Научная статья на тему 'Глобализация и интеграция мировых рынков образовательных услуг'

Глобализация и интеграция мировых рынков образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕТЬ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / GLOBALIZATION / INTEGRATION AND INTERNATIONALIZATION IN EDUCATION / THE INTERNATIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / AN INTERSTATE NETWORK OF OPEN AND DISTANCE EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мукимбеков М. К.

В мировой системе образования сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. На этом фоне углубление международных образовательных связей придает взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Основой программы совместных скоординированных мероприятий государств СНГ по построению системы международной интеграции в образовательной сфере должно являться поэтапное построение межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) распределенной системы дистанционного обучения, позволяющей на деле реализовать принципы открытого образования на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBALIZATION AND INTEGRATION OF WORLD MARKETS, EDUCATIONAL SERVICES

In a world educational system a steady trend towards the internationalization and integration. Against this background of deepening of the international educational relations gives the interdependence of national educational systems, global nature. The basis of the program of joint coordinated activities-polished to build an international system we integrate in educational field should be a phased construction of an interstate network of open-distance education distribution of the universe of distance learning, allowing in practice to implement the principles of open education on the basis of modern-governmental information and communication technologies

Текст научной работы на тему «Глобализация и интеграция мировых рынков образовательных услуг»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

УДК 338.46 Мукимбеков М. К.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МИРОВЫХ РЫНКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В мировой системе образования сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. На этом фоне углубление международных образовательных связей придает взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер.

Основой программы совместных скоординированных мероприятий государств СНГ по построению системы международной интеграции в образовательной сфере должно являться поэтапное построение межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) - распределенной системы дистанционного обучения, позволяющей на деле реализовать принципы открытого образования на основе современных информационных и коммуникационных технологий.

Ключевые слова: Глобализация, интеграция, интернационализация в образовании, международный рынок образовательных услуг, межгосударственная сеть открытого дистанционного образования, информационные и коммуникационные технологии.

В настоящее время в мировой системе образования сложилась устойчивая тенденция к интернационализации и интеграции. На этом фоне углубление международных образовательных связей придает взаимозависимости национальных образовательных систем глобальный характер. Развитые страны усиливают конкурентную борьбу за лидерство в мировой системе образования, что в современном обществе является одним из наиболее эффективных инструментов влияния на международные события.

В наступившем XXI веке успешное решение глобальных проблем в значительной степени будет зависеть от направлений развития высшего образования. Его основным приоритетом должна стать переориентация на творческий и инновационный характер деятельности по обучению и воспитанию специалистов. Мировое развитие обнаруживает факторы, влияющие на качественную и количественную модернизацию образовательной системы.

Еще с конца 40-х годов XX века ведущие мировые державы начали рассматривать международные образовательные обмены и программы как часть своей внешней политики, поставив их по важности в один ряд с военной и

экономической помощью другим странам. К концу XX века сформировалась отрасль мирового хозяйства - международный рынок образовательных услуг с объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и потоками международной академической мобильности численностью в несколько миллионов человек в год.

В начале XXI века конкуренция стран-экспор-теров образования вышла на новый виток. Такие страны, как Франция, Япония, Австралия, Великобритания, приняли программы действий, предусматривающие выход в ближайшее десятилетие на уровень, сравнимый с современным уровнем лидера в этой области - США (ежегодно 500 тыс. студентов-иностранцев, 13 миллиардов долларов США в качестве платы за обучение) [1, с. 21-35].

По данным ЮНЕСКО, в настоящее время образовательные услуги иностранным гражданам предоставляют 129 государств мира.

Общая динамика численности иностранных студентов в ряде ведущих стран мира в период с 1960 по 2001 гг. показывает, что место лидера в обучении иностранных студентов традиционно принадлежит США.

© Мукимбеков М. К., 2011

Экономика образования ♦ № 2, 2011

61

Примерно сто миллионов человек обучаются в более чем 14 тыс. вузах в разных странах мира. В период 1990-2002 гг. рост числа иностранных студентов в США составил 143%, в Великобритании - 155%, во Франции - 160%, наибольший рост в Австралии - 594%, (где в 2003 г. обучалось уже 174 641 ин. студентов), в Китае - 442%.

По мнению зарубежных экспертов, оптимальная доля иностранных студентов в структуре общего контингента студентов вуза составляет 10%. Именно такую долю составляют иностранные студенты в вузах Франции и Германии, в США -4% (хотя во многих университетах этот процент значительно выше, в Калифорнийском - 19,9% (5,5 тыс.), Нью-йоркском университете - 12,9% (почти 5 тыс. иностранных студентов), в Австралии - 15,5 % (практически каждый шестой), в России - 2 % [2] .

В Республике Казахстан для обеспечения выхода системы образования страны на мировой уровень в настоящее время реализуются крупные образовательные проекты. Одним из них является создание нового университета международного уровня в городе Астане. Вместе с тем, до настоящего времени процесс разработки механизмов взаимоучета и взаимопризнания казахстанских и зарубежных образовательных учебных программ, документов об образовании идет медленно, что сдерживает академическую мобильность студентов и преподавателей, что препятствует интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство.

Согласно прогнозам, общемировая численность иностранных студентов в 2010 г. должна достигнуть 3,7 млн. человек (в 2000 г. она составляла 2,3 млн. чел.) [3].

Экономическая эффективность вложения средств на развитие сферы высшего образования может быть довольно высокой. По оценкам экспертов, вложения в производство приносят доход 14-16%, в науку - 200-600%, а в подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и руководителей - не менее 800%, в отдельных случаях - 4000-5000% [4].

Для всех развитых стран характерно значительное увеличение среднего числа лет обучения взрослого населения. Так, в Италии отмечается увеличение с 5,5 до 13,3-13,5 лет; в Японии -с 9-9,2 до 15,9-16,1; во Франции - с 9,4-9,8 до 17-17,2; а в США - с 11,3 до 19,6-20 лет. В США, например, только в период с 1970 по

1997 г. доля занятых в общественном производстве, имевших высшее и незаконченное высшее образование, выросла с 1/4 примерно до 3/5. Превосходство США по продолжительности лет обучения взрослого населения в сравнении с группой ведущих западноевропейских стран и Японией возросло более чем вдвое (примерно с 2,1 до 4,3 раз) [5, с. 4].

Поэтому наблюдаемое в последние годы снижение уровня доступности населения к высшему образованию вследствие увеличения стоимости образовательных услуг на постсоветском пространстве, включая Казахстан, можно считать негативной тенденцией современности.

Особого внимания требует развитие такого сектора системы образования, как открытое дистанционное образование (ОДО). Отмечая тесную взаимосвязь между концептуальными основами открытого образования и технологиями дистанционного обучения, специалистами в области организации дистанционного образования в научный оборот введено понятие «открытое дистанционное образование» как качественно новой, прогрессивной формы непрерывного многоуровневого образования, построенную на интеграции образовательной, профессиональной и социальной сред и единстве педагогических и организационных оснований, функционирующую на основе комплекса взаимосвязанных технологий, обеспечивающих однородное качество во всей дистанционной образовательной сети, ориентированной на развитие компетентности работающих специалистов посредством решения ими актуальных производственных задач и развитие организаций через развитие персонала.

Развитие мирового рынка дистанционного обучения продолжается весьма активно, чему способствует, с одной стороны, повышение спроса на образовательные услуги, а с другой - развитие информационных технологий и рост числа пользователей Интернета.

Наибольшее количество сегодняшних потребителей е-1еагш^-решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран -в Великобритании, за которой следуют Германия, Италия и Франция. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается примерно на 30-40% ежегодно. В Великобритании разнообразные дистанционные программы предлагают свыше 50 университетов.

Рост популярности электронного обучения стабилен во всех развитых странах. Согласно Докладу Sloan Consortium (2006) [6] почти 3,5 млн. студентов в США в 2006 г. имели хотя бы один дистанционный курс обучения, это почти на 10% больше, чем в 2005 году. Подавляющее большинство (69%) представителей академического сообщества считают, что спрос студентов на онлайн-обучение по-прежнему растет [7]. Практически все (83%) высших учебных заведений США ожидают, что их онлайн-зачисления увеличатся.

В странах ЕС ситуация с дистанционным обучением имеет похожие тенденции. В ЕС существуют организации, объединяющие институты ДО. Еще в 1987 году была создана Европейская ассоциация университетов с дистанционным обучением (EADTU), которая затем трансформировалась в Европейский открытый университет, в основе которого лежала сеть Европейских открытых университетов. В эту сеть входит 17 открытых университетов из 17 стран. Обучается в сети около 650 тысяч студентов [8]. Основной целью таких организаций является обмен опытом между преподавателями из разных учебных заведений для разработки курсов и подтверждения дипломов. Между институтами, входящими в сеть, принят ряд соглашений в области оценки, сертификации, взаимного признания экзаменов, обеспечивающих передвижение дипломов по странам.

Наибольшую известность приобрел Международный совет по открытому и дистанционному обучению (ICDE) - глобальное международное сообщество. Совет работает в сфере открытого и дистанционного образования с 1938 г., в его составе более 7000 участников из 130 стран: образовательные институты, национальные и региональные ассоциации, корпорации, агентства и частные лица, работающие в области открытого и дистанционного образования.

С учетом вышеизложенного, считаем, что основой программы совместных скоординированных мероприятий государств СНГ по построению системы международной интеграции в образовательной сфере должно являться поэтапное построение межгосударственной сети открытого дистанционного образования (МС ОДО) -распределенной системы дистанционного обучения, позволяющей на деле реализовать принципы открытого образования на основе современ-

ных информационных и коммуникационных технологий. В основе стратегии создания и использования системы МС ОДО - развитие глобальных информационных сетей и создание учебнометодических центров совместного использования на территориях государств - участников СНГ.

В заключении можно сделать вывод, что международная интеграция в высшем образовании выражается в формировании целостной государственной политики в данной области, в результате которой осуществляется двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов (и иных высших учебных заведений), обмен преподавателями и студентами, происходит взаимное признание документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней, создаются наднациональные институты координации и управления.

Обучение граждан Казахстана в зарубежных странах и иностранных граждан в самой Республике Казахстан являются важными составными частями всего комплекса импорта-экспорта образовательных услуг на рынке образования. В сфере подготовки кадров для зарубежных стран государственной задачей должна стать конкурентоспособность иностранных выпускников казахстанских вузов на мировых рынках образования и труда.

В интересах повышения эффективности международной интеграции в мировое образовательное пространство Казахстану следует активнее взаимодействовать с ведущими правительственными и неправительственными организациями, иностранными компаниями и фондами, в сферу компетенции которых входят вопросы развития науки и образования.

Библиографический список

1. Савиных В. П. Анализ российского образовательного рынка для международного сотрудничества / В. П. Савиных, В. А. Фукин, М. Д. Князева, Н. Н. Машников, В. А. Афанасьев // Университетское управление. - 2004. - № 1(29).

2. Зорников И. Н. Экспорт образовательных услуг: зарубежный опыт и российская практика // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Проблемы высшего образования. - 2003. - № 2. - С. 59-65 ; С. 59-60.

3. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации // Сайт Минобрнауки РФ - Российское образование для ино-

Экономика образования ♦ № 2, 2011

63

странных граждан. - URL: http://www.russia.edu.ru/ тРэгтайоп/апаШ/1300/.

4. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. - М. : Прогресс, 1971. - 645 с.

5. Геворкян Е. Н. Обеспечение качества открытого дистанционного образования - залог успеха в формировании элементов новой экономики знаний. Приветствие участникам международной научнопрактической конференции «Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (EDQ-2005)» / Е. Н. Геворкян, В. Е. Бочков, В. Н. Голубкин // Материалы международной научно-практи-

ческой конференции EDQ-2005 (Москва, 29-30 ноября 2005 г.). - М. : МГИУ, 2005. - 336 с.

6. Making the Grade: Online Education in the United States, 2006. // The Sloan Consortium. - URL: http:// www.sloan-c.org/publications/survey/index.asp.

7. Щенников С. А. Открытое дистанционное образование. - М. : Наука, 2002. - 527 с.

8. Шанчуров С. М. О перспективах развития международной деятельности УГТУ-УПИ / С. М. Шанчуров, Д. В. Пономаренко, Л. Л. Фридман // Университетское управление. - 2000. - № 3(14). -С. 29-32; С. 2

Mukimbekov M. K.

GLOBALIZATION AND INTEGRATION OF WORLD MARKETS, EDUCATIONAL SERVICES

In a world educational system a steady trend towards the internationalization and integration. Against this background of deepening of the international educational relations gives the interdependence of national educational systems, global nature.

The basis of the program of joint coordinated activities-polished to build an international system we integrate in educational field should be a phased construction of an interstate network of open-distance education - distribution of the universe of distance learning, allowing in practice to implement the principles of open education on the basis of modern-governmental information and communication technologies.

Keywords: globalization, integration and internationalization in education, the international market of educational services, an interstate network of open and distance education, information and communication technology.

УДК 378; 338 46 Булат С. А., Белова С. Н.

МИССИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ЕГО ЖИЗНИ

В статье обосновывается миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни. Раскрываются сущностные характеристики высшего профессионального образования, требования к качеству человека в российском образовательном пространстве. Особый акцент сделан на рассмотрении социальных функций: социально-экономических, социально-политических, культуротворческих, научно-исследовательских и квалитологической.

Ключевые слова: миссия высшего профессионального образования, качество человека, социальные функции ВПО.

Миссия высшего профессионального образо- то же время, острую необходимость в целях вы-

вания (ВПО) выражает его предназначение, стра- страивания системы интересов и ценностей ВПО

тегические цели, приоритетные направления раз- как ведущих ориентиров его развития с точки

вития образования и функции ВПО. Определе- зрения обязательства высшей школы перед об-

ние миссии ВПО в контексте опережающего раз- ществом, участия выпускников в решении и пре-

вития качества человека и обеспечения качества дупреждении социальных, экономических и экоего жизни представляет особую сложность и в логических проблем. .

64

© Булат С. А., Белова С. Н., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.