Научная статья на тему 'Гипотеза симуляции как обоснование природы человека'

Гипотеза симуляции как обоснование природы человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
709
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
симуляция / виртуальность / реальность / постчеловеческая цивилизация / компью-терная симуляция / биоэлектрическая симуляция / simulation / virtuality / reality / posthuman civilization / computer simulation / bioelectric simula-tion.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузнецов Дмитрий Владимирович, Котлярова Виктория Валентиновна

Данная статья посвящена проблематике понимания гипотезы симуляции и возможных признаков виртуальности нашего мира. В статьи приводятся доводы авторов о том, как окружающий мир воз-действует на человека. А также приводится обоснование странностей нашего мира с точки зрения компьютерного моделирования. В заключение авторы приходят к выводу о том, что наш мир является биоэлектрической симуляцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMULATION HYPOTHESIS AS A RATIONALE FOR HUMAN NATURE

This article is devoted to the problem of understanding the hypothesis of simulation and possible signs of the virtuality of our world. The article argues the authors about how the ambient world affects a human. It also provides a rationale for the oddities of our world in terms of computer modeling. In conclusion, the authors con-clude that our world is a bioelectric simulation.

Текст научной работы на тему «Гипотеза симуляции как обоснование природы человека»

_Ошибка! Неверная ссылка закладки. /

УДК 101.1

Кузнецов Дмитрий Владимирович

Студент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства,

г. Шахты, Россия Котлярова Виктория Валентиновна Доктор философских наук, профессор Институт сферы обслуживания и предпринимательства,

г. Шахты, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10900 ГИПОТЕЗА СИМУЛЯЦИИ КАК ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Kuznetsov Dmitry V.

Student Institute of service and business, Shakhty, Russia

Kotlyarova Victoria V.

Doctor of philosophy sciences, professor Institute of service and business, Shakhty, Russia

SIMULATION HYPOTHESIS AS A RATIONALE FOR HUMAN NATURE

Аннотация

Данная статья посвящена проблематике понимания гипотезы симуляции и возможных признаков виртуальности нашего мира. В статьи приводятся доводы авторов о том, как окружающий мир воздействует на человека. А также приводится обоснование странностей нашего мира с точки зрения компьютерного моделирования. В заключение авторы приходят к выводу о том, что наш мир является биоэлектрической симуляцией.

Abstract

This article is devoted to the problem of understanding the hypothesis of simulation and possible signs of the virtuality of our world. The article argues the authors about how the ambient world affects a human. It also provides a rationale for the oddities of our world in terms of computer modeling. In conclusion, the authors conclude that our world is a bioelectric simulation.

Ключевые слова: симуляция, виртуальность, реальность, постчеловеческая цивилизация, компьютерная симуляция, биоэлектрическая симуляция.

Key words: simulation, virtuality, reality, posthuman civilization, computer simulation, bioelectric simulation.

С появлением мощных компьютеров у людей появилась возможность обрабатывать большие объемы информации. Увеличение мощности также позволило воссоздавать в виртуальном пространстве другую реальность, которая очень похожа на нашу. Она работает по таким же законам математики и физики. Пока ещё виртуальную реальность можно отличить от обычной реальности. Но грядет время, когда мы сможем полностью погрузиться в виртуальную реальность, вот тогда различия расплывутся и начнутся перемены.

Вначале следует определить понятие «виртуальность». Авторы в предыдущих в своих работах уже отмечали, что: «Понятие «виртуальность» имело долгий путь становления: от работ Цицерона, Фомы Аквинского, Г. Лейбница, где встречается понятие «виртуальный» как возможность существования абсолютной личности - Бога, как возможность скрытого, но возможного, до современных гуманитарных и естественнонаучных исследований. В современном научном знании в целом и философской мысли в частности «понятие «виртуальная реальность» - «возможная», или «вероятна реальность» - сейчас используется для обозначения реальности, создаваемой с помощью компьютерных устройств, применяемых для обучения или для формирования необходимых реак-

ций человека в тех или иных определенных ситуациях» [1][2, с. 34].

Если мы с большой достоверностью можем смоделировать нашу реальность с помощью компьютера, каковы шансы, что наша реальность сама не является симуляцией какой-то другой реальности? Этот вопрос мучил мыслителей и философов еще до появления компьютеров. В античные времена Платон заявлял, что существует два мира: идеальный и реальный. Реальный мир является лишь искаженной проекцией идеального мира. В диалоге «Федон» Платон устами Сократа утверждает, что наша Земля состоит из впадин разной глубины, в одной из которых мы и живем. А на небе находится другая, истинная Земля, населенная «превосходными» во всех смыслах людьми. То, что наш мир кем-то создан, описывается в книгах основных авраамистических религий. Например, в Ветхом Завете Библии говорится, что Бог-отец сотворил Землю, наполнил ее живыми существами и создал человека за 6 дней. Не напоминает ли это деятельность современных программистов, создающих компьютерные игры? А ведь процесс создания компьютерных игр именно такой. Сначала создается основной ландшафт, освещение, а уже потом карта наполняется другими объектами.

<<ШУШетиМ~^®и©Мак>>#2Щ49)),2©1]9 / Ошибка! Неверная ссылка закладки.

Основной работой по теории симуляции является статья профессора Оксфордского университета Ника Бострома «Вы живете в компьютерной симуляции?» В ней он приводит свои доводы по поводу того, почему наш мир с некоторой вероятностью является компьютерной симуляцией и почему мы не способны уже сейчас создать достоверную симуляцию реального мира. Второе утверждение легко доказывается тем, что мощности современных компьютеров еще недостаточно для расчёта всех процессов, одновременно происходящих в реальности. Ник Бостром утверждает, что есть доля вероятности существования технологически развитой «постчеловеческой» цивилизации, которая симулирует свое прошлое. В заключение своей статьи Бостром приводит следующие доводы:

«Технологически зрелая «постчеловеческая» цивилизация обладает огромной вычислительной мощью. Основываясь на этом эмпирическом факте, аргумент моделирования показывает, что, по крайней мере, одно из следующих утверждений верно: (1) доля цивилизаций человеческого уровня, достигших постчеловеческой стадии, очень близка к нулю; (2) Фракция постчеловеческих цивилизаций, которые заинтересованы в управлении предками в симуляции очень близки к нулю; (3) Доля всех людей с нашим опытом, которые живут в симуляции, очень близка к единице.

Если (1) верно, то мы почти наверняка вымрем, прежде чем достигнем постчеловечества. Если (2) верно, то должна быть сильная конвергенция между курсами продвинутых цивилизаций, чтобы практически ни один не содержал относительно богатых людей, которые желают проводить симуляции предков и могут делать это свободно. Если (3) верно, то мы почти наверняка живем в симуляции. В темном лесу нашего нынешнего невежества представляется разумным примерно равномерно распределить свою веру между (1), (2) и (3).

Если мы сейчас не живем в симуляции, наши потомки почти наверняка никогда не запустят симуляцию предков.» [4]

Это рассуждение базируется на иллюстративной логике того, что сумма высказываний (1) и (2) не равна высказыванию (3). И наоборот выполнение высказывания (3) автоматически подтверждает истинность первых двух утверждений. Из этого следует, что наш мир, возможно, является компьютерной симуляцией.

Теперь внимательнее посмотрим на нашу реальность. Чем меньше размеры взаимодействующих объектов, тем более странным образом они себя ведут. Взглянем на классическую механику Ньютона. Её законы применимы к таким большим объектам как звёзды и планеты. Но по мере приближения объектов к размерам атомов и молекул, их поведение никак не объясняется законами классической физики и механики. Такие странности натолкнули ученых на мысли о том, что есть и другие законы, описанием которых стоит заняться. Так появились релятивистская механика Эйн-

штейна для объектов близких к размерам атомов, и квантовая механика Планка и Бора, применимая к элементарным частицам. Двойственность природы света также заставляет нас задуматься о том, не является ли наш мир симуляцией. В пример можно привести знаменитый опыт Томаса Юнга, когда когерентные световые волны от источника света проходили через две щели, на экране возникала интерференционная картина, что доказывает волновую природу света. Но стоит только попытаться зафиксировать момент пролета фотона через щель, как свет начинает вести себя как поток частиц, поэтому на экране можно было увидеть всего две полоски, а не интерференционную картину из множества полосок. Кратко это можно описать так: при появлении наблюдателя, происходит изменение поведения фотонов света. Это напоминает концепцию из компьютерных игр, когда для экономии вычислительных ресурсов, делаются расчеты местоположения, физики и текстур только для тех объектов, которые попадают в поле зрения игрока. Как будто поведение фотона специально просчитывается при появлении наблюдателя, а без него поведение произвольно.

Нам кажется, что в нашем мире нет ничего идеального, но на самом деле все образы нашего мира подчиняются законам математики. Например, самая обыкновенная симметрия и асимметрия. Даже самые большие объемные объекты стремятся достичь самой идеальной формы, то есть формы с наименьшей площадью поверхности, которой при отсутствии гравитации и других воздействий является шар. Наша планета Земля имеет форму эллипса, но различия большего и меньше радиусов ничтожно малы, поэтому можно принять, что форма Земли - шар. Но почему шар не идеальный? Потому что планета вращается вокруг собственной оси, из-за этого на нее воздействуют внутренние центробежные силы, а также внешние гравитационные силы.

Что есть для нас наша реальность? Что значат для нас звуки, запахи, ощущения? Всё то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, преобразуются нашими рецепторами в электрические сигналы, которые обрабатывает наш мозг. Результат обработки есть картина реального мира. Сигналы рецепторов путешествую по нервной системе человека в виде биоэлектрических сигналов. Основная магистральная линия связи нервной системы - это спинной мозг, именно через него проходят все нервные импульсы от мозга к мышцам и от рецепторов к мозгу. Скорость прохождения импульсов по нервным волокнам имеет конечный предел, поэтому можно принять во внимание задержки поступления информации в мозг и высказать такой интересный факт: мы живём в прошлом. То, что мы видим, на самом деле произошло несколько долей секунды назад. В эту задержку входит не только скорость прохождения нервных импульсов по нервным волокнам, но и время обработки информации нейронами, а также время взаимодействия нейронов между собой. Значит ли это, что мир, который мы воспринимаем, на самом

Ошибка! Неверная ссылка закладки. /

деле является всего лишь биоэлектрической симуляцией? Да, так и есть. Все объекты нашего реального мира каким-либо образом воздействуют на рецепторы, информация от них следует в мозг, который в свою очередь обрабатывает их и соединяет воедино в понятной для себя форме. Например, картинка в нашем глазу на самом деле перевернутая, уже в мозге она поворачивается в соответствии с реальностью.

В заключение хотелось бы отметить то, что мы пока не может доказать или опровергнуть гипотезу о том, что наш мир компьютерная симуляция. Для этого мы ещё не развили свои технологии и не исследовали до конца наш мир и природу. Хоть мы полностью не исследовали наше тело и наш мозг, можно с уверенностью сказать, что наш мир - биоэлектрическая симуляция.

Литература:

1. Котлярова Виктория Валентиновна, Шубина Марина Михайловна, Сысоева Ольга Нико-

лаевна Виртуализация праздника в контексте исследования проблемы безопасности человека // Манускрипт. 2016. №3-1 (65). URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/virtualizatsiya-prazdnika-v-kontekste-issledovaniya-problemy-bezopasnosti-cheloveka (дата обращения: 14.11.2019).

2. Ласточкин С. Э. Способы описания систем виртуальных реальностей // Технологии виртуальной реальности: тезисы докл. конф. / ГосНИИАС. М., 1995. С. 30-34.

3. Платон Федон [Электронный ресурс] URL:

http ://www.plato. spbu. ru/TEXTS/PLATO/phedo. htm (дата обращения: 18.11.2019).

4. Nick Bostrom Are you living in a computer simulation? // Philosophical Quarterly. 2003 №53 (211). С. 243-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.