Научная статья на тему 'ВОЕННАЯ МУЗЫКА, СТАВШАЯ ЖИЗНЬЮ Л.А. ПЕТКЕВИЧА'

ВОЕННАЯ МУЗЫКА, СТАВШАЯ ЖИЗНЬЮ Л.А. ПЕТКЕВИЧА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТКЕВИЧ / МУЗЫКАНТ / КАПЕЛЬМЕЙСТЕР / ПЕДАГОГ / НАСТАВНИК / ДЕТДОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кретов Виктор Петрович

Статья посвящена человеку, который был хорошо известен довольно широкому кругу капельмейстеров и музыкантов военных оркестров. Это Людомир Антонович Петкевич - военный музыкант, капельмейстер, педагог и наставник воспитанников детского дома в г. Воскресенске

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЕННАЯ МУЗЫКА, СТАВШАЯ ЖИЗНЬЮ Л.А. ПЕТКЕВИЧА»

5 Бернгарди в «Историческом] В[естнике]». № III. С. 165.

6 Исторический Вестник. № III. С. 161.

7 По сообщению Бернгарди, Пален только в этот момент появился с Уваровым и своими солдатами на проспекте. Трудно даже поверить, что он так долго пробыл на улице. Правдоподобнее известие Саблукова, что Пален находился у Александра.

8 Бернгарди [в Истор[ическом] В[естнике]. № III. С. 161.

9 Истор[ический] В[естник]». №III. С. 161—184. Розенцвейг в «Aus allen Zeiten und Landen» (С. 15), рассказывает несколько иначе об этом. Беннигсен отказывался вести её к усопшему императору, мотивируя это тем, что не имеет на это полномочия от императора Александра. Мария Фёдоровна спросила: «Кто сделал Александра императором?» — «Народ, Madame, гвардейцы его провозгласили императором». — «Но кто же заговорщики?» — «Люди из различных кругов, гражданские и военные чины, придворные». — «Дайте мне пойти к императору Александру». — «Нет, Madame, это мне запрещено. Вы не оставите этой комнаты» и т.д. Беннигсен позволил ей наконец повидаться с Александром, но при двух условиях: во-первых, она никуда не должна была заезжать по дороге, во-вторых, ни с кем не заговаривать и т.д.

Продолжение. Начало см.: Воен.-истор. журнал. 2008. №6, 7, 9—12; 2009. № 1.

* «Он спасся!».

** «Сэр, Вы арестованы».

*** «Что Вы делаете, Платон Александрович?».

**** «Всё закончено».

***** «Мадам, здесь не играют комедию».

****** «Мой Бог, это положение ещё более затруднительно».

******* «Волей-неволей».

(Окончание следует)

АРМИЯ И ОБЩЕСТВО

КРЕТОВ Виктор Петрович —

инженер по техническим средствам воспитания Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.Е.Титова, полковник в отставке (г.

Краснознаменск, Московская обл.)

ВОЕННАЯ МУЗЫКА, СТАВШАЯ ЖИЗНЬЮ Л.А. ПЕТКЕВИЧА

Имя этого человека хорошо было известно широкому кругу капельмейстеров и музыкантов военных оркестров с конца XIXвека до шестидесятых годов XXвека, когда он ушёл на заслуженный отдых. Старейший военный музыкант, капельмейстер и педагог Людомир Антонович Петкевич в октябре 1917года возглавил образцовый военный оркестр. Ему посчастливилось дирижировать оркестром на первом военном параде в 1918году. С 1925года, когда уволился с военной службы, вплоть до 1962года Л.А.Петкевич руководил духовыми оркестрами в Москве и Московской области. Являясь автором фанфарного марша «Сигнал», многочисленных инструментовок для духового оркестра, Людомир Антонович также много лет отдал музыкально-педагогической работе с воспитанниками детских домов. Он вместе со страной прожил большую и интересную жизнь.

Родился Л.А. Петкевич 11февраля 1881года в небогатой деревенской семье на Волыншине. В возрасте тринадцати лет был зачислен музыкантом-воспитанником в оркестр 11-го Рижского Драгунского полка сроком на шесть лет. Ещё со времён Петра! в русской армии и на флоте были введены хоры (оркестры), создавались школы солдатских детей, где проходили обучение и музыкантские воспитанники. В этом полку отбывали действительную службу прадед, дед и отец Петкевича — Антон Иванович. Эту семейную традицию продолжил и Людомир Антонович. У деревенского паренька обнаружились незаурядные способности к игре на духовом инструменте — кларнете, обладающем красивым тембром и богатыми оттенками звучания. Усердие, трудолюбие юного музыканта-воспитанника вскоре принесли успех, его признали полковые ветераны-музыканты, и ему было доверено исполнение партии кларнета в основном составе оркестра.

Срочную службу Людомир Антонович сначала проходил в 7-м Уланском Ольвиапольском короля испанского АльфонсаХШ полку, а затем, с 1904года, служил в 1-м Лейб-драгунском Московском императора Петра! полку. Участвовал в Русско-японской войне в составе Заамурского конного полка.

В 1910году двадцатидевятилетний Л.А.Петкевич переводится в 11-й гренадёрский Фанагорийский генералиссимуса князя Суворова полк заместителем капельмейстера. После получения специальности «дирижёр», он становится капельмейстером оркестра полка. С началом Первой мировой войны и до октября 1917года Петкевич с полковым оркестром находится на фронте. А в это время в России назревала революция. Л.А.Петкевич с командой музыкантов был командирован в Москву квартирьером для подготовки казарм к прибытию полка.

В Москве происходили события, которые «потрясли весь мир». Сын крестьянина из Волынской губернии, Петкевич без колебаний перешёл на сторону новой власти, и не один, а с оркестром, сохранив его целиком. Казарма, как оказалось, уже была отремонтирована, и в ожидании встречи полка с фронта Л.А.Петкевич приступил к занятиям.

Однажды к нему явились представители военно-революционного комитета и попросили принять участие в митинге, который будет проходить в здании института благородных девиц. После этого выступления оркестр заметили, стали приглашать на многочисленные митинги и мероприятия, проводимые в городе. Переезд правительства во главе с В.И.Лениным из Петрограда в Москву в марте 1918года, торжественные мероприятия по случаю этой встречи не минули оркестр Петкевича. В день выступления Владимира Ильича в Большом театре, вспоминал Людомир Антонович, он с оркестром Фанагорийского полка находился в оркестровой яме перед сценой.

В середине марта 1918 года в Лефортове, в Екатерининском зале бывшего 2-го кадетского корпуса, оркестр играл на торжественном вечере, посвящённом первому выпуску пулемётчиков молодой Красной армии. Присутствовавший на вечере народный комиссар по военным делам Н.И.Подвойский обратил внимание на слаженную игру военного оркестра в полсотни человек. Вскоре Всероссийский центральный исполнительный комитет, продолжая сложившуюся традицию рабочего класса, принимает решение о проведении торжеств по случаю 1-го Мая. Помимо манифестаций трудящихся было решено провести и первый военный парад частей Московского гарнизона на Ходынском поле. Для музыкального сопровождения парада Н.И.Подвойский предложил пригласить запомнившийся ему оркестр.

В конце апреля военному капельмейстеру Л.А.Петкевичу было передано приказание наркомвоендела в назначенное время прибыть с оркестром на Ходынское поле. «Оркестр 11-го гренадёрского Фанагорийского полка построен во дворе штаба полка. Сюда же стали прибывать курсанты военных школ Лефортовского городка. С музыкой мы подошли к Ходынке, где нас встретил молодой командир и приказал остановиться. Послали линейного с докладом о прибытии курсантов с оркестром. Линейный быстро вернулся и передал, что оркестр должен подойти ближе и стоять неподалеку от правительственной трибуны. Подготовка к параду шла довольно медленно. Только в шестнадцать часов 30минут в открытой машине прибыли В.И.Ленин, с ним Н.К.Крупская и М.И.Ульянова. Как только Владимир Ильич сошёл с машины, я подал команду играть встречный марш. После обхода и поздравления с праздником В.И.Ленин поднялся на трибуну и начался церемониальный марш частей Московского гарнизона молодой Красной Армии», — так вспоминал Людомир Антонович об этом историческом параде.

Парад открыли колонны военно-учебных заведений. Оркестр играл фанфарный марш «Сигнал», написанный Л.А.Петкевичем. Следом торжественным маршем прошла рота красногвардейцев, кавалерийская школа. Проследовали два полевых орудия в запряжке по четыре лошади к каждому орудию. Замыкали парад самокатчики на старых полевых велосипедах. С красными знамёнами под музыку оркестра прошли колонны демонстрантов. Когда специалисты интересовались музыкой, исполняемой на первом параде, Людомир Антонович отвечал, что специального репертуара не было, исполняли маршевую музыку, взятую из репертуара русских военных духовых оркестров. Кроме фанфарного марша «Сигнал» играли марши «Богдан Хмельницкий», «Застенчивый рыцарь», «Суворовский марш», «Прощание славянки», «Марш Преображенского полка» и другие. Колонны демонстрантов шли под музыку революционных песен «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Красное знамя», «Марсельеза».

После этого военного парада оркестр стал официальным военным оркестром, который был призван обслуживать в течение ряда лет массовые государственные и партийные мероприятия.

Вскоре полк был расформирован. Оркестр передали второй Московской пехотной школе. Являясь членом ликвидационной комиссии по расформированию полка, Л.А.Петкевич лично отвёз в

Оружейную палату Московского Кремля семнадцать полковых знамён, среди которых, по его словам, были знамёна времён А.В.Суворова.

Не обошла стороной Л.А.Петкевича и Гражданская война. С оркестром в составе курсантской бригады он находился на фронте. Это были Южный и Петроградский фронты, войска которых вели сражения с Добровольческой армией А.И.Деникина и войсками Н.Н.Юденича. В одном из боёв он получил контузию. Возвратившись с фронта, Людомир Антонович продолжал обслуживать военно-оркестровые наряды, а в траурные дни января 1924года вместе с другими оркестрами отдал последние почести усопшему вождю.

Демобилизовался из армии сорокачетырёхлетний капельмейстер в 1925 году. За плечами у Л.А.Петкевича были тридцать лет, отданных службе Отечеству в армейском строю. За эти годы музыка стала его жизнью, и, сменив военный мундир на гражданский костюм, музыкант продолжил заниматься тем, что отлично знал и умел. Он стал инструктором духовых оркестров при управлении Московских городских железных дорог, затем в течение четырех лет руководил духовым оркестром при клубе в Кунцеве.

Последующие годы, начиная с 1930-го, вплоть до ухода на пенсию в 1962году, Л.К.Петкевич работал руководителем духовых оркестров в детских домах, занимался музыкой с ребятами в трудовой коммуне и втором Испанском детском доме.

В 1948 году Людомир Антонович поступил на работу в детский дом №1 спецназначения для детей офицеров Красной армии и Военно-морского флота в г.Воскресенске Московской области. Здесь он создаёт из воспитанников разных возрастов духовой оркестр, которым успешно руководит в течение четырнадцати лет. Это был сплочённый многоголосый оркестр, состоящий в разные годы из сорока и более человек. Такого духового оркестра не было во всём Воскресенском районе. Оркестр регулярно обслуживал массовые городские мероприятия и удостаивался высокой оценки руководителей города. В детдомовском оркестре у Людомира Антоновича навыки игры на духовых инструментах получили многие воспитанники, а некоторые стали профессиональными музыкантами. В оркестре Главного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова до настоящего времени играет его воспитанник Виктор Денискин. Членом союза композиторов стал военный инженер полковник Геннадий Пожидаев, автор книг, повестей и статей о композиторах, музыкантах и музыке. Многие ребята, следуя совету наставника, поступили в военные оркестры воспитанниками.

В памяти ребят воскресенского детского дома Людомир Антонович остался мудрым и добрым человеком. Вспоминает Геннадий Ярхо: «Это историческая личность. В ранние годы Людомир Антонович играл в военных оркестрах. Дирижировал оркестром на первом военном параде. Участвовал в Гражданской войне. Сочинял музыкальные произведения. Научил нас игре на духовых инструментах. И так хорошо у нас это получалось, что стали нас приглашать на торжественные мероприятия в город».

В 1967—1968 гг. состоялись торжества по случаю полувековых юбилеев Октябрьской революции и Вооружённых сил. В них приняли участие почётные гости: ветераны партии, участники Гражданской и Великой Отечественной войн, труженики тыла. На торжества был приглашен и Л.А.Петкевич. Ему был вручён персональный пропуск к трибуне на Красной площади. Спустя четыре года, 7ноября 1972года, в обстановке эмоционального подъёма личного состава армии, вызванного подготовкой к празднованию 50-летия образования СССР, на Красной площади в Москве проводился военный парад в честь 55-й годовщины Октябрьской революции. Это был

сотый парад. В сотый раз выходили на площадь и военные музыканты, под музыку которых шли торжественным маршем парадные расчёты войск. Своеобразным юбилеем стал этот выход и для старейшины военно-оркестровой службы Людомира Антоновича Петкевича.

В Отдельном показательном оркестре Министерства обороны, куда незадолго до парада был приглашён старый капельмейстер, состоялась встреча двух ветеранов — дирижёра первого военного парада и начальника военно-оркестровой службы Министерства обороны, главного дирижёра оркестрового сводного полка генерал-майора Н.М.Назарова. В торжественной обстановке генерал Назаров вручил Людомиру Антоновичу памятный знак «Участнику сотого парада».

Были и другие памятные встречи. Особенно радовался Людомир Антонович встречам с молодёжью. Щедро делился ветеран жизненным опытом, рассказывал о памятных событиях и пережитом. Перед слушателями проходили волнующие картины славной истории Вооружённых сил и военно-оркестровой службы.

Только на 82 году жизни прекратил трудовую деятельность персональный пенсионер Л.А.Петкевич. Его многолетний труд отмечен орденом Знак Почёта и многими медалями, в том числе медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.», отличником народного просвещения назвало его Министерство просвещения РСФСР.

Скончался Людомир Антонович 16 декабря 1972 года, не дожив двух месяцев до девяностодвухлетия. Отдать последние почести старейшине военно-оркестровой службы прибыли музыканты Отдельного показательного оркестра Министерства обороны. Похоронен Людомир Антонович на старинном кладбище села Константиново Воскресенского района.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ЕРИН Михаил Егорович —

заведующий кафедрой всеобщей истории Ярославского государственного университета,

доктор исторических наук, профессор (г.Ярославль)

ГЕРМАНИЯ: ОТ ИМПЕРИИ К РЕСПУБЛИКЕ

В 2008году в России и Западной Европе торжественно отметили 90-летие окончания Первой мировой войны — одной из самых кровавых, жестоких и беспощадных войн ХХ века. Первая мировая война (1914—1918гг.) унесла миллионы человеческих жизней, явилась страшным бедствием для народов Европы и всего земного шара. Её справедливо называют прологом ХХстолетия. В последние годы у нас в стране появилась масса интересной и серьёзной литературы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.