УДК 008:316.42 Л.И. СКРЫННИКОВА
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ИМЕНИ
Скрынникова Людмила Ивановна, аспирант Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42), зав. сектором культурных программ и проектов управления культуры г. Таганрога, [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются основные свойства категорий личности, творца, гения и анализируется творческое имя как социокультурный феномен, значение которого недостаточно изучено в настоящей социокультурной ситуации. Автор обосновывает положение о том, что творческое имя обладает полифункциональностью и обозначает его важные социокультурные функции, среди которых: духовно-нравственная, релаксационная, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, эмоциональная, эстетическая, интегративная, репрезентативная.
Ключевые слова: индивид, личность, творец, гений, имя собственное, творческое имя, социально-культурные функции.
UDC 008:316.42 L.I. SKRYNNIKOVA
THE MULTIFUNCTIONALITY OF A CREATIVE NAME
Skrynnikova Lyudmila Ivanovna, postgraduate student of Southern federal university (Rostov-on-don, Bolshaya Sadovaya str., 105/42), head of the sector of cultural programmes and projects of the Department of culture of Taganrog, [email protected]
Abstract. The article considers the basic properties of categories of the personality of the Creator, a genius and analyzes the creative name, as a socio-cultural phenomenon whose importance is not sufficiently studied in the present socio-cultural situation. The author substantiates the position that the creative name has the multi-functionality and indicates its important cultural and social functions, among them: moral and spiritual, relaxation, cognitive, axiological, communicative, emotional, aesthetic, integrative, representative. Keywords: the individual, personality, creator, genius, proper name, creative name, social and cultural functions.
Человек и процесс его трансформации в личность были всегда главным объектом интереса философов, антропологов, культурологов, психологов, педагогов. Проблемы человека и общества поднимались в работах Платона, Аристотеля; гуманизм как философское направление в творчестве Д. Алигьери, Ф. Петрарки, Л. Валла рассматривает человека как самостоятельный микрокосм; психоаналитические концепции З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Э. Фромма, А.Адлера, В. Райха связаны с философским осмыслением основ человеческой психики; экзистенциальная концепция К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Сартра, А. Камю изучала проблемы уникальности человеческой личности, ее противоречия с внешним миром.
При определении проблемного поля исследования творческого имени и его функций учитывалась необходимость рассмотреть основные свойства личности, творца, гения, выявленные Платоном, И. Кантом, Э. Фромом, А. Флиером, В. Розиным, К. Разлоговым и др. Говоря о человеке, И. Кант подчеркивал необходимость развития его душевных и телесных сил так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться [1, с. 434]. Э. Фромм понимает личность как «целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным» [2, с. 26]. Личность, по определению А. Флиера, является продуктом культуры того или иного общества, т.е. личность - это индивид «в большей или меньшей степени усвоивший социокультурные стереотипы своей общественной среды» [3, с. 132]. В. Розин определяет личность как свободное существо, отмечая, что как человек культуры он вынужден прислушиваться к требованиям культуры, следовать ограничениям, которые она задает [4, с. 232].
Платон вводит удивительный образ людей, «беременных духовно». Философ использует образ «творца», считая, что творчество - понятие широкое, и создание любых произведений искусства и ремесла можно назвать творчеством, а всех создателей - их творцами [5]. По
мнению Э. Фромма, творцы - это люди, которых отличает духовная и профессиональная активность, т.е. «человек - мужчина и женщина - может творить, выращивая растения, производя материальные вещи, создавая предметы искусства, генерируя идеи, любя друг друга. В акте творчества человек выходит за пределы, предназначенные ему как твари, поднимается над пассивностью и случайностью своего существования» [6].
Для личности характерно активное действие, являющееся не только источником существования, но и средством самовыражения и достижения душевного комфорта [7, с. 295]. Личности всегда являются творцами. Именно о них говорит Ларошфуко, отмечая, что судьба с природой создает совместно удивительных, необычных людей, которые становятся образцами для будущих поколений [8, с. 218-221]. Рассматривая особенности социализации индивида, критикуя аксиологический подход к этому явлению, К. Разлогов делает вывод о том, что каждый человек является индивидом, личностью и творческой личностью одновременно [9, с. 61-65].
Культурная революция XIV-XVI вв., связанная с формированием гуманистического мировоззрения, способствовала созданию новых философских концепций, становлению литературы, зодчества, скульптуры, живописи и человека. Действительно, человек эпохи Ренессанса, используя богатейший опыт античной культуры, развивается как личность и создает новый творческий мир в себе и вокруг себя. Эпоха Возрождения, как международное явление в европейской жизни, подарила культуре имена мирового уровня: Шекспира, Данте, Петрарку, Рафаэля, Босха, Рубенса, Рабле, Монтеня и др. И в этот же период появляются незаурядные личности, представляющие собой тип «универсального человека», гении в лице Леонардо да Винчи, Микеланджело, подтверждающие философское определение гениальности как наивысшей степени развития творческих способностей человека. Оригинальность их творений, возникающая не посредством подражания, служит другим примером для подражания, «являясь мерилом или правилом оценки» [10]. И Платон считал, что боги, не соприкасаясь с людьми, общаются и беседуют с ними «только через посредство гениев - и наяву, и во сне» [5]. Проблему гениальности мы обнаруживаем и в трудах многих выдающихся умов - от Ксенофонта, Аристотеля, Цицерона, Горация до Канта, Гегеля, Ницше, Маркса, Сартра [11, с. 8]. Гений и злодейство две вещи несовместные, но А. Флиер иронично продолжает А.С. Пушкина: «Гений постоянно занят своим делом. Ему не до злодейства» [12, с. 8].
Особая ментальность России позволила сделать Д. Замятину интересный вывод о том, что русский гений проявляется прежде всего в словесной области, устной и письменной [13, с. 274]. Учитывая, что с XIX-XX вв. литература и искусство всех народов превратились в международное культурное достояние, расширяя зону своего распространения практически до общечеловеческой [12, с. 213], важным является исследование влияния гениев, в особенности имеющих отношение к литературе, на человека, общество, культурно-географическое пространство, к которым мы относим место рождения и места творчества.
Творцы и гении имеют свои особенности, главная из которых - это степень незаурядных природных и приобретенных в результате социализации данных. Бесталанных людей нет, необходимо развитие творческих потенций, заложенных в людях генетически, считает А. Флиер [12, с.181].
Рассматривая особенности свойств личности, творца и гения, мы находим одну особенность, их объединяющую - это имя человека, без которого нет личности. К исследованию имени обращались многие отечественные и зарубежные философы, среди которых П.В. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, Ф. де Соссюр, Э. Бенвенист, Р. Барт, Ж. Деррида. Исследования имени как социально-культурного феномена продолжают сохранять актуальность и сегодня. Причем проблема имени в отечественной культурологии, философии, филологии обретает новые грани под влиянием проблем глобализирующегося мира. Это хорошо заметно в работах С.Т. Махлиной, Г.Х. Шенкао, Д.Я. Тарасова, В.В. Мароши, Д.А. Сторуб-левцевой и др. [14, с. 183-186]. Личное имя имеет особую значимость как знаково-символи-ческая составляющая социума, как феномен, имеющий важное социокультурное значение. Оно как поле социального притяжения может оказывать влияние на авторитет человека, обладает социальным потенциалом, способно приносить социальные дивиденды [11, с. 8-17].
На образование имени как социального знака оказывает влияние характер занятий личности. Поэтому субъекты творческих специальностей: поэты, музыканты, драматурги, актеры и т.д., воздействующие на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы, имеют кроме личного еще и творческое имя, которое можно определить как феномен (от греч. phainomenon-являющееся). Творческое имя - это выдающееся, исключительное явление и творческая личность, как актор, т.е. субъект культурного творчества, является отправителем культурно-значимого сообщения для социума и для каждой отдельной личности. Основные признаки творческого человека - это качественная новизна его творений и социальная значимость, поэтому и произведения имеют практически безграничные возможности для прочтения новыми поколениями людей.
Оставляя за рамками рассмотрения многие аспекты творческого имени, остановимся на его социально-культурных функциях. Личное имя человека - это «явление в жизни общества, важный фактор общественной жизни», писал А.П. Флоренский» [15]. Однако творческое имя полифункционально, т. к. наряду с функциями имени собственного (нормативной, социальной, ценностной), данными при рождении, обладает и другими, только ему присущими особенностями.
Сложно определить доминантную функцию творческого имени, но в условиях российской ментальности, социальной аномии, когда рушатся традиционные взгляды на систему ценностей в обществе, творческое имя, обладая духовно-нравственной функцией, служит основой поиска человеком национальной идентичности, стимулом для переосмысления явлений личной и социальной жизни. И здесь как нельзя актуальна мысль Э. Фромма о том, что «люди надеются, что в каждой сфере деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как нужно действовать, а все, что требуется от них, - это слушаться эксперта и довериться его идеям. Есть эксперты по науке, эксперты по счастью, а писатели становятся экспертами в искусстве жить уже лишь потому, что они авторы бестселлеров [2, с. 37]. В то же время иметь собственное мышление, не полагаясь на «экспертов», важнее, чем прибегать к чужим мыслям через произведения. «Читать - значит думать чужою головой, вместо своей собственной», - утверждал А. Шопенгауэр. Вместе с тем он признавал, что существуют произведения «даровитых голов», отличающиеся характером решительности, отчетливостью, ясностью, волей, которые «всегда определенно и ясно сознают, что они хотят выразить, - все равно, будет ли это проза, стихи или звуки» [16]. Касаясь особенностей духовно-нравственной функции творческого имени, мы говорим не только о доверии, которое складывается у читателя, зрителя, слушателя к отдельному автору, но и о необходимости развивать собственное мышление. Учитывая своеобразие национальной культуры, которую можно сравнить с безбрежностью океана, поле деятельности для творческих имен безгранично. Интересом для авторов, мыслителей может служить своеобразие национального дома, национальной еды, одежды, музыки народа, его танцев, игр, праздников, образования и воспитания, Эроса, т.е. всего того, что называется культурой и философией быта. Поэтому язык, художественная литература и мысль, отражающие национальную жизнь и быт и воплощенные в произведениях культуры и искусства, являются характерными особенностями духовно-нравственной функции творческого имени, позволяющей человеку осознавать свою национальную идентичность, принадлежность к миру духовности своего народа.
Одной из функций творческого имени является потребительская, или релаксационная. Произведения философского, патриотического, нравственного, религиозного звучания, с одной стороны, и легкие, веселые, позволяющие снять стресс и напряжение, развлечься - с другой, формируют наши личностные приоритеты и предпочтения тех или иных произведений или творческих имен. Произведения Ильфа и Петрова, А. Аверченко, М. Зощенко, Л. Гайдая, Э. Рязанова, М. Жванецкого и др. являются примерами релаксационного творчества, несмотря на нравственные проблемы, поднимаемые в произведениях. А. Тарковский, Ф. Феллини, И. Бергман, С. Спилберг, А. Экзюпери, Р. Бах, А. Звягинцев, А. Балабанов, Р. Литвинова, А. Рыбников и др. - имена, ассоциирующиеся с произведениями сложного философского замысла, требующие вдумчивого отношения, интеллектуальной подготовки, психоэмоциональ-
ного настроя. К лидерам релаксационного жанра часто причисляются детективы, женские романы, мелодрамы, позволяющие уйти от реальности жизни, погрузится в мир грез или детективного расследования.
Эмоциональная функция творческого имени является важной в создании психологической среды обитания человека, его внутреннего мира. Творческое имя и его произведения способны актуализировать личную и профессиональную жизнь человека, или, напротив, снизить психоэмоциональный фон во всех видах деятельности личности. Например, имя режиссера С. Бондарчука ассоциируется с мощными по эмоциональному патриотическому воздействию фильмами «Судьба человека», «Они сражались за родину», режиссера Л. Гайдая с киношедеврами комедийного жанра «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «12 стульев». Творчество Э. Рязанова в его киношедеврах «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы» и др. полно искрометного юмора, легкости самоиронии, музыкальности, вселяющего веру человека в добро, любовь и справедливость. В этом плане актуальными становятся направления арттерапии, библиотерапии как деятельности, направленной на гармонизацию эмоциональной сферы индивида. Поэтому, без сомнения, творческое имя писателя, режиссера, сценариста, актера может стать врачевателем души человека.
Познавательная (гносеологическая) функция творческого имени связана с его влиянием на изучение почитателями таланта социокультурной среды места рождения (родины) и мест творчества. Тема гения места и места гения в пространстве, влияния среды на формирование личности активно исследуются в работах Г. Гачева, П. Вайля, Д. Замятина. Интересен подход Г. Гачева, который проникал в систему ценностей российской цивилизации, изучал детали быта и поведения, т.е. координаты и ориентиры, какими руководствуются люди в обыденной жизни, их религиозные и философские значения и смыслы. Изучение среды обитания, территории рождения дают исследователям общую картину формирования творческой личности. У каждого народа имеется свой склад мышления, считал ученый, который и предопределяет картину мира, и человек слагает мысли в ряд, «который для него доказателен, а для другого народа - нет» [17, с. 21-22]. Последователь Г. Гачева - Д. Замятин, используя собственный метод работы с географическими образами и интерпретируя их в различных социокультурных контекстах, считает, что география искусства - это: «возможность исследования экзистенциальных ситуаций творца, художника в месте, где он находится/находился, пребывал, творил. Бытие местом, бытие-в-месте: географизация искусства означает, что художник, творец преобразует свое место - он размещает свое искусство и размещается им». [13, с. 371-372]. Безусловно, географические образы творческих имен полимасштабны и многопространственны, и в этом утверждении присутствует не только понимание значимости места рождения авторов, но и мест, связанных с их творчеством.
Степень общественной значимости любого творческого имени представлена аксиологической (ценностной) функцией, цель которой - заставить задуматься о смысле общечеловеческих ценностей. Отдавая предпочтение определенным авторам, мы обращаем внимание на ценностные ориентации в их собственной биографии и в созданных ими произведениях. Говорят ли они об общечеловеческих ценностях, либо это тип творца писателя -«мистификатора», прагматика, который хорошо разбирается в потребностях и ожиданиях общества, творит миры сенсаций, детективов и виртуальных реальностей» и просто зарабатывает деньги на вымысле [10]. Творческое имя, выступая ценностным образцом поведения, осмысления событий, отношений, влияет и на систему ценностных ориентаций поклонника. Проблемы любви, патриотизма, карьеры, религии, отношения с властью, нравственные поиски и т.д. , обозначенные в произведениях, и соответствующие системе ценностей человека, также являются основой положительного личностного отношения к творческому имени литератора, драматурга, режиссера, музыканта и т.п. Обозначая проблемы творца в культуре, мы осознаем, что они формируют лицо эпохи, создают галерею образов социальных, героев, которым подражают. П. Сорокин утверждал, что «...именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [18]. Если творческое имя удовлетворяет запросы, потребности
личности, оно обретает ценность. Таким примером для поколения конца 70-х был В. Высоцкий, кумиром 90-х - представитель молодежной субкультуры поэт и певец В. Цой. Следует отметить, что одно и то же творческое имя может иметь ценность в одной культурной среде и отрицательное отношение в другой. Только творческое имя, способствующее общественному прогрессу, может быть значимым для социума, имя, имеющее регрессирующее влияние, несет в себе антигуманную функцию. Безусловно, понять это можно по истечении определенного времени.
Особое значение имеет эстетическая функция творческого имени. И связана она, прежде всего, с выдающимися именами, способствующими включению положительных эмоций, эстетическому наслаждению человека. Эту функцию несут в себе имена известных модельеров, художников, хореографов, которые используют в своем творчестве приемы визуализации созданных ими артобъектов (модная одежда, аксессуары, концертные костюмы, красивые фигуры, картины, танцевальные движения), а также музыканты, литераторы, режиссеры, владеющие приемами звукового и видеовоздействия (музыка, кино, песни).
Коммуникативную функцию можно представить как многогранный процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности, среди которых авторы, поклонники, критики, журналисты с целью передачи и обмена информацией в вербальных и невербальных коммуникациях. Важность коммуникаций определяется и тем, что вокруг творческого имени формируется творческая среда, некое пространство, виртуальное или физическое, состоящее из интеллектуалов, общественных деятелей, художников, политиков, студентов и др. категорий. Благодаря такому объединению «взаимодействие лицом к лицу порождает новые идеи, услуги и институты, приводящие к успеху» [19].
В связи с этим важна интегративная функция творческого имени, т.е. способность интегрировать, объединять общество, группы, гордиться принадлежностью к культурному наследию своей страны. Так, имена Толстого, Достоевского, Чехова стали символами литературной России во всем мире, имена Данте, Ботичелли, Микеланджело - Италии, Сервантеса, Лопе де Вега - Испании, Шекспира - Англии, Гете, Шиллера, Баха - Германии и т.д.
Пожалуй, одной из самых важных функций творческого имени последнего десятилетия является репрезентативная. В условиях развития брендинга территорий, любое культурное явление или событие, связанное с творческим именем, может быть прочитано как своеобразный текст, несущий определенные социально значимые смыслы. «Горький» шоколад или «Чеховское «вино», сбор урожая яблок в толстовской Ясной Поляне имеют не только культурные, но и социально-экономические смыслы. Используя полимасштабный потенциал творческих имен, власть и местное сообщество решают задачу продемонстрировать неповторимость своих территорий. Творческое имя может служить реальным фактором социально-экономического развития территории, о чем свидетельствуют развитая инфраструктура территорий вокруг музеев А.П. Чехова в Мелехово, Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, М.А. Шолохова в ст. Вешенской. С.Г. Матлина представляет творческое имя как символ и бренд библиотеки, своеобразной культурной территории в глобальном пространстве города, мегаполиса. Называя имя одним из важнейших характеристик бренда, автор считает, что «существующая под безликим номером библиотека изначально сориентирована на тихое существование - без инновационных всплесков и творческих порывов: она существует «как все» и предпочитает «не высовываться» [20, с. 5-14].
Таким образом, мы обозначили важные социокультурные функции творческого имени, среди которых: духовно-нравственная, релаксационная, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, эмоциональная, эстетическая, интегративная, репрезентативная. В условиях глобализации, роста национального самосознания роль творческого имени как символа, знака, репрезентанта территории значительно возрастает. Творцы воздействуют на исторический прогресс, формируя и преобразовывая его, способствуют развитию культурной идентичности своих территорий, росту самосознания местного населения. М. Шолохов и А.П. Чехов для Донского края, П. Чайковский для Тверской области, В. Шукшин для Алтайского края, Л. Толстой для Тульской области, С. Есенин для Рязанской области, В. Аксенов для Казани, С. Платонов для Воронежской области и многие другие творческие имена
способны гуманизировать социум, эмоционально корректировать внутренний мир человека, развивать региональные культурно-коммуникативные практики, активно используя международный культурный опыт, влиять на развитие социально-культурной компетенции региональной власти, бизнеса, интеллигенции, местного сообщества.
Литература
1. Кант И. Критика чистого разума. Соч.: в 6 т. Т. 6. M.: Mbi^^ 1965. 799 с.
2. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Mинск: Коллегиум,1992. 253 с.
3. Флиер А.Я., Полетаева М.А. Происхождение и развитие культуры. M.: MГУКИ, 2008. 272 с.
4. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. M.: Гайдарики, 2007. 349 с.
5. Платон. Пир. UEL: http://fanread.ru/book/1176394/page=7
6. Фромм Э. Здоровое общество = The Sane Society (1955) [перевод Т.В. Банкетовой]. M.: АСТ, Хранитель, 2006. 544 с. (Философия. Психология).
7. Руденко А.М. Философия в схемах и таблицах. Изд. 3-е. Ростов-н/Д: Феникс, 2015. 382 с.
8. Ларошфуко Ф. Размышления на разные темы. Л.: Наука, 1971. URL: hAp^/vikentru/ enc/1494
9. Разлогов К.Э. Индивид - личность - творческая личность: мифы и реальность // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1.
10. Ахмедова А.А. Проблема творца в культуре: автореф. ... дис. канд. филос. наук: 24.00.01: СПб., 2003. 23 c.
11. Титаренко И.Н. Имя гения в культурном наследии: отечественный зарубежный опыт // Продолжение А.П. Чехова. Чехов. Чайковский. Левитан: Mатериалы V Всероссийской науч.-практ. конф. библиотек, носящих имя А.П. Чехова (Таганрог, 14-15 мая 2015 г.). Таганрог: ИП Думик Ю.А., 2015.
12. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. M.: Согласие, 2010. 672 с.
13. Замятин Д. В сердце воздуха. К поискам сокровенных пространств: Эссе. СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 416 с.
14. Скрынникова Л.И., Титаренко И.Н. Имя как социокультурный феномен // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2015. № 11. Ч. 2.
15. Флоренский П. Имена // Архив священника П. Флоренского. Кострома: Купина, 1993. 320 с.
16. Шопенгауэр А. О самостоятельном мышлении // Parerga und Paralipomena. Гл. XXII: URL: https: //ru. wikipedia. org/ wiki/
17. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо - Психо - Логос. M., 1995. 485 с.
18. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. M., 1992. 429 с.
19. Лэндри Ч. Креативный город. M.: Классика-XXI, 2011. 399 с.
20. Матлина С.Г. Библионимика. Имя как символ и бренд библиотеки (постановка проблемы). 2007. № 4.
References
1. Kant I. Kritika chistogo razuma [Critique of pure reason]. Vol.: In 6 volumes Volume 6. M.: Mysl', 1965. 799 p.
2. Fromm E. Chelovek dlya sebya. Issledovanie psikhologicheskikh problem etiki [Man for himself. The study of psychological problems of ethics]. Minsk: The College,1992. 253 p.
3. Flier A., Poletaeva M.A. Proiskhozhdenie i razvitie kul'tury [The origin and development of culture]. M.: Moscow state university, 2008. 272 p.
4. Rozin V.M. Teoreticheskaya i prikladnaya kul'turologiya [Theoretical and applied cultural studies]. M: Gaidarici, 2007. 349 p.
5. Platon. Pir [Feast]. URL: Access mode://http://fanread.EN/book/1176394/page=7
6. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo = The Sane Society (1955) [perevod T.V. Banketovoi] [Healthy society = The Sane Society (1955) [T.V. Banketova's translation]. Moscow: AST, the Guardian, 2006. 544 p. (Philosophy. Psychology).
7. Rudenko A.M. Filosofiya v skhemakh i tablitsakh [Philosophy in diagrams and tables]. Ed. 3. Rostov n/D: Feniks, 2015. 382 p.
8. La Rochefoucauld. Razmyshleniya na raznye temy [Reflections on various topics]. L.: Nauka,1971. URL: httr://vikent.ru/enc/1494
9. Razlogov K.E. The individual personality, a creative personality: myths and reality] // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2015. No. 1.
10. Akhmedov A.A. The Problem of the Creator in the culture: abstract. ... dis. PhD (philosophy): 24.00.01: Saint Petersburg, 2003. 23 p.
11. Titarenko I.N. The name of genius in the cultural heritage: domestic foreign experience //the Continuation of A. P. Chekhov. Chekhov. Tchaikovsky. Levitan: materials of the V all-Russian scientific. scient. conference library named after A.P. Chekhov (Taganrog,on may 14-15, 2015). Taganrog: Yip Dumic Y.A., 2015.
12. Flier A.Y. Kul'turologiya dlya kul'turologov [Culturology for culturologists]. M: Akkord, 2010. 672.
13. Zamyatin D. V serdtse vozdukha. K poiskam sokrovennykh prostranstv: Esse [In the heart of the air. To search for hidden spaces: Essays]. SPb.: Publishing house of Ivan Limbach, 2011. 416 p.
14. Skrynnikova L.I., Titarenko I.N. Name as a sociocultural phenomenon // Historical, philosophical, political and law sciences, culturology and study of art. Issues of theory and practice, 2015. No. 11. Part 2.
15. Florensky P. The Names // Files of the priest P. Florensky. Kostroma: Bush, 1993. 320 p.
16. Schopenhauer A. On independent thinking // Parerga und Paralipomena. GL. XXII: URL: https://EN. wikipedia. org/ wiki/
17. Gachev G. Natsional'nye obrazy mira. Kosmo - Psikho - Logos [National images of the world. Cosmo - Psycho - Logos]. M., 1995. 485 p.
18. Sorokin P.A. Social and cultural dynamics // Civilization. Society. M., 992. 429 p.
19. Landry H. Kreativnyi gorod [Creative city]. M.: Klassika-XXI, 2011. 399 p.
20. Matlina S. G. Biblionimika. Imya kak simvol i brend biblioteki (Postanovka problemy) [Biblionimika. Name as a symbol and brand of the library (problem Statement)]. 2007. No. 4.
УДК 614.2
А.В. ПЕТРОВ, И.К. ЧЕРЁМУШНИКОВА
ИНТЕРАКЦИЯ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИСКУРСЕ
Петров Андрей Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры философии, биоэтики и права с курсом социологии медицины Волгоградского государственного медицинского университета 400131, Волгоград, пл. Павших борцов,1), [email protected]
Черёмушникова Ирина Кабдрахимовна, доктор философских наук, профессор кафедры истории и культурологии Волгоградского государственного медицинского университета (400131, Волгоград, пл. Павших борцов,1), [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены особенности медицинской кросскультурной коммуникации в условиях глобализации. Изучение культурных контекстов здоровья приобретает особое значение, поскольку в общении врача и пациента сталкиваются разные культурные модели и картины мира. Неспособность врача учитывать эти особенности может стать причиной врачебной ошибки. В статье использован ряд примеров из опыта сотрудничества с Арканзасским медицинским университетом (UAMS) США. Ключевые слова: медицинская культура, культурный контекст здоровья, коммуникация врач-пациент, глобализация.