Научная статья на тему 'Гламурный имидж как симулятивная реальность современного общества'

Гламурный имидж как симулятивная реальность современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ГЛАМУРНЫЙ ИМИДЖ / СИМУЛЯКР / ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ / ДЕМОНСТРАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / СОБЛАЗН / «ИСТИННЫЙ» И «ЛОЖНЫЙ» ГЛАМУР / THE «TRUE» AND «FALSE» GLAMOR / MODERN CULTURE / GLAMOROUS IMAGE / SIMULACRUM / HYPERREALITY / CONSPICUOUS CONSUMPTION / THE LURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Муратова Ирина Анатольевна

Рассмотрена симулятивная природа гламурного имиджа. Посредством теории гиперреальности анализируются причины актуализации гламура, его основные признаки, категории потребителей, а также обнаруживаются скрытые мотивы в его формировании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLAMOROUS IMAGE SIMULATIVE REALITY AS A MODERN SOCIETY

We consider the simulative nature glamorous image. Through the theory of hyperreality update the reasons b e-hind the glamor, its main characteristics, types of customers, and also found hidden motives in its formation.

Текст научной работы на тему «Гламурный имидж как симулятивная реальность современного общества»

УДК 008(18)

ГЛАМУРНЫЙ ИМИДЖ КАК СИМУЛЯТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

GLAMOROUS IMAGE SIMULATIVE REALITY AS A MODERN SOCIETY

И. А. Муратова

LA Muratova

Ключевые слова: современная культура, гламурный имидж, симулякр, гиперреальность, демонстративное потребление, соблазн, «истинный» и «ложный» гламур Key w ords: modem culture, glamorous image, simulacrum, hyperreality, conspicuous consumption,

the hire, the «true» and «false» glamor

Рассмотрена симулятивная природа гламурного имиджа. Посредством теории гиперреальности анализируются причины актуализации гламура, его основные признаки, категории потребителей, а также обнаруживаются скрытые мотивы в его формировании.

We consider the simulative nature glamorous image. Through the theory of hyperreality update the reasons behind the glamor, its main characteristics, types of customers, and also found hidden motives in its formation.

Исследование гламурного имиджа в контексте современной реальности определяется научными и общественными интересами, обусловленными реалиями российского общества. На сегодняшний день фундаментальное, традиционное наследие уступает место более влиятельным, простым в восприятии, мифологизированным и симуляционным феноменам, активно трансформирующим российское общество по своим законам с%'ществования.

Одним из таких феноменов является гламурный имидж, который в качестве стержневого элемента и господствующего эстетического концепта воздействует на коллективное сознание и частное поведение индивидов, тем самым фабрикуя акту альный концепт — «человека гламурного».

Популяризация гламурного образа начинается ещё с развития голливудского кинематографа, который стал главным окном в мир красивой жизни. Голливудские костюмеры и кутюрье изобрели фантастические образы, подчеркивающие ослепительную, искусственно созданную красоту'. Сложилась целая методика выстраивания гламурного имиджа, ярчайшим образцом которого стала голливудская система звезд. Данный тип кинематографического имиджа, продуманный до мельчайших деталей, кореллирующий с совершенными экранными образами, стал обладать особым притягательным воздействием на массового зрителя, диктуя эстетические стандарты всему миру: имидж знаменитых актеров стал эталоном, образцом для подражания. Традиционный эстетический эталон трансформируется, уступив место глянцу, эффектной внешности, подчеркнутой сексапильности. Значимость этих свойств возрастает с середины XX века одновременно с развитием продуктов массовой культуры, таких как глянцевые журналы и кинематограф.

XXI век можно считать временем окончательного становления концепта гламурной телесности, так как в этот период сформировалась система связываемых с ним экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов. В словаре Вебстера гламур трактуется в трёх значениях: 1) «ускользающая, загадочно-волнующая и, зачастую, иллюзорная привлекательность, которая будоражит воображение и разжигает вкус к необычному, неожиданному, красочному или экзотическому», 2) «страннособлазнительная атмосфера романтического волшебства, околдовывающего, непостижимого, неодолимо-магнетического очарования», 3) «личное очарование в сочетании с необыкновенной физической и сексуальной привлекательностью» [1].

Как отмечают Л. В. Полубиченко и Н. С Платонова, принципиальное отличие сегодняшнего Прочтения концепта «гламур» заключается В ТОМ, ЧТО При сохранении ОСНОВНЫХ СМЫСЛОВЫХ доминант меняется его оценочная составляющая из-за условий широкого коммерческого спроса на товары и услуги в обществе потребления. Современный гламур, несмотря на свою труднодоступность, все же задает массово-воспроизводимые образцы, где совершенство внешнего облика становится формульным и приобретает всё более коммерциализованный характер [1].

Российский вариант гламурного имиджа распространяется только с 1990-х годов. Достаточно быстро адаптируясь к новым социальным реалиям, он трансформируется в более влиятельный феномен, по сравнению с английским или французским прототипом, и отличается ярко выраженной колоритной, агрессивной коннотацией. Сегодня он выступает символом определенной модели жизни как наслаждения, которая возможна только при приобретении дорогих товаров и услуг: наикрутейшие иномарки, рублёвские и иные дворцы, яхты, соперничающие в длине, ролексы с бриллиантами... как эмблема элиты, высшего общества [2].

Основой, ядром гламурного имиджа являются те образы, которые сегодня получают своё легитимное признание и идеологическое одобрение в СМИ: медиа, глянцевых журналах, массовой литературе, телевидении, то есть в целом комплексе массовых медиа-изданий, поставляющих и закрепляющих среди населения популярные образцы для подражания. Это обстоятельство является основополагающим в актуализации и столь широком распространении гламурных стандартов: визуальный образ, пропущенный сквозь призму телеэкрана, становится чем-то неизмеримо большим по отношению к стоящей за ним реальностью. Как отмечает У. Эко, у таких образов есть «платоническая сила», преображающая частные идеи в общие, и поэтому посредством визуальных коммуникаций легче проводить стратегию убеждения, сомнительную в ином случае [3].

Сегодня массовая коммуникация стала той областью, в которой образ, знак представляет более значимый элемент, чем сама реальность. Произошло резкое увеличение роли знака, так что почти все сферы социального бытия стали ориентированы на производство символических ценностей. Данный факт детально описан Ж. Бодрийяром в эссе «Америка», где автор осмысливает процесс создания все более искусственной среды обитания, одним из важнейших средств реализации которой является масс-медиа. Ж. Бодрийяр пишет: «Идолы экрана имманентны развертыванию жизни в образах. Они — система великолепного заводского производства, восхитительный синтез стереотипов любви и жизни... (Это) объекты-фетиши, не имеющие ничего общего с воображаемым, но представляющие собой материальный вымысел образа» [4]. Именно в данных условиях наиболее ярко и рельефно проявляет себя процесс отчуждения знака от референтной реальности. Это уже не передача информации, отражающая реальную действительность, а, если использовать терминологию Ж. Бодрийяра, процесс создания гиперреальности, «которая оказывается более реальной, чем сама реальность» [4].

Подобно и гламурный имидж, формируемый посредством СМИ, по словам Ж. Бодрийяра, «более не зеркала реальности, они вселились в сердце реальности, трансформируя её в гиперреальность, где от экрана к экрану у образа есть только одна судьба — быть образом» [5]. Именно гламурный имидж сегодня претендует на роль демиурга социально-культурной реальности, так как фабрикуемое им изображение этой реальности выдается за действительность, где виртуальное и реальное перемешиваются. сливаются, переходя друг в друга. Гламурный имидж, таким образом, обнаруживают своё социальное могущество, превращаясь в гиперреальность, которая всецело заключается в симуляции, ибо, словами Ж. Деле за. «ничто более не отражается в своем истинном видении ни в зеркале, ни в пропасти, которая являет собой ни что иное, как раздвоение сознания к бесконечности, где логика вирусного рассеяния сетей уже не есть логика ценности или равноценности» [6].

Реальность «человека гламурного» — галлюцинация, муляж, видимость, имитация образа, за которой нет никакой обозначаемой действительности, это всего лишь пустая форма, которая превалирует над внутренним содержанием. Симулятивная природа гламура проявляется посредством замены гуманных ценностей ценностями симулятивными

Гламурный имидж напрямую зависит от искусства и уровня мастерства, умения создавать впечатление высокого качества и уровня потребляемых товаров и услуг. Демонстративное потребление — это черта, без которой не обходится существование ни одного отечественного гламурного имиджа. Демонстративное расходование денег, потребление товаров более высокого качества, товаров ручной работы, товаров модных, дорогих есть свидетельство гламурного образа жизни.

Необходимо отметить, что гламурный имидж создается вовсе не на потреблении реальных товаров, а на симуляции образов, знаков, и поэтому всё превращает в знаки массовой культуры, когда все сферы производства создают исключительно символические ценности, знаки-симулякры. Внутренние качества вещей, их строение и полезность оказываются стертыми и не столь важными, как их символика и мифическая притягательность. Поэтому владение вещью означает знаковое удовольствие, удовольствие от симулятивных свойств предмета

Д. А. Руднева выделяет две группы потребителей гламура: «истинные» (их материальное обеспечение так высоко, что позволяет потреблять подлинные артефакты этой культуры) и «ложные» или «псевдо-гламурные», которые в силу ограниченных финансовых возможностей потребляют копии брендов, более дешевых по стоимости и качеству изготовления [7].

На первый взгляд, наиболее показательным материалом, демонстрирующим симуляцию, является вторая группа потребителей, так как они пользуются методом копирования ПОД «ИСТИННЫЙ» гламур. Однако при более детальном анализе такой вывод может оказаться недостаточно объективным. По нашему мнению, функционирование и первого, и второго типа имиджа происходит не через соотнесение их с реальностью, а благодаря различению. Они приобретают смысл только внутри некой «универсальной» системы, которая ими же и формируется. Как сказал Ж. Бодрийяр, описывая ситуацию современной культуры: «Все знаки обмениваются друг на друга, но не обмениваются больше ни на что реальное, причем друг на друга они так хорошо, так безупречно обмениваются именно постольку, поскольку не обмениваются больше ни на что реальное» [5].

Имидж, обозначенный в концепции Д. А. Рудневой как «истинный гламур», на наш взгляд, является ярким примером постмодернистского симулякра, что нельзя сказать про «псевдо-гламур». Во-первых, они обладают разной степенью участия, погружения в мир гламура. Например, псевдогламур реализует в своём поведении только некоторые внешние атрибуты подобной жизни, то есть он погружен в симуляцию частично. Человек же «истинного» гламура полностью погружен в структурно организованный комплекс СИМуЛЯЦИОННЫХ Практик. Растворение В мире гламура ведёт к потере индивидуальности, и человек оказывается ещё более отдаленным от естественного своего состояния.

Во-вторых, ИМИДЖ человека «ИСТИННОГО гламура» как постмодернистский симулякр скрывает симуляционный аспект своего существования и выдаёт себя за чистую реальность. Утаивание реального происходит в форме идеализации как своей внешности, так и жизни в целом. Альтернативный мир заменяет естественное проживание жизни, потому что в основе гламурной идеологии лежит принцип «косметологии» реального человека, стремление симулировать его образ ЖИЗНИ, судьбу, внешность. И первым шагом к созданию имиджа-симулякра является преображение своего тела, причем до идеального состояния, которое возможно только для представителей «истинного» гламура. Однако пластическая хирургия — это работа с человеческой природой, где «грань между очевидными преимуществами и вкрадчивым злом провести невозможно» [8]. Ф. Фукуяма замечает: «Во многих случаях медицинская техника предлагает нам сделку с дьяволом: продление жизни — но со снижением умственных способностей, избавление от депрессии — но и от творческой силы духа; меди-

каментозная терапия, стирающая грань между тем, чего мы достигаем сами — и чего достигаем с помощью воздействующих на мозг химикатов» [8].

В-третьих, мир человека «истинного гламура» как «истинный» постмодернистский симулякр обладает притягательной, даже гипнотической силой. О связи симулякров с искушением, обольщением, соблазнительностью говорит Ж. Бодрийяр. Наделенные особой силой очарования и обольщения, симулятивные образы «совращают», «захватывают» [9]. Имидж «истинного» гламура как яркий симулякр современности представляет собой подобный соблазн, как острое метафизическое обольщение пропавшей реальности, как обманка. Стратегия обманки является стратегией обольщения: всегда хочется получить то, что исчезает, не дается в руки. Они вовлекают в свою орбиту' людей далеких от глянца, формируя, таким образом, представителей «ложного гламура». Например, в книге Оксаны Робски и Ксении Собчак «гамуж за миллионера, или Брак высшего сорта» написано о гламурном мире как современной мечте: «Там льётся рекой «Вдова Клико», проносятся третьи «хаммеры» цвета «угольный бриллиант», и девушкам за ночь любви дарятся жёлтые и голубые алмазы» [6]. Мир культуры превращается в придуманный мир грез, пассивного ожидания чуда, в котором восторженными глазами российская действительность взирает на волшебный мир гламура, и, разумеется, жаждет в этот мир проникнуть. Особенность же подобного их обольщения заключается в том, что «своей реверсией из реальности они резко противопоставляют себя репрезентативному пространству», их соблазн — это «острое метафизическое обольщение пропавшей реальности», ибо обольщение, по Бод-рийяру, «состоит в динамике преображения вещей в чистую видимость» [11], то есть в самом процессе симулятивизации. Всеми своими ресурсами, стимулируя приобретение товаров, они соблазняют массового человека, задавая недостижимый, но манящий идеал для подражания. Престижные, модные предметы домашнего обихода, дорогие автомобили, просторные квартиры и фешенебельные дачи являются предметом сокровенных мечтаний людей «ложного гламура». Дразня воображение в рекламных призывах, престижные вещи становятся желанной целью и смыслом существования поклонников гламурного имиджа. Стремление обладать желанными вещами превращает массового человека в суетливого созерцателя и униженного просителя недоступных ему символов модного благополучия: vip-ложа «истинного гламура» доступна для немногих, но намеренно создаётся иллюзия причастности к ней каждого представителя «ложного гламура».

Таким образом, современный гламурный имидж в трансформированном виде содержит в себе идею гедонизма, которая превратилась в крайнюю форму симулятивности. Нивелируя нравственные ценности, ОН СВОДИТ устремление человека ТОЛЬКО К приобретению и демонстрации материальных богатств и роскоши. В основе данного типа имиджа лежит принцип создания косметического эффекта повседневной реальности, стремление её замаскировать и приукрасить, идеализировать реальные жизненные проявления. При всем своём внешнем лоске гламурный имидж является симулякром беспечной, счастливой жизни.

Список литературы

1. Полубиченко JI. В., Платонова Н. С. Эволюция межъязыковых концептов «glamour» и «гламур»: смысловые и оценочные сдвиги / JI. В. Полубиченко, Н. С. Платонова // Вестник Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2011- № 2. - С. 9-25.

2. Рассадин С. Рублевский комплекс Акакия Акакиевича // Новая газета. - 2009. - № 3. - С. 7-11.

3. Эко У. От интернета к Гутгенбергу: текст и гипертекст // Интернет. - 1998. - № 6-7. - С. 92-108.

4. Бодрийяр Ж. Америка. - СПб.: Владимир Даль, 2000. - 205 с.

5. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2000. - 389 с.

6. Делёз Ж. Логика смысла. - М.: Академия, 1995. - 297 с.

7. Руднева Д. А. Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX-XXI вв.: дис. канд. культурологии. - 2011. - 175 с.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. М. Б. Левина. М.: ООО «Издательство АСТ»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.

9. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. - 1992. - № 10. - С. 64-70.

10. Максимов А. М. Интеллигенция и гламур. - М.: ЗАО «СВР-Медиа», 2010. - 224с.

11. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. - М.: AdMarginem. 2000. - 318 с.

Сведения об авторе

Муратова Ирина Анатольевна, кафедра гуманитарных и социальных наук, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень, тел. 89068238255, e-mail: irina_muratova_81

Muratova I. A., Department of Humanities and Social Sciences, Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering, Tyumen, phone. e-mail: irina_muratova_81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.