Научная статья на тему 'Конкуренция и конкурентная политика в условиях кризиса'

Конкуренция и конкурентная политика в условиях кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИИ / ПОЛИТИКА / КЛИЕНТЫ / РЫНОК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMPETITION / ENTERPRISE / INNOVATIONS / POLITICS / CLIENTS / MARKET / STRATEGIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошкарев Максим Владимирович

Статья посвящена рассмотрению особенностей поддержания конкурентных преимуществ субъектами хозяйствования в условиях кризисных явлений, вызванных сменой технологически укладов развития промышленности и цифровизацией экономики. Отдельное внимание уделено смене концептуальных основ теории конкуренции, которые на современном этапе заключены в рамках структуры: «конкуренция инновации конкурентоспособность стабильность». С учетом обозначенного, в статье обоснована необходимость в процессе разработки конкурентной политики предприятия в условиях нестабильности и турбулентности использовать клиенто-ориентированный ценностно-компетентностный инновационный подход, который способен обеспечить предприятие гибкими инструментами и методами, позволяющими адекватно отвечать и реагировать на вызовы и запросы рынка. Кроме того, акцент сделан на важности налаживания открытого типа стратегического взаимодействия между предприятием, конкурентами, поставщиками и заказчиками. Также обозначены направления деятельности государственных органов власти в процессе согласования целей конкурентной и экономической политик в условиях кризиса.The article is devoted to the consideration of the peculiarities of maintaining competitive advantages by business entities in the conditions of crisis caused by a change in the technological patterns of industrial development and the digitalization of the economy. Special attention is paid to the change of conceptual foundations of the theory of competition, which at the present stage are concluded within the framework of the structure: “competition innovation competitiveness stability”. Taking into account the above, the need is substantiated in the process of developing a competitive policy of an enterprise in conditions of instability and turbulence to take into account a customer-oriented value-competence innovative orientation of the enterprise, which is able to adequately respond and respond to market challenges and requests. In addition, the emphasis is on the importance of establishing an open type of strategic interaction between the enterprise, competitors, suppliers and customers. The directions of activity of state authorities in the process of coordinating the goals of competitive and economic policies in times of crisis are also indicated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкуренция и конкурентная политика в условиях кризиса»

Конкуренция и конкурентная политика в условиях кризиса

Кошкарев Максим Владимирович,

соискатель, институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, Федеральный исследовательский центр Кольский научный центр Российской академии наук E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению особенностей поддержания конкурентных преимуществ субъектами хозяйствования в условиях кризисных явлений, вызванных сменой технологически укладов развития промышленности и цифровизацией экономики. Отдельное внимание уделено смене концептуальных основ теории конкуренции, которые на современном этапе заключены в рамках структуры: «конкуренция - инновации - конкурентоспособность - стабильность». С учетом обозначенного, в статье обоснована необходимость в процессе разработки конкурентной политики предприятия в условиях нестабильности и турбулентности использовать клиенто-ориентированный ценностно-компетентностный инновационный подход, который способен обеспечить предприятие гибкими инструментами и методами, позволяющими адекватно отвечать и реагировать на вызовы и запросы рынка. Кроме того, акцент сделан на важности налаживания открытого типа стратегического взаимодействия между предприятием, конкурентами, поставщиками и заказчиками. Также обозначены направления деятельности государственных органов власти в процессе согласования целей конкурентной и экономической политик в условиях кризиса.

Ключевые слова: конкуренция, предприятие, инновации, политика, клиенты, рынок, стратегическое взаимодействие.

Современные экономические условия конкурентного развития предприятий осложнены значительным количеством объективных и субъективных проблем. Одна из объективных проблем обусловлена кризисными макроэкономическими факторами, которые являются важными причинами падения конкурентоспособности как экономики страны в целом, так и отдельных конкретных предприятий, в частности [1]. Неравномерность экономического развития, вызванная кризисными явлениями, характеризуется, во-первых, постоянным дисбалансом между растущими возможностями предприятий и ограниченностью платежеспособного спроса потребителей; во-вторых, стихийностью общественного производства, когда сложившееся равновесие экономической системы исключается в результате колебаний деловой конъюнктуры и регулярно повторяющихся экономических потрясений.

Представляя собой одну из фаз экономического цикла, экономический кризис, вызванный конкурентной борьбой между продуцентами товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и максимальные прибыли, обусловливает гипертрофированное развитие высокорентабельных производств и опережающее, по сравнению с другими секторами экономики, накопление у них капитала [2]. Не подлежит сомнению тот факт, что в таких условиях все труднее обеспечивать соблюдение участниками рынка конкурентных правил поведения. В борьбе за высокие рыночные прибыли, за потребителя, ресурсы предприятия участвуют в жесткой конкурентной борьбе, выбирая для этого не всегда конкурентные средства и механизмы. Часто можно наблюдать объединение конкурентов, стремящихся увеличить свои доли на рынке, усилить рыночную власть, что позволяет им диктовать другим участникам рынка правила поведения, определять условия товарооборота и ценообразования на рынке. Указанные обстоятельства приводят к тому, что модели рыночного взаимодействия отклоняются от конкурентного развития.

Дезориентация бизнеса в отношении выбора приоритетов и партнеров, в условиях увеличения пространства действия кризисных ситуаций, нарастающей турбулентности и неопределенности ухудшает качество бизнес-планов предприятий, неопределенным становится временной горизонт их планирования. Очевидно, что такие трансформации способствуют модификации конкурентных рыночных механизмов и переменам в конкурентной политике предприятий, формируя, с одной стороны, новые потребности, вкусы и предпочтения, а с другой - предпринимательские мотивации и стратегии субъектов хозяйствования.

сз о

со £

m Р

сг

от А

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что особую актуальность приобретает углубленный анализ конкурентно-регулятивных проблем функционирования современных предприятий в условиях нестабильности, который при этом должен быть лишен теоретических стереотипов в процессе обновления методологии экономических исследований. Представляется, что один из возможных вариантов решения обозначенных проблем заключается в обосновании соответствующих современным кризисным условиям, структурно-функциональных модификаций механизмов работы предприятий, которые будут согласовываться с актуальными концептами парадигмы конкурентной борьбы и теорией конкурентоспособности субъектов хозяйствования.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования не вызывает сомнений, а полученные по результатам анализа выводы и рекомендации будут представлять интерес для широкого круга лиц.

Важную роль в разработке теоретических аспектов управления конкурентоспособностью предприятий играют труды известных зарубежных ученых: Р. Рассела, С. Брю, П. Дойля, Ф. Котлера, А. Маршалла, К. Макконела, Д. Сакса, М. Портера. Их работы содержат основы теоретического аппарата исследования вопросов конкуренции и конкурентоспособности предприятий.

Непосредственно проблемами антикризисного развития и управления конкурентоспособностью предприятий занимались такие ученые, как Л.А. Лигоненко, И.П. Булеев, Н.Е. Брюховецкая, А.С. Гальчинский, С.И. Ожегов и др.

Доминантные тенденции конкурентного развития субъектов хозяйствования в условиях цифро-визации экономики и, вызванной ею неопределенностью, получили свое развитие в трудах К. Ар-роу, Л. Баруха, А. Брукинга, М. Вожняка, А. Мат-вийчука, Б. Мильнера, А. Козырина, С. Осыка, Л. Сабельникова.

Однако, несмотря на значительный научный потенциал в области конкурентной политики, рассматриваемые вопросы требуют постоянного совершенствования и регулирования, что вызвано непрекращающимися новациями рынков, видоизменением форм собственности и другими значимыми факторами, провоцирующими кризисные явления в социально-экономических отношениях. В частности, нерешенной остается проблема построения четкого алгоритма обеспечения конкурентоспособности предприятий в условиях кризисных явлений. Дополнительного внимания требуют форматы, методы и инструменты конкурентного взаимодействия субъектов хозяйствования через призму кризисных явлений в секторальном, отрас-^ левом, национальном и региональном измерении. = Таким образом, цель статьи заключается в ис-е следовании особенностей ведения конкурентной борьбы и разработки конкурентной политики ° предприятий в современных кризисных услови-ав ях, вызванных переходом на новый уровень тех-

нологического развития, который связан с цифровой трансформацией экономических и производственных систем.

С переходом экономики к новым, более высоким технологическим укладам, в частности речь идет о четвертой промышленности революции и цифровизации производственных систем, конкуренция и рыночно-конкурентные отношения интенсивно усложняются, приобретая новый смысл и проявляясь через новые, более сложные формы [3]. Соответственно, обусловленные данными преобразованиями кризисные условия, которые связаны с тем, что предприятия и государственный контур управления не успевают приспосабливаться к стремительным изменениям условий хозяйствования, предопределяют необходимость использования новых концептов теории конкуренции, заключенных в рамках следующей структуры: «конкуренция - инновации - конкурентоспособность - стабильность».

С учетом вышеизложенного, по мнению автора, сегодня, в условиях нестабильности и турбулентности на рынке, формирование конкурентной политики предприятий должно происходить с учетом клиенто-ориентированного ценностно-компетентностного инновационного подхода, который способен обеспечить предприятие гибкими инструментами и методами, позволяющими адекватно отвечать и реагировать на вызовы и запросы рынка. Обосновывая свою позицию, акцентируем внимание на том, что такой подход предполагает, что конкурентоспособность предприятия в условиях кризиса, определяется, прежде всего, степенью соответствия выпускаемой продукции потребностям клиентов, а также способностью выдерживать конкуренцию с другими субъектами хозяйствования, которые удовлетворяют аналогичные потребности целевого рынка.

Главной идеей этого подхода является переход от фокусировки усилий предприятия на конкурентной борьбе и опережении конкурентов к внедрению уникальных продуктов для удовлетворения будущих потребностей клиентов, чаще всего благодаря использованию нетрадиционных методов [4].

В кризисных условиях, как же отмечалось ранее, осложняется и углубляется содержание конкурентоспособности. Речь идет об усилении взаимной корреляции конкуренции и конкурентоспособности, их растущей значимости в качественных экономических преобразованиях, формировании новой модели рынка [5]. У конкурентов на внутреннем рынке расширяются зоны выбора, а, следовательно, и их пространство для стратегических коммуникаций, которое можно эффективно использовать для преодоления кризисных явлений.

В условиях экономических трансформаций ориентация конкурентной политики на инновационную сферу позволяет создавать своеобразные точки бифуркации, где оптимальным образом сочетается конкурентная борьба и стратегическое

взаимодействие (включая, кооперации в научно-исследовательских разработках) участников [6]. В данных условиях формируется открытый тип стратегического взаимодействия между поставщиком и заказчиками.

П. Марш, проводя анализ свободных ассоциаций в рамках которых реализуется взаимосвязанное производство, представляющее собой специфическую составляющую новой промышленной революции, наглядно описывает открытый тип взаимодействий предприятий и его преимущества на примере выпуска электроники. Производитель, который изобрел новый метод производства плат или размещения на них составляющих элементов, получает значительные преимущества от свободного использования новых технологий, поставляя товары и услуги всем партнерам в своей сети поставок. В результате взаимосвязь конкуренции и инновации («инновационная конкуренция») позволяет выйти за ограниченные рамки частной собственности и так называемой патентной монополии [7].

Таким образом, очевидно, что в современных кризисных условиях, стимулируемых высокотехнологичным производством, завоевать устойчивую конкурентную позицию быстрым внедрением современных технологий в производство или только эффективным управлением имеющимися ресурсами становится практически невозможно. Более продуктивным инструментом преодоления нестабильности и повышения конкурентоспособности предприятия становится умение наладить стратегическое бизнес-партнерство, расширить и в полной мере использовать свои нематериальные активы, которые дают возможность:

- развивать отношения с клиентами таким образом, чтобы сохранить и приумножить их лояльность, а также выйти на новые рыночные сегменты;

- внедрять новые продукты и виды услуг, которые обеспечивают потребности клиентов;

- производить конкурентоспособные продукцию и услуги высокого качества по низкой цене и с использованием удобных инструментов и оптимальных сроков доставлять их потребителю;

- развивать компетенции предприятия;

- мотивировать персонал для постоянного усовершенствования своих умений и навыков, качества выполняемых работ;

- внедрять инновационные коммуникации;

- совершенствовать информационные базы данных.

Рост конкурентоспособности субъектов хозяйствования в условиях кризисных явлений зависит, с одной стороны, от принимаемых управленческих решений на уровне самих предприятий, а с другой - от региональной и государственной политики, направленной на создание соответствующей экономико-правовой базы, и поддержки со стороны органов власти усилий предприятий в укреплении своих конкурентных позиций на рынке [8].

В данном контексте представляется целесообразным отметить, что трансформация экономических условий хозяйствования и соответственно выход конкуренции на новый уровень обусловливает необходимость изменение дифференцированных макро-, микро- и функциональных исследовательских подходов к повышению конкуренции на интегративный подход.

Учитывая это, решающее значение приобретает активная деятельность государственных органов по согласованию целей конкурентной и экономической политик с целью развития эффективной конкуренции на внутреннем рынке, а также для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей и экономической системы в целом [9]. В этих условиях представляется, что усилия регулирующих органов должны быть направлены на:

1. Обеспечение цивилизованной конкурентной среды внутри страны. Учитывая это, необходимо обеспечить надежную защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных фирм, особенно в условиях кризиса, через механизмы нетарифных мер.

2. Недопущение монопольных эффектов и злоупотреблений монопольным положением на рынке объединениями, корпорациями, финансово-промышленными группами, в том числе, иностранными компаниями и филиалами ТНК. При этом следует предусмотреть методы политики стимулирования или благожелательного нейтралитета в отношении тех национальных предприятий, которые стремятся повысить собственную конкурентоспособность на внешних рынках.

3. Переход от концепции «свободной торговли» (fair trade) к концепции «управляемой торговли» (manage trade), в которой значительное место занимает государственное вмешательство, учитывая необходимость разумного использования экспортных и импортных ограничений для содействия наращиванию конкурентоспособности отечественных компаний. Концепция «управляемой торговли» предполагает адаптивное сочетание мер протекционистского и либерального характера, которые соответствуют конкретным условиям и целям экономического развития страны [10].

Успешная реализация обозначенных выше мер будет способствовать соблюдению основных принципов конкурентной политики в условиях кризиса на внутреннем рынке, а также защите национальных интересов страны в условиях открытости экономической системы.

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В начале XXI века экономика характеризуется многоукладностью и смешанностью, в ней представлены сегменты доиндустри-ализма, индустриализма, постиндустриализма, анклавы информационной, интеллектуальной, виртуальной экономик, что приводит к возникновению многочисленных кризисных явлений, негативным образом отражающихся на конкурентоспособности предприятий. В таких условиях представляет-

сз о

со £

m Р

сг

от А

ся, что конкурентная политика предприятия должна базироваться на клиенто-ориентированном ценностно-компетентностном инновационном подходе, который позволяет учитывать развитие рынка позиционирования, а также конкурентные преимущества самого предприятия.

При этом данный подход должен сочетаться и поддерживаться эффективной политикой, реализуемой на уровне государства. Что в результате позволит достичь сбалансированности экономических связей между предприятием и его поставщиками, заказчиками продукции и конкурентами, а также даст возможность сформировать эффективный внутриэкономический механизм развития субъектов хозяйствования.

Литература

1. Wigger, Angela Understanding the Competition-Crisis Nexus: Revisiting U.S. Capitalist Crises // Rethinking Marxism. 2017. Volume 29: Issue 4; pp 556-573.

2. Crisis management strategy: competition and change in modern enterprises / Simon A. Booth. Abingdon, Oxon: Routledge, 2015. 398 р.

3. Колобов А.В. Подходы к внедрению инструментов повышения эффективности бизнес-системы в российских промышленных предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2019. № 10. С. 6-17.

4. Орлова Д.И. Конкуренция и её актуальные проблемы как основной фактор, определяющий экономическую безопасность российских предприятий сферы услуг // Экономика и управление: проблемы, решения. 2019. Т. 1. № 8. С. 46-51.

5. Королёв В.И. Цифровая трансформация предприятий и её влияние на изменения конкуренции // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 6. С. 44-49.

6. Коробицын М.В. Конкуренция как фактор экономического роста. пути повышения конкурентоспособности предпринимательской деятельности // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 76.

7. Марш П. Новая промышленная революция. Потребители, глобализация и конец массового производства. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - 420 с.

8. Capitalism, macroeconomics and reality: understanding globalization, financialization, competition and crisis: selected papers of James Crotty / James Crotty. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2017. 428 р.

9. Philippe Régnier, Small and medium enterprises in distress: Thailand, the East Asian Crisis and

beyond / Philippe Régnier. London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. 198 p. 10. Competition Policy for the digital era. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. URL: https://ec.europa.eu/competition/ publications/reports/kd0419345enn.pdf

COMPETITION AND COMPETITION POLICY IN TIMES OF CRISIS

Koskarev M.V.

Federal Research Center Kola Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

The article is devoted to the consideration of the peculiarities of maintaining competitive advantages by business entities in the conditions of crisis caused by a change in the technological patterns of industrial development and the digitalization of the economy. Special attention is paid to the change of conceptual foundations of the theory of competition, which at the present stage are concluded within the framework of the structure: "competition - innovation - competitiveness - stability". Taking into account the above, the need is substantiated in the process of developing a competitive policy of an enterprise in conditions of instability and turbulence to take into account a customer-oriented value-competence innovative orientation of the enterprise, which is able to adequately respond and respond to market challenges and requests. In addition, the emphasis is on the importance of establishing an open type of strategic interaction between the enterprise, competitors, suppliers and customers. The directions of activity of state authorities in the process of coordinating the goals of competitive and economic policies in times of crisis are also indicated.

Keywords: competition, enterprise, innovations, politics, clients, market, strategic interaction.

References

1. Wigger, Angela Understanding the Competition-Crisis Nexus: Revisiting U.S. Capitalist Crises // Rethinking Marxism. 2017. Volume 29: Issue 4; pp 556-573.

2. Crisis management strategy: competition and change in modern enterprises / Simon A. Booth. Abingdon, Oxon: Routledge, 2015. 398 p

3. Kolobov A.V. Approaches to the introduction of tools to improve the efficiency of the business system in Russian industrial enterprises // Problems of theory and practice of management. 2019. No 10.P. 6-17.

4. Orlova D.I. Competition and its current problems as the main factor determining the economic security of Russian enterprises in the service sector // Economics and Management: Problems, Solutions. 2019.Vol. 1. No. 8. P. 46-51.

5. Korolev V.I. The digital transformation of enterprises and its impact on changes in competition // Management in Russia and abroad. 2019. No 6. P. 44-49.

6. Korobitsyn M.V. Competition as a factor of economic growth. ways to increase the competitiveness of entrepreneurial activity // Moscow Economic Journal. 2019. No 1. P. 76.

7. March P. The New Industrial Revolution. Consumers, globalization and the end of mass production. - M.: Publishing house of the Gaidar Institute, 2015. - 420 p.

8. Capitalism, macroeconomics and reality: understanding globalization, financialization, competition and crisis: selected papers of James Crotty / James Crotty. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2017. 428 p.

9. Philippe Régnier, Small and medium enterprises in distress: Thailand, the East Asian Crisis and beyond / Philippe Régnier. London: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. 198 p.

10. Competition Policy for the digital era. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. URL: https://ec.europa.eu/ competition/publications/reports/kd0419345enn.pdf

Q.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.