Научная статья на тему 'Особенности реализации общегосударственных социальных задач на региональном уровне'

Особенности реализации общегосударственных социальных задач на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ДОТАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ишмеева А.С.

Статья посвящена проблемам развития социальной сферы на региональном уровне. В ней раскрываются основные причины, приведшие к росту уровня социально-экономической дифференциации. Особое внимание уделяется вопросам межбюджетных отношений. Рассматриваются меры, принимаемые региональными органами государственной власти в данной сфере. Представлены теоретические основы социальной политики, рассмотрены основные направления реализации социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации общегосударственных социальных задач на региональном уровне»

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

УДК 316.1

А. С. ИШМЕЕВА, доцент кафедры экономических дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат экономических наук, доцент (г. Уфа)

A. S. ISHMEEVA, associate professor of the Chair of Economic Disciplines of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Economic Sciences, associate professor (Ufa)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ

ЗАДАЧ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

THE FEATURES OF REALIZATION OF NATION-WIDE SOCIAL TASKS

AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития социальной сферы на региональном уровне. В ней раскрываются основные причины, приведшие к росту уровня социально-экономической дифференциации. Особое внимание уделяется вопросам межбюджетных отношений. Рассматриваются меры, принимаемые региональными органами государственной власти в данной сфере. Представлены теоретические основы социальной политики, рассмотрены основные направления реализации социальных задач.

Ключевые слова и словосочетания: социальная сфера, дотации, региональная социально-экономическая политика, финансирование, социальная инфраструктура, региональные и местные бюджеты, органы местного самоуправления, межбюджетные отношения, территориальное развитие.

Annotation. The article is devoted to the problems of development of the social sphere at the regional level. It covers the main reasons having led to the growth of level of social and economic differentiation. A special attention is paid to the questions of the interbudgetary relations. The measures taken by the regional public authorities in this sphere are considered. The theoretical bases of social policy are presented, the main directions of realization of social tasks are considered.

Keywords and phrases: social sphere, grants, regional social and economic policy, financing, social infrastructure, regional and local budgets, local governments, interbudgetary relations, territorial development.

Социально-экономическая роль современного государства возрастает в связи с ростом масштабов и усложнением структуры рыночной экономики. Поддержание баланса в системе социально-экономических отношений между производителями и потребителями ус-

>

<ч а а и

и Д

В

луг, а также повышение ответственности государственных учреждений за руководство экономикой и социальным комплексом должны стать главными приоритетами современного государства.

s а

о

^

о «

У

а -с

а £

о

^

о «

?

а

£ «

а s

eq

Несмотря на принимаемые государством меры социальной защиты населения, в России по-прежнему стоит проблема выбора экономической модели хозяйствования для отраслей социальной сферы. Недооценка особенностей механизма хозяйствования в инфраструктуре социальных благ связана с распространенной в экономической науке позицией рыночного фундаментализма. В соответствии с данной теорией, свободный рынок способен решать все экономические проблемы, более того, распространение принципов конкуренции и максимизации индивидуальной выгоды должно быть повсеместным и господствующим во всех отраслях, в том числе и в сфере социальных благ. Тем не менее, в условиях глобальной финансовой нестабильности данная точка зрения не может быть реализована на практике, что приводит к осознанию главенствующей роли государства в регулировании социально-экономических проблем. ^ Отрасли социальной сферы яв-

«ч ляются неотъемлемым элементом лю-

2 бой экономической системы, поскольку

а ориентированы на обеспечение качества

^ жизни населения страны или опреде-

с^ ленной территории. Уровень развития

¡^ отраслей социальной сферы во многом

^ зависит от экономического потенциала

| государства, фазы макроэкономическо-

^ го цикла, уровня бюджетной обеспе-

| ченности. Длительное время (1990-е гг.)

« отрасли социальной сферы характери-

© зовались выраженной стагнацией - нем

§ достатком финансовых и материальных | ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной эко-| номике, эффективных рычагов социаль-| ной защиты и поддержки важнейших ^ отраслей социальных услуг: образования, здравоохранения, культуры, жи-^ лищно-коммунального хозяйства. | Для современного этапа соци-

§ ально-экономического развития харак-

03 терно, во-первых, возникновение и раз-

витие коммерческого сектора в данной сфере социальной инфраструктуры с более высоким уровнем оплаты труда, а во-вторых, разработка организационных и финансовых механизмов повышения эффективности государственных и муниципальных учреждений социальной сферы посредством внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат.

Наиболее развитой формой рыночной экономики выступает социально ориентированная рыночная экономика, в которой принцип свободы рыночного хозяйствования сочетается с государственным регулированием экономики, социальным прогрессом. Пристальное внимание уделяется особенностям становления и развития социально ориентированной рыночной экономики и в России.

В научной литературе и на практике к социальной сфере принято относить ряд отраслей и видов деятельности, направленных на обеспечение благосостояния людей (отдельных личностей, семей, коллективов) в процессах жизнедеятельности и общественного воспроизводства. Прежде всего, в социальную сферу входят отрасли здравоохранения, образования, культуры, фундаментальной науки, социального обеспечения и защиты населения. В число отраслей социальной сферы часто включают жилищно-коммунальный сектор, ряд подотраслей видов бытового обслуживания населения, а также общественное питание. К социальной сфере причисляют также такие виды деятельности, как решение проблем занятости, миграции, трудовых отношений. Иногда к социальной сфере относят услуги пассажирского транспорта, связи и некоторых других организаций.

Современная роль социальной сферы в жизнедеятельности общества определяется ее целью и функциями. Цель можно представить в трех аспектах: 1) рост человеческого капитала; 2) повышение качества жизни населе-

ния; 3) создание условий для активного воздействия на эффективность общественного производства.

Функции социальной сферы подчинены общим целям общественного развития и включают:

- улучшение условий для прогрессивных демографических процессов;

- развитие человеческих ресурсов; физического, образовательного и духовного потенциала;

- совершенствование системы занятости и использования трудовых ресурсов;

- повышение профессионального и квалификационного уровня трудоспособного населения;

- развитие социальных отношений в экономической сфере;

- социальную защиту и поддержку нуждающихся групп населения.

Деятельность муниципального сектора заключается в реализации общегосударственной социальной политики через муниципальные образо-ва-ния. Все слои общества являются в большей или меньшей степени социальными или экономическими клиентами муниципальных образований, которые функционируют как посредники между населением и государственной властью на всей территории.

Социальные услуги предоставляют органы власти - непосредственно или через подведомственные им учреждения либо иные организации, безвозмездно или по регулируемым ценам в области здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения и в других областях.

После 1991 г. социальные функции местного самоуправления расширились в результате передачи объектов социально-культурной сферы приватизированных предприятий. Наиболее крупные предприятия все же сохранили на своем балансе социальные объекты, создали социально-культурные комплексы, действующие в основном на

коммерческих началах (дошкольные учреждения, общеобразовательные, объекты физической культуры и спорта и др.).

Социальная сфера муниципального сектора имеет различные источники финансирования и содержания: налоговые платежи, дотации, займы, предпринимательство. Их рациональное использование требует проведения разумной хозяйственной, экономической политики, стратегического видения. Формулируют и претворяют в жизнь эту политику муниципальные органы.

По всеобщему мнению экономистов, социологов, политиков, региональных лидеров, продолжающаяся деградация социальной сферы связана с проблемой явной недостаточности выделяемых бюджетных ресурсов на функционирование социальных отраслей. Следует отметить, что внутри отраслей социальной инфраструктуры существуют финансово обеспеченные структурные звенья (объекты, учреждения), поддерживающие высокий уро- ^ вень качества платных услуг с ориента- 10 цией на высокодоходные группы населения (например, отдельные виды ме- а дицинского обслуживания, образования, ^ санаторно-оздоровительных услуг). Од- Сц нако с ними соседствуют превалирую- ¡^ щая часть финансово ущемленных ^ структур. Данная социальная ситуация | характерна для развивающихся стран с Ц* невысоким доходом на душу населения, | где бедные слои населения не имеют « полноценного доступа к образователь- © ным, интеллектуальным, оздоровитель- § ным ресурсам, и в связи с этим лишены | объективных условий как вертикальной, так и горизонтальной мобильности, а И стало быть - и возможностей повыше- 0 ния трудовых доходов. §

Господствовавшее долгие годы ^ отношение к социальной сфере, соци- «Ц альному обустройству - как к нечто ^ второстепенному, несущественному, | безусловно, своеобразно отражает на- § циональный колорит отечественного 05

развития. Более того, отмеченный специфический признак, исторически вплетенный в общую гамму национальных особенностей развития, сегодня видится наиболее главным противоречием и тормозом дальнейшего общественного прогресса в нашей стране.

Для того, чтобы избежать драматического расширения негативных процессов, руководству страны следует не только осознать, что бюджетные расходы на здравоохранение, образование, науку, культуру являются инвестициями в человеческий капитал, ставший главным фактором современного общественного развития, но и на деле, в практической деятельности обеспечивать полноценное государственное финансирование отраслей социальной сферы, а также создавать необходимые условия для привлечения частных, корпоративных, общественных ресурсов.

С переходом к рынку источники финансирования социальных услуг стали разнообразнее, активизировалась ^ коммерциализация социальной сферы. «ч Однако основные расходы до сих пор ® приходятся на местные бюджеты, т. е. а на муниципальный сектор. & Реализация общегосударствен-

ен ных социальных задач на региональном § уровне требует целого комплекса взаи-

^ моувязанных действий, конкретизиро-е

§ ванных по следующим направлениям:

§ - укрепление здоровья и творче-

| ского долголетия работоспособного на-

« селения; а '

¡а - выравнивание экономических

§ возможностей и усиление социальной

^ мобильности за счет доступности со-

^ временного образования; Ц - рациональное использование

о накопленного интеллектуального по-

§ тенциала;

- повышение культурно-

а

нравственного уровня жителей региона; ^ - создание условий для эффек-

Ц тивной занятости населения, обеспече-

§ ние баланса спроса и предложения на

ед региональном рынке труда;

- повышение качества, конкурентоспособности и внутрирегиональной мобильности трудовых ресурсов;

- содействие росту денежных доходов населения и уменьшению их дифференциации путем увеличения заработной платы, базирующейся на опережающем повышении производительности труда;

- обеспечение роста заработной платы в бюджетной сфере;

- стимулирование социально ответственного поведения предпринимательства;

- сокращение внутрирегиональных очагов бедности и малообеспеченных групп населения на основе расширения занятости населения;

- разносторонняя поддержка социально уязвимых групп населения, улучшение пенсионного обеспечения, упорядочение социальных пособий и льгот, совершенствование персонифицированной социальной помощи;

- взаимодействие с общественными структурами в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества;

- формирование рынка отдельных социальных услуг;

- освоение и внедрение новых методов финансирования учреждений социальной сферы, расширение их организационно-хозяйственной самостоятельности для расширения ассортимента и повышения качества предоставляемых гражданам социальных услуг.

Последнее становится все более актуальным во всем мире. Это подтверждается исследованиями зарубежных специалистов, выявляющих, что государственные организации в сфере обслуживания редко сталкиваются с необходимостью ради победы в конкурентной борьбе вводить новшества и повышать производительность, и потому они становятся «нерегулируемыми монополистами» и ведут себя соответственно [1, с. 14]. В отсутствии рыночных стимулов организация, позволяющая себе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

роскошь, характерную для монополиста (в чем упрекается большинство государственных компаний), впадает в благодушие и безответственность. Это весьма свойственно и большинству российских бюджетных организаций в социальной сфере.

Современные подходы к социально-экономическому развитию основываются на следующей установке: конечная цель - повышение качества жизни людей - зависит не только от роста уровня доходов, но и в существенной степени от расширяющегося человеческого выбора в сфере здравоохранения, образования, жилищных условий, экономической и общественной деятельности [2, с. 96]. При этом различают три сущностные потребности: 1) в долголетии и здоровье; 2) в получении современных знаний; 3) в доступе к ресурсам, необходимым для достойного уровня жизни. Их удовлетворение - условие реализации политических и экономических свобод.

Указанное достаточно четко отражает актуальные проблемы, без решения которых невозможно рассчитывать на устойчивый рост и прорывные результаты в современной экономике на региональном и федеральном уровнях.

Основным недостатком управления сферой социальных благ в России

является отсутствие эффективной схемы социального бюджетирования. В данный момент мы наблюдаем неэффективное финансирование государственных социальных обязательств, отсутствие системы оценки и учета бюджетных ресурсов для предоставления социальных гарантий населению. В нормативно-правовых актах РФ отсутствует понятие «бюджет социальных услуг», границ и форм его использования. Согласно принятому в ноябре 2011 г. закону «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в ближайшие годы предусматривается сокращение расходов на образование, здравоохранение, культуру и ЖКХ примерно в полтора раза по доле суммарных госрасходов. Одновременно с этим в полтора раза вырастут расходы на безопасность, правоохранительную деятельность и оборону.

В условиях дефицита бюджетных средств, изменяющегося и во многом искаженного рынка труда, одним из направлений совершенствования социального сектора является институциональная перестройка, повышение эффективности использования бюджетных средств и привлечение в социальную сферу дополнительных финансовых потоков.

>

<4

а а

и и

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1 Губайдуллина И. Н. Повышение роли интегрированных образований реального сектора экономики в обеспечении социально ориентированного развития регионов: автореф. дис. ... на соискание ученой степени канд. эконом. наук. Казань, 2011.

2 Ковтунова С. Ю. Обеспечение социально-экономической безопасности личности в условиях неопределенности // Закономерности и тенденции развития науки в современном мире: сб. статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. И. Н. Пилипчук. Стерлитамак, 2015. С. 94-100.

© Ишмеева А. С.

и «

а

о

^

о «

и

¥ а -с

а £

о

^

о «

и ?

а £

а «

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.