Научная статья © Губайдуллина И.Н., Ишмеева А.С., 2022
NIION: 2010-0082-1/22-052 УДК 338
MOSURED: 77/27-006-2022-01-71
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
Ильсеяр Нуровна Губайдуллина1, Анастасия Сергеевна Ишмеева2
1 Уфимский государственный авиационный технический университет
2 Уфимский юридический институт МВД России
1 i.gubaidullina2015@yandex.ru
2 ishmeeva_ac@mail.ru и
Аннотация. В кратко- и среднесрочной перспективе можно выделить ряд глобальных тенденций, которые, вероятно, будут иметь последствия для национальной безопасности через призму экономической системы. Не все из них являются строго экономическими, но большинство имеют экономическую составляющую. В статье авторы выделяют глобальные и региональные геостратегические и макроэкономические тенденции, включая глобализацию, взаимозависимость, экономические тенденции и интеграцию Европейского Союза, изменения в политической и экономической парадигме иностранных государств и рост неопределенности, связанной с безопасностью ресурсов.
Ключевые слова: глобализация, национальная безопасность, взаимозависимость, интеграция, макроэкономические тенденции, критическая инфраструктура
Для цитирования: Губайдуллина И.Н., Ишмеева А.С. Глобализация и взаимозависимость // Современная наука. 2022. № 1. С. 70-72.
Original article
GLOBALIZATION AND INTERDEPENDENCE
Ilseyar N. Gubaidullina1, Anastasia S. Ishmeeva2
1 Ufa State Aviation Technical University
2 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
1 i.gubaidunina2015@yandex.ru
2 ishmeeva_ac@mail.ru H
Abstract. In the short to medium term, a number of global trends can be identified that are likely to have national security implications through the lens of the economic system. Not all of them are strictly economic trends, but most have an economic component. In the article, we highlight global and regional geostrategic and macroeconomic trends, including globalization, interdependence, economic trends and European Union integration; changes in the political and economic paradigm of foreign countries and the growth of uncertainty related to the security of resources.
Keywords: globalization, national security, interdependence, integration, macroeconomic trends, critical infrastructure For citation: Gubaidullina I.N., Ishmeeva A.S. Globalization and interdependence // Modern science. 2022. № 1. P. 70-72.
В результате роста торговли и экономической взаимозависимости национальная инфраструктура становится все более глобализированной, несмотря на то, что управление объектами и услугами остается, по сути, локальным, как и конечные пользователи. Основные потребности в инфраструктуре, инвестиции в развитие становятся все более глобальными по масштабу, а цепочки поставок, деловые отношения и производство все чаще выходят за пределы национальных границ. Глобализированная инфраструктура может принести выгоды, связанные с усилением конкуренции, такие как повышение стандартов и производительности, снижение затрат, обмен знаниями, передача опыта, передовой практики и инноваций. Однако постоянная взаимосвязь стран в плане торговли и природных ресурсов означает, что безопасность критической инфраструктуры зависит от субъектов государственного и частного сектора по всему миру, что создает неопределенность и уязвимость для отдельных стран [1]. Критическая инфраструктура становится уязвимой к воздействию событий и действий, которые происходят за пределами национальных границ и над которыми национальные правительства имеют минимальный контроль, поэтому устойчивость критической инфраструктуры в
этом контексте в значительной степени зависит от эффективного обмена информацией и передовым опытом между ключевыми партнерами.
Критическая инфраструктура - это актив или система, необходимые для поддержания жизненно важных функций общества. Уничтожение, повреждение или нарушение работы критически важной инфраструктуры может оказать значительное негативное влияние на безопасность страны и благосостояние граждан. Особые опасения вызывают следующие тенденции: изменения в мировом финансово-экономическом порядке, включая усиление влияния Китая, например, через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, рост протекционизма США, а также появление новых транснациональных сетей между Китаем и некоторыми странами Центральной и Восточной Европы.
Макроэкономические тенденции на международном уровне определяют как возможности роста, так и сложные риски, с которыми сталкиваются важнейшие сектора экономики. Стабильность международной экономики влияет на развитие как спроса (рост рынка, экспортные возможности и доступность финансирования частного или государственного сектора), так и предложения (регулирование, рынок труда и инициативы по повышению
70
ECONOMICS
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА. 2022. №1.
квалификации) [2]. На эту стабильность влияют решения Европейского Союза (далее - ЕС) и национального уровня по монетарной, фискальной, торговой и трудовой политике, внутренние изменения в отдельных государствах-членах или Еврозоне (занятость, производительность, процентные ставки, уровень инфляции и др.) и внешние факторы во взаимосвязанной мировой экономике (торговые сделки или споры, уровни экономического роста в странах с развивающейся экономикой и т.д.). В целом более высокие уровни политической и экономической стабильности обеспечивают критически важным отраслям большую определенность, что стимулирует организации инвестировать в новую инфраструктуру, технологии, человеческий капитал и интеллектуальную собственность с учетом возможностей и рисков, с которыми они ожидают столкнуться в будущем. Более низкие уровни стабильности повышают непредсказуемость будущих макроэкономических тенденций, подавляя инвестиции и снижая уровень доверия, что отражается на финансовых рынках, уровне инвестиций.
Основные области известных рисков включают растущий торговый спор между США и Китаем, неопределенные перспективы торговых переговоров между ЕС и США и более широких отношений, постоянные политические разногласия по поводу будущего направления интеграции еврозоны и фискальной и монетарной политики на уровне ЕС, различные уровни финансовых рисков в европейских банковских секторах, влияние демографических факторов как с точки зрения роста пенсионных, социальных и медицинских расходов, так и безработицы среди молодежи. Это может снизить способность отдельных стран отстаивать свои собственные суверенные интересы.
В то время как важнейшие объекты инфраструктуры, сектора и процессы становятся все более глобализированными, взаимосвязанными и взаимозависимыми, происходит и другой, противоположный сдвиг - все большее принятие протекционистской политики национальными правительствами. Во время финансовых кризисов многие правительства вмешались для поддержки национальной экономики, введя программы стимулирования, некоторые из которых сформированы в соответствии с внутренней политикой и практикой закупок [3]. Однако эти меры не были исключительно кризисным явлением, и тенденция к протекционизму, похоже, сохранилась. Общее число вновь введенных дискриминационных мер в Европе (другими словами, протекционистских мер в процессе государственных закупок) неуклонно росло в период с 2009 по 2017 год. Такие меры включают импортные тарифы, антидемпинг, финансирование торговли и гранты, экспортные налоги и субсидии, а также специфические политики локализации государственных закупок.
Протекционистскую инфраструктурную политику можно рассматривать как контрмеру против предполагаемых угроз, связанных с глобализацией и взаимозависимостью. Однако чрезмерно протекционистская политика может привести к увеличению затрат и снижению качества критически важной инфраструктуры из-за отсутствия рыночной конкуренции. Тем не менее в ответ на уязвимость, связанную с взаимозависимостью, некоторые стра-
ны начинают принимать протекционистские меры и могут продолжать это делать. За пределами ЕС США демонстрируют все большую склонность к протекционизму, например, президент Д. Трамп в 2019 году ввел 25-процентный тариф на весь китайский стальной импорт.
Экономическое поведение и относительная мощь потенциально враждебных государств могут иметь последствия для национальной безопасности. Например, экономический подъем развивающихся держав, таких как Китай, где доминируют государственные компании, имеет особые последствия для приватизированной промышленности в Европе и других странах. В начале 21 века в мире наметилась тенденция к приватизации, предполагающая сознательный отход от государственной собственности на предприятиях и уменьшение влияния государства на предпринимательскую деятельность. С 2004 года приватизации подверглись различные виды активов, включая инфраструктурные активы и малые предприятия. В последнее время тенденция к приватизации замедлилась и в ближайшие годы может начать сходить на нет в пользу государственной собственности. Вместо нее наметился переход к тому, что можно назвать государственным капитализмом. Эта тенденция характеризуется системой, в которой национальные правительства продвигают интересы ведущих (иногда государственных) компаний в ключевых национальных отраслях, сдерживают приток прямых иностранных инвестиций и ограничивают конкуренцию.
Государственные предприятия входят в число крупнейших и наиболее быстро растущих транснациональных компаний. Однако различия в определениях государственной собственности и государственного контроля затрудняют оценку этой тенденции. Интернационализация государственных предприятий поднимает новые важные вопросы в отношении трансграничных инвестиций и практики раскрытия информации. Например, китайские государственные корпорации стали доминирующими игроками в приобретении собственности европейских энергетических компаний, покупая доли в португальских, греческих и итальянских коммунальных предприятиях.
Растущая интеграция европейских и глобальных цепочек поставок, зависимость от нестабильных внешних источников многих ключевых компонентов, материалов и энергоносителей, а также все большее внедрение моделей производства и логистики точно в срок создают проблемы для управления устойчивостью критически важных секторов. Подобные факторы повышают вероятность стратегических потрясений за счет увеличения сложности и взаимосвязанности и ставят под угрозу наличие резервов или ресурсов для реагирования в случае возникновения таких дестабилизирующих инцидентов.
В контексте увеличивающейся неопределенности в отношении поставок важнейших материалов и природных ресурсов мировая энергетическая система претерпевает значительные изменения, включающие растущую электрификацию, расширение использования возобновляемых источников энергии, потрясения в нефтяной промышленности и глобализацию рынков природного газа. Ожидается,
ЭКОНОМИКА
71
что эти тенденции повлияют на глобальное предложение и спрос, а также на доступ к важнейшим ресурсам. Колебания цен в энергетическом секторе, вероятно, останутся характерной чертой мировой экономики в обозримом будущем, создавая уровень неопределенности, особенно для стран, зависящих от внешних поставщиков энергии и природных ресурсов. В последнее время в Европе наблюдался рост цен на нефть, что благоприятно сказалось на странах-производителях нефти, таких как Норвегия и Россия, и в то же время негативно повлияло на страны-импортеры. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), мировой спрос на энергию к 2040 году вырастет более чем на 25%, что потребует новых инвестиций в энергоснабжение в размере более 2 трлн долларов в год. В последние годы глобальная доля спроса и потребления энергии сместилась в сторону Азии, и ожидается, что эта тенденция сохранится. Это развитие происходит как раз на фоне сокращения добычи природного газа (по оценкам, к 2025 году истечет срок действия долгосрочных контрактов на 100 млрд кубометров). Прогнозируется, что ЕС придется искать дополнительные возможности для импорта, чтобы удовлетворить потребление. Ожидается, что Россия останется основным поставщиком природного газа в Европу. Ограничения в европейской инфраструктуре импорта (более 50% трубопроводов работают с ежемесячными пиками выше 80%) могут еще больше усугубить проблемы с поставками.
В современной взаимосвязанной мировой экономике большинство стран будут подвержены влиянию глобальных экономических событий. В результате глобального переплетения производственных цепочек и роста экономической и политической мощи стран с развивающейся экономикой ожидается рост политически мотивированной торговой напряженности и вопросов, связанных с доступом к природным ресурсам и стратегическим транспортным маршрутам.
В некоторых случаях протекционистские меры, такие как отраслевое регулирование, тарифы на импорт или ограничения на прямые иностранные инвестиции, могут быть приняты для снижения более
широких рисков безопасности, связанных с приобретением иностранными субъектами критически важной инфраструктуры и секторов. Однако протекционизм может иметь и негативные последствия. Хотя большинство этих инструментов координируется и регулируется на международном уровне (например, через ЕС или ВТО), введение тарифов на импорт может привести к ответным мерам со стороны торговых партнеров, а ограничения на прямые иностранные инвестиции - к сокращению инвестиций в целом, а также нанести потенциальный ущерб имиджу открытой экономики, приветствующей иностранных инвесторов. Такие меры могут сделать импорт, жизненно важный для функционирования экономики, гораздо более дорогим и труднодоступным, а также привести к ухудшению дипломатических и коммерческих отношений, что может поставить под угрозу национальную безопасность.
Список источников:
1. Сафин УЗ., Рахматуллин М.А. Актуальные проблемы мировой экономики и экономическая безопасность государства. Уфа, 2015.
2. Рахматуллин А.М., Рахматуллин М.А. Глобализация, мировой экономический кризис и их влияние на экономику России // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей Международной научно-практической заочной конференции. 2016. С. 314-317.
3. Филиппов О.А., Харисова З.И. Право международной безопасности: современное состояние и тенденции развития // Вестник Института права Башкирского государственного университета. 2020. № 1(5). С. 46-50.
References:
1. Safin U.Z., Rakhmatullin M.A. Actual problems of the world economy and economic security of the state. Ufa, 2015.
2. Rakhmatullin A.M., Rakhmatullin M.A. Globalization, the global economic crisis and their impact on the Russian economy // Topical issues of modern science: collection of international scientific and practical conference. 2016. P. 314-317.
3. Filippov O.A., Harisova Z.I. International security law: current state and development trends // Bulletin of the Institute of Law of Bashkir State University. 2020. № 1(5). P. 46-50.
Информация об авторах
И.Н. Губайдуллина - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры пожарной безопасности факультета защиты в чрезвычайных ситуациях Уфимского государственного авиационного технического университета Контакты: ул. Аксакова, д. 94, Уфа, Россия, 450076
А.С. Ишмеева - кандидат экономических наук, доцент, заместитель начальника кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России Контакты: ул. Муксинова, д. 2, Уфа, Россия, 450091
Information about the authors
I.N. Gubaidullina - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate professor department of fire safety faculty of emergency protection Ufa State Aviation Technical University Contacts: ul. Aksakova, d. 94, Ufa, Russia, 450076
A.S. Ishmeeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Deputy head of the department ofsocio-humanitarian and economic disciplines of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Contacts: ul. Muksinova, d. 2, Ufa, Russia, 450091
Статья поступила в редакцию 05.02.2022; одобрена после рецензирования 10.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 05.02.2022; approved after reviewing 10.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
72 -ECONOMICS -