Научная статья на тему 'ГЛАВНЫЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР ПАРАДА ПОБЕДЫ'

ГЛАВНЫЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР ПАРАДА ПОБЕДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАВНЫЙ ДИРИЖЁР / ВОЕННЫЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР / ПАРАД ПОБЕДЫ 1945 ГОДА / ГЕНЕРАЛ-МАЙОР С.А. ЧЕРНЕЦКИЙ / ВОЕННЫЙ КОМПОЗИТОР / ВОЕННО-ОРКЕСТРОВАЯ СЛУЖБА / ВОЕННЫЙ МАРШ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цицанкин Василий Сергеевич

Главный капельмейстер Парада Победы 1945 года генерал-майор С.А. Чернецкий вошёл в историю не только как дирижёр, но и как композитор, военачальник, общественный деятель, благодаря которому военно-оркестровая служба и военные оркестры получили своё развитие в Советском Союзе в первой половине XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHIEF BANDMASTER OF VICTORY PARADE

Chief bandmaster of the 1945 Victory Parade Major General S.A. Chernetsky went down in history not only as a music conductor, but also as a composer, army leader, and public figure thanks to whom the military band service and military bands progressed in the Soviet Union in the first half of the 20th century.

Текст научной работы на тему «ГЛАВНЫЙ КАПЕЛЬМЕЙСТЕР ПАРАДА ПОБЕДЫ»

ИМЕНА И СУДЬБЫ

В.С. Цицанкин

__ _

главный капельмейстер

парада победы

Сведения об авторе. Цицанкин Василий Сергеевич — заведующий учебной частью ГБПОУ «Академия джаза» города Москвы, подполковник запаса, кандидат исторических наук, доцент (Москва. E-mail: vzizankin@ yandex.ru).

Аннотация. Главный капельмейстер Парада Победы 1945 года генерал-майор С А. Чернецкий вошёл в историю не только как дирижёр, но и как композитор, военачальник, общественный деятель, благодаря которому военно-оркестровая служба и военные оркестры получили своё развитие в Советском Союзе в первой половине XX века.

Ключевые слова: главный дирижёр; военный капельмейстер; Парад Победы 1945 года; генерал-майор С.А. Чернецкий; военный композитор; военно-оркестровая служба; военный марш.

В каждой области искусства есть люди, которые не только наделены природным талантом, но и являют собой пример творческого горения, искреннего патриотизма и беззаветного служения любимому делу. Именно таким был автор многочисленных произведений советской военной музыки, дирижёр, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор генерал-майор Семён Александрович Чернецкий.

Сочинения С.А. Чернецкого для духового оркестра, особенно его военные марши, вошли в золотой фонд отечественной музыкальной культуры, на протяжении многих десятилетий звучат в концертах, по радио, телевидению, на массовых торжествах, при проведении военных парадов и исполнении воинских ритуалов. Ни одно парадное шествие на Красной площади не обходится без музыкальных духовых композиций этого величайшего Маэстро.

1

? f

\ Щ * г

Аг

10

Комбриг С.А. Чернецкий проводит занятия со слушателями Военного факультета Московской консерватории имени П.И. Чайковского

РГАЛИ

Детство и юность Семёна Александровича (Исаевича) Чернецкого прошли в Одессе. Он родился 25 октября 1881 года (умер в 1950 г.) в семье музыканта-скрипача. Первоначальное музыкальное образование юноша получил дома под руководством своей матери-пианистки. Затем по настоянию родителей поступил в Одесское музыкальное училище по классам тромбона и фортепиано. Из-за тяжёлого материального положения семьи занятия приходилось совмещать с аккомпаниатор-ской работой. После оконча-

ния училища С. Чернецкий направляется в Кишинёв к своему родному дяде — военному капельмейстеру 24-го драгунского Лубенского полка И. Чернецкому. Там он впервые знакомится с работой сводного духового оркестра, и она производит на молодого музыканта неизгладимое впечатление. Именно тогда он решает посвятить себя военно-оркестровой специальности. Освоив под руководством дяди в качестве его помощника азы этой профессии, С. Чернецкий вскоре возглавляет оркестр 14-й артиллерийской бригады, расквартированной там же, в Кишинёве.

В течение десяти последующих лет, работая капельмейстером военных духовых оркестров в Кишинёве и Одессе, Семён Александрович быстро накапливал творческий опыт, но не оставлял мысли о продолжении своего музыкального образования. В 1911 году он поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил через шесть лет, в канун Октябрьской революции. Его учителями были известные российские музыканты профессора Н. Черепнин (дирижирование), И. Витоль (композиция и инструментовка),

B. Калафати (полифония), М. Штейнберг и др.

Революционные события не оставили равнодушным дипломированного музыканта. Уже в ноябре 1918 года

C.А. Чернецкий вступил добровольцем в Красную армию и сразу активно включился в организацию военно-оркестровой службы молодой Советской Республики. В этом ему очень пригодились многолетний опыт работы военным капельмейстером, классическое музыкальное образование и прекрасный организаторский талант. Под влиянием

Генерал-майор С.А. Чернецкий

1945 г. РГАЛИ

его пламенных агитационных речей многие музыканты Петроградского гарнизона, музыкальные армейские и флотские коллективы «царских полков» стали полностью переходить на сторону Красной армии. В 1918 году С.А. Чернецкий становится сначала инспектором оркестров Петроградского во-

В столице Семён Александрович столкнулся с очень многими проблемами: нужны были прежде всего высококвалифицированные кадры военных капельмейстеров и музыкантов, содержательно новый служебно-строевой и концертный репертуар для оркестров Красной армии и флота, правильная постановка военно-оркестровой службы, разработка новых нормативных документов и т.д. По его инициативе и при непосредственном участии создавались принципиально новые военно-музыкальные учебные заведения — школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны, в которых за неполные пять лет прошли обучение свыше 3500 учащихся.

Кроме того, благодаря С.А. Чернецкому впервые в России организуются военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, при Военной академии имени М.В. Фрунзе и, наконец, Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Сейчас нет

Под влиянием его пламенных агитационных речей многие музыканты Петроградского гарнизона, музыкальные армейские и флотские коллективы «царских полков» стали полностью переходить на сторону Красной армии

енного округа, а в 1924 году приказом начальника штаба Управления боевой подготовки РККА назначается главным инспектором военных оркестров РККА с переводом в Москву.

военного оркестра, во главе которого не стоял бы выпускник этого факультета — грамотный и талантливый специалист, обладающий всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками.

Обложка «Молдавского марша» С.А. Чернецкого, посвящённого герою Гражданской войны Г.И. Котовскому

К заслугам С.А. Чернецко -го, несомненно, относится и создание в 1928 году на базе открывшегося в Москве Центрального дома Красной армии двух образцовых оркестров: духового и симфонического. Образцовый духовой оркестр в 1935 году был преобразован в Образцовый оркестр Наркомата обороны СССР. Долгие годы этот коллектив под его руководством считался, да и сегодня считается, лучшим в нашей стране. Вместе с Образцовым оркестром НКО СССР комбриг С.А. Чернецкий выступал на самых различных концертных площадках Мо -сквы: в клубе имени Зуева, во Дворце пионеров, в Доме учёных, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького и др. Этот коллектив составлял костяк сводного военного духового оркестра, под аккомпанемент которого проходили в предвоенный период все военные парады и демонстрации трудящихся на Красной площади. Именно для этих государственных празд-

ников С.А. Чернецкий начнёт создавать шедевры маршевой музыки: «Ленинский призыв», «ГТО», «Парад», «Трудовые резервы», «Молодость», «Тор -жество победы», «Украинский марш», «Грузинский марш», марш «Биробиджан», «Молдавский марш» и многие другие произведения.

С первых дней Великой Отечественной войны деятельность Инспекции военных оркестров РККА, которую возглавлял комбриг С.А. Чернецкий как главный военный капельмейстер страны, была направлена на создание новых патриотических маршей и аранжировку военных песен для духовых оркестров. Причём новые произведения, как, например, марш С.А. Чернецкого «Победа за нами», марш-песни «На врага! За Родину — вперёд!», «Ни шагу назад!», «Я — народный ополченец боевой», «Победная песня», «Будем драться до Победы», «За нашу Отчизну!», «На врага!», «Наш товарищ комиссар», «Песня отпора», «Бей, винтовка!» и другие, были изданы уже в начале августа 1941 года в виде листовок, содер-

состава военных оркестров Московского гарнизона.

В конце Великой Отечественной войны согласно донесениям Генерального штаба выяснилось, что «только один Образцовый оркестр НКО СССР под руководством комбрига С.А. Чернецкого дал в составе своих концертных бригад свыше 500 концертов на фронтах; около 300 концертов было дано в полном составе на различных концертных площадках, 150 раз оркестр выступил по Всесоюзному радио, сделал 34 звукозаписи. Всего же за время войны состоялось около 1500 выступлений оркестра»1.

Ранее не публиковавшаяся рукопись одного из помощников Семёна Александровича — Х.М. Хаханяна содержит уникальные сведения о самых напряжённых моментах военной поры.

«...В самые тяжёлые дни обороны Москвы, в сентябре—октябре 1941 года комбриг С.А. Чернецкий вместе с начальником Военного факультета при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского

Образцовый оркестр НКО СССР под руководством комбрига С А. Чернецкого дал в составе своих концертных бригад свыше 500 концертов на фронтах

жавших оркестровые партии, на тонкой вощёной бумаге компактного размера. Такие экземпляры передавались на фронт в военные оркестры и воинские подразделения с любой оказией. Кроме того, Семён Александрович занимался комплектованием и отправкой на передовую фронтовых концертных бригад из

бригкомиссаром А.Е. Гутором делали всё возможное, чтобы сохранить данное уникальное учебное заведение и профессорско-преподавательский состав, и самих курсантов.

Именно они сумели убедить руководство Политуправле -ния РККА, которому во время войны стала подчиняться Инспекция военных оркестров,

что курсанты Военного факультета Московской консерватории — это практически полугражданские люди и им не место в окопе с винтовкой наперевес. Их место во главе музвзводов, поднимающих в атаку красноармейцев, воодушевляя их силой духовой музыки, ведущей к победам и славе Сталинской Красной Армии!

Доводы С.А. Чернецкого и

A.Е. Гутора были настолько убедительны, что благодаря их стараниям весь личный состав Военного факультета Московской консерватории, к тому времени уже объединённый в отдельную стрелковую роту, был снят с боевого дежурства из окопов у деревни Вешняки под Москвой и 23 октября 1941 года эвакуирован в срочном порядке в Саратов»2.

Кто знает, может быть, поэтому слушатели Военфака не разделили трагической судьбы «кремлёвских курсантов» и курсантов Подольского пехотного училища, практически в полном составе полегших в кровопролитных боях на подступах к столице нашей Родины — Москве в октябре 1941 года. Однако это совершенно не означало, что деятельность Военного факультета Московской государственной консерватории с первых же дней войны не была перестроена применительно к условиям военного времени.

«По штабу факультета устанавливалось круглосуточное дежурство. Район, прилегающий к зданию консерватории от старого здания МГУ до нынешнего театра им.

B.В. Маяковского, составлял один объект противовоздушной обороны, — писал в своих воспоминаниях Х.М. Хаханян. — По штабу объекта, который находился в кабинете начальника факультета А.Е. Гутора, было организовано круглосу-

Генерал-майор С.А. Чернецкий проводит строевой смотр 2-й школы военно-музыкантских воспитанников

РГАЛИ

точное дежурство. Его несли офицеры факультета. Так как офицеров было мало, мне приходилось заступать на боевое дежурство через двое суток на третьи. В распоряжении дежурной службы находились: санитарная, противовоздушная команды, а также команда по эвакуации населения из близлежащих домов в бомбоубежище.

В вечернее время шли тренировки по приведению системы противовоздушной обороны нашего объекта в полную боевую готовность. В центре двора Московской консерватории была вырыта большая воронка, которая постоянно заливалась водой. Это на случай, если враг будет сбрасывать зажигательные бомбы...

Ровно через месяц с начала войны, 22 июля, фашистское командование предприняло первый массированный налёт авиации на Москву. С этого дня налёты стали ежедневными. Первое время вражеские самолёты сбрасывали не только фугасные, но и зажигательные бомбы. Поначалу шипение и огненные брызги падавших зажигательных

бомб вызывали у малодушных страх. Но уже через день—два мы стали их спокойно обезвреживать, хватали специальными щипцами, а то и брезентовыми перчатками, и сбрасывали в бочки с водой, стоявшие в разных углах чердачных помещений, или в воронку с водой во дворе у Большого зала консерватории.

Обложка «Встречного марша для третьих полков стрелковых дивизий» С.А.Чернецкого

РГАЛИ

За всеми консерваторскими педагогами и их семьями, проживавшими частично в левом крыле здания консерватории и близлежащих домах, были закреплены бойцы эвакоко-манды из числа слушателей Военфака. При объявлении воздушной тревоги они сопровождали население в бомбоубежище. Одно из них, самое большое, находилось в подвале Большого зала консерватории»3.

«Уже через два месяца после объявления войны факультет произвёл первый ускоренный выпуск военных капельмейстеров, — писал Х.М. Хаханян. — Весь наш 3 курс, получив офицерские звания, был отправлен в Действующую армию. Многие из них приняли участие в боях, шедших под Курском и Орлом, и там пали смертью храбрых. До сих пор стоят они передо мной как живые, красавцы: Заннес, Ген-кин, Табунщик, Семилуцкий, Теп лов, Лагерь и другие...»4.

После эвакуации учебного заведения на Волгу и его размещения на базе Саратовской

консерватории Военный факультет произвёл за два года три ускоренных выпуска военных капельмейстеров: в декабре 1941 года, а также в апреле и июне 1942 года. В числе эвакуированных была и 2-я школа военно-музыкантских воспитанников РККА, чей личный состав в ноябре 1941 года был в срочном порядке передислоцирован в Узбекистан, в город Наманган. До эвакуации, несмотря на свой юный возраст, воспитанники школы, так же как и слушатели Военного факультета, выполняли боевую задачу по охране и обороне военных объектов столицы5. С июня по ноябрь 1941 года они охраняли запасной военный аэродром у станции Клязьма, а также защищали здания на Крымской площади в составе постов ПВО.

В панике и неразберихе при эвакуации воинских частей забыли про отдельное воинское подразделение — Образцовый оркестр НКО СССР. Оказалось, что он не значился в эвакуационных планах. С.А. Чернец-кий на свой страх и риск начал спасать родной коллектив. Несмотря на угрозы военного коменданта Москвы отдать его под трибунал, комбриг самовольно, без разрешения вышестоящего командования ночью посадил оркестр в один из товарных вагонов поезда, отправлявшегося вместе с членами семей советского правительства в Куйбышев. По всему пути следования на вопросы начальства об этой незапланированной акции Семён Александрович невозмутимо докладывал: «Я отвечаю за этот прославленный коллектив! Когда будут праздновать Победу, с меня спросят, где же оркестры, товарищ Чернецкий?! Что я отвечу товарищу Сталину?!» На перроне в Куйбышеве его

увидел К.Е. Ворошилов и с удивлением спросил: «Как?! И Вы здесь?!» А затем после долгой паузы добавил: «Правильно сделали, товарищ Чернецкий. Там где мы, и Вы должны быть!»

В Куйбышеве в 1941 году С.А. Чернецкий со своим оркестром участвовал в ноябрьском военном параде, впоследствии в течение четырёх месяцев дал в городе множество концертов и выступлений по радио. Мало кто знает, что знаменитое левитановское «Говорит Москва! От Советского информбюро!» и все сводки с фронтов транслировались в первый год войны не из столицы, а из Куйбышева, где находилось в то время советское правительство. Оттуда же в октябре—декабре 1941 года транслировались в прямом эфире концертные выступления Отдельного образцового оркестра НКО СССР. От всех музыкантов Особый отдел НКВД тогда взял подписку о неразглашении важной государственной тайны.

В январе 1942 года Образцовый оркестр НКО СССР вернулся в Москву, к месту постоянной дислокации. Враг был отброшен от столицы, прекратились бомбёжки, и Инспекции военных оркестров РККА можно было продолжить свою работу, направленную на улучшение качества подготовки военных коллективов и их руководителей. Прежде всего С.А. Чернецкий добился увеличения штатной численности центрального аппарата своей инспекции. Отныне на каждом из фронтов была введена должность инспектора военных оркестров. Для централизованного руководства оркестрами флотов была создана Военно-морская инспекция. В 1942 году открыты Курсы усовершенствования военных капельмейстеров,

проведены три досрочных выпуска Военного факультета Московской консерватории, чуть позже в Москву из Узбекистана возвращена 2-я школа военно-музыкантских воспитанников РККА и т.д.6

В течение 1942—1943 гг. Инспекцией военных оркестров РККА также были проведены несколько музыкальных конкурсов на создание произведений героико-патриотической направленности. В маршевом творчестве нашли отражение конкретные события военных лет.

Подвигу Н.Ф. Гастелло в 1941 году был посвящён марш Н.П. Иванова-Радкеви-ча «Капитан Гастелло», подвигу А.И. Крохалёва — марш С.А. Чернецкого с одноимённым названием, подвигу гвардейцев-панфиловцев у разъезда Дубосеково под Москвой посвятили свои произведения и С.А. Чернецкий, и Н.П. Ива-нов-Радкевич. Во время Великой Отечественной войны широкое распространение в репертуаре духовых оркестров получил марш «Слава гвардейцам!» Н.К. Чемберджи, написанный им в октябре 1941 года и посвящённый первым гвардейским воинским частям.

На разгром фашистских войск под Москвой Н.П. Ива-нов-Радкевич также откликнулся созданием прекрасного марша «Родная Москва». По -сле капитуляции в районе Сталинграда 300-тысячной армии фельдмаршала Ф. Паулюса появились марши Н.К. Чемберджи, Д.Ф. Салимана-Вла-димирова, С.А. Чернецкого и других композиторов. На прорыв блокады Ленинграда С.А. Чернецкий откликнулся созданием «Марша ленинградских гвардейских стрелковых дивизий». Обороне Одессы и Севастополя 1941—1942 гг. были посвящены марши

В.И. Мурадели и Ю.А. Хайта, А.И. Хачатуряна. «Победный марш» Н.П. Иванова-Радкеви-ча и марш «Победа» композитора М.Л. Старокадомского как бы предвосхитили окончательный разгром гитлеризма, хотя и были написаны задолго до этого — в 1941 году7. Всего же за четыре года войны

советскими композиторами было написано и исполнено по радио и в концертах почти столько же маршей, сколько примерно за двадцать довоенных лет.

Однако наиболее активной в жанре сочинения произведений военного марша в композиторской среде была,

«Я отвечаю за этот прославленный коллектив! Когда будут праздновать Победу, с меня спросят, где же оркестры, товарищ Чернецкий?! Что я отвечу товарищу Сталину?!»

КОМИТЕТ ПО РАДИОФИКАЦИИ И РАДИОВЕЩАНИЮ ПРИ СНК СССР

Управление музыкального радиовещания

Ж______194^г Москва, п'я 3734

ВШОВД№ ШЕК1Л 'РККТРОВ Л/.С1Г" АРМЫ И

Гешр^лчлайору ЧЕРНЯВОМУ С.А.

В от 1з9т на Зз1л запрос оооощаю, что ирши Вв-

ствго сочинения транслировались по педио в течение жзего периода Велико« Йтзчэственной войну и в особенности с конца 1;42*рода по дань победа в очень оолыжн кодшвстш и многократно. Не было оука^ гьч такого сал»та по р ада о в честь добеды когда бы не* исполнялись Вайи марш, которое обычно шш -)ез о 'яаченш непосредственно после окончания залпов. Систематически исполнялись сладкие Ваш м - пш;

1/ Марш "Кино: етч1:1<ов" / 11 "Гвардейцев танкистов" х/ " "Ланинрг адской гвардейской дивизий" V " "Сталйнг ад" '

У " "РЬоссовокиГ:*1 /название не уъ№:Лк=лоаъ/

& Старинный мари

7/ Марш "Встреча победитале?г" У маши" /'<Слзж Рсдицё"/

%/ ЫилеРнп» марш Краснов Дщии 1С/ Марк: "Родной Дон >асс" 11/ "Трудоше резервы"

Особенно часто /почти посте ландо г о свджга/ передавались :,;арш: 'Миншвгчшов", "Гвардейцев танкистов , "Ленинграде гвардейской дьвизип", 'Старинный" и "Сталинград".

Ответ начальника Управления музыкального радиовещания СССР С.А. Чернецкому по поводу исполнения его маршей

РГАЛИ

С.А. Чернецкий проводит репетицию с Образцовым оркестром

НКО СССР

безусловно, творческая деятельность С.А. Чернецкого. Пожалуй, никто из советских композиторов того периода не умел так быстро и оперативно откликаться на события Великой Отечественной войны. Лучшие его марши являются ценнейшим вкладом в репертуарную практику военных оркестров благодаря не только строевым качествам, но и высоким музыкальным

1944 г.

РГАЛИ

достоинствам. К числу таких маршей, уже более 75 лет постоянно исполняющихся на торжественных мероприятиях, относятся: «Марш танкистов», «Юбилейный встречный марш», «Марш гвардейцев-миномётчиков» со знаменитым контрапунктом блантеровской «Катюши», «Встречный марш военных училищ», «Салют Москвы» со вступлением ко-

локольчиков темы И.О. Дунаевского «Широка страна моя родная», «Герои Сталинграда», «Вступление Красной армии в Будапешт», «Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий», «Марш 8-й гвардейской дивизии им. генерал-майора Панфилова» со знаменитым трио на тему народной песни «Из-за острова на стрежень», «Фанфарный марш гвардейских дивизий», «Встречный марш для третьих полков стрелковых дивизий» и др. Используются в репертуаре современных военных оркестров и менее известные произведения С.А. Чернецкого: «Торжественный марш», имеющий второе название «Маршал Рокоссовский», «Марш гвардейской артиллерии», «Вступление Красной армии в Бухарест», «Марш 53-й гвардейской стрелковой дивизии», «Победа за нами», «Праздник Победы». В 1944 году за заслуги в музыкальном творчестве композитор был удостоен Сталинской премии. Маэстро перечислил причитавшиеся ему денежные средства в Фонд обороны страны.

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится интересный документ — ответ начальника Управления музыкального радиовещания Всесоюзного радио М.А. Гринберга на письмо генерал-майора С.А. Чер -нецкого по поводу транслирования его маршей в годы Великой Отечественной войны. Вот что там говорится:

«В ответ на Ваш запрос от 23.03.1946 года сообщаю, что марши Вашего сочинения транслировались по радио в течение всего периода Великой Отечественной войны, и в особенности с конца 1942 года по День Победы в очень большом количестве и многократно.

С.А. Чернецкий на проверке знаний оркестровых партий в военных оркестрах Закавказского фронта

1943 г. РГАЛИ

Воины Красной армии бросают фашистские знамёна и штандарты к подножию Мавзолея

Не было буквально такого салюта по радио в честь победы, когда бы не исполнялись Ваши марши, которые обычно шли без объявления непосредственно после окончания залпов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Систематически исполнялись следующие Ваши марши:

1) Марш "Миномётчиков"

2) Марш "Гвардейцев танкистов"

3) Марш "Ленинградских гвардейских дивизий"

4) Марш "Сталинград"

5) Марш "Рокоссовский" (название не упоминалось)

6) Старинный марш (автор И. Чернецкий. — Прим. авт.)

7) Марш "Встреча победителей" (скорее всего, имелось в виду название старинного марша "Триумф Победителей". — Прим. авт.)

8) Фанфарный марш "Слава Родине"

9) Юбилейный марш Красной армии

10) Марш "Родной Донбасс"

11) Марш "Трудовые резервы".

Особенно часто (почти после каждого салюта) передавались марши: "Миномётчиков", "Гвардейцев-танкистов", "Ленинградских гвардейских дивизий", " Старинный марш" и "Сталинград".

К сожалению, мне не представляется возможным подсчитать, сколько раз и в каком количестве передавались по радио Ваши марши за последний год войны. Но если учесть, что последний год войны был связан почти ежедневно с салютами по 3—4 и даже пять раз в день, то становится понятным, что марши Вашего сочинения в огромном количестве звучали весь этот период. Начальник Управле -ния музыкального радиовещания Гринберг»8.

Музыкальное творчество С.А. Чернецкого высоко оценивалось и в кремлёвских кабинетах. Однажды в Доме

звукозаписи во время одного из вечерних праздничных выступлений после очередного салюта его неожиданно вызвали к телефону. Передав дирижёрскую палочку своему заместителю И. Мироновичу, Семён Александрович проследовал за дежурным офицером. Отсутствовал он недолго, а

когда вернулся, то сообщил музыкантам, что звонили из приёмной И.В. Сталина, которому очень понравилось исполнение «Старинного марша Печёрского полка», и он просит исполнить его в будущих концертах.

По свидетельству очевидцев, когда С.А. Чернецкий прово-

С.А. Чернецкий и маршал Г.К. Жуков на одной из гарнизонных репетиций Парада Победы

1945 г. РГАЛИ

дил репетицию, оркестр полностью подчинялся ему, хотя он никогда не повышал голоса на музыкантов. Но очень не любил, если после его дирижёрского жеста «прекратить игру» продолжали звучать отдельные инструменты. Это явление маэстро называл «социальной болезнью музыкантов». По воспоминаниям ве-

теранов оркестра, он обладал великолепным музыкальным слухом, умел сразу же обнаружить мелодическую или гармоническую неточность в звучании, указать, кем она допущена и устранить её, часто даже без обращения к партитуре произведения. А если проигрывался написанный им новый военный марш, то нотная запись практически не использовалась.

Даже в тяжёлых условиях Великой Отечественной войны Инспекция военных оркестров провела по инициативе С.А. Чернецкого в 1943—1944 гг. несколько армейских смотров-конкурсов. Он лично решал многие организационные вопросы с командующими фронтами и политуправлениями, согла-

сившись даже с их просьбой, чтобы помимо штатных военных оркестров в конкурсах принимали участие самодеятельные коллективы. Один из таких армейских смотров военных оркестров состоялся в октябре 1943 года на Закавказском фронте9. При исполнении произведений слу-жебно-строевого репертуара маэстро спускался с трибуны, где находилась комиссия, и

лично ходил возле оркестров, проверяя знание музыкантами своих оркестровых партий. О том, какое значение придавало музыкальной работе командование Закавказского фронта, сказано в итоговом приказе по войскам: «Смотр показал, что военные оркестры частей Закавказского фронта проводят большую работу, помогая командованию и политорганам в воинском воспитании личного состава, способствуя повышению качества боевой подготовки и укреплению высокого политического и морального состояния рядового, сержантского и офицерского состава.

В духовых оркестрах частей и военных училищ выращиваются новые талантливые кадры музыкантов из воспитанников. Многие оркестры стали подлинными проводниками музыкальной культуры, организаторами культурного отдыха личного состава частей»10.

При подготовке исторического Парада Победы на Красной площади С.А. Чернецкий большое значение придавал не только вопросам подбора маршей служебно-строевого репертуара для прохождения войск и военной техники, их качественного исполнения, но и строевой выучке каждого военного музыканта. Репетиции сводного военного оркестра Московского гарнизона, состоявшего из 1400 музыкантов, начались с середины мая, а закончились 23 июня 1945 года. Как и у всего парадного расчёта, рабочий день у музыкантов в тот напряжённый период длился десять часов. Для каждой парадной коробки сводный оркестр должен был исполнить свой военный

марш11.

Во время первых гарнизонных репетиций командиры многих фронтов и подразделе-

«Прошу Вас дать мне окончательную

установку, какие марши последовательно будут исполняться на параде Победы, так как уже третий раз меняется репертуар»

ний не раз просили командующего войсками Московского военного округа генерал-полковника П. А. Артемьева, чтобы он приказал С.А. Чернец-кому играть для их парадных расчётов тот или иной понравившийся им марш. Такое стремление было понятно, но трудно осуществимо. Весь репертуар торжества был подготовлен заранее. В результате С.А. Чернецкий подал рапорт по команде, в котором изложил суть проблемы: «Из-за постоянно изменяющегося репертуарного списка страдает качество подготовки сводного оркестра к этому знаменательному событию в жизни нашей страны». Приведём выдержку из этого письма:

«Командующему войсками Московского военного округа генерал-полковнику П.А. Артемьеву... Одновременно прошу Вас дать мне окончательную установку, какие марши последовательно будут исполняться на параде Победы, так как уже третий раз меняется репертуар маршей»12. Копия данного письма была направлена и маршалу Г.К. Жукову.

После этого обращения сводный оркестр Московского гарнизона, утвердив окончательно парадный репертуар, стал работать уже над качеством его исполнения.

В фондах РГАЛИ сохранился утверждённый музыкальный репертуар Парада Победы: марши С. Чернецко -го «Юбилейный встречный марш», «Встречный марш танкистов», «Ленинский призыв», «Кавалерийская рысь», «Марш 1-го Украинского фронта», «Марш гвардейской артиллерии», «Марш Академии имени Фрунзе», «Новый колонный марш», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Марш 8-й гвардейской дивизии имени Панфилова», «Слава Роди-

не», «Марш ленинградских гвардейских стрелковых дивизий», «Праздник Победы»; марши В. Блажевича «Сталинский маршрут», И. Дунаевского «Наша Родина», Н. Чем-берджи «Слава гвардейцам», Н. Иванова-Радкевича «Победный марш», Ф. Кёнемана «Колонный марш», Дан. Покрасса «Красная Москва», Ю. Хайта «Советский герой», И. Чер-нецкого «Старинный марш». А также старинные: «Егерский марш», «Марш Саратовского полка», «Герой», «Триумф победителей» и др.13

Исторический военный парад «в ознаменование великой Победы над Германией в Великой Отечественной войне» начался 24 июня 1945 года ровно в 10 ч утра по московскому времени с первыми ударами курантов на Спасской башне.

Генералы и маршалы были одеты в мундиры нового образца. Однако главный военный капельмейстер сводного оркестра генерал-майор С.А. Чернецкий был единственным из военачальников, кто остался в прежнем тёмно-сером мундире с кор-

Начальник 2-й школы военно-музыкантских воспитанников подполковник В.И.Злобин и С.А. Чернецкий на открытии летнего военного лагеря на Клязьме 1945 г. РГАЛИ

тиком и синими бриджами. Музыканты сводного оркестрового полка были одеты тоже в тёмно-серые мундиры, суконные пилотки без кантов и синие шаровары.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник вручает С.А. Чернецкому орден Ленина

1945 г. РГАЛИ

После того как строевым шагом по Красной площади прошли последние пешие колонны парадных расчётов, по команде главного военного капельмейстера сводный оркестр повернулся кругом и, развернувшись у здания ГУМа лицом к трибуне Мавзолея, изготовился к новому музыкальному исполнению. Под его звуки в заключительной части парада по Красной площади прошли 1850 единиц боевой техники: танки, мотопехота, знаменитые реактивные установки «катюша» и др.14 Завершился военный парад традиционным прохождением сводного военного оркестра, в движении исполнившего марш С.А. Чернецкого «Слава Родине» со знаменитым трио на темы «Славься» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин» и торжественной, величавой песней главного дирижёра, написанной им в 1942 году на стихи В. Лебедева-Кумача, — «Славься, Советская наша страна!».

Вот как описывал этот торжественный день ветеран Военно-оркестровой службы профессор Х.М. Хаханян, принимавший участие в Параде Победы:

«24 июня 1945 года проходил незабываемый парад Победы, участником которого мне довелось быть. 1400 музыкантов сводного оркестра Московского гарнизона, в который влились делегаты фронтовых оркестров, застыли в парадном строю.

Дирижировал на параде генерал-майор С.А. Чернецкий. Но строй музыкантов был так велик, что на флангах его жестов не видели. Поэтому были введены дирижёры-дублёры. На правом фланге Чернецко -го дублировал рослый майор Константин Камышов, на левом — я. А сводную группу фанфаристов возглавил полковник Василий Агапкин...

Парад Победы многократно описан, так что я расскажу только о той стороне его, что известна меньше, — об оркестре. Погода в этот день выдалась ненастная, мы все вымокли насквозь, да мы-то ладно, а вот барабаны. Кожа на них отсыревала и вместо звонкого чистого звука издавала что-то похожее на хриплый кашель. Мы приготовили второй комплект ударных, и во время Парада барабаны, незаметно для зрителей, путешествовали в здание ГУМа — греться и сушиться у разведённого в чаше фонтана ГУМа огня.

Зазвенели над Красной площадью мелодии — от глин-кинского "Славься!" до тех, что были рождены во время войны и шли с бойцами по фронтовым дорогам.

Но вот — короткий жест, оркестр "снят", и только дробь малых барабанов звучит на площади. Две роты солдат, идущие торжественным маршем, вынесли фашистские знамёна и штандарты и, волоча их полотнища по брусчатке, швырнули свою постылую ношу к подножью Мавзолея Ленина.

Какие лица были в тот момент у наших воинов! Может, это воображение разыгралось, но мне показалось тогда, что боевые ордена в шеренгах победителей, и особенно в оркестре (ведь среди нас было мало музыкантов без боевых наград), засверкали особенно ярким блеском, будто солнечные лучи прорывались сквозь облака. Наверное, это так сверкала наша воинская слава!

Парад Победы длился два часа. Вся Москва, несмотря на продолжавшийся дождь, собралась на демонстрацию. Всюду ликующие лица, слёзы, смех, музыка, импровизированные танцы, встречи, объятия. Но вот в 12 часов дня, когда Парад закончился и

сводный оркестр находился у ГУМа в полном составе, неожиданно к микрофону, установленному на Мавзолее, подошёл какой-то товарищ и, видимо, по поручению правительства объявил буквально следующее:

— Товарищи! Ввиду ненастной погоды демонстрация трудящихся отменяется!

Что тут началось — трудно передать. Со всех улиц, прилегающих к Красной площади, хлынули демонстранты. В течение двух—трёх минут вся площадь заполнилась ликующим народом.

Сводный оркестр оказался плотно прижатым к ГУМу. А нас ждали празднично накрытые столы в ресторане "Москва" и других прилегающих к нему помещениях. Но как же пройти сквозь эту толщу народа?! Пришлось нам в колонну по одному, вдоль стены здания ГУМа, направляться к гостинице "Москва". На это ушло немало времени, и всё же мы собрались все вместе за столами и выпили за нашу Победу!

А после этого все оркестры, а их было по самым приблизительным подсчётам свыше 70 коллективов, разъехались в разные районы Москвы, где продолжались праздничные мероприятия.

Я с оркестром факультета до поздней ночи играл на площади Революции. Наша импровизированная эстрада была окружена тысячами москвичей, которые танцевали до глубокой ночи. Вот так закончился этот день, день исторической Победы Советского Союза и стран коалиции над фашистской Германией»15.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны генерал-майор С.А. Чернецкий сумел, что называется, «пробить» в Главном управлении кадров вопрос ещё об одном

увеличении состава работников Инспекции военных оркестров. Теперь она состояла из трёх отделений: инспекторского (3 офицера), по кадрам и подготовке оркестров и вузов (2 человека), по материальному обеспечению (3 работника), а всего в центральном аппарате инспекции стали работать 14 человек. Это позволяло С.А. Чернецкому оперативно и качественно решать все вопросы, связанные с подготовкой и службой военных оркестров в 1945—1946 гг. В целях создания единого руководства военными оркестрами армии и флота инспекция приступила к разработке принципиально нового Положения об объединении Инспекции военных оркестров Советской армии с Инспекцией военных оркестров Военно-морского флота, и на этой основе к созданию единой Военно-оркестровой службы.

В первые послевоенные годы благодаря С.А. Чернецкому произошли важные изменения, поднявшие престиж руководителя военного орке-

стра. С 1945 года выпускникам Высшего училища военных капельмейстеров стали присваивать строевые офицерские звания. В 1946 году вместо наименования «военный капельмейстер» было установлено новое наименование должности в войсках — «военный дирижёр». Данное название воинской должности сохранилось и в современных Вооружённых силах РФ.

Особое внимание С.А. Чер -нецкий уделял школам военно-музыкантских воспитанников. Так, летом 1945 года на живописном берегу реки Клязьмы в Подмосковье благодаря стараниям маэстро для них был открыт военный лагерь. Теперь в течение всего лета на природе юные таланты могли не только совершенствовать свой музыкальный профессионализм, но и изучать сугубо военные дисциплины: огневую подготовку, тактику ведения боя, общевоинские уставы и др. Стараниями С.А. Чернецко-го был также решён вопрос о предоставлении 2-й школе

музыкантских воспитанников новой территории на базе бывшего санатория работников партийного аппарата ЦК ВКП(б) в Серебряном Бору (деревня Троице-Лыково), куда и было передислоцировано в 1947 году это учебное заведение.

Если внимательно проанализировать творческий путь выдающего музыканта и дирижёра генерал-майора С.А. Чернецкого, наиболее плодотворным можно назвать военный период. Именно в те годы им были написаны лучшие марши, вошедшие в сокровищницу мировой музыкальной культуры, за которые он был удостоен высоких правительственных наград и Государственной премии СССР. Именно тогда он смог профессионально поднять сводный оркестр Московского гарнизона на должную высоту. И именно в тот период Образцовый оркестр НКО СССР под его управлением приобрёл наибольшую популярность в нашей стране и далеко за её пределами.

и\

П

РИМЕЧАНИЯ

1 Тутунов В.И. История военной музыки России. М.: Музыка, 2005. С. 363.

2 Хаханян Х.М. Рукопись. М.: кафедра Военно-оркестровой службы ВФ ВД ВУ, б/г. С. 36, 37.

3 Там же. С. 90.

4 Там же. С. 91.

5 Матвейчук В.П. 75 лет Московскому военно-музыкальному училищу. М., 2012. С. 12.

6 Аксёнов Е.С., Иванов В.Д., Лихачёва И.В., МатвейчукВ.П., Немир-скийА.М. Военная музыка России. М.: Воениздат, 2007. С. 127.

7 Тутунов В.И. Указ. соч. С. 362, 363.

8 Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 1943. Оп. 1. Д. 92. Л. 1—2.

9 Там же. Д. 223. Л. 50—51.

10 Аксёнов Е.С., Иванов В.Д., Лихачёва И.В., Матвейчук В.П., Немирский А.М. Указ. соч. С. 124.

11 Сто военных парадов / Под ред. генерал-полковника К.С. Грушевого. М.: Воениздат, 1974.

12 РГАЛИ. Ф. 1943. Оп. 1. Д. 25. Л. 17.

13 Там же. Л. 12—14.

14 Там же. Д. 223. Л. 49.

15 Хаханян Х.М. Указ. соч. С. 91, 92.

V.S. Tsitsankin

THE CHIEF BANDMASTER OF VICTORY PARADE

Information about author. Vasily Tsitsankin — Head of Studies, Jazz Academy of Moscow, Lieutenant Colonel (res.), Cand. Sc. (Hist.), Associate Professor (Moscow. E-mail: vzizankin@yandex.ru).

Summary. Chief bandmaster of the 1945 Victory Parade Major General SA. Chernetsky went down in history not only as a music conductor, but also as a composer, army leader, and public figure thanks to whom the military band service and military bands progressed in the Soviet Union in the first half of the 20th century.

Keywords: chief conductor; military bandmaster; Victory Parade of1945; Major General S.A. Chernetsky; military composer; military band service; military march.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.