Научная статья на тему 'Человек в гуманистической и авторитарной системе ценностей в работах Э. Фромма'

Человек в гуманистической и авторитарной системе ценностей в работах Э. Фромма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
939
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гадецкая Е. О.

Данная статья посвящена исследованию личности в творчестве Э. Фромма в контексте двух полярных систем ценностей: гуманистической и авторитарной. В статье проанализированы взгляды философа на ценностные ориентации, характерные для различных типов личности, а также влияние на формирование системы ценностей индивида со­циально-политических, экономических, культурных и иных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в гуманистической и авторитарной системе ценностей в работах Э. Фромма»

ЧЕЛОВЕК В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И АВТОРИТАРНОЙ СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ В РАБОТАХ Э. ФРОММА

© Гадецкая Е.О.*

Орловский государственный университет, г. Орел

Данная статья посвящена исследованию личности в творчестве Э. Фромма в контексте двух полярных систем ценностей: гуманистической и авторитарной. В статье проанализированы взгляды философа на ценностные ориентации, характерные для различных типов личности, а также влияние на формирование системы ценностей индивида социально-политических, экономических, культурных и иных факторов.

Одним из основателей неофрейдизма был немецкий социолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы Эрих Фромм (19001980). Он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияния культуры, существующей в данный конкретный момент истории. С точки зрения Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний, «целостность врожденных и приобретенных психических свойств, которые характеризуют индивида и делают его уникальным» [5].

Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Он подчеркивает, что и культура, и идеология коренятся в социальном характере, который «формируется образом жизни данного общества, но доминантные черты этого характера, в свою очередь, становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс» [3]. Таким образом, личность и общество взаимозависимы, одновременно влияют друг на друга.

Фромм выделял пять социальных типов характера, превалирующих в современном обществе. Эти социальные типы, или формы установления отношений с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных

* Аспирант кафедры Логики, философии и методологии науки.

потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. К категории непродуктивных относятся рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера. Категорию продуктивных представляет тип идеального психического здоровья в понимании Фромма.

В работе «Иметь или быть» Фромм, анализируя ценности современного ему социума, делает следующий вывод: «В том обществе, в котором мы живем, построенном на собственности и стремлении к прибыли, мы редко встречаемся с людьми, ценностной ориентацией которых является экзистенциальное «бытие» в нашем смысле этого слова. Для большинства людей «существование», направленное на обладание, представляется естественным и единственно мыслимым» [1]. В этом философ видит одну из основных проблем современной цивилизации. Именно модус на обладание характеризует так называемую «рыночную личность» (термин, введенный Э. Фроммом) -личность, которая «себя самого воспринимает как товар и свою ценность и свою ценность видит не в своей «потребительной», а в меновой стоимости»» [1]. Рыночная личность не имеет глубоких эмоциональных связей, она не умеет ни любить, ни ненавидеть, значимыми ценностями для нее выступают мода, престиж и комфорт, при этом для нее нет ничего незаменимого. ««Личностный кризис» современного общества состоит в том, что его члены превратились в безликие инструменты, их главная ценность состоит в причастности к огромному концерну» [1], - пишет Фромм.

По его убеждению, в природе человека заложены уникальные экзистенциальные потребности. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей. Дихотомия свобода - безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными факторами.

Проанализировав условия существования человека и их изменения, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время, Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. Каким образом индивиды преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе? Один путь - отказаться от свободы и подавить свою индивидуальность. Человек массы не тяготеет к свободе, ему уютнее, когда им распоряжается тоталитарный лидер. В XX веке человек стал более одинок: раньше его «Я» могло опереться на семью, национальность, класс и сословия. Фромм подчеркивает, что, если индивид не может перейти от свободы негативной к свободе позитивной, при которой он чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него, он старается избавиться от нее вообще [5].

В известной работе «Бегство от свободы», впервые изданной в 1941 г., он анализирует такой феномен, как склонность «отказаться от независимости своей личности, слить свое «я» с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы таким образом обрести силу, недостающую самому индивиду» [3]. Индивидов, обладающих такой склонностью, Фромм описывает как людей с авторитарным характером. В качестве признаков авторитарного характера Фромм выделяет, во-первых, отношение к власти и силе. Последняя бывает внешней (властные институты и их представители) и внутренней или инте-риоризованной (долг, совесть, супер-эго, принятые в обществе нормы и условности). Личности с авторитарным характером свойственна двухполярная система взаимоотношений с миром. Фромм утверждает, что подобный индивид делит всех людей на сильных и слабых. В отношении сильных у такой личности возникает любовь и уважение, а в отношении слабых - агрессия и презрение, соответственно, сила для людей с авторитарным характером выступает в качестве одной из основополагающих ценностей. Категория равенства в картине мира авторитарного характера отсутствует. Также для авторитарного характера особое значение имеет понятие «судьбы» как внешней силы, от которой зависит его жизненный путь. В целом для авторитарного мышления свойственно убеждение, что «жизнь определяется силами, лежащими вне человека, вне его интересов и желаний» [3].

Второй способ бегства - деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других. Деструктивность - приобретенное свойство психики, реакция человека на разрушение нормальных условий человеческого бытия [2]. Доказывая данную концепцию, Фромм рассматривает положение человека в различные исторические эпохи и приходи к выводу, что рождение разрушительности - в отказе человека от собственной уникальности.

Еще один способ «бегства» - автоматизирующий конформизм. Термин конформность автомата Фромм применял к человеку, использующему стратегию, благодаря которой он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. Фромм полагал, что подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей.

Интерес представляет взгляд Фромма на этноцентризм и расизм как проявления патологического группового нарциссизма. По его мнению, нар-циссическая гордость принадлежности к группе развивается у людей, бедных в хозяйственном и культурном отношении, не имеющим возможность развивать свои интересы, поскольку она является для них единственным источником удовлетворения [4].

Садо-мазохистский характер соответствует и бюрократической личности, под которой философ подразумевает классический тип равнодушного чиновника. В бюрократической системе каждый человек осуществляет контроль

над своими подчиненными, а он, в свою очередь, контролируется своим начальником. Как садистские, так и мазохистские импульсы в такой системе оправдывают свои расходы. Бюрократическая личность презирает нижестоящих и в то же время восхищается и боится вышестоящих [2]. Бюрократизм Фромм определяет как метод, при котором с людьми обращаются, как с вещами, а вещи рассматриваются исключительно с точки зрения количества, а не качества, что упрощает и удешевляет их учет и контроль. Характеризуя бюрократическую личность, Фромм указывает, что «бюрократ боится личной ответственности и старается спрятаться за циркуляр; он гордится своей лояльностью перед законами и совсем не помнит о заповедях человечности» [2].

Фромм также классифицирует индивидов на «биофилов» и «некрофилов» в зависимости от того, что является основной ценностной ориентацией, характеризующей их - жизнь либо смерть.

Фромм анализирует психологические аспекты и другого, противоположного тоталитаризму, политического режима - демократии. Сравнивая эти режимы, он приходит к выводу, что в современной демократии индивид также чувствует свою ничтожность и бессилие. По мнению философа, культура современной либеральной демократии подавляет спонтанные чувства, и подлинную индивидуальность, усиливается тенденция к конформизму. В результате индивид утрачивает способность к критическому мышлению, свое «я», смысл жизни и становится психологическим роботом. Фромм акцентирует внимание на опасности дегуманизации человека и установлении «технократического фашизма», критикуя при этом современное ему общество.

Анализируя современное ему общество, философ приходит к выводу о существовании нескольких обнадеживающих факторов. Во-первых, все больше людей осознают, что, если западная цивилизация не хочет погибнуть, то обществу необходима новая этика, в основе которой лежит новое отношение к природе и отношения солидарности и сотрудничества между людьми. Во-вторых, растет недовольство людей существующим общественным строем. В-третьих, для большинства населения, включая политических лидеров, характерна высокая степень отчуждения, а отчужденному, рыночному характеру легче меняться, чем накопительскому. По мнению Фромма, перспектива создания нового общества привлекает тех, кто страдает от отчуждения, занят наемным трудом и не имеет крупной собственности, т.е. большинство населения. Философ подчеркивает, что идеалы нового общества не являются монополией одной политической партии, поскольку каждая партия в своей предвыборной кампании эксплуатирует гуманистические идеалы, однако на самом деле человечество делится не по партийному признаку, а на «ангажированных» и «безразличных».

Фромм полагает, что преодолеть кризис современной цивилизации сможет только «здоровое общество», основанное на ценностях гуманизма, восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Список литературы:

1. Фромм Э. «Иметь» или «быть». - М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. - 314 с.

2. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ: АСТ Москва: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 621 с.

3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Академический Проект, 2008. -254 с.

4. Фромм Э. Душа человека. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 251 с.

5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Издательство «Питер», 2009. - 608 с.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

© Пенионжек Е.В.*

Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург

В статье раскрываются проблемы ценностного потенциала глобализирующейся культуры современного общества. Указывается роль искусства в этом процессе.

Современная социокультурная ситуация характеризуется сложившимися в Новейшее время ценностями плюрализма, субъективизма и демократизма. Согласно чему в современном искусстве существует множество независимых и не сводимых друг к другу начал, форм и принципов познания, теорий, методов, равноправных и суверенных групп, ценностей и ценностных ориентаций в отличие от искусства предыдущих эпох, где канонически настаивали на единстве стиля и соблюдении границ жанра. Современная культура старается учитывать уникальность и неповторимость каждой личности, разрабатывая практики, порой несовместимые с общепринятыми точками зрения, допуская существование конкурирующих потоков в многообразных ценностных ориентациях. Сегодня признается позитивным разнообразие творческих приемов, неожиданность экспериментов, нетрадиционность решений, что служит обогащению смысла тех или иных ценностей в диалогичности составляющих культурного процесса. Такая возможность синкретичного, нераздельного сосуществования противоположностей приводит современный мир к ценности толерантности, что проявляется в уважительном отношении к любому явлению современности. Такое многообразие ценностей формирует творческую личность, способную выполнять не деструктивную, а конструктивную роль адаптации к условиям динамично развивающегося социума.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.