на характеры людей, на их поступки, а также увидеть и себя самого в зеркале общественных связей.

Искусство характеризует художественный процесс, где явно выражены все изменения мира, изменения явлений реальности. Но и мир предъявляет искусству свои требования. В разные времена художественным основанием создания художественного произведения являлись традиции и собственно материал произведения искусства. Художественный процесс находится под прямым влиянием исторических реалий, научных воззрений, философских поисков, религиозных взглядов и иных материальных и духовных факторов. Объединение таких взглядов называется художественной концепцией авторов, создающих художественные произведения. На основании той или иной концепции формируется канва художественного направления, т.е. рамки, части и исторические этапы художественного направления, которые называются художественным течением.

Совокупность произведений того или иного характера образует художественное направление. Художественное направление - это совокупность художественных произведений, где осуществляются определенные принципы

творчества. Входящие в художественное направление произведения могут быть разных видов искусства, но всем им свойственны одни и те же художественные установки, создающие особую самобытную реальность мира искусства. Различая данные художественные принципы в том или ином художественном произведении, человек видит, к какому направлению может относиться конкретное произведение, а значит, ценности какой субкультуры выражает и какой запас общечеловеческих ценностей несет в себе. Характерными особенностями художественных образов каждого художественного направления являются: во-первых, творческий метод как совокупность определенных операций создания произведения, во-вторых, система средств выразительности, в-третьих, открытость или замкнутость художественного текста, предусматривающая трактовку зрителями образов или же не предусматривающая иного, кроме авторского, толкования, и, в-четвертых, своеобразие стилевых манер, т.е. своеобразных приемов исполнения. Таким образом, в рамках художественного направления всегда взаимодействуют традиции и новаторство. Художественное направление объединяет в систему художественные произведения, созданные по одним принципам модели развития художественной концепции. Определить принадлежность к тому или иному художественному направлению возможно, зная характерные особенности той или иной художественной реальности, которые создаются миром произведений искусства и несут в себе ценности общечеловеческой значимости. Умение соотносить конкретные действия с типовыми художественными образами помогает взрастить уровень собственного мышления, а значит, сформировать способность обработки информации, а, в конечном счете, сформировать способность осмысления объективной действительности в ракурсе защиты ценностей общечеловеческой значимости.

Рассматривая культуру с философских позиций, можно выделить всеобщие элементы в представлении о культуре. Согласно религиозной традиции, утверждают, что любая культура имеет основание в вероисповедании человека. Философы идеалистической ориентации стремятся найти духовный принцип, выражающий всеобщий смысл культуры. Натуралистическая концепция определения культуры сводится к поиску сущности культуры в природных основаниях жизни человека. Согласно прагматической концепции, культура выявляет свойства приспособления человека к реальности. Культура с точки зрения семиотики понимается в качестве системы знаков и языков. Такое многоплановое видение сути культуры связано с всеобъемлющим ее характером, многогранностью бытования ценностных установок в настоящее время.

Список литературы:

1. Культурология / Под ред. Л.С. Кагана. - М., 2005.

2. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. - М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.