Научная статья на тему 'СИМУЛЯТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАМУРА И МИР ДЕТСТВА'

СИМУЛЯТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАМУРА И МИР ДЕТСТВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАМУР / ЦЕННОСТИ / МИР ДЕТСТВА / РЕБЕНОК / СИМУЛЯКРЫ / GLAMOUR / VALUE / PEACE / CHILDHOOD / CHILD / SIMULACRUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

Объектом исследования стало современное общество, подчинившееся идеологии гламура и его ценностям. Красота, молодость и богатство, лежащие в основе гламура, относятся к разряду эфемерных феноменов, которые нередко симулируются в социальном. Ценностями гламурного социального человек окружен с детства. Данное обстоятельство негативно сказывается на мире детства, трансформируя его: ребенок начинает проявлять потребительское отношение к жизни, копируя гламурные (отрицательные) стандарты. Чтобы минимизировать негативные влияния, взрослые должны обратить внимание на воспитание и образование, а также возрождение таких ценностей как интеллектуальные и нравственные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION VALUES OF GLAMOUR AND THE WORLD OF CHILDHOOD

The object of the study was the modern society, subordinating ideology of glamor and its values. Beauty, youth and wealth underlying glamor, are classified as ephemeral phenomena, which are often simulated in the social. Values glamorous social person is surrounded by a child. This fact has a negative impact on the world of childhood, transforming him, the child begins to show the consumer attitude to life, copying the glamorous (negative) standards. To minimize the negative influence, adults need to pay attention to education and training, as well as the revival of values such as intellectual and moral.

Текст научной работы на тему «СИМУЛЯТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАМУРА И МИР ДЕТСТВА»

СИМУЛЯТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ ГЛАМУРА И МИР ДЕТСТВА

Яковлева Елена Людвиговна

доктор философских наук, кандидат культурологии, профессор кафедры философии и социально-политических дисци-

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова

SIMULATION VALUES OF GLAMOUR AND THE WORLD OF CHILDHOOD

Iakovleva E. L. doctor of philosophy sciences, сandidate of Culturology, professor, Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasova

АННОТАЦИЯ

Объектом исследования стало современное общество, подчинившееся идеологии гламура и его ценностям. Красота, молодость и богатство, лежащие в основе гламура, относятся к разряду эфемерных феноменов, которые нередко симулируются в социальном. Ценностями гламурного социального человек окружен с детства. Данное обстоятельство негативно сказывается на мире детства, трансформируя его: ребенок начинает проявлять потребительское отношение к жизни, копируя гламурные (отрицательные) стандарты. Чтобы минимизировать негативные влияния, взрослые должны обратить внимание на воспитание и образование, а также возрождение таких ценностей как интеллектуальные и нравственные.

ABSTRACT

The object of the study was the modern society, subordinating ideology of glamor and its values. Beauty, youth and wealth underlying glamor, are classified as ephemeral phenomena, which are often simulated in the social. Values glamorous social person is surrounded by a child. This fact has a negative impact on the world of childhood, transforming him, the child begins to show the consumer attitude to life, copying the glamorous (negative) standards. To minimize the negative influence, adults need to pay attention to education and training, as well as the revival of values such as intellectual and moral.

Ключевые слова: гламур, ценности, мир детства, ребенок, симулякры.

Keywords: glamour, value, peace, childhood, child, simulacrum.

Постановка проблемы. Все мы родом из детства - удивительного мира, обладающего колоссальным потенциалом, способствующим закладыванию значимых символов, проносимых личностью через всю свою жизнь. Мир детства - это мир фантазий и чудес, мечтаний и сбываний, неизвестно каким образом... Мир детства - это особое, ускользающее в вечность пространство, остающееся (при желании) в памяти личности и всплывающее отчетливо в пограничных ситуациях. Заметим, удержать в памяти или на протяжении жизни этот удивительный мир удается избранным - тем, кто, как справедливо заметила В. Вульф, сохранил в себе «кристалл детства». Возможно, именно этот кристалл помогает увидеть суть бытия, его истинный образ и прогностически заглянуть в будущее.

Анализ последних исследований и публикаций. Мир детства, как правило, анализируется в контексте педагогических, психологических, этнологических, медицинских и правовых исследований.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Сегодня мир детства значительно трансформировался, и не последнюю роль в этих изменениях играет господствующая в обществе идеология гламура. Посредством высоких технологий сегодня транслируются не только модные тенденции/принципы, но и осуществляется манипулятив-ная стратегия гламурных образов/образцов в социальном, заставляя, нередко вопреки, следовать тому, что считается современным/со-временным. Многие тенденции гламурного социального можно охарактеризовать с частицей отрицания как бессмысленные, неинтеллектуальные, аморальные, алогичные и проч., что обусловлено самой идеологией, игнорирующей интеллектуальную и нравственную константы метафизики человека.

Формулирование целей статьи. В связи с перечис-

ленным, фокус исследования сосредоточен на раскрытии негативных черт влияния гламурных стандартов на мир детства и поиске путей их преодоления. Автором предлагается философско-культурологический анализ детства через призму современных социальных изменений. Обозначенная проблематика рассматривается в форме нарративного дескрипта с использованием диалектического и феноменологического методов, принципа интенциональ-ного анализа, помогающих раскрыть специфику проблемы.

Изложение основного материала. В современном социокультурном ландшафте главенствует идеология гламура, подчинившая и захватившая всех в свой плен, внедряя концепт принудительного счастья. Сегодня понятие «гла-мур» относится к числу часто встречаемых и модных слов, входящих в лексикон каждого индивида, произносящим его с пиететом/восхищением/негодованием/иронией, что обусловлено субъективным отношением к феномену. В связи с этим, вспомним рассуждения А. Шопенгауэра о бытии истины, согласно которым «истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются, и, наконец, принимают как очевидное». Приведенная цитата применительно к идеологии гламура, выступающей в качестве истины современного социокультурного пространства, наглядно иллюстрирует отношение к ней людей. Сегодня стадии высмеивания и сопротивления остаются постепенно в прошлом, зато наблюдается активное/пассивное подчинение безжалостным и навязчивым канонам гламурной идеологии.

Гламур можно считать состоявшимся культурным проектом, подчинившим себе образ жизни, стиль, мысли и действия людей. Его тотальному влиянию, не имеющему границ (географических/национальных/половых/возраст-

ных), подвергаются все сферы культуры (политика, экономика, религия, наука, образование, искусство, мода, спорт, быт и повседневность). Мощной поддержкой идеологии выступают СМИ, реклама, шоу-бизнес и индустрия моды, тиражирующие огромное количество репортажей/передач/статей/образов на разные темы, поддернутые флером гламура. В итоге подобной стратегической атаки мы наблюдаем безропотное подчинение жизнедеятельности и повседневных практик каждого человека, в том числе ребенка, гламурным стандартам, заставляющим соизмерять чувства/мысли/вкусы/пристрастия/жесты/речи/поступ-ки/действия с быстро меняющимися модными тенденциями. Ввиду интенсивного развития высоких технологий и их постоянного совершенствования манипулятивные гламурные практики оказываются невидимыми, являя собой «прозрачность Зла» (Ж. Бодрийяр). Современный человек, нередко не осознавая, оказался закованным в путы этого одновременно притягивающего и отталкивающего феномена: личность и сопротивляется его блеску, и поддается его соблазнам. Особенно все полированно-блестящее и красивое привлекает внимание детей, проявляющих желание этим обладать. Быть как все/Быть не хуже Других в современном понимании означает Быть гламурным. Можно утверждать, гламур - официальная идеология, держащая всех под колпаком, заставляя подстраиваться к своим ценностным критериям и следовать им, что трансформировало ее в форму жизни, обладающую мировоззренческим статусом.

Гламурные стратегически-конструирующие идеи и система взглядов признаются/принимаются (нередко вопреки/бессознательно) во всем обществе, начиная с детства, способствуя выстраиванию определенной картины мира и образно-поведенческим матрицам проявления в ней. Подобному способствует бесконечное тиражирование гламурных идей СМИ, обладающих колоссальной властью [См.: 1]. Подчеркнем, желание идеи/идеала присуще человеку изначально, ввиду того что их наличие вселяет оптимизм и надежду, организует и структурирует бытие личности, стимулируя ее саморазвитие и становление. К ключевым идеям как ценностным основаниям гламура относятся - красота, молодость и богатство, выступающих в качестве Абсолютов и требующих их безоговорочного приятия, рождая «рабство роскоши» (Ю. Мориц). Но перечисленные Абсолюты постоянно варьируются и модифицируются, подчиняясь модным тенденциям, сменяющим одна другую. Заметим, ценности гламурной идеологии имеют экономо-эстетическую природу: красоту и, сопряженную с ней, молодость можно отнести к разряду эстетических категорий, а богатство, служащее для их поддержания, - к экономическим.

Гламур, выступая в качестве идеологической формы, властно диктует свои тенденции массовой аудитории, бездумно воспринимающей к сведению эталонные образцы. Гламур представляет собой культуру потребления, связанную с имиджевыми практиками, соответствующими модным тенденциям, уходом за собой и особому времяпрепровождению. Перечисленное возводит гламур в разряд дискурсивных практик личности, а если рассматривать шире - социального. Согласимся с культурологом

Л. Рудовой, отметившей, что «гламур как никакой другой феномен сегодняшней жизни одновременно восхищает, привлекает внимание и интригует воображение... Несомненно притягательным аспектом гламура является гибкость форм и выражений, позволяющая каждому из нас иметь свое представление о том, в каких измерениях выражается гламур» [2, с. 230].

Сами ценности гламурной идеологии оказываются содержательно и визуально довольно подвижными, что обусловлено их абстрактностью и постоянным обновлением тенденций. Заметим, подобной характеристикой обладает и сам гламур. Так, исследователь Е.В. Михайлова, рассматривающая слово гламур, отметила его «двойственность значений» и размытую нечеткость определений. Исследуя феномен, она назвала такие его значения как шик, шарм, блеск; соответствие требованиям моды и престижности; лакировка, приукрашивание действительности, конъюн-ктурность [См.: 3]. Перечисленное говорит в пользу неоднозначности и мозаичности феномена, рождающего клиповость мышления, в котором не расчленяются логико-рациональное и эмоциональное, вербальное и визуальное. Более того, рассматривая гламур на русской почве, Е.В. Михайлова отмечает определенную негативность и небрежность при его произношении, связанную с симу-лятивностью. Она пишет, «в эволюции значения корня гламур - в какой-то степени проявляется русская мен-тальность: гламур, который должен был бы толковаться как роскошь, блеск, очарование и элегантность, ассоциироваться с богатством и успехом, приобрел в русском языке негативную окраску и стал означать излишнюю красивость, фальшь и конъюнктурность» [3, с. 84].

Рассуждая о гламуре как идеологической системе, назовем еще ряд его негативных черт. Так, в своей идеологической тиражируемости и навязываемости гламур агрессивен и жесток не только по отношению к реципиентам, заставляя их следовать гламурному образу жизни, но и к собственным образам, периодически меняя и тут же забывая об их существовании. Наиболее жестоко подобные стратегии проявляются по отношению к ребенку, который попав в фокус объективов, сначала становится популярным, а потом - о нем забывают, нередко полностью стирая его как личность, приводя к трагическим последствиям. Более того, проповедуя идеи красоты, молодости и богатства, гламур вуалирует экзистенциальные страхи метафизики личности, связанные с трагедиями, уродством, старостью, бедностью и смертью. Подчеркнем, они неизбежны. Среди идеологических приемов вуалирования реальности исследователь Д.В. Иванов называет яркую лёгкость как броскость-бросовость, бескомпромиссный оптимизм как радикальную позитивность и утончённую стервозность как эстетическую ненависть к традиционной социальности [См.: 4].

Идеология гламура, группируясь вокруг красоты, молодости и богатства, эксплуатирует эгоистические мотивы метафизики личности. Современная форма эгоизма, взращенная посредством гламурных манипулятивных практик, являет собой гипертрофированный модус нарциссизма, где ключевыми принципами становятся «Я -Бог/Богиня!», «Я себя люблю/обожаю», «Мне позволено

все». Возведение собственной личности на пьедестал почета, как правило, ничем реально-действенным (трудом, творчеством, новациями) не обусловлено: индивид, подвергаясь бесконечно-обновляемым гламурным соблазнам, испытывая различные желания и удовлетворяя их, позволяет делать все, что угодно, игнорирую социальные/экзистенциальные границы, маркеры дозволенного и нравственного. Подобные мотивации и тип поведения негативно сказываются на ребенке, приучающимся проявлять эгоистичное и потребительское отношение к жизни, не получающего навыка к самостоятельности, креативности и трудовой деятельности.

Выступая в качестве мировоззренческого ориентира, через призму которого оценивается окружающий мир и события, происходящие в нем, гламур диктует/навязывает определенный иерархический порядок ценностных доминант, обуславливающих тип потребительского поведения и отношений в обществе. Неслучайно гламур и его экономо-эстетические ориентиры выступают в качестве энергийно-движущей силы политики, коммерции, рекламы, создавая ил-люзорный мир, по которому живет современность. Именно своей системой ценностных доминант гламур активно поддерживает экономическую систему общества потребления, стимулируя посредством разного рода ажиотажа/шумихи/эпатажа, имеющих симу-лятивный характер, спрос вокруг той или иной личности/ события/вещи/продукта, не обладающих приписываемыми им (в превосходной степени) качествами.

Идеология гламура создает предпосылки для рождения особой гламурной религии, постулаты которой принимаются некритично, выступая в качестве символов веры (вспомним, тертуллиановское «верую, ибо абсурд-но»/«Сгейо quia absurdum est»). Последние сегодня ми-физируются, гибко подстраиваясь под модные течения. Мифологизация красоты, молодости и богатства рождают иллюзорный мир, с одной стороны, оторванный от феноменологической действительности, а с другой стороны, претендующий на существующую реальность и пытающийся заменить ее. Подобная двойственность негативно сказывается на личной экзистенции: индивид перестает различать реальное и иллюзорное/естественное и искусственное, погружаясь в особую виртуальную среду - гламурное пространство. В этом пространстве размыты все границы (культурные, политические, религиозные, национальные, нравственные, возрастные и нередко половые), а человек в нем находится в перманентном состоянии лими-нальности. При этом переходность-к всегда непредсказуема, потому что неизвестны следующие гламурно-модные стандарты и тенденции. Заметим, гламур и мода диалектически взаимосвязаны между собой: это два эфемерных феномена, проявляющих себя ризоматично, их развитие характеризуют спонтанность и стохастичность.

Гламур как фундаментальный властно-идеологический проект современности продуцирует симулякры, рожденные на основе символов красоты, молодости и богатства, подчиняя им человека. Идеалы гламура, с одной стороны, выписаны и визуализированы предельно точно, но, с другой стороны, ввиду их временности и изменчивости довольно расплывчаты и неясны: каждый сезон продуци-

руются новые модные тенденции. В них нет рационализма, а все чувственно и соблазняюще эротично, при этом последнее качество распространяется и на выразительную силу уродства. Заметим, чувственность распространяется на детские образы и на разного вещи/продукты, обслуживающие мир детства. Манипулирование симулякра-ми-символами приводит к утрате личностью способности критического мышления, влекущей за собой когнитивные расстройства в виде расфокусировки, в результате чего индивид перестает различать реальное и иллюзорное, естественное и искусственное, постоянно смешивая их. Подобное негативно сказывается на интеллектуальных способностях индивида, зомбированного с детства жить в искусственной обстановке, проявляя расфокусированное мышление.

В пространстве гламурного эмоции человека не подчиняются разуму, а мысли заменяются чувствами. Личность, очарованная идеологией гламура, становится пассивной/ интерпассивной, воспринимаю любую новую тенденцию к сведению без критического осмысления ситуации. Реципиент очаровывается условностью неестественной красоты (скорее, красивостью), что очередной раз подчеркивает ее симулятивный характер. Подчеркнем, символы красоты и молодости, не воспринимаемые реципиентами, особенно детьми, в качестве симулякров, требуют немалое количество капиталовложений и времени, потраченных на них (впустую). Но симулятивные красота и молодость преходящи.

Привлекательность идеологии гламура заключается и в том, что она пропагандирует беззаботный формат жизни, не связанный с обучением/трудом/исканиями. В этой необременительной жизни игнорируются нравственные константы, представляя тем самым свободу человека в собственном выборе, который нередко представляет трансгрессивный шаг, выводя гламурную личность «по ту сторону добра и зла», что становится особенно опасным для мира детства.

Гламур как идеология поддерживает тягу человека к магическому/чудесному, создающими иллюзию гармонии и согласия с окружающим миром/самим собой, помощи человеку выражать себя и свои потребности. Вспомним перевод с английского языка слова glamour: 1) «волшебство, чары; чарующая сила»; 2) «шарм, обаяние; очарование; привлекательность». Перевод глагола to glamour означает «зачаровывать, околдовывать; пленять, покорять», glamour up - как «приукрашивать; расхваливать», to glamorize -как «восхвалять, рекламировать; давать высокую оценку; приукрашивать, идеализировать» [См.: 3; 5]. Из приведенного переводного ряда становится очевидным связь слова с магическим/чудесным, чему в немалой степени способствует (при)украшательство и идеализация. Подобная ма-гико-приукрашенная связь соответствует детской оптике мировидения, великолепно воспринимаясь ребенком. Но в итоге, особенно во взрослом состоянии, гламурная мифологизация действительности усугубляет кризисность личного бытия, способствуя распылению культурного кода, тотальному отчуждению, уходу от проблем и их решений.

Гламур создает довольно непостоянный эталон - икону

стиля, который в результате оторванности от феноменологической действительности и бесконечного тиражирования как идеологического навязывания, (нередко) трансформируется в негативный образец для подражания, существующий вне социальных и моральных рамок, «по ту сторону добра и зла». Позиционируемые плюрастичность и свобода при столкновении с реальностью оказываются несуществующими: идеология гламура четко классифицирует людей, проводя демаркационную линию между гламурным образцом и Ничто как негламурной личностью. Современная идеология в силу своей экспрессивности и чувственности поляризует сознание людей, разводя их в разные стороны по принципу свой - чужой/принадлежащий - не принадлежащий, в чем высвечивается своеобразная партийность тех, кто с гламуром и кто не с ним, создавая ложную оппозицию «друг - враг», моментально усваиваемую детьми.

В рамках идеологии гламура формируется новый тип человека - homo glamorous, бытийствующий по заданному стандарту, не рефлексирующий и не морализирующий над собственной жизнью и проявлениями в ней. Мечта Ф.М. Достоевского о сужении человека (вспомним слова его героя Мити Карамазова: «широк русский человек! Широк! Надо бы сузить») в эпоху гламура осуществляется. Homo glamorous оказывается настолько ограниченным, пренебрегая интеллектуальным, нравственным и истинно эстетическим, что превращается в Ничто: в нем нет жизненного стержня, инклюзивно-энергийного стимула как включенности в бытие, его невозможно запомнить в виду бесконечных трансформаций в мерцающе-исчезающий след современности/со-временности. Homo glamorous -это человек-конструктор, бездумно разбирающий и собирающий себя-как-не-свое-Я-выдаваемое-за-свое-Я в результате манипуляционных практик модных тенденций идеологии, создающих иллюзию собственной воли и желания. Рожденное не-Я и его проявления проблематичны как нечто чуждое естественному бытию, не дающее удовлетворение и обрекающее личность на сизифов труд, связанный с (бесполезными) перекройками своей внешности (лица и тела). Данное обстоятельство, приобретающее массовый характер, начиная с детства, негативно сказывается не только на психическом, но и физическом состоянии личности, что может привести к сбоям в генетическом коде человека.

Подчеркнем, гламур диктует тотальное и слепое подчинения модному стандарту, где акцентируется внешняя поверхностность, исключающая внутреннюю глубину. Гламур как идеология и принадлежность к нему включает в сферу своего влияния на такие значимые экзистенциалы человеческого бытия как карьера, любовь, коммуникация, досуг, секс и шопинг. Рассматриваемые через призму гламурных доминант, они базируются на формуле «личности стало лучше», исключая формулу «личность стала лучше». Можно утверждать, посредством гламура личность трансформируется разнонаправленно: внешне становится привлекательней и красивей, а внутренне - деградирует в сторону бездуховности и имморализма. При этом деградация личности гламуризируется, оправдывая себя безбрежной любовью к себе и забывая неблаговидные проступки, со-

вершаемыми ради безопасности себя любимого: «мотивировки и оправдания, даже фальшивые, успокаивают», делая обман возвышающим [6, с. 244].

Бесконечные метаморфозы личности, подчиняющейся идеологии гламура, неоднозначны. С одной стороны, индивид становиться подвижным/текучим/мобильным, следуя тенденциям и запросам времени, то есть он современен. С другой стороны, постоянные изменения, отвергающие стабильность и не признающие оседлости/ корней/прошлого/привязанностей/традиций, размывают личностные основания/идентичность, человек теряет самого себя, свое «самое само» (Лосев А.Ф.), становясь со-временным.

Симулятивность ключевых идей гламура (красоты, молодости, богатства и благополучия), не способствующая духовному росту личности, а наоборот, высвечивающая ее бездуховность, позволяют нам говорить о парадоксальной ситуации. Несмотря на существование идеологии гламура можно утверждать ее безыдейность. Как справедливо замечает исследователь Иванов Д.В., гламур, обладая внушаемой и мобилизующей силой, «не несет никаких "больших" идей вроде "свободы, равенства, братства", "порядка и прогресса" и прочих формул, веря в которые люди поколение за поколением участвовали в построении современного общества» [7]. Так, приобщение к гламуру осуществляется посредством приобретения модно-брен-дового нечто и получения сиюминутного удовлетворения/ наслаждения, которое мгновенно обесценивается, стираясь из памяти в результате смены тенденций.

Интеллектуальная/нравственная/эстетическая деградация, достигнув «точки кипения», должна подвести личность к пограничной ситуации выбора. Личность должна осознать, что выжить в деградированной форме homo glamorous невозможно, поэтому необходимо вернуться к виду homo sapiens, связанному с интеллектуальными и нравственными проявлениями. Согласимся с писателем У Фолкнером, который в своей Нобелевской речи заметил: «человек становится лучше, когда единственной альтернативой морального прогресса является гибель».

Тоталитарно диктуя, каким необходимо быть, чтобы соответствовать гламурной политике, гламур проводит демаркационную линию, связанную с единством и различием. С одной стороны, в обществе некоторое время господствует определенная модно-гламурная тенденция, которой стараются придерживаться (сознательно/ бессознательно) практически все, ввиду ее постоянной навязываемости. Именно подобная ситуация являет нам определенное единство. С другой стороны, следование модной тенденции ввиду социального расслоения, крайними точками которого являются богатство и бедность, подчеркивает различие, связанное с неравенством: каждая гламурная личность следует тенденции, исходя из своего бюджета. Более того, идеология глэм-капитализма развивает комплекс бедного человека, связанный с осознанием недостатка денег и невозможности соответствовать гламурному стилю жизни. В крайних случаях это приводит к негативным проявлениям, в том числе проявлению асоциальному, коррупционного, деструктивному поведению и пр.

Среди законов гламура как составляющей эстетосфе-ры, усваиваемых в современности с детства, необходимо выделить следующие. Подчеркнем, все гламурные законы имеют эстетический характер, ввиду того, что их суть связывается с красотой и эстетством.

Во-первых, назовем закон, согласно которому все сущее гламурно и может приобрести, в том числе посредством техники и технологий, черты гламурности, то есть блеска, полированности, роскоши, молодости, красоты и богатства. Согласно этому закону, даже если ты уродлив либо естественно красив, тебя необходимо технически обработать/откорректировать, чтобы подвести под современный гламурный стандарт. Подобный закон нарушает естественность, переводя бытие в модус тотальной искусственности.

Во-вторых, в рамках гламурной идеологии необходимо завести роман с вещью. Подобные романы стимулируются обществом потребления и связанным с ним рекламой и зрелищностью, создающими зрительно ощутимый образы, заставляющими купить ту или иную новинку сезона. Визуализация современной среды довольно-таки агрессивна: она заставляет желать - покупать - потреблять -разочаровываться/терять интерес. Этот порочный круг в бытии личности, начиная с детства, повторяется бесконечно, высвечивая иррациональность желаний, поступков и действий, а также расфокусировку мышления.

В-третьих, мир гламура - это царство лицемерия/ли-це-мерие, связанного с притворством, неискренностью и услужливостью перед сильными мира сего. Даже в интимный круг своих друзей/людей близких по духу проникает улыбка лицемерного обмана как симуляция чувств и эмоций, как симулякр культуры соучастности. Подчеркнем, лицемерие, пронизывающее все пространство гламурного социального, можно считать одним из методов кошма-ротерапии, не дающим проявиться/обнажиться истинному/реальному в Вот-бытии личности. Лицемерность/ лице-мерность выражает привычку рационально/прагматично измерять гламурность лица, величина чего связана с наличием власти/богатства/молодости/красоты/популярности/медийного рейтинга и пр. Если лицо обладает перечисленными характеристиками, то лицемер обратит на него внимание и услужливо прислужит, в противном случае, - игнорирует/обидит/оскорбит. Стоит только гламурному лицу потерять свой статус/вес в пространстве социального, как лицемер изменит расположенность к нему, повернувшись спиной/исчезнув. В этом отношении изменчивую услужливость лицемера можно сравнить с улыбкой Чеширского кота. Вспомним, у Л. Кэрролла кот, обладая способностью по своему желанию растворяться и материализовываться в воздухе, оставлял везде свою улыбку.

В-четвертых, эпатаж как трансгрессивный шаг и средство привлечения внимания выступает методом проявления гламура. Но этот шаг ликвидирует все границы, в том числе моральные и интеллектуальные, тем самым усугубляя аномичность социального. В итоге мы наблюдаем непредсказуемость гламурных возвышений и исчезновений, что становиться пятым принципом. Здесь форма (глянцевая/блестящая/зеркальная) начинает главенствовать над

содержанием, убивая его.

Еще один закон гламурной эстетики - быстротечность и временность его тенденций, не позволяющих расслабляться и почивать на лаврах. Необходимо быть бдительным и следить за утекающим настоящим. Этот закон нивелирует как прошлое (у людей не хватает времени вернуться в прошлое и его осмыслить), так и будущее. Сегодняшний успех при малейшем расслаблении личности завтра может обернуться забвением. При этом освободившееся место не пустует: его тут же занимают более шустрые гламурные соперники. Здесь проявляет себя принцип «все красивые и все заменяемые» (А.С. Кончаловский).

Перечисленные ценности и стандарты гламура негативно сказываются, в первую очередь на мире детства, трансформируя жизнь ребенка, с рождения погруженного в отравленную среду гламурного социального. Подчеркнем, в мире детства совершенно иная оптика видения, характеризующаяся непосредственностью, чистотой взгляда, малым, но собственным опытом, креативностью, обусловленной фантазийностью и включенностью в бытие. Жизнь ребенка - это проявления его сердца, а значит - чувств, эмоций, преданности и верности, пронесенных через свою духовность, которая оказывается в бодрствующем состоянии, впоследствии теряясь. В мире детства нет точных знаний и расчетов, это мир непосредственной веры в чудо.

Но мир современного детства значительно трансформировался и изменился, став более динамичным, визуализированным и красочно-насыщенным. Если подходить к подобным изменениям диалектически, то они суть закономерного течения исторического процесса (вспомним ге-раклитовское «все течет, все изменяется»). В жизнь ребенка сегодня проникают высокие технологии, практически «с пеленок» развивающие и обучающие его навыкам работы с ними. Но при этом современный ребенок с рождения окружен пространством гламурного социального, формирующим в нем не лучшие качества: например, привычку жить в мире искусственной, неестественной красоты, потребительское отношение к жизни и людям, безмерно-развлекательное времяпровождение, созерцание асоциального и аморального мира взрослых, пускающих в тираж свои проступки и пр. Ребенок, впитывая в себя (бессознательно-сознательно/сознательно-бессознательно) каноны гламурного посредством взрослых/СМИ, начинает оценивать мир через призму прозрачной идеологии. Взрослые вторгаются в мир детства в виде конкурсов красоты, элементов азартных игр, связанных с (виртуальными) деньгами, выстраивания экономических отношений взаимопонимания и пр. Тиражируемые гламурно-модные стандарты проникают в мир детства, диктуя каким необходимо быть, во что играть, что посещать и смотреть, как одеваться, тем самым способствуя отчуждению от себя и бытия. Ребенок, погруженный в искусственную и деформированную, с точки зрения классической системы ценностей, гламурную среду, теряет духовно-нравственные ориентиры и ключевые опоры, превращаясь, в том числе, в электронного кочевника, не имеющего привязанностей и не способного идентифицировать себя. Процесс самостановления и самоопределения нарушается ввиду манипулятивных технологий идеологии гламура, рождая

ситуацию, которую Б.Д. Эльконин обозначил как «исторический кризис детства» [8].

Более того, инфантилизм как детская незрелость стал характерной чертой жизни современного взрослого человека, оказавшегося в роли манипулируемого и пассивно воспринимающего происходящее в бытии, неспособного решать проблемы и отвечать за свои п(р)оступки. Не последнюю роль в этом сыграли трансформации мира детства, являющие отсутствие-детского-в-детском, и попытки компенсации начальной фазы бытия личности во взрослом состоянии как продление-недостающего, что обусловлено гламурной идеологией.

Выводы из данного исследования и перспективы. Характеризуя гламур как идеологию можно считать, что он представляет собой гибридную форму, замешанную на соединении иррационализма, идеалистического сенсуализма с чертами материализма. Гламурные практики современности ввиду их идеологичности имеют легитимный характер, поддерживаясь экономикой и СМИ. Последние своей навязчивой пропагандой гламурного идеала и образа жизни сосредотачивают массовое сознание, в том числе - детское, на консюмеризме, тем самым отвлекая от реальности и даже стирая его своей глянцевой поверхностью. Таким образом формируется новый тип общества - гламурный и человек, соответствующий ему - homo glamorous, живущий по образцам глянцевых журналов и мыслящий симулякрами. Подобное рождает еще один проблемный вопрос: можно ли в условиях идеологии гла-мура сохранить свой неповторимый индивидуальный облик и стиль? Практически невозможно, потому что гламур не терпит индивидуальности и интеллекта: от них одни проблемы. Невольно вспоминается грибоедовское «горе от ума».

Детство - это особый мир, себя-в-себе-самом-показы-вающий-и-открывающий. В этом мире побывал каждый человек, но не каждый помнит его в деталях и может проанализировать во взрослом состоянии с позиций себя-ма-ленького. Мир детства изначально нравственен по своей природе: в нем моментально, практически интуитивно, вскрывается чистота/злокачественность ситуации. Колоссальная любовь к жизни, проявляемая в любопытстве и заинтересованности, свидетельствует об инклюзивности ребенка как включенного в бытие человека, имеющего свою оптику мировидения и собственную точку зрения на окружающий мир, являя его Другость по отношению к взрослости. В мире детства все человечно и очеловечено, а значит - одухотворенно, что высвечивает трепетное отношение на основе принципа «не навреди». Правила мира детства незыблемы и абсолютны, поэтому ребенок воспринимает даже игровой мир как серьезный, строго следуя последовательности обрядовости и неся ответственность за содеянное.

Симулятивные ценности гламура начинают, вторгаясь, разрушать мировидение ребенка. В современности наблюдается определенная деформация мира детства, обусловленная тотальным влиянием идеологии гламура, разрушающим его непосредственную естественность и заставляя жить по бесконечно меняющимся модным стандартам. Эфемерность мира моды, связанная с ее текучестью и об-

новляемостью, приводит к тому, что не приобретаются фундаментальные основы бытия, связанные с усвоением традиций, ценностей, классических знаний. Ребенок, находясь в детстве, но минуя детский период развития, оказывается в трансформированном мире взрослых, игнорирующем интеллектуальное и нравственное, и начинает его бессознательно-сознательно/сознательно-бессознательно копировать. Закладывающийся сценарий развития по си-мулятивным канонам идеологии гламура негативно сказывается на становлении личности, приводя впоследствии к инфантилизму и отсутствию самодостаточности, мешающим проявлению во взрослом состоянии.

Встает риторический вопрос: что делать?

Огромную роль в сохранении мира детства играют взрослые и такие социальные институты как семья, система воспитания и образования. Именно на них лежит ответственность за будущее и перед будущим.

Чтобы восстановить гармонию индивидуального бытия, включающую в себя интеллектуальное - этическое

- эстетическое (сократовский вариант Истины - Добра

- Красоты), придав ему устойчивость благодаря собственному вектору развития, опирающегося на шкалу ценностей, необходимо интеллектуализировать и морализировать (при этом мораль должна быть без моралины) эстетическое как основу гламурных стандартов. Подобное возможно ввиду того, что все три компонента онтологически взаимосвязаны между собой. Вспоминая строчки Ф. Гельдерлина, «поэтически проживает человек на этой земле», акцентируем внимание на слове «поэтически»/«по-э-тически», приводящее нас к эстетической и этической, а в целом - интеллектуальной, составляющим метафизики личности.

Ввиду того, что противостоять манипуляции гламурных стандартов, канонов и образов невозможно, то взрослые, зная элементы технологии манипуляции (использование мифологем, эмоциональная роль языка, элемент визуализации, пророчество, имидж, культ поклонения и создание медийных спектаклей), должны контролировать мир детского времяпровождения и увлечений ребенка, вводить цензуру на просмотр определенных каналов и Интернет-сайтов, ограничив детские просмотры телевизора и время работы за компьютером. Необходимо вернуть ребенка в истинный мир детства, интерпретируя события/ людей/ситуации/произведения и пр., минуя гламурные каноны. Предпочтения необходимо отдавать непосредственному общению с ребенком, включающему в себя чтение классической литературы и просмотр классических, в том числе, советских, кинофильмов и мультфильмов, показывающих мир детства, культурные походы, прививающие чувство нравственной оседлости и патриотизма, различные (спортивные/интеллектуальные) игры, совместное обсуждение увиденного через призму добра и зла, хорошего и плохого, достойного и аморального. Только оградив мир детства от тотальности гламурных стандартов и их манипулятивных практик, мы сможем сформировать личность, живущую по принципу Быть, а не Иметь.

Список литературы:

1. Леонтьева Л.С. Власть и СМИ: несоветская мо-

дель // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. В.В. Барабаша. - 2012. - С. 109-112.

2. Рудова Л. История гламура // Теория моды. Тело. Одежда. Культура. - 2009. - №11. - С. 230-236.

3. Михайлова Е. В. О слове гламур и его производных // Русский язык в школе. - 2005. - №4. - С. 83-84.

4. Иванов Д.В. Глэм-капитализм. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. - 176 с.

5. Руссо М. От «грамматики» до «гламура». Режим доступа: URL:http://www.mith.ru.

6. Кончаловский А. Низкие истины. Возвышающий обман. - М.: Эксмо, 2014. - 480 с.

7. Иванов Д.В. Актуальная социология и глэм наука// Социология науки и технологий. - 2014. - Вып. № 2. - Т. 5. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ ак1иа1пауа-8о18ю1с^уа-ь§1ет-паика

8. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С. 7-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.