Глобализация и конкурентоспособность национальных предприятий
Кошкарев Максим Владимирович,
соискатель, Институт экономических проблем им.Г.П.Лузина, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской Академии Наук, karakas@inbox.ru
Статья посвящена исследованию особенностей обеспечения конкурентоспособности национальных предприятий в условиях глобализации. В процессе исследования установлено, что ключевыми факторами достижения устойчивых конкурентных позиций (достижения конкурентных преимуществ) являются: проведение инновационной политики; развитие кадрового потенциала (эффективный кадровый менеджмент); управление качеством на предприятии (менеджмент качества); участие в трансферте технологий и инноваций; организация деятельности в рамках современных кооперационных образований.
Особенное внимание автор акцентирует на вопросах управления и контроле факторов риска, возникающих в ходе осуществления деятельности крупных хозяйствующих субъектов. Как следствие, - выделяет одним из основных эффективных направлений деятельности менеджмента работу с исторически сложившимися и приобретенными конкурентными преимуществами предприятия, их дальнейшем развитии и совершенствовании в условиях интенсивной конкуренции и глобализации.
Ключевые слова: конкуренция, глобализация, предприятие, инновации, конкурентные преимущества.
Глобализация вносит фундаментальные изменения как в эффективность функционирования всей экономической системы, так и отдельных национальных экономик в частности. Глобализационный характер экономического развития следует из глубокой взаимозависимости составляющих мирового хозяйства, из дуалистического единства его противоречивости и целостности, которое усиливается в условиях широкого развертывания интернационализации производства и интенсификации интеграционных процессов [1].
Без сомнения, влияние глобализации на отдельные страны, производства и предприятия имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительное влияние глобализации связано с совершенствованием конкурентных отношений, развитием систем управления как на микро-, так и на макро- и глобальном уровнях, динамическим внедрением прогрессивных технологий и их стремительным распространением в глобальном пространстве [2]. В то же время, глобализация вместо прогнозируемого выравнивания цен на факторы производства, нивелирования значительных отклонений доходов и жизненного уровня и, соответственно, достижения эффективного экономического сотрудничества на всех континентах между всеми странами, приводит к все большей поляризации уровня жизни и разделению хозяйственных систем различных государств.
В данном контексте очевидно, что современные тенденции развития глобализационного мира убедительно доказывают необходимость переосмысления проблем генезиса и развития национальных экономик в целом и предприятий в частности. Глобализация в современных условиях, с одной стороны, выступает условием функционирования субъектов хозяйствования, а, с другой стороны, определяет уровень конкурентоспособности их деятельности. Важное значение глобализация приобретает для предприятий, функционирующих в условиях транзитивной экономики, конкурентные позиции которых на современных мировых рынках остаются недостаточно высокими. Достижение цели повышения конкурентоспособности предприятий в таких условиях осложняется экономическим кризисом, высоким уровнем износа производственных фондов, низким уровнем качества управления и другими причинами [3]. Кроме того, в настоящее время главными препятствиями в процессе обеспечения конкурентоспособности предприятий в глобальной среде является ограниченность и неразвитость внутреннего рынка, фискальная направленность налоговой политики, распространение коррупции, тенизация экономики, отсутствие достаточного финансирования науки, стимулов у предприятий к инновационно-инвестиционной деятельности, недостаточное обеспечение и защита конкурентных преимуществ национальных товаропроизводителей.
Указанные обстоятельства актуализирует необходимость определения основных направлений влияния
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
глобализационных процессов на развитие предприятий и укрепление их конкурентоспособности. Очевидно, что в условиях ограниченного доступа субъектов хозяйствования к внешним рынкам, а также принимая во внимание современные требования к качеству товаров и услуг, низкую активность и эффективность инновационной деятельности, несовершенство бизнес-процессов и некачественный менеджмент, отсутствие государственной поддержки, предприятиям необходима такая система способов, методов и инструментов обеспечения конкурентоспособности, которая соответствовала бы современным условиям открытой экономики, функционирующей в условиях глобализации.
Итак, указанные обстоятельства предопределяют выбор темы данной статьи, а также подтверждают ее теоретическую и практическую значимость.
Исследованию сущности и направлений интеграции экономики и повышению конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации посвящены работы отечественных экономистов и международных экспертов, в том числе, международных специалистов Всемирного Экономического Форума (ВЭФ). Уже на протяжении почти трех десятилетий ВЭФ исследует конкурентоспособность различных хозяйственных систем. Ежегодные глобальные отчеты форума является тем стандартом, с помощью которого бизнес-лидеры и политики определяют препятствия, затрудняющие повышение конкурентоспособности, и обсуждают стратегии по их преодолению.
Направления исследования большинства ученых охватывают преимущественно макроэкономический уровень и посвящены анализу влияния глобализации на состояние национальных экономик. Так, теоретические и прикладные аспекты воздействия глобализации на социально-экономическое развитие стран мира активно изучают такие экономисты, как В. Олдерсон, Дж. Бем, Ч. Гип, Г Дей, К. Койн, Ж. Ламбен, Х. Оливер, Л.Л., Варналий З.С., Зозулев А.В., Герасимчук В.Г., Ка-нищенко А.Л., Лысенков Ю.М.
В свою очередь практические аспекты обеспечения конкурентоспособности субъектов хозяйствования отражены в трудах И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Портера, А. Томпсона, Р. Фатхутдинова, Э. Азаряна и т.д.
Отдельное внимание исследованию опыта мировых компаний в поддержании уровня развития собственных производств, раскрытию проблем оценки конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке и определению факторов влияния на международную конкурентоспособность предприятий уделено в трудах А. Дикань, Я. Ромусика, Ю. Свердлова, Н. Фа-рафонова, Х. Урбанцова, Р. Аткинсона.
Вместе с тем, несмотря на значительное количество опубликованных работ и их научную ценность, немало теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблематики требуют дальнейшей углубленной проработки. Это касается, в частности, определения основных направлений влияния глобализации на развитие национальных предприятий, выбора эффективных инструментов и механизмов, которые позволят субъектам хозяйствования адаптироваться к условиям внешней среды с тем, чтобы минимизировать их негативное влияние и максимально использовать открывающиеся возможности.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, цель статьи заключается в изучении особенностей глобализации и определении способов и механизмов обеспе-
чения конкурентоспособности национальных предприятий в условиях открытой экономики.
Основными признаками глобализации в настоящее время являются: интеграция рынков; взаимозависимость и взаимопроникновение; тенденция к конвергенции; образование целостной экономической системы [4]. Глобализация осуществляется в двух направлениях - внутренние и наружные трансформации. Развитие внутрь означает, что процесс идет путем расширения использования иностранных товаров, капитала, технологий. Внешнее развитие свидетельствует о преимущественной ориентации государства на мировой рынок и глобальную экспансию фирм. В данном контексте экономическую глобализацию принято трактовать как наиболее высокий уровень интернационализации национальных экономик и их растворение в глобальном хозяйственном механизме.
Не подлежит сомнению тот факт, что функционирование предприятий в ситуации не всегда прогнозируемых изменений внешней среды, особенно в условиях прогрессирующей глобализации, региональной интеграции, экономической дерегуляции и быстрого развития информационных технологий, означает способность удерживать имеющиеся и формировать новые конкурентные преимущества [5].
В условиях глобализации мировой экономики значительно усложняется конкуренция предприятий - товаропроизводителей. Практически это всегда конкуренция с известными мировыми брендами. Сегодня нельзя рассчитывать на то, что найдется рынок, недоступный для мировых гигантов, поэтому проблема обеспечения конкурентоспособности собственной продукции требует постоянных решительных действий [6]. Также очевидным является тот факт, что для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на глобальном рынке в настоящее время уже недостаточно просто наращивать объемы производства. Ученые отмечают, что особенностями XXI в. является фокусировка на знаниях, информации и инновационной экономике [7]. Соответственно успех предприятия зависит от компетенций, опыта, креативной деятельности и квалификации сотрудников.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в современном международном окружении способность предприятий к технологическим новшествам, внедрению инноваций становится основным источником конкурентоспособности. Предприятиям необходимо формировать свою материально-техническую базу на инновационной основе, потому как в условиях глобализации именно инновационный тип поведения является средством обеспечения выживания и успешного функционирования на рынке. Важным также является углубление потенциала промышленно-технологической переработки и создание условий для совершенствования воспроизводственной структуры в соответствии с технологическими укладами высшего уровня [8].
Кроме того, следует отметить, что в либерализованной открытой рыночной экономике, которая непосредственно задействована в глобальной конкуренции, конкурентоспособность в значительной степени зависит как от эффективности управления, так и от факторов риска, возникающих на государственном и местном уровнях. Поэтому, для достижения долговременного успеха работа по обеспечению конкурентоспособности предприятия и его повышению должна осуществляться во всех сферах его деятельности, особенно в:
- производственной, где ключевое значение имеют: ассортимент товаров и их номенклатура, качество выпускаемой продукции, вид технологии, масштабы деятельности, обеспеченность сырьем и его качество, гибкость производства;
- маркетинговой, в рамках которой особого внимания заслуживают исследования рынка и прогнозирование тенденций на нем, система позиционирования и сбыта товара, ценообразование, обслуживание потребителей, рекламная деятельность;
- финансовой, где важное значение имеют: степень ликвидности, активность, доходность, платежеспособность предприятия, привлечение внешних инвестиционных ресурсов, направления вложения собственных средств, общее финансовое положение предприятия;
- инновационной, которая должна находить свое активное проявление в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НДЦКР) собственными силами, использовании заимствованных результатов НИОКР, постоянной обновля-емости продукции, технологии, расширении использования информационных технологий;
- кадровой и организационно-культурной, для которых ключевое значение имеют: качественный и количественный состав трудовых ресурсов, тип лидера, коммуникации и процедуры, характер корпоративных ценностей;
- управленческой, где важное значение имеют: тип организационной структуры управления, ее гибкость и рациональность, методы и подходы к управлению, адаптационные возможности предприятия.
По мнению автора, существенное значение для повышения конкурентоспособности национальных предприятий в условиях глобализации имеет организация и участие в трансферте инноваций. Главные преимущества трансфера инноваций в данном случае заключаются в следующем:
возможность свободного перемещения ресурсов между странами, что дает возможность национальным предприятиям привлекать инновационные ресурсы, создающие основу для формирования преимуществ на текущей стадии развития инновации и прорывных технологий и/или создавать ресурсное обеспечение, позволяющее перейти на следующий этап инновационного развития;
интеграция хозяйственных систем государств в процессе сближения уровней их социально-экономического развития, общности целей и методов их достижения, что обусловливает согласованность направлений и темпов развития инновационных потенциалов национальных предприятий [9];
внедрение высокой культуры управления на предприятиях, использование новых методов построения диалога с социумом, что формирует материальные и нематериальные стимулы для национальных производителей;
апробация современных систем контроля качества как промежуточной, так и конечной продукции, что позволит повысить конкурентоспособность национальных предприятий на мировом рынке;
использование преимуществ информационно-коммуникативных технологий, которые способствующих выходу предприятий на мировой рынок, что влечет за собой уменьшение расходов и повышение скорости
передачи информации как современного производственного ресурса.
Исследователи отмечают, что стремительное развитие глобализационных процессов неизбежно приводит к обострению конкуренции в социально-экономической сфере, следствием которой является распространения новых организационных форм кооперации и сотрудничества предприятий [10]. Основными из них в настоящее время являются:
1. Стратегические альянсы, представляющие собой соглашения о достаточно длительной кооперации двух или более партнеров с целью достижения коммерческих целей, которые шире чем обычные торговые операции, но уже слияний/поглощений.
2. Кластеры, которые сконцентрированы по географическому принципу работы взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков фирм в родственных отраслях, а также организаций, обслуживающих их деятельность.
3. Производственные ассоциации, представляющий собой договорные объединения субъектов хозяйствования, деятельность которых нацелена на совместное выполнение однородных функций и координацию общей деятельности, например, лоббирование интересов отрасли, разработка отраслевых стандартов, лицензирование определенных видов деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, представляется, что участие национальных предприятий в таких объединениях на международном и глобальном уровнях позволит получить ряд существенных преимуществ для устойчивого конкурентного позиционирования. Из числа таких преимуществ можно выделить следующие:
- снижение трансакционных издержек, уменьшение неопределенности и непредсказуемости в деятельности национальных субъектов;
- повышение инновационного потенциала предприятий и возможностей осуществления ими стратегии взаимной адаптации за счет имеющегося опыта взаимодействия и учета потребностей друг друга;
- интенсификация информационного потока, которая увеличивает возможности в доступе к новым технологиям, ресурсам и расширению рынков сбыта продукции;
- партнерское сотрудничество в долгосрочном периоде обеспечивает предприятиям гибкость;
- увеличение возможностей дополнительного дохода от кооперативной деятельности за счет повышения эффективности использования ресурсов;
- экономия финансовых ресурсов за счет использования налоговых и финансово-кредитных механизмов;
- совместное пользование услугами высококвалифицированных работников и профессиональных менеджеров в пределах объединений;
- минимизация рисков за счет одновременного вложения индивидуального вклада и пользования капиталом других участников, координации действий в наиболее ответственных сферах деятельности;
- увеличение экспортных и импортных возможностей национальных субъектов и оптимизация структуры торговли и т.д.
Таким образом, подводя итоги, можно отметить следующее. В условиях распространения и усиления
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
процессов глобализации все факторы, которые являются составляющими формулы успешной деятельности национальных предприятий, должны быть согласованными, дополнять друг друга и быть направлены на достижение одной цели - повышение их конкурентоспособности.
Основным источником обеспечения конкурентоспособности национальных предприятий в условиях глобализации должен стать комплекс мер, направленных на повышение инновационной активности, внедрение современных моделей управления производством, развитие кадрового потенциала, содействие развертыванию новейших информационно-коммуникативных технологий, которые являются движущей силой глоба-лизационных трансформаций, стимулирование производства новой наукоемкой высокотехнологичной продукции, способной выдержать жесткие условия конкуренции в глобальном пространстве.
Литература
1. Comparative employment relations in the global economy / edited by Carola Frege, John Kelly. London: Routledge, 2020. 239 р.
2. Growth poles of the global economy: emergence, changes and future perspectives / Elena G. Popkova, editor. Cham: Springer, 2020. 309 р.
3. Худяков С.В. Структуризация систем управления промышленных предприятий в условиях концентрации экономической активности // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. №1(109). С. 164-171.
4. Демьянова О.В., Нуретдинова А.А. Управление компаниями в условиях нестабильной экономической среды // Научное обозрение: теория и практика. 2019. Т.9. №11(67). С. 1630-1637.
5. Артамонова О.С. Знания как фактор развития системы менеджмента качества в условиях цифровой экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. №6. С. 49-59.
6. Павлова И.В., Моисеев В.О., Гусарова И.А. Конкурентоспособность экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Финансовая экономика. 2019. №11. С. 373-377.
7. Nikitina N.V. Improvement of enterprise management system // Финансовая экономика. 2019. №6. С. 50-51.
8. Ибрагимов Э.А. Инновация и модернизация как необходимое условие устойчивого экономического развития в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. 2019. №9(110). С. 50-53.
9. Ren, Jing Prediction on the competitive outcome of an enterprise under the adjustment mechanism // Applied mathematics and computation. 2020. Volume 372: May 1st.
10. Sandrakova, I. The competitiveness of the enterprise as a factor of its market superiority // IOP conference series. Earth and environmental science. 2019. Volume 315: Issue 2.
11. Левин Ю.А., Павлов А.О. Инновационная политика. Москва, 2016.
12. Левин Ю.А., Лебедев Н.А. Концептуальные основы взаимодействия органов власти и предпринимательских структур на региональных рынках // Инновации и инвестиции. 2016. № 9. С. 83-87
Globalization and competitiveness of national enterprises
Koskarev M.V.
Center Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences.
The article is devoted to the study of the features of ensuring the competitiveness of national enterprises in the context of globalization. In the course of the research, it was established that the key factors for achieving sustainable competitive positions (achieving competitive advantages) are: innovation policy; development of human resources (effective personnel management); quality management at the enterprise (quality management); participation in the transfer of technologies and innovations; organization of activities within modern cooperative entities.
The author pays special attention to the issues of management and control of risk factors that arise in the course of the activities of large economic entities. As a result, it highlights as one of the main effective areas of management work with historically established and acquired competitive advantages of the enterprise, their further development and improvement in the conditions of intense competition and globalization.
Keywords: competition, globalization, enterprise, innovation, competitive advantages.
References
1. Comparative employment relations in the global economy / edited by Carola Frege, John Kelly. London: Routledge, 2020.299 p.
2. Growth poles of the global economy: emergence, changes and
future perspectives / Elena G. Popkova, editor. Cham: Springer, 2020.309 p.
3. Khudyakov S.V. Structuring management systems of industrial
enterprises in a concentration of economic activity // Bulletin of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov. 2020. No1 (109). S. 164-171.
4. Demyanova O. V., Nuretdinova A. A. Management of companies in an unstable economic environment // Scientific Review: theory and practice. 2019.V.9. No. 11 (67). S. 16301637.
5. Artamonova O.S. Knowledge as a factor in the development of
a quality management system in a digital economy // Scientific and Technical Sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. 2019.Vol. 12. No. 6. S. 49-59.
6. Pavlova I.V., Moiseev V.O., Gusarova I.A. The competitiveness
of the economy as a factor of economic growth in the context of globalization // Financial Economics. 2019. №11. S. 373377.
7. Nikitina N.V. Improvement of enterprise management system //
Financial Economics. 2019. №6. S. 50-51.
8. Ibragimov E.A. Innovation and modernization as a necessary
condition for sustainable economic development in the context of globalization // Economics and Entrepreneurship. 2019.No 9 (110). S. 50-53.
9. Ren, Jing Prediction on the competitive outcome of an enterprise under the adjustment mechanism // Applied mathematics and computation. 2020. Volume 372: May 1st.
10. Sandrakova, I. The competitiveness of the enterprise as a factor of its market superiority // IOP conference series. Earth and environmental science. 2019. Volume 315: Issue 2.
11. Levin Yu.A., Pavlov A.O. Innovative policy. Moscow, 2016.
12. Levin Yu.A., Lebedev N.A. Conceptual foundations of the interaction of government bodies and business structures in regional markets // Innovations and Investments. 2016. No 9. S. 83-87