Научная статья на тему 'Философское осмысление специфики гламурной идеологической конструкции'

Философское осмысление специфики гламурной идеологической конструкции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
104
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ВЛАСТНЫЙ ХАРАКТЕР / ИДЕАЛИСТИЧНОСТЬ / ГЛАМУР / GLAMOR / ГЛАМУРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / GLAMOROUS IDEOLOGY / КРАСОТА / BEAUTY / МОЛОДОСТЬ / YOUTH / БОГАТСТВО / WEALTH / ЛЕНТА МЕБИУСА / MOBIUS STRIP / IMPERIOUS CHARACTER / IDEALISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлева Елена Людвиговна

Введение. Властный и идеалистический характер идеологии, являющейся одним из мощных структурирующих элементов социального мироустройства, заставляет исследовать ее современные варианты. Как мы считаем, сегодня в качестве одной из альтернативных идеологических систем выступает гламур. Цель статьи заключается в выявлении гламурных доминант и раскрытии особенностей идеологической модели гламура. Материалы и методы. В качестве основного материала предложены авторские наблюдения за гламурным пространством. Собранные данные и литература по проблемам идеологии, экономики культуры, гламура как культурного феномена позволили обобщить материалы, применяя к ним методы диалектики и анализа. Результаты исследования показали, что гламур можно назвать идеологическим конструктом, в основе которого лежат три ключевые идеи красоты, молодости и богатства, носящие абстрактный характер. Властный характер и идеалистичность гламурной идеологии в современных условиях помимо абстрактности содержания идей усиливаются элементом визуализации, поддержкой экономической системы общества, принципом красоты ради красоты, рождающим многочисленные симулякры жизни. Бесконечное тиражирование гламурных тенденций активизирует зеркальные нейроны головного мозга, заставляя массовое сознание (бессознательно/сознательно) копировать понравившееся. Функционирование гламурной идеологии и рождаемая ею среда позволяют вспомнить ленту Мебиуса, обладающую свойствами неориентируемости, односторонности, парадоксальности, непрерывности и связности. Перечисленные свойства ленты, ее пластичность и незаметная изворотливость обеспечивают продолжительность существования гламура, приятного массовому потребителю, без(д)умно движущемуся по ней. Обсуждение и заключение. исследование гламура как идеологического конструкта позволяет заключить, что он благодаря современным технологиям «приятного диктата» еще долгое время будет удерживать господствующие позиции. Эксплуатируемые гламурной доктриной идеи красоты, молодости и богатства доставляют удовольствие массовому сознанию, погружающемуся в иллюзию (о) райской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL UNDERSTANDING OF THE SPECIFICS GLAMOROUS IDEOLOGICAL CONSTRUCTION

Introduction. the powerful and idealistic nature of ideology, which is one of the most powerful structuring elements of the social world that forces you to explore its modern variants. We believe today as one of the alternative ideological systems is the glamour. The purpose of the article is to identify glamorous dominants and reveal the features of the ideological model of glamor. Materials and methods. as the main material is the author’s observation of a glamorous space. The collected data and literature on the problems of ideology, culture economics, glamour as a cultural phenomenon has allowed to synthesize the materials by applying to them the methods of dialectics and analysis. Results it is showed that glamour can be called ideological construct, which is based on three key ideas of beauty, youth and wealth, abstract character. The imperious nature and glamorous idealistically ideology in modern conditions in addition to the abstract content of ideas are reinforced by the visualization element, the support of the economic system of society, the principle of beauty for the sake of beauty, giving birth to numerous simulacra of life. The endless replication of glamorous trends activates mirror neurons in the brain, causing the mass consciousness (unconsciously/consciously) to copy what they like. The functioning of glamour ideology and born of her environment allow you to remember the Mobius strip, having the properties of polentarutti, unilateralism, paradox, continuity and coherence. These properties of the tape related to its plasticity and invisible resourcefulness, provide a lifetime of glamour, pleasant to the mass consumer, mindlessly moving through it. Discussion and Conclusions. a study of glamour as an ideological construct allows us to conclude that it is due to modern technologies of «good dictatorship» for a long time will retain their dominant position. Operated the glamorous doctrine the ideas of beauty, youth and wealth and pleasure for the mass consciousness, sinking into the illusion (of) the heavenly life

Текст научной работы на тему «Философское осмысление специфики гламурной идеологической конструкции»

ISSN 2078-9823

DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.090-101

УДК 008: 304.3

E. Л. Яковлева

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Казань, Россия, e-mail: mifoigra@mail.ru

философское осмысление специфики гламурной идеологической конструкции

Введение. Властный и идеалистический характер идеологии, являющейся одним из мощных структурирующих элементов социального мироустройства, заставляет исследовать ее современные варианты. Как мы считаем, сегодня в качестве одной из альтернативных идеологических систем выступает гламур. Цель статьи заключается в выявлении гламурных доминант и раскрытии особенностей идеологической модели гламура. Материалы и методы. В качестве основного материала предложены авторские наблюдения за гламурным пространством. Собранные данные и литература по проблемам идеологии, экономики культуры, гламура как культурного феномена позволили обобщить материалы, применяя к ним методы диалектики и анализа. Результаты исследования показали, что гламур можно назвать идеологическим конструктом, в основе которого лежат три ключевые идеи - красоты, молодости и богатства, носящие абстрактный характер. Властный характер и идеалистичность гламурной идеологии в современных условиях помимо абстрактности содержания идей усиливаются элементом визуализации, поддержкой экономической системы общества, принципом красоты ради красоты, рождающим многочисленные симу-лякры жизни Бесконечное тиражирование гламурных тенденций активизирует зеркальные нейроны головного мозга, заставляя массовое сознание (бессознательно/сознательно) копировать понравившееся. Функционирование гламурной идеологии и рождаемая ею среда позволяют вспомнить ленту Мебиуса, обладающую свойствами неориентируемости, односторонности, парадоксальности, непрерывности и связности. Перечисленные свойства ленты, ее пластичность и незаметная изворотливость обеспечивают продолжительность существования гламура, приятного массовому потребителю, без(д)умно движущемуся по ней Обсуждение и заключение. Исследование гламура как идеологического конструкта позволяет заключить, что он благодаря современным технологиям «приятного диктата» еще долгое время будет удерживать господствующие позиции Эксплуатируемые гламурной доктриной идеи красоты, молодости и богатства доставляют удовольствие массовому сознанию, погружающемуся в иллюзию (о) райской жизни.

Ключевые слова: идеология, властный характер, идеалистичность, гламур, гламурная идеология, красота, молодость, богатство, лента Мебиуса.

Для цитирования: Яковлева Е. Л. Философское осмысление специфики гламурной идеологической конструкции// Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - Т. 18, № 1. - С. 90-101. DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.090-101

© Яковлева Е. Л., 2018

Elena L. Yakovleva

Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia, e-mail: mifoigra@mail.ru

PHILOSOPHICAL uNDERSTANDING OF THE SPECIFICS

glamorous ideological construction

Introduction. The powerful and idealistic nature of ideology, which is one of the most powerful structuring elements of the social world that forces you to explore its modern variants. We believe today as one of the alternative ideological systems is the glamour The purpose of the article is to identity glamorous dominants and reveal the features of the ideological model of glamor Materials and methods. As the main material is the author's observation of a glamorous space. The collected data and literature on the problems of ideology, culture economics, glamour as a cultural phenomenon has allowed to synthesize the materials by applying to them the methods of dialectics and analysis. Results it is showed that glamour can be called ideological construct, which is based on three key ideas of beauty, youth and wealth, abstract character The imperious nature and glamorous idealistically ideology in modern conditions in addition to the abstract content of ideas are reinforced by the visualization element, the support of the economic system of society, the principle of beauty for the sake of beauty, giving birth to numerous simulacra of life. The endless replication of glamorous trends activates mirror neurons in the brain, causing the mass consciousness (unconsciously/consciously) to copy what they like. The functioning of glamour ideology and born of her environment allow you to remember the Mobius strip, having the properties of polentarutti, unilateralism, paradox, continuity and coherence. These properties of the tape related to its plasticity and invisible resourcefulness, provide a lifetime of glamour, pleasant to the mass consumer, mindlessly moving through it Discussion and Conclusions. A study of glamour as an ideological construct allows us to conclude that it is due to modern technologies of «good dictatorship» for a long time will retain their dominant position. Operated the glamorous doctrine the ideas of beauty, youth and wealth and pleasure for the mass consciousness, sinking into the illusion (of) the heavenly life

Keywords: ideology, imperious character, idealism, glamor, glamorous ideology, beauty, youth, wealth, the Mobius strip.

For citation: Yakovleva E. L. Philosophical Understanding of the Specifics Glamorous Ideological Construction. Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(1): 90-101. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.041.018.201801.090-101

Введение

Практически в любом обществе можно обнаружить наличие идеологической доктрины, чей набор доминант структурирует социальную систему, ложась в основу мировоззренческих взглядов и алгоритмов поведения людей. Существует достаточное количество идеологических систем, каждая из которых обладает специфическими чертами, но при этом можно выделить и некоторые общие черты. Так, идеология как значимый элемент социальной жизни характеризуется властным характером. Именно он определяет жизнеспособность, устойчивость и степень тотальности иде-

ологической конструкции в социальном. Обратим внимание на факт, что властность была заложена в энергетике самого слова: идеология в переводе с греческого означает идея/образ/представление и слово/учение, буквально - учение об идее/образе/представлении, т. е. то, что заставляет знать. Апостол Павел утверждал, что в логосе человек приобретает бытие и движение. Если принять за логос идеологию, то оказывается, что благодаря ей личность живет, ориентируясь в социокультурном пространстве. А. Л. К. Дестюту де Траси, первым употребившим слово идеология, подчеркивал ее властное структурообразующее начало,

благодаря которому складываются представления о мире, формируется личное/ социальное мировоззрение, вырабатываются общественные схемы поведения в виде правил, принципов и ограничений. В подобном русле характеризуют идеологию многие мыслители. Например, П. Рикер заключает, что именно идеология, отвергающая любые сомнения о провозглашаемых ею положениях, помогает обнаружить принадлежность-к и выступает в качестве общественной интерпретационной практики. К. Манхейм, трактуя идеологию как систему социально значимых идей, выделял ее ориентирующую силу в общественном устройстве.

Еще одной значимой чертой идеологии оказывается идеалистичность, указывающая на связь с представлениями об идеале. Потребность в идеале в массовом сознании можно считать вечной. Причиной ее появления оказывается неудовлетворенность людьми имеющимся, что стимулирует поиск лучшего (пусть даже и воображаемого). Как определяет М. С. Каган, «идеал есть форма небытия, создаваемая для того, чтобы превратиться в бытие» посредством воображения как «духовной переработки существующего во имя создания чего-то не существующего, но желанного или должного» [9, с. 136]. Приведенная цитата указывает на то, что идеал представляет собой культурный проект, связанный с духовно-преобразовательной деятельностью людей. Благодаря творческой работе воображения идеал приобретает черты конкретности в виде модели «совершенного устройства мира» (М. С. Каган), способной воодушевлять и программировать людей на ее достижение. Именно идеал, выступая в роли «пускового механизма», «мобилизует энергию человеческих чувств и воли, указывая направление деятельности и предлагая цен-ностно-ориентационную основу этой деятельности» [9, с. 136]. Идеал как «модель должного и желаемого» (М. С. Каган) ло-

жится в основу теоретической концепции идеологии, увлекая своей эталонностью массовое сознание, начинающее привносить элементы идеального в жизнь и через их призму интерпретировать мир.

Обращаясь к современности, одной из властных, идеально-ориентирующих и контролирующих массовое сознание доктрин можно назвать гламур, что стимулирует его исследование в роли идеологической конструкции.

Как правило, гламур описывают в качестве части массовой культуры, моды, мира масс-медиа, сегмента общества потребления, повседневных практик людей. Исследователь Д. А. Руднева справедливо подчеркивает, «в современных гуманитарных исследованиях гламур представлен как широкое, многозначное понятие, имеющее множество видов репрезентации: культуру потребления, ухода за собой, следование моде, специальные виды досуга (путешествия, прием пищи, посещение публичных мероприятий и т. д.)», где «фиксируются внешние признаки, характерные для гламура, но не проясняется характер презентации гламурного образа и его отличительные особенности» [11]. Давая многогранную характеристику гламуру, ученые не говорят о нем как идеологической конструкции, управляющей обществом, что рождает проблемную ситуацию. Целью исследования стала попытка выстраивания идеологической конструкции гламура, властный характер и идеальность которого помогают высветить его специфические черты.

Методы

Исследование основано на эмпирических данных, полученных путем наблюдения за социокультурным пространством гламура. Благодаря проведенным наблюдениям выявлены особые черты преломления властного характера и идеалистичности в гламурной идеологии. Обозначенная проблема рассматривается на основе диалектического и аналитического методов, помогающих выстроить модель рассуждений.

Результаты исследования

В современности гламур, конструирующий собственные идеальные модели, активно управляет миром культуры и жизнью людей. Сегодня можно говорить об экспансии гламура как идеологии, подчинившей себе политику, экономику, образование, спорт, искусство, повседневность. Практически каждый человек, погруженный с момента своего появления в гламурную среду, осуществляет (бессознательно-сознательный/сознательно-бессознательный) выбор в пользу его идеальных тенденций, что позволяет говорить об идеологической властности феномена. При этом властный характер и идеальность гламурной конструкции усиливает универсализм ее ключевых идей, что способствует быстрому распространению идеологии в различных сегментах социального и массовом сознании. К универсальным идеям гламура относятся красота, молодость и богатство. Постоянно тира-жируясь в социокультурном пространстве, идеи гламурной идеологии заставляют огромное число людей безоговорочно принимать их, что рождает «рабство роскоши» (Ю. Мориц).

Ключевые идеи гламура довольно трудно определимы, что позволяет внести в них любое содержание, неоднозначно интерпретируемое массовым сознанием. Считается, чем абстрактней в идеологических доктринах представлена идея, тем лучше она воспринимается массовым сознанием, принимаясь без доказательств. Дело в том, что абстрактность идей гламура задает зыбкость в их понимании, а «там, где предмет обсуждения постоянно ускользает, сам дискурс обретает бесконечность», что приводит к «неразличимой «плюралистической» массе имеющихся различий, осмысленный выбор из которой невозможен» [5, с. 33, 37]. В приведенной цитате из работы Б. Гройса обратим внимание на два момента, характерных для идеологии гламура и гламурного социокультурного простран-

ства. Во-первых, свойство бесконечности, связанное с обновлением содержания идей и сменой гламурных тенденций. Во-вторых, Б. Гройс говорит о неразличимой плюрали-стичности, затрудняющей осознанный выбор. Данное замечание, как мы считаем, принципиально. Оно говорит о тотальном характере гламура и его идей, диктующих определенный выбор. В гламурном пространстве личность «слепо» следует предлагаемым образцам, поддавшись давлению со стороны эмоционального и даже инстинктивного, что исключает рациональный подход.

Гламурные идеи, выраженные в простой и категоричной форме - в слове, визуализируются, закрепляясь в образах, что дает возможность внушить их широким слоям населения и быстро запомнить. Как справедливо заметил Г. Лебон, «могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла» [10, с. 111]. Образность абстрактных гламурных идей, как и их содержание, постоянно варьируются, что обусловлено сменой модных тенденций. Но массовое сознание, подчиняясь «магической силе» идеи, выраженной краткой формулой и образом, начинает, копируя, следовать ей. Подобная захваченность идеей, связанная с внедрением в жизнь диктуемых ею алгоритмов проявлений, чувствований и выражения мыслей, игнорирует критическое восприятие идеологии, заменяясь мнением, скрывающим и даже искажающим факты. Причина подобной деформации заключена в природе идеологии, не дающей реальных представлений о действительности. Идеологическая доктрина конструирует небытийную, образцово-безупречную, идеально-воображаемую модель, с целью привнесения ее (в полном/ частичном объеме) в жизнь. Реальность и идеологическая модель различны. Но получающая легитимацию идеология приводит к смешению действительности и идеально-

сти, что искажает интерпретации о сущем и подводит к иллюзорным выводам. Например, следование идеологической конструкции гламура рождает видимость приобщения к богатству и роскоши. Само владение богатством осуществляется не только виртуально - посредством рекламы, просматривания глянца/модных показов/шоу, но и реально - благодаря покупке гламурных симулякров в виде квазибрендов и подделок по доступным ценам. В итоге личность, находясь под мощным воздействием идеологической доктрины, только представляет, что она богата и гламурна. Интерпретационное понимание Я и действительности оказываются деформированными, позиционируя реальность в перевернутом виде.

Властный характер и идеалистичность гламурной идеологии, поддерживаемые абстрактными формулировками идей и тиражируемыми образами, великолепно вуалируют потребительский тип отношений в обществе. Гламурная идеология оказывается довольно мощной поддержкой экономического сегмента социального. Гламур ориентирован на рынок, вложение средств и получение прибыли. Все, попадающее в орбиту гламура, тут же оценивается в денежном эквиваленте, укрепляя властный характер идеологии. Как справедливо заметил Д. Грааф, гламур, созданный на основе «маркетинга и чрезмерного потребления», есть «декоративная культура», сущность которой «заключается не только в акте купли-продажи, но в продаже самого себя» [4, с. 248]. Модная индустрия и шоу-бизнес, устраивающие гонки за новыми тенденциями, служат экономике как механизму культуры. Посредством рекламы создается ажиотаж вокруг вещей, стимулируя потребительский спрос людей. В современности красота, молодость и богатство превратились в ударную силу экономики: достижение гламурного состояния как желаемого идеала связано с вложением (немалого) капитала. Заметим, данная идея не нова.

Еще в XVIII в. К. А. Гельвеций обнаружил диалектическую взаимосвязь эстетических идей как оснований духовного мира с экономическим интересом, написав: «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса» [3, с. 186]. В нашем контексте интерес имеет экономическую подоплеку, связанную с коммерческим продвижением гламура.

При этом гламурный акцент на идеях красоты, молодости и богатства (в виде роскоши) на первый план выдвигает эстетический аспект жизни, тем самым скрывая экономическую подоплеку. Данное обстоятельство делает гламур привлекательным для массового сознания, желающего удовлетворить множество экзистенциальных потребностей (в том числе самоутверждения, преображения, достижения счастья), не задумываясь об их стоимости.

Более того, в гламуре снимается «разделение ценностей на материальные и духовные»: «Предполагать, будто продукт культуры обладает духовной ценностью, не соответствующей его материальной ценности, на самом деле означает лишь то, что данный продукт пере- или недооценен «материально», и неявно подразумевает, что необходимо уравнять его материальную ценность с идеальной» [10, с. 17]. Приведенная цитата говорит в пользу переосмысления идей и идеалов: им назначается цена, служащая одним из критериев гламурного -богатства (в денежном эквиваленте). Идеи красоты, молодости и богатства (в виде роскоши) становятся категориями материальными, а их образное созерцание подводит к жажде обладания, значит - приобретения. В связи с этим идеологию гламура можно назвать, пользуясь терминологией Э. Фромма, мыслительным товаром: «Полностью лишенная политического измерения, она зависит, как любой другой товар, от производства и массового потребления» [2, с. 40]. Информационная составляющая идеологии

являет собой «интеллектуальную собственность», формирующую капитал внимания или интеллектуальный капитал (Э. Дай-сон). Он помогает осуществить выбор и совершить необходимое действие, стимулируя приобретение товара. Согласимся с Э. Дайсон, отметившей, что «признание марки включает в себя процесс распознавания образов и ответную реакцию потребителей, которая вырабатывает органическое ощущение притягательности образа» [6, с. 23]. Неслучайно объемы продаж гламурного зависят от восприятия массовым сознанием марок/брендов: их известность и признание обеспечивают высокие продажи. Именно капитал внимания активно работает в повседневных практиках личности, подчиняя ее гламурной идеологии. Благодаря перечисленному преодолевается разрыв между красотой, молодостью, богатством (в виде роскоши) и пользой: красота, молодость и роскошь превращаются в практический инструмент, позволяющий личности самоутвердиться, став гламурной, знаменитой и успешной.

Поддержание властного характера и идеалистичности идеологии гламу-ра с ее потребительскими практиками осуществляется посредством принципа красоты ради красоты. Преувеличенная искусственность гламурной красоты изначально трансцендентальна. В своей небытийности, возникая посредством фантазийного, надстраиваемого над действительным (обладающим изъянами), она являла потенциальную возможность красоты, которая впоследствии стала бытийной, в том числе благодаря цифровой обработке. Пущенная в тираж гибридно-искусственная красота гламура массовым сознанием воспринимается как реальная, что становится точкой интерпретационной трансформации: фантазийное принимается за действительное, приобретая бытийственность и превращаясь в эталон для подражания другими.

Механизм рождения и распространения трансцендентальной красоты подводит к проблеме симулякров. Гламур как властно-идеологический проект современности, эксплуатируя идеи красоты, молодости и богатства, в большей степени продуцирует симулякры. Они создают поразительное впечатление более настоящего/привлекательного/красивого. Симулякры обладают искусственной природой и связаны с полировкой форм/поверхностей/внешних оболочек. Бесконечно тиражируемые симулякры трансцендентной красоты выполняют роль мощного инструмента манипуляции. Как справедливо заключил Ж. Бодрийяр, сегодня «единственно подлинной культурной практикой, практикой масс, нашей практикой (различие преодолено), является манипулятивная, алеаторная практика лабиринта знаков, которые более не имеют смысла» [2, с. 91]. Используемые в контексте гламурной идеологии симулякры усиливают ее властный характер. Так, гламур в качестве идеологической системы задает определенные взаимоотношения человека с окружающим миром, что свидетельствует об элементах его репрессивности. Проводниками гламурной идеологии, тиражирующими ее идеи и образы, выступают СМИ, реклама, мир моды и шоу-бизнеса. Они буквально подавляют искания личностью собственного образа/стиля, довольно агрессивно заставляя следовать гламурным тенденциям в виде симулякров.

Современное массовое сознание оказывается пораженным вирусом копирования симуляций. Данную ситуацию Ж. Бодрийяр характеризует как эффект действия зеркала безумия, где «дублирования достаточно, чтобы оба объекта стали одинаково искусственными» [2, с. 17]. Заражение вирусом зеркального безумия объяснимо благодаря наличию у человека зеркальных нейронов/ mirror neurons, впервые открытых в 1992 г. Джакомо Риццолатти. Как правило, активизация зеркальных нейронов происходит

в процессе наблюдения, что влечет за собой имитацию (понравившегося/навязанного) увиденного. Как мы отметили, одной из характеристик, усиливающих властный характер идеологии гламура, является ее образность. В связи с этим активизация зеркальных нейронов не вызывает сомнений. Повторение личностью тиражируемых привлекательных симулякров, создающих иллюзию идеала красоты, иллюстрирует зависимость ее разума. Именно копирование обусловливает поведенческую матрицу действий индивида: в результате, подражая гламурному, Я становится гламурным либо создается иллюзия подобного.

Подчеркнем, гламурное идеологическое подавление, связанное с копированием симулякров, оказывается практически невидимым. Дело в том, что гламурные си-мулятивные образы, проходя техническую обработку, незаметно приобретают черты реального, а посредством тиражирования быстро усваиваются огромным количеством людей, становясь привычными для всех образами - эталоном того, как должна выглядеть (гламурная) личность. Можно утверждать, что идеологическая конструкция гламура посредством создаваемых симуля-кров создает иллюзию приятного диктата, в основе которого лежат идеи красоты, молодости и богатства, доступные каждому.

Проникая в жизнь личности, симулякры незаметно трансформируют ее. Бесконечное манипулирование симулякрами приводит к ситуации утраты личностью критического мышления: происходит когнитивная расфокусировка между пониманием реального и вымышленного, естественного и искусственного, истинного и ложного. Индивид, подвергаясь очарованию симу-лякров, начинает их продуцировать, симулируя свою жизнь и не отдавая себе в этом отчета, т. е. «делать вид», что у него «есть то», чего он не имеет [2, с. 8]. Дело в том, что люди предпочитают смотреть не в лицо реальности, а через покрывало иллюзий,

роль которых выполняет сегодня гламурная идеология, манипулирующая их сознанием и действиями. Призыв марксистов об адекватном восприятии мира, соответствующем реальному положению дел, остался неуслышанным. Как справедливо заметил С. Жижек, «...идеология... - это, по самой своей сути, фантазматическая конструкция, служащая опорой для нашей «действительности». и, кроме того, маскирующая невыносимую, реальную, непостижимую сущность» [7, с. 52]. Именно иллюзорность и фантазматичность идеологии создают внешне довольно комфортное пространство бытия. Но внутренне подобное существование обнаруживает зазоры/трещины, говорящие об определенных неудобствах, порою только смутно ощущаемых личностью. Смешение реального и фантазийного с преобладанием последнего негативно сказывается на интеллектуальных способностях индивида: расфокусировка мышления начинает проявляется не только в мыслительных, но и в поведенческих матрицах личности. Только рациональный подход к существующей идеологии может выявить в ней истинные/соответствующие действительности и ложные/искаженные положения. Но сделать подобное требует усилий воли и знаний.

Рождаемая властным характером и идеалистичностью идеологии гламурно-симу-лятивная среда, в которой господствуют абстрактные формулировки красоты, молодости и богатства, принцип красоты ради красоты, происходит бесконечное обновление тенденций, заставляет вспомнить ленту Мебиуса. Исследователи называют ее простейшей неориентируемой поверхностью. Дело в том, что линия, проведенная по этой геометрической фигуре, обязательно вернется к начальной точке пути, но в зеркальном отражении себя, что демонстрирует отсутствие ориентированности в ленте. Более того, замечание о зеркальном отражении говорит в пользу появления перевертыша.

А. Мебиус в работе «Об объеме многогранника», описывая ленту, назвал такую черту ее геометрической поверхности как односторонность: при попытке раскрасить в ленте внешнюю сторону одним цветом, а внутреннюю - другим оказывается, что фигура может быть закрашена только одним цветом.

Лента Мебиуса, являя в конфигурации определенное противоречие (в ней скрепляются между собой не точки АС и ВD как в кольце, а точки - АD и ВС), своей цельностью снимает его, в чем заключается парадоксальность конструкции, которая буквально завораживает сознание. Ленту Мебиуса можно подвергать различным манипуляциям (скручивать, растягивать, сжимать, изгибать), в результате которых целостность сохранится. Помимо этого, лента, с которой мы ассоциируем пространство гламура, обладает связностью и непрерывностью. Так, связность проявляется при разрезании ленты вдоль, в результате чего она остается целой. Непрерывность обнаруживается в том, что точки этой фигуры соединяются между собой, не пересекая границ поверхности ленты.

Перечисленные качества ленты (неориентируемость, односторонность, парадоксальность со снимаемым противоречием, непрерывность и связность) оказываются созвучными идеологии гламура. В пользу устройства современной среды, конструируемой соответствующей идеологией, в виде ленты Мебиуса говорит множество трактовок гламура, его ключевых идей и образов. Рождаемые симулятивной красотой интерпретации, «даже самые противоречивые, все одинаково верные в том смысле, что их истинность состоит во взаимообмене в пределах общего цикла, подобно моделям, из которых они проистекают» [2, с. 27], что говорит в пользу связности и непрерывности. Множественность трактовок красоты оказывается созвучной гламурной идеологии, где трудно определить устой-

чивую позицию дискурса, постоянно обновляемого и допускающего противоречия, которые остаются незамеченными и потому разрешаемыми. В гламуре как ленте Мебиуса все обратимо «в бесконечно замкнутой системе»: здесь циркулируют тиражируемые, постоянно обновляемые идеи и образы красоты, молодости и богатства, модели, предшествующие реальности. Идеи гламу-ра, варьирующиеся в своем содержании (в том числе посредством скручивания, растяжения, сжатия, изгибания) и являющие собой парадоксальную противоречивость, вуалируют кризисные точки идеологии, что привносит в обыденную бессмысленность жизни тайну и загадку. Петля ленты в виде плавного изворота снимает кризисность или создает иллюзию этого, способствуя дальнейшему существованию гламура в рамках своей конфигурации. Более того, незаметная изворотливость ленты показывает трансформации процесса интерпретации, не ощущаемые массовым сознанием. Парадоксальность лентообразной, обтекаемой, гламурной структуры завораживает, а (иллюзия) бесконечного путешествия по ней благодаря непрерывно меняющимся тенденциям моды дарит мираж вечности.

Обратим внимание, само происхождении ленты Мебиуса имеет связь с миром красоты и моды. По одной из версий, служанка профессора Августа Мебиуса неправильно сшила манжету, что и стало прообразом модели бесконечной петли. Сегодня дизайнеры с удовольствием используют ленту Мебиуса при создании различных объектов и деталей гламура. Как правило, рекламные тексты, сопровождающие их, делают акцент на уникальности личности, которая приобрела продукцию в виде ленты Мебиуса. Кольца, сделанные в виде ленты Мебиуса, сопровождаются описаниями, заставляющими обратить на них внимание. Например, «это чудесное серебряное кольцо имеет уникальную форму: у него всего одна сторона. Его форма символизирует

равновесие между внутренним и внешним я» или «как маленькая золотая лента может заставить вас почувствовать, что весь мир вращается у вас вокруг пальца? Оно совершенно.» [1, с. 137]. Последний рекламный текст связан с односторонностью ленты Мебиуса, благодаря чему единственная сторона кольца одновременно соприкасается и с пальцем, и с миром. В обычном кольце «внутренняя сторона соприкасается с пальцем», а «внешняя - со всем остальным, то есть с целым миром» [1, с. 137]. Акцент на вращении мира вокруг пальца делает особенным и само кольцо, и его хозяина, становящегося гламурным и получающего символическую власть над миром.

Заметим, вырваться из гламурной «дурной бесконечности» оказывается трудным и даже невозможным: «если разрезать ленту Мебиуса, то она дает дополнительную спираль», погружая социальное в «ад симуляции», «в ад неуловимого, зловредного, неопределимого искривления смысла» [2, с. 28]. Но в этом нет ничего драматичного и трагичного, потому что идеология гламу-ра жизнерадостна и празднична по своей природе. Само «искривление смысла» «не обязательно приводит к безнадежности для смысла, но также к импровизации смыслом, к отсутствию смысла, одновременной множественности смыслов, разрушающих друг друга» [2, с. 28]. Перечисленное очередной раз свидетельствует о размытости идеологического дискурса гламура: его идеи красоты, молодости и богатства оказываются не только абстрактными, симулятивными, но и непостоянными. В силу своей изменчивости они получают образную фиксацию только на краткий промежуток времени. Более того, идеалы гламурной идеологии, направленные на полировку внешнего вида и создание имиджа, не способствуют духовному росту личности. Данное обстоятельство подводит к положению об отсутствии фундаментальности, постоянства и содержательности в идеологической доктрине

гламура. Перечисленное рождает парадоксальную ситуацию: гламур как идеологическая доктрина оказывается безыдейным. Его система «не несет никаких «больших» идей вроде «свободы, равенства, братства», «порядка и прогресса» и прочих формул, веря в которые люди поколение за поколением участвовали в построении современного общества» [8]. Приобщение к гламуру, осуществляемое благодаря (сознательной/ бессознательной) активизации зеркальных нейронов, проявляется в копировании си-мулятивного образа и получении сиюминутного удовлетворения/наслаждения, которое мгновенно обесценивается, стираясь из памяти, в результате смены тенденций.

Обсуждение и заключение

Любая идеологическая система обладает властным характером и идеалистичностью, что позволяет структурировать общественное устройство и жизнь отдельного человека. В современности в качестве идеологического проекта можно назвать гламур, властный характер и идеалистичность которого помогают обнаружить его специфические черты.

Характеризуя гламур как идеологию можно считать, что она представляет собой гибридную форму, замешанную на соединении иррационализма, идеалистического сенсуализма и материализма. Активно эксплуатируя элементы искусства, экономики и науки, гламурная идеология объединяет их под идеями красоты, молодости и богатства, имеющими абстрактное, часто изменяемое, содержание и образность. Абстрактность идеологических формул гламура приводит к множеству интерпретаций единого, что рождает мозаичность в социальном, которая не исключает ложного/искаженного понимания идей. Тем не менее благодаря силе слова и его образному воплощению идеи оказывают влияние на массовое сознание, заставляя копировать гламурный формат жизни. Перечисленное свидетельствует о тоталитарной мощи

гламурной идеологии, контролирующей различные аспекты жизни общества и навязывающей личности, создаваемые ею образ(ц)ы. При этом гламурная идеология, вуалируя свою властность, создает иллюзию приятного контроля и свободного выбора.

Гламурная идеология поддерживает экономическую сферу социального, стимулируя потребительское отношение к жизни. Сами гламурные идеи и образы измеряются в денежном эквиваленте, а ценным оказывается только то, во что можно вложить деньги.

Идеология гламура трансцендентальна ввиду того, что конструируемая ею воображаемая красота изначально оказывается вне реальности, но в дальнейшем ее элементы привносятся в пространство социального, и идеологические образы приобретает черты реальности. Можно утверждать, что идеология гламура рождает ситуацию двое-мирия. Благодаря ей одновременно существуют два мира - реальный и гламурный. Последний можно считать трансцендентальным ввиду его изначальной фантазийной идеалистичности. Но данную транс-цендентальность встраивают в реальность, тем самым гламурный мир приобретает бытие, оказываясь параллельным действительности и пытающимся даже заменить ее. Данное двоемирие приводит к ситуации когнитивной расфокусировки, в результате которой личность оказывается неспособной различить реальное и гламурно-симу-лятивое.

В идеология гламура ключевые идеи красоты, молодости и богатства приобретают симулятивное воплощение в образах. Но ввиду своей наглядности и экспрессивности они заряжают массовое сознание своей энергией, активизируя действие зеркальных нейронов. В результате их функционирования осуществляются копирование модных образов и внешняя полировка имиджа, исключающие внутреннюю работу над самим собой.

Созданная посредством идеологии гла-мура социокультурная среда заставляет вспомнить ленту Мебиуса. Как неориен-тируемая поверхность она олицетворяет (иллюзию) бесконечности движения с элементом перевертывания, что придает жизни личности, вступившей на нее, приключенческий характер, привлекая внимание к очередному повороту гламура. Незаметный переход от внешнего к внутреннему заставляет сосредотачивать внимание на внешнем облике, имидже, создающих видимость значимой и самодостаточной личности. Пластичность и петлеобразная структура ленты, непрерывность и связность помогают избегать противоречий и кризисных точек, превращая гламур и его идеологию в продолжительный культурный проект. Конфигурация гламурного пространства в виде ленты Мебиуса пленяет своей гибкостью и парадоксальностью, плавным перемещением внутри собственных образно-содержательно обновляемых идей, что позволяет говорить о жизнеспособности идеологии, эксплуатирующей значимые идеи красоты, молодости и богатства. Лента Мебиуса представляет собой иную по сравнению с диалектической спиралью конфигурацию, что предполагает различие в модусах жизни: беззаботное плавание в мире красоты, доставляющее удовольствие, в отличие от противоречивого и напряженного поиска истины.

Несмотря на мощную критику гламура, существующую в научном и даже глянцевом дискурсе, можно констатировать, что он, укоренившись в социокультурном пространстве, еще долгое время будет поддерживать свои главенствующие позиции. Привлекательные идеи гламурной идеологии (красота, молодость и богатство), их абстрактный характер и постоянная смена образно-содержательного наполнения, создают необременительный и нескучный формат жизни, связанный с потреблением, демонстрацией собственного имиджа и

рождением иллюзий. Более того, вариативность содержательного наполнения ключевых идей рождает интерес к тому, что будет

следующим витком в развитии гламура и каким образом он очередной раз разрешит кризисную ситуацию.

Библиографический список

1. Альберти М. Творчество в математике. По каким правилам ведутся игры разума // Мир математики. - М. : Де Агостини, 2014. - Т. 20. - 160 с.

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. - М. : Постум, 2016. - 240 с.

3. Гельвеций К. А. Сочинения : в 2 т. - М. : Мысль, 1973. - T. 1. - 647 с.

4. Грааф де Дж., Дэвид Ванн, Томас Х. Нэйлор. Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру. -Екатеринбург : Ультра. Культура, 2005. - 172 с.

5. Гройс Б. О новом. Опыт экономики культуры. - М. : Ad Marginem, 2015. - 240 с.

6. Дайсон Э. Интеллектуальная собственность в Сети. Release 2.0 // Компьютерра. - 1997. -№19 (196). - С. 23-24.

7. Жижек С. Возвышенный Объект Идеологии. - М. : Худож. журн., 1999. - 234 с.

8. Иванов Д. В. Актуальная социология и глэм наука [Электронный ресурс] // Социология науки и технологий. - 2014. - Вып. № 2, т. 5. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnaya-sotsiologiya-i-glem-nauka - Загл. с экрана.

9. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - СПб. : Петрополис, 1997. - 544 с.

10. Лебон Г. Психология масс. - СПб. : Питер, 2016. - 311 с.

11. Руднева Д. А. Гламур и его презентации в культуре постиндустриального общества на рубеже XX-XXI вв: автореф. дис. [...] канд. культурологии [Электронный ресурс]. - Екатеринбург, 2011. - URL: http://cheloveknauka.com/glamur-i-ego-prezentatsii-v-kulture-postindustrialnogo-obschestva-na-rubezhe-xx-xxi-vv#ixzz3cMC2sJNA - Загл. с экрана.

References

1. Al'berti M. Tvorchestvo v matematike. Po kakim pravilam vedutsja igry razuma [Creativity in mathematics. What rules are mind games]. Mir matematiki. Moscow, 2014. T. 20, 160 p. (In Russ.)

2. Bodrijjar Zh. Simuljakry i simuljacii [Simulacra and Simulations]. Moscow, 2016. 240 р. (In Russ.)

3. Gel'vecij K. A. Sochinenija [Compositions]:v 2 t. Moscow, 1973. T. 1. 647 р. (In Russ.)

4. Graaf de Dzh., Djevid Vann, Tomas H. Njejlor. Potrebljatstvo: Bolezn', ugrozhajushhaja miru [Consumption: A Disease That Threatens the World]. Ekaterinburg, 2005. 392 р. (In Russ.)

5. GrojsB. O novom. Opyt jekonomiki kul'tury [About the New. Experience of the Culture Economy]. Moscow, 2015, 240 р. (In Russ.)

6. Dajson Je. Intellektual'naja sobstvennost' v Seti. Release 2.0. CompuTerra. 1997; 19 (196): Р. 23-24. (In Russ.)

7. ZhizhekS. Vozvyshennyj Ob#ekt Ideologii [Exalted Object of Ideology]. Moscow, 1999. 234 p. (In Russ.)

8. Ivanov D. V. Aktual'naja sociologija i gljem nauka [Actual Sociology and Glam Science]. Sociologija nauki i tehnologij. 2014, 2, T. 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnaya-sotsiologiya-i-glem-nauka The title from the screen. (In Russ.)

9. Kagan M. S. Jestetika kak filosofskaja nauka [Aesthetics as a Philosophical Science]. Saint-Petersburg, 1997, 544 р. (In Russ.)

10. Lebon G. Psihologija mass [Psychology of the masses]. Saint-Petersburg, 2016, 311 р. (In Russ.)

11. Rudneva D. A. Glamur i ego prezentacii v kul'ture postindustrial'nogo obshhestva na rubezhe XX-XXI vv [Glamor and His Presentation in the Culture of Post-Industrial Society at the Turn of the 20th - 21st Centuries]: Avtoref. diss. na soiskanie uchenoj stepeni kandidata kul'turologii. [Electronic resources]. Ekaterinburg, (2011). URL: http://cheloveknauka.com/glamur-i-ego-prezentatsii-v-kulture-postindustrialnogo-obschestva-na-rubezhe-xx-xxi-vv#ixzz3cMC2sJNA . The title from the screen. (In Russ.)

По ступила 5 ноября 2017 г.

Сведения об авторе

яковлева Елена Людвиговна - доктор философских наук, кандидат культурологии, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин, профессор Казанского инновационного университета им. В. Г. Тимирясова. Сфера научных интересов: философия культуры. Автор более 150 научных и учебно-методических работ. ORCID: http:// 0000-0003-1799-0883.

Тел.: 8(905) 025-98-01

E-mail: mifoigra@mail.ru

Submitted 5.11.2017.

About the author

Elena L. Yakovleva - doctor of philosophy sciences, candidate of culturology, head of the Department of Philosophy and Socio-Political Disciplines, professor of the Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov. Research interests: philosophy of culture. The author has more than 150 scientific and educational publications. ORCID: http:// 0000-0003-1799-0883.

Тел.: 8(905) 025-98-01

E-mail: mifoigra@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.