Научная статья на тему 'ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / мировая экономика / глобализация бизнеса / globalization / world economy / business globalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Глушко, А.К. Ляйхлер, А.И. Паратникова, И.С. Фадеева

В рамках проведенного исследования рассмотрены проблемы глобализации и её влияние на экономику во всех странах мира, а также вопросы глобализации бизнеса и его эффективности в современных условиях на примере крупной компании Inditex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GLOBALIZATION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES IN THE GLOBAL ECONOMY

The study examines the problems of globalization and its impact on the economy in all countries of the world, as well as the issues of business globalization and its effectiveness in modern conditions, using the example of a large company Inditex.

Текст научной работы на тему «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

УДК 339

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ В МИРОВОЙ

ЭКОНОМИКЕ

А. А. Глушко, А. К. Ляйхлер, А. И. Паратникова Научный руководитель - И. С. Фадеева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: fadeeva_is@mail.ru

В рамках проведенного исследования рассмотрены проблемы глобализации и её влияние на экономику во всех странах мира, а также вопросы глобализации бизнеса и его эффективности в современных условиях на примере крупной компании Inditex.

Ключевые слова: глобализация, мировая экономика, глобализация бизнеса.

BUSINESS GLOBALIZATION: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES IN THE

GLOBAL ECONOMY

A. A. Glushko, A. K. Lyaykhler, A. I. Paratnikova Scientific supervisor - I. S. Fadeeva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

Е-mail: fadeeva_is@mail.ru

The study examines the problems of globalization and its impact on the economy in all countries of the world, as well as the issues of business globalization and its effectiveness in modern conditions, using the example of a large company Inditex.

Keywords: globalization, world economy, business globalization.

В наше время практически все страны мира вовлечены в процесс глобализации. Международный бизнес стал объектом исследований специалистов ещё в конце ХХ века. Процессы глобализации начались с появлением транснациональных и мультинациональных корпораций. Глобализация бизнеса в свою очередь напрямую связана с увеличением объема продаж и прибылей компаний [1].

Отметим то, что процесс глобализации способствует увеличению доходов компании за счет завоевания других рынков. Глобальная компания используяя единый продукт и выработанную годами стратегию, без особых усилий может увеличить объемы своих продаж. Помимо этого, чем больше рынком завоевала компания, тем ей легче устанавливать благоприятные для себя цены, что также ведет к увеличению доходов [1-2-3].

Глобализация способствует увеличению объемов продаж и прибылей, защите рынков от конкурентов, увеличению прибыли, снижению затрат на научные исследования и разработку новых продуктов для новых рынков.

К признакам глобализации относят качественные изменения в международного разделения труда, рост масштабов деятельности транснациональных компаний (корпораций). В Российской Федерации на сегодняшний день глобальные компании открывают свои филиалы и производственные предприятия. По мнению экспертов, модель развития экономики, которая

(Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

сейчас присутствует в России, не дошла для осуществления ожидаемой международными партнерами нашей страны роли в мире. Причиной данной ситуации может быть эхо социалистических времен. Как пример, можно привести наличие трудовых книжек- в большинстве стран про них давно забыли [4].

Последствия глобализации для мировой системы неоднозначны. Во-первых, нневерное распределение благ от глобализации является причиной угрозы конфликтов на разных уровнях. В процессе поляризация доходов развивающиеся страны оперативнее входят в число богатых государств, а не развитые страны преувеличивают свое отставание от них. Взамен на уничтожение неравенства, интеграция национальных экономик только усиливает их. По оценкам, 80% всех ресурсов контролирует так называемый «золотой миллиард», который охватывает лишь пятую часть населения планеты. Процветающие 20% стран распоряжаются 84,7% мирового ВНП, на их граждан приходится 84,2% мировой торговли и 85,5% сбережений на внутренних счетах. [5]. Во-вторых, неоднозначная эффективность глобализации: по мнению многих критиков экономический рост в процессе глобализации связан с распространением бедности. В-третьих, в процессе глобализациии усугубляется состояние окружающей среды и разрушается самобытные культуру. В-четвертых, глобализация ограничивает возможности самостоятельного решения проблем, которые затрагивают национальную территорию [6]. Таким образом, глобализация увеличивает распространение потенциально опасных технологий, ослабление государств, появление негосударственных факторов с непредсказуемым поведением.

Выделим основные тенденции, будущая глобализация бизнеса: сбалансированное развитие инфраструктуры инвестиционного рынка, интеграция функций и инструментов инвестиционных институтов; мобильность капитала в любую страну, которая имеет лучшие условия для инвестиций.

Развитие мировой экономической системы требует глобального пересмотра ряда общих проблем, среди которых необходимо отметить: мультинациональное размещение фирм, организационные формы глобального предпринимательства, конкурентное мышление и бенчмаркинг на практике [7].

В настоящее время мы можем замечать новые тенденции в развитии глобального маркетинга. При создании рекламы компании ориентируются на универсальность, позже происходит адаптация рекламы с учетом культурных особенностей местных рынков. Успех напрямую зависит от запаса знаний и четкого понимания того, каким образом продукт или рекламная стратегия нуждаются в адаптации. При возможности выхода на зарубежный рынок компании следует отметить не только показатели ВНП, но и на характер распределения дохода среди населения. Так, страны с низким показателем ВНП, но с равномерным распределением дохода будут более предпочтительным рынком, чем страна с высоким ВНП, но с неравномерным распределением дохода. Стоит отметить, что пока ни одна глобальная компания не достигла идеальной модели глобализации. Под идеальной моделью глобализации подразумевается полная стандартизациия производственного процесса, торговли и стратегии [1-8]

Существует множество примеров успешной глобализации бизнеса и одним из них является Inditex S.A. (Industrias de Diseno Textil Sociedad Anonima) - испанская компания, владелец крупных сетей магазинов одежды (Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Uterque, Stradivarius, Bershka). С помощью системы «мастер-франшизы» Inditex открыла точки продажи во многих странах мира. Если говорить о прибыли, то в 2020 году чистая прибыль составила 1,3 млрд евро при товарообороте 20,4 млрд евро, который сократился с предыдущего периода на четверть, в связи с пандемией. Объем онлайн-продаж - более 6,6 млрд евро, благодаря этому компания входит в один ряд с крупнейшими онлайн-ритейлерами, такими как Ozon, Lamoda, Aliexpress и другие [9].

Особенностью Inditex является быстрая мода, то есть с момента набросков эскизов дизайнерами будущей одежды до готовой вещь на прилавках магазинов по всему миру,

проходит всего две недели, и эти вещи, которые действительно соответствуют модным тенденциям в период продажи и стоят разумных денег. Продукция отшивается на фабриках стран третьего мира, компания пользуется преимуществом дешевой рабочей силы. Две трети продукции Inditex производится в Испании, Португалии и Марокко. Базовые и простые вещи закупаются на фабриках Восточной Европы, Африки и Азии. Система доставки позволяет новым товарам попадать в европейские магазины в течение 24 часов, в США и Азию за 48 часов [5-9]. Таким образом, компания Inditex S.A. является ярким примером успешной глобализации бизнеса, который за десятки лет превратился из семейного дела в маленькой мастерской в мирового лидера fashion-ритейла среди глобальных корпораций. Интегрированный процесс Inditex определяется бизнес-моделью, основанную на постоянной динамике производства, инновациях и гибкости к меняющимся тенденциям рынка [10].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что глобализация при всех своих негативных тенденциях является объективным процессом развития бизнеса, который напрямую связан с увеличением объема продаж и прибылей компании. Этот процесс неоднозначенен, и в настоящее время ни одна глобальная компания не достигла идеальной модели глобализации, однако, с точки зрения глобального бизнеса, именно благодаря глобализации компании становятся богаче и крупнее. Уже сегодня можно привести достаточное количество успешных компаний на международном рынке.

Библиографические ссылки

1. А. А. Стриженко, М.А. Плаксина Процесс глобализации в международном бизнесе. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.altstu.ru/journals/Files/pa1999_1/pages/26/pap_26.html (дата обращения: 13.03.2020)

2. Глобализация мирового хозяйства / М.Н., Осьмова А.В. Бойченко. - М.: ИНФРА-М, 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1152997504/? (дата обращения: 13.03.2020)

3. Влияние процессов глобализации на международный бизнес [Электронный ресурс]. URL:http://dspace.oneu.edu.ua/jspui/bitstream/123456789/1547/1/Влияние%20процессов%20гло бализации%20на%20международный%20бизнес.pdf (дата обращения: 13.03.2020)

4. Транснациональные корпорации как основные факторы глобализации [Электронный ресурс].URL:https://knowledge.allbest.ru/international/2c0a65635a3ad78a5c43a88521216d37_1.ht ml (дата обращения: 16.03.2020)

5. Аушева З.Г. Влияние имиджа компании на бренд [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.ru/44152280-Vypusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-bakalavra-na-temu-vliyanie-imidzha-kompanii-na-brend.html (дата обращения: 14.03.2020)

6. Портной М.А. Современные тенденции мировых интеграционных процессов // США: ЭПИ - 1997 - №8 - с. 5-18.

7. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина, - М.: Изд-во АНКИЛ, 2005.

8. Международное развитие бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.iccwbo.ru/blog/2016/mezhdunarodnoe-razvitie-biznesa/ (дата обращения: 14.03.2020)

9. Штефуца А.А. Развитие бизнеса в условиях глобализации на примере компании «Industria de Diseno Textil Sociedad Anonima» (INDITEX) [Электронный ресурс]. URL: https://studref.com/471937/ekonomika/razvitie_biznesa_usloviyah_globalizatsii_primere_kompanii _industriade_diseno_textil_sociedad_anonima_i (дата обращения: 14.03.2020)

10. Ковадонга О 'Ши. Феномен ZARA / О'Ши Ковадонга [пер. с англ. В.С. Агеева]. - М.: Изд-во Эксмо, 2020. - 240-241 с. [Электронный ресурс]. URL: https://knigogid.ru/books/1028117-fenomen-zara/toread (дата обращения: 16.03.2020)

© Глушко А.А., Ляйхлер А.К., Паратникова А.И., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.